Семинар с элементами тренинга. Самая большая ценность Жизнь самая большая ценность какой обладает человек

На самом деле огромную ценность имеет СЛОВО. Но сегодня, к сожалению, люди ценят мир материальный с его тряпками, шмотками, техникой, предметами обихода, едой и проч. Это всё повышает уровень жизни, но не качество жизни. Ведь не стало меньше разводов оттого, что люди стали лучше одеваться. Не стало меньше болезней оттого, что люди стали покупать себе более дорогие мобильники, одежды, бытовую технику.

Это не значит, что нужно отрицать прогресс. Прогресс, богатство – это хорошо. Но всё должно быть на своем месте. Люди, гоняясь за всеми этими "штучками" материального мира, абсолютно перестали заботиться о настоящих, истинных вещах: любви, дружбе, верности, уважении, почитании.

Но, дорожить нужно настоящими ценностями. Лучше иметь в семье мир, любовь, взаимопонимание и жить довольно скромно, чем жить в изобилии и роскоши, но в постоянных распрях, ссорах, непонимании, ненависти. Люди почему-то больше трудятся над тем, чтобы обладать вещами второстепенными: деньгами, имуществом, и не прилагают усилий к тому, чтобы культивировать вещи настоящие - мир, покой, радость, понимание, уважение, любовь.

Благополучие нашей жизни во всех сферах - духовной, душевной, материальной зависит от того, на какие ценности мы ориентированы. Все мы хотели бы иметь мир в душе, уверенность в завтрашнем дне, сильный победоносный дух, достаток в семье. Достижение всех этих благ возможно при том условии, что человек ставит своей жизненной целью не накопительство, удовлетворение собственного эго, обустройство своего быта. Цели и мечты человека проистекают из его сердца. Нужно быть очень внимательным к тому, какая мечта живет в твоем сердце, нужно быть внимательным к голосу СВОЕЙ интуиции, а не к тому, что пытаются навязать все информационные источники извне. Часто мы пренебрегаем теми дарами, талантами, мечтами, которые наполняют наше естество. Мы осознанно наполняем себя чем-то другим - мерзким и отравленным. Всё говорит нам: "беги, включайся в гонку за материальным миром, обогащайся, заботься о себе, о других не думай!" И, наконец - "Бери от жизни всё!"

Но есть нечто более важное - это Ваша миссия, призвание, дело, которое только ВЫ можете совершить на этой земле, используя свой профессионализм, свои таланты, ресурсы, способности . Но ведь это что-то из области невидимого, этого нельзя пощупать, а вот кусок колбасы пощупать можно и даже попробовать. Многие не готовы вкладывать деньги в свое обучение, в свое развитие, в книжки, курсы, самообразование, однако готовы вкладывать в свой желудок, и очень охотно!

В век больших скоростей всё происходит на бегу - работа , еда, отношения с мужем (женой), любовь, дружба. Нам некогда задуматься о глобальном - о цели своей жизни; о пути, по которому мы идем; о том, как будут совершенствоваться отношения в семье. Для размышлений нужно времени, а у нас его вечно не хватает!

Сегодняшний человек более внимательно прислушивается к мнению окружающего мира, нежели к собственной интуиции, к голосу своей совести. А интуиция - это своего рода голос Бога в человеке. Тяга к высокому, небесному, чистому заложена в человека Богом от природы. И только информация внешнего мира извращает все эти понятия и призывает человека к гламуру, самовозвеличиванию, пренебрежительному отношению к настоящим ценностям.

Большинство проблем возникает в жизни человека как раз по тому, что человек наполняется этой ложью, которой полно в мире.

Псалом 1:1-3

Даже Библия подтверждает действие этого закона: "Счастлив человек, который:

1. не ходит на совет нечестивых (это значит, что человек, не руководствуется советами людей лживых, нечестных)

2. не стоит на пути грешных (это значит, что человек выбрал путь самоотдачи, путь служения людям, своей семье, своей стране; и даже не думает отказываться от этого пути)

3. не сидит в собрании развратителей (то есть человек не находится в общении с разрушителям - людьми, которые разрушают общество

Словом или делом)
4. но о законе Господа размышляет он день и ночь".

А о чем размышляет человек сегодня? О том, что ему предлагают и навязывают со стороны. Кто навязывает? Ненормальные телепрограммы, тупые сериалы, примитивные развлекательные передачи, которые просто отравляют всё естество человека. Это делается с целью заполнить человеческий мозг, чтобы ему некогда было думать.

А следствием того, что человек наполнен правильной, чистой информацией, является плодотворность его жизни. Те плоды и результаты труда, которые он принес для общества. Это его победы, достижения, которые принесли пользу не только ему самому, но и другим людям. Это постоянная внутренняя энергия, неиссякаемый источник творчества, позитивная созидающая сила.

Если спросить человека, творящего историю в сфере своей деятельности, откуда он берет идеи, то, наверняка, он скажет, что идеи приходят откуда-то из мира невидимого, из воздуха. Если предположить, что Создатель сотворил весь мир видимый, то мир невидимый - мир образов, идей, представлений также сотворил Он. Вот почему, например, нужно быть крайне внимательными к каждой идее, которая приходит к Вам в голову. Сразу же записывать ее, и потом внедрять в ближайшее время. Но именно в этих простых вещах мы зачастую не внимательны, безответственны, пренебрегаем ими.

Невнимательность к простым вещам иногда приводит к катастрофам.

Существует простой закон: если я не приближаюсь - я отдаляюсь.

Если я не приближаюсь к своему мужу (жене) - я отдаляюсь.

Если я не приближаюсь к детям - я отдаляюсь от них.

Если я не приближаюсь к своему призванию, к своей мечте - я отдаляюсь от них.

Если я не приближаюсь к настоящим, истинным ценностям - я отдаляюсь от них. И постепенно грязь, мерзость, разруха вкрадываются в мою жизнь.

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их - безысходность, смерть. Человеку, сошедшему с правильного пути, довольно сложно вернуться назад. Почему мы часто видим талантливых актеров, музыкантов, общественных деятелей, ученых, учителей, людей разных профессий, которые спиваются, ведут жизнь в нищете, семьи которых в полной разрухе...Такое бывает потому, что человек свернул с правильного пути. Но всегда есть кто-то или что-то, что хочет сбить нас с этого пути - это обиды, распри, гордость, слухи, сплетни, предательство ближних - и всё что угодно.

Но наша задача - быть твердыми и неотступными, надеясь на свои силы и помощь свыше. Потому что если вы защищаете истину, истина однажды защитит вас.

Так важно держаться за самое ценное, что есть в жизни - за своего ближнего, за дело всей своей жизни, за свою семью, за свое призвание.

