Самоопределение личности. Значение термина: референтная группа


Друзья, ещё раз хотелось бы подчеркнуть то, о чём мы уже говорили: человек, который оказывается рядом с вами, когда у вас включена харизма, включен авторитет, включено желание достаточно быстро достигнуть своей цели, относится к одной из двух категорий. Категорий объектов может быть только две: первая – ресурс, вторая – препятствие, никакой третьей категории нет. Это не значит, что вы всегда в жизни так должны относиться ко всем. Тогда жизнь станет чёрно-белой, вы будете жёстко, быстро достигать целей, но потеряете радость.

Но в момент достижения цели это или ресурс, или препятствие; или чёрное, или белое. Это позволяет очень быстро принимать решения и не тратить время на разъяснения, выяснения и т.п. Ресурс – работаем. Препятствие – идём дальше.

Алексей Геннадиевич, правильно ли я понимаю, что навыки харизмы применяются больше в бизнесе, чем в построении отношений?

В построении отношений, когда надо кого-то построить в отношениях, тоже можно применять. В отношениях тоже иногда надо построить человека, когда он сам не подстраивается в нужном направлении.

Я понял, спасибо!

А в воспитании детей?

Однозначно. Детей надо периодически строить, их надо дрессировать. Это нормально. Кнут и пряник, поощрение и наказание – совершенно адекватная вещь. Итак, по разным сферам жизни разный расклад. Определяются сферы, где нужна харизма, где харизма включена, и те, где она выключена. Если будете строить всех и всегда, ваши домашние не выдержат вашего присутствия, им это достаточно быстро надоест и будет напрягать. Должно быть место, где вы выключаете харизму, где вы белый, пушистый, плюшевый, шоколадный заяц, и всё там нормально и хорошо. Но это должно быть определённое место, всегда плюшевым зайцем быть нельзя, потому что вас кто-нибудь съест. Это первое.

Второе. Существует понятие референции, референтных людей. На странице 5 вашей раздатки есть табличка с разными сферами жизни. Один из сильных ключей к адекватности, к вашей гибкости в этом мире – то, что вы должны разделить свою жизнь на отдельные области, в каждой из которых есть специалист. Очень хорошо, если у вас есть ментор, личный коуч, тренер в этой области, тот человек, у которого вы можете учиться. Там вы выключаете харизму и начинаете активно у него учиться. Когда включена харизма, вам не до обучения: вы доказываете свою правоту, свою точку зрения. Но вы должны понять, какой человек в какой области является авторитетом. Например, есть дядя Вася, который хорошо может чинить батареи, в этой области он авторитет, и как только идёт разговор про батареи, вы выключаете харизму, если вам надо послушать, как чинить батареи, и очень внимательно слушаете и впитывате, как дядя Вася говорит и всячески поощряете, чтобы он рассказывал про батареи. Но как только дядя Вася начинает учить вас семейной жизни, а вы знаете, что у дяди Васи не всё хорошо в семейной жизни, вы сразу включаете харизму, дядю Васю притормаживаете и ставите на место. Так же и во всём остальном. Нет человека, который разбирался бы в этой жизни абсолютно во всём. Такого не существует.

Поэтому вы должны определить референтных лиц, которые в вашем личном жизненном пространстве авторитетны каждый в своей узкой, специфической области: один в одном, другой в другом, третий в третьем и т.д. И когда он про это говорит или я его про это спрашиваю, я начинаю с ним сотрудничать и беру всё это. А когда он заезжает в другие сферы (у людей такое бывает – поучить жизни вообще, особенно если точно не имеют опыта; например, женщины, у которых нет мужчин, начинают учить тех, у кого есть мужчины, как правильно общаться с мужчинами; или на форумах по боевым искусствам заходят те, кто не тренируются, и начинают учить, как правильно драться), это надо жёстко отсекать. Смотрите, кто в чём разбирается. Он в этом специалист или нет? Нет – всё. Только имейте в виду: когда включена харизма – не пропустите дельных подсказок. Иначе сами споткнётесь, потом всё равно придёте за советом. Но может быть поздно.

Поэтому на странице 5 раздатки набросаны разные сферы жизни: предпринимательство, управление, инвестиции, личные отношения, воспитание детей, компьютеры, автомобили, здоровье и т.д. Сейчас повспоминайте людей из своей жизни, ваших знакомых и впишите тех, кто в чём-то из этого разбирается. Например, Вася разбирается в компьютерах, и у вас уже в голове соединены Вася и компьютеры, и когда Вася начнёт рассказывать о личных отношениях, или о том, как правильно продавать, или ещё что-то, вы Васю уже не очень слушаете, потому что Вася в этом не разбирается. Это маленький пунктик, который нужно понять, закрепить, записав имена. Впишите какие-то ещё интересные для вас сферы жизни, которые там не отмечены: например, если интересно изготовление суши, или юридические вопросы, или правильное подвешивание за ногу… Кто там авторитет, с кем надо быть на равных, выключать харизму, а не что-то доказывать или отвоёвывать.

Правильно ли я вас понимаю? Есть два варианта: либо мы слушаем человека и мы с ним на равных, либо включаем харизму и жёстко идём к своей цели?

Это в контексте достижения. Есть контекст достижения, а есть контекст удовольствия. Например, если я выехал на природу с друзьями, я включился в контекст удовольствия, можно убрать харизму, наслаждаться жизнью, разговорами ни о чём… Или вы пришли в сауну – не надо там харизму включать, расслабьтесь. Отдыхаете, наслаждаетесь. Кто-то что-то болтает, можно это просто стряхнуть. Не надо ничего доказывать, не надо никуда стремиться. В общем, делим контексты: достижение или удовольствие. Если достижение – препятствие или ресурс (у кого можно поучиться – это ресурс). Если удовольствие – отдыхаем.

Особо меня здесь забавляет следующее. Есть передачи – ток-шоу называются: «Пусть люди говорят». Допустим, обсуждается внешняя политика США, которая завязана на всю глобальную экономику, дальнейшее развитие, кризисы и т.д. И приглашают какую-нибудь Дарью Донцову. И начинают спрашивать её про глобальную экономику. Она знает про неё… Она всю жизнь с экономикой разбиралась, прорисовывала все финансовые потоки, все проценты высчитала, прикидывала, изучала историю финансовых кризисов, как они протекали, во что выливались, как это завязано на геополитику, контролируется из единого центра, а она всю жизнь этим занималась, чтобы ей вопросы задавали. И сидят, переливают из пустого в порожнее. Явно, что люди, которых туда приглашают, некомпетентны в этом вопросе, вообще не разбираются. Была ещё одна передача о вреде алкоголя, туда пригласили Гордона – как участника. И он давай отстаивать точку зрения: люди должны иметь свободу и право выбирать – пить алкоголь или не пить, надо или не надо, оставьте нам это право, мы будем выбирать сами, не надо ограничивать употребление алкоголя и т.д.

Очень просто. Банальнейший пример на эту же тему. Сейчас вышел фильм «Форсаж-4»: показывают, как круто гонять на автомобилях. Есть, конечно, и позитивные герои, и негативные. Так вот: как позитивные, так и негативные герои весь фильм пьют пиво строго определённой марки. Название звучит только один раз, но во всех остальных кадрах видно, что это именно эта марка пива, бутылочки всегда развёрнуты в камеру. Герой задумывается – берёт бутылочку, радуется с другом – посасывает пиво. В общем, за весь фильм повторяющаяся вещь (то, что надо копировать) только одна – бери это вот и туда заливай. Больше повторяющихся моментов нет. Это я воспитательный момент показываю: что большее количество раз упало в подсознание, то и отложилось внутри, понимаете? Хотя человек, не знающий об этом, даже не думает и не замечает, да и не смотрит. В этом смысле есть фильм «Мирный воин», который надо смотреть.

Записали людей по сферам жизни? Запишите тех, которые важны для вас. И те сферы жизни, которые важны для вас, где вам нужен наставник, у кого вы можете поучиться. Почему это важно? Хороший пример – хоккей: поставили Гуса Хидинга – сразу результаты пошли. Это человек, который знает, что и как делать. Результаты сразу улучшились. Понятно, что нельзя сразу на первое место выйти с никакого, но тем не менее уже есть успехи, не просто мяч у ворот пинают, голы начали забивать.

Глава книги Харизма.

Продолжается регистрация в тренинг: Развитие Харизмы.

«Ответственные за мобилизацию на предприятиях» в Нижегородской области получили «методические рекомендации», как мобилизовать на выборы президента РФ коллектив, членов семей работников и ветеранов. Копия методички есть в распоряжении «Козы».

Как сообщают источники «Козы», имена которых не подлежат разглашению, файл был отправлен в адрес предприятий с почтового ящика чиновника одного из региональных министерств, неофициально.

В методичке заявлена цель: «обеспечить практически 100% участие работников/сотрудников предприятия/организации, членов их семей, а также ветеранов в выборах 18 марта.

Заявлены принципы:

  • «Мягкость» мотивации к участию в выборах.
  • Исключение любых форм административного принуждения, сопряженного с угрозами наказания.
  • Многократность коммуникативных «касаний» работников предприятия.
  • Использование прямых обращений ТОП-руководителей (отрасль, ЛОМы).
  • Отсутствие агитации за кого-либо из кандидатов.
  • Счетность — работа по спискам сотрудников предприятия.

Дан «план действий» с четырьмя «касаниями». «Касание» первое. До 25 января «совместно с руководителем предприятия подобрать, обучить и закрепить внутренних референтных лиц среди структурных подразделений предприятия и ветеранской организации».

«Задача для каждого референтного лица - обеспечить участие всей своей группы (25-30 человек), а также членов их семей в голосовании 18 марта 2018 года», - поясняется в методичке.

К этому же сроку от предприятия требуется «предоставить ответственному от министерства информацию о мобилизационной структуре на предприятии: данные по референтным лицам и количество закрепленных за ними сотрудников». Отчет предоставлять по «форме2».

До 31 января «совместно с ответственным от министерства определить дату проведения мотивирующего собрания (собраний) руководителя предприятия с трудовым коллективам». Отчет предоставлять по «форме3».

«Касание» второе. С 1 по 15 февраля «организовать собрания с трудовым коллективом и ветеранами с мотивирующим содержанием».

«Собрания проводит руководитель предприятия/организации, на которые могут привлекаться другие руководители, лидеры общественного мнения. Если на предприятии предусмотрены какие-либо меры дополнительного стимулирования работников к приходу на избирательные участки, то эту информацию также необходимо донести до коллектива.

«Речевой модуль будет предоставлен ответственному от министерства», - содержится в методичке.

В этот период «референтным лицам в личных встречах и беседах мотивировать закрепленные группы (бригады, отделы) и ветеранов к участию в выборах», используя свои «возможности общения с людьми».

Также до 15 февраля необходимо составить ответственному от министерства «список сотрудников и ветеранов предприятия с привязкой к УИКам», выявив через референтных лиц тех из них, кто проживает не по прописке. Пометить их отдельно. Отчет предоставлять по «форме0»

«Важно: для предотвращения повторов и пересечений в список работников предприятия запрещается вносить членов семей, работающих на других предприятиях», - указывается в методичке.

До 16 февраля необходимо представить в министерство график проведенных собраний с указанием количества присутствовавших сотрудников и спикеров. Отчет предоставлять по «форме3».

Третье «касание». Время «прямого обращения к коллективу». С 28 февраля до 9 марта надо разместить (опубликовать) прямое обращение руководителя ТОП-уровня (представитель отрасли, лидер общественного мнения) к коллективу и ветеранам во внутренних СМИ и АПМ.

«Вручить персональные приглашения работникам и ветеранам, с указанием места нахождения и времени работы их избирательных участков. Образцы приглашений получить у ответственного от министерства. Если предприятие самостоятельно делает приглашения, образцы необходимо предоставить ответственному от министерства до 10 марта», - требуют от предприятия.

До 16 марта необходимо предоставить информацию о количестве сотрудников, получивших приглашения. Отчет предоставлять по «форме4».

«В случае, когда место фактического проживания работника не соответствует его регистрации, необходимо проконсультировать его о процедуре оформления им заявления и внесения в список по новому УИКу. В этом случае приглашение на выборы должно содержать адрес фактического проживания работника, а не адрес его регистрации», - отмечается в методичке.

Пятое «касание» коллектива запланировано на 15-17 марта. «Организовать и проконтролировать личные звонки-напоминания руководителя предприятия работникам и ветеранам (по списку). Приоритет следует отдавать личным звонкам руководителя. Но, в случае большого коллектива, эту работу можно распределить и между руководителями сруктурных подразделений, лидерами общественного мнения, профсоюзной и ветеранской организациями. Кроме того, могут использоваться заранее записанные голосовые сообщения или СМС-напоминания (с указанием адреса избирательного участка) по всей базе мобильных телефонов работников предприятия», - продолжает автор методички.

Как следует из методички, предусматривается отчет о посещении УИК каждого сотрудника. Принцип: «пришел - отзвонись».

В день голосования запланированы следующие мероприятия. Например, с 12:00 до 14:00 провести контроль явки работников на УИК - «обзвон по списку работников». В 14:00 «определить список тех, кто до 14:00 не пришел на избирательные участки». Затем сделать личные звонки-напоминания непришедшим. В 16:00 требуется передать предварительную информацию по явке «ответственному от министерства». И так далее.

Как уже заявили «Козе» в пресс-службе правительства Нижегородской области, данный документ правительством не разрабатывался и не рассылался.

«Вместе с тем правительство выступает за предоставление гражданам максимальных возможностей по реализации своих избирательных прав и за их полное информирование об актуальных положениях законодательства о выборах. В этих целях оно будет осуществлять взаимодействие с предприятиями и организациями Нижегородской области в официальном порядке и в рамках действующего законодательства», - добавили в пресс-службе.

От редакции: «Коза» содержится исключительно на средства читателей и доходы от рекламы. Поддержать наше СМИ любой посильной для вас суммой можно с помощью .

Референтность – это способность группы косвенным образом воздействовать на возникновение и формирование мнений, идеалов, поведение человека. Этот фактор взаимодействия не имеет взаимосвязи с эмоциональными привязками и реакциями (суждения эмоционально значимого человека могут восприниматься менее весомо, чем мнение эмоционально нейтрально воспринимаемого человека). Ценности, присущие личности складываются не из идеалов группы, к которой принадлежность человека исключительно формальна, но формируются группированием людей, куда индивид стремится или чувствует внутреннюю причастность.

Для оказания референтного воздействия не обязательно непосредственно контактировать, быть формально значимым и даже реалистичным. В процессе взросления эталонные группирования личности сменяются, изменяется уровень их значимости, относительно смещения симпатий. В психологии появилась методика референтометрии, основными показателями которой являются значения симпатии и антипатии. Зрелой личностью считается человек, который овладел способностью меньше ориентироваться на социум, а больше на собственное мировоззрение и моральные устои.

Знание референтных отношений, как системы и понимание их функционирования облегчает построение групповых занятий психологической работы с целью коррекции, как внутригруппового пространства, так и отдельно взятых личностей. Используется референтность, помимо психологии, в лингвистике, биологии, социологии и пр.

Что такое референтность?

С появлением социального устройства общества, человек, рождаясь, уже принадлежит к различным группированиям. У родившегося младенца уже есть социальные группирования (родительская семья, национальное и духовное окружение), они все делятся по социальному, духовному и финансовому статусу. Дальше, когда человек развивается, количество групповых принадлежностей растет, и появляется осознанность, а не данность вступления в них.

Определение референтности ввел Г.Хайман, и понимал референтность, как вид взаимоотношений, при котором мнение, складывающееся у человека относительно характеристик себя и мира, ценностей и выстраиваемых целей, ощущение и определение жизненных устоев связаны с тем, к какой группе он самопричисляется, с кем себя соотносит. Объектом референтных взаимоотношений могут быть люди или отдельный человек, реально существующий или нет.

Сама референтность имеет возможность к проявлению при взаимодействии субъекта со значимыми объектами в групповой деятельности. Под объектами могут пониматься как участники деятельности, так и их эмоциональные реакции, качества характера, возникающие трудности. Данный вид взаимодействия опосредован, и происходит через обращение личности в ситуации ориентации своих оценок к значимой эталонной группе. По механизму действия отношения референтности делят на неинтернализованные (когда извне диктуется поведение) и интернализованные (обусловленность не внешними воздействиями, а сознательно переработанными факторами, которые уже стали внутренними человека).

В референтности отображается мера значимости объекта или группирования, и существует эта значимость исключительно в восприятии конкретного субъекта относительно объектов. Принадлежность к определенным группированиям людей изменяет личность, посредством нормам, свойственных этим объединениям.

Межгрупповая референтность имеет место, когда личность стремится к достижению, обращается к определенной внешней эталонной группе, которая определяет базовые ценности и общественно значимые нормы, соответствующие ее мировоззрению. Определяется межгрупповая референтность социальными установками группы, ее ценностями, векторами развития.

Референтность имеет широкое влияние на реакции и личность человека, которое исходит из требований социума подчиняться ее нормам, соответствовать поведением присущим стандартам. Более глубокое влияние это ценностно-ориентированное, когда человек вбирает в себя моральные и этические правила данного группирования, это внутренний процесс принятия, который невозможно насадить требованиями извне. И последний пласт влияния это информационный, так как информация, исходящая от положительно воспринимаемой референтной группы не проходит должного уровня критики и считается человеком априори как верная, заслуживающая доверия и реализации.

Принцип референтности

Уникальную важность для исследования личности имеет изучение не только ее отдельных характеристик, но также и межгрупповых тенденций и взаимоотношений, вносящих вклад в ход формирования человеческих реакций и взглядов.

Определение референтности используется в построении экспериментальных психодиагностических исследований, которые базируются на определенных принципах. Это принцип адекватности (соответствие метода исследования изучаемому явлению), параллельности (регистрация показателей параллельно изучаемому процессу), экстремальности (создание такой критической ситуации, когда максимально ярко проявляются изучаемые свойства), регистрации градиента (регистрация параметров в разноплановых ситуациях), последовательного объяснения (использование для объяснения только двух ближайших уровней обобщения), психологической целесообразности (не все процессы имеют психологическую природу) и принцип референтности.

Принцип референтности используется для упрощения и рационализации исследовательского процесса в ситуациях, когда в отдельно взятой локации, как в фокусе, отображается вся исследуемая система. В этом случае пропадает необходимость проведения огромного числа регистрационных данных, что ускоряет процесс исследования и повышает его точность и эффективность. Данный принцип применим и к другим научным областям, где действуют схожие законы отображения.

При изучении отношения человека к различным группированиям людей можно составить его личностный портрет, выявить мотивационную направленность, профессиональную ориентированность. Исследование системы данных отношений не только многоплановый метод психодиагностики, но также метод формирования и развития личности, ее ведущих ориентаций, мотивов.

Важен принцип референтности в вопросах педагогической деятельности. Выявление эталонных группирований ребенка, значимых идей и людей помогает сформировать необходимые качества личности. При правильном использовании этих данных и благодаря использованию принципа референтности, можно подтолкнуть человека к определенным суждениям и действиям. Какого они будут характера или направленности зависит от значимого группирования, так как ребенок не будет особо критически воспринимать информацию, подаваемую референтной группой или ее представителем.

Референтность группы

Служит для человека ориентиром и источником стилей поведения, экстерериоризированных или интереоризированных норм и порядков, которые используются им впоследствии для сравнения непосредственно характеристик себя, происходящих событий, поведения окружающих людей; может быть реальной или условной.

Различают нормативные (когда источник приходит как назидание) и сравнительные (когда источник является эталоном для оценки и сравнения себя и социума) референтные группы; положительные (чьи взгляды, устои и правила являются примером и ориентиром, куда индивид хочет примкнуть) и отрицательные (противоположность ценностей этой группы ценностям индивида, вызывающие неприятие). Выделяют информационные, ценностные, утилитарные и группы самоидентификации.

Информационная – группа, где личность доверяет исходящей информации, особо не подвергая ее критике и проверке параметров надежности и достоверности.

Ценностная – это группа, пропагандирующая ценности и идеи, которых придерживается человек (реальная или мнимая).

Утилитарная – группа, которая способна и имеет необходимые возможности и инструменты для награждения или наказания.

Группа самоидентификации – реальная группа принадлежности, которая вынуждает человека к следованию норм и стилям поведения ею одобряемых.

Референтные группы – эталонные группы, принадлежность к которым рассматривается и внутренне оценивается личностью, как благоприятное развитие событий. Под присутствием в эталонной группе подразумевается не столько фактическое состояние, сколько ощущение психологической близости его идеалов. Количество эталонных группирований у человека не ограничивается одной группой (первичные – семья, друзья, коллеги; вторичные – общественные и религиозные организации), но стремление состоять в них не всегда доступно реализации в силу жизненных обстоятельств, так выделяют реальные и воображаемые эталонные группирования.

Функции эталонных групп в отношении регулирования жизненных проявлений человека следующие: источник информации и опыта, эталон моральных и поведенческих норм, отражение и ее проявлений.

Сверхориентация человека на выбранную им группирование может приводить к нарушению психики и истощению физических сил организма. Происходит это, когда для исполнения действий и ролей принятой в этой группе у человека недостаточно способностей, образования, ресурса и пр.

При выборе человеком эталонных группирований могут возникать , которые обусловлены наличием противоречий. Возникновение таких конфликтов обусловлено ситуациями, при которых нормы реальной группы, где состоит человек и идеальной референтной группы не совпадают, или же при выборе человеком двух референтных группирований с противоположными идеями.

Нижегородские промпредприятия должны обеспечить «практически 100%-е участие работников, членов их семей, а также ветеранов» на предстоящих президентских выборах. Об этом говорится в методических рекомендациях, которые они получили. Источники „Ъ“ говорят, что письмо якобы пришло из регионального минпрома. Там свое участие в составлении и распространении документа отрицают. Руководители пром­предприятий разошлись в оценке методики привлечения сотрудников на выборы: одни считают, что ходить ли на выборы - личное дело каждого работника, другие, что таким образом дадут подчиненным возможность реализовать свое конституционное право.


Как говорится в «методических рекомендациях» (документ есть в распоряжении „Ъ“), основным принципом работы с избирателями должна стать «мягкость», принуждать к участию в выборах и использовать административный ресурс нельзя. Топ-менеджеры должны напрямую общаться с сотрудниками и привлекать лидеров общественного мнения («ЛОМ») к разговорам с ними. Также запрещается агитировать за конкретного кандидата. Привести сотрудников на выборы руководители предприятий должны в «пять касаний».

«Первое касание» подразумевает создание «группы внутренних референтных лиц» из сотрудников и ветеранов. Каждый из них должен обеспечить участие в выборах 25–30 работников, членов их семей и ветеранов. Информацию об этой «мобилизационной структуре» необходимо передать ответственному лицу в министерство (какое именно в документе не уточняется.- „Ъ“). Кроме того, руководитель должен сформировать систему получения и контроля информации - какой именно и для чего, не говорится. Ему также следует «построить управленческую вертикаль», чтобы руководить «мобилизацией» сотрудников на выборы.

«Вторым касанием» необходимо провести «мотивирующие» собрания с коллективом и ветеранами, на которые следует пригласить «ЛОМов». Ответственному за мероприятие министерство предоставит «речевой модуль», говорится в письме. Тем временем «референтные лица», используя личный авторитет, до 15 февраля должны проводить встречи и беседы с коллегами, мотивируя их прийти на выборы. Кроме того, предприятиям необходимо составить списки сотрудников с привязкой к участковым избиркомам. Отдельное внимание рекомендуется обратить на тех, кто проживает не по прописке. Вносить в список членов семей, работающих на других предприятиях, запрещается, чтобы избежать повторов.

«Третьим касанием» должны стать прямые обращения топ-менеджеров к трудовым коллективам и ветеранам. Образцы таких обращений необходимо направить в мини­стерство.

«Четвертое касание» - приглашение на выборы. В срок до 15 марта персональные приглашения должны быть вручены всем работникам и ветеранам с указанием места нахождения и времени работы их избирательных участков.

В «пятом касании» за один–три дня до выборов директорам предприятий советуют лично обзвонить всех сотрудников с помощью руководителей структурных подразделений, профкомов, «ЛОМов» и ­ветеранов.

Отдельным пунктом описывается работа руководителя предприятия и референтных лиц в день голосования. К середине дня им необходимо проконтролировать явку на избирательные участки, обзвонив сотрудников. На основании полученных данных следует уточнить списки непришедших и напомнить им о необходимости посетить избирательные участки. К тем, кто отказывается, с визитом могут явиться референтные лица или специальные «мобильные бригады», функционал которых в методичке не раскрывается. На каждом этапе работы промежуточные и окончательные результаты должны отправляться в министерство.

Представители нескольких крупных предприятий Нижегородской области сообщили „Ъ“, что получили методичку, но официально комментировать содержимое документа и свое отношение к нему отказались. Руководитель одного завода сообщил „Ъ“, что не хочет каким-либо образом советовать сотрудникам прийти на выборы, потому что это «личное дело каждого». На другом предприятии считают, что письмо носит общий рекомендательный характер и ни за кого не агитирует, поэтому руководство завода считает своим долгом дать возможность каждому сотруднику реализовать свое конституционное право.

В правительстве Нижегородской области отрицают причастность к распространению методических рекомендаций. Там заявили, что не разрабатывали и не рассылали такой документ. «Вместе с тем правительство выступает за предоставление гражданам максимальных возможностей по реализации своих избирательных прав и за их полное информирование об актуальных положениях законодательства о выборах. В этих целях оно будет осуществлять взаимодействие с предприятиями и организациями Нижегородской области в официальном порядке и в рамках действующего законодательства», - говорится в ответе в пресс-службы областного кабмина.

Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко назвал описанные в документе методы «мягкой административной мобилизацией», при которой «нет никакого принуждения, угроз и указаний за кого голосовать»: «Методы административной мобилизации дают разную эффективность в разных ситуациях и в разных аудиториях. Чем ближе человек к бюджету, тем больше вероятности, что он на эти мобилизационные методы среагирует. По моему мнению, явка работников промпредприятий будет ниже, чем сотрудников бюджетных организаций». ­Политолог считает, что перед чиновниками не стоит задачи за счет увеличения явки обеспечить максимальный процент голосов одного из кандидатов: «За кого голосовать, в данном случае это менее важно, потому что приоритет для власти - это повышение явки. Результат победителя в любом случае будет высоким. Несколько процентных пунктов значения не имеют».

Андрей Репин, ­Александра Викулова