Практическая работа по рассказу телеграмма. Мастерская по рассказу к.г.паустовского «телеграмма. Кем были отправлены телеграммы? Почему

    Ход урока

    К.Г. Паустовский

    1. Организационный момент.

    2. Словарная работа.

    Нравственный - относящийся к нормам поведения человека в обществе; относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

    Зарубка - отметка рубящим орудием на каком-либо предмете (на дереве и т.д.).

    Пустельга - хищная птица из семейства соколиных; легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

    Эпиграф - краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.

    3. Реализация домашнего задания.

4. Слово учителя.

Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл». Создатель этого кристалла - автор. Как писатель Паустовский своеобразен и самобытен. Рассказ «Телеграмма» (1946 год) даёт замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я», выявляющем себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров речи персонажей, специфике деталей, интерьера и других художественных средств. Постижение авторской позиции - дело нелёгкое, особенно если голос автора, как в «Телеграмме», почти не слышен. Наша задача на уроке - проникнуть, говоря словами В. Г. Белинского, «в тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта - то, что принято называть творческой индивидуальностью.

5. Сообщение специально подготовленного учащегося об истории создания рассказа.

6. Анализ рассказа.

1) Углубление восприятия произведения.

  • О чем этот рассказ?

2) Композиция рассказа.

3) Работа с текстом.

Анализ пейзажа, интерьера.

  • Для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
  • Выражает ли автор прямое сочувствие героине?

Образ Катерины Петровны.

  • Каково её прошлое?
  • Как относятся к Катерине Петровне окружающие?

Образ Насти.

  • Портрет.
  • Что во внешнем облике Насти подчёркивает автор? (Русые волосы и большие холодные глаза.)

Отношение Насти к художникам.

  • В мастерской Тимофеева.
  • Выставка Тимофеева.

  • (Устраивая выставку, ходила к председателю Союза Художников; сочувствует Тимофееву; «горячилась, доказывала», «приходила в отчаяние»)
  • Вспоминала ли о матери?
    («Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, заглохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней»).
  • Получение телеграммы.

Чтение и анализ эпизода «Настя под хмурым небом».

Это внутренний монолог героини — кульминация центральной части рассказа. Настя переживает духовный кризис. Её горькие слёзы - это слёзы очищения. Но с просветлением души пришло и твёрдое понимание «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «ненаглядная моя!», и по-детски милое «мама», впервые произнесённое за последние годы.

Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».

Работа над эпиграфом к уроку.

  • Какой смысл вкладывает в эти слова автор?
    («...не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного.)

  • (Открыть запись на доске: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).)

7. Выводы. Смысл названия рассказа.

Домашнее задание.

  • Как выражается авторская позиция в тексте рассказа «Телеграмма»? (Письменно.)

  • (По выбору учащихся)

Просмотр содержимого документа
«Тема нравственного долга в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска

средняя общеобразовательная школа №39

Тема нравственного долга в рассказе

К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Учитель русского языка

и литературы:

Орлова Ольга Николаевна

Тема нравственного долга в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Цели урока:

    познакомить учащихся с историей создания рассказа и его композицией, проследить за авторской позицией, определить понятие «нравственныйдолг»;

    развивать мышление и речь учащихся;

    воспитывать уважение к родителям, любовь к малой родине.

Ход урока

«За добро плати добром, не будь пустельгой».

К.Г. Паустовский

    Организационный момент.

Запись в тетради даты и темы урока.

    Словарная работа.

Нравственный – относящийся к нормам поведения человека в обществе; относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

Зарубка – отметка рубящим орудием на каком-либо предмете (на дереве и т.д.).

Пустельга – хищная птица из семейства соколиных; легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

Эпиграф – краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.

    Реализация домашнего задания.

    Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?

    Как Паустовский построил свое произведение для того, чтобы и у нас на сердце они остались? (Читали главу «Зарубки» из «Золотой розы» и сравнивали воспоминания писателя и художественный текст.)

    Слово учителя.

Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл». Создатель этого кристалла – автор. Как писатель Паустовский своеобразен и самобытен. Рассказ «Телеграмма» (1946 год) даёт замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я», выявляющем себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров речи персонажей, специфике деталей, интерьера и других художественных средств. Постижение авторской позиции – дело нелёгкое, особенно если голос автора, как в «Телеграмме», почти не слышен. Наша задача на уроке – проникнуть, говоря словами В. Г. Белинского, «в тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта – то, что принято называть творческой индивидуальностью.

    Сообщение специально подготовленного учащегося об истории создания рассказа.

    Анализ рассказа.

    Углубление восприятия произведения.

    Каково ваше впечатление о «Телеграмме» К. Г. Паустовского?

    О чем этот рассказ?

(Тема рассказа - взаимоотношения родителей и детей. Также в нем идет речь о милосердии, об ответственности человека за свои поступки, о нравственном долге детей).

    Композиция рассказа.

Самостоятельная работа учащихся по группам. Определить, как построен рассказ, и выделить основные части, озаглавить каждую и подобрать эпиграфы.

    Работа с текстом.

Анализ пейзажа, интерьера.

    Какие мысли передает через этот пейзаж?

    Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?

    Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Философский подтекст пейзажа.)

    Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме?

За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.

Образ Катерины Петровны.

    Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?

    Каково её прошлое?

    Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини?

    Как относятся к Катерине Петровне окружающие?

    Были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь?

    Как относятся к Катерине Петровне окружающие?

    Катерина Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала? (Выразительное чтение письма учителем наизусть.)

Писатель приглашает нас домыслить то, что осталось в подводном течении рассказа. Женщине мог напомнить о приближении конца «облетевший, озябший» клён, который она посадила ещё «девушкой-хохотушкой», её могла испугать собственная слабость: ведь Катерина Петровна еле добрела до калитки и с величайшим трудом вернулась обратно. Да и в самом стуке, почудившемся старой женщине, есть что-то мистическое: не восприняла ли его Катерина Петровна как весть о скорой смерти?

Образ Насти.

    Что во внешнем облике Насти подчёркивает автор?

(Русые волосы и большие холодные глаза.)

Отношение Насти к художникам.

    В мастерской Тимофеева.

    Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?

    Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и историей жизни Катерины Петровны?

    Почему Настя так самоотверженно помогает скульптору? Она, по вашему мнению, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием к матери?

    Выставка Тимофеева.

    Бездушна ли, по-вашему, Настя?
    (Устраивая выставку, ходила к председателю Союза Художников; сочувствует Тимофееву; «горячилась, доказывала», «приходила в отчаяние»)

    Вспоминала ли о матери?
    («Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, заглохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней»).

Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.

    Получение телеграммы.

    Как Настя принимает телеграмму?

    Почему не открыла старому художнику правду?

    Поему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»?

Чтение и анализ эпизода «Настя под хмурым небом».

Это внутренний монолог героини - кульминация центральной части рассказа. Настя переживает духовный кризис. Её горькие слёзы - это слёзы очищения. Но с просветлением души пришло и твёрдое понимание «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «ненаглядная моя!», и по-детски милое «мама», впервые произнесённое за последние годы.

    Успела ли Настя приехать к живой матери?

Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».

Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте.

Работа над эпиграфом к уроку.

    В качестве эпиграфа выбраны слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему они сказаны именно ей?

    Какую библейскую заповедь нарушает Настя?
    (Открыть запись на доске: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).)

    Какие факты свидетельствуют о том, что совесть Насти всё же пробудилась?

    Выводы. Смысл названия рассказа.

Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается поддержать её в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграмму; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у неё прощения. Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно.

    Домашнее задание.

    Написать сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю».
    (По выбору учащихся)

« Как важно вовремя успеть»

(урок нравственности по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»)

Цель урока: обучая, развивать коммуникативную, социальную и информационную компетенции; создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

Задачи:

Метапредметные:

Формировать представления о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии.

Раскрыть духовно-нравственные ценности, по которым живут герои;

Обучающие: формировать

Навыки самостоятельного анализа текста;

Умение высказывать свое отношение к прочитанному;

Умение выделять наиболее важные качества в человеке;

Способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.

Воспитательные:

Учить заботиться о тех, кто дорог;

Формировать способность быть заботливыми, внимательными и благодарными детьми.

Технология системно-деятельностного подхода

Форма: урок-размышление

Оборудование: компьютер, проектор, музыка (П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»)

Запись на доске:

    Словарная работа:

Сольвейг (норвеж. – солнечный путь) – олицетворение поэтичности, красоты.

Пустельга (простореч.) – пустой, легкомысленный человек.

Ветла – вид ивы.

Зарубка – отметка рубящим предметом на чем-нибудь.

    Эпиграф:

Есть на свете удивительное существо, перед которым мы в вечном долгу. М.Горький.

Будь человеком! За добро плати добром. Не будь пустельгой. К.Паустовский.

Предварительное домашнее задание: проанализировать систему образов произведения, работая в группах, составить схему (прием «Цветок лотоса») по образам.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Опаздывают поезда,

Опаздывают вёсны,

Опаздывают иногда

Зажечься в небе звёзды.

Усеять пашни серебром

Опаздывает замять,

И за добро платить добром

Опаздывает память.

Опаздывает почтальон

И даже – «неотложка».

А в чьём-то доме за столом

Осиротеет ложка…

Опаздывает иногда

Ко времени и гордость.

Но непростительно, когда

Опаздывает совесть.

Этот урок я начала со стихотворения Л. Татьяничевой «Опаздывают поезда». Соотносится ли оно с темой нашего урока?

У нас сегодня непростой урок. Непростой – по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Сегодня у нас урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца. А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Паустовского. Дома вы прочитали рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма». Поделитесь своими чувствами.

Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.

    Беседа «Что же обозначает слово «нравственность»»?

Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность? (доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость)

Вспомните произведения, изучая которые мы обращались, к этим нравственным категориям? («Уроки французского» В.Распутина, «Юшка» А.Платонова, ...)

Что общего между этими рассказами? (они заставляют задуматься о доброте, о любви к близким, учат быть неравнодушными)

А какие проблемы затрагивает Паустовский в рассказе «Телеграмма»? (одинокой старости, материнской любви, взаимоотношений между родителями и детьми, человечности)

3. Определение проблемного вопроса.

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Надеюсь, вы в будущем с удовольствием прочитаете повести, рассказы и очерки о Лермонтове и Гоголе, Чехове и Блоке, Грине и Горьком. Но всё-таки чаще всего Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением и трепетом в душе, хотя в произведении нет осторого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело? Может быть в необыкновенной любви к людям, в желании разобраться в истинности человеческих чувств? На это и другие вопросы мы попытаемся ответить, размышляя над рассказом «Телеграмма».

Скажите, а что такое «телеграмма»? (сообщение о чем-то важном)

Какое чувство рождает это слово? Что испытывает человек в момент получения телеграммы? (тревогу, беспокойство)

А как название рассказа отражено в содержании? (в рассказе было 2 телеграммы)

Выполнили ли они своё предназначение? (одна опоздала, а другой не поверили)

Тогда стоило ли их упоминать? Может, автор имеет ввиду что-то другое?

Итак, сегодня на уроке мы постараемся ответить на проблемный вопрос: кому адресована телеграмма Паустовского, что вы услышали в ней? прошли ли герои Паустовского испытание на истинную человечность?

Чтобы ответить на сформулированные вопросы предлагаю проанализировать систему образов (у каждой группы свой образ). Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.

4. Аналитическая беседа по образу Катерины Петровны.

Кто из героев рассказа нуждается в помощи, поддержке?

Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково её душевное состояние? (Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.)

Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – живое существо, связанное незримой нитью с человеком. В какое время года происходят события, описанные в рассказе и почему? Какие детали в описании пейзажа выделяет автор, чтобы подчеркнуть одиночество доживающей свой век женщины? ( 1. «Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю» – параллель: Катерину Петровну как бы тоже позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

2. « Доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора» - «Доживала свой век в старом доме».

3. Озябший клён «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи» - К.П. тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает. Клён – это её память, видя его, она вспоминает себя.)

Какова роль эпизода встречи с кленом? (Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.)

(Учащиеся читают письмо (слайд) : "Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень".

