Логопедическое занятие в подготовительной группе. «Вечер загадок по произведениям С. Я. Маршака». Логопедическое занятие в подготовительной группе Загадки с маршака вот ящик почтовый

Ольга Владимировна Савкина
«Вечер загадок по произведениям С. Я. Маршака». Логопедическое занятие в подготовительной группе

Цель. Закрепление знаний детей о произведениях С . Я. Маршака , с которыми ребята познакомились в процессе реализации проекта.

Задачи :

1. Развивать представление у детей о литературных жанрах : загадка , рассказ и стихотворение.

2. Развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу и книгам.

3. Углубить читательский опыт детей.

4. Развивать творческие способности детей в художественно-творческой деятельности на материале произведений С . Я. Маршака .

5. Воспитывать интерес и любовь к произведениям С . Я. Маршака .

Оборудование : проектор, слайды по произведениям С . Я. Маршака , картинки с изображением героев по произведениям С . Я. Маршака .

Ход работы

Логопед : - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в волшебный мир сказок и стихов С. Я. Маршака .

Пела ночью мышка в норке :

Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Логопед : - Ребята, наверное, вы догадались, из какой сказки эти строки.

3 варианта : «Сказка о глупом мышонке» , «Сказка об умном мышонке» , «Сказка о капризном мышонке» .

Логопед : - Молодцы! Конечно, это «Сказка о глупом мышонке» .

А теперь давайте проверим, как вы знаете эту сказку?

Скажите, ребята, кого побежала звать в няньки мышка-мама к своему глупому мышонку?

4 варианта (слайд) : утка, жаба, лошадь, медведь.

Логопед : -

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки,

Оказалось, это брюки.

Ребята, вы угадали, о каком человеке идет речь? («Вот какой рассеянный» )

Ребята, что любил человек рассеянный одевать на голову? (Сковороду.)

А что на ноги? (Перчатки.)

Ребята, а почему человек рассеянный ехал двое суток в поезде, но так и оказался в Ленинграде? (Он сел в отцепленный вагон.)

Логопед : -

Не хотел котенок мыться –

Опрокинул он корытце

И в углу за сундуком

Моет лапку языком.

Вот какой глупый котенок!

О каком котенке идет речь? («Усатый – полосатый» .) (слайд)

Кто была хозяйкой этого котенка? (Девочка четырех лет.) (слайд)

Логопед : - Его родина – Италия. Он вырос на грядке в шумной и дружной семье, окончил там школу луковых наук. («Чиполлино» .) (слайд.)

Логопед : -

На свете старушка

Спокойно жила,

Сухарики ела

И кофе пила.

И был у старушки

Породистый пес,

Косматые уши

И стриженный нос.

Что за пес был у старушки? («Пудель» .) (слайд)

Логопед : -

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

(«Рассказ о неизвестном человеке» .) (слайд)

Логопед : - Ребята, какой совершил благородный поступок этот парень?

Дети : - Он спас девочку от пожара.

Логопед : -

Дама сдавала багаж

Картонку

И маленькую …

4 варианта (слайд) : кошку, свинку, козочку, собачонку.

Логопед : - Верно! Молодцы!

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «5» на рюкзаке

В синей фирменной рубашке?

Это он, это он … (ленинградский почтальон) .

Логопед : - Здорово, ребята! Я рада, что вы так хорошо знаете произведения С . Я. Маршака . А теперь настало время отдохнуть. Давайте поиграем.

Подвижная игра

Логопед : - Ребята! На полу лежат картинки с изображением разных героев по произведениям С . Я. Маршака . Как только заиграет музыка, вы можете танцевать, прыгать, бегать. Музыка заканчивает звучать – вы должны успеть встать возле любого героя. С каждым разом героев будет становиться все меньше. Играем до тех пор, пока не уйдут все герои.

Логопед : - Отдохнули. Давайте присядем на стульчики и продолжим.

