Как считать 9 дней после. Поминки: суть, правила, скорбные слова о смерти

Особое место в православных обрядах занимает поминание усопших. Самыми важными считаются с 1 по 40-й дни, 9 дней после смерти имеют собственное значение. Что необходимо сделать родственникам, что означает эта дата?


Достойные проводы

Уход близкого - всегда потрясение, даже если он был в летах, долго болел и готовился к переходу в мир иной. Сталкиваясь с тем, что от любимого человека осталась лишь неподвижная оболочка, многие задумываются о том, что и сами смертны. Пугающим кажется существование за гранью. Ведь по эту сторону мы можем лишь догадываться о том, что ждет нас там. Но благодаря учению Церкви, мы все же в общих чертах знаем, что происходит на 9 день после смерти. В этот день начинаются воздушные мытарства.

Что это такое? Считается, что душа проходит все грехи, совершенные при жизни. Особенно важно именно в период с 9 по 40-й день после смерти поддержать близкого усиленной молитвой. Много важных дел необходимо сделать, главное, чтобы земные заботы не заслонили попечение о душе. Молитвы - это для нее как проходные баллы на экзамене, только его можно пересдать, а переход в мир иной осуществляется лишь один раз.

Если кончина произошла 1 числа, 9-й день и наступит 9-го (а не 10, если бы применялось обычное сложение). Возможно, такое правило связано с тем, что в духовном мире не действуют привычные нам меры вещей.


Что необходимо сделать?

Закончены самые суетные дни, состоялось отпевание, погребение, первые поминки. На 9 дней после смерти можно с большим усердием приняться за достойное христианское поминовение. Оно состоит из двух частей - церковной и частной молитвы, все остальное имеет менее важное значение, хотя и стол по необходимости организовать надо.

  • Церковное поминание: сорокоуст (если не был заказан ранее), Псалтирь за упокой (в монастырях можно заказать вариант, который читается круглосуточно), панихида.
  • Частная молитва: чтение Псалтири, это могут быть любые кафизмы, но вообще за упокой принято читать 17-ю. Личное присутствие на Литургии, панихиде. Можно прочесть панихиду и над могилкой, взять сокращенный текст для мирян.

Очень полезным для души считается раздача милостыни. Можно отнести продукты в церковный дом, пожертвовать одежду, которая уже не нужна (раздают иногда и вещи покойного). При этом людей надо просить, чтобы они молились за помин души усопшего.


Застолье

По окончании молитв, которые подобает вознести в 9 дней после смерти, оставшееся время можно провести за поминальной трапезой. Настоящие христианские поминки не только исключают водку, на них не допускается спиртное вообще. Такой порядок связан с тем, что даже за столом следует продолжать молитвы. Темой для беседы должны стать добрые качества ушедшего, хорошие дела, которые он совершал при жизни. Не следует сильно убиваться, плакать. Это никак не облегчит положение.

Организовать поминки можно в любом месте - в кафе или на квартире, это не имеет значения. Столы можно оформить траурными лентами. Однако стоит избегать искусственных украшений. Христиане и в храмы, и на поминальные столы ставят только композиции из свежих цветов. Они символизируют жизнь, которая не прерывается.

Кушанья должны быть простыми. Обязательные блюда:

  • сладкая рисовая или пшеничная каша (коливо);
  • блины (тоже сладкие);
  • кисель.

Сладость символизирует наслаждения в раю, которые вкушают праведники. Также во время поминок на 9 день после смерти можно подать блюдо, которое любил покойный.

Следует избегать бессмысленных действий на кладбище:

  • ставить на могилу или на стол стакан с водкой, даже если покойный любил выпить;
  • лить на могилу спиртное;
  • оставлять деньги, вещи на кладбище - лучше пожертвовать их беднякам, которые смогут с благодарностью помянуть покойного в своих молитвах.

Необходимо знать, что церковное поминовение совершается лишь для крещеных, надо постараться выяснить этот факт. Люди, рожденные до 2-й мировой войны, как правило, все являются крещеными. Если человек носил крест, но в храм не ходил, молитвы должны быть усиленными. Ведь христианин, более месяца не ходивший в церковь, уже считается вероотступником.

За тех, кто умер вследствие греха самоубийства, можно ставить свечи. Но записки подавать уже нельзя. Не следует делать это и при помощи обмана - так можно даже навредить покойному. Сознательно отвергая церковь при жизни, отказываясь от Божьих даров, человек делает свой выбор, как ни печально это осознавать. В 9 дней после смерти следует начать усиленные молитвы, которые будут продолжаться до самого дня предварительного суда над душой.

Важность духовной жизни

Многие святые отцы были удостоены различных откровений, о чем составили специальные труды. Оттуда известно, как именно восходит душа в небесные обители. Чем больше людей будет искренне просить за покойного, тем легче ей находиться по ту сторону.

На 9 день после смерти душа начинает проходить испытания всеми возможными страстями. Всего их насчитывается 20 видов. Здесь и воровство, и плотские утехи, даже такой, казалось бы, малозначительный грех, как пустословие, злоречие, ругань. Мытарствам посвящены различные письменные произведения, иконы. Ужасающие картины боли, мучений, вызывают довольно неприятные чувства.