А что-то удивило в письме? ( Никакой радости, только одиночество. Тоска прорывается в письме, всю силу материнской любви вложила она в письмо. Нет у неё никакого,у дивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти ("зиму эту я не переживу", "смерть забыла ко мне дорогу").

- А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени).

Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Паустовский мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны. Она и окружающий ее мир - единое целое. А что обозначает ее имя?

-Катерина (греч.)-чистая,непорочная. Именно такой представляем ее (слайд)

Спасибо. Вы очень подробно раскрыли образ Катерины Петровны.

Составление синквейна.

5. Аналитическая беседа по образу Насти.

Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?( Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад.)

.

Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива. - Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.)

Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза – о жестоком сердце ).

Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.

И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать.(-Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку .)

Выставка удалась? Чья это заслуга?

Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку , незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).

Очень странно,что такая равнодушная к матери Настя сумела понять строптивого художника. Паустовский использует прием контраста в изображении характера Насти, показывает несоответствие ее поступков и похвалы.(зачитать)(Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”. А в это время в Заборье умирала мать.)

Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя?(Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой.)

Кто словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”Он видит насквозь фальшь и предательство, презирает ее за тщеславие и эгоизм.)

Почувствовала ли Настя укор Гоголя?-Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения.(Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала ).

Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать.

Что означает слово «совесть»?(Чувство моральной ответственности за свое поведение)

- Имя «Настя»(греч.)-воскрешающая,поэтому хочется верить,что она изменится .

Действительно, мать могла бы успокоить, простить, но ее нет, и теперь до конца жизни она будет испытывать чувство вины.Оказывается, что к тому, кто был и, кажется, всегда будет, можно не успеть,не сказать самое главное.

Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (пятую )

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Так какие же качества характера мы увидели у Насти?(приколоть на доску)(Черствость, равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта, тщеславие,фальшивость.)

Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это?

Составление синквейна.

6. Аналитическая беседа по образу Тихона и Манюшки.

- Тихон в отличие от Насти проявил настоящую человечность, чуткость, заботу и преподнес урок нравственности Манюшке.»Не будь пустельгой! За добро плати добром.» ". Что значит "пустельгой?(на слайде)

Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных.

2. Легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

-Сторож Тихон помогает старой женщине:рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).

Две телеграммы: настоящая и мнимая, в обеих- большая душа простого человека, отнюдь не родного Катерине Петровне, но в какой-то мере более человечного, чем ее родная дочь. Сущность человека проявляется в его поступках. Как вы оцениваете Тихона?(на доске прикалывают лист с качествами характера Тихона)

Вместе с Тихоном рядом с Катериной Петровной находилась девочка Манюшка. Она занимала то место, которое должна занимать дочь Настя.

-Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде - надо помогать

-. Девочка окружает одинокую старушку теплом и заботой. Милосердие и сострадание проявляются у маленькой девочки в большей степени,чем у дочери.

- Меня до глубины души тронул эпизод,когда Манюшка относила письмо на почту(зачитывает) «Жестяная пустота» в почтовом ящике имеет многозначительный смысл: такая же пустота на душе у Катерины Петровны.Очень жаль девочке эту старую одинокую женщину,Она напугана смертью, трясется,но на похоронах несет крышку гроба,

Кто же из героев проявил гуманное отношение к Катерине Петровне?(Тихон и Манюшка ) (Читаем на доке слова-характеристики каждого из героев) .Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.А что же родная дочь?(Она забыла о матери )

7. Исследование проблемной темы.

А теперь приступим к исследованию проблемы человечности в рассказе «Телеграмма». Посмотрим, прошли ли герои испытание на истинную человечность?

Но сначала попрошу вас подобрать близкие по значению слова к слову «человечность».

Человечность – это (милосердие, доброта, забота, участие, сострадание, внимание,жалость, сочувствие, ненависть, предательство, злость, гуманность).

- Проблемный вопрос: прошла ли Настя испытание на человечность, милосердие?

Дополнительные вопросы:

Почему же добрая и внимательная к другим людям Настя оказалась такой чёрствой по отношению к матери? (Она неправильно определила жизненные приоритеты, поставила на первое место не самое главное. )

Можно ли назвать Настю эгоистичным человеком (равнодушным, безразличным, безучастным)?

- А «человечность» может быть ненастоящей? (Да, у Насти она именно такая. Она занимается делами пусть хорошего, но чужого человека, не найдя времени для последней встречи с мамой.)

Прошли ли Тихон с Манюшкой это жизненное испытание?

Дополнительные вопросы:

Почему Тихон решился на обман? (Чтобы поддержать Катерину Петровну, утешить, смягчить горечь одиночества)

Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

О какой телеграмме говорится в названии рассказа и почему? (О второй телеграмме Тихона, он хотел ободрить Катерину Петровну, подарить ей надежду и продлить её жизнь. Первой же он хотел достучаться до Насти, но, увы, безрезультатно. Обе телеграммы были важны, но вторая из них наполнена милосердием, которое, по мнению автора, так необходимо всем людям)

Дополнительные вопросы:

А для чего вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Этот образ противопоставлен образу Насти. Она сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. Сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной.)

А почему она сделала это? (Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.)

- Подведём итог нашему исследованию. Кто из героев прошёл испытание на истинную человечность? (Чужие для К.П. люди не прошли мимо горького одиночества брошенной дочерью старушки. А вот Настя это испытание не прошла, поэтому из него она вышла с чувством непоправимой вины, невыносимой тяжести.)

8. Заповеди Паустовского.

Я думаю, ребята, в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. К. Паустовский оставил нам бесценные нравственные заповеди.

Чтение заранее подготовленным учеником стих. Андрея Дементьева «Как важно вовремя успеть»

Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! -
Ведь все порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо - научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена

9. Заключительное слово учителя.

Помните, ребята, я когда-то вам читала слова Бернарда Шоу: «Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, нам осталось научиться жить по-человечески». Будьте Человеком! Не забывайте о самых близких и родных людях. Не гасите свет своей души.

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал родное чадо,

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

К тому же – минёт час: ты старцем будешь сам,

Смотри же, не нарушай священного уклада.

Урок нравственности

по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»

« Нет никого ближе и роднее матери»

Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет,

И долголетен будеше

на земле.