Ребята, а вы знаете, что С. Я. Маршак еще написал много загадок ? Давайте поиграем. Я буду загадывать его загадки , а вы отгадывать.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не уйду,

Покуда он идет. (Дождь)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела

Поломала

Зуб, зуб. (Пила)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью. (Сапоги)

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (Мяч)

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы друзья,

Не бейте нас! (Часы)

Логопед : - Молодцы! Вы загадки отгадали , я предлагаю поиграть. Но сначала угадайте, из какой сказки эти строки?

Жила-была кошка на свете,

Заморская,

Ангорская.

Жила она не так, как другие кошки :

Спала не на рогожке.

А в уютной спаленке,

На кроватке маленькой,

Укрывалась алым

Теплым одеялом

И в подушке пуховой

Утопала головой. («Кошкин дом» .) (слайд)

Развитие графических навыков

Логопед : - Ребята! Давайте с вами изобразим «Кошкин дом» на листе бумаги. Каждый из вас будет рисовать по одной части дома : кто-то нарисует стены, кто-то крышу и т. д.

Заключение

Логопед : - Молодцы ребята! Вам понравилось наше путешествие? Вы сегодня показали свои прекрасные знания по произведениям С . Я. Маршака . За это, я для вас приготовила подарки.

Публикации по теме:

В нашем детском саду, как и во многих детских садах прошла «Неделя театра». Одна из них - показ детьми театральной сказки. Обычно это проходит.

Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака для детей дошкольного возраста Программные задачи: 1. Продолжать углублять интерес детей к творчеству детских писателей К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака. 2. Побуждать.

Литературная викторина по произведениям В. Бианки с детьми подготовительной группы Литературная викторина по произведениям В. Бианки» с детьми подготовительной группы Задачи: Познакомить детей и с творчеством В. В.

Цель. Закрепление знаний детей о многочисленных произведениях С. Я. Маршака, с которыми ребята познакомились в процессе реализации проекта.

Вырастет ещё не одно поколение детей, которое будет читать произведения Самуила Яковлевича Маршака. Огромная сила воображения, лёгкий слог, юмор, живость языка, доступность – вот те качества, которые присущи творчеству нашего любимого поэта.

Викторина «Стихи Маршака» состоит из 15 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Какие вы знаете стихи Маршака, где персонажами являются фрукты и овощи?
Ответ: «Песня Чиполлино», «Репа и отец», «Ананасы всмятку»

«Я — веселый Чиполлино.
Вырос я в Италии —
Там, где зреют апельсины,
И лимоны, и маслины,
Фиги и так далее ».

«Репа и отец»
(Английские эпиграммы)

Тот, кто кричит на рынке: «Репа! Репа!»…

Из стихотворения «Ананасы всмятку»
Он не ел ананасов, но видал на картинах…
Неизвестен в России этот редкостный плод.
Футурист в ананасах, как иной в апельсинах,
Разбирается туго, — уверяет народ

2. Какие вещи сдавала в багаж дама в стихотворении «Багаж»?
Ответ: «Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку».

3. Какая поговорка упоминается Маршаком в произведении «Басня» («Случается нередко, что слепой..»)?
Ответ: Есть поговорка: «Зрячий, но не зоркий!»

4. Синьоры – это важные персоны. О каком синьоре писал Маршак?
Ответ: о синьоре Помидоре
«Я — синьор
Помидор.
Красен я и пышен.
А служу я с давних пор
У помещиц – Вишен ».

5. Какого зверя решила перевести по скользкому льду лисица, но он отказался от её услуг?
Ответ: ёжика, в стихотворении «Ежик и лисица»

«Ежик и лисица»
Бежит ежик
Вдоль дорожек
Да скользит на льду.

Говорит ему лисица:
— Дай, переведу.

Отвечает серый ежик:
— У меня две пары ножек.
Сам я перейду!

6. Какие стихи Маршака про воробья вам известны?
Ответ: «Воробьи по проводам…», «Где обедал, воробей?», «Про воробья»

«Воробьи по проводам…»
Воробьи по проводам
Скачут и хохочут.
Верно, строчки телеграмм
Ножки им щекочут.

«Где обедал, воробей?»
— Где обедал, воробей?
— В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва
За решеткою у льва..

«Про воробья»
На ветке сидел воробей-озорник.
Чирикал-чирикал: чирик да чирик!

7. От какой станции отправился поезд в «Веселом путешествии от А до Я»?
Ответ: от станции Москва

8. У каждой бабушки есть те, кого она больше всего любит. А какие любимцы были у старушки в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака «Бабушкины любимцы»?
Ответ: телушка-пеструшка, козлик

9. На какой улице жил человек, который «В рукава просунул руки — оказалось, это брюки»?
Ответ: на улице Бассейной

10. Что просил бегемот в стихотворении «Весёлая азбука про все на свете»?
Ответ: Булки.

«Бегемот разинул рот: булки просит бегемот».

11. Как звали лису в стихотворении Маршака «Волк и лиса»?
Ответ: Лисавета

«Лисавета, здравствуй!
— Как дела, зубастый?»

12. Отгадайте загадки, которые сочинил Самуил Маршак:

Загадка 1

«В чистом поле на ходу
Я нашел себе еду —
Не мясо, не рыбу,
Не хлеб и не сало.
Но скоро еда от меня убежала.
Ответ: (Яйцо — цыпленок)

Загадка 2

Элизабет, Лиззи, Бэтси и Бэсс
Весною с корзинкой
Отправились в лес.
В гнезде на березе,
Где не было птиц,
Нашли они пять Розоватых яиц.
Им всем четверым
По яичку досталось,
И все же четыре
На месте осталось.

Ответ: Хоть разные
Названы здесь имена
(Элизабет, Лиззи, Бэтси и Бэсс),
Но так называлась
Девчонка одна.
Она и ходила
С корзинкою в лес.

13. Как вы считаете, без чего нельзя пользоваться подковой?
Ответ: без гвоздя

«Гвоздь и подкова»
Не было гвоздя —
Подкова
Пропала.

14. Какие стихи Маршака на букву А про календарные месяцы вы знаете?
Ответ:

«Август»
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.

«Апрель»
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

15. Что ответила свинья, когда леди предложила построить для неё серебряный хлев?
Ответ: «Хрюк!»

С.Я. Маршак. «Загадки»

Цели:

    Познакомить детей с жанром загадка, учить сочинять загадки.

    развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память, творческие способности.

    Воспитывать интерес к уроку литературы, к народному фольклору.

Оборудование: книжка- малышка с загадками, картинки «Ландыша и одуванчика».

Ход урока

    Организационный момент.

    Вступительное слово о писателе. (презентация 1)

А сейчас я предлагаю отгадать несколько его загадок

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь).

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седелка на носу? (Очки).

Синий домик у ворот.

Угадай, кто в нем живет.

Дверца узкая под крышей –

Не для белки, не для мыши,

Не для вешнего жильца,

Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести долго не гостят –

Во все стороны летят! (Почтовый ящик).

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб. (Пила).

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью под кроватью. (Сапоги).

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез. (Календарь).

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (Мяч).

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы).

Самый бойкий я рабочий в мастерской.

Колочу я что есть мочи день-деньской.

Как завижу лежебоку,

Что валяется без проку,

Я прижму его к доске

Да как стукну по башке!

В доску спрячется бедняжка –

Чуть видна его фуражка. (Молоток и гвоздь).

    Объяснение нового материала.

    Как вы думаете, что такое загадка? (презентация 2)

    Загадка – жанр поэтического творчества.

    Загадка – игра в прятки. В каждой загадке прячется какой-нибудь известный предмет или явление.

    Хороша та загадка, которую разгадать можно, но трудно. В ней о предмете рассказывается правильно и точно, но с хитрецой и выдумкой.

    Где вы можете встретиться с загадками?

    Чьи загадки мы сейчас отгадывали?

    А как называются загадки у которых нет точного автора? Эти загадки передавались от одного человека к другому, может быть немного изменялись, так же как сказки.

