Творческий проект по изобразительной деятельности «Времена года. Презентация по ИЗО на тему: "Пейзаж. Его виды и характеры" Проект по рисованию на тему картина пейзаж

Цель проекта . Знакомить детей с пейзажной живописью, способствовать их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю. Доставить детям радость и вдохновение на творчество.

Интеграция : музыка, чтение художественной литературы, познание.

Одним из направлений по созданию условий для развития личности является художественное воспитание и развитие. Оно осуществляется через следующие задачи :

1. Формировать у детей представления о пейзажной живописи.

2. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный пейзаж, используя соответствующий изобразительные материалы.

3. Развивать творческие способности, эстетический вкус.

4. Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к художественному искусству.

Участники проекта : Дети старшего дошкольного возраста; Руководитель изостудии; Музыкальный руководитель; Воспитатели; Родители.

Сроки реализации : сентябрь-август.

«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается»,- так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой-всем прекрасным, чем сможем! Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства- явления эмоционально- образного по своей сути. Специфика изобразительного искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения иного воспитания развития подрастающего поколения. На занятиях изобразительным искусством мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально- образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно - творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

Ребенок - художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение того, что в ней происходит. Педагог помогает ребенку « открыть глаза» на видимый им мир.

Природа может выступать роли Художницы или прекрасной Волшебницы, которая творит видимый мир по законам красоты гармонии. Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия поможет привлечение художественно-образных средств других искусств: музыки, живописи и литературы.

Художественный пейзаж раскрывает поэзию природы, учит видеть ее красоту, обогащает наши представления.

Искусство пейзажа никогда не было оторвано от жизни, ее социальных законов от человека. Богатство содержания, красота и разнообразие пейзажа нашей Родины делает его важным средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Дети способны воспринимать образный язык искусства и чувствовать красоту природы. Но многое в формировании в выявлении переживаний зависит от того, как направляется и осуществляется их эстетическое развитие.

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение, ее красоте, побуждает искренне, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

Дети и художники знают, что самый лучший портрет природы можно создать лишь в сотворчестве с ней.

Распределение деятельности по проекту «Цветные пейзажи»

Взаимодействие с

воспитателем

музыкальным

руководителем

родителями

Цель: прививать

прекрасному;

обогащать

духовный мир;

развивать

воображение;

воспитывать

эстетическое

отношение к

окружающей

действительности

Цель:

повышение

педагогической

компетентности в

направлении,

поиск путей

реализации задач

Цель:

взаимосвязано

поставить работу

по созданию

условий для

получения детьми

целостного

представления о

возможностях для

максимального

творческого

самовыражения в

любом виде

деятельности

Цель:

педагогическое

просвещение и

приобщение к

совместной

творческой

деятельности с

Формы работы

Специально

организованные

занятия, игры,

наблюдения,

экскурсии,

рассматривание

репродукций,

художественной

литературы,

художественное

творчество.

Организация

развивающей

консультации,

практикум,

развивающего

инструментария

литература,

упражнения,

репродукции

Интегрированные

занятия. Подбор

репродукций

фонограмм

музыкальных

произведений,

изобразительного

материала.

Консультации,

родителями о

важности данной

проблемы,

оформление

передвижек,

открытые занятия

с детьми,

выставки

детского

творчества,

семейное

творчество.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.

Проект «Цветные пейзажи» состоит из мини проектов, посвященных временам года: «Осенние мелодии», «Зимние напевы», «Весенняя трель», «Музыка лета».

Название

мини проекта

Формы работы

«Осенние мелодии».

Наблюдения на прогулках.

Экскурсия в сквер.

Труд в природе.

Игровая

деятельность.

Знакомство

художественной

литературой.

Знакомство с искусством

Детское

художественное

творчество.

Художественный

труд.

Рассматривание различных деревьев их строение, формы, цветовой

характеристики; наблюдения за осеннимиизменениями в природе.

Цель. Учить узнавать и называть

приметы осени.

Учить видеть красоту осенней природы,рассматривая деревья и кустарники восеннем убранстве.

Сбор природного материала; подготовкаматериала к работе.

Цель. Показать значимость детской

деятельности. Поощрять инициативу и

самостоятельность.

Дидактические, игры:

«Подбери краски для художника».

Цель.

Упражнять в составлении на палитре цветосочетания, близкие колориту картины.

«Собери пейзаж».

Цель.

Учить по собственному замыслу составления осеннего пейзажа.

Разучивание стихотворений об осени: В.Авдиенко «Осень», А.Плещеев « Скучная картина...», И.Бунин « Листопад». Чтение рассказа М. Соколов- Микитов « Осень в лесу».

Цель. Развивать интерес детей к художественной литературе.

Совершенствовать умение детей выразительно читать стихотворения.

Рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», И. Остроухов « Золотая осень», Е. Волкова « Октябрь» , И. Остроухов «Осень», И. Бродский «Осенние листья».

Цель. Вызывать у детей восхищение красотой природы и картинами создаваемыми художниками.

Рисование на темы: «Лес в осеннем уборе», «Золотая осень», «Осень может быть разной», «Поздняя осень».

Цель. Учить отражать в рисунке осенние впечатления, передавать ее колорит.

Аппликация из осенних листьев:

гербарий - гороскоп «Знаки зодиака».

Цель. Воспитывать навыки

коллективной работы. Развивать чувство композиции.

Интегрированное занятие: «Вальс

осенних листьев»

Цель. Научить воспринимать образы природы, передаваемые в поэзии, музыки, изобразительном искусстве.

Коллективная работа по

изготовлению книги «Четыре

художника».

Цель. Развивать умение задумывать

совместно доводить начатое до конца. Развивать творчество.

Изготовление пейзажной

композиции из природного

материала и пластилина «Времена года - осень», «На лесной опушке».

Цель. Развивать творчество, фантазию, воображение детей. Учить задумывать

Зимние

напевы.

Ежедневные

наблюдения за погодой.

Экскурсия в сквер.

Знакомство с

художественной

литературой.

Игровая деятельность.

Знакомство с

искусством

Детское

художественное

творчество.

Художественный труд.

Наблюдения за зимними явлениями в природе: цветом снега, неба, деревьями покрытые снегом.

Рассматривание зимних пейзажей.

Цель. Учить отмечать изменения, происходящие в природе.

Разучивание стихотворений:

А.Пушкин « Идет волшебница зима», С.Есенин «Поет зима - аукает»,

И. Суриков «Белый снег пушистый».

Чтение рассказа В.В.Волина «Каким

бывает снег».

Цель. Развивать у детей творческий

подход к изображению окружающего мира через поэтические произведения о

Проведение дидактических игр:

«Художники реставраторы».

Цель. Развивать у детей творческое

воображение, умение составлять зимний пейзаж из частей по образцу.

«Вижу - дорисовываю»

Цель. Развивать у детей творческое

воображение.

Рассматривание картин:

И.Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»;

И.И. Шишкин «Зима»;

А.К.Коровина «Зимой»; А. Пластов

«Первый снег».

Цель. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин.

Рисование на темы: «Дремлет лес под сказку сна»; «Какая она, зимушка - зима?»;

Лепка «Зимний денек».

Аппликация и рисование «Синий зимний вечер и лунная зимняя ночь».

Цель. Развивать художественные навыки, умения замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания образа природы.

Интегрированное занятие «Какая она зима?»

Цель . Развивать умения давать эстетические оценки, суждения соотносить по настроению, образы живописи, музыки, поэзии,

художественных произведений.

Продолжать коллективную работу по изготовлению книги «Четыре художника» (рисование, аппликация).

Составление пейзажной композиции из природного материала «Времена года - зима».

Весенняя трель

Ежедневные наблюдения за погодой.

Экскурсия в сквер.

Знакомство с

художественной литературой.

Игровая

деятельность.

Знакомство с

искусством.

Игровая деятельность.

знакомство с искусством.

Детское художественное творчество.

Художественный

труд.

Наблюдения за цветом неба, солнца, тающего снега, пробуждением деревьев и кустов от зимнего сна.

Рассматривание весенних цветов-подснежников, мать-и-мачехи; рассматривание весеннего наряда деревьев и кустов, цвета листьев.

Цель. Развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в

природе. Уточнить представления детей о признаках весны.

Разучивание стихотворений: А.Плещеев « Травка зеленеет...»; А.Пушкин «Гонимы вешними лучами...»;

Ф. Тютчев «Весенние воды»; А.Майков «Весна».

Чтение рассказа В. В. Волина «Голубые потоки весны».

Цель. Обогащать и разнообразить содержание детских рисунков через

поэзию и рассказы о природе. Игра «Галерея картин»

Цель. Учить рассматривать картины, видеть главное; отличать пейзажи от других видов живописи; развивать память, внимание, мышление.

Игра «Найди картину по эскизу».

Цель . Развивать целостность

художественного видения; устанавливать взаимосвязь явлений, объектов в линейной перспективе.

Рассматривание картин:

А.К.Саврасов «Грачи прилетели»;

И.И.Левитан

«Весна. Большая вода»; А.А.Рылов

«Зеленый шум».

Цель. Формировать представления о

пейзажной живописи. Развивать

способность видения единства

выразительности живописи.

Игра « Экскурсия в музей». Цель. Учить выражать свое отношение к картине, высказывать свое мнение, объяснить свой выбор.

Игра «Что лишнее».

Цель. Закрепить знания о пейзаже и умение отличать его от других жанров.

Рассматривание картин: «Радуга» А.К.Саврасов, А.И.Куинджи. И.И.Шишкин «Рожь», «Березовая роща», «Утро в сосновом бору». Ф.Васильев «Мокрый луг».

Цель. Учить анализировать произведения пейзажной живописи, видеть единство замысла художника и найденных им средств выразительности.

Рисование на темы: «Лето наступило», «Лето красное», «Летний пейзаж», «Краски лета».

Лепка:

«Цветущий луг».

Развлечение «Лето, ах лето!». Цель. Доставить детям радость от встречи с поэтическим, музыкальным, изобразительным образом.

Коллективная работа по изготовлению книги о пейзажах «Четыре художника » (рисование и аппликация).Составление композиции из природного материала «Времена года - лето».

В течение года мы рассмотрели все времена года: характерные признаки, особенности. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в проектах.

В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. И дети испытывали разнообразные чувства: радовались красивому изображению, которое создавали сами, огорчались, если что-то не получалось. Но самое главное; создавая коллективный проект, дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире. В процессе работы они начинали понимать свойства предметов, запоминать их характерные особенности и детали.

В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). В перспективе работа над данным проектом будет усложнена и продолжена.

В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Несмотря на свой педагогический стаж, каждый раз убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый ребенок неповторим, неповторимо и то, что мы делаем как педагоги, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с предыдущими детьми. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

Фотоматериал в ПРИЛОЖЕНИИ к проекту «Цветные пейзажи»

Тамара Ефремова
Проект «Пейзаж»

Информационная карта проекта «Пейзаж »

Вид проекта : Групповой. Среднесрочный

Тип : исследовательски-творческий

Адресация :

Проект реализуется в рамках раздела программы «Художественное творчество»

Цель проекта :

Обогатить чувственный опыт детей через эстетическое восприятие пейзажной живописи . Развивать у детей творческие способности.

Задачи :

Уточнить и расширить знания о жанре «Пейзаж » , его отличительных и составных особенностях и частях.

Учить понимать «язык изобразительного искусства» , правильно рисовать пейзаж .

Совершенствовать умение рисовать деревья, предавая их строение, леса, поля, небо, море, дома и улицы, соблюдая пропорции, особенности; технические навыки изображения природы.

Формировать умение давать эмоциональную оценку произведению, умение видеть и понимать красоту природы, выражать своё отношение к ней через изображение пейзажа

Место проведения :

МДОУ «Детский сад №29 «Колокольчик» с. Урусово»

Сроки проведения :

Март-апрель 2015 года

Количество участников :

Дети - 7 человек

Родители

Возраст детей :

Дети старшей группы.

Возраст – 5-6 лет

Форма проведения :

НОД : рисование, лепка, аппликация

Беседы. Чтение художественной литературы. Разучивание.

Наблюдения. Описания. Слушание. Обсуждение Игры.

Продукт проекта :

Альбом «Пейзаж »

Схема реализации проекта

Раздел программы Виды детской и взрослой деятельности

Игровая деятельность Д\и «Собери пейзаж » , «Времена года» , «Части суток» , «Перспектива» , «Мозаика» , «Составь картинку» , «Что растёт в лесу?» , «Когда это бывает?» , «Явления природы» , «Природа и человек» , «Что такое хорошо и что такое плохо?» ,

Нравственное воспитание Тематические занятия. Беседа «Красота вокруг нас» , «Берегите природу» , «Я и природа» .

Коллаж «Дом под крышей голубой»

Оформление фотовыставки

Познание : Формирование целостной картины мира Познавательные занятия по теме «Пейзаж » , «Как рисовать пейзаж »

Экскурсия в сад, на водоём. Наблюдения. Рассматривание картин, репродукций. Беседы по временам года

Коммуникация.

Речевое развитие Рассказывание по картине И. Шишкина «На севере диком» , И. Левитан «Золотая осень» , Соврасов «Грачи прилетели»

Описательный рассказ по картине «Зима» , «Лето» , «Осень» , Весна»

Беседа «Времена года» , «Части суток» , «У природы нет плохой погоды» , «Белая берёза»

Чтение художественной литературы Чтение стихов Е Трутневой «Четверо художников» , «Пейзаж » ,

«Незабудковое небо» А. Матутис, «Зёрнышки на небе» А. Матутис, «Деревья» И. Токмакова, С. Есенин «Белая берёза» , «Черёмуха» , «Ёлочка» О. Высотская, стихи о зиме, весне, лете, осени из сборника «От осени до лета» , «Под одною голубою…» В. Орлов

Знакомство с пословицами и поговорками о природе. Загадки о природе.

Художественное творчество Лепка «Пластилиновая мозаика» . «Лучше гор могут быть только горы»

Аппликация «За горами, за долами» , «Цветные ладошки» , «Заснеженный дом» .

Рисование «Царство деревьев» , «Времена года» ,

«Путешествие в зимний лес» , «Где гуляет зима, что она принесла» , «Белая берёза под моим окном» , «Радуга-дуга» , «Осенний лес» , «Идет дождь» , «Зима» , «Большие и маленькие ели» , «Деревья в снегу»

Музыкальное

Разучивание песен о природе, временах года, природных явлениях.

Этапы работы над проектом

Этап Деятельность детей и родителей Деятельность воспитателя

Постановка проблемы

Подготовительный

Входят в проблему

Наблюдают. Рассматривают.

В самостоятельной деятельности изображают деревья, цветы, кустарники, небо.

Формулирует проблему

Читает рассказы и стихи о природе, загадывает загадки

2. Проектирование

Обсуждение проблемы, принятие задач Вживаются в игровую ситуацию. Принимают задачи.

Планируют деятельность Вводит в игровую ситуацию. Уточняет проблему и формулирует задачи

3. Поиск информации

Работа над проектом

Составляют рассказы о природе, ведут диалоговую беседу.

Выбирают изобразительный материал. Составляют схему последовательности изображения пейзажа . Экспериментируют с красками в поисках цвета. Изображение пейзажа с натуры , с картины, по представлению.

Оформляют рамки для своей работы. Систематизирует знания о пейзаже . Помогает в решении задач.

Организует деятельность по решению задач. Организует работу над проектом . Оказывает помощь.

Проводит беседы, наблюдения. Предоставляет различный изобразительный материал. Ведёт вместе с детьми экспериментальную деятельность с красками.

Презентация Разучивают стихи, песни о природе.

Договариваются о защите проекта .

Представляют продукт деятельности. Помогает в оформлении альбома с работами детей и родителей.

Принимает участие в защите проекта

Продукт Альбом «Пейзаж »

Приложение :

Дидактические игры по жанру пейзажа :

Из чего состоит пейзаж (игра с картинками)

Цель : Закрепить знания детей о жанре пейзаж , его отличительных и составных особенностях и частях. Отбирать только те картинки

на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа , обосновывать свой выбор.

Материал : Картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные, открытки

Собери пейзаж

Цель : Закрепить знания о составных элементах пейзажа , о признаках времён года.

Развивать фантазию, воображение, творческий замысел (составить композицию по заданному сюжету : зима, лето, осень, весна)

Материал : Цветные изображения деревьев, цветов, трав, гор, озёр, облаков и т. д., отражающие сезонные изменения в природе.

Жанр живописи

Цель : закрепить знания о изображении пейзажа , его признаках. Найти

Его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж .

Материал : репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж )

Времена года

Цель : Закрепить знания о сезонных изменениях природы, о цветовой

гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные

карточки присущие осени, лету, весне, зиме.

Закрепить знания о классификации цвета : тёплые и холодные.

Материал : Разнообразные карточки со всевозможными оттенками тёплых и холодных цветов. Художественные тексты о временах года

Части суток

Цель : Определить к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относятся предложенные пейзажи . обосновать свой выбор коротким описательным рассказом. Выбрать цветочную карточку с которой ассоциируется та или иная часть суток

Материал : Репродукции с пейзажами , которые ярко выражают части суток. Цветные карточки (розовых, жёлтых, голубых, сиреневых, синих оттенков) . Художественные тексты о частях суток

Перспектива

Цель : Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении

Предметов, переднем и заднем плане картины.

Материал : Картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линии горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие)

Четверо художников

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые, белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога…

У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

Первые проталинки, первая трава.

На картине третьего

Красок и не счесть :

Жёлтая, зелёная, голубая есть…

Лес и поле в зелени, синяя река,

Белые, пушистые

В небе облака.

А четвёртый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы-ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам!

(Е. Трутнева)

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может ветер шаловливый

За косичку дёрнул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

Зимнее стекло

Весною потекло (лёд)

Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (иней)

Бежать, бежать –

Не добежать,

Лететь, лететь –

Не долететь. (горизонт)

Два братца в воду глядятся,

Век не сойдутся. (берега)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка. (ручей)

Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит. (дорога)

Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Он и белый и мохнатый,

И пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой,

Назови его теперь! (снег)

Крашеное коромысло

Над рекой повисло. (радуга)

Поглядите, поглядите-

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить? (дождь)

Большой подсолнух в небе,

Цветёт он много лет,

Цветёт зимой и летом,

А семечек всё нет. (солнце)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

в белом сарафане. (берёза)

У бабушки над избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут. (месяц)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год) (ёлка)

Кудри в речку опустила

И о чём - то загрустила,

А о чём она грустит,

Ни кому не говорит. (ива)

Виден край,

А не дойдёшь. (радуга)

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела.

Стала улица бела. (метель)

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит … (тень)

Пробегает рощу –

Моет и полощет,

Пробежала вдоль лужка –

Искупала пастушка. (река)

Разноцветные ворота

Га лугу построил кто-то,

Но пройти в них не легко, те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можешь их нарисовать? (радуга)

Класс: 6

Презентация к уроку






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи уроков:

  1. Расширение знаний учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве.
  2. Знакомство с историей становления и развития жанра пейзажа.
  3. Дальнейшее развитие умений и навыков учеников в выборе формата бумаги, композиционных приемов при заполнении пространства.
  4. Совершенствование техники работы с красками.
  5. Развитие эстетического вкуса учащихся.
  6. Укрепление межпредметных связей (изобразительное искусство, литература, музыка, мировая художественная культура).

Оборудование.

  1. Репродукции картин с изображениями пейзажей: Хуго Ван Дер Гус, Антуан Ватто, Д. Констебль, Джон Тернер, Я. Рейсдал, Ма Юань, Хокусай, И. Шишкин, А.Куинджи, А.Саврасов, Клод Моне, К. Писсарро, М.Чюрленис, Ф.Васильев, И.Левитан и другие.
  2. Образцы рисунков и таблиц педагога.
  3. Детские работы.
  4. Музыкальные фрагменты произведений А.Вивальди, В.А.Моцарта, Э.Грига, П.Чайковского и др.
  5. Компьютер, проектор. Презентация к уроку “Пейзаж – большой мир <Приложение 1 >.

Материалы.

Бумага, картон, карандаш, кисти, гуашь, акварель.

План проведения уроков.

Урок 1.

I. Организационный момент: подготовка рабочего места, приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Викторина. Сообщение темы занятия.
III. Знакомство с новым материалом, беседа с просмотром презентации.

Урок 2.

IV. Правила изображения пейзажа.
V. Работа над пейзажем. Упражнения и практические задания (изображение пространства, элементов пейзажа, подбор колорита). Изображение пейзажа.
VI. Обсуждение работ учащихся.
VII. Выставка.