(пятая заповедь Божья)

Есть на свете удивительное существо,перед

Которым мы в вечном долгу

М.Горький

Цели урока:

Метапредметные:

1.Формирование представлений о нравственности: добре,чуткости, отзывчивости, милосердии.

2.Раскрытие духовно-нравственных ценностей,по которым живут герои.

Обучающие:

Формировать:

1.навыки самостоятельного анализа текста;

2.умение высказывать свое отношение к прочитанному;

3.умение выделять наиболее важные качества в человеке

4.способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.

Воспитательные:

1.Учить заботиться о тех,кто дорог

2.Формировать способность быть заботливыми, внимательными и благодарными детьми.

Вступительное слово учителя.

Ребята,сегодня у нас необычный урок - урок нравственности по рассказу Г.К. Паустовского «Телеграмма», с которым вы дома познакомились. Надеюсь, внимательно читали. А что же обозначает слово «нравственность»? Давайте обратимся к толковым словарям В. Даля и Ожегова.(учащиеся находят значение слова)

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определённые этими качествами.(Ожегов )

Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность?

(Доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость ).

Вспомните произведение, изучая которые мы обращались к этим нравственным категориям. (« Лапти» И. Бунина, «Уроки французского» В. Распутина, «Юшка» А. Платонова )

Что общего между этими рассказами? (Они заставляют задуматься о доброте, чуткости, о любви к близким, учат быть неравнодушными)

А о чём рассказ «Телеграмма» К. Паустовского?Какие проблемы затрагивает автор?(отношение детей к родителям, чуткости, милосердия )

Тему нашего урока я обозначила словами «Нет никого ближе и роднее матери».

Кто из героев и когда произносит эти слова? (Настя, когда узнает, что мать умирает )

Скажите, а что такое «телеграмма»? Вам приходилось получать её? Представьте такой момент. Что бы вы испытали в подобной ситуации? (Когда не ждёшь никаких вестей, то первое чувство - тревога, беспокойство)

Ребята, а как название рассказа отражено в содержании? (в рассказе было две телеграммы )

А выполнили они своё предназначение? (одна опоздала, другой не поверили )

Так стоило их упоминать? Может, автор имеет ввиду что-то другое?, говорит о другой тревожной вести?(возможно, название символично)А может быть, телеграмма адресована нам?(автор обращается к нам этим рассказом ).

Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами постараемся ответить на проблемный вопрос:

«Что вы услышали в телеграмме от Паустовского?»

Назовите, пожалуйста, героев рассказа.(Катерина Петровна,Настя,Тихон,Манюшка )

Чтобы понять,какой урок нравственности преподносит нам Паустовский,я предлагаю вам проанализировать систему образов произведения, работая в группах.Каждая из 4-х групп получит свой образ и задание.Во время работы на лист записываете качества характера героя.

(Задание на слайде и раздается детям по группам) . Подготовить связный рассказ с текстовым подтверждением об одном из героев. Объяснить его поступки и постараться увидеть, с помощью каких средств художественной выразительности показано отношение героя к Катерине Петровне, оказавшейся перед лицом смерти.

Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.

Знаете, И.А.Бунин говорил, что проза обладает такой же мелодией как и стихи, музыка. Я предлагаю работать под музыку П.И.Чайковского»Октябрь» и обратить внимание на тональность музыки и пейзажа в произведении.(звучит музыка)

Аналитическая беседа по образу Катерины Петровны. Группа 1.

Ребята что задело, тронуло вас в судьбе этой женщины ? "Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?

- Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.

Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину:

Спутанная трава в саду полегла..." (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя.) "Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи" (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). "Из них назойливо сыпался дождь" (не лил, а сыпался -" дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо).

Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно.

Попытаемся передать душевное состояние героини:

(одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери ).

В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна?(Чтение со слов "Как-то в конце октября…" до "… побрела в дом").

Метафора в предложении "Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю". автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы "позабыли", и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба. В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: "Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи". Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает) .

Страдает человек,и природа у Паустовского "сочувствует" ему. Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.

(Учащиеся читают письмо (слайд) : "Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень".

А что-то удивило в письме?

Никакой радости, только одиночество. Причитание (в конце) бабки Матрёны говорят «такая задушевна, сердечна, и одинокая» и как укор звучат её слова Насте «видно высоко залетела»

Тоска прорывается в письме, всю силу материнской любви вложила она в письмо. Нет у неё никако дивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти ("зиму эту я не переживу", "смерть забыла ко мне дорогу").

А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени.

Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Паустовский мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны.Она и окружающий ее мир - единое целое.А что обозначает ее имя?

Катерина (греч.)-чистая,непорочная.Именно такой представляем ее (слайд)

Спасибо. Вы очень подробно раскрыли образ Катерины Петровны.

Аналитическая беседа по образу Насти. Группа 2.

Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?

Настя - единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад..

Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет - значит жива).

- Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.

Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза - о жестоком сердце ).

Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.

И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать.

Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку .

Выставка удалась? Чья это заслуга?

Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку , незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).

Очень странно,что такая равнодушная к матери Настя сумела понять строптивого художника. Паустовский использует прием контраста в изображении характера Насти, показывает несоответствие ее поступков и похвалы.(зачитать)

Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”. А в это время в Заборье умирала мать.

Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя?

Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой.

Кто словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”).

Я понимаю: она совершила предательство, и оценку ее поступкам дает Гоголь.Он видит насквозь фальшь и предательство, презирает ее за тщеславие и эгоизм.

Почувствовала ли Настя укор Гоголя?-Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения.

(Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию - лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала ).

Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать.

Найдите по толковым словарям,что означает слово «совесть»?(Чувство моральной ответственности за свое поведение)

- Имя «Настя»(греч.)-воскрешающая,поэтому хочется верить,что она изменится .

Действительно,мать могла бы успокоить,простить,но ее нет,и теперь до конца жизни она будет испытывать чувство вины.Оказывается,что к тому,кто был и,кажется,всегда будет,можно не успеть,не сказать самое главное.

Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (пятую )

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Так какие же качества характера мы увидели у Насти?(приколоть на доску)(Черствость, равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта, тщеславие,фальшивость.)

Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это?

Аналитическая беседа по образу Тихона. Группа 3.

- Тихон в отличие от Насти проявил настоящую человечность, чуткость, заботу и преподнес урок нравственности Манюшке.»Не будь пустельгой! За добро плати добром.» ". Что значит "пустельгой?(на слайде)

Пустельга - 1. Хищная птица из семейства соколиных.

2. Легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

Сторож Тихон помогает старой женщине:рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).

Две телеграммы: настоящая и мнимая, в обеих- большая душа простого человека, отнюдь не родного Катерине Петровне, но в какой-то мере более человечного, чем ее родная дочь. Сущность человека проявляется в его поступках. Как вы оцениваете Тихона?(на доске прикалывают лист с качествами характера Тихона)

Аналитическая беседа по образу Манюшки. Группа 4.

Вместе с Тихоном рядом с Катериной Петровной находилась девочка Манюшка. Она занимала то место,которое должна занимать дочь Настя.

Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде - надо помогать

Девочка окружает одинокую старушку теплом и заботой. Милосердие и сострадание проявляются у маленькой девочки в большей степени,чем у дочери.

- Меня до глубины души тронул эпизод,когда Манюшка относила письмо на почту(зачитывает) «Жестяная пустота» в почтовом ящике имеет многозначительный смысл: такая же пустота на душе у Катерины Петровны.Очень жаль девочке эту старую одинокую женщину,Она напугана смертью, трясется,но на похоронах несет крышку гроба,

Кто же из героев проявил гуманное отношение к Катерине Петровне?(Тихон и Манюшка ) (Читаем на доке слова-характеристики каждого из героев) .Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.А что же родная дочь?(Она забыла о матери )

Да,никакие поступки не могут оправдать дочь, если она забыла о родной матери.

А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы?

Я думаю, что этот образ противопоставлен образу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе.

Мне кажется, что сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной.

А почему она сделала это?

Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания.

Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.

Писатель как бы предупреждает эту учительницу: будь внимательна к своей матери .

И, я уверена, что от нас с вами тоже зависит, чтобы таких Катерин на Земле стало меньше. У вас есть тоже бабушки, прабабушки, дедушки. А как часто вы звоните им, коротаете вечера за чашкой чая, посвящаете свое время им, тем, кто дарил и дарит вам свою любовь просто за то, что вы есть, за то, что вы родные им люди?

Давайте вернемся к схемам, на которых вы разместили слова, обозначающие общечеловеческие ценности в каждом герое. И может быть, Паустовский смог помочь нам заглянуть в самих себя, и что-то в вашем миропонимании, мироощущении изменилось? Попробуйте еще раз определить место перечисленных ценностей в вашей жизни. А кому же автор посылает телеграмму? Что вы услышали в ней? На уровне рефлексии мы попробуем ответить на проблемный вопрос нашего урока.

Рефлексия

Урок помог задуматься…

(о том, как страшно потерять маму;

Об одиночестве, доброте и милосердии

О человечности, об отношении к маме

О моих родных

О том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм

Почему Настя не поняла, что не деньги были нужны её маме .)

Что я услышал(а) в телеграмме Паустовского?

- (нельзя быть таким бесчеловечным, как Настя

Нужно заботиться о маме

Я многого не знаю, но я никогда не поступлю так, как Настя

Старые люди нуждаются в нашей поддержке

Я очень люблю свою маму и боюсь её потерять

Нельзя совершать такие ошибки, которые исправить невозможно

Я никогда не стану «сорокой» и «пустельгой »)

Какую телеграмму написали бы вы Насте?(учащиеся пишут на бланках телеграммы Насте)

(-Настя, желаю тебе обрести человечность.

Настя, одумайся! Нельзя так поступать! Ведь мама у тебя одна!

Настя, желаю, чтоб душа твоя оттаяла.

Эх ты, сорока. Мне тебя жаль.

Настя, поздно ты поняла свою ошибку. Не дай бог, чтобы с тобой произошло то же самое.

- Пустельга. То, что совершила ты - неисправимо .

А сейчас послушайте напутствие:

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал родное чадо,

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

К тому же - минёт час: ты старцем будешь сам,

Смотри же, не нарушай священного уклада.

(Из книги “В мире мудрых мыслей Хиероу


Подписи к слайдам:

по рассказу К.Паустовского "ТЕЛЕГРАММА" Урок Нравственности.

Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках. Аристотель Нравственность - это разум сердца. Г.Гейне

Задание группам. Подготовить связный рассказ с текстовым подтверждением об одном из героев. Объяснить его поступки и постараться увидеть, с помощью каких средств художественной выразительности показано отношение героя к Катерине Петровне, оказавшейся перед лицом смерти. Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.

Такой мы представляем Катерину Петровну, героиню рассказа «Телеграмма».

Письмо Катерины Петровны дочери: « Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень»

Любили тебя без особых причин За то, что ты – внук, За то, что ты – сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. В.Берестов.

Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных; 2. Легкомысленный пустой человек (разг.)

Рефлексия Урок помог задуматься… Я понял… В телеграмме от Паустовского я услышал…

Не забывай о том, что мать вспомнила нас, Отец же воспитал родное чадо Поэтому страшись в беспечности своей В их старые сердца пролить хоть каплю яда, К тому же - минет час: ты старцем будешь сам, Смотри ж, не нарушай священного уклада. (из книги «В мире мудрых мыслей» Н.Хиероу.) Напутствие.

Домашнее задание: написать письмо – покаяние своей маме (принести в конверте)


Страница 1

Методическая разработка урока по рассказу Паустовского «Телеграмма»

Номинация конкурса урок русского языка и литературы.
ФИО учителя: Хабибуллина Альбина Валериевна, учитель русского языка и литературы МОБУ лицей №4 г. Давлеканово, РБ

Класс:8


Предмет: литература

Требуемое время: 2 часа (урока)

Описание урока

Учебно-методическая разработка к уроку по литературе по произведению К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Урок изучения нового материала. Учебный материал рассчитан на 2 учебных часа для обучающихся 8 класса.

При проведении урока используются электронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, представленные в информационной системе «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», http://school-collection.edu.ru. Они позволяют расширить иллюстративный материал по данной теме для лучшего усвоения учащимися основных понятий.