    Да, это народные загадки

Например,

Летит сова

По синему небу

Крылья распластала

Солнышко застлала. Туча

    А хотите попробовать?

    Но сначала давайте рассмотрим, как устроена загадка.

    Загадки могут быть в стихотворной форме а могут быть просто предложением

    Прочитайте загадку в стихотворной форме. Загадку-предложение. Чем они различаются?

Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок и нет цветка.

Сама холодная, а людей жжёт.

рис 2

Рассмотрим схему:

Стихотворения Предложения

Из них загадки-складки Из них загадки-вопросы

Отгадывание загадок

Держит девочка в руке облачко на стебельке

    Как вы догадались, что это одуванчик? Чем он похож на облако

    Называется ли в загадке предмет, который загадывается?

    А какой предмет называется?

В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке

    Как догадались, что это одуванчик? (похож на солнышко, ножка – стебелёк)

    Чем похож? (такой же жёлтый, круглый как солнце)

    Мы находили отгадку по признакам.

Наблюдение.

    Теперь, когда мы разобрались как устроена загадка, попробуем сочинить свою.

    Пусть ваша первая загадка будет об этом цветке. Рис 3

    Рассмотрите рисунок. Что особенного в этом цветке? Назовите его признаки. На что похожи его цветочки?

    Итак, он душистый, много цветочков на стебельке, все цветы белые, ножка тоненькая, листья широкие.

Сочинение загадки.

    С чего начнём загадку, с какого сравнения? (с горошками)

    Назовите какие у него цветочки?

    Вот и первая строчка:

Белые душистые горошки

    О чём ещё нужно сказать говоря о ландыше?

    На что похож стебелёк? (кисточка, ножка)

    Подберите слово с помощью которого мы прикрепим горошки к ножке.

    Итак, наша загадка готова.

Белые душистые горошки

Висят на зелёной ножке.

А теперь самостоятельно сочините ещё одну загадку про ландыши используя слова: бубенчики, шарики.

Самостоятельная работа

(Белые душистые бубенчики

На ножке зелёной висят

Очень весело звенят)

Итог урока

Домашнее задание.

Все мы с детства прекрасно знаем Самуила Яковлевича Маршака — русского советского поэта, который очень много книг написал для самых маленьких и любознательных читателей. Именно загадки Маршака привлекают ребятишек, и те с удовольствием читают их и пытаются разгадать, что же зашифровано в этих строках, о чем идет речь, кто является героем загадок-стихотворений.

Каждому возрасту — свои стихи

Итак, постараемся поближе познакомиться с творчеством мастера пера и чернила.

В каждом из своих многочисленных сборников Самуил Яковлевич старался располагать стихотворения по тематическим разделам. Именно таким образом составлялся последний сборник стихов для детишек, который был подготовлен еще при жизни автора. Точно так же поступали составители остальных томов его произведений, которые выходили в свет уже после смерти Маршака. Поэт был уверен, что в книгах для детей удобнее всего распределять стихотворения по возрастным критериям. Конечно же, резко обозначенных границ в восприятии произведений малышами нет. Автор всего лишь помогает маленьким читателям приобщиться к стихам как таковым, а также постараться отгадать, о чем же говорится в строках.

Для кого писать сложнее?

По словам самого Самуила Яковлевича, именно книги для самых маленьких — со сказками, стихами и загадками — являются самым трудным жанром детской литературы. Когда-то он вспоминал, как его сын, которому на тот момент еще не исполнилось и двух лет, попросил почитать ему книжку вслух. Маршак начал читать, но вскоре понял, что ни одно из предложенных стихотворений крохе не нравится и никакого впечатления не производит. Тогда он начал рассказывать ему сказку. Сначала папа приступил к прозе, а потом, постепенно, перешел на стихи. Это не на шутку заинтересовало маленького слушателя. Так, со временем, возникли книжки «Багаж», «Усатый-полосатый» и другие. И отсюда же пришла идея с расположением стихов по разделам и тематике.

