Произведения про войну белорусских писателей. Литература периода великой отечественной войны. "У войны не женское лицо"

Мир современной белорусской литературы для многих наших сограждан остается загадкой — вроде как она существует, но при этом не скажешь, что на виду. Между тем, литературный процесс бурлит, наших авторов, которые работают в самых разных жанрах, охотно публикуют за рубежом, а некоторых из популярных там белорусских писателей мы просто не ассоциируем с местным контекстом.

Фестиваль мобильного кино velcom Smartfilm , посвященный в этом году буктрейлерам (видеороликам о книгах), накануне первой в стране Ночи библиотек, которая пройдет 22 января в Пушкинской библиотеке и Научной Библиотеке БНТУ пробует разобраться, кто есть кто среди успешных белорусских писателей.

Светлана Алексиевич

В представлении не нуждается. Первая белоруска, получившая Нобелевскую премию по литературе. Во многих книжных магазинах книги Алексиевич были раскуплены за пару часов после объявления имени нового лауреата.

«У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Время секонд хэнд» — живые документы советской и постсоветской эпохи. Формулировка, с которой вручал премию Светлане Александровне Нобелевский комитет: «за многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время».

Книги Алексиевич переведены на 20 языков мира, а тиражи «Чернобыльской молитвы» преодолели планку в 4 миллиона экземпляров. В 2014 году «Время секонд хэнд» вышло и на белорусском языке. Имя Алексиевич всегда вызывало неоднозначную реакцию у белорусских СМИ: дескать, относит себя к русской культуре и пишет на русском языке. Однако после банкетной речи на вручении Нобеля, которую Алексиевич закончила по-белорусски, претензии поутихли.

О чем пишет? Чернобыль, Афганская война, феномен советского и постсоветского «красного человека».

Наталья Батракова

Спросите у любого библиотекаря, на чьи книги из белорусских авторов записываются в очередь? Наталья Батракова, автор женской прозы, говорят, и сама не ожидала, что она, девушка с дипломом Институт инженеров железнодорожного транспорта, вдруг станет чуть ли не самым востребованным белорусским писателем, а ее «Миг бесконечности» — самой продаваемой в Беларуси книгой 2012 года.

Романы Батраковой выходят не очень часто, зато потом выдерживают по несколько переизданий. У любителей высокой прозы к автору есть множество вопросов, но на то они и эстеты. В большинстве своем, читатель голосует за Батракову рублем, а ее книги продолжают переиздаваться.

О чем пишет? О любви: и прозу, и стихи. Преданные поклонники до сих пор ждут продолжения истории любви врача и журналистки из книги «Миг бесконечности».

Альгерд Бахаревич

Один из наиболее популярных писателей страны, в прошлом году попал в антологию лучшей европейской короткой прозы Best European Fiction. Но мы его любим не только за это. Автор 9 книг художественной прозы, сборников эссе (включая скандальный разбор белорусской классической литературы «Гамбургскі рахунак»), переводчик, он существует одновременно в белорусских реалиях и в европейской литературной традиции. Причем прилагательные тут можно легко поменять местами. Один из лучших белорусских стилистов.

Роман «Шабаны» уже дважды получил театральное воплощение (В Театре белорусской драматургии и в «Купаловском»), а эссе про позднее творчество Янки Купалы вызвало такую острую реакцию читателей и коллег-литераторов, что сложно вспомнить, когда классическую белорусскую литературу так бурно обсуждали в последний раз.

Новый роман «Белая муха, забойца мужчын» — одна из главных книжных премьер начала 2016 года. Кстати, Бахаревич сыграл в первом профессиональном отечественном буктрейлере — работа Дмитрия Вайновского «Смаленне вепрука» по произведению Михася Стрельцова.

Про что пишет? Про девушек «без царя в голове», быт спальных районов и «проклятых» гостей столицы.

Адам Глобус

Мастер малой прозы, живой классик белорусской литературы. Безостановочно работает над новыми книгами коротких рассказов, зарисовок, провокационных записок и очень специфических городских сказок. Возьмите цикл «Сучаснікі» и узнаете о наших современниках много интересного, правда, не всегда лицеприятного.

Именно с Глобуса начинается белорусская эротическая проза. Сборник «Толькі не гавары маёй маме» до сих пор удивляет неподготовленных читателей, которые представляют отечественную литературу исключительно по школьной программе.

Добавим, что Глобус — художник, иллюстратор и выдающийся поэт. Песни на его стихи вы точно слышали: «Новае Неба», «Бонда», «Сябры» — классика белорусской музыки конца ХХ века.

О чем пишет? О легендах Минска и Вильнюса (автором придуманных), коллегах по литературе и искусству, о сексе.

Андрей Жвалевский

Кто не видел в продаже книг из серии «Порри Гаттер и…»? Именно эта серия, которая сначала задумывалась как пародия на книги Джоан Роулинг, но потом обрела собственную сюжетную линию и свое лицо, сделала популярным белорусского писателя Андрея Жвалевского. Он с тех пор плотно занял нишу популярного фантаста и автора книг для подростков. Иногда к Жвалевскому присоединяются коллеги по перу Игорь Мытько и Евгения Пастернак (кстати, на литературном поле фигура тоже очень заметная).

Список премий, полученных Жвалевским, занял бы отдельную страницу. С признанием в соседних странах у Андрея тоже все хорошо: от третьего места на всероссийской премии «Книгуру» и премии «Алиса» (за книгу «Время всегда хорошее») до звания «Брэнд-персона года» в номинации «Культура» на конкурсе «Брэнд года 2012». А учитывая, что в прошлом своем Жвалевский еще и КВНщик (в хорошем смысле этого слова), с чувством юмора в его выдуманных историях все на 9 с плюсом.

О чем пишет? Фантастические истории из жизни персонажей жутковатых, но при этом весьма забавных.

Артур Клинов

Концептуальный художник, главный редактор журнала pARTizan, сценарист, фотограф Артур Клинов «выстрелил» уже первой своей книгой — «Малая падарожная кніжка па Горадзе Сонца», которая вышла сначала в Германии, а потом уже в Беларуси. История Минска, она же история конкретного человека произвела на немецких и белорусских читателей сильное впечатление.

Следующая книга Клинова, «Шалом», вышла сначала по-белорусски, а потом в русскоязычной версии (отредактированной и сокращенной) в культовом московском издательстве Ad Marginem. Следующий роман Клинова «Шклатара» нашумел еще до выхода — читатель, знакомый с белорусской литературой и художественной средой, сразу узнает большую часть героев, среди которых философ Валентин Акудович, режиссер Андрей Кудиненко и многие другие персонажи мира белорусской политики и искусства.

О чем пишет? О Минске как утопии, о том, как человек может стать арт-объектом и что бывает, если пункт приема стеклотары становится культурной площадкой.

Тамара Лисицкая

Телеведущая, режиссер, сценарист — перечислять все воплощения можно очень долго. При этом книги Лисицкой, которые выходят вот уже почти десять лет, пользуются популярностью среди самых разных читателей. По книге «Тихий центр» в 2010 году сняли телесериал.

Споры о литературной составляющей книг Тамары идут тоже далеко не первый год, но читателей от этого меньше не становится — в конце концов, очень многие узнают в персонажах Лисицкой самих себя: вот вам быт троих подруг, родившихся в 70-ые (роман «Идиотки»), вот история жильцов малоквартирного дома в центре, а вот — роман-пособие для беременных.

О чем пишет? О том, как в Минске можно нескучно проводить время, о сосуществовании под одной крышей разных по своим взглядам и занятиям людей.

Виктор Мартинович

Журналист, преподаватель, писатель. Занимает в белорусской литературе нишу чем-то похожую на ту, что в русской оккупировал Виктор Пелевин. Каждый новый роман Мартиновича становится событием. Примечательно, что почти на каждой из презентации Виктор клятвенно обещает притормозить и передохнуть уже, наконец. Но работоспособность «не пропьешь» — Мартинович, на радость почитателям, выдает по книге в год, что среди белорусских литераторов большая редкость.

Про первый роман Мартиновича «Паранойя» до сих пор идут споры, был он запрещен в Беларуси или нет? Роман «Сфагнум», вышедший сразу на двух языках (русскоязычный оригинал и белорусский перевод), еще до появления в печатном виде попал в лонг-лист российской премии «Национальный бестселлер», его сравнивали с классическим фильмом «Карты, деньги, два ствола». Следующий роман «Мова» недавно выдержал третье переиздание. Весной российское издательство выпускает в свет новую книгу Мартиновича «Озеро Радости», а пока в Вене ставят его пьесу «Самое лучшее место на свете». Книги Виктора переведены на английский (издавался в США) и другие языки.

О чем пишет? Гопники ищут клады, белорусский язык продают как наркотик, а лирический герой нет-нет да и совершит самоубийство. Иногда даже тройное.

Людмила Рублевская

Крупная форма — а речь идет о целой приключенческой саге — сейчас встречается нечасто. И это касается не только белорусской литературы. Рублевская, тем не менее, только за последние годы выпустила несколько книг на любой вкус: тут вам и мистическая проза, и готика, и белорусская история. Сага о приключениях Пранциша Вырвича в трех частях и разноплановый сборник «Ночы на плябанскіх млынах» — эти и другие книги Рублевской буквально просятся на экраны — талантливому режиссеру хватит материала на несколько кассовых фильмов.

О чем пишет? Городские легенды и тайны старых домов, железные черепахи и беглые школяры-авантюристы.

Андрей Хаданович

Казалось бы, «поэзия» и «популярность» с 70-х годов вещи мало совместимые, но на деле это не так. На фоне того, как общий интерес к поэзии растет (посмотрите, на каких площадках выступают приезжие поэты — Prime Hall и др.), имя Хадановича, поэта, переводчика, главы белорусского ПЭН-центра, упоминается в СМИ все чаще.

Его детская книга «Нататкі таткі» по продажам в независимых книжных может сравниться разве что с книгами Светланы Алексиевич. Новый сборник стихов и переводов (в том числе песен людей вроде Леонарда Коэна и Стинга) «Цягнік Чыкага-Токіё», первый за пять лет, вышел в конце 2015 года.

Андрей Хаданович, конечно, не единственный из когорты современных классиков белорусской поэзии, но очевидно, самый успешный.

О чем пишет? Поэтическая игра с читателем на стыке жанров. Копните глубже — и все поймете сами.

22 января мероприятием «Ночь библиотек» завершается образовательная программа фестиваля Студия velcom Smartfilm: на двух площадках (Пушкинская библиотека и Научная Библиотека БНТУ) известные белорусы будут читать отрывки из любимых книг белорусских авторов и зарубежной литературы в переводе на белорусский язык.

Напоминаем, что фестиваль мобильного кино velcom Smartfilm проходит в пятый раз. Тема работ начинающих кинорежиссеров — буктрейлеры. Снимать ролики про книги по условиям конкурса нужно на камеру смартфона. В этом году обладатель гран-при конкурса velcom Smartfilm получит 30 миллионов рублей. Дедлайн приема работ — 31 января включительно.

XX – начала XXI веков глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть. Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу.

Самые достоверные произведениями о войне создали писатели-фронтовики: , Г. Бакланов, Б. Васильев, .

Одной из первых книг о войне была повесть Виктора Платоновича Некрасова (1911-1987) «В окопах Сталинграда», о которой с большим уважением отзывался другой писатель-фронтовик Вячеслав Кондратьев. Он называл её своей настольной книгой, где была вся война с ее бесчеловечностью и жестокостью, была «наша война, которую мы прошли». Эта книга была опубликована сразу же после войны в журнале «Знамя» (1946, № 8–9) под названием «Сталинград» и лишь позже ей дали название «В окопах Сталинграда».


А в 1947 году была написана повесть «Звезда» Эммануилом Генриховичем Казакевичем (1913-1962), писателем-фронтовиком, правдивая и поэтичная. Но в то время она была лишена правдивого финала, и только теперь она экранизирована и восстановлена в её первоначальном финале, а именно – гибели всех шестерых разведчиков под командованием лейтенанта Травкина.

Вспомним также другие выдающиеся произведения о войне советского периода. Это «лейтенантская проза» таких писателей как, Г. Бакланова, К. Воробьева.

Юрий Васильевич Бондарев (1924), бывший офицер-артиллерист, воевавший в 1942-1944 годах под Сталинградом, на Днепре, в Карпатах, автор лучших книг о войне – «Батальоны просят огня» (1957), «Тишина» (1962), «Горячий снег» (1969). Одно из достоверных произведений, написанных Бондаревым о войне – роман «Горячий снег» о Сталинградской битве, о защитниках Сталинграда, для которых он олицетворял защиту Родины. Сталинград как символ солдатского мужества и стойкости проходит по всем произведениям писателя-фронтовика. Его военные произведения пронизаны романтическими сценами. Герои его повестей и романов – мальчики вместе с совершаемым героизмом ещё успевают подумать о красоте природы. Например, горько плачет по-мальчишечьи лейтенант Давлатян, считая себя неудачником не потому, что его ранили и ему больно, а от того, что он мечтал попасть на передовую, хотел подбить танк. О сложной жизни после войны бывших участников войны его новый роман «Непротивление», какими стали бывшие мальчики. Они не сдаются под тяжестью послевоенной и особенно современной жизни. «Мы научились ненавидеть фальшь, трусость, ложь, ускользающий взгляд подлеца, разговаривающего с вами с приятной улыбкой, равнодушие, от которого один шаг до предательства» – так пишет Юрий Васильевич Бондарев спустя много лет о своем поколении в книге «Мгновения».

Вспомним Константина Дмитриевича Воробьева (1919-1975), автора суровых и трагических произведений, который первым рассказал о горькой правде попавшего в плен и прошедшего сквозь ад земной. Повести Константина Дмитриевича Воробьева «Это мы, Господи», «Убиты под Москвой» написаны по собственному опыту. Сражаясь в роте кремлевских курсантов под Москвой, попал в плен, прошел через лагеря на территории Литвы. Бежал из плена, организовал партизанскую группу, влившуюся в литовский партизанский отряд, а после войны жил в Вильнюсе. Повесть «Это мы, Господи», написанная в 1943 году, опубликована была лишь через десять лет после его смерти, в 1986 году. Эта повесть о муках молодого лейтенанта в плену несет в себе автобиографичность и сейчас высоко оценивается по сопротивляемости духа как явление. Пытки, расстрелы, каторжный труд в плену, побеги… Автор документирует кошмарную явь, обнажает зло. Повесть «Убиты под Москвой», написанная им в 1961 году, остается одним из самых достоверных произведений о начальном периоде войны в 1941 году под Москвой, куда попадает рота молодых курсантов, почти без оружия. Гибнут бойцы, мир рушится под бомбами, раненые попадают в плен. Но их жизнь отдана Родине, которой они верно служили.

Среди наиболее заметных писателей-фронтовиков второй половины XX века можно назвать писателя Вячеслава Леонидовича Кондратьева (1920-1993). Его простая и прекрасная повесть «Сашка», напечатанная еще в 1979 году в журнале «Дружба народов» и посвященная «Всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым» – потрясла читателей. Повесть «Сашка» выдвинула Вячеслава Кондратьева в ряд ведущих писателей фронтового поколения, для каждого из них война была своя. В ней писатель-фронтовик рассказывает о жизни обычного человека на войне, нескольких днях фронтовой жизни. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне, а главным был быт, неимоверно трудный, с огромными физическими нагрузками, тяжелый быт. Например, утренний минный обстрел, раздобыть махорки, похлебать жидкой каши, греться у костра – и герой повести Сашка понимал – надо жить, надо подбивать танки, сбивать самолеты. Захватив немца в коротком бою, он не испытывает особого торжества, он вроде негероический вовсе, обычный боец. Повесть о Сашке стала повестью о всех фронтовиках, мучимых войною, но сохранивших свое человеческое лицо даже в невозможной ситуации. А затем следуют повести и рассказы, объединенные сквозной темой и героями: «Дорога в Бородухино», «Житье-бытье», «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке», «Знаменательная дата». Произведения Кондратьева – это не просто правдивая проза о войне, это правдивые свидетельства о времени, о долге, о чести и верности, это мучительные раздумья героев после. Для его произведений характерна точность датировки событий, их географическая и топографическая привязка. Автор был там, где и когда были его герои. Его проза – свидетельства очевидца, её можно рассматривать как важный, хотя и своеобразный исторический источник, вместе с тем она написана по всем канонам художественного произведения. Слом эпохи, происшедший в 90-е годы, который не дает покоя участникам войны и они испытывают нравственные страдания, катастрофически повлиял на писателей-фронтовиков, привел их к трагическим ощущениям обесцененного подвига. Не из-за нравственных ли страданий трагически ушли из жизни писатели-фронтовики в 1993 году Вячеслав Кондратьев, а в 1991 году Юлия Друнина.


Вот еще один из писателей-фронтовиков, Владимир Осипович Богомолов (1926-2003), написавший в 1973 году остросюжетное произведение «Момент истины» («В августе сорок четвертого») о военной контрразведке – СМЕРШе, герои которой обезвреживают врага в тылу наших войск. В 1993 году опубликовал яркую повесть «В кригере» (кригер – вагон для перевозки тяжелораненых), которая является продолжением повести «Момент истины» и «Зося». В этом вагоне–кригере собрались уцелевшие герои. Недолеченных их, страшная комиссия распределяла на прохождение дальнейшей службы в отдаленных районах Крайнего Севера, Камчатки, Дальнего Востока. Их, отдавших жизнь за Родину, искалеченных, не пощадили, отправили в самые отдаленные места. Последний роман о Великой Отечественной войне Владимира Осиповича Богомолова «Жизнь моя, иль ты приснилась мне...» (Наш современник. – 2005. – №№ 11,12; 2006. – №№1, 10, 11, 12; 2008. – №10) остался незавершенным и публиковался после смерти писателя. Этот роман он написал не только как участник войны, но и основываясь на архивные документы. События в романе начинаются в феврале 1944 года с форсирования Одера и длятся до начала 90-х годов. Рассказ ведется от имени 19-летнего лейтенанта. Роман документирован приказами Сталина и Жукова, политдонесениями, выдержками из фронтовой печати, которые дают беспристрастную картину боевых действий. Роман без всяких прикрас передает настроение в армии, вступившей на территорию врага. Изображена изнанка войны, о который раньше не писали.

Владимир Осипович Богомолов так писал о своей главной, как он считал, книге: «Это будет отнюдь не мемуарное сочинение, не воспоминания, а, выражаясь языком литературоведов, «автобиография вымышленного лица». Причём не совсем вымышленного: волею судеб я почти всегда оказывался не только в одних местах с главным героем, а и в тех же самых положениях: в шкуре большинства героев я провёл целое десятилетие, коренными прототипами основных персонажей были близко знакомые мне во время войны и после неё офицеры. Этот роман не только об истории человека моего поколения, это реквием по России, по её природе и нравственности, реквием по трудным, деформированным судьбам нескольких поколений – десятков миллионов моих соотечественников».

Писатель-фронтовик Борис Львович Васильев (р. в. 1924), лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии имени «Апрель». Он автор любимых всеми книг «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился», «Аты-баты шли солдаты», которые были экранизированы в советское время. В интервью «Российской газете» от 01.01.01 г. писатель-фронтовик отметил востребованность военной прозы. К сожалению, его произведения не переиздавались десять лет и только в 2004 году, накануне 80-летия писателя, вновь переизданы издательством «Вече». На военных повестях Бориса Львовича Васильева воспиталось целое поколение молодежи. Всем запомнились светлые образы девушек, соединивших в себе правдолюбие и стойкость (Женя из повести «А зори здесь тихие...», Искра из повести «Завтра была война» и др.) и жертвенную преданность высокому делу и любимым (героиня повести «В списках не значился» и др.)

Евгений Иванович Носов(1925-2002), отмеченный Сахаровской литературной премией вместе с Константином Воробьевым (посмертно) за творчество в целом (преданность теме), отличается принадлежностью к деревенской теме. Но он же создал не забываемые образы крестьян, которые готовятся к отправке на войну (повесть «Усвятские шлемоносцы») как к концу света, прощаются с размеренной крестьянской жизнью и готовятся на непримиримый бой с врагом. Первым произведением о войне был рассказ «Красное вино победы», написанный им в 1969 году, в котором герой встретил День Победы на казенной койке в госпитале и получил, вместе со всеми страдающими ранеными, стакан красного вина в честь этого долгожданного праздника. Читая рассказ, будут плакать взрослые, пережившие войну. «Доподлинный окопник, рядовой боец, он не любит говорить о войне… Раны бойца больше и сильнее скажут о войне. Нельзя всуе трепать святые слова. Как впрочем, нельзя и врать о войне. А плохо писать о страданиях народа – стыдно. Мастер и труженик прозы, он знает, что память погибших друзей можно оскорбить неловким словом, корявыми мыслями…» – так написал о Носове его друг писатель-фронтовик Виктор Астафьев. В повести «Хутор Белоглин» Алексей, герой повести, все потерял на войне – ни семьи у него, ни дома, ни здоровья, но, тем не менее, остался добрым и щедрым. Евгений Носов написал на рубеже веков ряд произведений, о которых Александр Исаевич Солженицын сказал, вручая ему премию своего имени: «И, донося через 40 лет всю ту же военную тему, с горькой горечью вcколыхивает Носов то, что больно и сегодня… Этой неразделенной скорбью замыкает Носов полувековую рану Великой войны и всего, что о ней не рассказано и сегодня». Произведения: «Яблочный спас» «Памятная медаль», «Фанфары и колокола» – из этого ряда.

Среди писателей-фронтовиков незаслуженно обделенным в советское время был Андрей Платонович Платонов (1899-1951), которого литературная критика сделала таковым лишь потому, что его произведения были другими, слишком достоверными. Например, критик В. Ермилов в статье «Клеветнический рассказ А. Платонова» (о рассказе «Возвращение») обвинил автора в «гнуснейшей клевете на советскую семью» и рассказ был объявлен чуждым и даже враждебным. На самом же деле, Андрей Платонов офицером прошел всю войну, с 1942 по 1946 годы. Он был военным корреспондентом «Красной звезды» на фронтах от Воронежа, Курска до Берлина и Эльбы и своим человеком среди солдат в окопах, его называли «окопный капитан». Одним из первых Андрей Платонов написал драматическую историю возвращения фронтовика домой в рассказе «Возвращение», который был опубликован в «Новом мире» уже в 1946 году. Герой рассказа Иванов Алексей не торопится домой, он обрел среди однополчан вторую семью, он отвык от домашних, от семьи. Герои произведений Платонова «… шли теперь жить точно впервые, в болезнях и счастье победы. Они шли теперь жить точно впервые, смутно помня себя, какими они были три-четыре года назад, потому что они превратились совсем в других людей…». А в семье, возле его жены и детей появился уже другой мужчина, которого осиротила война. Трудно происходит возвращение фронтовика к другой жизни, к детям.

(р. 1921 г.) – участник Великой Отечественной войны, полковник, ученый-историк, автор серии книг: "В строю", "Огненными верстами", "Бои продолжаются", "Полковник Горин", "Хроника предвоенных лет", "В заснеженных полях Подмосковья". Что стало причиной трагедии 22 июня : преступная беспечность командования или вероломство врага? Как преодолеть растерянность и неразбериху первых часов войны? О стойкости и мужестве советского солдата в первые дни Великой Отечественной войны рассказывается в историческом романе «Лето надежд и крушений» (Роман-газета. – 2008. – №№ 9–10). Там же представлены образы военачальников : главнокомандующего Сталина, маршалов – Жукова, Тимошенко, Конева и многих других. Захватывающе и динамично написан другой исторический роман «Сталинград. Сражения и судьбы» (Роман-газета. – 2009. – №№ 15–16.) Сражением века названа битва на Волге. Завершающие части романа посвящены суровой зиме годов, когда в смертельной схватке сошлись более двух миллионов солдат.

https://pandia.ru/text/78/575/images/image003_37.jpg" width="155" height="233 src=">

(наст. фам. – Фридман) родился 11 сентября 1923 г. в Воронеже. Воевать ушел добровольцем. С фронта был направлен в артиллерийское училище. Завершив учебу, попал на Юго-Западный фронт, затем на 3-й Украинский. Участвовал в Ясско-Кишиневской операции, в боях в Венгрии, во взятии Будапешта, Вены. Войну закончил в Австрии, в звании лейтенанта. В гг. учился в Литературном институте. Книга «Навеки – девятнадцатилетние» (1979) была отмечена Государственной премией. В 1986-96 гг. был главным редактором журнала «Знамя». Умер в 2009 г.

https://pandia.ru/text/78/575/images/image005_22.jpg" width="130" height="199 src=">

https://pandia.ru/text/78/575/images/image015_4.jpg" width="150" height="194">

(наст. имя – Кирилл) родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде. Учился в МИФЛИ, затем в Литературном институте им. М. Горького. В 1939 г. в качестве военного корреспондента направлен на Халхин-Гол в Монголию. С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в армии: был собственным корреспондентом газет «Красная Звезда», «Правда», «Комсомольская правда» и др. В 1942 г. ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 – звание подполковника, а после войны – полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны работал редактором журнала «Новый мир» и «Литературной газеты». Умер 28 августа 1979 г. в Москве.

https://pandia.ru/text/78/575/images/image027_1.jpg" width="170" height="228">

Писатели-фронтовики, вопреки сложившимся в советское время тенденциям к лакированию правды о войне, изображали суровую и трагическую военную и послевоенную действительность. Их произведения – правдивое свидетельство времени, когда Россия воевала и победила.




Владимир Богомолов «В а́вгусте со́рок четвёртого» — роман Владимира Богомолова, опубликованный в 1974 году.Другие названия романа — «Уби́ты при задержа́нии…», «Возьми́ их всех!..», «Моме́нт и́стины», «Чрезвыча́йный ро́зыск: В а́вгусте со́рок четвёртого»
Произведение...
Рецензия...
Рецензия...
Отклики...

Борис Васильев «В списках не значился» — повесть Бориса Васильева 1974 года.
Произведение...
Рецензии читателей...
Сочинение "Рецензия"

Александр Твардовский «Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») — поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны
Произведение...
Рецензии читателей...

Юрий Бондарев «Горячий снег » — роман Юрия Бондарева 1970 года, действие которого разворачивается под Сталинградом в декабре 1942 года. В основе произведения лежат реальные исторические события — попытка немецкой группы армий «Дон» фельдмаршала Манштейна деблокировать окруженную под Cталинградом 6-ю армию Паулюса. Именно то сражение, описанное в романе, решало исход всей Сталинградской битвы. Режиссёром Гавриилом Егиазаровым по роману был поставлен одноимённый фильм.
Произведение...
Рецензии читателей...

Константин Симонов «Живые и мёртвые» — роман в трёх книгах («Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»), написанный советским писателем Константином Симоновым. Первые две части романа были изданы в 1959 и 1962 году, третья часть — в 1971 году. Произведение написано в жанре романа-эпопеи, сюжетная линия охватывает временной интервал с июня 1941-го по июль 1944-го года. По мнению литературоведов советской эпохи, роман являлся одним из ярчайших отечественных произведений о событиях Великой Отечественной Войны. В 1963 году первая часть романа «Живые и мёртвые» была экранизирована. В 1967 году вторая часть была экранизирована под названием «Возмездие».
Произведение...
Рецензии читателей...
Рецензия...


Константин Воробьёв «Крик» — повесть русского писателя Константина Воробьёва, написанная в 1961 году. Одно из наиболее известных произведений писателя о войне, повествующее об участии главного героя в обороне Москвы осенью 1941 года и его попадании в немецкий плен.
Произведение...
Рецензия читателя...

Александр Александрович «Молодая гвардия» — роман советского писателя Александра Фадеева, посвящённый действовавшей в Краснодоне во время Великой Отечественной войны молодежной подпольной организации под названием «Молодая гвардия» (1942—1943), многие члены которой погибли в фашистских застенках.
Произведение...
Реферат...

Василь Быков «Обелиск» (белор. Абеліск) — героическая повесть белорусского писателя Василя Быкова, созданная в 1971 году. В 1974 году за «Обелиск» и повесть «Дожить до рассвета» Быков был удостоен Государственной премии СССР. В 1976 году повесть была экранизирована.
Произведение...
Рецензия...

Михаил Шолохов «Они сражались за Родину» — роман Михаила Шолохова, писался в три этапа в 1942—1944, 1949, 1969 годах. Рукопись романа писатель сжёг незадолго до смерти. В печать вышли только отдельные главы произведения.
Произведение...
Рецензия...

Энтони Бивора «Падение Берлина. 1945» (англ. Berlin. The Downfall 1945) — книга английского историка Энтони Бивора о штурме и взятии Берлина. Вышла в 2002 году; в России выпущена издательством «АСТ» в 2004 году. Была признана бестселлером № 1 в семи странах, не считая Великобритании, и вошла в первую пятерку еще в 9 странах.
Произведение...
Рецензия читателя...

Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке» — повесть Б. Н. Полевого 1946 года о советском лётчике-асе Мересьеве, который был сбит в бою Великой Отечественной войны, тяжело ранен, потерял обе ноги, но силой воли возвратился в ряды действующих летчиков. Произведение проникнуто гуманизмом и советским патриотизмом.Более восьмидесяти раз издавалась на русском языке, сорок девять — на языках народов СССР, тридцать девять — за рубежом.Прототипом героя книги стал реальный исторический персонаж, летчик Алексей Маресьев.
Произведение...
Рецензии читателей...
Рецензии читателей...



Михаил Шолохов «Судьба человека» — рассказ советского русского писателя Михаила Шолохова. Написан в 1956—1957 годах. Первая публикация — газета «Правда», № за 31 декабря 1956 и 02 января 1957.
Произведение...
Рецензии читателей...
Рецензия...

Владимир Дмитриевич «Тайный советник вождя» — роман-исповедь Владимира Успенского в 15-ти частях о личности И. В. Сталина, о его окружении, о стране. Время написания романа: марта 1953 — январь 2000 года. Впервые первая часть романа опубликована в 1988 году в Алма-Атинском журнале «Простор».
Произведение...
Рецензия...

Анатолий Ананьев «Танки идут ромбом» — роман русского писателя Анатолия Ананьева, написанный в 1963 году и повествующий о судьбах советских солдат и офицеров в первые дни Курской битвы 1943 года.
Произведение...

Юлиан Семёнов «Тре́тья ка́рта» — роман из цикла о работе советского разведчика Исаева-Штирлица. Написан в 1977 году Юлианом Семёновым. Книга также интересна тем, что в ней участвует большое количество реально существовавших личностей — лидеры ОУН Мельник и Бандера, рейхсфюрер СС Гиммлер, адмирал Канарис.
Произведение...
Рецензия...

Константин Дмитриевич Воробьёв «Убиты под Москвой» — повесть русского писателя Константина Воробьёва, написанная в 1963 году. Одно из наиболее известных произведений писателя о войне, повествующее об обороне Москвы осенью 1941 года.
Произведение...
Рецензия...

Александр Михайлович «Хаты́нская повесть» (1971) — повесть Алеся Адамовича, посвящённая борьбе партизан против фашистов в Белоруссии во время Великой Отечественной войны. Кульминацией повести является уничтожение карателями-гитлеровцами жителей одной из белорусских деревень, что позволяет автору провести параллели как с трагедией Хатыни, так и с военными преступлениями последующих десятилетий. Повесть была написана с 1966 по 1971 г.
Произведение...
Рецензии читателей...

Александр Твардовской «Я убит подо Ржевом» — стихотворение Александра Твардовского о событиях Битвы за Ржев (Первая Ржевско-Сычёвская операция) в августе 1942 г., в один из самых напряжённых моментов Великой Отечественной войны. Написано в 1946 году.
Произведение...

Васильев Борис Львович "А зори здесь тихие"- одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далёком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников - хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами. Светлые образы девушек, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их - юных, любящих, нежных. Но и через смерть они продолжают утверждать жизнь и милосердие.
Произведние...



Васильев Борис Львович "Завтра была война" - Вчера эти мальчишки и девчонки сидели за школьными партами. Зубрили. Ссорились и мирились. Переживали первую любовь и непонимание родителей. И мечтали о будущем - чистом и светлом. А завтра... Завтра была война . Мальчишки взяли винтовки и ушли на фронт. И девчонкам пришлось хлебнуть военного лиха. Увидеть то, что не должны видеть девичьи глаза - кровь и смерть. Делать то, что противно женскому естеству, - убивать. И гибнуть самим - в боях за Родину...

В послевоенные годы продолжалась творческая деятельность Я. Брыля, С. Дергая, И. Мележа, И. Шемякина и др. В числе лучших произведений тех лет - романы И. Шемякина "Глубокое течение", И. Мележа "Минское направление", М. Лынькова "Незабываемые дни", драматические произведения А. Мовзона "Константин Заслонов", К. Губаревича "Брестская крепость" и др.

Приблизительно с 1953г. в белорусской литературе, как и во всесоюзной, наметились новые тенденции, связанные с активизацией общественной жизни. Начался процесс преодоления описания, углубления во внутренний мир героев, в частности конфликтов послевоенной эпохи. В сообществе писателей развернулась дискуссия о месте писателя в жизни общества, о необходимости пересмотра укоренившихся в литературе концепций бесконфликтности. На первый план постепенно выходят общечеловеческие морально-этические ценности, борьба за моральную чистоту и светлое в человеке. Наиболее ярко это проявилось в повести Я. Бриля «На Быстранцы», и особенно в романе И. Шемякина «Крынiцы».

В первой половине 60-х гг. в результате внутреннего идейно-художественного обогащения, белорусская проза пришла к значительным открытиям. Появляются романы: «Людзi на балоце» И. Мележа, «Птушкi i гнёзды» Я. Бриля, «Сэрца на далонi» И. Шемякина, «Сасна пры дарозе» И. Науменко, «На парозе будучынi» М. Лобана, «Зсценак Малiнаука» А. Чернышевича.

В. Короткевич открыл читателю поэзию, и философию истории («Каласы пад сярпом тваiм», «Чорны замак Альшанскi»), а В. Быков с позиции гуманизма и антимилитаризма анализирует и осмысливает человека на войне («Жураулiны Крык», «Сотнiкау», «Воучая зграя» и д.р.).

Особенное внимание к морально-этичным проблемам современности, к образу современника, к взаимоотношениям научно-технической революции и судьбы человека, особенно характерно для И. Шемякина - его романы «Антланты i карыятыды» (1974), «Вазьму твой боль» (1978), И. Пташникова «Мсцiжы» (1972), В. Адамчика «Чужая бацькаушчына», «Год нулявы» (1983).

Белорусская драматургия

После освобождения Беларуси на родину вернулись театры, которые были в эвакуации. Уже в 1945 г. работало 12 театров. Их деятельность регламентировалась известным постановлением ЦК ВКП(б) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" (1946 г.). На сценах театров с успехом шли пьесы о Великой Отечественной войне: "Молодая гвардия", "Константин Заслонов", "Это было в Минске" и др. На исторические темы были поставлены спектакли "Нестерка" В. Вольского, "Павлинка", "Разбросанное гнездо" Я. Купалы, "Пинская шляхта" В. Дунина-Марцинкевича и др. Идеологический диктат не смог сдержать творчество таких известных актеров, как Г. Глебов. Б. Платонов, С. Станюта и др.

Мужеству народа посвящались оперы, симфонии и контаты Е. Тикоцкого, Н. Аладова, А. Богатырева. В послевоенные годы появились имена композиторов В. Оловникова. Ю. Семеняки, Г. Вагнера и др. В 1951 г. начал выступления государственный народный хор БССР во главе с.Цитовичем. Активно работала Государственная академическая хоровая капелла БССР под руководством Г. Ширмы.

Очень продуктивными для белорусской драматургии были конец 60 - 70е гг. когда было создано множеств пьес, которым было суждено стать литературной классикой.

Именно в это время театральное общество нашей и других республик бывшего СССР познакомились с оригинальными пьесами “Брама неўміручасці” К. Крапивы, “Трыбунал”, “Зацюканы апостал”, “Таблетку пад язык”, “Кашмар” (“Святая прастата”) А. Макаёнка, “Вечар”, “Парог” А. Дударева”, “Соль”, “Трывога” А. Петрашкевича, с новыми произведениями М. Матуковского, К. Губарэвича, У. Караткевича, А. Делендика и многих других.

Большой вклад в развитие белорусского театра сделали режиссёры Б. Луценко, В. Мазынский, В. Раевский, актёры З. Браварская, А. Клиова, Г. Макарова, С. Станюта, З. Стома, В. Тарасов, Ф. Шмаков, Г. Глебов, Р. Ржецкая, У. Дядюшко, Н. Радяловская, Г. Янковский, М. Ерёменко.

Кадры актёров, режиссёров, сценографов, театроведов готовил все эти годы Белорусский государственный театрально-художественный институт.

Из существовавших до 1985г. 17-и театров, 9 были драматические, 6 кукольных, 2 музыкальных. Огромную роль в культурной жизни республики играл Большой театр оперы балета. Здесь работали талантливые артисты Л. Александровская, З. Бабий, И. Сарокин, Н. Ткаченко, Т. Нижникова, Т. Шимко, В. Чорнабаев, А. Корзенкова, Н. Довиденко, Р. Красовская, Л. Бржазовская, Ю. Троян, В. Саркосян и другие.

Явлениями культурной жизни стали балеты «Выбраннiца», “Курган”, “Альпійская балада”, “Тыль Уленшпігель”, “Маленькі прынц” Я. Глебова (последний был поставлен на сцене Большого театра СССР в 1983 г.), “Пасля балю” Г. Вагнера, оперы “Новая зямля” Ю. Семиняки, “Сцежкаю жыцця” Г. Вагнера, “Сівая легенда” Д. Смольского, “Матухна Кураж” С. Кортеса.

Критическое переосмысление сложных проблем истории и современности в период "оттепели" содействовало появлению новой плеяды литераторов - А. Адамовича, В. Быкова, Р. Бородулина, В. Короткевича, И. Науменко, И. Чигринова, Н. Гилевича и др. В военной прозе главной становится тема человека на войне. Всеобщее признание получили произведения В. Быкова "Альпийская баллада", "Журавлиный крик", "Третья ракета" и др. Известными стали романы И. Шемякина "Сердце на ладони", "Возьму твою боль" и др. В 1981 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Историческая тема нашла своё отражение в произведениях В. Короткевича "Дикая охота короля Стаха", "Чёрный замок Ольшанский" и др.

В 50-е гг. жизнь налаживалась, но чтобы успешно строить будущее, нужно честно оценивать прошлое. В 1954 г. Я. Колас завершил трилогию «На ростанях», в которой дал широкую панораму жизни и чаяний белорусского крестьянства и сельской интеллигенции в начале XX в.

Важным проблемам социальной повседневности и человеческой жизни, сложным судьбам людей посвятили свои книги И. Шамякин «У добры час», «Трывожнае шчасце»), В. Карпов («За годом год»). Лиризм и гражданственность прозвучали в стихах П. Бровки, П. Глебки, М. Танка, А. Кулешова, П. Панченки, Р. Бородулина. Однако и в послевоенное время доктринерски ограниченный социалистический реализм по-прежнему считался единственно правильным направлением в литературе, искусстве. Не случайно, когда в 1952-1954 гг. издавалось собрание сочинений Я. Купалы, в него не был включен ряд произведений поэта, в которых высказывались национально-освободительные идеи.

С наступлением хрущёвской «оттепели» из лагерей вернулись А. Александрович, С. Граховский, Я. Скриган и другие опальные литераторы. Они принесли своё видение проблем сталинизма, путей обновления жизни общества и демократизации страны.

В 60-80-е гг. развернулся талант замечательного писателя, поэта, драматурга и журналиста Владимира Короткевича (1930-1984). Он был глубоким знатоком исторического прошлого своего народа («Каласы пад сярпом тваiм», 1968; «Хрыстос прызямлiуся у Гароднi», 1972; «Чорны замак Альшанскi, 1983) и одновременно тонким лириком (поэтические сборники «Матчына душа», 1958, «Вячэрнiя ветразi, 1960).

В творчестве некоторых белорусских писателей тема Великой Отечественной войны оставалась определяющей. Ей посвятил свои романы Иван Науменко («Сасна пры дарозе», «Вецер у соснах», «Сорак трэцi»). Впечатляющее художественное воплощение тема «война и народ» получила в творчестве Василя Быкова (1924-2003). Переведены на иностранные языки его произведения «Жураулiны крык» (1960), «Мёртвым небалiць» (1965), «Знак бяды» (1984).

Прозу, прославившую Быкова, назвали «лейтенантской», она и написана бывшим лейтенантом, на передовой постигшим правду о войне. Он знал, как непросто в экстремальных условиях сохранить лучшие человеческие качества, ибо ценою может стать жизнь. Война - это трагедия, она порождает сложные судьбы людей, а порой ставит человека перед сложным выбором: героизм и мужество или трусость и предательство.

Литературная жизнь В. Быкова не была безоблачной. Догматически мыслящие критики обвиняли его в отказе от принципов социалистического реализма и приверженности экзистенциализму. Но прошли годы и писатель с мировым именем получил общественное признание. За большие заслуги в развитии литературы, показ суровой правды войны, героизма и мужества советских людей В. Быков был удостоен Государственной премии СССР (1974), Ленинской премии (1986), Государственных премий БССР им. Я. Коласа (1964, 1978). В 1984 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В отмеченный период произошёл заметный творческий подъем в области отечественной драматургии. Особую популярность завоевал белорусский драматург Андрей Макаёнок. Его комедии ставились в известных театрах союзных республик. В сокровищницу национальной драматургии вошли такие его пьесы, как «Зацюканы апостал» (1969), «Трибунал» (1970). Получил широкое признание публики драматург Алексей Дударев - автор остросюжетных пьес «Выбар» (1979), «Парог» (1981), «Вечар» (1983), «Радавыя» (1984). Видным представителем старшего поколения является Анатолий Делендик, первая пьеса которого «Выклiк багам» была поставлена в 109 театрах Советского Союза.

белорусская культура архитектура искусство

Эти книги - о подвигах наших дедов и прадедов, о смерти, любви и надежде, о горе и радости, о желании жить и самопожертвовании ради других - словом, о том, какой была эта война и чем пришлось за нее заплатить.

Валентин Распутин. «Живи и помни»

Действие повести разворачивается в 1945 году, в последние месяцы войны, когда в родную деревню возвращается после ранения и госпиталя Андрей Гуськов – но так уж получилось, что возвращается он дезертиром. Андрей просто очень не хотел умирать, он много воевал и повидал много смертей. О его поступке знает только жена Настена, она теперь вынуждена скрывать мужа-беглеца даже от родных. Она навещает его время от времени в его укрытии, и скоро выясняется, что она беременна. Теперь она обречена на стыд и терзания – в глазах всей деревни она станет гулящей, неверной женой. Тем временем ползут слухи, что Гуськов не погиб и не пропал без вести, а скрывается, и его начинают искать. Повесть Распутина о серьезных духовных метаморфозах, о нравственных и философских проблемах, вставших перед героями, впервые была опубликована в 1974 году.

Борис Васильев. «В списках не значился»


Время действия – самое начало Великой отечественной войны, место – осажденная немецкими захватчиками Брестская крепость. Вместе с другими советскими солдатами там находится и Николай Плужников, 19-летний новенький лейтенант, выпускник военного училища, получивший назначение командовать взводом. Он приехал вечером 21 июня, а утром начинается война. Николай, которого не успели внести в войсковые списки, имеет полное право покинуть крепость и увезти подальше от беды свою невесту, но он остается выполнять свой гражданский долг. Крепость, истекая кровью, теряя жизни, героически держалась до весны 1942 года и Плужников стал ее последним воином-защитником, героизм которого изумлял его врагов. Повесть посвящается памяти всем неизвестным и безымянным солдатам.

Василий Гроссман. «Жизнь и судьба»


Рукопись эпопеи была завершена Гроссманом в 1959 году, тут же была признана антисоветской из-за резкой кртики сталинизма и тоталитаризма и конфискована в 1961-м КГБ . У нас, на родине книга была напечатана только в 88-м, и то с сокращениями. В центре романа Сталинградская битва и семья Шапошниковых , а также судьбы их родственников и знакомых. В романе множество героев, чьи жизни так ли иначе связаны между собой. Это и бойцы, принимающие непосредственное участие в сражении, и простые люди, совсем не готовые к бедам войны. Все они по-разному проявляют себя в условиях войны. Роман перевернул многое в массовых представлениях о войне и жертвах, на которые народу пришлось пойти в стремлении победить. Это, если хотите, откровение. Он масштабен по охвату событий, масштабен по свободе и смелости мысли, по истинному патриотизму.

Константин Симонов. "Живые и мертвые"


Трилогия («Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето») хронологически охватывает период с начала войны по июль 44-го, а в целом – путь народа к Великой победе. В своей эпопее Симонов описывает события войны так, как будто видит их глазам своих главных героев Серпилина и Синцова . Первая часть романа почти полностью соответствует личному дневнику Симонова (он всю войну прослужил военным корреспондентом), опубликованному под названием «100 суток войны». Вторая часть трилогии описывает период подготовки и саму Сталинградскую битву - пере­ломный момент Великой Отечественной. Третья часть посвя­щена нашему наступлению на Белорусском фронте. Война проверяет героев романа на человечность, честность и мужество. Несколько поколений читателей, включая самых пристрастных из них – тех, кто сам прошел войну, признают это произведение великим поистине уникальным, сравнимым с высокими образцами русской классической литературы.

Михаил Шолохов. "Они сражались за Родину"


Писатель работал над романом с 1942-го по 69-й год. Первые главы были написаны в Казахстане , куда Шолохов приезжал с фронта к эвакуированной семье. Тема романа невероятно трагична сама по себе – отступление советских войск на Дону летом 42-го. Ответственность перед партией и народом, как она тогда понималась, могла побудить к сглаживанию острых углов, но Михаил Шолохов, как большой писатель, открыто писал о неразрешимых проблемах, о губительных ошибках, о хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии «сильной руки», способной навести порядок. Отступающие войсковые части, проходя через казачьи станицы, ощущали, конечно же, не радушие. Вовсе не понимание и милосердие выпадали на их долю со стороны жителей, а возмущение, презрение и гнев. И Шолохов, протащив обычного человека сквозь ад войны, показал, как кристаллизуется его характер в процессе испытаний. Незадолго до смерти Шолохов сжег рукопись романа, и в печать вышли только отдельные куски. Существует ли связь между этим фактом и странной версией, что это произведение Шолохову в самом начале помогал писать Андрей Платонов , - даже не важно. Важно то, что в отечественной литературе есть еще одна великая книга.

Виктор Астафьев. «Прокляты и убиты»


На этим романом в двух книгах («Чертова яма» и «Плацдарм») Астафьев работал с 1990-го по 1995 год, но так и не закончил его. Название произведению, охватывающему два эпизода из Великой отечественной войны: подготовка новобранцев недалеко от Бердска и переправу через Днепр и бой за удержание плацдарма, дала строчка одного из старообрядческих текстов - «писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты». Виктор Петрович Астафьев, человек отнюдь не придворной натуры, в 1942 году добровольцем ушел на фронт. Увиденное и пережитое переплавилось в глубокие размышления о войне как о «преступлении против разума».Действие романа начинается в карантинном лагере резервного полка недалеко от станции Бердск. Там оказываются новобранцы Лешка Шестаков , Коля Рындин, Ашот Васконян, Петька Мусиков и Леха Булдаков … им предстоит и голод и любовь и расправы и… главное, им предстоит война.

Владимир Богомолов. «В августе 44-го»


В основе романа, опубликованного в 1974 году, лежат реальные задокументированные события. Даже если вы не читали эту книгу ни на одном из пятидесяти языков, на которые она переведена, то уж фильм с актерами Мироновым , Балуевым и Галкиным все наверняка смотрели. Но кино, поверьте, не заменит эту полифоничную книгу, дающую острый драйв, ощущение опасности, полного взвода и одновременно море информации о «советской государственной и военной машине" и о буднях сотрудников спецслужб.

Итак, лето 1944. Белоруссия уже освобождена, но где-то на ее территории выходит в эфир группа лазутчиков, передавая врагам стратегическую информацию о советских войсках, готовящих грандиозное наступление. На поиски шпионов и запеленгованной рации послан отряд разведчиков во главе с офицером СМЕРШа.

Богомолов – сам фронтовик, поэтому был страшно дотошен в описании деталей, и в частности, работы контрразведки (многое советский читатель узнал от него впервые). Владимир Осипович просто на корню извел нескольких режиссеров, пытавшихся экранизировать этот захватывающий роман, он «пилил» тогдашнего главреда «Комсомолки» за неточность в статье, доказывая, что это именно он первым рассказал о приеме македонской стрельбы. Он – восхтительный писатель, а его книга без малейшего ущерба для историчности и идейности стала настоящим блокбастером в самом хорошем смысле.

Анатолий Кузнецов. «Бабий яр»


Документальный роман, написанный по воспоминаниям детства. Кузнецов родился в 1929 году в Киеве и с началом Великой отечественной войны его семья не успела эвакуироваться. И в течении двух лет, 1941 – 1943, он видел, как разрушительно отступали советские войска, потом, уже находясь в оккупации, видел зверства, кошмары (например, колбасу делали из человечины) и массовые расстрелы в нацистском концлагере в Бабьем Яре. Ужасно сознавать, но вот это «бывший в оккупации» клеймом легло на всю его жизнь. Рукопись своего правдивого, неудобного, страшного и пронзительного романа он принес в журнал «Юность» во время оттепели, в 65-м. Но там откровенность показалась чрезмерной, и книгу перекроили, выкинув одни куски, так сказать «антисоветские», и вставив идеологически выверенные. Само название романа Кузнецову удалось отстоять чудом. Дело дошло до того, что писатель стал опасаться ареста за антисоветскую пропаганду. Кузнецов тогда просто засунул листы в стеклянные банки и зарыл их в лесу под Тулой


Во всех повестях белорусского писателя (а он в основном писал повести) действие происходит во время войны, участником которой он и сам был, и средоточием смысла является нравственный выбор человека в трагической ситуации. Страх, любовь, предательство, жертва, благородство и низость – все это намешано в разных героях Быкова. Повесть «Сотников» рассказывает о двух партизанах, попавших в плен к полицаям, и о том, как в конце концов, один из них в полной духовной низости вешает второго. По этой повести Лариса Шепитько сняла фильм «Восхождение». В повети «Мертвым не больно» раненого лейтенанта отправляют в тыл, приказав конвоировать при этом трёх пленных немцев. Дальше они натыкаются на немецкую танковую часть, и в перестрелке лейтенант теряет и пленных, и своего спутника и сам вторично ранен в ногу. Его сообщению о немцах в тылу никто не хочет верить. В «Альпийской балладе» из фашистского концлагеря бежали русский военнопленный Иван и итальянка Джулия. Преследуемые немцами, измученные холодом и голодом, Иван и Джулия сближаются. После войны итальянская сеньора напишет письмо односельчанам Ивана, в котором расскажет о подвиге их земляка и о трех днях их любви.


Знаменитую книгу, написанную Граниным в соавторстве с Адамовичем, называют книгой правды. В первый раз она была напечатана в журнале в Москве , книгой вышла в "Лениздате " только в 1984 году, хотя написана была еще в 77-м. Издавать "Блокадную книгу" в Ленинграде было запрещено до тех пор, пока городом руководил первый секретарь обкома Романов. Даниил Гранин назвал 900 дней блокады "эпопеей человеческих страданий". На страницах этой потрясающей книги как будто оживают воспоминания и муки изможденных людей в осажденном городе. Она основана на дневниках сотен блокадников, в числе которых записи погибшего мальчика Юры Рябинкина , ученого-историка Князева и других людей. Книга содержит блокадные фотографии и документы из архивов города и фонда Гранина.