Каждый из нас будет однажды испытан на прочность, на привязанность, на разрыв. Как нить, как деталь. Если вещь не крепкая, то она не нужна.

Во все времена ценились и будут цениться надежные, верные люди, кому можно доверять, на кого можно опереться и рассчитывать в трудную минуту. Если же этого не происходит, то такой человек не нужен никому: ни обществу, ни ближнему, ни государству.

Если не пройти испытание на прочность, то сама жизнь не будет к нам благосклонна. Проходя через трудности, испытания, огорчения, стесненные обстоятельства, человек становится чище, лучше, надежнее. Такие люди умеют владеть собой и управлять своими эмоциями - гневом, обидой, печалью.

А может ли кто-то сказать о тебе: "Я во всем могу на него положиться!"? "Это надежный, верный человек, которому можно поручить всё, что угодно!"

Если мы все еще способны на такие вещи как обиды, разногласия, гордость, самолюбие, то мы не надежные люди. Но любому руководителю, учителю, лидеру нужны надежные, проверенные люди, которые мыслили бы так же, как мыслит он, мечтали о том же, о чем мечтает он, стремились к тому же, к чему стремится он.

С людьми, которым доверяешь по-настоящему, можно творить великие дела, претендовать на грандиозные победы, идти напролом, ничего не страшась!

Испытания, будут проверки на прочность, и мы должны их пройти, не смалодушничать, не испугаться, не отступить!

Нужно очень сильно дорожить не миром материальным, а чем-то настоящим, высоким, светлым, чистым, небесным...К тому, что можно потерять и не вернуть ни за какие деньги...Это огромное горе - когда ты оторван от того, что ты любишь по-настоящему, и что тебе по-настоящему дорого...

Никогда не дорожите чем-то низкопробным, слушайте и вникайте в ценности настоящие, вечные под солнцем. Когда в жизни есть проблемы – приходите к изначальному источнику, к основам, дорожите Словом Бога, вникайте в Его принципы и законы, ибо без этого можно потерять семью, родителей, свое призвание, быть оторванным от ближнего, от всего, что дорого сердцу! Пусть мотивацией ваших поступков всегда будут неизменные ценности, а не обстоятельства.

Школа САМОреализации,
Системное обучение

Солнцев Дар

Вашему вниманию представлена рецензия на исследовательскую работу по цитате академика Лихачева.

Скачать:

Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на творческую работу
Солнцева Дара Андреевича,
уч-ся 10-1 класса Международной гимназии «Ольгино».
Тема: " Самая большая ценность в мире - жизнь. "
Д.С.Лихачев

В работе учащийся, опираясь на цитату Д.С. Лихачева, исследует его творчество, которое, по его мнению, имеет особое место в русской литературе.
Дано обоснование актуальности исследуемой темы, поставлены цели и задачи. Материал в работе изложен с соблюдением внутренней логики.
Учащийся показал эрудированность, начитанность в рассматриваемой области и собственное отношение к проблеме. При выполнении работы проявил самостоятельность, умение отбирать и систематизировать материал.
Работа заслуживает хорошей оценки.

Учитель биологии и химии Международной гимназии «Ольгино»
Струженкова Т.В.

Автобиография.

Меня зовут Солнцев Дар Андреевич, 1999 года рождения. Я родился в городе Миасс Челябинской области. В возрасте 7 лет переехал в Санкт-Петербург и стал учиться в ЧШ "Дипломат". Там я проучился со 2ого по 7 класс. В 8ом классе я перешел в МГ "Ольгино", и учусь там по сей день. На данный момент я ученик 10ого класса и планирую закончить в этом заведении 11 класс. На протяжении моей жизни у меня было много интересов, но к 16-летию большенство из них погасло, а другая часть не так сильна, как ранее. Оставшимися интересами являются игры (всех родов, т.е. настольные, компьютерные, догонялки, прятки и т.д., логические... Этот список можно продолжать бесконечно. Исключением же являются спортивные игры. Исключение в исключении - спортивные карточные игры остаются в моих интересах), карты (как вы уже могли понять, игральные. Помимо игр, у меня так же коллекция всевозможных колод практически со всех концов света), а так же технологии. К сожалению, я так и не выбрал, с чем собираюсь связать свою жизнь, т.к. могу работать практически в любой области. Но в декабре ко мне пришла идея, которую я собираюсь воплотить в жизнь. Я уже закупил практически все необходимое оборудование. Я собираюсь создать игру. Про что она? Узнаете, когда выйдет.

Международная Гимназия «Ольгино»

Введение.

«Вдох - выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от «отработанного воздуха».
Жизнь - это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер - прежде всего - «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» - это значит «умер».
«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.
Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.
Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.
Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей - это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.
Я долго искал это слово - сфера. Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», - но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором - границами. Расширять пределы жизни - не годится для выражения моей мысли по той же причине. Расширять горизонты жизни - это уже лучше, но все же что-то не то. У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово - «окоём». Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью».

Перед вами «Письма о добром и прекрасном» - книга одного из выдающихся ученых современности, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.
То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, делает эту книгу особенно ценной.
Ведь давать советы может только уважаемый человек. Иначе к таким советам не прислушаются.
А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни.

Впервые книга была издана в 1985 году и уже стала библиографической редкостью.
Эту книгу переводят на многие языки.
Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:
«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.
Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.
В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому – к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.
Я не подчиняю понятия добра и сопутствующего ему понятия красоты человека какому бы то ни было мировоззрению. Мои примеры не идеологичны, ибо я хочу растолковать их детям еще до того, когда они станут подчинять себя каким-либо определенным мировоззренческим принципам.
Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.
Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.
Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».

Глава I.

Что есть жизнь?

Многие века философы и ученые всех стран мира гадали о смысле жизни, но так и не пришли к общему мнению. Даже само понятие слова "жизнь" различалось. А какое значение "жизнь" имеет в наши дни?

Имеется большое число определений понятия "жизнь", отражающих различные подходы. Из всего скопления подходов к определиению слова "жизнь" можно выделить три основных. Согласно первому подходу, жизнь определяется носителем её свойств (например, белком). Согласно второму, жизнь рассматривают как совокупность специфических физико-химических процессов. И, наконец, третий подход - определить минимально возможный набор обязательных свойств, без которых никакая жизнь невозможна. Жизнь можно определить как активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и самовоспроизведение молекулярной структуры.

Русский ученый М. В. Волькенштейн придумал новое определение понятия слова жизнь: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот». Согласно взглядам одного из основоположников танатологии М. Биша, жизнь - это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти.

С точки зрения второго начала термодинамики, жизнь - это процесс, или система, вектор развития которой противоположен по направлению остальным, «неживым» объектам вселенной, и направлен на уменьшение собственной энтропии. В. Н. Пармон дал следующее определение: «Жизнь - это фазово-обособленная форма существования функционирующих автокатализаторов, способных к химическим мутациям и претерпевших достаточно длительную эволюцию за счёт естественного отбора» . По Озангеру и Моровицу: "Жизнь есть свойство материи, приводящее к сопряженной циркуляции биоэлементов в водной среде, движимая, в конечном счете, энергией солнечного излучения по пути увеличения сложности". Существуют также кибернетические определения жизни. По определению А. А. Ляпунова, жизнь - это «высоко-устойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул». Существует и физиологическое определение жизни, данное в 1929 году А.Ф. Самойловым, которое, к сожалению не было великим учёным до конца исследовано. Итак, приведём его полностью.

"Жизнь - это замкнутый круг рефлекторной деятельности". Разрыв данного круга в любом его месте (состояние "комы") означает резкое ограничение параметров жизни или даже отсутствие жизни. Сейчас можно несколько расширить данное понятие и указать причины, от которых зависит данный "замкнутый круг". А именно: состояние внешней среды, "власти воли" индивидуума, внутренних вегетативных начал организма, неподвластных "власти воли".

Глава II.

Жизнь на земле.

Теперь, когда мы имеем хоть малейшее представление о понятии слова "жизнь" давайте разберемся, как она возникла. По этому вопросу существует много теорий, среди которых можно выделить наиболее известные:

  • Теория самопроизвольного (спонтанного) зарождения;
  • Теория креационизма (или сотворения);
  • Теория стационарного состояния;
  • Теория панспермии;
  • Теория биохимической эволюции (теория А.И. Опарина).

Давайте подробнее разберемся с каждой их теорий. Итак, теория самопроизвольного зарождения жизни была сильно распространена в Древнем мире - в Вавилоне, в Китае, Древнем Египте и Древней Греции. Ученые Древнего мира и средневековой Европы верили в то, что живые существа постоянно возникают из неживой материи: из грязи - черви, из тины - лягушки, из утренней росы - светлячки и т.п. В первый раз теорию решился подвергнуть экспериментальной проверке итальянский ученый Франческо Реди. Он засунул в банки несколько кусков мяса, при этом прикрыв некоторые из банок тканью. В мясе, не прикрытом тканью, появились личинки мух, в то время как в загерметезированных банках личинок не появлялось. Таким образом Ф. Реди удалось доказать, что личинки мух появляются из яиц, отложенных мухами на его поверхность, а не из гниющего мяса. Спустя какое-то время с поры по поводу возможности самозарождения жизни активизировались вновь в связи с открытием микроорганизмов. Если сложные живые существа не могут самозарождаться, возможно, это могут микроорганизмы? В связи с этим в 1859 г. французская Академия объявила о присуждении премии тому, кто окончательно решит вопрос о возможности или невозможности самозарождения жизни. Эту премию получил в 1862 г. знаменитый французский химик и микробиолог Луи Пастер. Он прокипятил бульон в стеклянной колбе с горлышком в виде S-образной трубки. Воздух, а следовательно и «жизненная сила», могли проникать в колбу, но пыль, а вместе с нею и микроорганизмы, присутствующие в воздухе, оседали в нижнем колене S-образной трубки, и бульон в колбе оставался стерильным. Однако стоило сломать горло колбы или ополоснуть стерильным бульоном нижнее колено S-образной трубки, как бульон начинал быстро мутнеть - в нем появлялись микроорганизмы. Таким образом, благодаря работам Луи Пастера теория самозарождения была признана несостоятельной и в научном мире утвердилась теория биогенеза, краткая формулировка которой - « все живое - от живого ».

Теория креационизма довольно проста – она предполагает, что все живые организмы были созданы неким сверхъестественным существом (богом, сверхцивилизацией и т.д.). Теория креационизма и в настоящее время имеет широкое распространение, причем не только в религиозных, но и в научных кругах. Обычно ее используют для объяснения наиболее сложных, не имеющих на сегодняшний день решения вопросов биохимической и биологической эволюции. Актами периодическою «сотворения» объясняется и отсутствие четких переходных звеньев от одного типа животных
к другому. Необходимо подчеркнуть, что философский спор о первичности сознания (сверхразума, божества) либо материи принципиально не разрешим, однако, поскольку попытка объяснить любые трудности современной биохимии и эволюционной теории принципиально непостижимыми сверхъестественными актами творения выводит эти вопросы за рамки научных исследований, теорию креационизма нельзя отнести к разряду научных теорий происхождения жизни на Земле.

Теории стационарного состояния и панспермии представляют собой взаимодополняющие элементы единой картины мира, сущность которой заключается в следующем: вселенная существует вечно и в ней вечно существует жизнь (стационарное состояние). Жизнь переносится с планеты на планету путешествующими в космическом пространстве «семенами жизни», которые могут входить в состав комет и метеоритов (панспермия). Однако теория стационарного состояния, предполагающая бесконечно долгое существование вселенной, не согласуется с данными современной астрофизики, согласно которым вселенная возникла сравнительно недавно (около 16 млрд лет т.н.) путем первичного взрыва.

Очевидно, что обе теории (панспермии и стационарного состояния) вообще не предлагают объяснения механизма первичного возникновения жизни, перенося его на другие планеты либо отодвигая по времени в бесконечность.

Наиболее распространенной и признанной в научном мире является теория биохимической эволюции, предложенная в 1924 г. советским биохимиком академиком А.И. Опариным (в 1936 г. он подробно изложил ее в своей книге «Возникновение жизни»).

Сущность этой теории состоит в том, что биологической эволюции - т.е. появлению, развитию и усложнению различных форм живых организмов, предшествовала химическая эволюция - длительный период в истории Земли, связанный с появлением, усложнением и совершенствованием взаимодействия между элементарными единицами, «кирпичиками», из которых состоит все живое - органическими молекулами.

Глава III.

Смысл бытия.

Каждый из нас не раз задумывался, как он очутился на этой планете. С одной стороны, все просто и понятно – человек родился. И так с каждым из нас. Мы родились, вот и ответ на вопрос как мы появились здесь. Но с другой стороны, вопрос остался не отвеченым, и вопрос как бы переходит в вопрос почему – "почему я очутился на этой планете?" "Из-за чего я сюда попал?" "Какова моя цель пребывания тут?" "Что я хотел сделать?"

На последнем вопросе мы переходим к еще одной теме, на которую все спорят – смысл жизни. "Каков мой смысл жизни?" Ключевое слово – "мой". Ведь каждый из нас по своему определяет смысл жизни. Для кого-то смыслом жизни будет хорошо покушать. Для другого – исполнить мечту. А можно ли смыслом жизни назвать мечту?

Еще одним вопросом, на который сложно ответить, является следующий – "Существует ли смысл жизни человечества?". Один, большой и толстый смысл, один для всех. Причина, по которой человек возник как вид. Причина, по которой мироздание нас создало. Ему что-то от нас надо, а мы так и не поняли, что именно.

