Театр теней в разных странах. Театр кукол и теней. Полезные свойства тени

Театр теней возник еще в Древнем Китае. Исполнителями в нем являются не актеры или куклы, а их тени. Очень важно, чтобы на белом экране, освещаемом мощным прожектором, силуэт смотрелся четко и выразительно. Этот вид искусства приобретает все больше поклонников. В Москве своими необычными постановками радует детишек и их родителей Театр теней на Измайловском.

История театра

Был основан еще в 1944 году художником Екатериной Зонненштраль и режиссером Софьей Свободиной. До конца 50-х годов в работе театра использовались только проекционные куклы, которые дают на экране четкий черный силуэт. Для репертуара выбирались произведения как русской, так и зарубежной классики.

За первые два десятилетия существования творческим коллективом театра было поставлено почти 50 спектаклей. Будучи передвижным, театр много выступал в школах, домах пионеров, пионерских лагерях, а также в различных организациях, радуя своими представлениями как детей, так и взрослых.

В 1957 году театр стал дипломантом первого Всесоюзного фестиваля кукольных театров, где он представил спектакль «Ашик-Кериб» по Лермонтову, а в 1958 году был удостоен Серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе.

В конце 50-х годов театр начинает применять в своих работах приемы традиционного китайского тетра теней - театра «кукол на просвет». С этого времени технологии и китайского театра, и проекционного стали основой сценической практики Московского театра теней. А первой постановкой с применением приемов, присущих китайскому театру, стал спектакль «Приходи, сказка».

Важным событием в истории театра стало получение им в 1988 году собственного помещения на Измайловском бульваре. В 1989 году Театр теней на Измайловском вышел из состава Москонцерта. С этого времени он стал самостоятельной творческой единицей.

Московский детский театр теней на Измайловском. Репертуар

В репертуаре театра много замечательных спектаклей. В основном это постановки для детей. Можно отметить несколько самых ярких:

  • «Алиса для детей» - режиссер Ю. Фридман. Поставлен по мотивам книги Кэролла «Алиса в стране чудес».
  • «Золушка» - режиссер С. Железкин. Поставлен по одноименной сказке Шарля Перро.
  • «Черная курица» - режиссер Н. Боровсков. Поставлен по сказке Погорельского.

Радует юных зрителей и такими сказками, как «Дюймовочка», «Щелкунчик», «Карлик Нос», и многими другими.

Не забывает театр и о взрослых зрителях. Для них были поставлены спектакли «Последний день Казановы» по пьесе «Феникс» Марины Цветаевой, а также «Вий» по одноименной повести Николая Васильевича Гоголя к 200-летнему юбилею писателя.

Детская студия

Театр теней на Измайловском не только ставит но и знакомит их со своими профессиональными секретами. Для них в театре работает детская театральная студия «Теневичок». Детвору здесь не только учат умению мастерить теневых кукол, но и дают попробовать свои силы в качестве актеров. Для юных поклонников театра теней разработана специальная программа занятий, в которую входят:

  • актерское мастерство;
  • сценическая речь;
  • искусство управлять различными видами кукол (кукловождение);
  • технология изготовления кукол;
  • ознакомление с различными с закулисной жизнью театра;
  • проведение экскурсий в другие театры города.

Детская театральная студия разделена на две группы:

  • старшая - дети 10-14 лет (15 человек) - занятия ведет Виктор Скрябин;
  • младшая - дети 7-9 лет (15 человек) - занятия ведет Ирина Нохрина.

Руководители являются артистами Московского театра теней. Оба - профессиональные педагоги.

Спектакли о Шерлоке Холмсе

Театр теней на Измайловском бульваре поставил несколько спектаклей по рассказам Артура Конан Дойля о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе и его друге докторе Ватсоне. Театр теней впервые обратился к этому автору, хотя именно здесь есть уникальные возможности для передачи таинственной атмосферы английского детектива.

  • «Собака Баскервилей» - постановка Светланы Дорожко. Главным героем является собака. Здесь она совсем не злая, а даже очень дружелюбная. Ей совсем не нравится жить на болотах. Образы сыщика и его друга больше пародийные, они показаны в двух техниках - в виде перчаточных кукол и в живом плане.
  • Малоизвестная новелла «Вампир из Сассекса» - постановка Кирилла Левшина. Здесь разоблачаются мистические суеверия, Шерлок Холмс объясняет Ватсону, что за всеми загадками стоит обычный расчет. Спектакль сочетает в себе приемы теневого театра - используются русские и испанские тени, кукольного - перчаточные и планшетные куклы, и драматического - живая игра актеров.

Театр теней на Измайловском: отзывы

Уникальный получает множество замечательных отзывов от своих поклонников. Положительным считают то, что в театре много спектаклей для дошкольников. Сцена небольшая, очень красиво украшена, зал уютный, сцену хорошо видно.

Родители довольны тем, что организаторы позаботились о комфорте юного зрителя: кресла удобные, для детей предусмотрена трансформация кресла, в результате которой оно становится выше, есть подставка для ног. Как разобраться с его конструкцией, всегда подскажут служащие театра.

Для многих положительным моментом является и наличие в театре буфета, где детворе можно купить бутерброд или булочку по доступной цене.

Правда, есть и замечания. К примеру, в спектакле «Дюймовочка» больше живой игры актеров, теней мало. А детям нравится, когда больше теней.

Одно из нововведений взрослым не понравилось: раньше родители ожидали детей со спектакля в холле театра, а сейчас вынуждены выходить на улицу.

Поклонники советуют в Театр теней на Измайловском покупать билеты заранее, иначе можно не попасть на любимый спектакль. Хотя это еще раз говорит о популярности театра.

Плоские, тонкие театральные фигурки делали сначала из бумаги, и уплотняли ослиной кожей. Театр иногда называли «Люй Пи-ин» - «фигурки из кожи осла».

За более чем два тысячелетия до возникновения кинематографа в Китае уже знали о театре теней. Это было самое первое представление на экране. Показывая сюжет, в сопровождении музыки и рассказа милые фигурки двигались на ярко освещенном белом фоне. Плоские, тонкие театральные фигурки обычно делали сначала из бумаги, затем уплотняли ослиной кожей. Театр иногда называли «Люй Пи-ин» - «фигурки из кожи осла». Эти марионетки, управляемые деревянными, бамбуковыми или металлическими тонкими палками, были центральной частью театрализованного действия, и обычно представляли собой произведение искусства. Они не были белыми, а напротив, разрисовывались так, чтобы цвет каждой детали можно было различить через экран. Цвет часто играл символическую роль, рассказывая зрителю о характере и роли персонажа. Интересно, что бесцветным изображали обычно коварного, злого или подлого человека. Зритель рассматривал в мелких деталях фигурки, но за спектаклем нужно было не только наблюдать, но и слушать, оно сопровождалось игрой оркестра и стихали либо прозой.
В оркестр входили струнные традиционные китайские инструменты, а в некоторых регионах представление сопровождалось ритмичными ударами бамбуковых палочек. Репертуар историй для театральных постановок из тени и света был очень разнообразным: это традиционные сюжеты вроде «Возвращения царя обезьян», рассказы о странствиях и интересные сказки, притчи. Для спектакля труппа должна была состоять не меньше чем из пяти человек. Это были кукловоды и музыканты, причем последние играли на многих инструментах и могли управлять фигурками.
В Китае театр теней был интересен людям уже во 2 тысячелетии до н. э., постепенно он распространился по всему Востоку, был особенно любим турками. Европа же познакомилась с этим древним восточным искусством только 1767 году, когда миссионер Жюль Алод поведал о нем французам. Европейцы тех лет оценили символические возможности театра теней. Что, как не иллюзия, игра теней и света весь этот мир, как будто говорил китайский театр европейцу. Фигурки стали изготавливать просто черными, делая акцент на их аллегорический смысл.

Тень - романтично-таинственный образ, носящий сакраментальный характер сродни зеркалу. В некоторых языках, слова "тень" и "душа" идентичны, потому что во многих мифах, образ тени, - это второе "я", как египетский дух-двойник «ка». Образы восточного теневого театра играют роль визуальной поддержки повествования, этот принцип восприятия был положен в основу древневосточных настенных изображений Египта и Месопотамии. Глядя на изображения, зритель «слушал» чтение сакрального текста или вспоминал хорошо известную историю, - это и был в какой-то мере прототип театра теней.

В архаической форме теневого театра тени на экране создавали жестами рук.



Легенда относительно происхождения театра теней также пасмурно-романтичная: «Умерла жена китайского императора, он сильно по ней тосковал, и подданные придумали показать тень жены за ширмой». Так и появилась форма визуального искусства, датируемая примерно в двухсотым годом до нашей эры в эпоху императора Хань-Ву-ци. Но получил большое распространение при династии Сунь.

Театр теней соединяет в себе три вида искусства — музыку (инструментальное или голосовое сопровождение), литературу (рассказы и сценарии), ремесло (изготовление кукол) или живопись (декорации и сами куклы) в одном.

Потом тонкие полупрозрачные силуэты стали вырезать из кожи, чаще всего - ослиной. И первоначально, этот театр так и называли - "театр кукол из ослиной кожи".


Позже фигурки сталиизготовляться из всевозможных материалов - тонкой прозрачной кожи (козлиной, верблюжьей), бумаги или картона, могли быть как твёрдыми и целостными, так и гнущимися, состоящими из отдельных частей, прикрепленных друг к другу. Высота куклы чаще всего 30 сантиметров, но бывают и большие, 70-сантиметровые.
Эти фигурки прозвали марионетками. Сам по себе образ марионеток также издревле наделялся сакраментальным смыслом: "Человек - это марионетка, управляемая божеством", - утверждал древнегреческий философ Аристотель. А другой великий философ - Платон, беседуя с учениками, брал в руки марионетку и объяснял своим ученикам, что людьми, подобно марионетками, правят нити Добра и Зла, Добродетели и Пороки. Но слушаться нужно только одной нити - золотой нити разума. ("Золотой" называется нить, управляющая головой куклы.) Из чего можно заключить, что искусство это еще более древнее.



Фигурки управлялись с помощью бамбуковых, деревянных или металлических палочек.

Силуэт в китайском театре теней выражает характер. Форма глаза, головы, поза регламентируется традицией и соответствует амплуа. Одна рука куклы, как правило, держит оружие или другой характерный атрибут, другая двигается. Силуэты китайского театра были, в отличие от силуэтов театров теней европейских подражателей, раскрашены. В китайском теневом театре техника демонстрации проекций несколько отличалась от техники европейских театров. В китайском театре проекции получают на прозрачном экране, освещая сзади кожаные силуэты. Зритель видит не только контур, но и нежный цвет. В китайском театре теней силуэты, проецируемые на экран, предназначены для разглядывания, поэтому они так затейливы по контуру и цвету. Зритель слушает историю, и в это время разглядывает проекцию на экране. Персонажи иллюстрируют исторический эпос, сцены популярных романов, сказаний, музыкальных сказов, легенд, сказок, преданий, которые были интересны и понятны простым китайским зрителям. Теневые куклы были очень дорогими. Иметь их могли позволить себе только богатые люди, и хранились они в комнатах, которые считались самым священным местом жилища. Комплект придворного теневого театра насчитывал до 600 теневых фигур.

Представления театра теней проходили, как правило, ночью с заката до рассвета. В Индии на хорошо утрамбованной поляне на бамбуковых шестах ставился огромный экран. За экраном разжигался костер из скорлупы кокосовых орехов, по другую сторону, где-нибудь под манговым деревом, располагались зрители. Перед экраном садился рассказчик, и жители деревушки, затаив дыхание, слушали его рассказ о жизни богов и подвигах героев народных эпосов "Рамаяны" и "Махабхараты". Спектакль мог продолжаться много ночей подряд. И первоначально, детей на такие представления не пускали, а, мужчины и женщины смотрели их отдельно.

Поломники переносили сказания о театре по всей Азии, так оно оказалось и в Монголии. С монгольскими войсками Чингиз-хана распространились на другие регионы Азии и Европы.

Наивысшей формы театр теней достиг во времена Османской империи в Турции. Карагез "черный
глаз" - герой турецкого театра теней был самым популярным.
Прототипом Карагеза был вполне реальный турецкий кузнец, драчун и хулиган. Он жил в середине XIV века при дворе султана Орхана и работал на строительстве мечети. Очень любил поболтать со своим другом каменщиком Хадживатом. Они один за другим рассказывали друг другу анекдоты, поэтому работа шла очень медленно. Султан узнал об этом и решил казнить обоих. Не за анекдоты, а за плохую работу. И казнил, а потом раскаялся, но было поздно. Тогда, чтобы утешить султана, один из его приближенных вырезал теневые фигуры Карагеза и Хадживата и показал представление, в котором друзья снова, как живые, разыгрывали свои анекдоты. Говорят, это успокоило султана, и с тех пор спектакли с участием Карагеза игрались во всей Турции. Пьесы с ним играл один человек, которого называли карагезджи, он управлял теневыми фигурками и озвучивал по очереди всех персонажей, меняя при этом голос.

В средние века в Испании выделилась 3-я форма тетра теней, когда некоторое время артистам было запрещено выходить на сцену, а выйти хотелось, они придумали выступать за ширмой. С тех пор, использование теней живых людей для показа спектакля стало называться испанскими тенями.

В России в 1733 году упоминание о театре теней было в газете "Санкт-Петербургские ведомости": "Иные подражания позорищным играм делаются одною только тенью, которыя в темной камере на намазанную маслом бумагу наводится. И хотя таким способом показанныя фигуры ничего не говорят, однако ж от знаков и других показаний познавается, что оныя знаменуют. Сею тенью изображаются многия зело дивныя виды и их применения, что в других позорищных играх не так хорошо учиняться может". Единственный сейчас в России большой государственный Театр теней был организован в 1937 году при Музее детской книги и открылся он премьерой спектакля по роману "Тиль Уленшпигель" Шарля де Костера (один из моих любимых романов). Он работает и сегодня. Но в его репертуаре не только теневые спектакли, но и обыкновенные - кукольные.

"Китайские тени" были распространены в Европе в XVIII и XIX веках. В 1767 году, перед Великой Французской революцией, из самого Китая техника театра теней была привезена на родину французским миссионером Жюлем Алодом. И, здесь теневой театр так полюбили и много показывали, что он стал называться "французскими тенями". А самой большей славой пользовался в театр теней Доминика Серафена в Версале.

Истории театра Серафина комментировали современность, выводили героев, типы которых были узнаваемы. Проецируемые силуэты поддерживали в этом театре не эпические повествования и даже не сказки, а своего рода анекдоты. В 1790 году, во время ожесточенной борьбы между разными фракциями внутри «Учредительного собрания» за конституцию, Серафин давал на злобу дня спектакль «Национальная федерация»; в 1793 году, после казни Людовика XVI, - спектакль «Яблоко для самой прекрасной, или Свержение трона». Интерес образованных европейцев к театру теней с его специфической формой повествования, опирающегося на лаконичные визуальные образы, был составной частью «салонного» интереса к фольклору. Незатейливое шоу Серафина за 2 года приелось придворным, и театр перебрался в Париж. Театр Серафина просуществовал до 1859 г, когда его наследники заменили тени объемными марионетками.

Кроме Серафина, самым знаменитым театроведом теней последних лет Республики был бельгиец Этьен Гаспар Робер. Шоу Робера называлось «фантасмагория», что означает «коллекция призраков». Оно открылось в 1797 году, за два года до того, как Наполеон Бонапарт объявил себя диктатором и настал конец Республике, объявленной в ходе первых лет Революции. Жизнь в Париже постепенно становилась более спокойной и сытой. Массовые аресты и казни прекратились, война отодвинулась от границ Франции, в городе опять открылись светские салоны. Представление Робера проходило в развалинах монастыря капуцинок близ Вандомской площади. В ходе представления автор «являл» публике при помощи усовершенствованного «волшебного фонаря» «тени дорогих умерших»: Марата, Робеспьера, Дантона, Людовика XVI и Лавуазье, а также мифологических персонажей: Гебы, Минервы, Медузы Гаргоны. Не последнее место в шоу занимали Смерть с косой, Бродячий монах, персонаж популярного «готического романа» М.Г.Льюиса, и другие «макабрические» персонажи. Тени производили на публику неизгладимое впечатление. «Женщины падали в обморок, храбрые мужчины закрывали глаза». За пять лет существования шоу в стенах монастыря перебывал «весь Париж».

В представлениях Робертсона, как он стал себя называть, визуальные образы играют более
самостоятельную роль, чем в китайском театре теней. Большая часть волшебных фонарей, которые использовались для показа, были довольно мощными, и были поставлены на платформы с колесами, которые позволяли быстро и бесшумно перемещать их по специальным рельсам по направлению к экрану или от него. Стремительное и бесшумное перемещение фонаря создавало ощущение того, что образ надвигается на зрителей, летит к зрителям, приближается к ним «из глубин космоса». При приближении фонаря к экрану менялось фокусное расстояние. Для мгновенного исчезновения образа применялось устройство, именуемое «кошачий глаз» - заглушка с треугольным отверстием, закрывавшая источник света, и мгновенно погружавшая публику обратно в темноту. Следующим принципиальным для «Фантасмагории» решением был полупрозрачный экран, пропускавший цветное изображение и свет через ткань, как в китайском театре теней. В китайском театре свет проникает сквозь куклы-силуэты и сквозь экран. В «Фантасмагории», силуэты, изображенные на стеклянном слайде, окружались черным светоотражающим фоном, они воспринимались как полностью автономные, самостоятельно движущиеся объекты. Пикирующие на дам летучие мыши проецировались маленькими фонарями, которые держали в руках. В шоу могло быть задействовано одновременно около 10 фонарей. Струящиеся тени получались путем проекции на дым. Вызывание "призраков" сопровождалось шумовыми эффектами, которые широко использовались в театре того времени.

Стремление к мрачным постановкам Робертсона объяснялось самой легендой (китайской) о возникновении театра теней. Здесь, образы театра символизировали важные для публики темы: погибшие в первые годы Революции политические деятели или персонажи любимых готических романов. «Ужасные» образы, созданные Робертсоном, оказались столь удачными, что надолго пережили шоу. Во время наполеоновских войн тайная полиция использовала эту технику, чтобы пугать дезертиров при попытках бегства из действующих частей. Они проецировали голову Медузы и Бродячего монаха ночью на деревья леса, чтобы напугать офицеров, пытавшихся самовольно оставить часть.

Образы «фантасмагории» задали иконографию «макабрических» картинок для «домашнего» волшебного фонаря. По этой причине Робертсона считают родоначальником одного из основных жанров современного развлекательного кинематографа - т.е. фильмов ужасов.

С 1885 г. в Париже существовало еще одно шоу, «которое заставило сбежаться весь Париж». На возрождение интереса к китайскому «театру теней» повлияла эстетика арт-нуво. Художник Анри Ривьер однажды сидел в кафе, слушал выступление певца, потом стал вырезать из салфеток и картона человечков и показывать иллюстрации к песням. Это всем так понравилось, что Анри Ривьер создал собственный театр теней.

И вот на улице Виктор-Массэ неподалеку от Монмартра открылось кабаре «Ша нуар» (Черный кот), которое посещали многие художники и писатели, среди которых были Эмиль Золя и Эдгар Дега. Кабаре в те годы имело несколько иную репутацию, чем сегодня. Оно было альтернативой официальной светской культуре. В 1887 г. куплетисту Жюлю Жу пришло в голову проиллюстрировать свою песенку на злобу дня демонстрацией теней. Песенка была посвящена скандалу в правительстве из-за распределения орденов. Номеру сопутствовал колоссальный успех. Это навело администрацию на мысль о полном переходе кабаре на демонстрацию теней.

В нем работали известные французские художники Каран де Аш, Анри Сомм и др. "Черный кот" стал большим театром: в представлениях участвовали 10-15 человек. Спектакли Ша Нуар предназначались для более искушенной публики. Показывали «Эпопею», посвященную Наполеону, «Искушение святого Антония», «Чрево Парижа» (жанровые сцены), «Сфинкс», «Поход к солнцу» (об англо-буррской войне). Огромное внимание Анри Ривьер уделял световым эффектам: для каждого спектакля изготовляли специальные цветные стекла. Тяжелые цинковые теневые фигуры передвигались с помощью сложных механизмов. Их возили по сцене на специальных рельсах. Спектакли театра теней кабаре режиссировались, как постановки «большого» театра. На экране сменяли друг друга не отдельные фигуры, как в классическом театре теней, а сцены, спланированные художниками. Театр просуществовал до 1897 г.

Самым известным театром теней сейчас являются Яванские Вайанг-Кули: куклы из вощеной
прозрачной бумаги на шарнирах, раскрашенные в различные цвета. Яванские теневые фигуры управляются артистами-кукольниками с помощью тростей и изготавливаются из шкуры буйвола.Шкуру долго выделывают в тонкую пластинку (1,5- 3 мм) желтого цвета, т.е. в пергамент. Потом над этой пластинкой работает мастер-резчик превращая ее в «ваянг» - теневую куклу. Эта профессия на Яве - одна из самых уважаемых. Резчики вырезают силуэты и покрывают их ажурной резьбой. Потом живописцы раскрашивают их, пользуясь только пятью красками: белой, желтой, синей, красной и черной. Затем куклы собираются: к ним приделываются руки, ноги и головы. И, наконец, к кукле прикрепляются трости управления. Таких кукол для одного представления нужно 100-150 штук.

_____________________________________________________________________________________

Камиль Сен-Санс - пляска смерти (Danse Macabre):

Истоком самобытной традиции китайского кукольного театра, вероятно является древний обычай хоронить с покойником фигурки людей, призванных служить ему в загробном мире. В древнейших упоминаниях о кукольных представлениях прослеживается связь последних с погребальными обрядами: в ханьскую эпоху во время пиршеств знатные люди развлекались представлениями неких кукол и при этом исполнялась похоронная музыка. Впрочем, позднейшая традиция связывает начало кукольного театра с некой красивой куклой, которую один древнейший полководец послал в дар своему сопернику.

В источниках VI в есть сообщение о том что в парке императорского дворца имелся балаган с тремя сценами, располагавшимися ярусами. На нижнем ярусе находился кукольный оркестр из семи музыкантов, в среднем ярусе семеро монахов двигались по кругу, отбивая поклоны Будде, а на верхней сцене среди облаков летали буддистские божества. Все эти куклы приводились в движение водой. Тогда же в Китае появляется традиционный кукольный персонаж по прозвищу "лысый Го". Представления кукол, и в частности кукол-марнионеток, приобретают огромную популярность среди верхов общества и нередко разыгрываются на похоронах знатных особ. В последующие столетия складывается традиционный кукольный театр, который получает название "малый цзацзюи". В последующие столетия складывается полноценный кукольный театр, который получает название "малый цзацзюи". В XIII в. житель Ханчжоу приводит названия 71 пьесы кукольного театра, многие из которых имели аналоги среди пьес цзянцзюй. Китайские кукольники того времени охотнее всего пользовались сюжетами из народного сказа. Естественно элемент фантастики и гротеска был выражен в кукольном театре особенно сильно, и в репертуаре кукольных трупп всегда занимали видное место легенды о святых, мифических героях, послах из дальних стран, преподносящих владыке Серединной Империи сказочные сокровища и т. д. "Много вымысла, мало правды", - отозвался о кукольных представлениях современник той эпохи. По-прежнему пользовался любовью зрителей "лысый Го", к которому теперь добавился его постоянный партнер - "почтенный Бао", выполнявший, по- видимому, обязанности ведущего. В Фуцзяни к концу XIII в. насчитывалось около 300 трупп, игравших представления с участием "лысого Го". Тогда же сложились традиции музыкального сопровождения кукольных пьес, игравшихся обычно под аккомпанемент барабана и флейты.

В эпоху Сун были известны "плавающие куклы" - потомки механических кукол древности. По традиции, представления водяных кукол устраивались в специальных лодках-балаганах, но управлялись они кукловодами. Наряду с сюжетными пьесами типа цзацзюи в в программу этих представлений входили цирковые номера, разные фантастические сценки, вроде "превращения рыбы в дракона". Существовали и так называемые телесные куклы, облик которых не вполне ясен. Согласно одной версии, в театре "телесных кукол" играли люди, согласно другой - так назывались перчаточные куклы. Есть сообщения и о куклах, приводимых в движение порохом. В последующие столетия в Китае получили три вида кукол: марионетки, перчаточные и тростевые. Наибольшей популярностью кукольный театр - главным образом перчаточных кукол - пользовался в Фуйцзяни и на Тайване, где до последнего времени имелось более тысячи кукольных трупп. Культурная и социальная значимость кукольного театра видна на примере театра марионеток - одного из самых распространенных кукольных зрелищ. Во многих районах Китая этот жар кукольных представлений служил религиозным целям: их использовали в качестве очистительного обряда, также на свадьбах, чтобы обеспечить счастье молодых супругов. В Фуцзяни кукольная труппа должна была состоять из 36 голов и 72 тел, что символизировало весь сон божественных сил мироздания. Куклы считались олицетворением богов, и перед спектаклем им приносили жертвы. На подобные магические зрелища зрители обычно даже не приходили из опасения, что изгоняемые духи войдут в них. Нередко кукольные представления игрались в качестве очистительного обряда перед выступлением обычной актерской труппы. Вообще же, в китайской культуре существовала органическая и очевидная связь между куклами - экзорсистами* в театре, гигантскими фигурами чиновников и богов в праздничных процессиях и статуями божеств в храмах. Кукольные представления при храмах давались очень часто, при чем те из них, которые посвящались богиням, и могли предназначаться специально для женщин.

Перчаточные куклы чаще всего были принадлежностью "театра на коромысле", который был устроен очень просто: небольшая сцена в виде террасы ставилась на жердь, к её нижнему краю прикреплялась материя, закрывавшая кукловода. На сцене выступали одновременно две куклы, управляющиеся всеми пятью пальцами рук, причем актер говорил также от лица ведущего. Музыкальное сопровождение спектакля ограничивалось ударами небольшого гонга.

В Китае были известны тростевые куклы и куклы, управлявшиеся проволокой через отверстие в заднике. В Сычуани бытовали представления больших кукол величиной почти в человеческий рост.

К началу II тысячелетия относятся первые истории о существовании в Китае теневого театра. Свои сюжеты китайский театр теней черпал из общего с драмой и кукольным театром источника - популярных исторических сказаний и легенд. Фигурки кукол в теневом театре изготовляли из кожи (бараньей, ослиной или, как в Фуцзяни - обезьяньей), а в редких случаях из цветной бумаги. Обычно их украшали цветным шелком, так что китайский театр с его красочными представлениями можно было бы назвать цветотеневым. Куклы управлялись тремя спицами, крепившимися к шее и запястьям, и были подвижны в основных суставах рук и ног. До сего времени в Китае существует множество локальных форм теневого театра.

Однажды в далекие времена в Китае жил один император. У этого китайского мператора была любимая жена. Случилось так, что она заболела и умерла. Император был безутешен. Он удалился ото всех дел, ушел в свои покои, завесил окна тяжелыми занавесками, закрыл все двери и перестал разговаривать. Его придворные не знали, что делать. Дела империи стали приходить в упадок, а император находился в тоске по умершей жене.
Однажды главный дворцовый придворный позвал императора в покои его жены и когда император зашел, то он увидел за занавеской силуэт своей умершей жены. Та встала и пошла, ее прекрасный профиль выресовывался за занавеской на фоне солнца. Император был потрясен. Так главный придворный, показал императору чудеса Теневого театр и вылечил его от тоски. Император стал просить придворного каждый вечер показывать ему представления с куклой, которая была копией его жены. Стал приглашать на просмотры других придворных. Он смотрел, как тень его жены за занавеской движется: ходит, играет на музыкальных инструментах, садится у окна. Она так похожа на его любимую жену, только она - за тончайшей тканью. И императору вдруг стало понятно, что эта ткань - не вечная преграда между ними, и его любимая продолжает жить где-то, только не здесь, и он и его жена когда-то снова встретятся. Просто нужно время. С тех пор он повеселел и стал заниматься государственными делами.

С этой прекрасной легендой связывают начало появления Теневого театра - искусства, пришедшее к нам в 200 году до нашей эры, в эпоху императора Хань-Ву-ци. Далее Театр теней начал свое триумфальное шествие по земле, он появился в Индии, Турции, прошел по всей Азии, с войсками Чингиз-Хана добрался до Европы, покорил ее, дошел до России, покорил весь Питербург, потом Москву.

Спектакли Теневого театра в древности, как правило, проходили ночью, прямо на улице при свете маслянной лампы и куклы одного спектакля могли насчитывать до 1000 фигур, не считая декораций.


Куклы для таких спектаклей делались из шкур, шкуру выделывали до прозрачной тонкости, а потом вырезали из нее фигурку куклы, вырезали на ней узоры и раскрашивали. Чаще всего кукол делали из ослиной кожи. И потому в народе театр теней еще называют - "театр кукол из ослиной кожи".

Высота куклы для Теневого театра чаще всего делалась высотой 30 сантиметров. Фигурки делались подвижные, они состояли из соединенных между собой частей. Находящейся за экраном человек управлял куклой с помощью специальных длинных прутьев,
(бамбуковых, стальных, деревянных), а зрители видели только тени кукол, которые проецировались на освещенном экране, видели движение, захватывающий сюжет, слышли музыку, пение, но не видели самого кукловода, так как свет сзади экрана, направлялся к тому под углом, что делало кукловода незаметным.

Самый известный Театр теней сейчас - Яванский, Вайанг-Кули: куклы которого до сих пор делаются из шкуры буйвола, шкура утончается так, что она становится тонкой и прозрачной, как бумага. Эти куклы так и называют бумажные куклы Вайанг-Кули. Такие куклы очень прочные. Например, куклы, что хранятся в немецком музее, до сих пор не потеряли свой цвет. Хотя им уже 1200 лет!
На западе театр теней считается одним из самых изящных и элитарных искусств, в Европе даже проводятся специальные фестивали.