Методы и формы эмпирического познания

Человек при контакте с окружающим его миром не может использовать только научные факты и бесчувственное логическое суждение. Намного чаще ему требуется эмпирическое познание для живого созерцания и работы органов чувств – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

Что значит эмпирическое познание?

Весь процесс познания принято делить на две части: теоретическую и эмпирическую. Первая считается высшей, исходя из того, что она строится на проблемах и законах, являющихся их решением. Суждение о ней, как об идеале, спорно: теория хороша для уже изученных процессов, признаки которых давно рассмотрены и описаны кем-то другим. Эмпирическое познание – это совсем иная форма знания. Она первоначальна, потому что теорию нельзя создать без анализа собственных ощущений от объекта исследования. Его также называют чувственным созерцанием, что означает:

  1. Первичную обработку знаний об объекте. Пример примитивен: человечество так и не узнало бы, что огонь – горячий, если бы однажды его пламя кого-нибудь не обожгло.
  2. Исходный момент общего познавательного процесса. Во время него у человека активизируются все органы чувств. Например, обнаружив новый вид, ученый использует эмпирическое познание и устанавливает за ним наблюдение и фиксирует все изменения поведения, веса, цвета особи.
  3. Взаимодействие личности с внешним миром. Человек все же сам является млекопитающим, а потому в процессе чувственного изучения полагается на инстинкты.

Эмпирическое познание в философии

У каждой науки есть уникальное видение необходимости использования чувств в процессе изучения окружающей среды и общества. Философия считает, что эмпирический уровень познания – это категория, служащая укреплению связей в социуме. Развивая наблюдательные способности и , человек делится опытом с окружающими и вырабатывает мыслящее созерцание – конструктивное восприятие, возникающее из симбиоза чувств и внутреннего взора (точки зрения).


Признаки эмпирического познания

Черты, характерные любому изучаемому процессу, называют его особенностями. В философии используют аналогичное понятие – признаки, раскрывающие характеристики происходящего процесса. Особенности эмпирического познания включают:

  • сбор фактов;
  • их первичное обобщение;
  • описание наблюдаемых данных;
  • описание сведений, приобретенных во время эксперимента;
  • систематизация и классификация информации.

Методы эмпирического познания

Понять механизм философской или социологической категории нереально без предварительной выработки правил проведения исследования. Эмпирический путь познания нуждается в таких методах, как:

  1. Наблюдение – стороннее изучение объекта, полагающееся на данные органов чувств.
  2. Эксперимент – направленное вмешательство в процесс или его воспроизведение в лабораторных условиях.
  3. Измерение – придание результатам эксперимента статистической формы.
  4. Описание – фиксация представления, полученного от органов чувств.
  5. Сравнение – анализ двух схожих объектов ради выявления их схожести или различий.

Функции эмпирического познания

Функции любой философской категории означают цели, которых можно достичь ее применением. В них раскрывается сама необходимость существования понятия или явления с точки зрения полезности. Эмпирический способ познания имеет следующие функции:

  1. Образовательная - и имеющиеся навыки.
  2. Управленческая - может сказываться на управлении человеком своим поведением.
  3. Оценочно-ориентационная - эмпирическое познание мира способствует оценке действительности бытия и своего места в ней.
  4. Целеполагающая – приобретение верных ориентиров.

Эмпирическое познание - виды

Чувственный способ получения знаний может принадлежать к одной из трех разновидностей. Все они взаимосвязаны друг с другом и без этого единства невозможен эмпирический метод познания мира. В число этих видов входят:

  1. Восприятие - создание полноценного образа предмета, синтез ощущений от созерцания совокупности всех сторон объекта. Например, яблоко воспринимается человеком не как кислое или красное, а как целостный предмет.
  2. Ощущение - эмпирический вид познания, отражающий в сознании человека свойства отдельных сторон предмета и их воздействие на органы чувств. Каждая из характеристик ощущается изолированно от других – вкус, запах, цвет, размер, форма.
  3. Представление - обобщенный наглядный образ объекта, впечатление о котором было составлено в прошлом. Большую роль в этом процессе играет память и воображение: они восстанавливают воспоминания о предмете в его отсутствие.