Подытожим. Смысл жизни – это проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как отдельного создания, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

  • «В чём состоят ценности жизни?»
  • «Что является целью жизни?»
  • «Зачем (для чего) жить?».

Вопрос о смысле жизни является одной из наиболее распространенных проблем в философии, теологии и художественной литературы, где он рассматривается в основном с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе жизни людей, извините за тофтологию, и зависят от результатов их деятельности. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Вопросы о смысле жизни люди задавали, продолжают задавать и будут задавать. Они придумывают новые гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения, которые вечно находятся в разногласии. Наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно …?», «При каких условиях …?», «Что будет, если …?», в то время как вопросы типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках философии и теологии.

Глава IV.

Сознание.

Когда человек рождается, он является беспомощным комочком. Во младенчестве он опирается на инстинкты, потом подобные ему существа учат его общению, принятому поведению. Человечек вырастает, и начинает задумываться о смысле жизни. У человечка появляется сознание. По простому, сознание можно назвать совокупностью химических процессов, протекающих в нашем мозгу. А если поглубже зарыться в этот вопрос, то мы заметим, что по какой-то причине сознание есть только у людей. И, что самое интересное, если человечка вырастит какой-нибудь другой вид живых существ, то он так и останется живущим на инстинктах. Сознания не будет. Только физическая оболочка, выглядящая как мы, но ведущая себя как животное.

Термин "сознание", практически как и все темы, на которые мы говорили, является трудным для определения, но можно выделить следующую формулировку – "сознание – это состояние психической жизни индивида, выражающееся в переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях". Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и так далее. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как "Я". Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

Правильнее будет сказать, что сейчас мы говорим о самосознании. О том, как человек познает себя. Почему, когда мы смотрим в зеркало, мы понимаем, что это мы? А вдруг это не мы, а они? Да нет, это все же мы. А благодаря чему мы это понимаем? Самосознание. Так же, как и для сознания, в мире нет четких полностью сформированных научных теорий по поводу того, как именно определить наличие самосознания. В частности, до сих пор для индивида нет способа доказать, что он обладает самосознанием.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения.

Этапы развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К двум - трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.
  • К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст - этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я реальное» и «Я идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

При этом, сознание дает понять, что мы уникальны.

Глава V.

Уникальность.

Уникальность по другому можно назвать неповторимостью. То есть, если что-то называют уникальным, это означает, что что-то существует только в единственном экземпляре. У него нет копий. И этот термин относиться как и к неодушевленным творениям, так и к живым существам. В качестве примера можно привести животных. Вроде виды и похожи между собой, но каждая особь чем-то да отличается друг от друга. И это отличие может быть как врожденным (окраска), так и приобретенным(шрам). Причем примеров того, чем отличается одна особь от другой, бесконечное множество. А все благодаря тому, что вселенная не создает двух одинаковых экземпляров. Поэтому мы должны стремиться сохранить жизнь в целости и сохранности, как жизнь человека, так и животного. Конечно, хоть человек - существо всеядное, он должен задуматься о том, что ему стоит немного ограничить свой рацион питания дабы избежать вымирания некоторых видов животных.

Так же как и животные, люди тоже имеют свои отличия друг от друга. Уникальность не есть, конечно, некий абсолют, она не обладает полной и окончательной завершенностью, что является условием ее постоянного движения, изменения, развития, но в то же время она - это самая устойчивая основа, а как частный случай - инвариант и одна из основ (другая основа - социум) личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей его жизни, скрывающаяся под множеством оболочек самая нежная, самая таинственная часть его - душа.

Чтобы понять, какова же значимость уникальных особенностей личности в жизни общества, ответим на вопрос: каким было бы общество, случись вдруг, что в силу каких-то причин все люди в нем оказались бы на одно лицо, со штампованными мозгами, мыслями, чувствами, способностями? Представим себе мысленно, что все люди данного общества оказались каким-то искусственным образом перемешанными в однородную массу телесного и духовного, из которого рука всесильного экспериментатора, разделив эту массу ровно пополам на женскую и мужскую части, сделала всех однотипными и во всем равными друг другу. Могла ли бы эта двойная одинаковость образовать нормальное общество? Только внешними отличиями это не ограничивается. Все благодаря сознанию.

Сознание позволяет нам отличаться не только внешними признаками, но и поведением. В одинаковых ситуациях разные люди будут вести себя по-разному, извините за тавтологию. Но даже не смотря на сильные отличия в нашей психике, можно выделить несколько типов совокупности психических свойств человека. Я говорю о темпераменте.

Глава VI.

Темперамент.

Темперамент ом является соединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент также является одной из состовляющих основы развития характера . С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека. От темперамента человека зависят:

  • скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления);
  • пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения;
  • темп и ритм деятельности;
  • интенсивность психических процессов (например, активность воли);
  • направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

Люди с ярко выраженными чертами определённого темперамента встречаются довольно редко, обычно у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу. Вот одна из классификаций типов темперамента:

Флегматик - неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик - быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик - склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, эмоционально раним.

Глава VII.

Цена жизни.

Каждый из нас уникален. – кто-то хороший, кто-то плохой; кто-то красивый, кто-то кривой; кто-то умный, а кто-то тупой... Этот список отличий можно продолжать бесконечно, но в том и вся суть – благодаря бесконечному числу составляющих, мы можем получить бесконечное числе комбинаций. И, как говорилось ранее, каждая комбинация создается только один раз. Человеческая жизнь бесценна. Так ли это? Попытки определить стоимость человеческой жизни в деньгах на первый взгляд кажутся бесчеловечными. Однако отсутствие таких оценок приводит к еще большим социальным и нравственным проблемам. Сколько нужно платить родственникам погибших в боевых действиях или в результате террористических актов? Сколько не жалко потратить, чтобы сократить смертность в дорожно-транспортных происшествиях, на пожарах и в результате несчастных случаев? Представление о бесценности человеческой жизни часто оборачивается ее бесплатностью: родственники погибших не получают почти ничего, а проекты, которые могли бы снизить уровень смертности, считаются слишком дорогостоящими. Государство и общество предпочитают тратить деньги на другие важные цели. Но что же в конечном счете важнее нашей собственной жизни?

Как оценить, сколько стоит жизнь? Можно предположить, что стоимость жизни равна величине «человеческого капитала», равного, в свою очередь, добавленной стоимости, которую человек производит за всю свою жизнь. Используя этот подход, можно прийти к выводу, что стоимость жизни среднего россиянина - всего лишь около $100000. Кроме того, из этой теории следует, что жизнь одного миллиардера стоит столько же, сколько жизнь всех жителей небольшого города, вместе взятых.