Знакомство с загадками

Загадки Маршака, которых существует бесчисленное количество, поражают своей неповторимостью, неким замысловатым сюжетом и оригинальностью написания о, казалось бы, совершенно простых и понятных вещах. Но этим-то они и интересны детям.

Несмотря на то что они не очень длинные, смотрятся загадки как самые настоящие литературные произведения, только маленькие.Загадки Маршака для детей— это не обычные вопросы-метафоры. Они представляют собой целые стишки, которые очень просто запомнить. Малыши всегда с удовольствием их читают сами или же слушают, как им читают родители. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что авторские загадки Маршакаименно маленькие читатели отгадывают намного быстрее, чем их мамы и папы, бабушки и дедушки.

Тематика этих загадок самая разная. В них говорится о доме и природе, о человеке и обуви, об игрушках и деревьях, об электричестве и инструментах, о календаре и времени, о спорте и музыкальных инструментах. Продолжать можно еще очень долго. Но уже стало понятно, что отгадками являются все те предметы, которые все время окружают нас в повседневной жизни. Правда, есть и такие загадки Маршака, ответы на которые не так легко получить, они довольно нестандартны.

«Если ты мне строишь рожи, я гримасничаю тоже»

Как стихи так и его загадки любят практически все. На них выросло не одно поколение советских малышей, да и после распада Советского Союза интерес к творчеству Маршака не уменьшился ни на одну строчку, ни на одно стихотворение. Частенько детки любят стихи изагадки С.Я. Маршака с ответами за их ритм: он очень четкий и удобный для запоминания. Иногда малыши даже не прислушиваются к смыслу стихов, просто жестикулируют в такт строкам, озвучиваемых им родителями. Случается даже, что детки еще не понимают слова, но очень любят слушать, как им читают игровые считалочки или загадки.

Действительно, стоит только прочитать строки: «Синий домик у ворот. Угадай, кто в нём живет?» - и сразу же откуда-то возникает море энергии, хочется улыбаться, радоваться мелочам. И очень хочется узнать, о чем же идет речь в этой загадке? Ну конечно же, о почтовом ящике.

Стиль загадок мэтра

Стиль Самуила Маршака как бы подражает тому, что обычно используют в Только в последних речь идет, как правило, о человеке, природе, природных явлениях... Загадки Маршака включают самые обычные вещи, которые человек может использовать в быту: очки, молоток, зеркало, входная дверь, мяч, часы, спички, тапочки, велосипед... Автор старался описать их как можно проще, но чтобы малышам было интересно.

И действительно, все его загадки получались очень доступными для восприятия. Дуэт достаточно простых рифм и фонетической ясности являлся тем помощником, который помогал не только поскорее понять загадки Маршака, но и запомнить их на долгие годы.

Отличительные черты

При всей своей простоте загадки-вопросы не предоставляют читателю детального и полного описания, как (возьмем для сравнительного примера) Загадки Самуила Яковлевича Маршака с ответами могут предоставить только маленький намек, используя который, малыш, для того чтобы отыскать правильный ответ, подключает всю свою фантазию, логическое мышление, весь словарный запас, которым он владеет, и все свои небольшие (для взрослого, но значительные для ребенка) знания.

Конечно же, на малышей такие загадки производят намного более сильное впечатление, чем те, где ответ можно угадать в рифму или найти его по наиболее детальной характеристике. Но и угадать их несколько сложнее. Зато и намного интереснее. Главное, чтобы при прочтении этих загадок родители не забывали учитывать возраст малыша.

Авторские загадки отечественного детского поэта Самуила Яковлевича Маршака собраны в одной статье. Серия называется "Что такое перед нами"

Загадки Маршака С.

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу?

Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нем живет.

Дверца узкая под крышей -
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят -
Во все стороны летят!

(Почтовый ящик}

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб. зуб.

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью.

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!

Спозаранку за окошком -
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.

Добегают до окраин,
А потом бегут назад.
Впереди сидит хозяин
И ногою бьет в набат.

Поворачивает ловко
Рукоять перед окном.
Там, где надпись «Остановка»,
Останавливает дом.

То и дело на площадку
Входит с улицы народ.
А хозяйка по порядку
Всем билетики дает.

(Трамвай)

Кто, на бегу пары клубя,
Пуская дым
Трубой,
Несет вперед
И сам себя,
Да и меня с тобой?

Меня спроси,
Как я тружусь.
Вокруг оси
Своей кружусь.

Его весной и летом
Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

Но зимние метели
В меха его одели.

Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.

Держась рукой за тросточку,
Тебя давно я жду.
Ты съешь меня, а косточку
Зарой в своем саду.

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез.

(Календарь)

Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.

Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!

В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать!

Музыкант, певец, рассказчик,
А всего - кружок да ящик.

(Патефон)

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след.

Самый бойкий я рабочий
В мастерской.
Колочу я что есть мочи
День-деньской.

Как завижу лежебоку,
Что валяется без проку,
Я прижму его к доске
Да как стукну по башке!

В доску спрячется бедняжка -
Чуть видна его фуражка.

(Молоток и гвоздь)

Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду.

(Велосипед)

Он - ваш портрет,
Во всем на вас похожий.
Смеетесь вы -
Он засмеется тоже.
Вы скачете -
Он вам навстречу скачет.
Заплачете -
Он вместе с вами плачет.

(Отражение в зеркале)

Хоть он на миг не покидал
Тебя со дня рождения,
Его лица ты не видал,
А только отражения.

Друг на друга мы похожи.
Если ты мне строишь рожи,
Я гримасничаю тоже.

(Отражение в зеркале)

Я твой товарищ, капитан.
Когда разгневан океан
И ты скитаешься во мгле
На одиноком корабле, -
Зажги фонарь во тьме ночной
И посоветуйся со мной:
Я закачаюсь, задрожу -
И путь на север укажу.

Стоит в саду среди пруда
Столбом серебряным вода.

В избе -
Изба,
На избе -
Труба.

Я лучинку зажег,
Положил на порог,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.

Видит пламя народ,
А тушить не идет.

Я - лошадь твоя и карета.
Глаза мои - два огня.
Сердце, бензином согретое,
Стучит в груди у меня.

Я жду терпеливо и молча
На улице, у ворот,
И снова мой голос волчий
Пугает в пути народ.

(Автомобиль)

Вот зеленая гора,
В ней глубокая нора.
Что за чудо!
Что за чудо!
Кто-то выбежал оттуда
На колесах и с трубой,
Хвост волочит за собой.

(Паровоз)

Из темницы сто сестер
Выпускают на простор,
Осторожно их берут,
Головой о стенку трут,
Чиркнут ловко раз и два -
Загорится голова.

Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель:
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.

Парень дюжий он и крепкий,
Без вреда глотает щепки.
Хоть и ростом не велик,
А пыхтит, как паровик.

(Самовар)

Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого:
Что ни шаг -
То овраг.

(Лестница-стремянка)

Как пошли четыре братца
Под корытом кувыркаться,
Понесли меня с тобой
По дороге столбовой.

(Четыре колеса)

За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце -
Тихо так,
Тихо так.

По дорожкам, по тропинкам
Он бежит.
А поддашь его ботинком -
Он летит.

Вверх и вбок его кидают
На лугу.
Головой его бодают
На бегу.

Мы поймали нашу речку,
Привели ее домой,
Жарко вытопили печку
И купаемся зимой.

(Водопровод)

Как безлиственная ветка,
Я пряма, суха, тонка.
Ты встречал меня нередко
В дневнике ученика.

(Единица)

Есть мальчик в доме у меня
Трех с половиной лет.
Он зажигает без огня
Во всей квартире свет.

Он щелкнет раз -
Светло у нас.
Он щелкнет раз -
И свет погас.

(Электрическая лампочка)

Я конем рогатым правлю.
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадет он без меня.

(Велосипед)

Она меня впускает в дом
И выпускает вон.
В ночное время под замком
Она хранит мой сон.

Она ни в город, ни во двор
Не просится гулять.
На миг заглянет в коридор -
И в комнату опять.