Начальный этап исследования предполагает не только постановку проблемы, но и вычленение объекта и предмета исследования. В естествознании эта процедура, как и последующие, может осуществляться на разных уровнях, в различных типах исследований, что нашло свое выражение в разграничении эмпирического и теоретического.

Эмпирический и теоретический уровни

Эти понятия отражают внутренние структурные разграничения целостной системы научного знания и познавательной деятельности.

Эмпирическое не сводится к обыденно-практическому знанию, так как является уровнем специализированного научного познания, предполагающего в отличие от обыденного целенаправленную систематизированную деятельность на основе специальных методов и системы понятий. По этой же причине нельзя всякую умственную деятельность считать теоретической. Неправомерно также отождествлять эмпирическое и теоретическое с чувственным и логическим. Как стороны единого процесса, чувственное и логическое характеризуют любое познание, непосредственное отношение субъекта к объекту, особенности индивидуальной познавательной деятельности. Деление на чувственность

и мышление опирается на данные физиологии высшей нервной деятельности и психологии, тогда как деление на эмпирическое и теоретическое отвлекается от процессов такого рода, относится к научному познанию и классифицирует методы и формы знания, типы исследований. Наконец, что особенно важно подчеркнуть, чувственное и логическое представлено и определенным образом сочетается как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях научного познания.

Как соотносится такое представление о познании, его сторонах и уровнях с известным высказыванием В.И. Ленина: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»? Афористическая форма и оторванность от контекста, в котором оно сформулировано, привели к довольно распространенному, например в методической педагогической литературе, ошибочному толкованию данной мысли как учения о так называемых трех ступенях познания: чувственной, логической и практике. Как показал много лет назад известный советский философ П. В. Копнин, такая интерпретация сужает роль практики, которая в реальном познании пронизывает все формы, а не является «третьей ступенью». Неверно также отождествлять живое созерцания только с чувственным познанием, а абстрактное мышление сводить к «логической ступени». Живое созерцание осуществляется не только как непосредственное ощущение и восприятие действительности, но и в понятиях, принимая рациональную форму. Абстрактное мышление, в свою очередь, не лишено чувственности, оно возможно только в системе чувственно воспринимаемых образов и знаков, в первую очередь слов и символов естественных и искусственных языков. Эмпирический и теоретический уровни различаются, во-первых, по способам и методам деятельности: в основе эмпирического уровня лежит предметно-орудийная, научно-практическая деятельность, благодаря которой обеспечивается накопление и первичное обобщение исходного познавательного материала; в основе теоретического уровня - абстрактно-теоретическая деятельность по созданию идеальных моделей и построению различных систем знаний. Во-вторых, уровни научного знания различаются по характеру и формам знания: на эмпирическом уровне формируются фактуальное знание, эмпирические обобщения, непосредственно отражающие свойства и отношения явлений действительности в единстве существенного и несущественного; на теоретическом

Глава 8. Начало исследования: методы и формы знания

уровне в логически организованной форме теоретического знания отражаются существенные характеристики явлений, их закономерности. Специфика каждого из уровней более детально будет охарактеризована при дальнейшем рассмотрении методов и форм научного познания в соответствии с их принадлежностью тому или другому уровню.

Относительность деления научного познания на уровни проявляется в том, что они находятся в тесной взаимосвязи, взаимозависимости. Ни один вид эмпирического исследования невозможен без теоретических предпосылок, которые представляют своего рода исходный «концептуальный каркас», систему понятий и принципов, воспроизводящую определенные представления о предмете исследования. Эта система координат выступает как предпосылка и ориентир эмпирического исследования. Ни одна отрасль знания не является беспредпосылочной относительно исходных концептуальных представлений о своем предмете.