Разработка включает кроме описания логики изложения нового материала, презентацию Microsoft PowerPoint

Уроки по рассказу « Телеграмма» представляют собой более близкое знакомство с личностью Паустовского, а также работу над детальным анализом рассказа. Здесь учащимся предстоит дать оценку поступкам дочери главной героини, выявить авторскую позицию и, самое главное, пересмотреть (если в этом есть необходимость) свое отношение к родным и близким.

Цели урока:


  • проанализировать содержание рассказа, действующих героев;

  • уметь, опираясь на текст, понимать тему, видеть, как она раскрывается, определять основную мысль;

  • наблюдать, сравнивать, делать выводы, давать монологические ответы, правильно отвечать на вопросы, выразительно читать;

  • воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.
1.Вступительное слово учителя.

Тема нашего сегодняшнего урока «Спешите делать добрые дела» (Связываем ее с рассказом Паустовского «Телеграмма»)

Цель – поразмышлять над содержанием рассказа, поведением героев и понять основную мысль, сделать для себя определенные выводы.

Перед вами портрет писателя, жившего с 1892 по 1968 гг., отдельные фотографии, на которых видим Константина Георгиевича, и несколько книг, к которым, может быть, вы уже обращались.


- Какие ассоциации у вас возникают при имени этого человека?(слайд № 1)

Действительно, К.Г.Паустовский много писал о средней полосе России, о скромной, неброской красоте её лесов, рек, озер(слайд №2). Именно о красоте природе, взаимоотношениях человека с природой в своих произведениях рассказывал Паустовский детям (слайд №3)

Место погребения Паустовского всегда усыпано цветами – так почитатели таланта писателя выражают свою признательность этому человеку (слайд №5).

Нет Паустовского уже более 45 лет, но люди не забыли о нем, места, куда так любил приезжать Паустовский, красноречиво об этом рассказывают многим поклонникам творчества этого писателя (слайд №6)

Паустовский писал не только о знаменитостях, но и о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением, хотя в произведениях нет острого сюжета, захватывающих происшествий.

Вот и сегодня мы поговорим с вами, обсудим проблемы, поставленные в рассказе «Телеграмма».

Прежде всего, почему по жанру это произведение – рассказ?

Какие еще рассказы мы изучали в 8 классе?

Так же для того, чтобы вам было более понятно, мне хотелось бы познакомить вас с историей создания этого произведения. (Далее подготовленный ученик знакомит с содержанием одной из глав повести «Золотая роза» «Зарубки на память»).


2. Учитель предлагает рассказать об обитательнице старого дома Катерине Петровне.

Что задело, тронуло вас в судьбе этой женщины? Всегда ли она была так одинока?

Какими художественными средствами и приемами Паустовский рисует трагизм положения Катерины Петровны?


  • Описание осеннего пейзажа (в рассказе он мрачный, гнетущий).

  • Художественные детали, подчеркивающие состояние пожилого беспомощного человека.

  • Сумрачность, запущенность интерьера, описание заброшенности всего дома.
Вывод: страдает человек, и природа у Паустовского сочувствует ему.

3. Обращаемся к образу Насти.

Что мы узнаем о ее жизни и работе в Ленинграде? (Она секретарь в Союзе художников. Работы много. Даже письмо матери некогда прочитать).

Подготовленная ученица читает письмо Катерины Петровны.

Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?

Как оценили деятельность Насти художники? («… Седой вспыльчивый художник подошел к Насте и похлопал ее по руке.

Благодарю…Слышал, что это вы извлекли Тимофеева на свет божий. Прекрасно сделали. А то у нас много болтающих о внимании к художнику, о заботе и чуткости, а как дойдет до дела, так натыкаешься на пустые глаза. Ещё раз благодарю!

Мысль, брошенная стариком художником о внимании к человеку, повторялась в каждой речи…»).

А каково авторское отношение к Насте? (Прямых авторских оценок нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает самолюбование Насти. «…Настя нравилась сама себе. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза»

Глаза – зеркало человеческой души. Здесь такой разоблачающий эпитет.

Учащиеся также находят прием олицетворение, с помощью которого тоже выражается авторская позиция. («…Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя»)

Почему именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя?

В поисках ответа на этот вопрос приходим к выводу: Гоголь – сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека. И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри; доброта Насти показная, ненастоящая.

Настя получает телеграмму: «Катя помирает. Тихон».

Какой должна быть реакция нормального человека?

Как реагирует Настя?

«…А с кафедры неслось.

Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать… Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семеновне…»

Какой художественный прием использует здесь автор и для чего? (Резкий контраст).

Как Паустовский подчеркивает изменения в поведении героини, понявшей, что мать умирает?

Пробудилась ли совесть Насти? Покажите динамику пробуждения.

И вот она приехала с опозданием.

Прочитайте конец рассказа. Какова роль вот этой концовки? Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал родное чадо,

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

К тому же – минет час: ты старцем будешь сам,

Смотри же, не нарушай священного уклада.

(Из книги «В мире мудрых мыслей» Н. Хиероу)

Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это?


  • (Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы воды принести из колодца, помыть полы, поставить самовар. В трудные минуты не отходила от Катерины Петровны)

  • Сторож Тихон – рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте).
Это простые люди, которых любил Паустовский. Они не заметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы?

(Чтобы показать, что не все такие как Настя, хоть и чужая, но у неё доброе сердце. Подошла к гробу, наклонилась, поцеловала Катерину Петровну в высохшую руку. У неё тоже где-то есть мама. И ей надо помнить об этом).

Какова тема этого рассказа? (Взаимоотношение родителей и детей.)

Какова основная мысль произведения? (Нужно помнить о родителях, писать, навещать - Эта обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь).

Чтение стихотворения С.Викулова.


Поют гитар походных струны

В тайге, в горах, среди морей…

О, сколько вас сегодня, юных,

Живет вдали от матерей!


Вы, вечно юные, в дороге –

То там объявитесь, то тут…

А ваши матери в тревоге

Вестей от вас все ждут и ждут.


Они считают дни, недели,

Слова роняя невпопад…

Коль рано матери седеют –

Не только возраст виноват.


И потому, служа солдатом

Или скитаясь по морям,

Почаще все-таки, ребята,

Пишите письма матерям!

страница 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Бородино Красноярского края

Модельный урок – размышление в 8 классе

«Испытание на истинную человечность»

(по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»)

учитель русского языка и литературы

Тема : «Испытание на истинную человечность» (по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»)

Форма : модельный урок – размышление

Метод : проблемный с использованием ИКТ и применением технологии развития критического мышления

Цель урока : обучая, развивать коммуникативную, социальную и информационную компетенции; создать условия для проявления познавательной активности учеников.

Триединые задачи:

    образовательная: формирование умений анализа рассказа на основе духовной проблематики, языка произведения; наблюдение над приёмами художественного мастерства К. Г. Паустовского;

    развивающая: развитие речи, мышления, творческих способностей учащихся через применение приёмов технологии РКМ;

    воспитательная: воспитание нравственных качеств (чуткости, сострадания, милосердия).

Оборудование :

    мультимедийная презентация;

    отрывок «Письмо матери» из художественного фильма;

    музыкальное сопровождение формата mp3 ;

    рабочие тетради учащихся;

    листы формата А4 с мини-исследованиями по проблематике произведения (диаграмма «Фишбоун»).

Предварительное домашнее задание :

    Составить схему (приём «Цветок лотоса») по образу Катерины Петровны, используя цитирование

    Задание для групп: заполнить диаграмму «Фишбоун», исследовав проблематику произведения (одна от каждого ряда)

Ход урока

СЛАЙД 1

1. Вступительное слово учителя

— Сегодня у нас необычный урок: урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца.

А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, — это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Паустовского.

2. Сообщение целей урока

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Надеюсь, вы с удовольствием прочтёте в будущем повести, рассказы и очерки о Лермонтове и Гоголе, Чехове и Блоке, Грине и Горьком. Но всё – таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением и трепетом в душе, хотя в произведениях нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело?

Может быть, в необыкновенной любви к людям, в желании разобраться в истинности человеческих чувств?

На этот и другие вопросы мы попытаемся ответить, размышляя над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма».

— На прошлом уроке рассказ нами был прочитан. Мы проговорили проблемы, поднимаемые автором в произведении. Назовите эти проблемы (одинокой старости, материнской любви, взаимоотношений между детьми и родителями, человечности).

— Посмотрите на тему урока. Исходя из неё, попробуйте сами проговорить цель сегодняшнего урока (должны определить, прошли ли герои испытание на истинную человечность).

    Проблемная беседа по рассказу с элементами анализа

Обратимся к рассказу.

Как вы думаете, ребята, почему люди посылают телеграммы? (Когда хотят сообщить что-то очень важное)

— Какое чувство рождает это слово — «телеграмма»? (Тревогу)

— Кто из героев рассказа нуждается в помощи, поддержке? (Катерина Петровна)

— Почему? (Потому что она старенькая и одинокая)

— Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – живое существо, связанное незримой нитью с человеком. Сейчас вы услышите музыку Петра Ильича Чайковского из его «Времён года» («Октябрь»).

СЛАЙД 2 (музыка со слайдом)


— Посмотрите на пейзажную зарисовку из рассказа «Телеграмма».

— Обратитесь к тексту и вспомните, какие детали в описании пейзажа выделяет автор, чтобы подчеркнуть одиночество доживающей свой век женщины.

(1. «Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю» – параллель: Катерину Петровну как бы тоже позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

2. «Доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора» — «Доживала свой век в старом доме».

3. Озябший клён « Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи» — К.П. тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает. Клён – это её память, видя его, она вспоминает себя.)

— Итак, как живется Катерине Петровне? Каково её душевное состояние?Расскажите кратко о её жизни, опираясь на заполненную дома вами вот такую табличку.

СЛАЙД 3


Приём «Цветок лотоса» технологии развития критического мышления позволил включить обучающихся в мыслительную деятельность и творчески переработать информацию. Ребята не просто давали описание героини, они составляли модель образа на основе выбранной и проанализированной информации (эта работа была выполнена ребятами дома). Происходило обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления.

Один из вариантов заполнения таблицы:

Живет в селе Заборье. Дом мемориальный, она последняя обитательница его.

Отец ее был известным художником. Когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго — французского писателя.

У нее нет никого родных, кроме дочери Насти, работающей в Ленинграде.

Добрая, страдает от одиночества, но не упрекает дочь, любит её.

Катерина Петровна

Постоянно молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле, временами тихонько плачет.

Для нее ночи долгие, тяжелые, у неё бессонница

Не знает, как дожить до утра.

Пишет дочери письмо.

СЛАЙД 4


— Как Катерина Петровна относится к своей дочке? (Очень любит свою дочь. Несмотря ни на что, на невнимание Насти, мать оправдывает её: «…Насте не до неё, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не мешать». Но Катерина Петровна скучает по дочери и очень хочет увидеть её .)

Посмотрим отрывок из кинофильма, послушаем письмо Катерины Петровны к дочери. Но ещё я хотела бы попросить вас вот о чём: когда вы будете испытывать наибольшее волнение, жалость к Катерине Петровне или какие-то другие чувства, поднимите открытую ладошку, вот так. Хорошо?

(После просмотра) Используя этот приём «Открытой ладошки», мне хотелось узнать, кто мы: только учитель и ученики, которые должны обсуждать какую-то определённую тему, или мы люди, которые смотрим на очень важные вещи одинаково, и мы не участники, а соучастники очень не простого разговора. Спасибо вам за неравнодушие. Я думаю, что мы можем продолжить дальше.

— Так почему же Катерина Петровна, редко писавшая Насте, вдруг ночью написала дочери письмо? (поняла, что жить ей осталось совсем мало, и захотела попрощаться с дочкой )

— Какое самое важное слово в письме? (Ненаглядная .)

— Как понимаете смысл этого слова?

— Как отреагировала Настя на полученное от матери письмо? (спрятала в сумочке, не прочитав )

СЛАЙД 5


— Как автор описывает её?Найдите подтверждение в тексте. (Прямых авторских оценок в тексте нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает самолюбование Насти. «На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась

и усмехнулась, — сейчас она нравилась сама себе». Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза»)

— Паустовский одним эпитетом выписал характер Насти. На какую деталь её портрета вы сразу обратили внимание? (Холодные глаза)

— То есть какие? (равнодушные, пустые, безразличные, всегда спокойные, неэмоциональные )

Л.Н. Толстой говорил, что «глаза – зеркало человеческой души». Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у него такое же холодное, жестокое сердце, правда ведь?

    Исследование проблемной темы

(стратегия «Фишбоун»)

СЛАЙД 6


— А теперь приступим к исследованию проблемы человечности в рассказе «Телеграмма». Посмотрим, прошли ли герои испытание на истинную человечность?

— Но сначала попрошу вас подобрать близкие по значению слова к слову «человечность». На каждом ряду лежат по 4 карточки с понятиями, выберите те слова, которые помогут ответить на вопрос: «В чём проявляется человечность?»

Прикрепите выбранные карточки на доску при помощи магнитов.

На карточках слова:

Человечность – это (милосердие, доброта, забота, участие, сострадание, внимание, жалость, сочувствие, ненависть, предательство, злость, гуманность).

— Какие карточки остались неиспользованными?

— В качестве домашнего задания вам было предложено поработать в группах над решением вопроса о том, каким образом проблема человечности коснулась героев рассказа и прошли ли они это непростое жизненное испытание.

СЛАЙД 7


— Каждой группе была выдана вот такая схема-рыбка, опираясь на которую вы должны были извлечь необходимую информацию из литературного произведения и перевести её из текста в диаграмму, в итоге ответив на вопрос, прошёл ли герой это трудное жизненное испытание.

— На верхних «косточках» фиксируются причины происходящих событий, на нижних – факты, подтверждающие наличие причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвостике» нужно было поместить вывод по решаемой проблеме.

— Первыми презентовать свою работу будут ребята первого ряда. Представляет работу группы кто-то один, остальные дополняют. Задают им вопросы ребята других групп.

СЛАЙД 8


Внимание! Проблемный вопрос: прошла ли Настя испытание на человечность, милосердие?

(выходит представитель от группы ребят первого ряда, после выступления лист с диаграммой прикрепляется магнитом на доске)

Дополнительные вопросы:

— Почему же добрая и внимательная к другим людям Настя оказалась такой чёрствой по отношению к матери? (Она неправильно определила жизненные приоритеты, поставила на первое место не самое главное. )

— Можно ли назвать Настю эгоистичным человеком (равнодушным, безразличным, безучастным)?

А «человечность» может быть ненастоящей? (Да, у Насти она именно такая. Она занимается делами пусть хорошего, но чужого человека, не найдя времени для последней встречи с мамой.)

СЛАЙД 9


Прошли ли Тихон с Манюшкой это жизненное испытание?

(выступление ребят второго ряда)

Дополнительные вопросы:

— Почему Тихон решился на обман? (Чтобы поддержать Катерину Петровну, утешить, смягчить горечь одиночества)

— Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

— О какой телеграмме говорится в названии рассказа и почему? (О второй телеграмме Тихона, он хотел ободрить Катерину Петровну, подарить ей надежду и продлить её жизнь. Первой же он хотел достучаться до Насти, но, увы, безрезультатно. Обе телеграммы были важны, но вторая из них наполнена милосердием, которое, по мнению автора, так необходимо всем людям)

СЛАЙД 10

Молодая учительница


(выступление ребят третьего ряда)

Дополнительные вопросы:

— А для чего вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Этот образ противопоставлен образу Насти. Она сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. Сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала «высохшую желтую руку» покойной.)

— А почему она сделала это? (Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.)

— Подведём итог нашему исследованию. Кто из героев прошёл испытание на истинную человечность? (Чужие для К.П. люди не прошли мимо горького одиночества брошенной дочерью старушки. А вот Настя это испытание не прошла, поэтому из него она вышла с чувством непоправимой вины, невыносимой тяжести.)

    Заповеди Паустовского

— Я думаю, ребята, в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. К. Паустовский оставил нам бесценные нравственные заповеди.

СЛАЙД 11


    Заключительное слово учителя

СЛАЙД 12

— Помните, ребята, я когда-то вам читала слова Бернарда Шоу: «Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, нам осталось научиться жить по-человечески». Будьте Человеком! Не забывайте о самых близких и родных людях. Не гасите свет своей души.

Исследование, проведённое на уроке, прошло все важные, значимые этапы:

    мотивация (проблемный вопрос – прошли ли герои испытание на человечность),

    исследование (в малых группах),

    обмен информацией,

    организация информации (диаграммы),

    связывание информации,

    подведение итогов.

Были использованы логические приёмы: постановки проблемы, сравнения, обобщения, выявления признаков.

На этапе организации информации была использована стратегия «Фишбоун», позволившая воплотить в жизнь «исследование в исследовании». «Фишбоун» — это мини-исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать умения использовать элементы причинно-следственного анализа; извлекать необходимую информацию из литературного произведения и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму); согласовывать и координировать личную деятельность с деятельностью других ребят при совместной работе.

Метапредметный подход , положенный в основу этой технологии, позволил содержание произведения представить не как сведения для запоминания, а как знания для осмысленного использования. Схема-диаграмма, с помощью которой ребята анализировали проблему, универсальна, так как осмысленная работа с информацией важна в жизни.

Групповая работа позволила ребятам сообща провести мини-исследования, перекрёстный обмен вопросами и мнениями.

Музыка, видео внесли в урок эмоциональность, были призваны вызвать интерес к уроку и способствовали развитию творческого воображения.

Список литературы,

использованной при подготовке к уроку

1. К.Г. Паустовский. Телеграмма// Litru.Ru Бесплатная электронная библиотека.

2. К.Г. Паустовский. Зарубки на сердце. Глава из книги «Золотая роза// Litru.Ru Бесплатная электронная библиотека.

3. Литература: справочные материалы: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1989.

4. Википедия: Статья «Художественная деталь».

5. Т.Т. Левашова. Пока не стало поздно// Литература в школе. — 1996, №6.

6. Н.И. Гусакова. За добро плати добром// Литература в школе. — 1996, №6.