Урок 1

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

<Приложение 1, слайды 1, 2>

Учитель. Сегодня на уроках мы поговорим об одном из интереснейших жанров изобразительного искусства – пейзаже. На занятиях вы

  • познакомитесь с историей становления и развития жанра пейзажа.
  • расширите свои знания о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве
  • убедитесь в необходимости внимания художника к миру природы при создании пейзажных произведений.
  • Выполняя свой пейзаж

    • вы потренируетесь в выборе формата бумаги, использовании композиционных приемов при организации пространства
    • научитесь применять правила перспективы
    • усовершенствуете живописные приемы и технику работы с красками (художественный мазок, отмывка, вливание цвета).

    На прошлом занятии вы познакомились с видами и жанрами изобразительного искусства.

    Сначала вспомним, о каких жанрах изобразительного искусства вы узнали на прошлом уроке?

    Ученики. Мы узнали о жанрах как портрета, натюрморта, пейзажа, об анималистическом, историческом, бытовом жанрах и картинах на библейские темы.

    Учитель. Хорошо. Сейчас проведем маленькую викторину об этих жанрах. На экране будут представлен слайд, содержащий репродукции картин художников. Вы будете определять известные вам жанры живописных произведений.

    Учитель по ходу викторины ведет диалог с учениками <Приложение 1, слайд 3>.

    Ученики. Портрет – это изображение человека и его образа, группы людей.

    Натюрморт – изображение неодушевленных предметов, утвари, плодов, дичи, букетов цветов и др. Далее викторина проводится аналогично с использованием картин-натюрмортов, произведений бытового и анималистического жанров. Идет определение всех известных школьникам жанров изобразительного искусства. Последнее изображение – репродукция картины И.Левитана. Ученики безошибочно определяют жанр пейзажа.

    Учитель. Молодцы. Верно.

    Человек всегда всматривался в мир природы и старался жить с ней в гармонии. Он изучал, осваивал природу, поклонялся ей. Дошедшие до нас наскальные изображения древних художников рассказывают нам об интересе и внимании человека к окружающему миру и умении его изображать.

    В искусстве всегда формируется отношение художника и зрителя к красоте и неповторимости природы, связи с которой люди постоянно осмысливали. Понимание красоты природы и отношение художника к миру проявляется в жанре пейзажа, о котором мы и поведем речь на уроке. Мы узнаем об истории возникновения и развития этого жанра, его традициях и особенностях, а так же создадим свой пейзаж-настроение, пользуясь живописными приемами работы с гуашевыми красками.

    III. Знакомство с новым материалом

    “Может ли быть зрелище великолепнее, чем созерцание нашего мира?” – попробуем поразмышлять над этими словами Э. Роттердамского <Приложение 1, слайд 4> . Поэты и художники, музыканты и писатели во все века любовались красотой окружающего мира и воспевали ее. В каждом виде искусства, конечно, используются свои выразительные средства и свой язык: в литературе очарование картин природы передается словами, в музыке – звуками, в изобразительном искусстве – линиями и цветом. (Звучит произведение П.Чайковского из цикла “Времена года”– “Зима”).

    Учитель. Посмотрим на картину И.Шишкина <Приложение 1, слайд 5> и послушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова.

    На севере диком стоит одиноко
    На голой вершине сосна.
    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
    Одета, как ризой, она.
    И снится ей все, что в пустыне далекой,
    В том крае, где солнца восход,
    Одна и грустна на утесе горючем
    Прекрасная пальма растет.

    – Какие живописные образы возникли в вашем воображении?

    (Ответы учащихся)

    Удалось ли поэту и художнику передать образ одиночества? (ответы). И в музыке, и в стихах, и на картине мы встретились с изображением природы.

    В живописи и графике изображение природы, местности называется пейзаж . При этом художник никогда не пишет картину равнодушной рукой, он вкладывает в произведение душу. Тогда картина создает настроение, задевает за живое, становится произведением искусства <Приложение 1, слайд 6> .

    Представление о пейзаже как особом жанре появилось несколько столетий назад.

    Ростки пейзажа как жанра в прошлых эпохах являются частицей больших культур, которые не похожи на современность ни восприятием мира, ни ролью художника в этом мире. Погибло многое из того, что создали древнейшие цивилизации. Культуры Востока и Запада столетиями развивались, почти ничего не зная друг о друге. Были лишь некоторые связующие нити между мастерами разных стран и эпох: уцелевшие образцы древних росписей и мозаик, старинные карты и атласы, наброски и зарисовки, сделанные во время путешествий и осмотра древностей.

    Конечно, художники помнили своих предшественников. В пейзажах можно найти свидетельства того, какой традиции следовал мастер и как он воспринимал окружающий мир.

    Мир пейзажа – это большая область искусства, которая соприкасается и с поэзией, и с театрально-декорационной живописью, и с графикой, и с устройством садов и парков. В памяти человечества образы, созданные художником, продолжают жить и формируют восприятие окружающего мира. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен.

    Нидерландские мастера XVI-XV столетий рисовали в пейзажных фонах своих алтарных картин поэтичную северную природу, ощущая с ней глубокую связь (Хуго Ван дер Гус) <Приложение 1, слайд 7> .

    Художники изображали рай на земле как цветущий сад. Это– “сад мадонны” в средневековом искусстве, райский сад Адама и Евы. Рай– образ гармонии между природой и человеком.

    В христианской иконографии дикая природа была прибежищем язычества<Приложение 1, слайд 8> . В причудливых естественных формах – скалы, горы – видели художники XVI столетия проявления могучих сил земли. В XVII веке сочиняли пейзажи мифологические, одухотворенные, а так же героические пейзажи классицизма. Переход от пейзажа, созданного в ателье, к пейзажу, написанному на пленэре (на открытом воздухе) был закономерен. В пейзажах XVIII– начала XIX века в работах Антуана Ватто(1684-1721) <Приложение 1, слайд 9> , Джона Констебля(1776-1837) <Приложение 1, слайд 10> и Джона Тернера(1775-1852) <Приложение 1, слайд 11> художники передают человеческие чувства. Открывающиеся возможности в передаче лирических чувств художника через пейзаж увлекли мастеров настолько, что на некоторое время в живописи восторжествовало пейзажное восприятие. Так было у импрессионистов в 1870-е годы во французской и русской живописи <Приложение 1, слайд 12> .

    Пейзаж может обобщать и нести широкий смысл, иногда трагический или героический, это – жанр, адресованный всем, так как мы все причастны к миру природы.

    Долгое время пейзаж оставался в роли подчиненного по отношению к другим жанрам и существовал как фон тематической картины. В качестве самостоятельного жанра пейзаж существует в европейском искусстве с XVII века. Особенное развитие он получает в творчестве голландцев– Ван Гойена <Приложение 1, слайд 13> , Я.Рейсдала <Приложение 1, слайд 14> и других. Голландские мастера создавали свои произведения на полотнах малого размера, поэтому их стали называть “малыми голландцами”. Они создавали проникновенные картины природы с помощью валеров (многочисленных оттенков), став родоначальниками этого жанра в европейском искусстве.

    Утверждение национального пейзажа мы видим в лесных сюжетах И.Шишкина <Приложение 1, слайд 15> .Вязы Констебла, дубы Теодора Руссо, сосна Сезанна <Приложение 1, слайд 16> – все это яркие художественные образы, раскрывающие исторический и национальный взгляд на природу. Реки своим извилистым течением помогают связывать различные части картины. Струящаяся вода, эффекты отражения вносят в пейзаж динамику. Мастер речных пейзажей Ш.-Ф.Добиньи <Приложение 1, слайд 17> .Импрессионисты <Приложение 1, слайд 18> увлекались передачей игры бликов на поверхности воды. В пейзажах с мифологической тематикой обитают речные божества и нимфы. Яркие образы морских пейзажей – марин – мы находим в произведениях русского мариниста И.Айвазовского<Приложение 1, слайд 19>. Особая поэтичность присуща пейзажам китайских и японских художников <Приложение 1, слайды 20,21,22 >.

    Особую тему в пейзаже составляет изображение архитектуры. Одно из представлений о рае – идеальный город. Архитектурные постройки как образ гармонии линий и форм находим в произведениях итальянских художников эпохи Возрождения <Приложение 1, слайд 23> .

    Образ города как современной, живой среды создали в своих полотнах импрессионисты Франции< Приложение 1, слайд 24 > . В развитии пейзажного жанра России большую роль сыграли виды Петербурга и Москвы < Приложение 1, слайд 25 > , а также пейзажи А.Саврасова и И.Поленова < Приложение 1, слайды 26-27 >.

    Художникам XX века становится интересно выразить ощущение эпохи <Приложение 1, слайд 28> .

    В каждой картине воплощено не только изображение какого-то конкретного вида, но и восприятие его художником. Все, что составляло источник вдохновения автора картины, передается зрителю и обогащает его духовный мир. Созерцание живописного пейзажа дает возможность зрителю услышать самого художника, почувствовать его настроение, увлечься его фантазией, говорить с ним на одном языке <Приложение 1, слайд 29> .

    Урок 2

    IV. Есть ли какие-либо правила при изображении пейзажа?

    Учитель. Вместе с осознанием задач пейзажа как особого жанра, художник оказывался перед необходимостью обобщения, опускания деталей ради целого. Невозможно же изобразить каждый листик на дереве!

    Правилом становится и изображение дальних планов более расплывчато. Чтобы обозначить более далекие и более близкие части пространства, его делят при изображении на планы. В классической схеме пейзажа на первом плане обычно изображены фигуры людей или “кулисы” (дерево, часть здания – как ориентир для сравнения ближнего плана с дальним планом) <Приложение 1, слайд 30> .

    На ближнем плане все предметы воспринимаются и изображаются наиболее объемно, их светотень и окраска контрастны. На втором – это все смягчается, а на дальнем, третьем плане – всё изображение сливается в воздушной дымке <Приложение 1, слайд 31> . При удалении меняется и цвет предметов. Опыт наблюдений показал, далекие темные предметы кажутся голубоватыми, а светлые (облака, снежные вершины)– розоватыми. При удалении от зрителя сближаются зеленые и голубые цвета, а оранжевый цвет приближается к красному. Конечно, не всегда подобные закономерности художник встречает в природе в чистом виде. Художнику важно так заполнить пространство картины, чтобы его произведение было полно жизни.

    V. Работа над пейзажем.

    Первый этап– выбор формата бумаги, его расположение, определение высоты горизонта, выбор точки зрения <Приложение 1, слайд 32> .

    Учитель показывает приемы работы на доске, на листе бумаги или картона.

    Второй этап– построение композиции, организация пространства на листе <Приложение 1, слайд 33-34> с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки – сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта.

    Третий этап – живописный подмалевок (замалевок)– выбор цветотонового соотношения неба, земли, предметов, деревьев, воды <Приложение 1, слайд 35-36> . Показ учителем приемов работы художественным мазком в технике гуаши, отмывки и вливания цвета в технике акварели (ученики на палитре тренируются в различных приемах работы с красками, затем рисуют свой пейзаж).

    Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Необходимо также помнить правильное соотношение планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Выбор цветовой палитры зависит и от замысла автора, и от его настроения, и от задач, которые художник ставит перед собой, изображая пейзаж.

    Затем – детальная проработка <Приложение 1, слайд 37> .

    Конечно, это – приблизительные этапы. Бывает так, что автор, следуя своему настроению, создает быстрый этюд, изображая лишь отдельные фрагменты ландшафта, переливы красок в небе и облака, участок водной поверхности, игру солнца в траве…Главное, к чему стремится каждый художник – передать то ощущение, которое живет в его сознании и душе.

    Сейчас с помощью гуашевых красок вы создадите пейзажи, передавая свое настроение. Пусть музыка поможет вам в этом (звучат музыкальные произведения В.А.Моцарта, А.Вивальди, Л.Бетховена, Э.Грига, Генделя).

    Ученики пишут пейзажи.

    VI. Просмотр и обсуждение работ, подведение итогов.

    В конце урока на доске организуется выставка<Приложение 1, слайд 38> . По желанию учащиеся выходят и комментируют свои работы. Здесь школьники и художники, и внимательные, чуткие зрители. Ученики могут сами оценить работы своих одноклассников и, обсудив, поставить друг другу оценки.

    Просматривая работы школьников, еще раз убеждаемся в правильности слов:

    “…природа не нема. Наоборот, она многоречива и многому научит своего созерцателя, если человек попадается вдумчивый и толковый” (Эразм Роттердамский).

    Внимательный зритель, рассматривая произведения живописи, увидит в них работу сердца и ума художника, выражение его творческой позиции.

    Вглядываться в этот мир, творить на полотне мир таким, как он рисуется силой воображения, звать зрителя к активному сотворчеству или предъявлять ему торжественное представление действительности– все это было, и это все будет повторяться, пока существует пейзаж в искусстве, пока пишутся новые страницы его истории.

    Источники информации

    1. Пейзаж. Страницы истории. К.Г. Богемская. Под ред.В.Петрова. “Галактика”. Москва.1992
    2. Рассказ о русской живописи. Г.Островский. Москва. “Изобразительное искусство”.1989
    3. Азбука русской живописи. Н. Астахова, Л.Жукова. “Белый город”. Москва.2007
    4. Русские художники. Артемов В. “Росмэн”. Москва.2003
    5. Изобразительное искусство. О.Павлова. Пособие для преподавателей.6 класс “Учитель”. Волгоград.2006
    6. Изобразительное искусство.5-9 класс. Программно– методические материалы. Под ред. Б. Неменского. “Дрофа”. Москва.1998

    Дорошенко Надежда Сергеевна

    Название проекта

    Пейзаж в литературном произведении

    (Расширение, обобщение и систематизация изученного материала о теоретическом понятии «Пейзаж»)

    Предмет, класс

    Литература 11 класс

    Краткая аннотация проекта

    Учебный проект "Пейзаж в литературном произведении" представляет собой расширение, обобщение и систематизацию изученного материала о теоретическом понятии «Пейзаж».

    Цель проекта:

    расширить, обобщить и систематизировать материал о понятии «Пейзаж», изученный в 5-10 классах.

    Задачи проекта:

    1. Вспомнить ранее изученную информацию по теме "Пейзаж".

    2. Найти, систематизировать и исследовать материал в соответствии с учебными вопросами, сделать выводы.

    3. Создать продукт своей деятельности и защитить его.

    Предлагаемый проект рекомендуется использовать в 11 классе при изучении раздела «Литература начала XX века. Писатели-реалисты начала XX века» в рамках темы «Творчество И.А.Бунина» по теории литературы: "Психологизм пейзажа в художественной литературе". Проект представляет собой расширение, обобщение и систематизацию изученного материала о теоретическом понятии «Пейзаж». Проект по учебной теме формирует у учащихся коммуникативные навыки, умение организовать самостоятельную работу, находить информацию по обозначенной теме, производить "сортировку" материала, систематизировать его, исследовать информацию, определять причинно-следственные связи, делать выводы. План оценивания основан на личностнориентированном подходе в обучении: развитие навыков самостоятельно управлять процессом обучения, уметь давать самооценку своему труду, проводить взаимооценку успешности в развитии и обучении, осуществлять рефлексию собственной деятельности.

    Ожидаемые результаты. После завершения проекта учащиеся смогут:

    1. Дать определение понятия.

    2. Определять вид пейзажа в конкретном художественном произведении.

    3. Определять его место в системе художественных образов.

    4. Определять характер и функции пейзажа в литературном произведении.

    5. Создавать различные виды продукта своей деятельности и уметь защищать его.

    6. Знать критерии самооценки и взаимной оценки.

    7. Обрести навыки работы в группе.

    План проекта

    Работа над проектом ведётся в течение 3-х недель: 3 урока + 4 внеклассных консультации.

    Этап подготовительный.

    До начала работы учитель планирует:

    Этапы проекта, темы для учебных исследований учащимися (План проекта);

    Оценивание (формирующее и итоговое) в ходе проекта (План оценивания).

    До начала работы над проектом учитель готовит:

    Буклет для родителей "Пейзаж в литературном произведении"

    Стартовую презентацию учителя для выявления представлений и интересов учащихся.

    Набор дидактического и раздаточного материала, в том числе для формирующего оценивания

    Этап I. «Поисково-аналитический»

    Урок 1

    Формирование интереса учащихся к работе над проектом (интрига):

    Буклет для родителей учеников "Пейзаж в литературном произведении";

    Формирование эмоционального восприятия темы проекта учениками:

    Стартовая презентация учителя

    Формирование групп с учётом интересов и учебных потребностей учащихся для учебной исследовательско-поисковой работы: «Историки», «Искусствоведы», «Музыковеды», «Литературоведы», «Аналитики» ;

    - «Мозговой штурм» в группах:

    • С чего начать?
    • Какую тему выбрать?
    • Как действовать?
    • Кого привлечь в качестве консультантов и помощников?
    • В какой форме представить материал?

    Этап II. «Коррекционно-подготовительный».

    Консультация 1

    Планы работы в группах;

    Изучение учениками критериев:

    итоговая экспертная оценка работы группы,

    самооценка коммуникативных навыков в группе,

    таблицы экспертной и самооценки;

    Распределение ролей в группах, составление коллективного календаря проекта, начало оформления портфолио каждым учеником и портфолио групп;

    Выбор формы представления работы.

    Консультация 2

    Анализ проблемных вопросов по темам исследований, выдвижение гипотез, определение целей исследования.

    Корректировка планов работы в группах: заполнение календаря проекта, пополнение индивидуальных «Портфолио участника проекта», выбор формы презентации итоговой работы группы.

    Этап III. «Заключительный»

    Консультация 4

    Оформление результатов исследования в виде компьютерных презентаций, художественной галереи, вилеотеки, аудиотеки, Wiki-статьи.

    Проведение взаимооценки работ группами.

    Уроки 2-3.

    Защита проекта:

    Презентация итоговых работ групп;

    Формулирование ответов на ОПВ и проблемные вопросы проекта;

    Конкурс «Портфолио участника проекта»;

    Награждение участников проекта.

    Этап заключительный .

    Подведение итогов работы над проектом, рефлексия.

    Вопросы, направляющие проект

    Основополагающий вопрос:

    Пейзаж в литературном произведении - это украшение текста или … ?

    Проблемные вопросы:

    1. Нужен ли пейзаж в произведении и как отразится на произведении его отсутствие?

    2. Какова история возникновения пейзажа в искусстве?

    3. Как создается пейзаж в различных родах литературы?

    4. Какие типы пейзажа используются в литературных произведениях?

    5. Каковы характер и функции пейзажа в литературном произведении?

    Учебные вопросы:

    1. Что такое пейзаж? (Определение понятия).

    2. Какими средствами создается пейзаж в музыке, изобразительном искусстве, литературе?

    3. В чем родство живописного и литературного пейзажа?

    Публикация учителя

    Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

    Пример продукта проектной деятельности учащихся

    Группа "Аналитики"

    Тема исследования

    Характер и функции пейзажа в литературном произведении.

    Актуальность проблемы

    Теоретические понятия являются инструментарием для постижения смысла и содержания произведения.Чтобы стать настоящим читателем, необходимо не только знать теоретические понятия, но и уметь их использовать при анализе художественного текста. Пейзаж, в частности, является средством реализации авторского замысла, основной идеи, которую автор хочет донести до читателя.

    Цель

    Исследовать взаимосвязь характера и функций пейзажа с идейным замыслом автора произведения.

    Задачи

    Чтобы достичь цели, необходимо решить следующие задачи:

    1. Собрать литературный материал, иллюстрирующий примеры пейзажа в лирическом, эпическом, драматическом и лиро-эпическом произведениях.

    3. Определить, какую содержательную нагрузку несет пейзаж в произведении.

    4. Сделать вывод: каковы характер и функции пейзажа в произведении.

    5. Составить план анализа пейзажа в литературном произведении.

    6. Создание презентации “Характер и функции пейзажа в литературном произведении”

    Гипотеза

    Характер и функции пейзажа в литературе обусловлены основной идеей произведения.

    Этапы исследования

    Первый этап «Поисково-аналитический»:

    1. Определить направления поиска информации и ее источников.

    2. Отобрать и проанализировать собранную информацию.

    3. Провести исследования иллюстративного материала.

    4. Провести самооценку совместной работы в группе.

    5. Осуществить рефлексию.

    Второй этап «Коррекционно-подготовительный»

    1. Создать презентацию.

    2. Составить план анализа пейзажа в литературном произведении.

    3. Обсудить полученные результаты.

    4. Провести самооценку совместной работы в проекте.

    Третий этап «Заключительный»

    1. Защитить проект.

    2. Провести рефлексию.

    Объект исследования

    Пейзаж в литературном произведении.

    Методы

    В своей работе над проектом мы использовали теоретические методы исследования: анализ и синтез.

    Для сравнения нами были выбраны произведения русской классической литературы как лирические, так и прозаические, в которых имелись описания природы. Сравнение происходило по следующим позициям: что описывается, в каком месте произведения мы встречаемся с пейзажем, каково содержание данного включения в текст, какова его интонационная окрашенность, для передачи какой характеристики (героя, места, времени) использует автор пейзаж.

