Субъекты и объекты социальной работы. Курсовая работа: Сущность социальной работы, её объект и предмет

Объектами социальной работы выступают индивид, малая группа, население определенной локализованной территории (полностью или частично). Отличительной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации: инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности); неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры); сиротство (утрата лицами в возрасте до 18 лет, родителей вследствие смерти); безнадзорность (неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва ребенка и семьи); малообеспеченность (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей); безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе); отсутствие определенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого «микромира», что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определённых занятий); конфликты и жестокое обращение в семье (столкновение супругов, детей и родителей, вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями; физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие; пренебрежение жизненными нуждами); одиночество (субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности).

Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания или преобразования. Отличительным свойством субъекта становится наличие у него цели – предполагаемого результата. В качестве субъекта социальной работы рассматривают, как правило: отдельных работников социальных служб, с некоторой долей условности – социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, общественных организаций, коммерческие) учреждения.

Важную роль в социальной работе играет социальное обслуживание (система социальных служб). Согласно закону «Об основах социального обслуживания населения» (1995г.) государственная система социальных служб состоит из государственных предприятий и учреждений, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов федерации, а соответствующая муниципальная система из предприятий и учреждений, которыми ведают органы местного самоуправления. Законодательством предусмотрено существование трех систем социальных служб: частная, государственная и муниципальная. Особое место в государственной системе социальной работы занимают федеральные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). К негосударственным субъектам социальной работы относят: церковь, общественные организации (в том числе профессиональные союзы, политические партии, движения), благотворительные фонды, производственные предприятия (различных форм собственности). Субъекты данной группы могут играть роль социального инвестора (реализуя собственный финансовый ресурс на определенных условиях), либо роль социального исполнителя (кадровый и организационный ресурсы) используя финансовый ресурс иных институтов, в том числе и государства. В этом случае создаются конфессиональные или общественные социальные службы. Неформальными субъектами социальной помощи могут выступать родственники, приятели, соседи, частные благотворители.

Субъект и объект социальной работы.

Будучи деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа имеет определен­ную структуру, которая включает в себя, прежде всего, два основных элемента – объект и субъект . Под объектом социальной работы подра­зумеваются те, кто нуждается в помощи, а под субъектом – те, кто ее оказывает. Иными словами, социальную работу можно рассматривать как взаимодействие между объектом и субъектом, имеющее своим результатом помощь людям в решении встающих перед ними проблем, т. е. улучшение условий их жизни.

Рассмотрим, кто выступает в качестве субъектов и объектов в системе социальной защиты. В качестве специали­зированных структур, организующих оказание социальной помощи населению, то есть субъектов (S) системы социальной защиты, выступают прежде всего службы и организации Министерства труда и социаль­ной защиты Республики Беларусь различных уровней. Воп­росы социальной защиты населения (в широком смысле этого понятия) решают также органы образования, культуры и ис­кусства, здравоохранения, туризма, отдыха, физкультуры и спор­та, жилищного и коммунального хозяйств и др. Социальное обслуживание населения осуществляют также общественные ор­ганизации, благотворительные и другие негосударственные структуры, роль и количество которых заметно выросло.

К субъектам социальной работы на контактном уровне относятся социальные работ­ники, оказывающие помощь определенным группам нуж­дающихся, или специализирующиеся по определенным на­правлениям социальной работы. К субъектам можно отне­сти также членов семьи или группы людей, оказывающих помощь нуждающимся своим непосредственным общением, моральной поддержкой и т.п. Активными участниками со­циального менеджмента следует считать тех, кто занят исследованием социальных процессов, кто готовит кадры спе­циалистов для социальной работы и др.

Неоднозначность трактовки понятия субъекта социаль­ной сферы обусловлена и неоднозначностью поня­тия «социальная защита».

Социальная защита в широком смысле - это целенаправ­ленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практически осуществляемых социальных, политиче­ских, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических, духовных мер. Они обеспечивают нор­мальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного функционирования населения, предотв­ращения ущемления его прав и свобод.

Социальная защита в узком смысле - деятельность, направленная на защиту отдельных категорий населения, оказавшихся в особо сложной жизненной ситуации. Социальную защиту рассмат­ривают и как защиту от социальных рисков путем содействия человеку со стороны государства в решении различных проб­лем на протяжении всей его жизни.

Право граждан на социальную защиту гарантировано Кон­ституцией и законодательством Республики Беларусь.

Социальная работа в системе социальной защи­ты (в узком смысле) направлена, прежде всего, на человека, на личность или на группу людей, оказавшихся в затруд­нительном положении. С управленческой точки зрения эти личности или социальные образования и выступают в ка­честве объектов (О) организационно-управленческих воз­действий и взаимодействий. К ним можно отнести такие категории людей, как: инвалиды, безработные, одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одиноких пенсио­неров; вдовы и матери военнослужащих, погибших на вой­нах; беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подверг­шиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; лица, вернувшиеся из мест заклю­чения; лица без определенного места жительства.

Это и различные проблемные семьи: семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; семьи с детьми-инвалидами, семьи, имеющие на попечении детей-сирот, семьи с низким уровнем дохо­дов, многодетные семьи, семьи несовершеннолетних ро­дителей, молодые семьи (в том числе студенческие), разводящиеся семьи, семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями и т.п.; это матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, бе­ременные женщины и кормящие матери; это безнадзор­ные дети и подростки, дети и подростки, для которых характерно девиантное поведение, дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, оказавшиеся в условиях, угрожающих их здоровью и развитию и др.

В последнее время в условиях становления рынка все больше в социальной защите нуждаются женщины, а также молодежь.

Как уже отмечалось, между субъектами и объектами в системе социальной защиты осуществляют­ся постоянные прямые и обратные связи. В самом общем плане процесс управления в социаль­ной сфере рассматривают как процесс воздействия (взаи­модействия) управляющей подсистемы – субъекта (S) на управляемую – объект (О) с тем, чтобы достичь желаемо­го результата, изменить состояние объекта к лучшему. Важ­но подчеркнуть, что роль объекта не пассивна. В социаль­ных системах взаимосвязь между субъектами и объектами принципиально отличается от взаимосвязей в других системах. Это обусловлено их спе­цификой: и субъекты и объекты социальной работы - это люди, социальные общности, которым присущи свои за­кономерности, в том числе активность, самодеятельность.

Из этого вытекают следующие выводы: установки, исхо­дящие от вышестоящих структур, могут выполняться с корректировкой на инициативу (или ее отсутствие) ни­жестоящих структур. Изучать деятельность как субъекта, так и объекта необходимо в их взаимодействии; успех со­вершенствования системы социальной защиты зависит от одновременного улучшения деятельности и качеств как субъекта, так и объекта. Скажем, реализация социально-правовой функции социальной службой будет более ус­пешной, если правовые нормы будут хорошо усвоены как S (социальными работниками), так и О (клиентами).

Опыт работы в системе социальной защиты убеж­дает, что и субъекты и объекты здесь весьма своеобразны, их взаимодействия специфичны. О каких-либо «командах», «прямых установках» на контактном уровне вряд ли может идти речь. Скорее, можно говорить о согласованном взаи­мовлиянии, основанном не на властных полномочиях, а на признании профессионализма, человеческих качеств со­циального работника, его заинтересованности в решении проблем клиента.

В социальной сфере особое значение имеет ситуация, когда и субъект и объект со знанием дела определяют цели и пути их дос­тижения, эффективно используют имеющиеся средства и методы, желания и стимулы, действуют синхронно и взаимозаинтересованно. Эти особенности субъекта и объекта социальной работы достаточно полно отражены в содер­жании базовых характеристик социального работника, в этических принципах социальной работы.



Одним из основных компонентов социальной работы является содержа­ние. Содержание социальной работы непосредственно вытекает из ее функций. В самом общем плане функциями социальной работы являются: инфор­мационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, уп­равленческая. Рассмотрим их роль в содержании соци­альной работы.

1. Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений о своем объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здо­ровья, условия жизни, способность самостоятельно себя обеспе­чивать всем необходимым для жизни, материальный достаток, семейное, соседское окружение, особенности психики, характе­ра и т.д. Таким образом, занимается информационной работой.

2. Собрав информацию о своих подопечных, социальный работник ставит «диагноз»: оценивает объем и виды необходимой помощи, режим своей деятельности, трудности, которые могут возникнуть при работе, формы, методы деятельности, составляет для себя распорядок рабочего дня, представляет физические и моральные затраты и т. д.

3. Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраива­ет прогноз своей деятельности: трудно или легко будет ему ра­ботать, сможет ли он оказать действенную помощь, с какими офи­циальными и общественными организациями ему придется вступать в деловые контакты, насколько быстро придется удов­летворять нужды клиента и т. д.

4. В зависимости от характера социальной помощи (снятие пси­хологического стресса или оказание социально-бытовой помощи одинокому пожилому человеку, инвалиду и т.д.) строится план рабо­ты, определяются ее содержание и вид практической помощи, т.е. социальному работнику приходится заниматься управленче­ской деятельностью.

Выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы (социаль­ной помощи). Например, объект социальной работы – лежачий больной, и другой случай – кормящая мать-одиночка. Наборы средств социальной помощи для этих лю­дей будет существенно различаться.

С понятием средств тесно связано понятие ресурсов. Ресурсы - это источник и арсенал средств и возможностей, к кото­рым можно обращаться по мере необходимости для выпол­нения какой-либо задачи или совершенствования тех или иных действий, в особенности, когда они носят чрезвычай­ный характер или осуществляются в критической ситуа­ции. Ресурсы являются необходимой, обязательной и осно­вополагающей частью любой социальной работы, важней­шей составляющей частью реализации социальных техно­логий оказания социальной помощи и поддержки, орга­низации социальной защиты и предоставления услуг.

Под ресурсами понимается все то, что может быть при­влечено и использовано для удовлетворения определенной потребности или решения конкретной проблемы.

Ресурсы в социальной работе рассматриваются с точ­ки зрения их природы, источников и полезности примене­ния. Они могут быть:

Во-первых, внутренними или внешними по отношению к лицу (клиенту или социально­му работнику), коллективу или группе;

Во-вторых, офици­альными (формальными) или неофициальными (неформаль­ными);

В-третьих, реально существующими или потенци­альными (скрытыми);

В четвертых, в разной степени управляемыми с точки зрения их использования для дос­тижения определенных целей.

Например, человек может иметь такие внутренние ресурсы, как интеллект, образова­ние, профессия, целеустремленность, воля. Для семьи внутренними ресурсами могут быть денежные сбережения или заработки членов семьи, взаимное уважение, взаимопомощь и забота друг о друге. Внешние ресурсы могут быть матери­альными, социальными, ресурсами общественных связей, ресурсами членства в различных организациях, банков­ских структурах и т.д.

Официальные ресурсы могут представлять государственные учреждения, фонды, резер­вы, неофициальные – бывшие коллеги или родственни­ки.

По своей природе ресурсы бывают материальные, со­циальные и культурно-духовные.

С позиций граждан общественные ресурсы воспринима­ются как финансовые, натуральные, социальные и межлич­ностные ценности, материальные и культурно-духовные .

При таком подходе ресурсы подразделяются: на мате­риальные услуги (сюда включаются производство, магази­ны, школы, сервисная помощь); средства и формы органи­зационной и духовной поддержки (муниципальные учреж­дения, социальные службы, общественные организации, церкви, религиозные общины); средства межличностной и внутренней поддержки (неофициальные ресурсы поддержа­ния благосостояния, имеющиеся внутри семей и получае­мые от друзей и соседей, взаимопомощь и сплочение для преодоления трудностей).

