Тенор ди форца. Под тесситурой (от слова tissu — ткань) понимается средняя звуковысотная нагрузка на голос, имеющаяся в данном произведении. Тенор: тип голоса с переходными нотами

Лирико-драматический тенор, голос не обязательно более крепкий чем лирический, он скорее имеет более жесткое звучание, более жесткий (обычно) тембр, в голосе больше стали, певец обладающий таким голосом может позволить себе петь как лирические так и драматические партии. Иногда случается, что обладатели подобного голоса не имеют особенно красивого тембра или большого голоса, тогда они выделяются в особую категорию "тенор характерный", обычно поющий на вторых ролях, но иногда и характерные, обладая огромным талантом пробиваются на первые роли и даже становятся певцами мирового уровня.

Марио Ланца, обладатель прекрасного, солнечного тембра, замечательной природы, он пел очень хорошо всегда, даже до того как начал учится, но после занятий с Розати он стал совсем близок к идеалу в техническом плане. Если бы он был менее ленив и чуть больше работал над собой...

"Марта Марта где ты скрылась" "Марта" Фридрих Фон Флотов.
Партия Лионеля, расчитанная скорее на лирического тенора, в исполнении Ланца звучит просто прекрасно, энергетика свойственная драм-тенору с мягкостью лир-тенора.

Смерть Отелло "Отелло" Верди.
Партия Отелло была написана Верди в расчете на вокальные возможность драматического тенора Франческо Таманьо, певца, которому перед выходом на сцену приходилось перевязывать себе грудную клетку, чтобы, ни дай бог, не спеть во всю силу своего голоса. От голоса Таманьо люди могли потерять сознание, столь сильным он был (правда тут по моему мнению, также были виноваты некие тембральные характеристики голоса, у меня например даже при прослушивании столетних записей Таманьо, начинает болеть голова).
Ланца хорошо справляется с этой партией, для этого ему не требуется петь в полную силу или менять объем голоса.

Плачидо Доминго, лирико-драматический тенор, а если смотреть правде в глаза даже скорее характерный, тембр его голоса не является богатым, хотя звучит он благородно, красиво, но в этом заслуга Доминго как артиста, музыканта, певца, а вот по природе ему повезло меньше чем Ланца или Бьерлингу.

"Марта марта, где ты скрылась" "Марта"
Доминго в ней менее лиричен чем Ланца, но тут причина скорее в менее красивом тебре, в плане мягкости подачи звука, он поет даже лучше чем Марио Ланца, просто потому, что в отличие от Ланца он не ленив и умеет работать над качеством исполнения.

Смерть Отелло.
Тут Доминго очень хорош, сила, сталь, где нужно лирика, в отличие от Марты, тут вовсе не заметно, что голос по тембральным характеристикам не богат.

Джаккомо Лаури-Вольпи: с голосом этого певца много непонятного, но я склонен относить его к лирико-драматическим голосам, хотя сам он считал себя драматическим тенором. Наверху у Вольпи было Фа второй октавы, то есть нота свойственная легким тенорам (да и то не всем), внизу он брал басовое Фа, насколько мне известно, брал он его вполне озвученно, в отличие от других теноров, скорее просто гудящих эту ноту.

A te, o cara "Пуритани" Беллини.
Беллини писал Пуритан в рассчете на Джованни Руббини, первого в истории тенора, берущего верхнее До голосом, а не фальцетом, по воспоминания современников у Руббини был очень богатый тембр и диапазо звучания, он мог петь как мягко, так и наполнять голос сталью, то есть скорее всего сам он также был лирико-драматическим тенором, что вкупе с техникой того времени (певцы в то время на одном дыхании могли пропевать до двенадцати двухоктавных гамм, а некоторые делали на каждой ноте украшение), сейчас потерянной, создавало исполнительский эффект, который мы скорее всего даже не в состоянии себе представить. Вольпи поет арию из Пуритан, мягко, лирически, лишь в верхнем До он позволяет себе добавить стали в голос.

Смерть Отелло. Партию Отелло Лаури Вольпи готовил в конце карьеры, голос его уже не звучал так как в молодости, но по прежнему свободно шел наверх. В данном исполненни интересно переплетаются, мягкий тембр Лаури-Вольпи и драматическая лазерность вложенная природой (и маэстро Антонио Катоньи) в его голос. Добавлю, что при кажущейся мягкости у Лаури Вольпи был очень сильный голос, способный при необходимости буквально оглушать.

Напоследок пара отрывков из "Гугенотов" Мейербера.
На этой записи Лаури-Вольпи в кульмианции берет верхнее Ре, берет совершенно свободно, полным голосом, а буквально секунд за тридцать до этого, он поет верхнее До легким голосом на пиано, при этом можно услышать, что это голос, а не фальцет.

— самый высокий мужской голос; по звучанию его можно сравнить с тембром виолончели, удвоенной кларнетом, и, может быть, фаготом, по мере усиления драматических нот оттенков голоса.
Объем голоса от до малой октавы (иногда си большой октавы) до до2; у тенора-альтино до до-диез2—ре2. Судя по арии с хором Собииина «Что нам метель» из-«Ивана Сусанина» (IV д.), в которой встречается и ре-бемоль2, очевидно, раньше драматические тенора имели эти ноты в своем объёме, «Рабочей серединой» можно считать отрезок от ми—фа малой октавы до фа-диез— соль первой октавы.
Нижний отрезок тенора-альтино и лирического тенора также звучит слабо и невыразительно, как и у колоратурного и лирико-колоратурного сопрано; в пиано, при легком сопровождении, звучит удовлетворительно. Более высокие ноты звучат все светлее, ярче и безмятежнее, становясь похожими на альт (отсюда — альтино), сохраняя, однако, легкость, приятность и нежность и приобретая некоторую мужественность. Этим двум голосам свойственна большая подвижность. Хотя они довольно легко справляются с колоратурной техникой, но не в такой степени, как соответствующие им женские голоса,
Лирический тенор нередко называют тенором «ди грация» и это добавление дает ясное представление об этом голосе.

Драматический тенор или, как его раньше называли, тенор «ди форца» (тенор силы), или героический, также свидетельствует об определенных свойствах, а главным образом о все увеличивающейся силе голоса, его мощи, мужественности, решительности. Чтобы представить себе его тембр, к прежнему «сплаву» из виолончели, фагота, нужно добавить валторну, а, может быть, и трубу.
Это драматически-героическое звучание усиливается по направлению к верху; вместе с тем па верхнем отрезке чувствуется и некоторая напряженность.
Лирико-драматический тенор — промежуточный между лирическим и драматическим, но в зависимости от субъективных исполнительских данных, приближающийся то к первому, то ко второму. Мы уже говорили выше о том, что драматические голоса встречаются все реже и реже и что их репертуар ведут лирико-драматические голоса. Это явление наблюдается и среди теноров. Лирико-драматический тенор имеет те же, в общем, свойства, что и лирико-драматическое сопрано.
Упомянем еще о характерном теноре, неизменном участнике всех спектаклей, исполняющем роли второго плана. Однако, среди них есть и очень заметные. Характерный тенор может быть и лирическим, и драматическим, но, главное, он за пределы «рабочей середины» не выходит. Он должен работать па таком небольшом, сравнительно, среднем отрезке, чтобы любой динамический оттенок, любое характерное звучание, например, чрезмерная угодливость, или наоборот, угрожающий шепот, а, может быть, крик — все это было легко исполнимо. Такова, например, драматическая роль Шуиского («Борис Годунов»), комическая Винокура («Майская ночь»).
Свойства характерных голосов, а таковыми могут быть и женские, и мужские, выявляются в процессе исполнительской практики, реже в начале, чаще тогда, когда певец уже владеет мастерством исполнения, но его вокальные возможности подвергаются возрастным изменениям. В театральной практике нет еще терминов «характерное сопрано, меццо-сопрано или баритон», хотя партии такие есть, например, Домна Сабурова («Царская невеста») или Свояченица («Майская ночь»).однако характерный тенор и характерный бас уже cyществуют.
Специфической особенностью мужских голосов является так называемый фальцетный звук, очень похожий своим тембром на женский голос. До открытия, которое сделал Дюпре, этим звуком пользовались все тенора, беря звуки выше ля-бемоль второй октавы. Для нотации этого способа употребляется, надписываемое над соответствующими нотами слово «фальцет», (что означает фистула, под этим названием этот звук и известен в народе). Звук этот можно почти всегда услышать при исполнении, например, арии «О, дай мне забвенье, родная» («Дубровский») и каватины «Медленно день угасал» («Князь Игорь»). В обоих случаях тенор последний слог в слове «приди» (которым оканчивается и ария Дубровского и каватина Владимира Игоревича) берет фальцетом.
Существует и еще прием пения, присущий всем мужским голосам, это пение «меццо-воче», т. е. вполголоса. Его можно сравнить с засурдиненным звучанием струнных или медных (отчетливо слышится форте, но оно звучит как бы в отдалении, приглушенно). Женским голосам это почти не свойственно.

Для легких теноров, а иногда и для лирико-драматического, также создаются произведения в виде вокализов, т. е. без слов.
Образы, воплощаемые тенором очень разнообразны: от молодых героев до почтенных старых людей. Причем характерно то, что партии самых высоких мужских голосов — теноров-альтиио и теноров — нередко предназначаются старикам (например, певец Баян, царь Берендей, Звездочет, Юродивый, и т.д.), но чаще всего — это молодые любовники.
Репертуар лирико-драматических и драматических теноров почти одинаков (из-за редкого появления драматических голосов, о чем мы уже говорили в разделе о драматическом сопрано).
Говоря о все уменьшающемся притоке сильных, мощных драматических голосов — чаще всего в категориях сопрано, тенора, баса — мы не связываем это обстоятельство с вокальной школой, хотя отдельные просчеты в этой области и возможны. Причиной этого являются, вероятно, какие-то физиологические изменения в человеческом организме, зависящие от изменений окружающих его условий. Возможно, что имеет место и другая причина, о которой не раз говорилось и писалось, а именно: в школах не только общеобразовательных, но даже музыкальных, до сих пор нет правильного музыкального воспитания, а, следовательно, нет учета, нет отбора голосов, нет и их «выращивания».
Делаем это отступление, как оговорку, чтобы, прослушивая соответствующие произведения, студенты учитывали, что партию драматического тенора поет, возможно, и лирико-драматический тенор.
Тенор-альтино, лирический легкий и крепкий тенор рекомендуем прослушать в следующих партиях:

Альмавива, каватина «Скоро восток золотою» (I д.)—Россини, «Севильский цирюльник».
Леопольд, партия — Галеви, «Жидовка».
Герцог, баллада «Та иль эта» (I д.); песенка «Сердце красавицы» (IV д.)—Верди, «Риголетто».
Надир, романс «В сияньи ночи лунной» (I д.) — Бизе, «Искатели жемчуга».
Фауст, каватина «Привет тебе, приют невинный» (ПГ д.) — Гуно, «Фауст».
Ромео, каватина «Солнце, взойди скорей» (I д., 2 к.) — Гуно, «Ромео и Джульетта».
Вертер, ария «О, не буди меня» — Массне, «Вертер».
Арлекин, серенада «О Коломбина» (2 к.)—Леонкавалло, «Паяцы».
Лоэнгрин, рассказ «В краю чужом, в далеком горнем царстве» (Ш д., 2 к.)—Вагнер, «Лоэнгрин».
Рудольф, ариозо «Совсем замерзла ручка» (I д.)—Пуччини, «Богема».
Баян, песня «Есть пустынный край» (I д.) — Глинка, «Руслан и Людмила».
Юродивый, песня-присказка «Месяц едет, котенок плачет»; плач «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие» (IV д., 3 к.) — Мусоргский, «Борис Годунов».
Грицько, думка «Зачем ты, сердце, рыдаешь и стонешь» (I д.) — Мусоргский, «Сорочинская ярмарка».
Звездочет, обращение к царю Додону «Славен будь, великий царь» (I д.)—Римский-Корсаков, «Сказка о золотом петушке».
Берендей, каватина «Полна, полна чудес» (II д,)—Римский-Корсаков, «Снегурочка».
Индийский гость, песня «Не счесть алмазов» (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Левко, песня «Солнышко низко» (I д.); ариозо и песня «Спи, моя красавица» (III д.) — Римский-Корсаков, «Майская ночь».
Владимир Игоревич, каватина «Медленно день угасал» (II д.) — Бородин, «Князь Игорь».
Синодал, ариозо «Обернувшись соколом» (I д., 3" к.) — Рубинштейн, «Демон».
Владимир, романс «О, дай мне забвенье, родная» (I д., 2 к.) — Направник, «Дубровский».
Ленский, ария «Куда, куда вы удалились» (II д., 4 к.) — Чайковский, «Евгений Онегин».
Молодой цыган, песня «Взгляни, под отдаленным сводом» — Рахманинов, «Алеко».
Алеша Попович, 2-я песенка «Расцветали в поле цветики» (I д,) — Гречанинов, «Добрыня Никитич»,
Салават Юлаев, партия — Коваль, «Емельяи Пугачев».
Задрипанный мужичонка, песня «У меня была кума» (финал 6-й к.)—Шостакович, «Катерина Измайлова».
Купчик, романс «Сам не знаю, почему» (IV д.) — Хренников, «Мать».
В симфонической литературе имеется и интересный образец партии первого тенора соло (теиор-альтино) — Третья симфония (I и IV части) Книппера.
В приведенном списке только в партии Звездочета автором указано, что она исполняется тенором-альтино. Однако и партия Задрипанного мужичонки впервые исполнялась тенором-альтино (все ее построение и характер подтверждают правильность этого). И, конечно, только тенор-альтиио может исполнить партию первого тенора соло в Третьей симфонии Книппера. Остальные партии — и Берендея, и графа Альмавивы, и Юродивого, и Салавата, и Индийского гостя, и Баяна, и Арлекина и ряд других также могут быть хорошо исполнены тенором-альтино.

В каватине Альмавивы можно блеснуть и вставным до и колоратурой вставных каденций.
Лирико-драматический и драматический тенор рекомендуем прослушать в следующих партиях:

Рауль, романс «Вся прелесть в ней» (I д.), дуэт Валентины н Рауля (IV д.)—Мейербер, «Гугеноты».
Васко да Гама, ария «О, чудный край» (IV д.)—Мейербер, «Африканка».
Манрико, песня «Вечно один с тоскою» (I д., 2 к.); ария «Когда пред алтарем» (III д., 2 к.); кабаллетта «Нет не удастся дерзким злодеям» (И1 д., 2 к.) — Верди, «Трубадур».
Радамес, романс «Милая Аида» (I д.)—Верди, «Аида».
Отелло, ариозо «С вами прощаюсь навсегда, воспоминанья» (II д.); монолог «Боже, ты мог дать мне позор» (III д.); монолог «Я не страшен, хоть и вооруженный» (IV д.)—Верди, «Отелло».
Самсон, партия — Сен-Санс, «Самсон и Далила».
Хозе, ария «Видишь, как свято сохраняю цветок» (II д.) —Визе, «Кармен».
Еник, ариозо «Как можно верить» (И д.) — Сметана, «Проданная невеста».
Йонтек, думка «Меж горами ветер воет» (IV д.) — Монюшко, «Галька».
Зигмунд, весенняя песня «Мрак зимы теперь побежден» (I д.) -— Вагнер, «Валькирия».
Зигфрид, героическая песня плавки «Ыотуиг! Нотунг! Меч боевой» и песня ковки меча (I д.)—Вагнер, «Зигфрид»,
Вальтер, песня «Сад озарен» (III д., 1 к.)—Вагнер, Нюрнбергские мейстерзингеры».
Джонсон, ариозо «Пусть она верит, будто я на воле» (III д.) — Пуччини, «Девушка с Запада».
Калаф, ариозо «Не плачь, моя Лю» (Г д.); ариозо «Спать не смейте» (III д.)—Пуччини, «Турандот».
Собииин, партия — Глинка, «Иван Сусанин».
Садко, речитатив и ария «Кабы была у меня золота казна» (I к.); «Высота, высота, поднебесная» (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Вакула, песня-жалоба «Где ты, сила моя?» (I д., 2 к.) — Римский-Корсаков, «Ночь перед Рождеством».
Герман, ариозо «Я имени ее не знаю»; клятва «Получишь смертельный удар. Гром, молния.» (финал I д.); ария, «Что наша жизнь?» (7 к.)—Чайковский, «Пиковая дама».
Вакула, ария «О, что мне- мать, что мне отец» (2 к.); ария-песня «Слышит ли, девица, сердце твое» (II д., 1 к.) — Чайковский, «Черевички».
Нерон, строфы «О, печаль и тоска» — Рубинштейн, «Нерон».
Кер-Оглы, песня «Пусть грохочет гром», ариозо «Все нам братья», ария «Тебе предан я» (НГ д.) Гаджибеков; «Кер-Оглы».
Ленька, колыбельная (финал 4 к.); песня «Из-за леса светится» (6 к.)—Хренников, «В бурю».
Пьер Безухов, ариозо «Если б самым красивым», финал (б к.) — Прокофьев, «Война и мир».
Матюшенко, песня «Ой, ты, ветер» (II д.); речитатив и ариозо «А если я не так веду людей?» (III д.); монолог «Так что ж, по-темкинцы, назад?» (IV д.)—Чишко, «Броненосец „Потемкин"».
Богун, речитатив и ария «О край родной» (III д.) —Данькевич, «Богдан Хмельницкий».
Назар, ария «Туман, туман долиною» — Данькевич, «Назар Стодоля».
Джалиль, ария «Прощай, Казань»; «Разве таким я знал тебя» (финал)—Жиганов, «Муса Джалиль».
Все произведения, указанные в списке исполняются и лирико-драматическим, и драматическим тенором. Более того, партии из предыдущего списка такие, как Рудольф («Богема»), Дубровский, Фауст, Ромео исполнялись с успехом лирико-драматическим и драматическим тенором при наличии хорошей школы у певца (например, И. А. Алчевским, И. В. Ершовым). Но и в приведенном списке некоторые партии исполняются лирическими крепкими тенорами, как например, партия Лыкова, Гвидона, Ионтека; Калафа,— каждый вид голоса компенсирует недостающее ему тем, чем наделен он сам в преобладающем количестве.
Но есть партии, которые должны исполняться только драматическими тенорами, чтобы сила и мощь их голоса соответствовали образу героя, воплощаемого на сцене; таковы, например, Садко, Вакула, Зигмунд, Зигфрид, Самсон, Отелло. При прослушивании все это необходимо учитывать, тем более это нужно иметь в виду при воплощении замысла в сочинении.
Из вокализов можно рекомендовать:

Шуйский, сцена с Борисом (II д.) —Мусоргский, «Борис Годунов». Мисаил, сцена в корчме (II д., 1 к.)—Мусоргский, «Борис Годунов».
Попович, сцена с Хиврей (II д.)—Мусоргский, «Сорочинская ярмарка».
Подьячий, партия (I д.) — Мусоргский, «Хованщина». Бомелий, сцена с Любашей (II д.) — Римский-Корсаков. «Царская невеста».
Винокур, рассказ «Вечером, как помнится» (И дм 1 к.) — Римский-Корсаков, «Майская ночь».
Сопель, партия (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Брошка, партия — Бородин, «Киязь Игорь».
Овлур, «Позволь мне, княже, слово молвить» (II д.) — Бородин, «Князь Игорь».
Трике, куплеты «Какой прекрасный этот день» (II д.) — Чайковский, «Евгений Онегин».
Школьный учитель, сцена с Солохой и песенка «Баба к бесу привязалась» (II д.)—Чайковский, «Черевички».
Вашек, ария «Матушка сказала так» (И д.)—Сметана, «Проданная невеста».
Назар, песенка «Пристрастился медведь» (II д.) — Кабалевский, «Семья Тараса».
Мишук, песенка «Эх вы, девушки-красотки» (I д.)—Дзержинский, «Тихий Дон».
Два древних старика, сцена на свадьбе «Какого года присяги?»— Дзержинский, «Тихий Дон».

Вокальная карьера юноши на сегодняшнем этапе, в мечтах и реальности, связывается с таким понятием мужского голоса как тенор итал tenore. В профессиональных кругах данный факт традиционно обуславливается влиянием моды, а также использованием вокального репертуара, создаваемого, по большей части, для мужских голосов с высоким звучанием.

Стремясь к реализации планов в области музыкальной карьеры, любому юноше необходимо не только знать, каким типом голоса он обладает, но и максимально правильно подбирать репертуар, соотносимый с возможностями собственного организма. Не стоит пренебрегать природными данными в угоду моде. Высокие ноты, не соответствующие возможностям имеющегося голоса, - прямой путь к перенапряжению, а, следовательно, болезням вокальных органов. Вследствие последних можно прийти к совершенной потере голоса.

Тенор - основной признак голосового диапазона

Любой справочный материал из области музыкального искусства сможет рассказать о том, что тенор - это разновидность высокого мужского голоса. В справочных источниках можно найти и рамки диапазона: певческий голос тенора ограничивается До малой и той же нотой второй октавы. Не стоит предполагать, что опытный тенор не сможет взять более высокие или низкие ноты: человеческий организм способен на многое, но вот за качество звучания, никто ручаться не сможет. Ведь в данном случае головной голосовой регистр будет работать, но без свойственной ему чистоты, и в качестве дополнения к грудному регистру. То есть, тенором можно называть классический мужской голос. Нельзя признавать верным называние тенором голоса исполнителя, работающим с поп или рок репертуаром.

Для уточнения термина тенор, стоит обратить внимание на несколько важных аспектов. К примеру, вокальные произведения классического типа, разработанные непосредственно для тенора, написаны в рамках выше указанного диапазона и ркайне редко из него выходят.

Что касается еще одного аспекта, то он затрагивает вопрос ограниченности использования в классическом исполнении чистого мужского головного голоса. В данной связи указывается на ограничения диапазона.

Третий аспект затрагивает сферу техники классического вокального исполнения, которая весьма отличается от иных и обладает рядом особенностей.

Тенор: каким он бывает?

Контр-тенор - разновидность максимально высокого по регистру звучания голоса, подразделяющегося на альт и сопрано; зачастую представляется тонким мальчишеским голосом, который может сохраниться после прохождения периода мутации, при этом дополнительно приобрести более низкий грудной тембр; подобный тип голоса можно развить, если стремиться оставаться в нише понравившейся манеры исполнения;

Лирический тенор характеризуется впечатляющей подвижностью, мягкостью, тонкостью и нежностью;

Драматический тенор представляется самым низким вариантом звучания в данной категории исполнительских голосов, характеризуется близостью тембра к баритону, с присущим ему мощным звучанием.

Специалисты стремятся всегда отметить тот факт, что в рамках голосового диапазона звучание мужского тенора различается по тембру. Следовательно, именно его необходимо признавать основной характеристикой, способной правильно подразделять мужские голоса по типам.

Тенора отличает его тембр

Необходимо помнить, что первой и основной особенностью, отличающей голоса тенора от вех других, называется его тембр.

Специалисты отмечают, что начинающие исполнители достаточно часто, в стремлении определить тип своего голоса, допускают ошибку, опираясь только на критерий диапазона. Для правильности определения необходимо слушать не только диапазонное звучание, но и его характер. А для точного определения данного параметра без специалистов не обойтись. Профессионалы отмечают, что начинающиеся исполнители, в рамках своего незначительного певческого опыта, не обладают должным уровнем слуховых представлений, способных помочь им различить звучания среднего и высокого мужского голоса на определенном участке диапазона. А опытный вокальный педагог зачастую с легкостью сможет разобраться в данном вопросе.

Что примечательно, профессионалы не сосредотачиваются на критерии знания типа голоса в случае, если исполнитель стремится исполнять современный репертуар. Вокальные педагоги сегодня предпочитают классифицировать исполнителей по типу низкого, среднего или высокого голоса. При этом отмечается, что тенор относится к типу высокого голоса.

Тенор: тип голоса с переходными нотами

Наличие переходных участков или нот признается еще одним признаком, отличающим тенора от других типов голосов. Расположение данных нот на высотной линейке занимает отрезок МИ, ФА, СОЛЬ первой октавы. Причем специалисты констатируют данное расположение переходных нот только для голосов, характеризующихся развитостью и поставленностью.

«Местонахождение» определяется еще одним критерием, отраженным в строении вокального аппарата, то есть голосовых складок: тонкость и легкость данного инструмента способна определять высоту звука и местоположения переходного участка.

Профессионалы рекомендуют не сосредотачиваться на традиционных параметрах и показателях высотной линейки. Это указание основывается на том, что теноры, благодаря особенностям своего голоса, могут многое. И здесь главное - уровень опытности исполнителя. Чем опытнее исполнитель, тем закаленней и сильнее его голос, а, следовательно, он может «смещать» переходные ноты вверх.

В качестве вывода

Уверена, что не ошибусь, если стану утверждать – мужской голос тенор является предметом вожделения массы юношей, мечтающих о вокальной карьере. Я считаю, что это влияние моды, которая действует опосредованно, через композиторов, пишущих современный вокальный материал преимущественно для высокого мужского голоса.

«Как сделать голос тенором?» - даже такой вопрос, который любой мало-мальски разбирающийся в реалиях вокала человек просто посчитает глупым, можно найти и в Интернете, и в той или иной форме на этом сайте в рубрике «Спрашивали? Отвечаю…» .

Хорошо, если молодой человек знает точно, какой у него тип голоса, и выбирает для себя репертуар, который максимально соответствует возможностям его организма. Но часто случается совершенно обратное - имея объективно, от природы, совсем другой тип голоса, начинающий вокалист стремится петь ноты, которые слишком для него высоки. К чему это приводит? К постоянному перенапряжению своих вокальных органов, а вот оно, это перенапряжение – прямой путь и к болезням, и к потере голоса впоследствии.

Один из признаков – диапазон голоса тенор

Итак, уже понятно, что тенор – высокий голос. Насколько высокий? КЛАССИКА определяет диапазон голоса тенор как До малой – До второй октавы.

Значит ли это, что Ре второй (или Си большой) певец тенор спеть не сможет? Нет, конечно, вполне сможет. Но вот КАЧЕСТВО исполнения нот за пределами диапазона может стать другим. Надо же понимать, что речь идет о классической музыке (и вокале).

При этом, начиная с некоторой ноты первой октавы (для разных подтипов голоса – она разная), тенор использует смешанную технику – микст, этот участок обозначен желтым цветом. То есть, так или иначе, головной регистр в голосе работает, но не в своем чистом виде, а как «примесь» к грудному. Тенор – название для классического мужского голоса, называть тенором поп- или рок-певца - не совсем верно.

Во-первых, классические вокальные произведения, которые написаны для исполнения их именно певцом тенором, не выходят за рамки названного диапазона, во-вторых, в классике не используется чистый мужской головной голос (основанный на фальцетном регистре), поэтому тенор и ограничен До второй октавы, хотя, может быть, лучше говорить о Ре-Ми (но есть из этого правила исключения - контр-тенор, о нем ниже). В-третьих, классическая вокальная техника (нельзя об этом забывать) отличается своими особенностями.

Каким бывает тенор

Справедливости ради, следует говорить о подвидах голоса тенор, ведь сам по себе этот вид мужского голоса тоже бывает разным. Существует следующая градация:

контр-тенор (в свою очередь делится на альт и сопрано) - самый высокий голос, использующий в полной мере «головную» часть диапазона (верхний регистр). Это тонкий мальчишеский голос, либо не исчезнувший в период мутации, а сохранившийся наряду с более низким грудным, мужским тембром, либо продукт развития голоса именно в данной манере пения. Если мужчина целенаправленно развивает свою верхнюю часть диапазона, то при определенной природе он сможет петь, как контр-тенор. Этот высокий мужской голос очень напоминает женский:

Э. Курмангалиев “ария Далилы”

М. Кузнецов “ария Царицы ночи”

Легкий тенор - наиболее высокий голос, который, тем не менее, имеет полновесный грудной тембр, который, хотя и звучит очень легко и воздушно, тем не менее, отличается от женского:

Х. Флорез “Гранада”

лирический тенор – мягкий, тонкий, нежный, очень подвижный голос:

С. Лемешев “Скажите, девушки, подружке вашей...”

лирико-драматический тенор – более насыщенный, более плотный и обертональный тембр, сравните его звучание с легким тенором, исполняющим ту же песню:

М. Ланца “Гранада”

драматический тенор – самый низкий из семейства теноров, уже близкий по тембру к баритону, его отличает мощность звучания, поэтому для такого голоса написаны партии многих главных героев оперных спектаклей: Отелло, Радомес, Каварадосси, Каллаф... И Герман в «Пиковой даме» - тоже он

В. Атлантов “ария Германа”

Как видите, за исключением самого высокого подвида, остальные отличаются друг от друга не своим диапазоном, а своим ТЕМБРОМ , или, как его еще называют, «краской голоса». То есть, ТЕМБР , а не диапазон, является основной характеристикой, которая позволяет отнести мужские голоса и тенор, в том числе, к тому или иному типу и подтипу.

Основная отличительная особенность голоса тенор – его тембр

Известный исследователь профессор В.П. Морозов так говорит об этом в одной из своих книг:

«Этот признак оказывается во многих случаях важнее даже диапазонного признака, так как мы знаем, что имеются, например, баритоны, берущие теноровые верха, но, всё же, это баритоны. А если тенор (по тембру, без сомнения) не имеет теноровых верхов, то не считать же его только поэтому баритоном…»

Самой существенной ошибкой молодежи, еще не имеющей вокального опыта, становится попытка определить свой голос исключительно по его диапазону. Для примера, середину первой октавы поет и баритон, и тенор, как быть? Слушать характер звучания голоса. А как его услышать? А обратиться к специалисту! В 16-20 лет в мозгу еще не успели сложиться определенные слуховые представления о том, как звучит средний мужской голос по сравнению с высоким на одном и том же участке диапазона. Это знания и опыт вокального педагога, к которому и нужно обратиться.

Кстати, даже педагог не всегда определит тип голоса с одного прослушивания, по крайней мере, чтобы отличить драматический тенор от лирического баритона, нужно потрудиться! Поэтому, совсем не важно точно знать подтип своего голоса, если вы стремитесь петь репертуар современный, а не разучиваете оперные партии. Это давно поняли и на Западе, где вокальные педагоги определяют голоса своих подопечных, относя их к трем типам – низкий, средний или высокий. Об этом я говорю и в статье «Переходные участки голоса – наши вокальные маяки» на этом сайте.

Переходный участок – еще один признак, что тип голоса тенор

Нельзя не сказать о том, что еще одним отличительным признаком типа голоса будут переходные участки (переходные ноты). Их «местонахождение» на высотной линейке прямо связано со строением вокального аппарата, главным образом, конечно, голосовых складок. Чем более тонкие и легкие складки у певца, тем более высокий звук они создают, не задействуя фальцетный, головной регистр. То есть, тем выше будет находиться переходная нота в голосе (точнее, весь участок).

Для любого тенора переходная нота может быть где угодно на этом участке, это вовсе не значит, что драматический тенор будет иметь переход на Ми, а лирический или легкий – на Соль. Нельзя мерить линейкой! Да и опытность певца сыграет существенную роль, и вот почему.

Дело в том, что постепенно, с тренировкой голоса, переходный участок смещается несколько вверх, ведь голос опытный, закаленный, совершенно не похож на голос начинающий, как взрослый атлет в сравнении с подростком. Профессионал может петь чистым грудным регистром выше, чем новичок с тем же типом голоса, это следствие развития навыков. Из этого следует, что если новичку определят переходную ноту как Ре первой октавы, то это не означает, что тип его голоса – баритон. Просто со временем, при правильных занятиях, переходная нота может сместиться и на Ми, и на Фа.

Так вот, вокалисту необходимо иметь ТЕМБР голоса тенор в первую очередь. Рассматривая только существующий на данный момент диапазон и расположение переходной ноты, точно тип голоса определить нельзя. Обращать внимание нужно на ВСЕ ТРИ аспекта, при этом на тембр – наибольшее.

Почему не совсем справедливо рассматривать современные высокие голоса рок- и поп- звезд с точки зрения стандартного классификатора? Они что, не теноры?

Об этом поговорим на .

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Голос, которым природа наделила человека, способен передавать звуки не только в разговоре и выражении эмоций, но и при пении. Мелодика человеческого голоса очень богата, палитра ее многокрасочна, а диапазоны высот звучания очень индивидуальны. Именно эти критерии позволили человеку определить в искусстве отдельный жанр вокала.

Само понятие было определено и обозначено еще на латыни (vocalis - «звучащий»). Вокалист - это музыкант, использующий свой голос как инструмент. Он может быть низко звучащим и поющим ноты верхнего регистра. Бас или сопрано, баритон или меццо-сопрано, альт или тенор - это разные типы певческих голосов.

В разряд вокалистов попадают не только певцы классических партий, но и исполнители речитативов и художественной декламации. Композиторы-классики всегда пишут свои произведения, относясь к голосу вокалиста, как к самостоятельному музыкальному инструменту, учитывая его особенности и возможности.

Определение типа певческого голоса

Певческие голоса разделяются на типы по диапазону звуков, высота которых определена индивидуальными возможностями вокалиста. Отнесение голоса к определенному типу - задача очень важная. Бас, альт, сопрано, тенор - что это за диапазон, определить сможет только специалист. Более того, певческий диапазон вокалиста может со временем меняться, а использование голоса за пределами возможностей может сказаться и на здоровье музыканта.

  • Тембр (педагоги по вокалу называют его «цветом голоса»).
  • Тесситура (предельные возможности и выносливость взятия верхних звуков).
  • Артикуляция.
  • Строение гортани (проводится консультация врача-фониатра).
  • Внешние, поведенческие и психологические характеристики вокалиста.

Самый высокий из мужских голосов

Как ни странно, в наше время предметом мечтаний юношей, планирующих сделать вокальную карьеру, является тенор. Это, скорее всего, дань моде. Сегодня она диктуется современными композиторами, которые чаще пишут мужские партитуры для высокого голоса. Так было не всегда. Но нам надо разобраться, тенор - это какой голос?

Классические стандарты типов певческого голоса тенор определяют как самый высокий из мужских диапазонов, обозначенный пределами «до» первой октавы - «до» второй октавы. Но никак нельзя утверждать, что границы эти непоколебимы. Здесь надо сказать, что тенор - это не только классический вокал, когда теноровые партии пишутся строго в пределах диапазона, но и музыкальный регистр для поп- и рок-певцов, мелодии которых часто переходят границу обозначенного диапазона.

Каким бывает тенор

Заключать теноров только в рамки отведенного диапазона будет несправедливо. Сила, чистота и объемность звучания определенных нот теноров позволило им, как и другим типам, получить дополнительную градацию. Тонкости разграничения одного подтипа от другого доступны только опытным преподавателям вокала. Какие же бывает тенор?

Тенор-альтино или контртенор

Голос, похожий на мальчишеский, самый высокий из всех теноров, который не сломался после мутации и сохранился наряду с низким тембром. Этот тенор больше напоминает женский голос: явление крайне редкое, можно назвать ошибкой природы. Примером вокала контртенора может быть «Ария Царицы ночи» в исполнении М. Кузнецова.

Лирический тенор

Лирико-драматический тенор

Подтип тенора близкий к лирическому, но окрашенный обертонами, значительно плотнее и насыщеннее.

Драматический тенор

Из классификации теноров он самый низкий, отличающийся мощностью звучания и близости по тембральному оттенку к баритону. Для драматического тенора пишутся многие оперные партии (Отелло, Герман из «Пиковой дамы»).

Из характеристик подтипов теноров можно понять, что все они, за исключением контр-тенора, отличаются друг от друга своей окраской, тембром. Тенор - это излюбленное звучание голоса для партий героических персонажей, начиная с героев-любовников и заканчивая героями-освободителями, героями-борцами.

Переходные ноты

Еще одним признаком, классифицирующим теноров, будут так называемые переходные участки. На этих нотах голос начинает приспосабливаться и менять способ воспроизведения. Переходные ноты напрямую зависят от строения голосового аппарата. Это предельные высокие звуки, которые певец извлекает без изменения положения связок. Этот участок у каждого вокалиста свой, индивидуальный. Он напрямую зависит от тренировки голосовых связок. Тенор - это самый подвижный из типов певческих голосов. Поэтому переходный участок для тенора будет меняться на протяжении всей карьеры.

Тембр - особенность теноров

Основной ошибкой начинающих юношей-вокалистов при определении своего типа голоса будет попытка классифицировать его только по диапазону. Когда же определением занимается специалист, он непременно будет оценивать тембр голоса. Профессионалы называют тембр «красками звука». Именно тембр помогает голосу воспроизводить ноты точными по высоте и полноценными по силе. Часто бывает, что одного прослушивания не хватает для точного «диагноза». Ведь тембр - это характеристика тоже непостоянная. Но это больше касается классического вокала.

Тенор и современная музыка

А для исполнения современной музыки, не касаясь оперных партий, совершенно не нужно уточнять, какой у вас тенор. Голос может быть просто определен как высокий, средний или низкий. На Западе уже давно практикуется такая градация. В ней тенор - это просто по определению самый высокий из мужских голосов.

Такая условность дает почву для огорчения юношам, имеющим от природы голос низкого или среднего регистра, не такой как тенор. Голос - это музыкальный инструмент, а любому инструменту найдется партия в оркестре. Даже среди современных музыкальных композиций, к сожалению, сегодня ориентированных в основном на теноров, можно услышать уникальные мелодии, написанные и для баритона, и для басов.