Но вполне возможно, что бесы будут не пугать, а наоборот, прельщать пролетающую мимо душу. Пытаться задержать ее, приманить тем, что при жизни она очень любила. Очень важный урок здесь заключается в том, что грешная душа самостоятельно выбирает путь в ад, не к Богу. Господь не гневается на людей - они сами отвращаются от Него тем, что подчиняются своим страстям.

Страсть от греха отличается тем, что способна поработить человека, заставить его любой ценой стремиться к удовлетворению своих пагубных желаний. Недаром это слово переводится как «страдание». Ведь получив то, чего так хотелось, человек не делается счастливым. Он только отвергается награды за гробом, потому что и там будет подвержен дурному влиянию. Только оно будет в тысячу раз сильнее.

Когда наступает 9 дней после смерти, это значит, что дух возносится на поклонение к Господу. После этого до самых сороковин душе показываются адская бездна и мучится она теми злыми делами, которые совершила в течение жизни. Усердная молитва ближних может облегчить эти скитания, которые способны ввергнуть в ужас и отчаяние. Пребывая на земле, человек может воспитать душу. Для этого существуют проверенные средства - пост, молитва, разные виды воздержания. За гробом прибегнуть к ним будет уже невозможно.

Находясь в теле, христианин может получить передышку от чувств, которые его охватывают - будь то злость или вожделение. Помогают простой сон или смена деятельности. Освободившись от тела, он будет намного острей воспринимать духовную реальность. По ту сторону душа притягивается к тому, чего хотелось ей здесь, на земле. Так она может попасть в лапы демонов. Избавить от них способны молитвы и пост, которые должны взять на себя близкие, если желают облегчить участь умершего.

Очень важно понимать, что просто подав записочку и постояв на Литургии, вы совершаете лишь ритуал. Он наполнится смыслом и станет действенным лишь тогда, когда человек понуждает себя вложить в молитву всю душу.

Почему нужно поминать умерших на 9 день

Сегодня многих людей интересует вопрос, как поминать усопшего, как лучше организовать застолье, раздавать ли калачи и платки и зачем закрывать зеркала в доме?

Кто придумывает эти правила?

Предлагаю ознакомиться с советами по проведению похоронного обряда. Ведь поминовение умерших означает желание помочь душе человека и облегчить ее страдания.

Вокруг поминок много народных примет, которые стали традициями. Мы привыкли беспрекословно следовать им, пребывая в незнании и шоковом состоянии.

Многих людей можно понять, ведь они надеются, что таким образом отгонят беды от своей семьи. Вот некоторые из популярных суеверий.

ПОХОРОННЫЕ СУЕВЕРИЯ:

На похоронах нельзя есть вилками.

Родные не несут гроб, чтобы покойный не подумал, что его смерти рады.

Все зеркала в доме, где находится покойник, нужно закрывать черной тканью.

На поминальном обеде умершему отводится отдельное место за столом, с рюмкой спиртного, прикрытой кусочком хлеба, и тарелкой с ложкой.

Детям до 6 лет и беременным нельзя ходить на похороны.

Если покойник лежит в доме, там нельзя убирать, пока тело не вынесут за пределы помещения.

Всем, кто был на похоронах, нужно дать хлеб и платок.

Лавку, на которой стоял гроб, необходимо перевернуть на сутки и положить возле нее топор. Это делается для того, чтобы в доме не появился еще один покойник.

Нельзя оставлять в доме вещи, которые входили в контакт с уже мертвым человеком.

Дверь и ворота дома, где умер человек, следует держать открытыми три дня.

Верующие люди советуют не обращать внимание на суеверия, а советоваться с церковными служителями. Поминовение усопших — это, прежде всего, церковный молебен. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Oтца Mоего Hебесного», — пишется в Eвангелии от Mатфея.

Согласно церковным учениям, поминать умерших надо в третий, девятый, сороковой дни после смерти и на годовщину. День смерти всегда считается первым. Самое главное не поминальная трапеза, а совместная молитва. Если твоя семья решила организовать обед в память усопшего, запомни несколько правил.

КАК ПРОВОДИТЬ ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБЕД:

В особые дни поминовения (3-й, 9-й, 40-й и на годовщину) закажи в церкви панихиду и присутствуй на литургии, если она положена в этот день.

Посоветуйся со священником, на какой день можно перенести обед, если он приходится на большой праздник. Лучше всего проводить трапезу в субботу. Поминки в пост проводить тоже можно.

Не устраивай пышного застолья. «Если можешь помолиться за человека - помолись, не можешь помолиться - скажи о нём хорошо, не можешь сказать - подумай о нём хорошо».

В особый день поминовения следует зажечь свечу, купленную в церкви, и прочитать молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».

Перед принятием пищи, каждый, кто сидит за обеденным столом, должен прочитать «Отче наш». После трапезы проси у Бога за всех умерших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

На поминальном столе не должно быть много еды. Первым блюдом, которое гости едят на поминках, является кутья (коливо, или сочиво) — отваренные зерна пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно является символом воскресения, а мёд — сладостью праведников в Царстве Божьем. Кутью желательно освятить во время панихиды, но если не получается, надо окропить святой водой.