    Проанализировав выбранные фрагменты, мы сделали выводы о характере и функции пейзажа в литературном произведении.

    Ход работы

    Первая неделя

    Этап «Поисково-аналитический»:

    1. Мы определились с направлением поиска информации и ее источников: распределили, кто будет отыскивать информацию и в каких источниках, чтобы сформировать ее список.

    2. Отобрали и проанализировали собранную информацию, отобрали иллюстративный материал для анализа из произведений русской литературы.

    3. Провели исследования иллюстративного материала.

    4. Выявили, каков характер и функции пейзажа в литературном произведении.

    5. Провели систематизацию результатов исследования.

    Вторая неделя

    Этап «Коррекционно-подготовительный»

    1. Создали презентацию.

    2. Составили план анализа пейзажа в литературном произведении.

    3. Провести самооценку и корректировку проекта.

    Третья неделя

    Этап «Заключительный»

    1. Осуществили защититу проекта.

    2. Провели заключительную рефлексию.

    Наши результаты

    Выводы

    В ходе своего исследования мы пришли к следующим выводам:

    1. В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж.

    2. Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени.

    3. Пейзаж в литературе - средство образного выражения замысла автора.

    4. Пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.

    5. Роль пейзажа:

    Обозначение места действия;

    Создание определенного настроения;

    Отражение состояния героя;

    6. Пейзаж – компонент в структуре произведения, поэтому смысл и характер пейзажа зависит от той функции, которую он выполняет в состав целого произведения:

    Характеристика места сюжетного действия;

    Характеристика времени сюжетного действия;

    Психологическая функция (картина природы помогает раскрыть внутренний мир героя).

    Список ресурсов

    Печатные издания:

    1. Словарь литературоведческих терминов.

    2. Мельникова А.А. Пейзаж в художественном произведении: урок по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

    3. Ревякин А.И. История русской литературы XIX в.: Первая половина.

    4. Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX в.

    5. Литературный энциклопедический словарь/ Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

    6. Н.Н. Скатов. «Русские поэты природы». Очерки.

    7. М. Эпштейн. «Природа, мир, тайник вселенной...» Система пейзажных образов в русской поэзии.

    8. В. В. Кожинов. «Книга о русской лирической поэзии 19 века. Развитие стиля и жанра».

    9. Д. С. Лихачев. «Литература – Реальность – Литература».

    10. М. Г. Искричин. У лукоморья дуб зеленый...

    11.Багрий Анна Изображение природы в произведениях Тургенева.

    12. Гроссман Л. П. Проблема реализма у Достоевского.

    13. Шувалов С. В. Природа в творчестве Тургенева.

    14. Бенуа А. История живописи всех времен и народов.

    15. Фриче В. М., Социология искусства (специальная глава «Пейзаж»).

    Интернет - ресурсы:

    Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

    Формирующее оценивание

    До начала проекта В ходе проекта После завершения проекта
    • Знакомство с критериями оценивания работ
    • Бланк учета КПУ в проекте каждого члена группы

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов»

    г. Энгельса Саратовской области

    Проект открытого занятия

    по изобразительному искусству

    во 2 классе на

    Тему: «Пейзаж».

    Выполнила:

    учитель высшей

    квалификационной

    Иванова Татьяна Андреевна

    МБОУ « СОШ №32»

    Цели и задачи занятия :

      Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях изобразительного искусства.

      Дать представление о разнообразие пейзажа. Познакомить с картинами великих пейзажистов.

      Продолжать знакомить детей с графикой как видом изобразительного искусства. Развивать элементарные навыки работы с углём.

      Познакомить с разнообразием форм и силуэтов деревьев. Продолжать учить изображать деревья. Развивать творческое воображение.

      Формировать чувство восхищения родной природой. Воспитывать интерес и любовь к искусству.

    Материалы : формат А3, простой карандаш, уголь, ластик, салфетка.

    Мультимедийная установка

    План занятия:

      Организационный момент.

      Введение в тему.

      Беседа по теме.

      Физкультминутка.

      Продолжение беседы.

      Практическая работа.

      Анализ работ.

      Итог занятия.

    Ход урока.

    Тему нашего занятия вы, ребята, узнаете, внимательно прослушав,стихотворение и вставите ключевое слово:

    Если видишь на картине

    Нарисована река,

    Живописные долины

    И дремучие леса,

    Белокурые берёзки,

    Или старый крепкий дуб,

    Или вьюга, или ливень,

    Или солнечный денёк.

    Нарисованным быть может

    Или север, или юг.

    И любое время года

    Мы в картине разглядим.

    Не задумываясь, скажем:

    Называется пейзажем !

    (слайд-1) А вы знаете, ребята, что слово «Пейзаж» -это французское слово, которое обозначает изображение природной среды.

    Давайте подумаем, а какие природные среды существуют вокруг нас, которые могли бы вдохновить художника на создание пейзажа?

    (слайд-2 )-Море, может вдохновить художника? (морской, подводный мир) художник Иван Константинович Айвазовский показал красоту морской стихии. Он писал марины т.е. море воду: значит, он был художником маринистом. «Девятый вал» - самое прославленное полотно художника.

    (слайд-3 ) - А, это какой пейзаж? (горы - горный пейзаж)

    Российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, общественный деятель - Николай Константинович Рерих. В переводе со скандинавского фамилия Рерих означает богатый славой. Художник написал много горных пейзажей. Николай Рерих написал более 7 тысяч картин, значительную часть которых составляет цикл горных пейзажей Индии, Китая и Монголии. Произведения художника несут особую информацию, излучают энергию и внушают сильные чувства. Говорят, полотна обладают даже целебными свойствами. «Еще при жизни Николая Рериха его картины просили в медицинские учреждения, потому что они несли исцеление». Он написал серию картин горы Гималаи.

    (слайд-4 )-Космос – космический пейзаж.

    Андрей Константинович Соколов - известный художник космических пейзажей, который впоследствии писал картины о космосе вместе с летчиком-космонавтом- Алексеем Архиповичем Леоновым . Лётчик- космонавт Леонов является членом Союза Художников живет и работает в Москве.(космонавт-художник)

    (слайд-5 ) -А вот пейзаж одного из талантливейших русских художников Сергея Арсеньевича Виноградова. (Виноградов учился у Поленова Василия Дмитриевича вместе с Левитаном)

    Как он называется, как вы думаете? («Деревня»)

    Значит, какой это пейзаж? (деревенский – архитектурный)

    Этот пейзаж находится в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева.

    (слайд-6 ) -А это, какой пейзаж? (городской)

    Фёдор Яковлевич Алексеев в 1800г. написал картину «Красная площадь в Москве». Федор Яковлевич Алексеев является первым, в истории русской живописи, мастером городского пейзажа.

    (слайд-7-8 ) - А ещё пейзажи бывают выдуманными, сказочными, когда художник показывает фантастику или сказку. Например: вот сказочно-былинный пейзаж: «Витязь на распутье» - Виктора Михайловича Васнецова. Васнецов ещё написал: «Алёнушку» к русской сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ; а так же «Ковер-самолёт»; «Иван царевич на сером волке» и т.д.

    Интересно, то что у художника Виктора Васнецова был брат Аполлинарий- тоже художник. И был ещё художник Юрий Алексеевич Васнецов , который состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. И он тоже рисовал по сказкам. Он создал много иллюстраций: «Радуга-дуга», «Кошкин дом», «Ладушки»… Образ сказочного дремучего леса часто появляется в иллюстрациях

    Ю. Васнецова. Лес для художника – место действия волшебных сказок. Вы, наверное, помните лес из сказки «Три медведя»: огромные стволы деревьев и маленькая фигурка девочки сразу вводят нас в атмосферу волшебства. Так и представляешь себя таким же маленьким, и затягивает в тёмные объятия этот таинственный великан…

    Нас будет занимать другой пейзаж. Что же будет главным в наших пейзажах, узнаем, отгадав загадку:

      (слайд-9) Дом со всех сторон открыт.

    Он резною крышей крыт.

    Заходи в зелёный дом,

    Чудеса увидишь в нём. (лес)

    А в лесу какие деревья растут? Отгадаем загадки.

      (слайд-10) Что же это за девица?

    Не швея, не мастерица,

    Ничего сама не шьет,

    А в иголках круглый год. (Ель)

      (слайд-11) Кудри в речку опустила

    И о чём-то загрустила,

    А о чём она грустит,

    Никому не говорит. (Ива)

      (слайд-12) Разбежались по опушке

    в белых платьицах подружки. (Береза)

      (слайд-13) Весной зеленела Осень в сад к нам пришла

    Летом загорела, Красный факел зажгла,

    Осенью надела Бусы факелом горят,

    Красные кораллы. (Рябина) Птицы рядышком галдят. (Рябина)

      (слайд-14) У меня длинней иголки,

    Чем у ёлки.

    Очень прямо я расту

    В высоту.

    Если я не на опушке,

    Ветви -только на макушке. (Сосна)

      (слайд-15) Я из крошки –бочки вылез,

    Корешки пустил и вырос.

    Стал высок я и могуч.

    Не боюсь ни гроз, ни туч.

    Я кормлю свиней и белок.

    Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

      (слайд-16) Никто не пугает,

    А вся дрожит. (Осина)

    Задумывались ли вы над тем, что деревья очень похожи на людей. Маленькие деревья такие же беззащитные, как дети, а старые деревья похожи на щедрых все знающих стариков. У каждого дерева, как у человека, свой облик, свой характер.

    Берёза застенчива и нежна, дуб могуч и кряжист, осина сиротлива и тревожна, клен праздничен и наряден, липа мягка, добра, уютна.

    А ещё, как и люди, деревья бывают маленькие, худенькие, гибкие, тоненькие, большие, толстые, неуклюжие, громадные.

    Но есть и существенное отличие между человеком и деревом. Когда человека обижают, он всегда может крикнуть и позвать на помощь, а дерево, даже очень сильное и могучее, не может себя защитить. Но вы, дети, помните всегда о том, что дерево живое и ему тоже бывает больно. И человек не должен обижать деревья хотя бы потому, что без них он сам не сможет существовать: деревья помогают нам дышать, радуют нас своей неповторимой красотой.

    (слайд- 17 )- Деревья, а в целом лес, и поле, речка и дороги (родную природу) изображали многие русские пейзажисты: Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан….

    Мы с вами уже многому научились и знаем, как сделать так, чтобы дом на рисунке стоял близко, а дерево далеко, или изобразить стаю птиц, улетающую вдаль.

    Скажите, отличаются ли на рисунке две ёлочки, стоящие близко и далеко, отличаются ли по цвету, по размеру.

    Да, отличаются. При этом соблюдаются три правила:

      (слайд- 18 )-Правило 1. Все линии, удаляясь от наших глаз, стремятся слиться в точку на линии горизонта.

      Правило 2. Все предметы, удаляясь, от нас, уменьшаются в размерах, пока не превратятся в точку на линии горизонта.

      Правило 3. Все цвета предметов бледнеют и размываются сильнее и сильнее при удалении от наших глаз к линии горизонта.

    А ещё есть такое правило расшифруйте:

      Ближе – ниже

      (слайд-19) А что вы можете сказать про данный рисунок (При удалении линий: вертикальные сходятся и становятся тоньше; горизонтальные- сгущаются и тоже становятся тоньше. Значит, линии по мере удаления теряют свою толщину(с помощью ослабления нажима).

    Сегодня мы тоже попробуем изобразить пейзаж.

    Смотрите, ребята, к нам снова в гости кто то пришел. Кто же это?

    Да, это Мастер Изображения со своим чемоданчиком для художников. Посмотрим, что же он нам сегодня принес?

    Уголек!!! А что вы знаете об этом художественном материале?

    Уголек –это сгоревшие веточки кустиков. Уголёк пачкает руки, так как он сыпуч. Угольком можно работать, создавая разные линии: тонкие, толстые. Его можно держать в руке как обычный карандаш с наклоном. А можно располагать к бумаге плашмя и одним движением закрывать большие участки пятном. Его можно растушевывать (растирать).

    Но прежде, чем мы начнём работать угольком, нужно сначала выполнить важный этап работы.

    Ой лесные мышки –шалунишки пробежали и запутали все буквы в слове ОЦЯКПИМИОЗ. Это слово обозначает важный этап в работе художника над произведением. И обозначает составление, соединение частей рисунка в единое целое в определенном порядке. Да это композиция.

    (слайд-20)

    Чтобы не запутаться в размерах предметов, при рисовании, проводят сначала линию горизонта. У края листа будет крупный и яркий ближний план, а около линии горизонта дальний план, мелкий и бледных цветов.

      (слайд-21 )-Посмотрим последовательность выполнения изображения зимнего пейзажа.

    Ребята, а вы знаете, что некоторые деревья вырастают из семени. Например, тополь, вязь, ясень. Тополиный пух видели? Вот, представьте себе, что вы тополиный пух с семенем. Встаньте все, пожалуйста.

    Физкультминутка.

    Ветер подул, вы полетели. Дождик прибил к земле, снег засыпал. Наступила весна, Снег растаял, семечко набухло, проклюнулся росток, и выросло деревце, появились ветки, на ветках еще веточки…

    Дует ветер нам в лицо

    Закачалось деревцо

    Ветерок всё тише, тише

    Деревцо всё ниже, ниже

    Практическая работа.

    Приступаем к работе.

    Какова же последовательность работы:

      Рисунок простым карандашом.

      Обводка угольком

      Штриховка и тонировка.

    Анализ работ.

    Выставка рисунков

    Итог занятия:

    Что вы делали? (рисовали пейзаж углем)

    Что вы узнали? (пейзаж можно рисовать в разных материалах, пейзаж –это не только изображение родной природы, но и изображения моря, гор, архитектуры и т. д.

    Литература:

    http://www.kostyor.ru

    www.tretyakovgallery.ru

    http://www.liveinternet.ru