Можно привести пример удачного сочетания теоретических предпосылок и ориентаций с тонким экспериментальным искусством из «Истории физики» М. Льоцци, где историк физики отмечает, что Ом под влиянием теоретических идей работы Ж.Б. Фурье «Аналитическая теория тепла» увидел аналогию между механизмом «теплового потока» и электрическим током в проводнике, что позволило объяснить само возникновение тока как движение между различными «электроскопическими силами», а в конечном счете сформулировать известный закон Ома, который носит эмпирический характер (См.: Льоцци М. История физики. М., 1970. С. 258-259). Этот пример приводит B.C. Швырев, показавший, что «ориентация концептуальными соображениями» наблюдения, эксперимента и других эмпирических приемов и методов наглядно проявляется в истории естествознания XVII-XIX веков, вместе с тем в таких «описательных» науках, как ботаника, зоология, минералогия и другие, первоначальные этапы исследования не ориентированы достаточно развитыми концептуальными положениями, но представлены описаниями, классификациями и систематизацией обширного материала наблюдений.

Однако и эта стадия в своем развитии двигалась к разработке теоретических предпосылок, предваряющих построение классификационньгх систем (Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978. С. 296-298). Точно так же любая теория, сколь ни была бы она абстрактной, в конечном счете опирается, как известно, на практику, на эмпири

Часть III. Методология научного исследования

ческие данные, что не требует особого доказательства. Противопоставление эмпирического и теоретического относительно, является видом абстракции, результатом методологической конструктивной деятельности, позволяющей структурировать «по этажам» виды деятельности и формы знания. При этом всегда имеется в виду глубокая внутренняя связь, реально существующая между единичным и общим, явлением и сущностью, эмпирическими фактами и их теоретическим объяснением, что делает возможным эмпирическое, практическое подтверждение теории. Соответственно, необходимо иметь в виду, что абстракции эмпирического и теоретического уровней достаточно приблизительны и не отражают в полной мере структурные компоненты реального знания. Так, деление на «уровни» по существу не учитывает такую важную составляющую научного познания, как философско-мировоззренческие предпосылки и основания, через которые в конечном счете проявляется социально-культурная обусловленность всего познавательного процесса. Каждый из уровней характеризуется своим набором методов и форм знания, вместе с тем ряд методов, что будет специально отмечено, применяются и на том и на другом уровнях. Следует также отметить, что существуют науки, в которых невозможно разделение на теоретический и эмпирический уровни, они как бы принадлежат одному из уровней, например, логико-математические дисциплины представлены на теоретическом уровне, тогда как естественно-исторические науки - геология, палеонтология и многие другие подобные им существуют преимущественно на эмпирическом уровне, а в функции теории, как правило, выступают первичные эмпирические обобщения и гипотезы.

Абстрагирование знания на эмпирический и теоретический уровни порождает серьезные проблемы при обращении к гуманитарному знанию. И дело не только в том, что в этих науках преобладают эмпирические методы, невелики возможности формализации и математизации знания, построения абстрактной теории, но и в том, что сами объекты, в большинстве своем тексты, «языковые феномены» двойственны по своей природе и соединяют неразделимые по существу материально-знаковые и условные, символически-идеальные начала.

В истории лингвистики известны попытки свести ее к изучению лишь одной из сторон материально-идеального единства. Так, в XIX веке немецкий ученый А. Шлейхер проводил взгляд на язык как на материальный объект, тождественный объектам естественных наук и также подчиняющийся непреложным законам,

Глава 8. Начало исследования: методы и формы знания 279

язык может изучаться как организм в его эволюционном развитии. Вершиной понимания языка как чисто материального образования стали исследования в американской лингвистике, йельской школе, возглавляемой Л. Блумфильдом, где ориентировались на звуковой поток, а грамматика выстраивалась без обращения к смыслу - идеальному компоненту языка. Известна также работа русского ученого начала XX века Н.С. Трубецкого «Основы фонологии», где предпринималась попытка разделить науку о звуках речи на две независимые ветви, одна из которых рассматривалась как гуманитарная, другая - как естественно-научная. В дальнейшем в трудах ведущих ученых была обоснована иная точка зрения - речь может идти только о двух аспектах одной науки, материальные элементы языка можно рассматривать только как выразители лингвистических функций, элементы идеальной системы. Рассмотрев эти проблемы, современный отечественный исследователь O.A. Донских делает следующее обобщение: «...объект лингвистического исследования - это некоторая материальная структура, организованная в соответствии с условной идеальной структурой. Значит, лингвист, рассматривая один и тот же физический объект, описывает его как выражение трех относительно независимых уровней: 1) фонологического, 2) морфологического и 3) синтаксического. <...> Если рассматривать такое понимание объекта лингвистики в качестве исходного, можно задать принципиальное отличие лингвистического подхода к речи от естественно-научного подхода к речи: оно является качественным... и состоит в том, что строится несколько уровней описания, на которых язык предстает как условный... феномен» (Донских O.A. Особенности объекта познания в лингвистике // Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск, 1986. С. 77). Следует отметить, что в связи с особенностями объекта в гуманитарном знании - язык, текст - различные уровни, выделяемые внутри, например, лингвистики, не совпадают с методологическим делением на эмпирическое и теоретическое и, по-видимому, самостоятельной проблемой становится вопрос о соотношении тех и других уровней.

Выделяют два уровня научно-познавательной деятельности: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень составляют знания, полученные в основном из опыта (наблюдений, экспериментов). Он является важнейшим стимулятором развития теоретических исследований, постановки научных задач. На основе опытных данных составляются схемы, диаграммы, карты; формулируются предварительные выводы и гипотезы; устанавливаются связи между полученными данными и т. п. Например, на основе классификации эмпирической информации можно сформулировать некоторые закономерности, особенно в области естественных наук. В этой связи можно вспомнить исследования Архимеда, Галилея, Ньютона, Ломоносова, Дарвина, Менделеева и других выдающихся ученых.

Эмпирическое познание формируется в процессе взаимодействия с объектом исследования, когда мы непосредственно воздействуем на него, взаимодействуем с ним, обрабатываем результаты и получаем вывод. Эмпирический уровень разделяется на стадии, каждая из которых имеет свои собственные методы. Во-первых, взаимодействие с объектом исследования, где ведущими являются такие методы, как наблюдение и эксперимент; во-вторых, систематизация и классификация полученных эмпирических данных при помощи графиков и таблиц; в-третьих, стадия эмпирического обобщения - заключительная стадия, на которой мы получаем эмпирические законы.

Но получение отдельных эмпирических фактов и законов не позволяет еще построить систему законов. Для того чтобы познать сущность, нужно обязательно перейти к теоретическому уровню научного познания. Этот уровень всегда начинается с поиска исходных принципов построения теории, а переход к нему представляет качественный скачок. Поиск принципов для построения теории осуществляется путем интеллектуальной интуиции, которая является важным средством нахождения истины. В ее основе значительное накопление знаний в соответствующей области познания, поскольку интуитивное решение можно находить только в том случае, если обладаешь достаточно большим запасом знаний. Так как механизм действия интуиции основан на аналогиях, интуитивные ассоциации устанавливаются с их помощью, универсальным источником и всеобщей формой которых являются законы диалектики. Овладение системой философских категорий - необходимое условие эффективного результата интеллектуальной интуиции. Одним из источников активизации интеллектуальной интуиции является процесс художественного освоения мира, поэтому овладение искусством, знание его - также фактор, существенный для интеллектуальной интуиции.



Теоретический уровень исследования характеризуется более высокой степенью обобщения и идеализации мысли от чувственной реальности, отражением внутренних связей и закономерностей объекта. В современной науке наблюдается, с одной стороны, рост экспериментальных исследований, применение сложных и дорогостоящих экспериментальных установок и приборов, а с другой - возрастание роли теоретических обобщений.

Первый этап научного поиска начинается с постановки проблемы. Проблемой называется осознанное противоречие между имеющимся знанием и непознанной частью предмета, противоречие, на решение которого направлена деятельность ученого. Проблему нельзя трактовать как просто незнание, отсутствие знания еще не составляет проблемы. Кроме незнания, этого непременного элемента проблемы, в последней обязательно присутствует элемент знания. Элементом знания в проблеме является: во-первых, знание того, что новая сторона, подлежащая познанию, в предмете обязательно присутствует; во-вторых, что она должна и может быть осмыслена, познана наукой. Поэтому если в науке нет проблем, она не наука, а нечто застывшее; равным образом, если в ней нет решения проблем, она тоже не наука, а собрание одних предположений и гипотез.



Формой развития теоретического знания является гипотеза. Гипотеза - это научно обоснованное предположение, служащее для объяснения какого-либо факта, явления, которые на основе прежнего знания необъяснимы. В процессе научного познания выдвигается не одна, а несколько гипотез, порой полярных. В своем развитии гипотеза проходит ряд ступеней: выдвижение гипотезы; обоснование гипотезы; проверка ее (теоретическая и практическая). Особо следует заметить, что до стадии проверки гипотеза могут изменяться. Во-первых, она может уточняться, конкретизироваться; из описательной превращаться в объяснительную, может сужать или расширять область своего действия. Во-вторых, подвергшись этим изменениям, гипотеза может включаться в новую систему знаний, также имеющую гипотетический характер. Возникает своеобразная иерархия гипотез.

Итак, научный поиск включает в себя два основных момента: 1) постановку проблемы и 2) формулировку гипотезы. При благоприятном исходе, при подтверждении гипотезы, поиск завершается научным открытием. Открытие образует третью, завершающую стадию научного поиска. В самом общем смысле под научным открытием понимается получение нового объективно-истинного знания о свойствах, закономерных связях и отношениях природной и социальной действительности с его противоречиями

Второй этап теоретического уровня - построение научной теории, как содержательной, так и формальной. Теория в широком значении - это наука, знание вообще, в отличие от практической деятельности людей. В более узком значении - знание, имеющее строго определенную форму. Познавая тот или иной объект, исследователь начинает процесс познания с внешнего его описания, фиксирует отдельные его свойства, стороны. Затем, углубляясь в содержание объекта, раскрывая законы, которым он подчиняется, переходит к объяснению его свойств, связывает знания об отдельных сторонах предмета в единую, целостную систему. Получаемое при этом глубокое разностороннее конкретное знание о предмете и есть теория, обладающая определенной внутренней логической структурой.

Ведущими методами здесь являются: аксиоматический метод, абстрагирование, идеализация. Когда теория построена, то предстоит сопоставление теории с действительностью, построение соответствующей модели, которая бы связывала положение теории с теми или иными эмпирическими фактами. При этом часто приходится пользоваться так называемым мысленным экспериментом. На основе построенной промежуточной модели опять проводится эксперимент, и чем более отдаленные выводы можно при этом проверить, тем больше оснований считать эту теорию истинной. Когда такие модели построены, можно утверждать, что процесс познания является относительно завершенным. Но до тех пор, пока теорию не удается проверить, связать с экспериментальными фактами, она остается гипотезой. Примером этого могут являться современные космологические теории.

Особая значимость научного знания состоит не только в том, что отображается действительность, но и в том, что обнаруживаются общие тенденции ее развития, предсказываются перспективы. Конечно, на теоретическом уровне прогностическая функция научного знания выражена ярче, но в известной мере можно говорить о предвидении и на эмпирическом уровне научного познания. Например, хорошо известны предвидения Д. Менделеева. Речь идет о том, что, обнаружив с помощью экспериментов и математических вычислений периодический закон химических элементов и расположив в таблицу известные к 1860 г. химические элементы в порядке возрастания их атомных весов, Менделеев предсказал некоторые из них. Несколько позже эти элементы были обнаружены практически и названы галлием, скандием, германием. Научное предвидение свидетельствует об относительной самостоятельности логического мышления.

Деление познавательного процесса на эмпирический и теоретический уровни знания не совпадает с разделением познания вообще на чувственное и абстрактное, поскольку последнее характеризует диалектику процесса отражения вообще, а различие между эмпирическим и теоретическим относится к области только научного познания.

Эмпирический и теоретический уровни знания, хотя и отличаются по предмету, средствам и методам исследования, в действительности всегда неразрывно связаны между собой. Их взаимодействие осуществляется на основе практики, которая пронизывает все стороны и уровни познавательной деятельности, объединяя их различные аспекты в результатах нового знания.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом (т.е. на эмпирическом уровне преобладает живое созерцание => исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения).

Эмпирическое познание - это процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:

1. ощущение - отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств;

2. восприятие - целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений;

3. представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

Характерные признаки эмпирического познания: сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность.

Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств , как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт (от лат. factum - сделанное).

Степин выделяет 2 подуровня ЭУ:

а) непосредственные наблюдения и эксперименты , результатом которых являются данные наблюдения (+ моделирование );

б) познавательные процедуры (способы структурирования: О,С,И), посредством которых осуществляется переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и фактам.

Описание

Сравнение

Измерение

Описание - представление эмпирических данных в качественных терминах. Одним из требований описания является универсальность .

Сравнение - представление эмпирических данных в терминах, отражающих различную степень выраженности какого-либо свойства. (Например, теория более точна или более правдиподобнее.) Сравнение не требует эталона т.е. можно упорядочивать предметную область без введения единиц измерения.

Измерение - есть операция приписывания количественных характеристик изучаемого объекта свойствам и отношениям. Особое требование - это точность , (в исследовании необходимо формулировать степень точности достаточную для выполнения конкретной задачи). Измерение: прямое (измерение длины), косвенное (времени, температуры; температура - энергия движения молекул).

Наблюдение - это исследовательская ситуация целенаправленного восприятия предметов, явлений,процессов окружающего мира

Структура наблюдения как исследовательской ситуации:

Субъект - Объект - Условие наблюдения.

Наблюдение делится на:

1) прямые (объект доступен) и косвенные (объект не доступен, доступны только его следы и т.п., которые он оставил). Сплошное/выборочное и непрерывное/прерывное и др.

2) систематическое и случайное . Научные наблюдения всегда целенаправленны и осуществляются, как систематические, а в систематических наблюдениях субъект всегда контролирует приборную ситуацию. Эти наблюдения предполагают особое, деятельное отношение субъекта к объекту, которое можно рассматривать, как своеобразную квазиэкспериментальную практику. Случайные наблюдения могут стать импульсом к открытию тогда и только тогда, когда они переходят в систематические.

Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Понятие "факт " имеет следующие основные значения :

1) Некоторый фрагмент действительности, относящиеся либо к объективной реальности ("факты действительности"), либо к сфере сознания и познания ("факты сознания").

2) Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т.е. синоним истины.

3) Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Чтобы получить эмпирический факт необходимо осуществить по меньшей мере 2 типа операций:

1) Рациональную обработку данных наблюдений и поиск в них устойчивого инвариантного содержания.

2) Истолкование выделяемого в наблюдениях инвариантного содержания

В научном познании факты играют двоякую роль: во-первых, их совокупность образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий; во-вторых, факты имеют решающее значение в подтверждении или опровержении теории.

Эксперимент - это исследовательская ситуация изучения явления в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет управлять ходом данного процесса (Ф. Бекон).

Основная задача изолировать явление от не существенных влияний, выделить интересующие свойств и отношения в «чистом виде». Эксперимент позволяет варьировать условия среды, воспроизводить их при необходимости и создавать явление или отношения в естественном виде не существующие (соединение каких-либо веществ).

Независимые переменные (устанавл. исследователем) - та часть условия, которыми можно управлять. Зависимыми переменными - та часть переменных, которые изменяются при варьирование независимых переменых.

Этапы экспериментального исследования:

1) Разработка программы или рабочей гипотезы, помимо цели методики, условий, здесь разрабатывается еще смысл и адекватность исследованию.

2) План эксперимента.

3) Проведение эксперимента с обязательным протоколированием.

4) Анализ и обобщение и интерпретация данных (истолкование).

Классификация эксперимента:

1) По условиям проведения. Естественный и искусственный эксперимент. Естественный ближе к наблюдению.

2) По целям. Преобразующий, контролирующий, констатирующий, решающий.

3) По степени контролируемости. Активный и регистрирующий.

По количеству факторов. Однофакторный и многофакторный эксперимент.

Таким образом, эмпирический опыт никогда - тем более в современной науке - не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены.

Эмпирический - это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). На этом уровне знание фиксирует качества и свойства изучаемого предмета, доступного чувственному созерцанию.

Данные наблюдений и экспериментов образуют эмпирическую основу теоретического исследования. Необходимость в такого рода сведениях подчас выступает причиной разделения наук на экспериментальные и теоретические, хотя, конечно, на практике нельзя добиться положения, когда из экспериментальных дисциплин начисто будет устранена теория, а из теоретических изъято всякое упоминание об эксперименте. На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.

На эмпирическом уровне знания существует определенная совокупность общих представлений о мире (о причинности, устойчивости событий и т. д.). Эти представления воспринимаются как очевидные и не выступают предметом специальных исследований. Тем не менее, они существуют, и рано или поздно меняются и на эмпирическом уровне.

Эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст.

Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с живой реальностью в наблюдении или эксперименте. На этом уровне мы получаем знания об определенных событиях, выявляем свойства интересующих нас объектов или процессов, фиксируем отношения и, наконец, устанавливаем эмпирические закономерности.

Над эмпирическим уровнем науки всегда надстраивается теоретический уровень.

Итак, в структуре научного знания выделяются два существенно различных, но взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический

Но чтобы адекватно описать локальную область знания, этих двух уровней оказывается недостаточно. Необходимо выделить часто не фиксируемый, но очень существенный уровень структуры научного знания - уровень философских предпосылок, содержащий общие представления о действительности и процессе познания, выраженные в системе философских понятии.

1. Методы эмпирического исследования.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания – как следствие обобщения научных фактов – возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.

Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и о его существенных свойствах и отношениях.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и другими техническими устройствами. По мере развития науки оно становится все более сложным и опосредованным. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла; возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов. Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов, расшифровка показаний приборов.

Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде».

Основные особенности эксперимента:

* более активное отношение к объекту исследования, вплоть до его изменения и преобразования;

* возможность контроля за поведением объекта и проверки результатов;

* многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;

* возможность обнаружения таких свойств, которые не наблюдаются в естественных условиях.

Сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов, их тождество. Сравнение имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Оно осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

Сравнение, как общий прием познания, является основой такого логического приема, как аналогия, и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Его предназначение заключается в выявлении общего и особенного в познании различных ступеней развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений.

Описание - познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке. Это один из важных этапов исследования, учитывающий конкретные данные эксперимента и исследования в целом. Описание близко к объяснению при переходе к теоретическому исследованию объекта в науке.

Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Следует подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются «вслепую», а всегда «теоретически нагружены», направляются определенными концептуальными идеями.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Формы и методы эмпирического уровня научного познания.:

  1. 30. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.
  2. Научное познание, его виды, уровни и формы. Общенаучные методы научного познания.
  3. Формы и методы теоретического уровня научного познания.
  4. 53. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.
  5. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
  6. 33. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.