Упражнения для хорошего произношения слов. Как улучшить дикцию и речь взрослым и детям: упражнения и скороговорки

Пожалуй, каждому известна история о древнегреческом философе Демосфене, который будучи еще ребенком, был восхищен по воле случая услышанной им речью некоего оратора, сам спустя время решил использовать в качестве своего основного орудия именно слово.

Набивая свой рот камушками, Демосфен в движении старался достигать внятной артикуляции читаемых им на память отрывков из стихотворений, избавляясь тем самым от изъянов своей речи. Ежедневные тренировки принесли ему пользу, дав возможность прославиться лучшим оратором своей эпохи.

Хорошая дикция – это показатель просвещенного человека, его весомое достоинство, которое можно применять во многих жизненных случаях. Написать грамотный и наглядный текст может быть и просто, но произнести его будет уже не так легко. Нечеткая дикция речи может стать на пути, помешать отлично разученному исполнению.

Фактически все дефекты дикции при желании можно откорректировать. Как улучшить дикцию речи быстро? Для этого нужны регулярные тренировки.

Тренировка дыхания

Нехватка дыхания – это без всякого сомнения проблема, с которой мы встречаемся даже в обыденной жизни. Исправить это сможет тренировка диафрагмы. Отменной работой по усовершенствованию дикции является пение гласных звуков на выдохе. Поначалу дыхания будет хватать на малое время, но при постоянных упражнениях можно достичь 20 секунд.

Следующий этап тренировки – это коррекция высоты голоса. Можно тренировать, отрабатывать дыхание, как бы задувая пламя свечи.

Упражнения для улучшения дикции

Существует много полезных упражнений, которые могут улучшить дикцию и четкость речи за короткие сроки. Вот некоторые из них:

Упражнение №1. Артикуляционная зарядка.
  • широко откройте рот и не спеша перемещайте челюстью вперед, а потом назад;
  • стойте ровно и, держа руки на груди, наклоняйтесь вперед, на выдохе говорите низким голосом протяжно гласные "о" , "у", "ы";
  • с закрытым и открытым ртом, напрягая кончик языка, поочередно упирайтесь им в правую и левую щеки;
  • в улыбке с открытым ртом проведите языком по нижним и верхним зубам, и, не двигая челюстью, пересчитайте каждый из них.
Упражнение №2. Скороговорки для развития дикции.

Как улучшить дикцию быстро? Для этого прекрасно подойдут скороговорки. В них сочетаются разные звуки. Припомните дроворубов, которые рубили дубы, или четырех черепашек с четырьмя черепашками. Для улучшения дикции можно произносить скороговорки, положив в рот орехи (из фильма " Карнавал"). Достаточно 5 скороговорок с различными созвучиями, чтобы избавиться от дефектов речи.

Упражнение №3. Слушание своего голоса по диктофонным записям.

Звучание нашего голоса совсем не такое, как мы думаем. Нужно прочитать любое стихотворение, записывая его на диктофон. Полученную запись нужно прослушать. Услышанные изъяны постарайтесь исправить в следующий раз. Записывать нужно, пока не получите идеальный эффект.

Видео - Как улучшить речь и дикцию

Регулярность повторения

Для упражнений по отработке хорошей дикции уделяйте по 10-15 минут в день.

Преступать к следующему заданию необходимо только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее. Регулярные упражнения избавят вас от вопроса как улучшить дикцию и сделают речь отчетливой и внятной.

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой их не замечают. Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи во взрослом возрасте невозможно. Это неверно. Приложив некоторые усилия, можно улучшить свою речь и устранить дефекты звукопроизношения. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо, прежде всего, укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти, наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения.

1. Речевое дыхание.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

  1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
  2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
  3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
  4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
    • аaaaa
    • аaaaaooooooo
    • аaaaaуууууу
  5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).
  6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.
    • Капля и камень точит.
    • Правой рукой строят – левой ломают.
    • Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
    • На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
    • Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
    • На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
    • Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
    Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе? ;о)
  7. Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
    Репка.
    Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
    Пошел дед репку рвать. Тянет - потянет, вытянуть не может.
    Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!
    Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тяну т - потянут, вытянуть не могут!
    Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!
    Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
    Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

2. Голосовые упражнения

№ 1. "Стон"

Вообразите, что у вас болит горло, или голова, или просто ощущается усталость.
Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, рук свободные. Вы на звуке [м] тихо стонете.
Почувствуйте вибрацию на губах, носоглоточной области, в твердом небе, в головном резонаторе. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свой "центр" голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос). Затем произносим звукосочетания:

  • [ма -- мо -- му -- мэ -- ми -- мы]
  • [ мам -- мом -- мум -- мэм -мим -- мым]...
Долго и протяжно тяните звук [м], после чего слитно как одно слово, произнесите на "стоне" фразу: "мам, меду нам". При произнесении фразы сливайте слова в одну непрерывную линию звучания: маммедунам.
А теперь произнесите во время "стона" слоги с другими сонорными:
[ллламм-ллломм-ллумм-ллэмм-ллимм-ллымм]

№ 2. "Гудок"

  • Слитно, как гудок, тяните гласный: ууууу... "Гудок" не громкий, без напряжения, губы в положении "хоботка".
  • А теперь к гласному [у] прибавьте гласный [о]: ууоууоууоуоууо...
  • А теперь с гласным [а]: ууаууаууаууа...
  • Затем с гласным [э]: ууэууэууэууэууэ...
  • Потом с [и]: ууиууиууиууиууи...
  • И, наконец, с [ы]: ууыууыууыууыууы...
Цель этого упражнения состоит в том, чтобы добиться единого качества звучания всех гласных [о, а, э, и, ы]. Для этого надо стараться оставлять губы все время (и при произнесении других гласных) в положении гласного [у] (ощутимы лишь легкие движения губ и языка).
  • А теперь гудите, сливая в одну непрерывную линию звучания все шесть гласных: ууоууаууэууиууы.
Все гласные звучат собранно и близко к губам, звук держится "на губах".
  • [ннамм-нномм-ннумм-ннэмм-ннимм-ннымм]
  • [ррамм-рромм-ррумм-ррэмм-рримм-ррымм]
Произносите гласные мягко. Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для "стона" на сонорных согласных

3. Подвижность органов артикуляции.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

  1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
  2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
    • ааааааааааааа
    • яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
    • ооооооооооооо
    • ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
    • иииииииииииии (рот слегка открыт).
  3. Произнесите гласные звуки с голосом:
    • аaaaaaaaaaaaa
    • яяяяяяяяяяяяяя
    • ооооооооооооо
    • ёёёёёёёёёёёёё
    • иииииииииииии
  4. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
    • аааааэээээ
    • аааааеееее
    • аааааиииии
    • иииииааааа
    • ооооояяяяя
    • аааааииииииооооо
    • иииииээээээааааа
    • аааааиииииэээээоооооо и т.д.
    Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
  5. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
    • Мал, да удал.
    • Два сапога - пара.
    • Нашла коса на камень.
    • Знай край, да не падай.
    • Каков рыбак, такова и рыбка.
    • Под лежачий камень вода не течет.
    • У ужа ужата, у ежа ежата.
  6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки "а", "я".
    Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало,
    Короче становился день,
    Лесов таинственная сень
    С печальным шумом обнажалась,
    Ложился на поля туман,
    Гусей крикливых караван
    Тянулся к югу: приближалась
    Довольно скучная пора;
    Стоял ноябрь уж у двора...
    А. Пушкин
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Упражнения для развития подвижности губ.

При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звука у(ю) требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о(ё) - округлить губы, для с(з) - растянуть губы в улыбке и т.д. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения.
  1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.
  2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.
  3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).
  4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.
  5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.
  6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
  7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом).
    • ииииии (губы растянуты в улыбке);
    • оооооо (губы овалом);
    • уууууу (губы трубочкой).
  8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):
    • сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);
    • шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).
  9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:
    • ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);
    • ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);
    • оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);
    • ааааииииууууыыыы и т.д.
    • ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);
    • ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).
  10. При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).
  11. Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах:
    ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.
    При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом.
  12. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки. Следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз.
    Например:
    • Друг за друга стой и выиграешь бой.
    • От умного научишься, от глупого разучишься.
    • Капуста любит воду и хорошую погоду.
    • У осы не усы, не усищи, а усики.
    • Волки рыщут, пищу ищут.
    • У ёлки иголки колки.
  13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.
    Колокольчики.
    Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь - столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветра колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя. Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.

Упражнения для развития мышц языка.

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стечением согласных, четко отработайте следующие движения.
  1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.
  2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.
  3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).
  4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной стороне и наоборот.
Контроль за правильным выполнением движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.

Прочтите слоги.
  • па, по, пу, пы, пэ
  • пя, пё, пю, пи, пе
  • та, то, ту, ты, тэ
  • тя, тё, тю, ти, те
  • са, со, су, сы, сэ
  • ся, сё, сю, си, се
  • жа, жо, жу, жи, же
  • ап, оп, уп, ып, эп
  • ат, от, ут, ыт, эт
  • ас, ос, ус, ыс, эс
  • аш, ош, уш, ыш, эш

Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прочтите скороговорки.
  • Прохор и Пахом ехали верхом.
  • Галка села на палку, палка ударила галку.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • У быка бела губа была тупа.
  • Водовоз вез воду из водопровода.
  • У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
  • На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
  • Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.
  • Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
  • Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  • Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
  • Чешуя у щучки, щетина у чушки.
  • Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
  • На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
  • Корабли лавировали, да не вылавировали.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.
Важно помнить, что:
  1. Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.
  2. Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
  3. При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.
Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.

Ниже предлагаю упражнения, которые помогут Вам в работе над дикцией.

  1. Произнесите следующие строчки, соблюдая звонкость, собранность и свободу звука:
    Этот зверь зовется лама.
    Лама - дочь,
    И лама - мама.
    (В.В. Маяковский ).
    Русалка плыла по реке голубой,
    Озараяема полной луной.
    (М.Ю. Лермонтов )
    Упражнение следует выполнять вдвоем, чтобы взаимно контролировать друг друга. Разойдясь с товарищем на возможно большее расстояние, представьте, что вы разговариваете в присутствии третьего, спящего, которого вы не хотите разбудить. Естественно, что вы будете говорить тихо и одновременно постараетесь, чтобы тот, кому адресуете речь, слышал вас точно и отчетливо.
  2. Произнесите медленно и отчетливо следующие слова на различение гласных звуков.
    • Анна, адрес, автор, астра, алгебра, нас, бал, мак, старт, рука, як, яр, яд, ягода, яма, Аня, Ася, альт, Альбина, Алиса.
    • бок, вот, гость, горе, дождь, дом, зори, кот, комья, лом, мост, соль, лёд, слёзы, счёт, Лёня, тётя.
    • утро, уголь, ум, узы, узник, зуб, лук, шум, клуб, труд, зовут, пишу, утюг, союз, юг, юла, юноша, юродивый, юмор, в среду, в непогоду.
    • был - бил, выл - вил, мыл - Нил, тыл - тина, рысь - рис, пылать - пилить.
    • бы - бэ, вы - вэ, гы - ге, лы - лэ, мы - мэ, ны - нэ, пы - пэ, ры - рэ, ты - тэ, сы - сэ.
  3. Произнесите следующие фразы с различной интонацией: утверждения, вопроса:
    • Пословица не мимо молвится.
    • Написано пером, не вырубишь топором.
    • Дружба дружбой, а служба службой.
    • Крепкую дружбу и топором не разрубишь
    • Терпенье и труд все перетрут
  4. Произнесите на одном выдохе сочетания согласных. Сделайте это, сначала только артикулируя звуки беззвучно, потом шепотом, и, наконец, отчетливо, громко.
    • Ба - бо - бу - бэ - би - бы
    • ва - во - ву - вэ - ви - вы
    • да - до - ду - дэ - ди - ды
    • Па - по - пу - пэ - пи - пы
    • фа - фо - фу - фэ - фи - фы
    • та - то - ту - тэ - ти - ты
    • Га - го - гу - гэ - ги - гы
    • ка - ко - ку - кэ - ки - кы
    • ха - хо - ху - хэ - хи - хы
  5. Поиграйте с мячиком и слогами. Произнесите:
    • Ппа - ппо - ппу - ппэ - ппи - ппы
    • Бба - ббо - ббу - бби - ббы
    • Пабба - поббо - пуббу - пэббэ - пибби - пыббы
  6. Произнесите на одном выдохе звукосочетания с сонорными согласными. Произнесите сначала шепотом, потом громче и, наконец,громко (но не кричать).
    • лра - лро - лру - лрэ - лри - лры
    • рла - рло - рлу - рлэ - рли - рлы
  7. Произнесите правильно и отчетливо следующие сочетания согласных:
    • Птка - птко - птку - пткэ - птки - пткы
    • Тпка - тпко - тпку - тпкэ - тпки - тпкы
    • Кпта - кпто - кпту - кптэ - кпти - кпты
  8. "Барбанщик "
    Вспомните, как барабанщик отбивает походный марш. Произнесите следующие строчки в такт барабану:
    Пара барабанов -- 3 раза
    Била бурю!
    Пара барабанов -- 3 раза
    Била бой!
    И. Сельвинский.
    Следите за добором дыхания.
    Помните, что сила звука зависит от активности дыхания, а не от физического напряжения гортани, вызывающего перенапряжение голосовых связок.
  9. Произнесите скороговорки и чистоговорки сначала беззвучно, затем вслух, четко артикулируя.
    • Бык туп, тупогуб, тупогубенький бычок.
    • У быка бела губа была тупа.
    • В Чите течет Читинка.
    • Кукушка кукушонку сшила капюшон.
    • Надоел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.
    • От топора копыт пыль по полю летит.
    • Повар Петр, повар Павел Петр плавал, Павел плавал.
    • Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
    • Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
    • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла, наконец.
    • Добыл боболь бобов.
    • Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
    • В один, Клим, клин колоти.
    • Купи кипу пик.
    • Купи кипу пуха.
    • Стоит копна с подприкопеночком.
    • В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
    • Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь.
    • Хвалю Халву.
    • Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
    • У нас гость унес трость.
    • Дробью по перепелам, да по тетеревам.
    • Клара - краля кралась к Ларе.
    • На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
    • На дворе трава, на траве: Раз дрова, два дрова, три дрова.
    • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
    • Съел молодец три пирога с пирогом, да все с творогом.
    • Талер тарелка стоит.
    • Идти на рать, так бердыш брать.
    • Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
    • Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
    • Город Нерль на Нерли реке.
    • А мне не до домогания.
    • На горе Арарат рвала Варвара виноград.
    • У сени и Сани в сенях сом с усами.
    • У осы не усы, не усища, а усики.
    • Осип охрип, Архип осип.
    • Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
    • Сачок зацепился за сучок.
    • По семеро в сани уселись сами.
    • Свиристель свиристит свиристелью.
    • По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
    • Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
    • Около колодца кольцо не найдется.
    • Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружиться.
    • Яшма в замше замшела.
    • Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
    • Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ша, ща, ж, ч, ша, ща.
    • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
    • Щипцы да клещи - вот наши вещи.
    • Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  10. Произнесите выразительно и ясно, на одном выдохе следующую скороговорку. Если дыхания не хватает, сделайте добор воздуха на ":".
    Везет Сеньку Саньку с Сонькой на санках: санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
    Произнесите скороговорку весело, с юмором, озорно, посмеиваясь над происходящим.
    Затем произнесите ее с намерением сообщить нечто страшное, подробно и загадочно раскрывая каждую деталь этого необычайного происшествия.
    Теперь произнесите ее в быстром темпе, как будто вы бежите к остановке автобуса, вы добежали... но автобус ушел!
  11. "Фома неверующий"
    Произнесите следующие фразы с различной интонацией, выделяя отдельные слова.
    Вы как будто ведете диалог с товарищем, который, как "Фома неверующий ", подвергает сомнению каждое ваше слово. Отстаивайте правоту своих слов спокойно, убежденно. Большую убежденность придает речи понижение тона голоса на ударном слове. Последите за этим в упражнении.
    • (произносит с ровной, спокойной интонацией).
    • (логически, интонацией выделяя первое слово).
    • 1-ый. Мимозы Мила маме купила.(отвечая, также интонацией выделяет первое слово).
    • 2-ой. Мимозы Мила маме купила?
    • 1-ый. Мимозы Мила маме купила.
    • 2-ой. Мимозы Мила маме купила?
    • 1-ый. Мимозы Мила маме купила.
    • 2-ой. Мимозы Мила маме купила?
    • 1-ый. Мимозы Мила маме купила!
    Все слова фразы произносите слитно, спокойно, не роняйте концы фраз. Вся фраза до конца должна быть хорошо озвучена. Всегда добивайтесь этого.
    Используйте и другие тексты, в которых много сонорных звуков.Например:
    • На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя.
    • Лавр рвал ландыши и давал их Ларе.
  12. Произнесите стихотворные строчки, меняя темп произнесения (начинайте медленно, потом постепенно убыстряя и, наконец, быстро).
    Ландыши наш Лавр рвал.
    Ларе ландыши давал.
    Лара ландыши брала,
    Рада ландышам была.
  13. Поставьте несложные игровые задачи к следующим скороговоркам и произнесите их вслух:
    • Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
    • 33 корабля лавировали - лавировали да не вылавировали.
    • Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
    • Рапортовал, да недорапотовал, стал дорапортовывать - зарапортовался.
    • Сшит колпак не по-колпаковски, вышит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  14. Произнесите, соблюдая правильное дыхание:
    Во дни сомнений,
    Во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,
    Ты один мне поддержка и опора,
    О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
    Не будь тебя-
    Как не впасть в отчаяние при виде всего,
    Что совершается дома?
    Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
    (И. С. Тургенев)
  15. Прочитайте и осмыслите гекзаметр, составленный А. В. Прянишниковым. Задания:
    • Для развития устойчивости голоса, начинайте читать первую строку гекзаметра монотонно на средней высоте, затем, сделав добор воздуха, продолжайте читать вторую строку также монотонно и на средней ноте, потом третью и т.д. Следите, чтобы голос не дрожал, не качался, все время был ровным и на одной и той же ноте.
    • Для развития высоты голоса первую строку гекзаметра произнесите на самой низкой для вас ноте, вторую строчку выше по тону до самой высокой для вас ноты. Потом по гамме обратно.
    • Для развития силы голоса первую строку читайте шепотом, вторую громче, третью еще громче и т.д., но не кричите. Потом обратно до шепота.
    • Для развития темпа начинайте читать первую строку медленно, вторую быстрее, третью еще быстрее... Потом обратно.
    Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении,
    Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
    Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.
    Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.
    Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье
    И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи.
    Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
    Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
    Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
    Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.
    Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
    Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
    Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
    Рот не ленись открывать, чтобы для голоса путь был свободен;
    Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком -
    Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
    Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и громкость,
    Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
    Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
    Выдох вести экономно - с расчетом на целую строчку.
    Собранность, звонкость, устойчивость, медленность,
    Плавность - вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.
Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.
Желаю удачи!

01.03.2016

Чтобы улучшить дикцию и речь в домашних условиях, без курсов актерского мастерства и индивидуальной работы с преподавателем, я рекомендую использовать «диктофон», а потом две техники. Одну на 10 минут в день, другую от 10 до 45 минут в день.

Чтобы выполнить задание «Диктофон», которое поможет увидеть себя со стороны, удивиться самому себе и сильно захотеть начать активно работать со своей речью, нам понадобиться сам диктофон. Это может быть отдельное устройство или просто мобильный телефон, который может выполнять функцию записи.

Итак, вооружаемся диктофоном и пишем свои разговоры с другими людьми. После этого слушаем их и в вечернем отчете выкладываем свои выводы в диалог.

После записи себя на диктофон, Вам захочется улучшить свою речь. В помощь Вам две техники.

Первая техника.

Скороговорки 5 минут в день с орехами во рту. Всего лишь пять минут, а результат будет ошеломляющий. Сделайте все в той последовательности, какой я сейчас скажу, чтобы сразу увидеть результат.

1. Берем диктофон и пишем себя на него. Наговариваем, что угодно в течение минуты. Про то, как день прошел или что за окном происходит. Без разницы.

2. Слушаем, что наговорили.

3. Берем орехи в рот. Грецкие, фундук… любые. 5 минут говорим скороговорки.

Наскочил корабль на мель. Матросы две недели карамель на мели ели.

Ехал грека через реку. Видит грека: в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку грека — цап!

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава, на траве дрова, Не руби дрова на траве двора.

Орел на горе, перо на орле, Гора под орлом, орел под пером.

4. Снова берем диктофон и наговариваем туда заново, что угодно. После этого слушаем запись и поражаемся чистотой выговаривание слов и звуков…

Вторая техника.

Читаем книгу вслух. Каждый день от 10 до 30 минут. Сколько сможете, если сможете 45 минут, то будет еще лучше. Естественно делаем это с 200% усердием!

Каждый захочет что-то изменить в своей речи.

Рото-глоточная гимнастика

Задача упражнений – активизировать работу мышц мягкого нёба и глотки, укрепить их нервно-мышечную основу, освободить от мышечного зажима мышцы шеи и затылка.

Хороший эффект при освоении фонационного дыхания, воспитании речевого голоса дает речь, произносимая про себя. Она может быть использована не только в дыхательной гимнастике и в упражнениях с текстами, но прежде всего при внутриглоточной артикуляции (упр. 10–13).

Очень полезны упражнения с произнесением носовых согласных при зажатом носе. Они рефлекторно вызывают сильное поднятие нёбной занавески, активизируют её, устраняют застойные явления, т. к. воздушная волна, встретившая препятствие (зажатый нос), во время нормального произнесения текста непроизвольно «подбрасывает» звук вперёд и снимает напряжение с гортани. При начальной тренировке удобнее проговорить с зажатым носом только первую половину скороговорки, тут же произнести ее свободно, затем произнести с теми же приемами и вторую половину текста (упр. 14–15).

Упражнения.

1. «Хочу зевнуть, но не зеваю».

Стать прямо, ноги слегка расставлены, положение тела – «на колок». Начало зевка: хочу зевнуть, но не зеваю. Язык лежит плашмя у нижних передних зубов; слегка открыв рот, потянуть в себя воздух, широко раскрывая зев; во время зевка язык, сильно прогибаясь вниз, оттягивается назад и напрягается; нёбная занавеска при этом поднята, образуя ровные края свода. Подержать гортань в таком напряжённом положении 4–5 секунд, затем опустить нёбную занавеску, расслабив мышцы гортани. Повторить 3–4 раза. Это упражнение укрепляет мягкое нёбо, расширяет гортань, является профилактикой ОРЗ.

2. Рассмотреть перед зеркалом полость зева, одновременно делая выдох на «АХ – АХ – АХ, ОХ – ОХ – ОХ, ЭХ – ЭХ – ЭХ», при этом гласные звуки артикулируются без звука, звук же «X» должен слышаться отчётливо.

3. «Хочу произнести звук „А“, но не могу».

Исходное положение то же; нижняя челюсть опущена вниз как при произнесении звука «А»; язык лежит плашмя на дне ротовой полости, оттягиваясь назад. Нёбная занавеска сильно поднята и напряжена, (беззвучное ариткулирование звука «А»). Подержать гортань в таком положении 4–5 секунд. Повторить упражнение 3–4 раза.

4. «Хочу произнести звук „П“, но не могу».

Исходное положение то же; губы крепко сомкнуты и напряжены, зубы разомкнуты, язык лежит внизу, сильно оттягиваясь назад корнем языка, зев при этом открывается. Нёбная занавеска активно поднята и напряжена, образуя ровный свод и высокий купол. Пытаясь на сильном напряжении губ произнести звук «П», как бы прорвать преграду, но не выполнить это движение.

5. Полоскание гортани гласными звуками – Э – А – О У – Ы – И. Исходное положение то же. Участие в артикуляции принимают только мышцы гортани, губы остаются неподвижны. Мысленно последить за работой зева.

6. Исходное положение то же. Опустить голову вниз и постараться как можно шире раскрыть полость зева. Повторить 5 раз.

7. Исходное положение то же. Спокойно откинуть голову назад, при этом шею не тянуть (ощущение «толстой шеи»), и постараться раскрыть шире зев. Повторить 5 раз.

8. Исходное положение то же. Поворачивать голову вправо и влево, стараясь как можно шире раскрыть зев. Повторить 5 раз.

9. Исходное положение то же. Наклонить корпус тела вперёд и назад, стараясь как можно шире раскрыть зев. Повторить 5 раз.

10. Стать прямо, слегка расставив ноги, руки свободно висят вдоль тела (положение тела «на колок»): несколько раз подряд медленно и негромко произнести взрывные согласные к-г, к-г, к-г… г-к, г-к, г-к… Затем мысленно произнести гласные а-э-о. Всё внимание во время мысленного произнесения гласных сосредоточить на работе зева. Повторить 4–6 раз.

11. Исходное положение то же; повторить предыдущее упражнение, но во время мысленного произнесения гласных наклонить голову вниз до соприкосновения подбородка с грудиной; вернуться в исходное положение (голова прямо).

12. Проделать это же упражнение, мысленно произнося гласные а-э-о, слегка запрокинув голову назад, а также во время наклонов головы к правому и левому плечу, затем вернуться в исходное положение. Эти и подобные упражнения полезно проделывать после гигиенического и вибрационного массажей в области шеи и грудной клетки.

13. Исходное положение то же; производить мягкие, свободные, медленные круговые движения головой справа налево и слева направо, произнося по очереди следующие сочетания согласных с гласными: гми – гма – гмо – гму; зми – зма – змо – зму; бма – бмо – бжу; вми – вма – вмо – ему; гни – гна – гно – гну; зни – зна – зно – зну; бни – бна – бно – бну; вни – вна – вно – вну.

Повторить 5 раз. В дальнейшем можно в этих и подобных упражнениях использовать тексты скороговорок, пословиц.

14. «Наш Полкан из Байкала лакал».

Произнести этот текст, зажав нос большим и указательным пальцами правой руки, затем произнести его свободно, без зажима; то же самое проделать со второй половиной текста: «Полкан лакал, не мелел Байкал».

15. «На мели мы лениво налима ловили, / на мели мы ловили линя.

О любви не меня ли вы мило молили / и в туманы лимана манили меня».

Выполняется аналогично предыдущему упражнению. Это упражнение особенно полезно при частых насморках или же при дурной привычке говорить в нос.

Установка правильной позиции звука

16. «Стон».

Исходное положение: лечь корпусом тела на стол, расслабиться, свесить руки, как плети, с крышки стола вниз; голова лежит на столе щекой вниз; ноги, согнутые в коленях, также расслаблены касаются пола; низ живота упирается в край крышки стола.

Представить себе, что у вас всё болит: голова, горло… Вам надо позвать кого-либо из близких, находящихся в той же комнате, обратить на себя их внимание. Голосовое усилие, особенно связанное с физическим напряжением гортани, причиняет боль. Произнести: «мммм…мммммм….ммм…» Стон должен быть похож на легкое мычание, возникшее на «кончиках» прикрытых губ. Дыхание должно быть достаточно активным. Не напрягайте гортань, активны только дыхательные мышцы и губы.

17. «Баюканье».

Сядьте удобно и свободно, сохраняя правильную осанку. Представьте себе, что убаюкиваете малыша. Вы устали, сами хотите спать, а малыш все никак не засыпает. Баюкайте его тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «мммм…ммм…. ммм…» , но не пойте. Звук рождается на «кончиках» губ. Чуть раскачивайтесь в такт баюканью.

Затем усложнить упражнение, выпуская гласный звук «а» в конце каждого созвучия: «ммммаа… мммаа… ммаа…» . Гласные звуки словно выдуваются сквозь чуть собранные, как для свиста, губы.

18. «Перекличка в лесу».

Представьте себе, что вы в лесу. Окликните друзей, находящихся неподалеку: «Ааааа-ayyyl» Голос должен звучать негромко, без напряжения, на отзвуке напоминая отдаленное эхо. Не раскрывайте слишком широко рот, звуки должны возникать не в полости рта, а на «кончиках» губ. Никто не отозвался… Позовите чуть активнее: «Ээ-эээ-ээй! » Снова никого… Окликните еще громче: «Ооо-го-гооо!» Следите, чтобы звук оставался на губах.

19. «Угольщики».

Представьте себе, что вы продаёте угли. Вначале негромко, без напряжения, монотонно, на одной ноте, тянете слово «уууу-глиииии, ууууу-глиииии, ууууу-глииииии…». Звуки должны возникать на «кончиках» губ, затем можно усилить силу звука, постепенно доводя до самого громкого звучания, и обратно, равномерно убавляя звук, довести до тихого звучания. Следите, чтобы звук оставался на губах. Почувствуйте, как он, опираясь на диафрагму, образует звуковую волну, где сила звука зависит от плотности натяжения диафрагмы и умения как можно дольше удерживать в расширенном положении грудную клетку.

Упражнения для снятия напряжения затылочных мышц:

20. Стать прямо, ноги слегка расставлены, руки свободно висят вдоль тела: легким движением откидывая голову назад, произносить следующие звукосочетания: ГАИ, МАИ, НАИ, ВАЙ,ДАЙ.

21. Исходное положение то же; поднимая плечи вверх, произносить звукосочетания: АМБА, АН ДА, АВДА, АЛ ГА.

22. Исходное положение то же: «перекатывая» запрокинутую голову то вправо, то влево, произносить следующие звуки: ММММ, НННН, ЛЛЛЛ, РРРР.

Упражнения для снятия зажимов нижней челюсти

23. Стать прямо, ноги слегка расставлены. Положение тела «на колок», правой рукой подпереть локоть левой руки, так, чтобы левый кулак упирался в нижнюю челюсть, создавая ей сопротивление.

24. Мягко опуская нижнюю челюсть, произносить следующие звукосочетания: АААМ, АААН, АААЛ.

25. Стать прямо, ноги слегка расставлены, правой рукой захватить нижнюю челюсть с подбородком, ладонь левой руки положить на затылок: произносить слова с ударным «А», при этом создавая и снимая давление во время произнесения слов пар, дар, жар, карта, парта, палка, гадалка и т. д.

26. Сидя на стуле за столом, положить подбородок на стол, руки свободно лежат на коленях. Не отрывая подбородок от стола, произносить как бы вверх следующие звукосочетания: АМБА, АН ДА, АР ДА, АРБА, АЛГА.

27. Стать прямо, положение тела «на колок», руки свободно висят вдоль тела; проверить свободу мышц шеи поворотом головы вправо, влево, наклоном головы вверх, вниз.

28. Произнести вслух, стараясь говорить негромко, следующие звукосочетания:

МММММММАМ, МММММММЭМ, МММММММОМ;

НННННННАН, НННННННЭН, НННННННОН;

ЗЗЗЗЗЗЗАМ, ЗЗЗЗЗЗЗЭМ, ЗЗЗЗЗЗЗОМ; ЗЗЗЗЗЗЗАН, ЗЗЗЗЗЗЗЭН, ЗЗЗЗЗЗЗОН;

ВВВВВВВАМ, ВВВВВВВЭМ, ВВВВВВВОМ; ВВВВВВВАН.

ВВВВВВВВЭН, ВВВВВВВВОН

ЛЛЛЛЛЛЛАМ, ЛЛЛЛЛЛЛЭМ, ЛЛЛЛЛЛЛОМ;

ЛЛЛЛЛЛЛАН, ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЭН, ЛЛЛЛЛЛЛЛОН.

Во время произнесения этих сочетаний слегка поглаживать шею и верхнюю часть груди (прямо или в стороны до подмышечных впадин) то левой, то правой рукой сверху вниз.

Артикуляционная гимнастика для губ.

29. Вытянуть губы в трубочку, растянуть в улыбке – уголки губ вверх (повт. 5–6 раз).

30. Вытянуть губы в трубочку, растянуть в улыбке – уголки губ вниз (повт. 5–6 раз).

31. Вытянуть губы в трубочку – движение трубочки вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения трубочкой по часовой и против часовой стрелки (нижняя челюсть неподвижна).

32. Скользить верхней губой по верхним зубам, оголяя зубы, при этом губа плотно прижимается к зубам (повт. 5–6 раз).

33. Скользить нижней губой по нижним зубам, оголяя зубы, при этом губа плотно прижимается к зубам не оттопыриваясь (повт.5–6 раз).

34. Переменное скольжение верхней и нижней губ по верхним и нижним зубам (повт. 5–6 раз).

35. Одновременное скольжение верхней и нижней губ по верхним и нижним зубам (повт. 5–6 раз).

36. Произнести на выдохе звук П-П-П-П-П…

37. Произнести на выдохе звук Б-Б-Б-Б-Б…

38. Произнести на выдохе поочерёдно звуки П и Б: П-Б-П-Б-П-Б-П-Б-БББББББББББББББ… (следить, чтобы губы были прижаты к зубам, а щёки не раздувались).

Артикуляционная гимнастика для языка.

39. Язык лежит плашмя на нижней губе (рот слегка приоткрыт); оттянуть корень языка как можно дальше назад, вернуть в исходное положение (повт. 5–6 раз).

40. Массаж кончиком языка твёрдого нёба вдоль и поперек, круговыми движениями языка в правую и левую стороны (нижняя челюсть неподвижна).

41. Рот закрыт, зубы разомкнуты; язык движется вправо, влево, упираясь кончиком в правую и левую щёки (нижняя челюсть неподвижна).

42. Язык лежит плашмя на нижней губе (рот слегка приоткрыт); коснуться кончиком языка верхних альвеол, принять исходное положение; коснуться кончиком языка средней части твёрдого нёба, принять исходное положение; коснуться кончиком языка задней части твёрдого нёба, принять исходное положение (повт. 5–6 раз).

43. Рот закрыт; коснуться, едва дотрагиваясь кончиком языка, верхних передних зубов – И.П.; сильно упереться кончиком языка в верхние передние зубы – И.П. (повт. 5–6 раз).

44. Массаж наружной стороны дёсен языком по часовой стрелке и против; нижняя челюсть неподвижна (повт. 5-6раз в одну и другую стороны).

45. Рот приоткрыт; коснуться кончиком языка верхней губы, правого уголка рта, нижней губы, левого уголка рта; тоже самое в обратную сторону; нижняя челюсть неподвижна (повт. 5–6 раз).

46. Рот открыт на звук А, расстояние между зубами 2 пальца, высунуть язык жалом (следить, чтобы он не лежал на нижней губе, а находился на весу); язык движется вправо, влево, как бы стараясь дотянуться до правого и левого уха; язык движется вверх, вниз, как бы стараясь дотянуться до кончика носа и подбородка; круговые движения языком в правую и левую стороны.

47. Высунуть язык лопатообразно как можно дальше, свернуть в трубочку и втянуть в ротовую полость корнем языка как можно глубже, втягивая в себя воздух (повт. 5–6 раз).

48. Произнести глухие звуки без участия голоса, а звонкие с участием голосовых складок: Т-Т-Т-Т-Т; Д-Д-Д-Д-Д; ДДДДДД…; Ть-Ть-Ть-Ть-Ть; Дь-Дь-Дь-Дь-Дь; ТР-ТР-ТР-ТР-ТР; ДР-ДР-ДР-ДР-ДР; ТР-ДР, ТР-ДР, ТР-ДР, ТР-ДР, ТР-ДР; РРРРРРРРР… РьРьРьРьРь..; РРРРР-РьРьРьРьРь, РРРРР-РьРьРьРьРь, РРРРР-РьРьРьРьРь; С-С-ССС; 3-3-3-3-3; С-3, С-3, С-3, С-3, С-3; ССССС, 33333..; Ч-Ч-Ч-Ч-Ч; Щ-Щ-Щ-Щ-Щ; Ч-Щ, Ч-Щ, Ч-Щ, Ч-Щ, Ч-Щ; ЩЩЩЩЩ..; Ж-Ж-Ж-Ж-Ж; Ш-Ш-Ш-Ш-Ш; Ш-Ж, Ш-Ж, Ш-Ж, Ш-Ж, Ш-Ж; К-К-К-К-К; Г-Г-Г-Г-Г; Х-Х-Х-Х-Х; К-Г-Х, К-Г-Х, К-Г-X, Э-А-О; К-Г-Х, К-Г-Х, К-Г-Х, Э-А-О; К-Г-Х, К-Г-Х, К-Г-Х, Э-А-О.

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти:

49. Рот закрыт, губы сомкнуты; опустить нижнюю челюсть вниз на расстояние звука А, принять исходное положение (повт. 5–6 раз).

50. Нижняя челюсть слегка опущена вниз; плавное движение нижней челюсти вправо, влево, вперёд, назад; круговые движения нижней челюстью в правую и в левую стороны (резких движений не допускать).

51. Взять правой рукой левую руку под локоть, а кулаком левой руки подпереть нижнюю челюсть. Опускать нижнюю челюсть вниз на сопротивлении о кулак без звука и со звукосочетаниями: НА, НА, HA; ДA, ДА, ДА; МАЙ, МАЙ, МАЙ; ГАЙ, ГАЙ, ГАЙ; ДАЙ, ДАИ, ДАЙ (эти упражнения хорошо снимают подчелюстной зажим).

Люди с четкой от природы дикцией встречаются крайне редко. Но, не стоит считать, что дикцию нельзя улучшить. Усовершенствовать свое произношение может каждый из нас. Поставить правильную дикцию можно не только в детском возрасте, но и у взрослого человека. О специальных приемах и техниках мы расскажем в этой статье.

Дикция — это четкое произношение звуков и слов. Понятная и красивая речь положительно сказывается на восприятии человека, который ее имеет. Поэтому обладать четкой и внятной дикцией должен не только диктор центрального телевидения, но и каждый из нас.

Если вы хотите не просто говорить, а сделать так, чтобы ваши собеседники вас поняли, необходимо работать над своей дикцией. Особенно, если она нуждается в этом.

Из чего состоит дикция:

Отчетливая артикуляция (Правильное и четкое произношение звуков). Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.

Правильная артикуляция (Согласованное движение мышц артикуляционного аппарата). Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки и т.п. При таких физиологических отклонениях может появится картавость, гнусавость.

Тембр . Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.

Интонация . Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.

Надо ли для развития дикции читать вслух?

Каждый логопед вам скажет, что одним из лучших упражнений для дикции является чтение вслух. При этом, важно не количество прочитанных слов, а артикуляция и четкость произношения звуков.

При использовании этого приема не стоит забывать и о том, что чтение имеет и другие полезные качества. Приятным «бонусом» такого приема улучшения дикции станет увеличение словарного запаса, улучшение воображения, развитие памяти.

Многие люди любят читать, и при этом их дикция оставляет желать лучшего. Именно поэтому, читать нужно вслух. Стараться внятно и с выражением произносить написанные в книги буквы и слова, окрашивать своею речь в эмоциональные краски.

Регулярное чтение вслух поможет избавиться от косноязычия, оговорок, запинок и других вещей, которые негативно сказываются на дикции.

Так как текст книг, особенно в классической литературе, сильно отличается от того, как мы разговариваем в повседневной жизни, поможет вам не только красиво выражаться, но и формировать свою речь согласно литературному языку.

Читая вслух не стоит спешить. Сядьте в удобное кресло и возьмите книгу. Желательно, чтобы это была одна из ваших любимых книг. Конечно боевики или российские «детективы» для такой практики не подходят. Сложная научная литература тоже.

Очень красивый слог у Льва Николаевича Толстого. Но, в его главном произведение «Война и мир» слишком много французского языка. Поэтому это произведения вам не подойдет. Практикуйтесь на его более ранних рассказах.

Очень хорошо для чтения вслух подойдет советская фантастика. Особенно произведения братьев Стругацких. К сожалению их современные последователи слишком упростили жанр и вряд ли подойдут для чтения вслух.

Читайте выбранное произведение выразительно, обозначая ударения и делая необходимые паузы. Если возвращаться к Стругацким, то послушайте аудиокниги этих авторов, записанные Владимиром Левашовым. Возьмите его дикцию за эталон и попробуйте повторить.

Можно пойти дальше и добавить в свое чтение вслух немного артистизма. Постарайтесь представить героев произведения, их внешность и характер. После чего внесите в их реплики индивидуальные нотки. Но, конечно не стоит забывать о самом главном – тренировки дикции. Перебарщивать с артистизмом не стоит.

Когда вы станете читать вслух уверенно, можно немного увеличить скорость чтения. Но, важно четко и внятно произносить звуки и слова. При увеличении скорости чтения нельзя сбиваться монотонность и излишнему ускорению. Даже если на следующей странице книги вы узнаете развязку события.

Для того, чтобы чтение вслух дало эффект, важно читать не менее 30 минут в день. И уже через месяц вы сможете добиться заметных успехов. А для того, чтобы быть точно уверенным в том, что ваша дикция прогрессирует, запишите на диктофон то, как вы начинали читать вслух и то, как читаете через некоторое время таких регулярных тренировок.

Как улучшить дикцию взрослому, подростку?

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ . Хорошим способом улучшить свою дикцию является использование для этого грецких орехов. Их нужно заложить за щеку (по одному с каждой стороны) и проговаривать скороговорку в течении нескольких минут. После чего необходимо извлечь орехи и вновь проговорить туже самую скороговорку.

КАРАНДАШ В ЗУБЫ . Зажмите зубами карандаш и прочтите с выражением какое-нибудь стихотворение по памяти.

ВАЖНО: Обе методики можно применять как детям, так и взрослым. При их регулярном использовании можно улучшить дикцию, сделать речь более раскрепощенной и свободной. Такая методика может применять даже в случаях нарушения речи в следствии инсульта.

ЗАПИСЬ НА ДИКТОФОН . Эту методику можно совместить с чтением вслух, о котором мы рассказывали выше. Включите диктофон перед началом чтения вслух и запишите фрагмент любого текста, прочитанного вами. Затем нужно прослушать запись и отметить звуки, которые вы неправильно выговариваете. При последующем чтении книг вслух старайтесь уделять особое внимание проблемным звукам.

СКОРОГОВОРКИ . Пожалуй, самым известным способом улучшить свою дикцию являются скороговорки. Повторяйте ежедневно эти ритмичные фразы. Особое внимание уделите произношению проблемных звуков. Если ваша дикция страдает от неправильно произнесенных шипящих или свистящих звуков, то решить эту проблему можно с помощью скороговорки:

АРТИКУЛЮЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА . Существует масса упражнений для улучшения дикции, которые входят в понятие артикуляционной гимнастики. С их помощью можно существенно улучшить произношение у взрослого человека. О них мы расскажем в разделе «Упражнения для дикции и артикуляции».

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА . Многие недооценивают правильную осанку и дыхание во время общения с другими людьми. Но, без этого иметь правильную дикцию нельзя. Правильным вдохам и выдохам посвящены целые курсы при изучении актерского дела. И если вы хотите разговаривать как Андрей Миронов или Василий Ливанов, то обязательно, несколько минут в день уделите тренировкам дыхания.

  1. Встаньте прямо, руки поставьте на пояс, а ноги на ширину плеч
  2. Сделайте медленный вдох через слегка приоткрытые губы
  3. Затем попробуйте также вдыхать воздух читая текст вслух
  4. Затем еще больше усложните задачу: двигайтесь по комнате, делайте вдох и говорите
  5. При выдохе поднимайтесь и тяните букву «м-м-м»

Разминка для дикции

Карандаш в зубах — отличное упражнение для дикции

Перед публичными выступлениями обязательно нужно провести разминку дикции. Для этого можно воспользоваться способами, описанными выше. Например, взять в зубы карандаш и прочесть несколько скороговорок. После чего нужно произнести тоже самое без карандаша.

Попробуйте произнести сложные слова из текста, который нужно донести до слушателей, несколько раз. Прочтите любимое стихотворение по памяти. Нескольких минут такой разминки хватит чтобы размять свои голосовые связки, мышцы лица и настроить себя на выступление.

Также размять дикцию можно с помощью следующих упражнений:

Высунуть и спрятать Выдвигаем язык вперед как можно дальше, затем прячем его обратно. Двигаем языком вперед, а потом назад. Продолжительность упражнения - 2-4 минуты
Укалывание щек языком Начинаем колоть по очереди свои щеки языком. Сначала колим левую щеку, потом правую. Продолжительность упражнения 3-5 минут
«Чистка зубов» Вращаем язык во рту по кругу. Рот при этом должен быть закрыт. Делаем 15-20 вращений по часовой стрелке и наоборот
Круговые движения Вытягиваем язык и крутим ним по кругу. Делаем 10-15 кругов по часовой стрелке, затем против
«Трубочка - улыбка» Вытягиваем губы вперед, через 3 секунды начинаете улыбаться как можно шире. Сначала губы вперед, затем назад. Делаем это упражнение минимум 3 минут.
«Пузырь» Надуваем сначало одну щеку, затем другую. Продолжительность 2 минуты

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести не единого слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.

Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Существуют как универсальные упражнение, таки те, которые призваны помочь исправить конкретную проблему. Например, свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того, чтобы решить эти проблемы придется поработать.

Упражнения для дикции и голоса

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы. Но, в отличии бицепса и грудных мышц, нам не понадобятся спортивные снаряды.

1. Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О» . При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если произносить звуки как можно глубже в полости рта.

2. Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести:

  • «ГЛ» , «ВЛ» , «ВН» — для верхней губы
  • «КС» , «ГЗ» , «ВЗ» , «БЗ» — для нижней губы

3. Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У» .

4. Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений неба, щек и губ тянем звук «М» .

Выполняя эти упражнения для дикции можно ощутить результат уже через несколько регулярных занятий.

Упражнения для дикции и артикуляции

Так как в четком произношении очень активно «работает» кончик языка, есть несколько упражнений, которые помогут улучшить его активность.

1. Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов «проговаривайте» да-да-да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д» .

2. Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить резко и напоминать звук «Фу» . Проведите такое упражнение несколько раз.

3. Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б» , то потренируйте свои губные мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.

4. Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.

При регулярном декларировании текста с увеличенной громкостью вы в скором времени сможете контролировать необходимо количество воздуха и сможете с успехом выступать перед большой аудиторией.

5. Есть еще одно упражнение для улучшения артикуляции. Возьмите несколько строк из вашего любимого стихотворения. После чего исключите из этих строк согласные звуки и пропойте только гласные. Затем вставьте согласные и звонко произнесите их не изменяя стиль произношения гласных.

Также артикуляцию можно улучшить с помощью таких упражнений:

Если вы заметили у себя проглатывание окончания слов, то прочтите любой текст, подчеркивая окончания написанных в нем слов. Делать это нужно ежедневно, и через некоторое время можно будет забыть о такой проблеме своей дикции.

При проблеме с произношением какой-либо отдельной буквы, возьмите толковый словарь русского языка и четко прочтите все слова на эту букву. Делайте это регулярно. При желании запишите это упражнение на диктофон.

Скороговорки для развития дикции

Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.

Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на работу. Специалисты считают, что три недели использования скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.

Вот, наиболее популярные скороговорки, которые помогут улучшить дикцию:

Кристина. Я с Юга России и раньше часто «гхэкала». Когда училась в Петербурге очень стеснялась этого. Поискала в интернете и нашла простой способ избавления от этого речевого дефекта. Нужно просто проговаривать фразы, содержащие звук «Ге». Необходимо акцентировать внимание на этом звуке и четко его проговаривать. Уже через две недели я стала правильно проговаривать этот звук и забыла об этой проблеме.

Юрий. Еще в студенческие годы участвовал в драмкружке. Наш руководитель тактично намекнула, что у меня не самая лучшая дикция. И попросила, хотя бы 30 минут в день читать книги вслух. Мне так понравилось это упражнение, что я стал ему уделять даже больше времени. И дикция стала заметно лучше.

Видео. Упражнение для дикции, которое за неделю сделает Вашу речь красивой