Ресурсы имеют первостепенное значение для тех граж­дан и систем, с которыми работают социальные работники и службы.

При этом человек рассматривается социальными работ­никами как система и комплекс ресурсов, способностей и возможностей, используемых для исполнения жизненных функций и достижения поставленных целей.

Жизненный потенциал человека слагается из внутрен­них и внешних ресурсов, которые люди применяют, когда перед ними открываются благоприятные возможности или, наоборот, возникает кризисная ситуация и требуются ка­кие-либо действия.

Для социального работника способность влиять на дру­гих, определять ход событий, возможность добиться ис­полнения тех или иных задач зависят от обладания необ­ходимыми ресурсами. В то же время нормальное или не­нормальное социальное функционирование человека является реакцией соответственно на гармонию или дис­гармонию между внутренними ресурсами и свойствами ин­дивида, с одной стороны, и внешними ресурсами и особен­ностями жизненных ситуаций - с другой.

В этом случае социальные проблемы и конфликты пони­маются как реакция на несбалансированный обмен ресур­сами между человеком или группой и окружающей средой.

Службы социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания как общественные институ­ты в основном и главном занимаются разрешением таких проблем и конфликтов путем перераспределения денежных средств, дополнительных прав, льгот, информации, услуг между нуждающимися в них лицами. При этом возможны два варианта: такие услуги и льготы могут быть дополнены к имуществу или возможностям, которыми человек уже рас­полагает, или возместить отсутствие таких возможностей.

Проблема ресурсов составляет теоретический и органи­зационный перечень многих взглядов на практическую социальную работу. Это находит свое выражение как в научных работах, так и в концептуальных документах и программах по оказанию социальной помощи, где подчер­кивается идея и утверждение, что главная задача практи­ческой социальной работы заключается в том, чтобы по­могать нуждающимся людям находить и использовать не­обходимые ресурсы для нормальной жизни и деятельности.

Как технологический процесс, использование ресурсов в социальной работе, сопряжено с преодолением многих трудностей и проблем.

Так, необходимые ресурсы могут отсутствовать, быть недостаточными, неизвестными, недоступными, слишком дорогими, могут быть неприемлемыми, нескоординированными, фрагментарными, сопряженными со злоупотребле­ниями или бесхозяйственностью. Кроме этого, значитель­ная часть усилий социальных работников и служб расхо­дуется на исправление и совершенствование недостаточно хорошо функционирующей системы доведения социальной помощи до клиентов.

При использовании ресурсов социальные работники выступают в роли посредников, контролеров, брокеров, адвокатов и, конечно же, организаторов патронажа. Важнейшая функция социальной работы заключается в том, чтобы создавать связующие звенья между нуждаю­щимися гражданами и социальными структурами, кото­рые могут быть полезны в решении их проблем путем ак­тивизации внутренних и привлечения внешних ресурсов.

Для того чтобы выявить и привлечь внешние ресурсы - материальные средства, услуги, финансы , человек должен быть компетентным, то есть обладать знаниями, навыка­ми и целеустремленностью. Между тем, как раз бедным и обездоленным гражданам часто не хватает такой компе­тенции и навыков в общении, ведении переговоров, владе­нии ситуацией, составлении и оформлении соответствую­щих документов, договоров, соглашений.

В таких ситуациях социальные работники выполняют важную роль, вовлекая людей в общественные связи и помогая им развивать внутренние ресурсы и собственные возможности, параллельно повышают собственную ком­петенцию и овладевают необходимыми навыками.

В общей работе по выявлению ресурсов социальным работникам приходится использовать различные формы, методы и способы . Ими могут быть: пропаганда новых идей, создание, более оперативно реагирующих на изменения обстановки программ, проведение компаний и осуществ­ление систем социальных действий, формирование и целе­направленное использование групп влияния и групп по интересам для получения дотаций и изыскания средств на программы социальных услуг.