Пищу с поминок можно раздать нуждающимся, выбрасывать ее нельзя.

Приносить еду на могилу покойника неправильно, это языческая традиция.

Поминки на годовщину после смерти делают скромными. В этот день соберитесь в тесном кругу близких и помяните усопшего общей молитвой, можно без трапезы.

Церковь не одобряет употребления спиртного на поминках. Вино считается символом земной радости, а поминки — время для усиленной молитвы о человеке, который может тяжело страдать в загробной жизни. Оставлять на столе рюмку с водкой и кусок хлеба нельзя ни в коем случае, это пережиток язычества, и в верующих семьях так не делают.

Но что делать, если умерший был неверующим, некрещеным, самоубийцей или следовал другим религиозным учениям?

Вот как отвечает святой отец на этот вопрос:

«В храмах за таких людей не молятся и их не отпевают, но в случае с самоубийцами по благословению священников следует читать домашнюю молитву, не возбраняются и поминальные трапезы с родственниками. Следует посетить храм в Tроицкую родительскую субботу — в этот день церковь молится обо всех “от века почивших”, в том числе и об “иже во аде держим их”.

Подавать записки о самоубийце нельзя, а вот поучаствовать в службе и помолиться именно “обо всех” можно и даже нужно.

B память об иноверцах, нужно молиться о них и раздавать милостыню. Так как они никогда не были в лоне православной церкви, записки о них не подают и свечи не ставят».

Никто не живет на этой земле вечно, мы приговорены к летальному исходу. Но смерть — это рождение в новую жизнь, ведь умирает только физическое тело, а душа бессмертна. Людям суждено встретиться после кончины, но где, зависит от нас сейчас, от того, как мы проведем эту жизнь.

Молись и кайся, живи по заповедям и не проливай бесполезных слез об умерших.

Вспоминай их в домашней молитве или в храме.

НАСКОЛЬКО ВАЖНО ПОДАВАТЬ СОРОКОУСТЫ О УПОКОЕНИИ

Поучения старцев: насколько важно подавать сорокоусты об упокоении.

«Этот рассказ взят из книги - Современные старцы горы Афон, выпущенной издательством Русский Паломник.

Эта не выдуманная история на примере одного семейства, рассказывает насколько важно подавать сорокоусты об упокоении почивших христиан.

Итак, пришлось старцу Даниилу отправиться из монастыря Ватопед в родной город Смирну и пробыть там девять месяцев.

“Как только прибыл я (в Смирну), то счел долгом своим посетить Георгия, сына незабвенного Деметриуса”. (Деметриус был простым мирянином, но его великая вера и добродетельность дали ему “мудрость небесную”, и прославился он своими мудрыми советами и наставлениями. Его поучения укрепляли многие души, включая и душу старца Даниила в юные годы. “Я расспросил его подробно о смерти отца, о кончине которого знал от многих людей”.

В ответ на просьбу монаха Георгий в мельчайших подробностях описал кончину своего достопочтенного отца, слезами сопровождая воспоминания. И одна деталь настолько примечательна, что мы должны сейчас же рассказать о ней.

Достигнув заката земной жизни, богодухновенный Деметриус был предуведомлен о дне смерти своей, определенном ему Господом. В день тот он попросил одного благочестивого, чистого сердцем священника отца Деметриуса придти к нему.

“Я умру сегодня, отче, — сказал он. — Прошу тебя, скажи, что мне делать, когда наступят последние мгновения”.

Священник знал о его добродетельной жизни, знал, что он исповедовался, соборовался и несколько раз причастился. Но, выслушав просьбу, решил предложить следующее.

“Если пожелаешь, распорядись, чтобы по смерти твоей в каком-нибудь сельском храме совершили о тебе сорок литургий (сорокоуст)”. Умирающий с радостью принял совет священника. Немного помедлив, он призвал сына.

“Сын мой, я прошу тебя об одной услуге. Прошу тебя, чтобы по смерти моей ты заказал по мне сорок литургий в какой-нибудь сельской церкви”.

Тот ответил: “Благослови меня, отец мой, я обещаю исполнить твое желание”.

Через два часа Божий человек испустил дух. Без промедления его достойный сын обратился к отцу Деметриусу, не зная, что именно он присоветовал сорок литургий.

“Отец Деметриус, мой отец оставил мне распоряжение отслужиить за него сорок литургий где-нибудь за городом. И так как Вы иногда остаетесь в храме Святых Апостолов, я прошу Вас взять на себя труд отслужить их. Я позабочусь об оплате всех расходов”. Со слезами отвечал священник: “Дорогой Георгий, ведь это я твоему отцу дал такой совет, и пока я жив, всегда буду его поминать.. Но я не могу совершить эти сорок литургий, потому как раз сейчас матушка моя приболела. Тебе придется обратиться к другому священнику”.

Однако Георгий, зная великое благочестие отца Деметриуса и преданность ему своего отца, настаивал, пока не уговорил его. Священник, придя домой, сказал супруге и дочерям:

“Я должен совершить сорок литургий за душу доброго христианина Деметриуса. Поэтому сорок дней не ждите меня дома, я буду в храме Святых Апостолов”.

И начал он усердно совершать литургии. Совершил уже тридцать девять, последняя пришлась на воскресный день. Но в субботу вечером у него так страшно разболелись зубы, что он вынужден был пойти домой. Он стонал от боли. Супруга предложила вызвать врача, чтобы тот удалил зуб.

“Нет, — ответил отец Деметриус. — Завтра я должен совершить последнюю литургию”.

Однако в середине ночи боль настолько усилилась, что пришлось-таки вызвать врача и удалить зуб. И так как было кровотечение, священник решил отложить последнюю литургию до понедельника.

В субботу днем Георгий приготовил деньги для оплаты труда священника и намеревался отдать их ему на следующий день. В ночь на воскресенье он стал на молитву. Ночная тишина способствовала молитвенному настроению. Прошло долгое время, он устал и прилег на кровать, припоминая добрые дела и наставления своего благословенного батюшки. На ум пришла и такая мысль: “Действительно ли сорок литургий помогают душам умерших или церковь предписывает их для утешения живущих? ” И в этот момент задремал.

Он увидел себя в прекрасном месте, в месте такой неописуемой красоты, которую на земле и не встретить. Однако чувствовал себя недостойным находиться в таком святом райском месте, и его охватил страх, что его должны изгнать оттуда до глубин адских. Но он укрепился такой мыслью: “Если Господь Всемогущий привел меня сюда, Он смилуется надо мной и даст еще время на покаяние, ведь я еще не умер и не разрешился от тела”.

После этой утешительной мысли увидел идущий издали чистейший и ярчайший свет, сияющий гораздо сильнее, чем солнце. Он побежал навстречу к нему и с невыразимым удивлением увидел зрелище невиданной красоты. Перед ним простирался огромный то ли сад, то ли лес, благоухающий чудесным незнакомым ароматом. Он подумал: “Так вот он, Рай! О, какое блаженство ожидает тех, кто праведно поживет на земле!”

С изумлением и наслаждением рассматривая эту неземную красоту, обратил внимание на прекраснейший дворец исключительного архитектурного изящества, стены которого сияли ярче золота на солнце и бриллиантов. Невозможно описать его красоту человеческими словами. Он стоял пораженный и безмолвный. Подойдя поближе — о, радость! — увидел отца своего, светоносного и сияющего, у двери дворца.

“Как ты попал сюда, дитя мое?” — спросил отец мягко и с любовью.

“Милость Спасителя нашего Христа и заступничество Его Матери, которую я сугубо почитаю, дали мне место это. Сегодня я должен был войти во дворец этот, но так как строитель, сооружавший его, нездоров — сегодня у него вырвали зуб, — сорок дней строительства не закончены. Потому я войду в него завтра”.

После этих слов Георгий проснулся с ощущением чуда, со слезами, но несколько озадаченный. Остаток ночи не спал, непрестанно творил молитвенные славословия Всемогущему Богу. Утром пошел на литургию в собор святой Фотинии. После, взяв просфору, вино и свечу, отправился в район Миртакии, где находилась церковь Святых Апостолов. Он нашел отца Деметриуса в келлии, сидящим на стуле.

Священник с радостью приветствовал его и сказал, не желая огорчить: “Я только что пришел с Божественной литургии. Сейчас сорок литургий совершены”.

Тогда Георгий стал в подробностях описывать видение, бывшее у него ночью. Когда дошел до описания того, что вступление его отца во дворец было отложено из-за зубной боли строителя, священник исполнился страхом, но вместе и радостью, и ощущением чуда. Он встал и сказал:

“Дорогой мой Георгий, я — строитель, который трудился над возведением дворца. Сегодня я не совершил литургию из-за вырванного зуба. Видишь, мой носовой платок весь в крови. Я сказал тебе неправду, потому что не хотел расстраивать тебя”.

Старца Даниила глубоко взволновал этот рассказ. Под конец Георгий предложил ему посетить отца Деметриуса, который подвизался тогда в приходе св. Иоанна Богослова. Священник подтвердил подлинность и сказал записать все как очень поучительное. Так и совершилось, раз уж мы нашли ее в рукописях. В конце старец Даниил приписал карандашом: “Записанное я слышал в 1875 году, в октябре. Наш незабвенный Деметриус почил в 1869″.

В странах, где исторически сложились давние и сильные христианские традиции, всем известно, что после смерти человека особое значение имеют третий день после печального события, девятый день и сороковой день. Знают-то практически все, но вот многие не могут сказать, по каким именно причинам эти даты - 3 дня, 9 дней и 40 дней - настолько важны. Что же происходит, согласно традиционным представлениям, с душой человека до девятого дня после его ухода из земной жизни?

Путь души

Христианские представления о посмертном пути человеческой души могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. И если в православной и католической картине загробного мира и участи в ней души отличий всё-таки немного, то вот в различных протестантских течениях разброс мнений очень велик - от почти полной идентичности с католичеством до ухода далеко от традиции, вплоть до полного отрицания существования ада как места вечных мучений душ грешников. Поэтому более интересна православная версия того, что же происходит с душой в первые девять дней после начала иной, загробной жизни.

Святоотеческое предание (то есть признаваемый корпус трудов Отцов Церкви) гласит, что после смерти человека в течение почти трёх дней его душа имеет практически полную свободу. Она не только обладает всем «багажом» из земной жизни, то есть надеждами, привязанностями, полнотой памяти, страхами, стыдом, стремлением завершить какие-то неоконченные дела и так далее, но и способна находиться где угодно. Принято считать, что в эти три дня душа либо находится рядом с телом, либо, если человек умер вдали от дома и семьи, рядом со своими близкими людьми, либо в тех местах, которые по каким-то причинам были особенно дороги или примечательны для данного человека. На третий же дань душа теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса, чтобы там поклониться Господу. Именно поэтому на третий день, по традиции, нужно провести панихиду и таким образом окончательно попрощаться с душой покойного.

Поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит то единение праведных душ с Господом, которое и есть цель человеческого существования, встречается с душами святых и тому подобное. Это «обзорное» путешествие души по раю длится шесть дней. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.

Что важно в эти дни для живых

Однако, согласно православному мировоззрению, не стоит воспринимать девять дней после смерти как исключительно потустороннее дело, которое вроде как оставшихся в живых близких покойного и не касается. Напротив, именно сорок дней после смерти человека являются для его родных и друзей временем наибольшего сближения мира земного и Царствия Небесного. Потому что как раз в этот период живые могут и должны приложить все усилия для того, чтобы способствовать лучшей возможной участи души умершего, то есть её спасению. Для этого нужно постоянно молиться, надеясь на Божью милость и прощение душе её грехов. Это важно с точки зрения определения судьбы души человека, то есть где она будет ожидать Страшного Суда, в раю или в аду. На Страшном Суде участь каждой души будет решена окончательно, так что у тех из них, кто был помещён в ад, есть надежда на то, что молитвы за неё будут услышаны, она будет прощена (если за человека молятся, даже несмотря на то, что он совершил много грехов, значит, в нём было и что-то хорошее) и удостоится места в раю.

Девятый день после смерти человека является в православии, как бы это ни звучало странно, почти праздничным. Люди верят, что последние шесть дней душа покойного пребывала в раю, пусть и в качестве гостя, и теперь может достойно восхвалить Творца. Более того - считается, что если человек вёл праведную жизнь и своими добрыми делами, любовью к ближним и раскаянием в собственных грехах снискал расположение Господа, то его посмертная участь может решиться уже после девяти дней. Поэтому близкие человека должны в этот день, во-первых, особенно усердно молиться о его душе, во-вторых, провести поминальную трапезу. Поминки на девятый день, с точки зрения традиции, должны быть «незваными» - то есть на них не нужно никого специально приглашать. Должны сами помнить об этом ответственном дне и придти без напоминаний те, кто желает душе умершего всего наилучшего.

Однако в реальности на поминки практически всегда специальным образом приглашают, и, если людей ожидается больше, чем способно вместить жилище, то они проводятся в ресторанах или подобных заведениях. Поминки на девятый день это спокойное воспоминание о покойном, которое не должно превратиться ни в обычную гулянку, ни в траурные посиделки. Примечательно, что христианскую концепцию об особом значении трёх, девяти и сорока дней после смерти человека взяли на вооружение современные оккультные учения. Но они придали этим датам иной смысл: согласно одной версии, девятый день обозначен тем, что в это срок якобы разлагается тело; согласно другой, на этом рубеже, умирает то из тел, после физического, ментального и астрального, которое может являться в качестве привидения.40 дней после смерти: последний рубеж

В православной традиции третий, девятый и сороковой дни после смерти человека имеют определенное значение для его души. Но именно сороковой день имеет особенное значение: для верующих это тот рубеж, который окончательно отделяет земную жизнь от жизни вечной. Поэтому 40 дней после смерти с религиозной точки зрения дата даже более трагическая, чем сам факт физической кончины.

Борьба за душу между адом и раем

Согласно православным представлениям, которые происходят из описанных в Житиях святых случаев, из богословских трудов Отцов Церкви и из канонических богослужений, душа человека с девятого по сороковой дней проходит через ряд препятствий, называемых воздушными мытарствами. С момента смерти до третьего дня душа человека пребывает на земле и может быть рядом со своими близкими или путешествовать куда угодно. С третьего же по девятый дни она пребывает в раю, где ей предоставляется возможность оценить те блага, которые Господь в награду за праведную или святую жизнь воздаёт душам в Царствии Небесном.

Мытарства же начинаются с девятого дня и представляют собой такие препятствия, в которых от самой человеческой души уже ничего не зависит. Человек изменяет соотношение своих добрых и злых мыслей, слов и поступков лишь в земной жизни, после смерти он уже не в состоянии ничего добавить или убавить. Мытарства это, по сути, «судебные состязания» между представителями ада (бесами) и рая (ангелами), имеющими аналогию в прениях между прокурором и адвокатом. Всего мытарств насчитывается двадцать, и они представляют собой те или иные греховные страсти, которым подвержены все люди. Во время каждого из мытарств бесы представляют список грехов человека, связанные с данной страстью, а ангелы оглашают список его добрых дел. Принято считать, что, если список грехов по каждому мытарству окажется солиднее списка добрых дел, то душа человека отправляется в ад, если по Божьему милосердию добрые дела не умножаются. Если добрых дел больше, душа переходит к следующему мытарству, как и в том случае, если грехов и добрых дел оказывается поровну.

Окончательное решение участи

Учение о воздушных мытарствах не является каноническим, то есть оно не входит в основной вероучительный свод Православия. Однако авторитет святоотеческой литературы привёл к тому, что вот уже на протяжении многих столетий подобные представления о посмертном пути души являются фактически единственными в рамках этой религиозной конфессии. Период с девятого по сороковой день после смерти человека считается наиболее важным, а сам сороковой день едва ли не наиболее трагической датой даже по сравнению с самой смертью. Дело в том, что, по православным представлениям, на сороковой день, после прохождения мытарств и лицезрения всех ужасов и мучений, которые ждут грешников в аду, душа человека в третий раз предстаёт непосредственно перед Богом (в первый раз - на третий день, второй раз - на девятый день). И именно в этот момент решается судьба души - где её пребывать до момента Страшного Суда, в аду или в Царствии Небесном.

Считается, что к тому моменту душа уже прошла все возможные испытания, которые и должны были определить, смог ли человек своей земной жизнью заслужить спасение. Душа уже видела рай и могла почувствовать, насколько она достойна или недостойна разделить участь праведников и святых. Она уже прошла через мытарства и представляет, насколько многочисленны и тяжки её грехи. К этому моменту она должна полностью раскаяться и уповать лишь на Божью милость. Именно поэтому сороковой день после смерти воспринимается Церковью и близкими покойного как ключевой рубеж, после которого душа отправляется либо в рай, либо в ад. Необходимо усердно молиться о душе умершего, исходя как минимум из трёх мотивов. Во-первых, молитва способна повлиять на решение Господа относительно участи души: обращается внимание как на сам факт неравнодушия близких к человеку, так и на возможное заступничество перед Богом святых, которым молятся. Во-вторых, если душа всё-таки отправлена в ад, это ещё не означает для неё конечную гибель: окончательно судьба всех людей решится во время Страшного Суда, а значит, ещё есть возможность молитвами изменить решение. В-третьих, если душа человека обрела Царствие Небесное, необходимо достойно возблагодарить Бога за оказанную Им милость.

Традиционно на Руси принято отмечать девятый и сороковой день со дня смерти. С этими поминальными датами связан ряд обычаев и запретов.

Почему отмечают девять и сорок дней?

Православные каноны утверждают, что с третьего по девятый день со дня смерти душа усопшего все еще находится в этом мире, но с девятого по сороковой день она «уходит» все дальше, испытывая «мытарства» по пути на тот свет. В эти дни необходимо молиться за умершего, чтобы он обрел место в раю. Именно поэтому русские устраивают поминки на девять и сорок дней. Что же запрещается делать в связи с этим?

Нельзя «сдвигать» дату

Девятый и сороковой день отмечаются со дня смерти. То есть, если человек умер, к примеру, 8-го числа, то это будет первым днем. Девятый день наступит 16-го, а сороковой – 16 или 17 числа следующего месяца.
Обязательно в этот день помолиться за усопшего в храме, провести панихиду. А вот устраивать застолье можно и раньше, и позже, если обстоятельства мешают провести его именно в этот день.

Нельзя звать гостей на поминки

Поминки на девятый и сороковой день называются «незваными». На них люди собираются сами. На девять дней собираются в основном самые близкие – родственники и друзья. На сорок могут прийти соседи, коллеги, знакомые. Можно оповестить людей о времени и месте поминок, но не следует говорить, что вы их приглашаете.

Нельзя проводить поминки прямо на кладбище

На девятый и сороковой день можно сходить на кладбище и помолиться на могиле усопшего. А вот поминать его прямо у могилы или оставлять на ней прикрытую хлебом стопку водки, как делают некоторые, против христианских канонов.

Если девятый или сороковой день выпали на будни по время Великого поста, их принято переносить на субботу или воскресенье. Желательно, чтобы стол также был постным.

На девятый день стол должен быть скромным

На девять дней не принято ставить на стол много блюд: считается, что это отвлекает близких от молитв и воспоминаний об усопшем. На сорок дней стол можно сделать более обильным.

Нельзя приходить на поминки нарядно одетыми

Церковь рекомендует одеваться на поминки строго и без лишней вычурности. Желательно, чтобы женщины убрали волосы под платки. По крайней мере это касается близких родственниц покойного. Не следует ради поминок покупать новое платье, посещать парикмахерскую. Это светские дела, которые не имеют отношения к душе умершего человека. Если умерший – ваш близкий, то вплоть до сорокового дня лучше вообще воздержаться от любых светских мероприятий или празднований. Это дни траура.

Нельзя веселиться

Даже если человек скончался от старости и кончина его в общем-то была ожидаемой, не стоит во время поминок смеяться и петь песни. Люди собираются, чтобы помолиться за усопшего и вспомнить о нем.

Все про девятины после смерти: что значит этот период, какие обычаи и что делать родственникам почившего. Основываясь на верованиях и религиозных писаниях, несоблюдение традиций лишит покойного райской жизни после кончины, а на родственников падет тяжкий грех.

В статье:

9 дней после смерти - значение даты в православии

Православным принято обозначать третий, девятый и сороковой день после смерти человека. Отмечается годовщина, а в некоторых регионах - шесть месяцев после кончины. Это дни посмертия человека, каждый имеет сакральное значение. Родственникам следует знать и соблюдать традиции и обычаи, которые связаны с поминовением.

Мытарства души блаженной Федоры, фрагмент росписи в Киево-Печерской Лавре

За девять дней душа завершает путь, начатый при жизни, ищет дорогу в новый мир. Если третий день считается почином загробного пути, а сороковой - окончанием, девятый - единственный из важных этапов посмертного путешествия.

Цифра 9 - одно из сакральных чисел. В ангельской иерархии существует девять чинов ангелов. Девятый день после смерти отмечается в честь покойного, и в их почёт - ангелы будут защитниками на Небесном Суде . Они выполняют роль адвокатов, просят Бога о помиловании для каждого человека.

После смерти и до третьего дня душа усопшего находится неподалеку от живых. Ее сопровождает ангел-хранитель. На четвертый день ангел провожает умершего за райские ворота. До девятого дня усопший занят осмотром Рая. Еще не ведая приговора, который Бог вынесет на сороковой день, душа узнает, что ожидает ее в Раю или Аду. В Эдеме человека ждет отдых от боли, которая была в земной жизни, и мук совести за совершенные грехи.

На девятый день Господь повелевает ангелам привести умершего к его престолу. Это день, в который человек впервые со страхом и трепетом предстает перед Всевышним. После разговора с Богом дух отправится в Ад - до сорокового дня. После завершения путешествия по загробному миру душу ожидает Небесный Суд.

С девятого по сороковой день происходят мытарства души. Вместе с ангелом-хранителем дух преодолевает испытания, которые представляют собой греховные искушения. Если душа пройдет проверки, добрая половина одолеет злую, и все прижизненные грехи будут прощены на Небесном Суде.

Девять дней после смерти - значение для покойного

В душах имеется все, что находится в небе. (Бальмонт К. Д.)

Значение девятины после смерти для души покойного важно. В это время дух занят поиском пути, по которому предстоит следовать. Некоторые верят в . Судя по литературе о реинкарнации , в период с третьего дня по сороковой душа занята пересмотром и анализом жизненных ошибок. Существует теория, что душа сама принимает решение о том, каким будет ее последующее воплощение.

Если руководствоваться христианскими источниками, праведникам уготован Рай, а грешникам - мучения в Аду. Душа умершего на девятый день все еще занята поиском продолжения пути. В это время родственники покойного должны постараться отпустить его. Полностью забыть о боли и страданиях невозможно - этими чувствами пропитана любая потеря. Но успокоение души живых доставит толк усопшему: лучше принести пользу молитвами, а не слезами. Человек обретет покой, перестанет беспокоиться о живых и отойдет туда, где ему место.

В православной традиции считают, что с четвертого по девятый дни душе показывают Рай, а затем, с девятого по сороковой дни, - Ад. На девятины усопший полностью забывает обо всей скорби, которую ощущал во время земной жизни, не вспоминает и о телесной боли. Грешные души в это время начинают испытывать истинное раскаяние. Молитвы родных и близких важны в этот момент - усопшему пригодится поддержка родственников.

В это время дух предстает перед Богом впервые. Принято заказывать молебны, устраивать поминки, читать молитвы, помогать усопшим проходить загробные испытания другими способами. Во время службы в церкви стоит просить о присоединении души к числу ангелов. Родственник сможет стать личным ангелом-хранителем. Язычники верят, что усопшие предки рядом и готовы помочь.

Обычай поминок на 9 день после смерти

Обязательная составляющая любых поминок - кутья , традиционное обрядовое блюдо, без которого не обходятся праздники. Для поминальной трапезы кушанье полагается готовить из пшеницы и сахара или меда. Кутью варят из риса. Это не просто сладкое блюдо для застолья, а с сакральным смыслом.

Семена обозначают рождение новой жизни, символизируют воскресение человека в загробном мире, возможно, в следующей инкарнации. Сахар, мед или варенье символизируют сладость жизни после смерти. Готовое блюдо стоит освятить в церкви, если есть возможность. Считается достаточным окропить кутью святой водой.

Обязательный напиток на поминальном столе - компот или кисель, порой подают квас. Ставят любую кашу, кроме кутьи. На поминки готовят блины, реже бывают пирожки со сладкой начинкой. Рыбные блюда не запрещены: бутерброды со шпротами, пироги, сельдь, холодные закуски. Жаркое и лапша с птицей, котлеты встречаются на поминальных столах. Первое блюдо - борщ.

Поминки на 9 день после смерти - незваные. Приглашать гостей не принято, люди поминать усопшего приходят сами. Прийти может любой человек, который пожелает вспомнить умершего. По традиции, обязательно должны присутствовать родственники, люди, которые омывали покойного, мастерили гроб и копали могилу. В старину это делали соседи, друзья семьи и коллеги, но сейчас этим занимаются люди из ритуального бюро, поэтому традиция потеряла смысл.

Начинается застолье по печальному поводу с прочтения молитвы «Отче наш». Можно читать вслух, повторяя за родственниками усопшего, молиться шепотом или про себя. После молитвы подается первое блюдо - кутья.

Касательно кушаний и напитков, которые нужно поставить на стол: правил немного, запомнить их легко. Под запретом алкоголь: на большинстве поминок подается водка, но этого нельзя делать. Пьянство - проступок, и на поминках предавание греху может серьезно навредить душе почившего. Приметы о кладбищах не советуют приносить спиртное на могилы.

Нельзя переборщить с блюдами. 9 дней после смерти человека - подготовка к Небесному Суду и рассмотрению прижизненных грехов умершего. Чревоугодие - один из проступков, поэтому не грешите в честь усопшего - это негативно отразится на его посмертном существовании. Стол должен быть скромным, без изысков. Сам факт принятия пищи не имеет значения. Важно, что люди собрались, чтобы вспомнить почившего и поддержать родственников.

Несмотря на стремление избавить поминальный стол от роскоши, рассчитать число продуктов так, чтобы не осталось ничего, сложно. На девятины количество гостей предсказать нельзя - люди приходят незваными, по желанию. Если после траурного застолья остались продукты, их раздают нищим: выбрасывать нельзя.

За столом запрещено смеяться, веселиться, устраивать хоровое пение. Нельзя вспоминать плохие поступки, негативные пристрастия и привычки, черты характера умершего. До сорокового дня будет принято решение, где находиться душе - в Раю или Аду. Негативные воспоминания, высказанные вслух, будут склонять чашу весов к страшному приговору.

Имеет большое значение внешний вид людей, которые собираются почтить память усопшего. Женщинам полагается покрывать голову платками, собирая волосы. Мужчинам нельзя пребывать в поминальном помещении в головных уборах, их нужно снимать при входе. Сейчас покрывают головы во время поминок родственники - черными траурными платками.

Что совершают на 9 дней после кончины родственники почившего

То, что делают на девятины после смерти - труд родных, который принесет пользу усопшему в загробной жизни. Не только от его деяний зависит то, где окажется душа умершего - в Раю или в Аду. Что означает девятый день после смерти? В этот период объединяются люди и ангелы, чтобы помочь усопшему попасть в Рай. Нельзя относиться к поминальным дням как к формальности: это время, когда живые способны помочь душе, пребывающей в загробном мире.

Для верующего человека поход в церковь на 9 день после смерти близкого обязателен. Нужно заказать молебен и поставить свечку за упокой. Обязательно помолиться возле икон о милости Бога и помощи ангелов на Небесном Суде. Просить за родственника умершего можно и дома, но службу за упокой заказывают с походом в церковь.

Молитвы об упокоении души, чтобы Бог был милостив и разрешил находиться в Раю, могут читать все. Чем больше людей молятся за душу покойного, тем выше вероятность положительного приговора на Небесном Суде. Обращаться можно и к Богу, и к ангелам, и к Святым.

Ближе к полудню нужно посетить могилу: навести порядок, убрать мусор, принести цветы и венки, зажечь свечу в лампадке. Можно пригласить священника для литии - службы, которая проводится над могилой. Если возможности нет, прочитать молитву можно и самостоятельно. От разговоров на посторонние темы необходимо воздержаться. Во время посещения могилы лучше вспоминать покойного - вслух или мысленно.

Устраивать поминки на кладбище нельзя - запрещено старинными приметами про похороны. Не рекомендуют делать это и священники. Запрещается оставлять алкоголь и в стакане возле могилы, нельзя лить спиртное на холмик. Можно оставить «обед» - сладости и другие угощения. Чаще всего приносят то, что дается на поминках. Сладости и выпечка раздаются на кладбище незнакомцам, чтобы те помянули почившего.

Хорошее или ничего

На поминках и в разговорах полагается вспоминать хорошие действия умершего. В этот период Бог внимателен ко всем плохим поступкам усопшего и должен слышать, что у живых положительное мнение об этом человеке. Не вовремя сказанное плохое слово или негативное воспоминание все испортит.

В этот день нужно подать милостыню нищим, а деньги или продукты - неважно.

В доме, как и на кладбище, следует зажечь лампадку в честь покойного, поставить стакан с водой и хлеб. Эти знаки внимания находятся возле портрета усопшего с черной траурной лентой. На девятые сутки можно снять завесы с зеркал во всех комнатах, кроме спальни.

Как считается девятина после смерти

По медицинской статистике, больше всего умерших в период между 3 и 4 часами утра. Эту пору называют временем «между волком и лисицей» .