Однако такой подход может показаться не только оскорбительным, но и поверхностным с точки зрения экономической науки. Человек - это не только то, что он производит. Мы живем не для того, чтобы работать, а работаем для того, чтобы жить. Профессиональная деятельность - это лишь небольшая составляющая жизни, поэтому и стоимость жизни должна быть намного выше «человеческого капитала».

Чтобы выяснить, насколько мы сами ценим свою жизнь, была разработана другая, более обоснованная методология. В последние 20-30 лет экономисты разных стран провели десятки исследований, пытаясь оценить так называемую «стоимость среднестатистической жизни». В основе этой методологии лежит анализ реальных решений, при принятии которых люди взвешивают стоимость своей жизни. Цену жизни можно вычислить, зная, например, насколько дороже стоят более безопасные автомобили в сравнении с обычными или насколько выше заработная плата у тех, кто работает на опасном производстве.

Для оценки стоимости среднестатистической жизни необходимы очень хорошие микроэкономические данные, поэтому неудивительно, что подавляющее большинство работ было проведено в США. Результаты исследований американского рынка труда показывают относительно небольшой разброс оценок: от $4 млн. до $9 млн. (в ценах 2000 г .) за одну жизнь . Аналогичные оценки получаются и при анализе решений о покупке автомобилей, установке противопожарного оборудования, покупке недвижимости с учетом экологической ситуации и т.д. Надежность этих оценок настолько высока, что правительство США использует методологию определения стоимости жизни при принятии решений об инвестиционных проектах в важных сферах - охране окружающей среды, здравоохранении, безопасности на транспорте.

Проведение подобных исследований в России пока не реально. Однако можно попробовать оценить стоимость жизни россиянина, используя американские данные. Анализ стоимости среднестатистической жизни для различных выборок американцев (см. вышеупомянутую работу Кипа Вискузи и Джозефа Альди) показывает, что эластичность стоимости жизни по доходу составляет всего лишь Ѕ, а не единицу (как можно было бы ожидать согласно теории «человеческого капитала»). В переводе на повседневный язык это значит, что цена жизни тех, кто зарабатывает на 1% больше, выше только на 0,5%, а при увеличении дохода в 4 раза стоимость жизни лишь удваивается (надо возвести 4 в степень 0.5, то есть взять квадратный корень из 4). Выходит, стоимость жизни россиянина примерно в 3 раза ниже аналогичного показателя для американца (3 - квадратный корень из соотношения ВВП на душу населения в России и США в 2004 г .). То есть составляет от $1,3 млн. до $3 млн. . Следовательно, требования родственников людей, погибших в Театральном центре на Дубровке, никак нельзя считать чрезмерными. А размер страховых выплат родным военнослужащих, участвующих в боевых действиях, оказывается на порядок или два ниже справедливой суммы.

Можно, конечно, возразить, что Россия - не США и экстраполяция американских данных не вполне правомерна. Тогда попробуем сопоставить полученные оценки с исследованиями, касающимися менее развитых стран? По понятным причинам вычислить стоимость среднестатистической жизни для развивающихся стран очень трудно. Заслуживающие доверие оценки получены только для Индии. Самая нижняя оценка стоимости жизни индийца составляет $1 млн. Если учесть, что Индия отстает от России по ВВП на душу населения в четыре раза, то экстраполяция индийских данных позволяет оценить жизнь россиянина на уровне $2 млн. и выше. Эта цифра, как мы видим, укладывается в полученный нами ранее диапазон $1,3-3 млн.

Почему так трудно сравнивать Россию с развитыми странами? Возьмем для примера статистику дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В России ежегодно на дорогах погибает более 30000 человек, а в Швеции - менее 600 человек. При этом автомобилей в Швеции всего лишь в три раза меньше, чем в России. Для снижения смертности в ДТП нужны не такие уж большие расходы. Даже в очень благополучной с точки зрения дорожной безопасности Британии все еще есть возможность сократить уровень смертности, потратив около $150000 на каждую спасенную жизнь. В России сокращение смертности обошлось бы гораздо дешевле.

Главное, впрочем, не то, что нашу жизнь крайне низко ценит государство, а то, что свою жизнь часто не ценим мы сами. Об этом свидетельствуют будничные привычки наших водителей: они не любят пристегивать ремни безопасности, садятся за руль пьяными, выезжают на встречную полосу. Когда не ценишь свою жизнь, так же пренебрежительно относишься и к чужой: средний российский водитель не считает своим долгом уступить дорогу пешеходам и спешащим на вызов машинам скорой помощи.

Список доказательств того, что мы не ценим свою жизнь, можно продолжать до бесконечности: курение, чрезмерное употребление алкоголя, пренебрежение правилами противопожарной безопасности.

Глава VIII.

Сохранение жизни.

Жизнь на Земле является великим чудом. Пока что человечество не знает мест во вселенной, где могла бы существовать жизнь, кроме Земли . Сейчас становится совершенно ясно, что функционирование биосферы, концепция которой была разработана в свое время В.И.Вернадским, зиждется на положении о том, что биосфера на Земле существует именно благодаря громадному разнообразию живых существ, от простейших до сложно организованных, в том числе – человека. Воздействие человека на природу, на окружающую среду, на биосферу будет все время возрастать, и наша главная задача – понять смысл этого явления и сделать так, чтобы уменьшить это отрицательное воздействие. С овременная биосфера имеет несколько степеней защиты:

1ая степень защиты – это ее ступенчатая, иерархическая организация, от простого к сложному. Если посмотреть на организацию биосферы с точки зрения современной науки, то ее можно представить в виде пирамиды, в основании которой лежат наиболее простые, легко адаптирующиеся к изменению окружающей среды организмы; а завершает эту вершину человек, который оказывает наиболее сильное влияние на биосферу, или превращая ее в сферу разума – в ноосферу, или окончательно приводя ее к деградации.
2я степень защиты биосферы – это необычайное разнообразие живых организмов и их способность адаптироваться, приспосабливаться к самым различным условиям среды.
Нижние этажи этой «биосферной пирамиды» сложены миллионами и миллионами различных видов. Чем выше по пирамиде, тем количество видов все меньше и меньше. И это снижение биоразнообразия и упрощение иерархичности биосферы приводит к тому, что наиболее уязвимыми и наиболее легкоранимыми являются ее верхние части, в особенности человек. Для сохранения жизни необходим четкий баланс температуры, кислорода и других факторов. Если бы Земля находилась всего лишь на пару крупиц ближе к Солнцу, то на земле испарилась бы вся вода, исчез кислород и были бы пустыни. Если бы Земля находилась немного дальше от Солнца, то она превратилась бы в безжизненную глыбу льда. Кроме того, земная атмосфера постоянно защищает нас от различных космических излучений и газов. Да-да, излучений! В открытом Космосе много различных излучений способных убить все живое. Солнечная радиация, альфа, бета, гамма частицы. Все это в больших дозах убивает человека. Поэтому космонавты при выходе в открытый космос надевают специальные защитные костюмы. А всех жителей земли от этих излучений защищает земная атмосфера. Но земная атмосфера не вечна. С каждым годом она становится все тоньше и тоньше. До земли все чаще и чаще доходят различные магнитные бури. Вы наверное слышали о таких из метеопрогнозов. А иссякает атмосфера по нашей вине. Автомобили, заводы, загрязнение экологии, вырубка лесов. Все это влияет на нашу атмосферу негативно.

Вывод.

Утверждая, что " Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем" Д.С. Лихачев был абсолютно прав. Комбинаций живых существ бесконечное множество, но встречаются они только раз. Человек должен постараться сделать все, что в его силах, что бы сохранить это многообразие жизни и не уничтожить нашу планету.

Список использованной литературы.

Д.И. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

- А.И. Опарин «Возникновение жизни»

Журналы, дневники и записи Франческо Реди

Журналы, дневники и записи Луи Пастера

В.Н. Большаков « Сохранение биоразнообразия Земли как важнейшая проблема ХХI века »


Дмитрий ЛИХАЧЕВ

Письмо тридцать второе
ПОНИМАТЬ ИСКУССТВО

Итак, жизнь – самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравните жизнь с дра­гоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», – это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество. Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее... Я не знаю, какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружаю­щих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искусство мыслит образами» (1977) пи­шет: «Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием. Это свойство искусства и делает его общественным явлением неизмеримого нравственного значения. Гоголь писал о театре: «Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Источником доброго является всякое подлинное искусство. Оно в самой осно­ве своей нравственно именно потому, что вызывает в читателе, в зрителе – во всяком, кто его воспринимает, – сопереживание и сочувствие к людям, ко всему человечеству. Лев Толстой говорил об «объединяющем начале» искусства и придавал этому его качеству первостепенное значение. Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Оно делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими... Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем. Оно служит единению человеческих душ». Хорошо, очень хорошо сказано! И ряд мыслей здесь звучат как прекрасные афоризмы.

Богатства, которые дает человеку понимание про­изведений искусства, невозможно отнять у че­ловека, а они всюду, их надо только увидеть.

А зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством зависти, с еще более мучительным чувством недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, с вечной, съедающей человека злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя своею злобою. Он погружает в тьму прежде всего самого себя.

Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно, счастливее.

Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться - учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад – в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. Открылись нам во дворце одни двери, за ними черед открытия другим.

Как же научиться понимать искусство? Как совершенствовать в себе это понимание? Какими качествами нужно для этого обладать? Я не берусь давать рецепты. Я ничего не хочу утверждать категорически. Но то качество, которое мне все же представляется наиболее важным в настоящем понимании искусства, – это искренность, честность, открытость к восприятию искусства.

Пониманию искусства следует учиться прежде все­го у самого себя – у своей искренности.

Часто говорят про кого-нибудь: у него врожденный вкус. Вовсе нет! Если вы приглядитесь к тем людям, о которых можно сказать, что они обладают вкусом, то заметите в них одну общую им всем черту: они честны и иск­ренни в своей восприимчивости. У нее-то они многому и научились.

Я никогда не замечал, чтобы вкус передавался по наследству.

Вкус, я думаю, не входит в число свойств, которые передаются генами. Хотя семья воспитывает вкус и от семьи, ее интеллигентности многое зависит.

Не следует подходить к произведению искусства предвзято, исходя из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов. С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один».

Если в своем понимании произведений искусства вы станете следовать моде, мнению других. стремлению казаться изысканным и «утонченным», вы заглушите в себе радость, которую дает жизнь искусству, а искусство - жизни.

Притворившись понимающим то, чего вы не понимаете. вы обманули не других, а самого себя. Вы пытаетесь убедить и самого себя, что что-то поняли, а радость, которую дает искусство, - непосредственна, как и всякая радость.

Нравится - так и говорите себе и другим, что нра­вится. Только не навязывайте своего понимания или, еще того хуже, непонимания другим. Не считайте, что вы обладаете абсолютным вкусом, как и абсолютным знанием. Первое невозможно в искусстве, второе невозможно в науке. Уважайте в себе и в других свое отношение к искусству и помните мудрое правило: о вкусах не спорят.

Значит ли это, что надо полностью замкнуться в себе и удовлетвориться собой, своим отношением к тем или иным произведениям искусства? «Мне это нравится, а это не нравится» - и на этом точка. Ни в коем случае! В своем отношении к произведениям искусства не следует быть успокоенным, следует стремиться к тому, чтобы понять то, чего не понимаешь, и углубить свое понимание того, что уже ча­стично понял. А понимание произведения ис­кусства всегда неполное. Ибо настоящее произ­ведение искусства «неистощимо» в своих богат­ствах.

Не следует, как я уже сказал, исходить из мнения других, но к мнению других надо прислу­шиваться, считаться с ним. Если это мнение других о произведении искусства отрицательное, оно по большей части не очень интересно. Интереснее другое: если многими высказывается положительный взгляд. Если какого-то художника, какую-то художественную школу понимают тысячи, то было бы самонадеянным утверждать, что все ошибаются, а правы только вы.

Конечно, о вкусах не спорят, но вкус развивают - в себе и в других. Можно стремиться понять то, что понимают другие, особенно если этих других много. Не могут же многие и многие быть просто обманщиками, если они утверждают, что что-то им нравится, если живописец или композитор, поэт или скульптор пользуются огромным и даже мировым признанием. Впрочем, бывают моды и бывают ничем не оправданные непризнания нового или чужого, зараженности даже ненавистью к «чужому», к слишком сложному и т. д.

Весь вопрос только в том, что нельзя понять сразу сложное, не поняв ранее более простое. Во вся­ком понимании - научном или художественном - нельзя перескакивать через ступени. К пониманию классической музыки надо быть подготовленным знанием основ музыкального искусства. То же в живописи или в поэзии. Нельзя овладеть высшей математикой, не зная элементарной.

Искренность в отношении к искусству - это пер­вое условие его понимания, но первое условие - еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания. Фактические сведения по истории искусства, по истории памятника и биографические сведения о его создателе помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Они не принуждают читателя, зрителя или слушателя к какой-то определенной оценке или определенному отношению к произведению искусства, но, как бы «комментируя» его, облегчают понимание.

Фактические сведения нужны прежде всего для того, чтобы восприятие произведения искусства совершалось в исторической перспективе, было пронизано историзмом, ибо эстетическое отношение к памятнику всегда и историческое. Если перед нами памятник современный, то и современность есть определенный момент в истории, и мы должны знать, что памятник создан в наши дни. Если мы знаем, что памятник создан в Древнем Египте, это создает к нему историческое отношение, помогает его восприятию. А для более острого восприятия древнеегипетского искусства потребуется знание еще и того, в какую эпоху истории Древнего Египта создан тот или иной памятник.

Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами. И особенно хочется подчеркнуть значение деталей. Иногда мелочь позволяет нам проникнуть в главное. Как важно знать, для чего писалась или рисовалась та или иная вещь!

Как-то в Эрмитаже была выставка работавшего в России в конце XVIII -начале XIX века декоратора и строителя садов Павловска Пьетро Гонзаго. Его рисунки - главным образом на архитектурные сюжеты - поразительны по красоте построения перспективы. Он даже щеголяет своим мастерством, подчеркивая все линии, горизонтальные в натуре, но в рисунках сходящиеся на горизонте - как это и полагается при построении перспективы. Сколько у него этих горизонтальных в натуре линий! Карнизы, крыши.

И всюду горизонтальные линии сделаны чуть жирнее, чем следует, а некоторые линии выходят за пределы «необходимости», за пределы тех, что в натуре.

Но вот еще одна удивительная вещь: точка зрения на все эти чудные перспективы у Гонзаго всегда выбрана как бы снизу. Почему? Ведь зритель-то держит рисунок прямо перед собой. Да потому, что это все эскизы театрального декоратора, рисунки декоратора, а в театре зрительный зал (во всяком случае, места для наиболее «важных» посетителей) внизу и Гонзаго рассчитывает свои композиции на зрите­ля, сидящего в партере. Это надо знать.

Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатели должны быть «вооружены» - вооружены знаниями, сведениями. Вот почему такое большое значение имеют вступи­тельные статьи, комментарии и вообще работы по искусству, литературе, музыке. Вооружайтесь знаниями!

Продолжение следует

Недаром говорится: знание - это сила. Но это не только сила в на­уке, это сила в искусстве. Искусство недоступ­но бессильному. Оружие знания - мирное оружие. Если до конца понять народное искусство и не смотреть на него как на «примитивное», то оно может служить исходной точкой для понима­ния всякого искусства - как некоей радости, самостоятельной ценности, независимости от различных, мешающих восприятию искусства требований (вроде требования безусловной «похожести» в первую очередь). Народное творчество учит понимать условность искус­ства.

Почему это так? Почему все-таки именно народное искусство служит этим исходным и наилучшим учителем? Потому, что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий. Деление людей на «культурных» и «некультурных» часто вы­звано крайним самомнением и собственной переоценкой «горожан». Крестьяне имеют свою сложную культуру, которая выражается не только в изумительном фольклоре (сравни­те хотя бы глубокую по своему содержанию традиционную русскую крестьянскую песню), не только в народном искусстве и народном деревянном зодчестве на севере, но и в слож­ном быте, сложных крестьянских правилах вежливости, прекрасном русском свадебном обряде, обряде приема гостей, общей семейной крестьянской трапезе, сложных трудовых обычаях и трудовых празднествах. Обычаи создаются не зря. Они тоже результат многовекового отбора по их целесообразности, а искусство народа - отбора по красоте. Это не значит, что традиционные формы всегда наилучшие и всегда нужно им следовать. Надо стремиться к новому, к художественным от­крытиям (традиционные формы тоже были в свое время открытиями), но новое должно создаваться с учетом прежнего, традиционно­го, как итог, а не как отмена старого и накоп­ленного.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

Моноклер решил проштудировать «Письма о вечном и добром» Д. С. Лихачёва и опубликовать лучшие из них.

«Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть.

Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от «отработанного воздуха».

Когда речь заходит о Дмитрии Сергеевиче Лихачёве, гениальном филологе, академике с мировым именем и идеальном представителе русской интеллигенции, внутри становится как-то теплее. И дело не в его фундаментальных исследованиях, без которых невозможно сейчас представить ни историю, ни русскую литературу, а в той любви и внимании к человеку, которыми пронизаны все его работы и выступления.

Мне много лет, и я думаю, конечно, о том, что скоро придется уйти. Мы приходим из тайны и возвращаемся в тайну. Страшно ли мне? Не знаю. Нет, я не боюсь, но печалюсь очень и тоскую, и думаю, все ли так я сделал? Всегда ли смог поступить по совести? Не часто ли обижал людей? Успевал ли вовремя извиниться? Мне хочется напомнить мысль, быть может, банальную, но для меня очень серьезную: небольшой шаг для человека — большой шаг для человечества. Исправить человечество нельзя — можно исправить только самого себя. Накормить ребенка, не сказать грубого слова, перевести через дорогу старика, утешить плачущего, не ответить на зло, дорожить своим призванием, суметь смотреть в глаза другому человеку. Все это гораздо проще для одного человека, но для всех сразу очень трудно. Вот почему всегда нужно начинать спрашивать с себя. Это ведь тоже признак культуры — жить, не слишком многое себе прощая. Мое любимое изречение — обязательно посади дерево — даже если завтра конец света».

Из последнего интервью на канале «Культура»

Мы решили проштудировать «Письма о добром и прекрасном» Д. С. Лихачёва — это наследие будущим поколениям, в котором учёный рассказывает о величайших духовных ценностях человека, — и опубликовать лучшие из них. А начнём, пожалуй, с этого.

САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ

Письмо четвёртое

Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер».

«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.

Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живёт человек.

Я долго искал это слово – сфера. Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», – но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором – границами. Расширять пределы жизни – не годится для выражения моей мысли по той же причине. Расширять горизонты жизни – это уже лучше, но все же что-то не то. У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово – «окоём». Это всё то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всём её протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

Цель: совершенствовать коммуникативные способности педагогов с целью повышения эффективности воспитательного процесса в школе.

Жизнь - самая большая ценность, какой обладает человек. А самая большая роскошь в этой жизни - "это роскошь общения"; - как оказал А. де Сент-Экзюпери.

Главный смысл универсальных правил общения в том, чтобы:

  • помочь объединить людей в сообщества
  • создать здоровую психологическую среду
  • обеспечить каждому человеку комфорт в общении
  • самим создать условия для его развития и совершенствования.
Важным фактором, стимулирующим процесс развития личности, является создание психологически комфортной окружающей среды.

Эго-состояние «РОДИТЕЛЬ».

Включает наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, многие из которых мы воспринимаем как собственные, принятые нами самими, тогда как на самом деле это усвоенные без критической переработки установки и убеждения значимых для нас людей или просто штампы. Поэтому Родитель – это как бы наш внутренний комментатор, редактор, оценщик. Когда мы занимаем позицию «Карающего Родителя» , то позволяем себе давить на окружающих, кричать, в нетактичной форме делать замечания, поучать. При этом лицо у нас осуждающе-сердитое. Брови насуплены, губы поджаты, голова неодобрительно покачивается. Но «Родитель» может быть и заботливо-опекающим. В этом случае он защищает, поддерживает, опекает, одобряет, помогает, сочувствует, утешает, выражая это жестами и словами.

Эго-состояние «ВЗРОСЛЫЙ»

Воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реалистичность. Поведение, типичное для «Взрослого»: ориентированность на решение встающих перед ним в данный момент проблем с опорой на наилучший вариант из возможных альтернатив. Для получения информации «Взрослый» задает вопросы, начинающиеся со слов «Что? Где? Когда? Почему? Как?» Подстройка к партнеру происходит преимущественно на равных. Выражение лица внимательно-заинтересованное, полностью обращенной к партнеру, доверяющее и спокойное.

Эго-состояние «РЕБЕНОК»

Руководствуется главным образом чувствами. На поведение в настоящем влияют скрытые чувства, происходящие из детства. Наш внутренний «Ребенок» может быть настроен по-разному: свободно-творчески, униженно-беспомощно, бунтарски-строптиво. В зависимости от этих состояний «Ребенок» может вести и проявлять себя в конкретных ситуациях. В свободно- творческом состоянии он излучает энергию, не заботится о том, что скажут о нем окружающие, находится в приподнятом настроении, проявляет творческий подход и открыт окружающему миру. Словарь предпочитаемых высказываний состоит из непосредственных восклицаний типа: «Я хочу!», «Вот это здорово!», «Прекрасная мысль!». Речь возбужденная, торопливая, горячая.

Эго-состояние «РЕБЕНОК»

«Приспосабливающийся Ребенок» озабочен мнением о себе окружающих, переживает чувства вины и стыда, страха и неуверенности в себе. Он беспомощен, обижен, жалуется на несправедливость. Его словами при этом являются «Я не знаю, смогу ли», «Я хотел только…», «Почему всегда я?». Интонации высказывания слабые, нерешительные, плаксивые, голова опущена, готов заплакать, кусает губы.

«Ребенок-бунтарь» капризничает, протестует против авторитетов и власти, проявляет непослушание, может быть грубым и строптивым. Его любимыми словами являются: «Я не буду этого делать!», « Я не хочу!», «Оставьте меня в покое!»

Характеристика состояний

Подсчет результатов тестов

  • 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.
  • 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.
  • 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Интерпритация результатов

ВДР - вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны, и непосредственны,
не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно лишь пожелать сохранить эти качества и впредь.
Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

РВД - категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору – словом всем, кто имеет дело с людьми, а не с машинами. РДВ - такое сочетание способно осложнить жизнь его обладателю. «Родитель» с детской непосредственностью режет правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет особых поводов для уныния. Если вас не привлекает организаторская работы, шумные компании, и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, то все в порядке. Если же нет и вы захотите передвинуть свое Р на второе или даже третье место, то это вполне осуществимо.

Д - приемлемый вариант для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил свои успехи тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь тогда, когда люди уже обычно перестают о них думать.. Но детская непосредственность хороша доопределенных пределов. Если она начинает мешать делу, то пора взять эмоции под контроль.

Схема Томаса А.Хариса.

Я «- » - ТЫ «+» (депрессивность)
Человек, который принял эту жизненную позицию, полагается на милость окружающих, испытывает огромную потребность в поглаживании, в признании. Такой человек полон желания угодить другому, он подобен альпинисту, который по жизни приговорен покорять одну вершину за другой, никогда не достигая полного удовлетворения. Психологически это депрессивная позиция, в социальном плане она означает самоуничтожение. В профессиональном плане такая позиция чаще всего побуждает человека сознательно унижаться перед различными людьми, используя при этом их слабости.

Я «- » - ТЫ «+» (безнадежность)
Принятие такой жизненной позиции приводит к замедлению или даже остановке развития ВЗРОСЛОГО. Это значит, что человек считает плохими всех окружающих, а так же самого себя. У человека нет больше надежды, он сдается. Это позиция безнадежности.

Я «+ » - ТЫ «-» (превосходство)
Эта позиция подходит для ситуации, когда необходимо избавиться от кого-то. Эта позиция превосходства. В большинстве случаев она характерна для посредственных личностей, людей с завышенной самооценкой, склонных видеть в других только недостатки.

Я «+ » - ТЫ «+» (успех)
Это самая эффективная позиция, потому что человек, принявший ее, не предполагает мгновенной радости и утешения. Это позиция вполне здоровой личности с позитивной установкой на себя и социальное окружение. В такой позиции общение протекает наиболее оптимально.

Открытые и закрытые вопросы

Закрытые вопросы:
- Как вас зовут?
- Вы живете здесь?
- Сколько у вас детей?
Открытые вопросы:
- Что вы сейчас чувствуете?
- Что вас больше всего привлекает в вашей работе?
- Что вы думаете о…?
Активное слушанье
Нерефлексивное
Заинтересованное отношение к собеседнику, уточняющие вопросы, парафраз по типу:
  • «Правильно ли я поняла, что…?»
  • «Так ли это…?»
  • «То есть…?»
Возникает адекватная обратная связь, собеседник уверен, что передаваемая им информация понята правильно. Анализа и интерпретации не дается, просто отражается мысль собеседника.
Рефлексивное
Более активное участие в разговоре, переформулирование мысли таким образом, чтобы акцентировать главные идеи, выявить противоречия:
  • «То есть, ты думаешь, что он специально это сделал, чтобы обидеть тебя?»
Иногда после таких вопросов человек начинает лучше понимать ситуацию и свои собственные чувства, анализировать причины проблемы и видеть выход из трудной ситуации.

Интерпритация жестов

попытка прикрыть рот рукой или касание носа – обман
руки, скрещенные на груди – оборонительная поза
разведенные руки с открытыми ладонями – открытость
потирание ладоней – удовлетворение, восторг
сцепленные пальцы рук– разочарование и желание скрыть негативное отношение,
соединенные кончики пальцев в вертикальном положении – уверенность в себе, возможно чувство превосходства
захват запястья и предплечья – разочарование, попытка справиться со своими чувствами.
почесывание шеи – сомнения и неуверенность
палец во рту – нужда в ободрении
рука подпирает щеку – скука
рука поднесена к щеке, указательный палец у виска, голова держится ровно – заинтересованность
рука поднесена к щеке, указательный палец у виска, голова опирается на руку – негативные мысли
поглаживание подбородка – стремление принять решение
потирание шеи сзади или лба – «как мне все это надоело»
собирание несуществующих ворсинок на одежде – не одобряет мнение окружающих, но не решается высказать свое.

Глазные сигналы доступа.