В этой ситуации социальному работнику нужны опре­деленные аналитические навыки и способности, чтобы выявить и правильно оценить условия, необходимые для решения поставленных задач, реалистично, конструктив­но и позитивно изучить вопрос ресурсов, касающийся лич­ности клиента и ситуации в целом, правильно представить себе наличие и доступность внутренних и внешних средств решения проблемы или возможностей их получения.

Необходимы также умения планировать, координировать и контролировать усилия отдельных лиц и коллектива, син­хронизировать и сочетать внутренние и внешние ресурсы.

Весьма важно способствовать тому, чтобы клиенты по­могали себе, имели возможность рассмотреть свою компетенцию и способности, поверить в собственные силы, на­учиться самоконтролю и позитивной самооценке, умению управлять собой и своими общественными ролями. По сути своей профессии, социальные работники и действуют в этом направлении: помогают клиентам умножать их возмож­ности и эффективность действий, добиваясь успехов, внут­реннего удовлетворения, общественного признания и все­общего внимания к проблемам нуждающихся.

Использовать комплекс личных и общественных ресур­сов – значит привлечь то, что находится вне человека и объединить с заложенным в нем самом. Это также означа­ет налаживание реального участия людей в естественном движении ресурсов в обществе и в конкретной социальной среде, окружающей клиента.

Это и реальный путь достижения идеальной цели соци­альной работы: освободить клиента от необходимости об­ращаться за помощью, чтобы он мог самостоятельно раз­бираться в возникающих проблемах и решать их.

Как отмечалось выше, к ресурсам относится все, что мо­жет быть воспринято человеком как необходимое для его благосостояния и формальной жизни. В свете этого, вни­мание и поддержка являются ресурсами в не меньшей сте­пени, чем жилье или зарплата . Ресурсы смыкаются с со­циальной терапией и становятся одной из форм самой со­циальной терапии. В количественном и качественном отношении ресурсы нейтральны, и достаточно подготовлен­ный практик может без труда ими воспользоваться. В ре­альной жизни, чтобы получить доступ к необходимым ре­сурсам, приходится иметь дело с теми, кто ими владеет и распоряжается - организациями, отдельными лидерами или группами лиц. Поэтому проблема мобилизации ресур­сов упирается не столько в техническое исполнение, сколь­ко в межличностные отношения и действующие правовые нормы.

Усилия по мобилизации ресурсов для помощи нуждаю­щимся предпринимались еще на заре существования соци­альной работы как профессии. Под мобилизацией пони­маются меры, направленные на максимальное удовлетво­рение потребностей клиентов в тех или иных ресурсах. В структурном и организационном плане мобилизация ресурсов может быть охарактеризована как выявление потенциаль­ных внутренних ресурсов, не используемых должным обра­зом, как изыскание и привлечение внешних ресурсов, кото­рыми клиент или группа еще не воспользовались.

Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, его целостности, мира, индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов. Формирование мира человека - сложный процесс познания, закрепления, творческого освоения мировоззренческих, идеологических, нравственных установок общества, процесс усвоения социальных качеств, знаний и умений, созданных обществом, на основе чего вырабатывается свое видение и оценка вещей.
Активная, творческая природа человека по-разному интерпретируется и учитывается в различных моделях теории и практической организации социальной работы. Особенно важным для понимания человека как целостной личности стало развитие гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и др.). Все способы познания должны быть использованы при систематическом целостном разностороннем изучении социокультурных феноменов, и прежде всего человека - как неотъемлемой части той культурной среды, социокультурной традиции, что обусловливает его развитие и характерные для него проблемы.
Объект, и предмет - основополагающие категории развития теории социальной работы. Для данной теории характерно разнообразие методологических подходов к их выделению. Так, в словаре-справочнике по социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе».
Границы объекта и предмета теории социальной работы связываются с понятиями «социальное взаимодействие», «социальные и межличностные отношения» «социальные изменения», «социальная динамика» и «социальная структура». Предметная сущность социальной работы, несмотря на многообразие теоретических подходов, характеризуется таким общим понятием, как «социальность», которое выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов.
Социальное сосуществование и взаимодействие должно строиться на началах социального равенства и партнерства, справедливого распределения материальных благ, надежных гарантий для творческого самоутверждения всех субъектов общества. Такое понимание социальности является важнейшим критерием осуществления социальной работы.
Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями и задачами практической социальной работы, а с другой - определяют границы и содержание теории и практики социальной работы. Существует множество определений объекта и предмета социальной работы. Они во многом сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы практической социальной помощи и все более становится фундаментальным теоретическим знанием о человеке в системе социальных отношений и взаимодействий, о способах улучшения его социального бытия и социального самочувствия.
Субъект и объект социальной работы - важнейшие компоненты системы теории и практики социальной работы. Объект социальной работы - это прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.
Объект социальной работы - клиент - человек, нуждающийся в социальной защите. Исторически сначала в понятие клиента включались люди, имевшие предрасположенность к нарушению общепринятых стандартов (нищие) или затруднения в адаптации (мигранты). Со временем меняются не только категории клиентов, но и группы проблем, формирующие клиентов социальной работы. Впоследствии категория клиентов была распространена на людей, которые под воздействием общества и ненормальных условий жизни, которые это общество создает, теряют возможность нормального функционирования. В этой трактовке к клиентам социальной работы относили маргиналов, безработных людей, имеющих те или иные проблемы в семейных отношениях. В настоящее время клиентом социальной работы определяется побои человек, группа или община, которые нуждаются в помощи социального работника и с которым достигнуто соглашение о совместной работе.

В таком широком контексте клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой. В теории социальной работы существуют различные типологии клиентов современной социальной работы. Например, по направленности и характеру взаимодействия: индивид;
группа; сообщество; или по специфике запроса: агрессоры, вежливые, немые и т. п.
Субъект социальной работы - это тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (различные благотворительные союзы, организации, фонды и т. д.) и частные лица - специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог и т. п.) или добровольные помощники - волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………………………… 2

ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

3/ целенаправленное влияние на формирование и реализа-цию социально -экономической политики на всех уровнях – от муниципального до федерального с целью обеспечить социально здоровую среду жизнедеятельности человека , создать систему поддержки людей.

Среди мер в области поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагается улучшение пенсионного обеспечения / индексация в зависимости от роста цен на потребительские товары/, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам. Большое место отводилось социальному обслуживанию населения. В 1995 году выходит целый пакет Федеральных Законов:

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»/май/,»Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»/апрель/, Федеральный Закон «О ветеранах» /декабрь/, Федеральный закон «Об улучшении пенсионного обеспечения участников ВОВ и вдов военнослужащих, погибших в ВОВ, получающих пенсию по Закону «О государственных пенсиях в РСФСР»/май/, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» /май/. Они стали основой законодательной базы в сфере социального обслуживания. В постановлении Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995года был утвержден перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как материально-бытовые, санитарно-гигиенические, социально-медицинские, консультативные, социально-патронажные на дому и др.

Государство создало структуру субъектов, определилось с объектами обязательной помощи и ассортименте услуг, которые оно гарантировало данной категории нуждающихся.

С принятием концепции развития социального обслужи-вания населения в Российской Федерации 4 августа 1993года, по сути дела, произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В ее основу была положена забота государства , «включающая как устранение причин, препятствующих человеку , семье, группам людей достичь оптимального уровня благосос-тояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию».

1 - Encyclopedia of Social work . 19 th Edition. 1995

NASW PRESS p.2266

2 – Linderman “ Social work Natures in a Confuseol World”-

N.-Y.,1947.,p.51

Должность социального работника введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально- медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т.ч. по месту работы, учебы, оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению;проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи и многое другое.

Общественная значимость социальных работников и потребность в них резко возросли из-за изменений, происходящих в семье, демографических процессах.

Охарактеризуем ряд факторов, которые порождают или усиливают нашу сегодняшнюю разобщенность.

Фактор «личной автономии».

Так как же вернуть людей к полноценному общению?

Среди мер, противостоящих «факторам разобщения» , свое место найдут, очевидно, и специально психологи-ческие методы работы с людьми.

Чтобы справиться с «синдромом дискоммуникации», нужна хорошо поставленная, разветвленная психологи-ческая служба. Она должна защитить пожилого человека от давления факторов урбанизации, массовой коммуникации и информационного взрыва. Первые шаги в нашей стране уже сделаны. Их цель- вернуть людям свежесть восприятия других и самовосприятия, погрузить в исключительно разнообразный внутренний мир, помочь разговориться в атмосфере духовности.

Общение- неотъемлемая часть практически каждого из видов профессиональной деятельности людей. Особенно это касается профессий, представители которых постоянно находятся в непосредственном контакте с людьми, во взаимодействии и общении с ними. Это работники культуры, образования, здравоохранения, социальной сферы и т.д..

Большое значение в процессе общения имеет умение проявлять интерес к собеседнику,заряжать его своим оптимизмом, бодростью, внушать ему веру в свои силы.

Необходимо отметить, что рассматривая общение как средство от одиночества пожилых людей, следует помнить, что оно не может быть универсальным, подходящим всем и всегда. Необходим учет социальных, образовательных и других факторов.

Широкое распространение в последние годы, в том числе и в России, получили клубы общения, где с помощью тренингов социальных навыков обучаются люди, страдающие от одиночества.

Следующим фактором профилактики одиночества является удовлетворение потребности человека в уедине-нии. Уединении не прекращает общения, но лишь концентрирует человека на наиболее важных, обогащающего его духовных формах общения. В уединении наиболее полно и глубоко можно постичь смысл классических произведений искусства, раскрывается красота природы. Но между уединением и одиночеством больше различия, чем сходства и путать их нельзя.

Социальные работники оперируют системным, социологическим подходом к рассматриваемой проблеме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная деятельность в России, как и в других странах, служит благородным целям – обеспечить удовлетворение потребностей населения, особенно социально уязвимых его слоев, создать более благоприятную атмосферу для достойной поддержки их возможностей.

Социальная работа играет огромную роль в помощи одиноким пожилым людям. Изучение показало, что в терапии одиночества нужно учитывать многообразие факторов, ведущих к одиночеству,этому должно соответствовать и многообразие стратегий вмешательства; помощь одиноким людям должна состоять в изменении ситуации, а не личности человека.

Для того, чтобы работа субъектов социальной деятельности была более целенаправленной и эффективной нужно иметь четкое представление о проблемах различных социально уязвимых категорий населения. А для этого в каждом районе необходимо регулярно проводить социологи-ческие исследования проблем. Для систематизации инфор-мации создать единый банк данных по району.

Понимая необходимость совершенствования системы социального обслуживания и в то же время ограниченные финансовые возможности, можно поставить две задачи – изыскание дополнительных средств на оказание социальной помощи и внедрение новых форм и методов обслуживания.

Безусловно, для улучшения социальной работы необходимо укрепить материально- техническую базу социальных служб.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Конституция Российской Федерации –М.,Юридическая

Литература,1996г.


  1. Федеральный Закон РФ от 02.08.95г. №122-ФЗ
« О социальном обслуживании граждан пожилого

Возраста»


  1. Федеральный Закон РФ от 24.11.95г. №181-ФЗ
« О социальной защите инвалидов в Российской

Федерации»


  1. Федеральный Закон РФ от 10.12.95г. №195-ФЗ
« Об основах социального обслуживания населения

В Российской Федерации»


  1. Комплексная программа мер социальной защиты
населения жителей Москвы на 1999г.- М.,1999г.

6. Сборник нормативных и инструктивных документов по

Вопросам деятельности ЦСО в г.Москве – М.,1998,Агар

7.Сборник нормативных актов по социальной защите

Граждан России – М.,1995,Брандес

8. Теория м методика социальной работы – М.,1995,под

Ред.В.И.Жукова,Аспект –Пресс

9. «Деньги и благотворительность» - М.,1995,№4,Наука

10. «Исторический опыт социальной работы в Росси»-

11. «Работник социальной службы» – М.,1997,№2

12. Российская энциклопедия социальной работы-

М.,1997,ИСР,под ред. А.М.Панова и Е.И.Холостовой

13. «Социальная защита» - М.,1998,№11

14. «Третий сектор» – М.,1995,№6

15. Уход за престарелыми на дому – М.,1998,Сострадание

Объекты социальной работы возникают и формируются объективно, под влиянием социально-экономических условий жизни, но формируются политическими и другими социальными институтами, т.е. являются надстройкой.

Объект – это часть объективной реальности, которая взаимодействует с субъектом.

Рассмотрим содержание понятия объект социальной работы.

Это люди, нуждающиеся в помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и др.

Таких в России несколько десятков миллионов. Следует помнить, что каждый из этих десятков миллионов людей со своей индивидуальностью, со своим складом ума и сложной биографией. Это требует от социального работника чувства такта, сострадания, терпеливости, умения понять проблему другого человека.

Таким образом, объектом социальной работы являются все люди. Ученые предлагают следующую классификацию объектов социальной работы:

1. Состояние здоровья не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы.

2. Служба и труд в экстремальных социальных условиях (участники войны, вдовы и матери военнослужащих).

3. Пожилой, пенсионный возраст людей.

4. Девиантное поведение в его различных формах и видах (дети девиантного поведения; дети, испытывающие насилие взрослых; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы; в семье употребляют наркотики или алкоголь).

5. Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей (дети сироты; многодетные семьи; родители, не достигшие совершеннолетия; конфликтные семьи).

6. Особое положение детей (сиротство, бродяжничество, безнадзорные дети).

7. Бродяжничество, бездомность (без определенного места жительства).

8. Правовое положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям.

Субъекты социальной работы – это люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся социальной работой профессионально и на общественных началах. Профессиональных работников не так много, в мире их насчитывается примерно 550 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы, им официально присвоена специальность «Социальный работник». Основную нагрузку выполняют непрофессиональные работники. В Швеции в трех крупных городах 3,5 тыс. профессиональных работников и 46,5 тыс. непрофессиональных.

Среди социальных работников выделяют организаторов или управленцев и практических социальных работников.

Поэтому субъектами социальной работы могут являться:

1. Организации, учреждения, социальные институты, общества:

– государство с законодательной, исполнительной и судебной властью разного уровня. Это Министерство здравоохранения и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой (краев, областей, республик, городов);

– различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры психологической помощи по телефону.

Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения:

– профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы.

Негосударственными благотворительными организациями в России являются: Московский Дом милосердия, благотворительные организации «Сопричастность», «Душа человека» (Москва), Ассоциация помощи беженцам (Санкт-Петербург) и др. Благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах.

В мире около 500 тыс. профессиональных социальных работников, а занимающихся социальной работой на общественных началах принято считать, когда один социальный работник обслуживает 10-15 человек.

4. Преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, умений по социальной работе (практические работники, где проходят студенты практику).

5. Исследователи социальной работы кафедры вузов, лаборатории, аспирантуры.

3.3. Функции социальной работы

диагностическая – постановка социального диагноза; –

прогностическая – прогнозирование и выработка модели социального поведения объектов; –

предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) организация социально-бытовой, медицинской, юридической помощи; –

правозащитная – использование законных и правовых норм на оказание помощи, поддержки и защиты населения; –

социально-педагогическая функция – выявление интересов людей в различных видах деятельности; –

социально-медицинская функция – организация работы по профилактике заболеваний, культура питания, планирование семьи, трудотерапия, здоровый образ жизни; –

социально-бытовая функция – оказание помощи людям пожилого возраста, инвалидам, улучшение их жилищных условий и организация нормального быта; –

коммуникативная функция – организация обмена информацией, включение различных инстанций в деятельность социальных служб; –

организационная функция – направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению.