Органы социальной защиты в российской федерации. Деятельность отдела социальной защиты населения

Структура органов социальной защиты населения состоит из следующих элементов:

Государство в лице его представительных и исполнительных органов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях. Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.

Структуры формирующегося гражданского общества (общественные объединения, организации, предприятия, фирмы).

Большое значение в решении социальных проблем отдельных категорий населения приобретают социальная деятельность, осуществляемая в рамках предприятий, фирм; активность политических, профсоюзных и общественных объединений, благотворительных и добровольных организаций. Они реализуют социальную политику в сравнительно узких пределах, соответствующих их компетенции. Управление государственной системой социальной защиты зависит от уровня, на котором она реализуется. Гусов, К.Н. Право социального обеспечения России / К.Н. Гусов М.О. Буянова. - М.: Проспект, 2013. - С. 321.

Для управления, контроля создается единая система исполнительных органов в области социальной защиты, которую образуют органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы.

Важной целью в области совершенствования этой системы является установление устойчивых, упорядоченных связей между всеми ее уровнями и учреждениями социальной инфраструктуры, обеспечивающими ее функционирование.

На федеральном уровне управление системой социальной защиты осуществляется Министерством труда и социальной защиты РФ.

Руководство системой социального страхования осуществляется при помощи специализированных Фондов: Пенсионного, Фонда Социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования.

На региональном уровне управление осуществляется органами исполнительной власти субъекта федерации. Так, в Москве функции по реализации государственной политики в сфере социальной защиты граждан осуществляет столичный Департамент социальной защиты населения (Положение о Департаменте на сайте www.dszn.ru).

Департамент, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а также территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

На местном, уровне чаще всего действует управление социальной защиты населения при районной администрации. Рассмотрим для примера структуру управления в г. Мытищи Московской области:

На рисунке 1 представлена структура социальной защиты.

Рисунок 1. Структура социальной защиты

Районные управления социальной защиты населения являются территориальными структурными подразделениями региональных министерств или департаментов социальной защиты населения и реализуют функции по социальной защите в отношении населения конкретного муниципального образования.

Понимание особенностей организационной структуры органов социальной защиты необходимо для церковного социального работника ввиду того, что он сможет, экономя силы и время, непосредственно обращаться к компетентному специалисту для разрешения конкретной проблемы. Сложность изучения данной темы заключается в том, что каждый регион систему органов и учреждений формирует самостоятельно и даже региональный орган, который управляет всей социальной сферой, может называться совершенно по-разному, что несколько усложняет понимание функций и задач этих органов. Так, если в Москве - это Департамент социальной защиты населения, то в Ленинградской области - это Комитет социальной защиты населения, Министерство социальной политики - в Свердловской области, Комитет социального обеспечения - в Курской области. Гусов, К.Н. Право социального обеспечения России / К.Н. Гусов М.О. Буянова. - М.: Проспект, 2013. - С. 322.

Вывод. Социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан. Это охрана материнства и детства, труда и здоровья граждан, установление минимального размера оплаты труда, социальная защита инвалидов и пожилых, развитие системы социальных служб, государственные пенсии и пособия. Особое внимание уделено организации работы органов социального обеспечения.

Цель деятельности ОСЗН – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Объектами управления в системе СЗН - учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления – органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений СЗН - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов,регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей. Осн. уровни органов с.р.: – федеральный уровень (республика); – регион; – трудовой коллектив; – негосударственные (благотворительные) общ организации. Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Осн функц ОСЗН на фед уровне:1.орг-я пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями; 2.соц обслуживание;3.медико-социальная экспертиза; 4.реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; 5.социальная помощь семье и детям; 6.подготовка законодательства по СЗН; 7.разработка положений по основам социальной политики; 8.анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения; 9.подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;10.разработка социальных нормативов и т. д. Фун органов СЗН на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают: обеспечение и решение произв-эконом задач; плановую и финансово-экономическую деятельность; создание различных фондов социальной помощи; решение экономических проблем и др. ;

Опред функции выполняют благотворительные организации и фонды социальной помощи населению: а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным; б) социальная реабилитация инвалидов; в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения.

21. Социальное страхование

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование -- часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Социальное страхование является также «формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба». Государственное социальное страхование – установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (или потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей 3 . Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей. Исторически определились три формы организации систем социального страхования:

    Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);

    Государственное;

    Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

На сегодняшний день в России социальное страхование может выражаться в виде государственных пенсий и государственных пособий. Из пяти имеющихся видов государственных пенсий четыре считаются трудовыми: по инвалидности, по случаю потери кормильца, по старости, за выслугу лет. Есть и социальная пенсия – назначаемая гражданам, не имеющим оснований для получения трудовой пенсии.

Социальная защита населения - это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение - возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. Социальные гарантии - предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

    гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

    общедоступность и бесплатность образования;

    минимальный размер оплаты труда;

    минимальный размер пенсии, стипендии;

    социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);

    пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

    ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. - до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 - до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны - 2000 рублей; участники ВОВ - 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников - 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень - 1000 рублей; первую степень - 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование - защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования - обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы - социальное обслуживание.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров - в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы - те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы . Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере - это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат - это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления - органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Основные уровни органов социальной работы:

Федеральный уровень (республика);

Трудовой коллектив;

Негосударственные (благотворительные) общественные организации.

Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:

1. организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;

2. социальное обслуживание;

3. медико-социальная экспертиза;

4. реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедическойпомощи;

5. социальная помощь семье и детям;

6. подготовка законодательства по социальной защите населения;

7. внешнеэкономическое и международное сотрудничество;

8. разработка положений по основам социальной политики;

9. анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;

11. разработка социальных нормативов и т. д. Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:

1. обеспечение и решение производственно-экономических задач;

2. плановую и финансово-экономическую деятельность;

3. создание различных фондов социальной помощи;

4. решение экономических проблем и др. ;

Функции трудового коллектива:

а) производственно-экономическая;

б) политическая;

в) управленческая;

г) социальная;

д) воспитательная;

Формами социальной защиты являются «отражение в коллективных договорах дополнительных мер социальной защиты, поддержки (выплаты, льготы, натуральная помощь и т. п.) работников и членов их семей, а также пенсионеров за счет соответствующих фондов предприятий» .

Социальными функциями трудового коллектива являются:

1. совершенствование материальных и культурных условий жизни людей;

2. развитие социальной структуры коллектива;

3. улучшение отношений внутри коллектива;

4. улучшение социального обеспечения, здравоохранения;

5. организация помощи в семейной жизни, проведении досуга;

6. соблюдение принципа социальной справедливости.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению:

а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;

б) социальная реабилитация инвалидов;

в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д. Социальная энциклопедия / Ред. кол. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский и др. - М: Болыи. Рос. Энц-я, 2000. с. 255.

Система социального обеспечения и социального страхования в Российской Федерации

В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. Появляются и формы социальной защиты и частного характера - пенсионного обеспечения, медицинского страхования, социального обслуживания. Это свидетельствует о том, что в нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения.

Ведущими формами социальной защиты населения в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание. Рассмотрим их подробнее.

Пенсионное обеспечение - это государственная регулярная денежная выплата, пенсия, которая выплачивается в установленном порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Пенсии выплачиваются при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, смерти кормильца, длительном выполнении определенной профессиональной деятельности - выслуге лет.

Основными видами пенсий являются трудовые и социальные. К трудовым относится пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пенсия за выслуг лет. Если граждане по каким - либо причинам не имеют право на рудовую пенсию, им устанавливается социальная пенсия.

Право на пенсию на общих основаниях имеют женщины по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 60 лет при трудовом стаже не менее 25 лет.

Финансирование выплаты пенсий осуществляет пенсионный фонд Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей и граждан, а так же за счет средств федерального бюджета России. Все пенсии индексируются в установленном порядке в связи с повышением стоимости жизни. При повышении минимальных размеров пенсий все пенсии увеличиваются пропорционально росту их минимальных размеров. Социальная защита населения: опыт организационно - административной работы/ Под ред. В.В.Кукушина. - Изд. 4 - е, перераб. и доп. - Москва: ИКЦ «Март», Ростов - на - дону: Издательский центр «Март», 2004.- с. 371.

Другой формой социальной защиты населения является обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий граждан.

В современных условиях число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000, они установлены более чем для 200 категорий граждан, численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 10 миллионов человек. С помощью социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство, безработица, продолжительная болезнь и др.

Обязательное государственное социальное страхование - это средство возмещения социального риска и средство социального перераспределения с учетом принципа социальной справедливости. Это один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях.

Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых за счет специальных взносов работодателей и работников, а так же дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.

Обеспечение по государственному социальному страхованию подразделяется на денежные выплаты, материальные блага и услуги. В современных условиях стали очевидными необходимость реформирования всей системы государственного социального страхования, более полное использование апробированных в различных странах мира принципов: гарантированность помощи застрахованному и обязательный характер условий и норм; платность; солидарность; автоматизация финансирования на основе аккумуляции страховых взносов; строго целевой характер средств и их возвратность; определение страхового пространства в сочетании с разграничением различных видов страхования и др. Совершенствование социального страховании предусматривает:

Освобождение государственных социальных внебюджетных фондов от несвойственных им выплат, отделение страховых платежей от налогов;

Введение дифференцированных размеров страховых взносов на государственное социальное страхование в зависимости от степени опасности, вредности, тяжести работы и состояния условий труда;

Усиление личного участия граждан в финансировании и управлении системой социального страхования;

Развитие добровольных форм социального страхования за счет средств граждан и доходов предприятий.

Это позволит превратить социальное страхование в важнейшую надежную составную часть системы социальной защиты населения.

Социальное обслуживание представляет собой широкий спектр социально - экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально - правовых, социально - бытовых и иных социальных услуг и материальной помощи, проведение адаптации и реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Холостова Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие. - 2 - е изд. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К о », 2005. с. 375.

План

    Основные цели

    Формы социальной защиты

    Принципы социальной защиты

    Социальное обеспечение

    Социальное страхование

    Социальная помощь

Социальная защита - это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. В России за социальную защиту отвечает: Министерство здравоохранения и социального развития России.

Социальная защита - соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др. Профессиональным социальным деятелям, работающим в области социальной защиты населения минимум 15 лет, присваивается почетное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения РФ».

Основные цели

    избавление от абсолютной нищеты,

    оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях,

    содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики

Социальная защита состоит: социальное обеспечение; социальное страхование;

социальная помощь (поддержка)

Формы социальной защиты – законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ; регулирование доходов и расходов населения; социальное страхование; социальное вспомоществование; социальные услуги; целевые социальные программы. Государственные формы соц. защиты – льготы.

Льгота – это скидка, предоставление преимуществ кому-либо, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения.

Налоговая льгота – это полное или частичное освобождение от уплаты налогов для юридических лиц (реже физических).

Основные направления и формы социальной защиты :

    пенсионное обеспечение

    пенсии и пособия

    натуральные выдачи

Принципы

      поощрительности – властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те, или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения;

      заявительности – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

      патернализма , обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

Главная функция социальной защиты

        поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции,

        оперативный механизм защиты отдельных слоев населения от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня.

Правовые способы поддержки

        пенсии на детей в случае потери кормильца;

        отпуск по беременности и родам с выплатой пособия, которое возмещает в полном объеме утраченный заработок;

        бесплатная лекарственная помощь детям младшего возраста;

        дополнительные меры социальной защиты многодетных семей;

        предоставление семьям с детьми иных социальных услуг.

    пособие по беременности и родам;

    пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

    единовременное пособие при рождении ребенка;

    ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

    ежемесячное пособие на ребенка;

    единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот.

Социальное обеспечение – государственная программа полного или частичного содержания нетрудоспособных система социально-экономических мероприятий, гарантирующих:

    материальное обеспечение граждан в старости, в период временной не

    трудоспособности, при потере кормильца в семье;

    обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям,

    семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

Здравоохранение – это отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения.

Принципы государственной системы здравоохранения – бесплатность и

общедоступность.

Социальное страхование – система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

– установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов

Социальное страхование – форма социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.

    особенностью является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

    построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа.

Виды социального страхования

    Добровольное социальное страхование.

    Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды (принцип неполного самофинансирования).

В случае дефицита данных фондов государство оказывает им помощь из средств госбюджета.

а) обязательное общее страхование

б) обязательное профессиональное страхование

Социальное страхование

    Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым

по величине (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом.

    Цель Фонда социального страхования Российской Федерации – финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ служат страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности в составе Единого социального налога, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

          • Деятельность Фонда социального страхования относится к сфере государственных (публичных) финансов.

Социальное страхование является инструментом реализации государственной социальной политики

Социальная помощь – введена в России Федеральным законом «О государственной социальной помощи», принятым 17 июля 1999 г.

Цель оказания государственной социальной помощи – поддерживать уровень жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Эта помощь адресная, она обеспечивает использование средств на ликвидацию крайней бедности (федеральный бюджет, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов).

Формы государственной социальной помощи

    денежные выплаты - социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты;

    натуральная помощь (топливо, питание, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Государственная социальная помощь (независимо от ее вида) предоставляется по месту жительства либо по месту пребывания малообеспеченной семьи или малообеспеченного одиноко проживающего гражданина.

Решение о ее назначении принимает орган социальной защиты населения.

Программа социальных реформ в России

Основные направления и формы социальной защиты:

    защита трудовых прав и охрана труда

    социальная поддержка безработных

    пенсионное обеспечение

    развитие социального обслуживания

    социальная поддержка граждан, уволенных в запас

    социальная поддержка женщин, детей и молодежи и др.

    социальное обеспечение нетрудоспособного населения

    пенсии и пособия

    натуральные выдачи

    услуги, носящие характер общественного обслуживания и др

    оптимизация структуры денежной формы обеспечения пенсионеров и инвалидов

    укрепление страховых начал в практике социального обеспечения

    формы и методы социальной поддержки безработных

    регулирование занятости в направлении обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и предупреждения массовой безработицы

    государственная служба занятости

Социальная защита

    Забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

    Социальная помощь проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.

    Социальная помощь это предоставление льгот и преимуществ, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот

    Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием

В широком смысле социальная защита – это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. Более узкое понятие социальной защиты состоит в том, что это – соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др.

Основные цели – избавление от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономит.

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ.

Центральный субъект социальной защиты - государство. Человек, нуждающийся в социальной защите - одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Основные формы социальной защиты :

    законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

    регулирование доходов и расходов населения;

    социальное страхование;

    социальное вспомоществование;

    социальные услуги;

    целевые социальные программы.

Система социальной защиты населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня.