Я-образ»: понятие, структура, функции. Подходы к изучению образа-я в психологической науке

Введение

Я – концепция с момента своего зарождения становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я – концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти.

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Поэтому исследования в области самосознания имеют огромное значение для каждого индивида, т. к. позволяют наиболее глубоко изучить особенности собственной психики, и, возможно, решить какие-либо значимые проблемы.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что феномен я – концепции окончательно не изучен по сей день и требует более глубинного рассмотрения, т. к. человек испокон веков задавался вопросом «кто есть я?» и до сих пор не нашел ответа.

Цель исследования: анализ теоретических подходов к пониманию Я – концепции и ее структуры в психологической науке.

Объектом исследования является Я – концепция личности, а предметом – теории, изучающие Я – концепцию личности.

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

1. Проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме

2. Выявить взгляды отечественных и зарубежных авторов на сущность Я – концепции.

3. Определить специфику структуры Я – концепции.

Основоположником изучения «Я – концепции» принято считать У. Джемса, который в своей модели разделил личность на две составляющие: «Я» – познаваемое и «Я» – познающее, подчеркивая, что такое деление условно и отделить одну от другой возможно лишь в чисто теоретических построениях.

Также вклад в исследование феномена я – концепции внесло множество различных ученых, так или иначе касающихся вопросов самосознания личности, и изучающих его с различных позиций, таких, как: У. Джемс, Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Т. Шибутани, Р. Бернс, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон…

Наконец, человек, будучи существом социальным, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий.


Глава 1 Теоретические подходы к изучению Я – концепциив психологической науке

На данном этапе развития психологии проблематика Я – концепции привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей. Не все авторы используют термин «Я – концепция», также для обозначения этой содержательной области применяются термины «образ Я», «когнитивный компонент самосознания», «самовосприятие», «самоотношение» и т. п.

Я – концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательная составляющая Я – концепции – образ Я или картина Я; составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, – самооценка или принятие себя. Я – концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем.

Как отмечает Бернс, выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я – концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Применительно к Я – концепции три главных элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

1. Когнитивная составляющая установки – образ Я – представление индивида о самом себе.

2. Эмоционально – оценочная составляющая – самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. .

Я – концепция личности может быть представлена как когнитивная система, выполняющая функцию регуляции поведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две большие подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Личностная идентичность относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Социальная идентичность складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т. д. Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения.

Категории «Я – концепции» базируются, подобно любой категоризации, на восприятии внутригруппового сходства и межгруппового различия. Они организованы в иерархически классифицированную систему и существуют на разных уровнях абстрагирования: чем больший объем значений охватывает категория, тем выше уровень абстрагирования, и каждая категория включена в какую-то другую категорию, если она не является самой высшей.

И.С. Кон раскрывая понятие «Я» как активно-творческое, интегративное начало, позволяющее индивиду не только осознавать себя, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность, отмечает двойственность этого понятия, сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»:

1) «Я» как субъект мышления, рефлексивное «Я» – активное, действующее, субъектное, экзистенциальное «Я» или «Эго»;

2) «Я» как объект восприятия и внутреннего чувства – объектное, рефлективное, феноменальное, категориальное «Я» или образ «Я», «понятие Я», «Я – концепция» .

Рефлективное «Я» – своего рода когнитивная схема, лежащая в основе имплицитной теории личности, в свете которой индивид структурирует свою социальную перцепцию и представления о других людях. В психологической упорядоченности представления субъекта о себе и своих диспозициях ведущую роль играют высшие диспозиционные образования – система ценностных ориентаций в частности.

И.С. Кон поднимает вопрос о том, может ли индивид адекватно воспринимать и оценивать себя, в связи с проблемой соотношения главных функций самосознания – регуляторно-организующей и Эго-защитной. Чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен обладать адекватной информацией, как о среде, так и о состояниях и свойствах своей личности. Напротив, Эго-защитная функция ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа «Я» даже ценой искажения информации. В зависимости от этого один и тот же субъект может давать как адекватные, так и ложные самооценки. Пониженное самоуважение невротика – это мотив и одновременно самооправдание ухода из деятельности, тогда как самокритика творческой личности – стимул к самосовершенствованию и преодолению новых рубежей.

Структура феноменального «Я» зависит от характера тех процессов самопознания, результатом которых она является. В свою очередь, процессы самопознания включены в более объемлющие процессы общения человека с другими людьми, в процессы деятельности субъекта. От того, как будут поняты эти процессы и каким, следовательно, предстанет в исследовании сам субъект, носитель самосознания, зависят и результаты анализа строения его представлений о себе, его «Я – образов», его отношения к самому себе. .

Признание и принятие всех аспектов своего аутентичного Я в противоположность «условному самопринятию» обеспечивает интегрированность Я – концепции, утверждает Я в качестве мерила самого себя и своей позиции в жизненном пространстве. Внутренний диалог здесь выполнят функции прояснения и утверждения самоидентичности, а его конкретные формы, причины возникновения и мотивы указывают на степень гармоничности – противоречивости, зрелости самосознания. Психологические конфликты тогда становятся препятствием личностному росту и самоактуализации, когда прерывается, «расщепляется» взаимодействие, диалог Я – образов, каждый из которых, являясь существенной частью Я – концепции, силится «заявить о себе», «заговорить», «быть услышанным», но не принимается за свой, отторгается или защитно трансформируется. Возможно возникновение конфликта между любыми, образовавшимися в результате дихотомического противопоставления, аспектами личности.

Отношение личности к себе, возникая как результат деятельности самосознания, являясь в то же время одним из фундаментальных ее свойств, значительно влияющих на формирование содержательной структуры и формы проявления целой системы других психических особенностей личности. Адекватно осознанное и последовательное эмоционально-ценностное отношение личности к себе является центральным звеном ее внутреннего психического мира, создающим его единство и целостность, согласовывая и упорядочивая внутренние ценности личности, принятые ею в отношении самой себя.

Проблема «Я» в психологии

Самосознание возникает онтогенетически несколько позже сознания. Оба эти явления сами по себе достаточно сложны и каждое из них представляет многоуровневую систему.

С точки зрения психологии, человеческое «Я» это высшее и сложнейшее интегральное образование в духовном мире человека, это динамическая система всех сознательно осуществляющихся психических процессов . «Я» – и сознание, и самосознание как целое. Это некий нравственно-психологический, характерологический и мировоззренческий стержень личности.

«Я» находится в прямой зависимости от отдельных психических функций. Ослабление ощущений и чувств тут же сказывается на нашем «Я», которое выражается ощущением своего бытия в мире, своим самоутверждением. «Я» выступает, прежде всего, как субъект сознания, субъект психических явлений в их интегральной целостности. Под «Я» имеется в виду личность такая, какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя. «Я» – это регулятивный принцип психической жизни, самоконтролирующая сила духа; это то, чем мы являемся и для мира, и для других людей в своей сущности и, прежде всего, для самих себя в своем самосознании, самооценке и самопознавании.

Самосознание – это деятельность «Я» как субъекта по познанию или созданию образа «Я».

По мнению Д.А.Леонетьева,«Я» – это форма переживания человеком своей личности , форма, в которой личность открывает сама себя. «Я» имеет несколько граней.

1. Первая грань «Я» – это так называемое телесное , или физическое «Я», переживание своего тела как воплощения «Я», образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного, или физического «Я» мы ощущаем не столько личность, сколько ее материальный субстрат – тело. Особенно большое значение телесное «Я» приобретает в подростковом возрасте, когда собственное «Я» начинает выходить для человека на передний план, а другие стороны «Я» еще отстают в своем развитии.

2. Вторая грань «Я» – это социально-ролевое «Я», выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций.

3. Третья грань «Я» психологическое «Я». Оно включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой Я?». Психологическое «Я» составляет основу того, что в психологии называют «Образом Я» или «Я–концепцией», хотя телесное и социально-ролевое «Я» в него тоже входят.

4. Четвертая грань «Я» – это ощущение себя как источника активности или, наоборот, пассивного объекта воздействий, переживание своей свободы или несвободы, ответственности или посторонности. Д.А.Леонтьев назвал эту грань «экзистенциональным «Я».

5. Пятая грань «Я» – это самоотношение , или смысл «Я». Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка – общее положительное или отрицательное отношение к себе. Далее следует отметить самоуважение, самопринятие.

| следующая лекция ==>

Утверждает, что «Я-концепция» не просто продукт самосознания, но и важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельности, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми.

В результате анализа «Я-образа» данный ученный выделяет в нем два аспекта: знание о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе различные знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе - его «Я-концепцию». Однако знания о самом себе, естественно, ему не безразличны: то, что в них раскрывается, оказывается субъектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Не все реально постигаемо в себе самом и не все в самоотношении ясно осознается; некоторые аспекты «Я-образа» оказываются ускользающими от сознания, неосознанными.

Таким образом, понятия «Я-концепция» и «Я-образ» В.В. Столин использует как синонимы, а при рассмотрении соотношения самосознания и «Я-концепции», следуя за У. Джемсом, исходит из того, что «Я-концепция» является продуктом самосознания. Сделанный вывод характеризует только один из подходов. Суть другого заключается в том, что «Я-образ» является продуктом самосознания, но в то же время «Я-концепция» рассматривается как синонимичное понятие само-познанию. И в этом случае «Я-образ» является структурным компонентом «Я-концепции» (самосознания).

Так, например, словарь «Психология» под редакцией А.В. Петровского и М.Я. Ярошевского трактует «Я-концепцию» как относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений инди-вида о самом себе, на основании которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Это идеальная представленность инди-вида в себе как в другом.

Но, если в трактовке «Я-концепции» (самосознания) значительных рас-хождений нет, то её структурные компоненты понимаются различными уче-ными неоднозначно. Это обусловлено разноуровневым строением самосозна-ния, включающим в себя как осознаваемые, так и трудно осознаваемые компоненты.

Так, Р. Берне описывает «Я-концепцию» как совокупность всех пред-ставлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Он предлагает рас-сматривать «Я-концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя.


В «Я-концепции» он выделяет три составляющие:

1. «Я-образ» - представление индивида о самом себе.

2. Самооценка - адекватная оценка этого представления, обладающая раз-личной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик.

3. Поведенческая реакция - те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой.

Каждый из этих компонентов, с точки зрения Р. Бернса, может быть представлен, по крайней мере, в трех модальностях:

1) реальное «Я», отражающее установки, которые связаны с актуаль-ными способностями, ролями, статусами («Я»-на-самом-деле»);

2) социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мне-нием человека о том, как его видят другие («Я»-глазами-других»);

3) идеальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с пред-ставлением человека о желаемом «Я» («Я»-каким бы-я-хотел-быть»).

Таким образом, «Я-концепция» используется Р. Бернсом как собира-тельный термин для обозначения всей совокупности представлений человека о себе. Итоговая структура «Я-концепции» по Р. Бернсу может быть пред-ставлена в схеме (см. схему 1).

Структура «Я-концепции» (по Р. Бернсу)

В отличие от Р. Бернса Рут Стренг выделяет четыре основных аспекта «Я»:

1) общая или основная «Я-концепция»;

2) временная или переходная «Я-концепция»;

3) социальное «Я»;

4) идеальное «Я».

Общая или основная «Я-концепция» - это представление о собственной личности, восприятие своих способностей, статуса и ролей во внешнем мире. Переходная «Я-концепция» зависит от настроения, ситуации, от прошлых или текущих переживаний. Социальное «Я» - представление о том, что о нем ду-мают другие. Идеальное - то, каким человек хотел бы стать. Это представле-ние может быть реалистическим, заниженным или завышенным. Заниженное идеальное «Я» препятствует достижениям, завышенный образ идеального «Я» может привести к фрустрации и снижению самооценки. Реалистическое спо-собствует принятию самого себя, психическому здоровью и достижению реа-листичных целей.

В работах психологов установлено, что «Я-концепция» развивается в социальном взаимодействии (Дж. Мид , Ч. Кули , Т. Шибутани и др.). По ис-следованиям Дж. Мида, то, как человек оценивает самого себя, соответствует тому, как, по его мнению, о нем думают люди вообще, а также люди во вре-менной группе, участником которой он является. То, что в действительности люди думают о нем, оказывается несколько отличным. Данную закономер-ность мы будем учитывать при разработке тренинговой программы.

Г. Крайг отмечает, что «Я-концепция» играет важнейшую роль в фор-мировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте должны быть согласованными, то есть не противоречащими друг другу, иначе произойдет фрагментация личности. «Я-концепция» вклю-чает в себя как реальное, так и идеальное «Я» - наше представление о том, каковы мы на самом деле и о том, какими нам следовало бы быть. Человек, воспринимающий эти два «Я» как не слишком далеко стоящие друг от друга, скорее станет зрелым и приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное «Я» намного ниже «Я» идеального.

«Я-концепция» может выполнять как функцию самообвинения, так и функцию самопоощрения. Когда поведение человека согласуется с его «Я-образом», он часто может обойтись и без одобрения окружающих: он доволен собой и ему не надо других наград. Факторы, влияющие на «Я-концепцию» ребенка, представлены в схеме 2.

Я-концепция

Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое с другими людьми и относится к себе. Я-к. - целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, собственного Я, выступающий как по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный - своих качеств, способностей , внешности, социальной значимости и т. д. (); эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.; оценочно-волевой -стремление повысить самооценку , завоевать уважение и т. д. Я-к. - предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом . Ее составляющие: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные ), динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, даже если бы это заведомо оказалось невозможным, эмоциональное отношение к этим представлениям и убеждениям о себе, соответствующая поведенческая ) и др. Я-к. - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности , идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Становление Я-к., будучи в конечном счете обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе к-рого субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-к., и прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Я-концепция

Относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Я-концепция содержит компоненты:

2 ) эмоциональную - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.;

3 ) оценочно-волевую - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр.

Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят:

1 ) физическое Я - схема собственного тела;

2 ) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;

3 ) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

4 ) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5 ) экзистенциальное Я -; как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6 ) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

7 ) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.

Я-концепция - важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Система представлений человека о самом себе.

Специфика.

Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Основными источниками Я-концепции выступают:

1. Сравнение себя с другими;

2. Свидетельства восприятия другими;

3. Оценка результатов деятельности;

4. Переживание внутренних состояний;

5. Восприятие своего внешнего облика.

Выполняет функции:

Структурирования и обработки поступающей информации в аспекте имеющихся схем, отражающих личностные качества,

Мотивирования к повышению собственной значимости.

Структура.

Выделяют следующие ее составляющие:

Я-физическое, как схему собственного тела;

Я-социальное, соотносимое со сферами социально интеграции (половой, этнической, гражданской, ролевой);

Я-экзистенциальное, как оценку себя в аспекте жизни и смерти.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Я-КОНЦЕПЦИЯ

(англ. self-concept ) - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку ; в) субъективное восприятие влияющих на собственную внешних факторов. Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии , представители которой (А . Маслоу , К . Роджерс ), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э . Эриксон ). Однако первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У. Джемсу , разделившему глобальное, личностное Я (Self ) на взаимодействующие Я-сознающее (I ) и Я-как-объект (Me ).

Я-к. часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом , выделяют в ней 3 структурных компонента: 1) когнитивный компонент - «образ Я» (англ. self-image ), к которому относится содержание представлений о себе; 2) эмоционально-ценностный () компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self-esteem ); 3) поведенческий компонент , который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

Я-к. - целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с т. зр. содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени.

В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-к. Напр., Р. Бернс представляет Я-к. в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-к., конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности: 1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле); 2) Я (каким я хотел бы и/или должен стать); 3) зеркальное Я (каким меня видят др.). Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов - физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я .

Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств , служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний (см. ).

В зависимости от того, на каком уровне - организма, социального индивида или личности - проявляется активность человека, в Я-к. выделяют: 1) на уровне «организм-среда» - физический Я-образ (), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма; 2) на уровне социального индивида - социальные идентичности : половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности; 3) на уровне личности - дифференцирующий образ Я , характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации. Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющие Я-к. (В. В. Столин): 1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с др. людьми и 2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности.

Выделяются также динамическое «Я» ( , по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «презентируемое Я» («я-маска», каким я себя показываю другим), «фантастическое Я», триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п.

Важнейшей функцией Я-к. является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-к. формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения - и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение.

Соотношение понятий Я-к. и самосознания точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-к. как результат, итоговый продукт процессов самосознания. (А. М. Прихожан.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Я-концепция

   «Я-КОНЦЕПЦИЯ» (с. 665) - см. «Я-концепция»


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Я-концепция

Динамичная, более или менее осознанная система представлений человека о себе. Мы испытываем чувство собственной идеитичности (отличия от остальных), а также чувство взаимозависимости (принадлежности к обществу и ассоциации с другими людьми). В разных культурах существует тенденция к усилению роли индивидуальности или взаимозависимости у отдельных людей. В индивидуалистских культурах, таких как Великобритания, США и Австралия, подчеркивается ведущая роль индивидуализма в процессе социсыизации, а в коллективистских культурах. таких как Япония и Китай, внимание сосредоточено на взаимной зависимости членов общества. «Я»концепция имеет два главных аспекта: и самооценку.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "Я-концепция" в других словарях:

    КОНЦЕПЦИЯ - (от лат. conceptio понимание, система), определ. способ понимания, трактовки к.л. предмета, явления, процесса, основная т. зр. на предмет или явление, руководящая идея для их систематич. освещения. Термин «К.» употребляется также для… … Философская энциклопедия

    Концепция маркетинговой деятельности - подход, на основе которого коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность. Различают пять основных подходов, соответствующих различным периодам (американской) экономики: 1 концепция совершенствования производства; 2 концепция… … Финансовый словарь

    КОНЦЕПЦИЯ - (лат. conceptio, от concipere схватывать, думать, замышлять). Соображение, способ понимания, восприятие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНЦЕПЦИЯ 1) восприятие, способ понимания; 2) способность… … Словарь иностранных слов русского языка

    КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Подход, на основе которого коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность. Различают пять основных подходов, соответствующих различным периодам (американской) экономики: 1 концепция совершенствования производства; 2 концепция… … Словарь бизнес-терминов

    концепция бухгалтерского учета - Основные теоретические принципы ведения бухгалтерского учета и отчетности. Концепция призвана: быть основой разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету: быть основой принятия решений по вопросам, еще не… …

    Концепция, характеризующая социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенному способу действий. Связывает готовность личности к поведению в данной социальной ситуации с социальными условиями предшествующей… … Большая психологическая энциклопедия

    концепция диспетчера доступа - концепция монитора ссылок Концепция управления доступом, относящаяся к абстрактной машине, которая посредничает при всех обращениях субъектов к объектам. Тематики информационные технологии в целом Синонимы концепция… … Справочник технического переводчика

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

"Я - концепция" - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Или, как еще говорят психологи "Я - концепция" - это "теория самого себя".

Важно заметить, что" Я - концепция" является не статичным, а динамичным психологическим образованием представлений человека о самом себе, включающая:

а) осознание своих физических, социальных и прочих свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Динамический характер "Я- концепция" определяется тем, что ее формирование, развитие и изменение обусловлены факторами внутреннею и внешнего порядка. «Я-концепция» формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные н неформальные группы, в которые включена личность) оказывают сильнейшее влияние на формирование "Я- концепция".

Фундаментальное влияние на формирование "Я- концепция" в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние оказывает сильное воздействие не только в период самой равней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии " Я- концепции" становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и затем в юношеском возрасте.

В самом общем виде в психологии принято выделять две основные модальности (формы) "Я - концепции":

  • Я-реальную,
  • Я-идеальную,
  • Я-зеркальную.

При этом возможны и более частные виды "Я - концепции". Такой, например, является профессиональная "Я-концепция" личности, которая называется "Я-профессиональное". В свою очередь, профессиональная "Я-концепция", являясь частной формой "Я - концепция" личности, также может быть реальной и идеальной.

«Я-реальное» - система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими людьми и их поведения по отношению к нему. Понятие "реальная" отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь — представление личности о себе, о том, "какой я есть". Это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, представления о том, каков он есть на самом деле.

«Я-идеальное» - совокупность представлений о том, каким человеку хочется быть или кем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств. Фактически идеальная "Я - концепция" (как идеальное "Я"). Это представление личности о себе в соответствии со своими желаниями ("каким бы я хотел быть").

«Я-зеркальное» - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.

Конечно, реальная и идеальная "Я-концепция" не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются . Расхождение между реальной и идеальной "Я-концепция" может приводить к различным негативным, так и к позитивным следствиям.

Например, с одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным "Я" может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов.

С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной "Я-концепция" является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию.

Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также интерпретацией его самой личностью. В любом случае, ожидание полного совпадения "Я - реального" и "Я- идеального", особенно в подростковом и юношеской возрасте, является мало на чем основанной иллюзией. По существу, на представлении о том, что реальная и идеальная "Я-концепция" в большинстве случаев (как статистическая норма) в той или иной мере закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.

Выделяют три компонента Я-концепции: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий.

Когнитивный компонент - это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют "Образом Я". Составляющими "Образа Я" являются : Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное.

Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом. Я-психическое - это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности, о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях). Я-социальное - представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д.

Эмоционально-оценочный компонент - это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими.

Поведенческий компонент Я-концепции - это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности.