Здоровье есть состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия. Виды здоровья: физическое, психическое, психологическое, нравственное, социальное. Основы здоровья

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

7universum.com

СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

канд. социол. наук, доцент кафедры социальных наук, ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ),

SOCIAL WELLBEING AND SOCIAL SECURITY IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION OF MODERN SOCIETY

Candidate of sociological sciences, associate professor, Department of Social Sciences, Far Eastern Federal University (FEFU),

Russia, Vladivostok

В статье рассматриваются основные характеристики социального благополучия населения. Особое внимание уделено установлению взаимосвязи социального благополучия и социальной безопасности в условиях глобализации современного общества.

The article discusses the main characteristics of the social welfare of the population. Special attention is paid to the establishment of the relationship of social welfare and social security in the context of globalization of modern society.

Костина Елена Юрьевна

Россия, г. Владивосток E-mail: kostina. eyu@dvfu. ru

АННОТАЦИЯ

Костина Е.Ю. Социальное благополучие и социальная безопасность в условиях глобализации современного общества // Universum: Общественные науки: электрон. научн. журн. 2015. № 6 (16) . URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2277

Ключевые слова: социальное благополучие, социальная безопасность, глобализация, общество.

Keywords: social welfare, social security, globalization, society.

В современных условиях постоянных и довольно бурных общественных, культурных, экономических изменений в мире наблюдается рост интереса науки и общества к проблеме социального благополучия человека. Большинство национальных и региональных обществ сегодня ориентированы на достижение социального благополучия в различных сферах жизнедеятельности и в целом в обществе, считая его серьезным достижением. Так, в России социальное благополучие выступает одновременно и целью реализации социальной политики государства, а также критерием оценки ее эффективности, делая тождественными понятия уровня и качества жизни и понятия социального благополучия. Одной из функций социального государства выступает функция гаранта безопасности жизнедеятельности, и очень важно, чтобы государство ее не утратило, так как иначе оно потеряет доверие со стороны своих граждан и не сможет обеспечить им социальную безопасность, без которой невозможно общественное благополучие. Основным инструментом социальной политики и важнейшим регулятором социального благополучия выступают социальные законы, приоритетные национальные проекты и социальные программы, кроме того, государство устанавливает социальные стандарты, которые представляют собой принятые нормы и нормативы в предоставлении социальных услуг. «Социальное благополучие - это высшая социальная ценность, социальный идеал, область социальной оптимальности, с которой связаны жизненно важные интересы человечества» . Социальное благополучие всегда надо рассматривать как одну из важнейших характеристик экономического и социального развития общества, ведь отсутствие такого благополучия почти всегда говорит о неудовлетворенном уровне жизни и недостатке или недоступности ряда благ.

Благополучие - это пространство существования человека, которое в большей степени обусловлено вполне реальными показателями экономического и социального общественного развития . Объективные и субъективные показатели и факторы социального благополучия позволяют проанализировать нормативные данные с учетом индивидуальных

особенностей. Человеческое благополучие определяют, прежде всего, три фундаментальных фактора: материальное благосостояние, здоровье

и безопасность. В мультикомпонентной структуре можно выделить следующие показатели:

Материального благополучия (уровень дохода, жилищные условия);

Физическое благополучие (состояние здоровья, самочувствие, личная безопасность);

Социальное благополучие в узком смысле (межличностные отношения, участие в жизни социума, удовлетворенность своим социальным статусом и социальными ролями);

Эмоциональное благополучие (позитивное функционирование личности, личностный рост, социальное уважение и статус, психическое здоровье, стресс, верования и убеждения);

Профессиональное благополучие (профессиональные компетенции, производительность труда), здесь речь идет не столько о наличии трудовой занятости, сколько о возможности реализовать себя в профессии. Профессионально благополучные люди видят в работе любимое дело, которое позволяет им реализовать свои сильные стороны и достичь поставленной цели.

Стоит отметить, что достижение благополучия только в одной из рассмотренных выше сфер не означает достижения социального благополучия в целом, а позволяет говорить лишь об избирательном благополучии данного общества.

Социальное благополучие не определяется только внешними по отношению к человеку или социальной группе мерами социальной политики государства, это во многом субъективная оценка самими индивидами

и группами степени удовлетворения их социальных, экономических и культурных потребностей. Для населения, помимо традиционных показателей эффективности социальной и экономической политики, нужно учитывать также и потребности человека, оказывающие влияние на осознание и ощущение социального благополучия: социальный престиж, уважение, социальная

защищенность, свобода выбора, возможность реализации социальных ожиданий и претензий. По мнению ряда современных российских исследователей, собственные личностные свойства человека при их правильном сочетании и синергетическом функционировании могут выступать в качестве внутреннего фактора (блага) его же благополучия. Психологическая основа личностного благополучия - «это особое сочетание свойств темперамента, личности и позитивных черт характера, обеспечивающих человеку условия для того, чтобы совершать позитивные поступки, иметь благополучные межличностные отношения, глобальное позитивное отношение к себе и миру» . Все это позволяет человеку чувствовать и оценивать себя благополучным.

Отдельное внимание стоит уделить и анализу социально взаимосвязанных систем в современном социуме. В данном вопросе необходимо рассмотреть основные показатели качества и уровня жизни, такие как доступ к образовательным услугам, медицинской помощи, спортивным и культурным сооружениям, общий прожиточный уровень, правовая защищенность, наличие безопасной экологической обстановки. Особый интерес для анализа представляют модели социального благополучия, которые не только акцентируют внимания на внешней среде, но указывают на то, что человек, как разумное и обучающееся существо, может изменять среду в соответствии с собственными потребностями и стремлениями. Так, Г.В. Разинский предлагает говорить о двух моделях социального благополучия/неблагополучия, которые, по его мнению, и будут составлять суть социально-ценностной и поведенческой основы личности. Во-первых, это консервативно-инерционная (патерналистская) модель, базирующая

на традиционных представлениях о жизненном успехе, ожидании помощи из вне, слабых адаптивных механизмах и пассивности. Во-вторых, деятельностно-динамическая (антипатерналистская) модель, отличающаяся нацеленностью на активное освоение окружающей среды, высокие адаптивные способности и социальная активность .

Но не стоит забывать, что в формировании субъективного благополучия важную роль играют внешние относительно личности социальные институты, которые обеспечивают социализацию и адаптацию человека на разных уровнях и с учетом жизненных обстоятельств. Социальное благополучие человека - это сумма субъективной оценки человеком себя и собственной жизни, эффективное и позитивное функционирование личности и отлаженная система социальной политики, гарантирующая человеку социальную защищенность. Важной основой для социального благополучия выступает социальная безопасность, которая в свою очередь является результатом деятельности органов государственной, региональной и муниципальной власти, ведь именно она позволяет выбрать стратегию взаимодействия государства и человека, государства и общества. Ответственность за социальное благополучие и социальную безопасность человек, общество и государство делят между собой.

Социальная безопасность в первую очередь предполагает защиту от угроз разрушения и деградации социальной сферы государства как основы социального благополучия. Это защита от ситуации, когда неясно, как достичь благополучия, какие социальные ценности и идеи могут объединить людей, какие социальные нормы определяют их взаимодействии. Социальная безопасность создает условия для благополучного существования человека как внешнего - экономического и политического, так и внутреннего - эмоционального. Как и социальное благополучие, социальная безопасность включает в себя и ощущение безопасности самим человеком, и реальные объективные угрозы, формирующиеся в обществе. А.В. Шиловцев предлагает

рассматривать два подхода к пониманию природы социальной безопасности :

1. безопасность как проявление объективной природы живых систем сохранять свою целостность на основе саморегуляции с внешней средой;

2. безопасность как субъективная естественная защитная реакция или деятельность по созданию определенной среды для своего самосохранения.

Для саморегуляции и самосохранения человеческое общество активно использует культуру, политику, экономику и социальность, а исходя из основных направлений человеческой жизнедеятельности, в структуру социальной безопасности входят: политическая, экономическая, экологическая и культурная безопасность. Это довольно крупные сферы человеческой жизнедеятельности, и, по мнению ряда современных исследователей, внутри каждой из них можно выделить крупные блоки. Исследователи предлагают следующую систему внутреннего ранжирования: «В экономической сфере <...> государственная, военная, информационная. В экономической сфере выделяют такие виды, как финансовая, продовольственная, промышленная. Экологический аспект состоит из безопасности атмосферы, гидросферы, литосферы. Наконец, культурная сфера представляется в формах духовной, технологической, правовой» .

По мнению современных исследователей «источником угрозы функционирования общества социального благополучия выступают процессы глобализации и модернизации (информатизации) . В процессе глобализации идет нарастание рисков и угроз социальной безопасности человека, так как к «привычным» региональным угрозам присоединяются «непривычные» и неоднородные угрозы, по своей сути глобальные, транснациональные. В современном обществе границы страны перестают быть непреодолимым барьером, сдерживающим весь спектр угроз. При современном развитии общества для информационных, экологических и ядерных угроз границы открыты, да и финансовая, психологическая и духовно-нравственная опасность легко преодолевает их. Ведь «глобализация

предполагает не просто системную упорядоченность, а сращивание производственно-экономических структур всех стран и практически полную утрату их политического, социокультурного и образовательного суверенитета. Процессы глобализации начинают охватывать и область духовного производства» . Так многие исследователи видят угрозу глобализации сферы образования, которая и должна формировать успешную личность в так называемом Болонском процессе, который задает единые стандарты образования и разрушает формировавшуюся веками национальную систему образования. Можно заключить, что с появлением все новых и новых локальных, региональных и глобальных опасностей в последнее время возникает угроза существования не только отдельных государств и обществ, но и самого человечества. Сложившаяся ситуация заставляет человечество искать социальную защищенность и пути безопасного развития цивилизации и самого человека как социального существа.

Стоит также отметить различия во влиянии, оказываемом процессами глобализации на разные государства и общества и, как следствие, на социальную безопасность и благополучие в них, ведь страны подошли к процессу глобализации в разной степени экономического, информационного и военного развития. Как следствие, более развитые начинают использовать и расширять свои возможности за счет менее слабых стран, а также навязывая им свои ценности, нормы и модели поведения. «Отдельные культуры и цивилизации столкнулись в последнее время с мощными попытками доминирующей североатлантической цивилизации не столько расширять свое влияние экономическими и политическими средствами, сколько углубить его за счет направленной трансформации глубинных оснований иных культур» . Что воспринимается как явная угроза социальной безопасности этих культур и цивилизаций.

Глобализация с ее стремлением к изменению и развитию производственных и информационных технологий способствует развитию общества. Но это движение настолько стремительное, что приводит к утрате людьми и государствами

привычных социальных функций, когда теряется основа для социальной солидарности и компромисса. Современный человек, к сожалению, почти полностью утратил способность и возможность контроля социальных процессов, что выбивает почву из-под его ног и наполняет жизнь страхами и угрозами. И как следствие, данная ситуация не позволяет говорить о достижении им субъективного социального благополучия. Функции государства в условиях глобализации также серьезно сокращаются, все решения приходят от транснациональных сил, понятно, что такое государство не может выступить гарантом социального благополучия и безопасности для своих граждан. Стоит также отметить, что чаще всего индивид готов сохранять и защищать общество только тогда, когда оно ориентировано на поддержание социальной безопасности для него, и в противном случае отсутствия защищенности и безопасности от общества, человек не стремится к его сохранению. Ситуация социального беспорядка и неопределенности может привести к появлению общества социальной безответственности, к отсутствию доверия между социальными субъектами, к ситуации, когда достижение социального благополучия становится невозможным.

В настоящее время, когда в процессе глобализации человек теряет привычные культурные и социальные ориентиры, когда учащаются случаи нестабильности в различных сферах общественной жизни, растет необходимость понять, как избежать социальной нестабильности и из чего складывается социальное благополучие, а также как можно выстраивать свою социальную активность, чтобы обеспечить максимальное социальное благополучие.

Список литературы:

1. Ардашкин И.Б., Корниенко А.А. Общество социального благополучия versus общества социальной безответственности: pro et contra// Общество и непрерывное благополучие человека. Сборник научных трудов Международного научного симпозиума «Общество и непрерывное благополучие человека» под ред. Г.А. Барышевой, Л.М. Борисовой. - Томск, 2014. - С. 165-174.

2. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ, Серия «Психология». -

2012. - Т. 6, № 4. - С. 4-14.

3. Мерзлякова И.В. Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Барнаул, 2007. - 19 с.

4. Попов Е.А. Социальное благополучие человека в научном дискурсе // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2010. - № 2. - С. 16-23.

5. Разинский Г.В. Факторы, определяющие социальное благополучие / неблагополучие в современном городе // Власть. - 2014. - № 6. - С. 136-140.

6. Шиловцев А.В. К вопросу об онтологических основах категории «социальная безопасность» // Инновационное образование и экономика. -

2013. - № 12. - С. 45-48.

7. Шиловцев А.В. Проблема сущего и должного в морфологии феномена «социальная безопасность личности» // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 2. - С. 31-33.

8. Яценко М.П. Исторические аспекты глобализации как управляемого процесса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 110. - С. 101-108.

Общества является состояние здоровья населения и, прежде всего, работающего.

В этой связи следует обратить внимание на определение понятия «Здоровье», данное в Уставе Всемирной организации здравоохранения.

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или физических дефектов».

За состоянием здоровья отдельного человека стоит качество трудовых ресурсов государства, производительность труда и величина валового внутреннего продукта.

Научно-технический прогресс приводит к изменению социально-экономических отношений, характера и условий труда и обусловливает, в числе важнейших актуальных приоритетов, необходимость профилактики нервно-эмоциональных перегрузок и стрессов на работе. Международная организация труда признает, что профессиональный стресс в настоящее время является наиболее серьезным фактором, влияющим на здоровье работников. Этой проблеме уделяют пристальное внимание Всемирная организация здравоохранения, крупнейшие объединения работодателей и профсоюзов во многих странах мира.

В нашей стране этой проблеме ни со стороны государства, ни со стороны работодателей не уделяется должного внимания.

По оценке НИИ медицины труда РАМН, более 10% работоспособного населения России живет в условиях постоянного социального и психо-эмоционального стресса.

Стресс (в переводе с английского – напряжение ) - состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздей ствий, общая неспецифическая реакция нервной и эндокринной систем организма на любое достаточно сильное предъявляемое ему требова ние.

Одним из постоянных факторов, влияющим на состояние здоровья людей, являются психические нагрузки. Их вызывают практически все факторы окружающей среды. При этом воздействие может быть как позитивным (активизирующим, оживляющим, радостным), так и негативным (утомительным, угрожающим, даже убивающим). Однако понятие психические нагрузки и стрессовые ситуации, существующие как в трудовой сфере, в быту, и в личной жизни, чаще всего используются в негативном смысле.

По определению НИИ медицины труда РАМН «профессиональный стресс (стрессовое состояние при работе) – особое функциональное состояние организма человека, связанное с воздействием, прежде всего выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется повышенной активацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления.

Длительное перенапряжение от воздействия интенсивных нервно-эмоциональных нагрузок способствует развитию производственно-обусловленных заболеваний: атеросклероза, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, невротических расстройств и др. Выраженная нервно-эмоциональная напряженность труда, относящаяся к классам вредности 3.2-3.3, приводит к «изнашиванию» адаптационных механизмов организма, функциональной недостаточности нервной и эндокринной систем, нарушениям обмена веществ и, в конечном счете, к развитию болезней. Все эти явления нарастают с увеличением стажа работы.

Научные исследования и данные страховых компаний в США свидетельствуют о том, что именно проблемы на работе являются основной причиной жалоб на здоровье. Хотя психические нагрузки и стрессовые ситуации существуют как в трудовой, так и в личной жизни, но стресс на работе воздействует на человека даже в большей степени, чем материальные проблемы или неприятности в семье.

Проблемы стресса на работе выдвигаются как приоритетные во многих развитых странах и на международном уровне. В развитых странах они имеют большое значение, как для профсоюзов, так и работодателей, поскольку и те, и другие заинтересованы в том, чтобы предупредить, или свести к минимуму негативное воздействие психических нагрузок на здоровье наемных работников, а в конечно итоге - на экономическую эффективность. В нашей стране такого понимания нет

Стресс на работе могут вызывать практически все вредные и опасные факторы условий труда – травмы, интенсивный шум, высокая или низкая температура, воздействие токсичных веществ и др., так и факторы - опасность, конфликт, радость и др. При этом в организме возникают однотипные биохимические изменения, направленные на преодоление действия этих факторов и приспособление организма к предъявляемым требованиям. Характерными особенностями всех современных видов трудовой деятельности являются недостаточный уровень общей двигательной активности (гипокинезия) и пребывание в физиологически нерациональных рабочих позах (неудобная, фиксированная, вынужденная). Однако в ряде случаев тяжелые физические нагрузки являются также причиной стресса на работе.

Психические реакции могут быть результатом сильных как положительных, так и отрицательных эмоций. Однако позитивные психические нагрузки и стресс при этом воспринимаются людьми как само собой разумеющееся, а стресс оценивается только как явление отрицательное.

Основными нагрузками, обусловливающими развитие профессионального стресса являются:

При умственной нагрузке:

- длительный, ненормированный и сменный режим работы;

Служебные командировки;

Работа в состоянии дефицита времени;

Длительное сосредоточенное внимание;

Плотность сигналов и сообщений в единицу времени;

Высокая степень сложности задания;

Высокая ответственность;

Наличие риска для своей жизни и жизни других людей.

При зрительной нагрузке

Высокая точность выполняемой работы;

Необходимость высокой координации сенсорных и моторных элементов зрительной системы, т.е. координация зрения с системой органов движения;

Время работы с оптическими приборами непосредственно с экраном видеодисплейных терминалов, а также персональных компьютеров.

При физической нагрузке :

Динамические и статические мышечные нагрузки, связанные с подъемом, перемещением и удержанием различного по массе груза;

Значительные усилия, прикладываемые к органам управления и ручным инструментам;

Многократно повторяющиеся движения рук различной амплитуды;

Выполнение глубоких наклонов корпуса;

Длительное поддержание физиологически нерациональных рабочих поз.

Изменения, происходящие при воздействии этих раздражителей, когда они превышают некий критический уровень, приводят к нарушению равновесия во внутренней среде организма, которое называется адаптационным синдромом.

В развитии стресса выделяют три стадии:

Стадию активации (или тревоги), при которой происходит мобилизация сил организма;

Стадию резистентности («устойчивости»);

Стадию истощения, которая возникает при слишком сильном или длительном воздействии стрессора, а также тогда, когда адаптивные силы организма ослаблены.

При повторных или постоянных стрессорных ситуациях возникает хроническийстресс - особое функциональное состояние организма человека, котороехарактеризуется повышением активности или угнетением регуляторных механизмов физиологических систем, развитием состояния напряжения или утомления, а при накоплении неблагоприятных сдвигов - перенапряжения или переутомления. Симптомы, возникающие на этой стадии, являются не столько проявлениями стресса, сколько его негативными последствиями, и могут быть очень разными: неврозы, психосоматические заболевания, различные поведенческие изменения и эмоциональные нарушения.

Сам по себе эмоциональный стресс, тем более – единичный, не вызывает болезней, но, регулярно повторяясь, может провоцировать их возникновение, развитие и обострение. Часто их объединяют под общим термином «психосоматические заболевания». К ним относятся ишемическая болезнь сердца, гипертония, атеросклероз, аритмия, депрессия, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, угнетение иммунитета, ревматоидный артрит, сахарный диабет, астма и др.

В зависимости от интенсивности воздействия стрессоров распространенность гипертонической болезни составляет от 10,4% до 36,2%, а ишемической болезни сердца - от 3,9 до 43,8%.

Следует отметить, что причинами более 1/3 случаев смерти в трудоспособном возрасте являются сердечнососудистые заболевания. Именно показатели сверхвысокого уровня смертности в трудоспособном возрасте (прежде всего, мужчин) отличают Россию от развитых стран и являются основной причиной демографического кризиса в России.

Кроме того, имеются результаты, свидетельствующие о воздействии психогенных стрессоров на репродуктивное здоровье женщин. Бесплодие, самопроизвольный выкидыш, осложнения беременности и угроза прерывания беременности напрямую связаны с уровнем напряженности труда. Установлены достоверные величины относительного риска бесплодия и связь этих явлений с работой, которая колеблется от 51,5 до 89,7% .

Поэтому стресс на работе можно причислить не только к угрозе здоровью отдельного человека, но, учитывая его повсеместную распространенность, к угрозе безопасности нации и государства.

Устойчивость человека к возникновению различных форм стресса определяется психологическими особенностями и мотивацией. Различные реакции организма на стресс-факторы зависят от типа нервной системы. Повышенный уровень тревожности, различные нарушения сердечного ритма, пограничная артериальная гипертензия приводят к развитию гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, невротическим расстройствам. Личностные характеристики и индивидуальность характеров во многом предопределяют степень способности справляться со стрессом. То, что вызывает огромный стресс у одного, для другого может не быть проблемой вовсе.

Стресс на работе и его выраженность зависит как от личностных характеристик работника, так и предоставленных условий и характера труда. Научные исследования доказывают, что определенные условия и характер труда вызывают стресс практически у всех типов личностей. Среди них ведущими являются повышенная нагрузка, сверхурочные часы работы, редкие и нерегулярные перерывы, неудовлетворительные условия труда, рутинный характер работы, которая не способствует проявлению индивидуальных качеств сотрудника; неправильный стиль управления персоналом, недостаточность дружеского общения и конфликтная атмосфера, отсутствие эмоциональной поддержки; неоправданные надежды, слишком большая ответственность, неуверенность в завтрашнем дне , реальное отсутствие возможностей для делового роста и др. Часто стресс происходит из-за перегрузок на работе, в итоге которых работник, несмотря на стремление выполнить работу как можно лучше, работает все хуже и хуже, потому что иссякают силы.

Существенное влияние на здоровье работников оказывает социально-психологический климат в трудовых коллективах. Неудовлетворительная моральная обстановка в коллективах является одной важнейших причин текучести кадров, перемены работы и даже места жительства. Эти факторы оказывают крайне негативное воздействие на состояние здоровья работников и опосредовано на членов их семей.

Диапазон симптомов стресса настолько широк, что часто люди не воспринимают многие из них как сигналы его приближения. К ним относятся эмоциональные реакции, неадекватное реагирование на мелкие проблемы, чрезмерные раздражительность и нетерпимость, ощущение постоянного беспокойства, неспособность расслабиться, а также переедание или отсутствие аппетита, повышенное употребление алкоголя, табака или психотропных лекарств.

Сильный стресс может вызывать депрессию. При стрессе организм тратит свои резервы, а в послестрессовом периоде нуждается в их восстановлении. В норме такое состояние бывает не сильно выраженным, длится недолго и после отдыха исчезает. Однако длительный или кратковременный, но острый по силе стресс может привести к тяжелой депрессии и утрате трудоспособности. При этом может развиваться неврастения (от 18,2% до 54,3% случаев), Сроки временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях, связанных со стрессом, составляют при расстройствах средней тяжести - 15–20 дней, а при тяжелой форме - 45 – 120 дней.

Стресс может развиваться у работников самых различных профессий, имеющих различный уровень квалификации и занимающих самое разное положение в организации, включая руководителей самого высокого ранга. При этом можно выделить несколько «групп повышенного риска».

Руководители, на которых лежит наибольшая ответственность, подвергаются стрессу на работе, интенсивность которого от ступени к ступени возрастает. Поэтому в научно-практической психологии возникли такие понятия, как «стресс руководителя» и «стресс менеджера».

Особого внимания заслуживают проблемы стресса у женщин-руководителей. Известно, что существующие в профессиональной среде стереотипы предъявляют к женщине повышенные требования.

Персонал среднего звена (менеджеры) пребывают в состоянии постоянного стресса, так как им приходится постоянно вступать во взаимоотношения с персоналом и клиентами и принимать решения. К персоналу среднего звенаруководство предъявляет высокие требования и часто имеет к ним серьёзныепретензии.

Причины стресса у работников нижнего звена вызваны тем, что на них ложитсяосновная черновая нагрузка, у них мало прав, много обязанностей и почти нет перспектив профессионального и карьерного роста.

Одной из наиболее нерешенных проблем современности специалисты считают высокую вероятность формирования у работников синдрома профессионального выгорания. Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Он возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Впервые этот синдром был выявлен у врачей, но впоследствии диагностирован у работников многих других коммуникативных профессий. Синдром профессионального выгорания является следствием противоречия между величиной физических, нравственных и эмоциональных затрат, необходимых в профессии ежедневно, и степенью неудовлетворенности своим трудом и его оценкой обществом.

Важной проблемой является связь стресса с травматизмом. Ослабление взимания при хроническом стрессе может приводить к авариям.

Материалов, документально свидетельствующих о связи производственного травматизма с предшествующим ему стрессом нет, хотя она и очевидна. Необходимо обратить внимание на посттравматический стресс, последствия которого могут быть для здоровья более серьезными, чем сама травма. В некоторых случаях тяжелые последствия могут возникнуть и при потенциальной угрозе травмы.

Особо следует выделить проблемы связи стресса со злоупотреблением алкоголем и курением. Многие лица, находящиеся в состоянии хронического напряжения считают их одними из «быстрых мер» нейтрализации стресса. Однако вред, наносимый курением и употреблением алкоголя, не только несравненно больше, чем их мнимая польза, но и сам по себе является одним из серьезных факторов риска.

В нашей стране показатели психических нагрузок рассматриваются наряду с оценкой тяжести и напряженности труда и включены в общий перечень производственных факторов риска («Руководство по гигиенической классификации рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006-05». Факторы трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность. К ним относятся: содержание работы и степень ее сложности; восприятие сигналов (информации) и их оценка; распределение функций по степени сложности задания; длительность сосредоточенного наблюдения; плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений; число производственных объектов одновременного наблюдения; степень ответственности за результат собственной деятельности и значимость ошибки; степень риска для собственной жизни; ответственность за безопасность других лиц; количество конфликтных производственных ситуаций за смену (наиболее спорная и трудно учитываемая характеристика, как в качественном, так и в количественном отношении). Если уровни установленных потенциальных профессиональных стрессоров превышают нормируемые (допустимые) значения, они соответствуют вредному третьему классу, обусловливая формирование хронического и острого стресса. Безусловно, эта система имеет существенные недостатки и нуждается в совершенствовании.

Физиолого-клинические исследования НИИ медицины труда РАМН позволили разработать методы прогноза вероятности нарушения здоровья работников от психоэмоциональных факторов трудового процесса и оценки риска развития профессионально-обусловленной патологии, которое превышает распространенность в общей популяции.

Психические нагрузки регламентируются рядом международных документов. В первую очередь это Конвенция МОТ № 155 1981г. «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» и рекомендация к ней № 164, в которых указывается, что с учетом разнообразия отраслей экономической деятельности и различных видов работ, и, принимая во внимание принцип первоочередности ликвидации источников опасностей, должны приниматься меры для предупреждения вредного для здоровья психического напряжения (стресса), вызываемого условиями труда.

На европейском уровне этой проблемой занимается Европейское агентство по охране труда (в г.Бильбао), которое осуществляет соответствующий трехсторонний мониторинг в рамках социального партнерства.

В международном стандарте ISO 10075 «Эргономические основы психических рабочих нагрузок», который является основой международного и национального нормирования, даются определения понятий «психическая нагрузка» и «психическое напряжение», а также описываются последствия напряжения и приводятся организационные меры, направление на противодействие последствиям напряжения.

Особое внимание следует обратить на позицию Всемирной организации здравоохранения. В Международной классификации болезней МКБ-10психосоциальные факторы, влияющие на здоровье работающего человека, представлены в классе XXI «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения». К ним относятся наиболее значимые психосоциальные факторы, опасные для здоровья, и, в частности, проблемы связанные с:

С работой и безработицей – отсутствие, смена работы и угроза потерять работу; физическое и психическое напряжение на работе, напряжённое рабочее расписание; конфликты с начальником и сослуживцами; неподходящая работа; воздействие вредных производственных факторов риска (шум, пыль, химические вещества и др.);

Вредными факторами окружающей среды;

Обстоятельствами жилищного и экономического характера -неудовлетворительные жилищные условия; низкий уровень доходов; нищета;

Адаптацией к изменению образа жизни - проживание в одиночестве; ощущение дискриминации или гонения и др;

Близкими людьми, включая семейные обстоятельства - связанные с взаимоотношениями супругов или партнёров; недостаточная семейная поддержка; распад семьи и др.

Следует обратить внимание на то, что в нашей стране многие факторы эмоциональных нагрузок, обусловленных профессиональной деятельностью ипсихосоциальные факторы, включенные в МКБ-10, в процессе анализа и оценки профессиональных рисков не учитываются.

В настоящее время ВОЗ предлагает пересмотреть перечень профессиональных заболеваний с включением в него и тех, которые вызваны психоэмоциональным стрессом. Однако российские и многие иностранные ученые считают, что это предложение требует дифференцированного подхода, сдержанной позиции и дальнейшего накопления материалов, так как в настоящее время наука не располагает достаточными критериями диагностики для введения их в перечень профессиональных заболеваний. Прежде всего, это касается психосоматического и психиатрического синдрома, вызванного намеренным созданием невыносимой психологической обстановки в коллективе, направленной против конкретного члена этого коллектива (т.н. моббинг).

В связи с тем, что проблемы стресса затрагивают интересы всех стран, была создана Международная ассоциация управления стрессом (ISMA), которая объединяет специалистов в области психологии, психотерапии, медицины труда, образования, представителей бизнеса, производства, менеджмента, образования и др. Ее целью является содействие в приобретении и распространении научных знаний об управлении напряжением (стресс-менеджмент). Ассоциация имеет филиалы в Австралии, Бразилии, Великобритании, Гонконге, Индии, Нидерландах, России, США, Франции, Японии и других странах. Однако, в России ее деятельность пока мало заметна.

Во многих странах проблемы стресса на работе нашли отражение в законодательстве. Например, в Германии необходимо отметить инициативу федерального министерства экономики и труда «Новое качество труда». В рамках ее основной темы «Негативные психические нагрузки и стресс на рабочем месте» осуществляются различные проекты, в ходе которых обсуждаются отдельные вопросы, связанные с этими нагрузками. Земельный комитет по вопросам охраны труда и техники безопасности (LASI) также разработал концепцию промышленной инспекции для выявления негативных психических нагрузок на рабочем месте и возможности их предупреждения.

Ведущие союзы больничных касс Германии выпустили в 2000 г. Руководство о качественных профилактических мерах. В нем психосоциальный стресс определен как одна из сфер охраны здоровья на производстве.

Работодатели многих стран также уделяют внимание предупреждению стресса на работе и профилактике его неблагоприятных последствий. Так у большинства крупных кампаний США есть программы по стресс-менеджменту, разработанные специально для их сотрудников.

Многие зарубежные профсоюзы все в большей степени обращаются к проблемам стресса на работе. Они, в частности, обосновывают требования о сокращении рабочего времени возрастающим стрессом и необходимости повышения оплаты труда.

Формы этой работы профсоюзов различны. Например, в Германии профсоюзVerdi организует семинары на тему «Участие производственных советов в принятии решений, касающихся стресса и других психических нагрузок». На мероприятиях профсоюза IGBCE обсуждается тема «Физические и психические нагрузки на автоматизированном рабочем месте с видеотерминалом». Профсоюз IG Metall активно проводит цикл мероприятий «Место действия – предприятие» под лозунгом «Стресс и психические нагрузки – террор для души». Эта кампания нацелена на мобилизацию и расширение участия трудящихся в управлении, на акцентирование внимания на опасность для здоровья. Члены производственных советов проходят обучение по теме «Стресс и психические нагрузки».

Профессиональные объединения выпускают информационные материалы и практические пособия по этой проблеме. Например, Центральный союз профессиональных объединений Германии разработал Руководство «Психические нагрузки» для инспекторов профессиональных объединений». Это позволяет инспекторам консультировать предприятия по вопросам психических нагрузок.

Следует отметить, что для профсоюзов проблема стресса среди работников не ограничивается стрессом на работе. Безработица, даже при наличии пособий,отрицательно влияет на большинство людей, деформирует сложившийся, устойчивый образ жизни и порождает стрессовые состояния.

Работодатели, в частности, в Германии, требования профсоюзов по вопросу учета психических нагрузок в значительной степени считают необоснованными. При этом позиция работодателей обосновывается следующими положениями:

Негативные психические нагрузки невозможно компенсировать финансовым возмещением;

Негативных психических нагрузок можно избежать только мерами по организации труда, которые также подразумевают подбор подходящих сотрудников;

Ни один работодатель не заинтересован в том, чтобы подвергать своих сотрудников длительным, действующим на психику нагрузкам;

Работодатели инвестируют значительные средства в обучение и повышение квалификации, что служит предупреждению негативных психических нагрузок;

Материальное возмещение за негативные психические нагрузки не продуктивно: вместо того, чтобы активно содействовать устранению нагрузок, наемный работник продолжает трудиться в условиях психических нагрузок и получает повышенное вознаграждение.

Работодатели в принципе против регулирования темы психических нагрузок правилами профессиональных объединений. Они отмечают, что активно хорошо организованная охрана труда снижает связанные с работой опасности для здоровья и улучшает конкурентоспособность предприятий. В то же время производственные меры в состоянии повлиять на производственные причины, но работодатель не имеет или имеет весьма ограниченные возможности влияния на психические нагрузки, существующие вне производственной среды.

В целях предупреждения или снижения психических нагрузок на рабочем месте работодателями Германии предлагаются, в частности, следующие превентивные действия:

Для сохранения здоровья работников должны быть установлены такие нагрузки, которые в долгосрочной перспективе не наносили бы ущерба здоровью;

Уделять внимание организации производственных процессов с учетом знаний психологии труда. При этом работники должны быть в состоянии длительное время выполнять рабочие задания без отрицательных нагрузок, что требует тщательного отбора персонала и мероприятий по повышению их квалификации;

Культура руководства должна быть основана на доверии и характеризоваться ясными соглашениями о содержании и целях труда, чтобы избегать негативных психических нагрузок. Конструктивный подход к ошибкам должен уменьшать чувство страха у работников;

Осуществлять подготовку руководителей, содействовать предпринимательской культуре, чтобы привести в соответствие интересы предприятия и наемных работников. Для этого должны быть созданы позитивные отношения, основанные на взаимопонимании и готовности помочь;

В программах оздоровления рабочих мест следует обращать внимание работников на риски, связанные с нездоровым образом жизни и предлагать меры по их преодолению;

Предприятия должны получать помощь и консультации, сотрудничая с объединениями работодателей, профессиональными объединениями и страховыми компаниями и иметь возможность обучения работников приемам для преодоления негативных психических нагрузок и другие меры.

В нашей стране работодатели, как правило, не уделяют особого внимания проблемам стресса на работе , прежде всего, из-за того, что они практически не знают (или не хотят знать) этой проблемы и меры профилактики, необходимые для сохранения здоровья, как наемных работников, так и собственного.

Стресс на работе является важнейшим фактором, влияющим на высокий уровень заболеваемости, прежде всего, сердечнососудистыми и нервно-психическими, приводящими к стойкой и длительной утрате трудоспособности.

Болезни сердечнососудистой системы являются основной причиной сверхвысокого уровня смертности в трудоспособном возрасте. Кроме того, стресс на работе приводит к нарушениям репродуктивного здоровья, и, как следствие этого, снижению рождаемости. Таким образом, нервное перенапряжение и стресс на работе влияют на развитие демографического кризиса в России.

Стресс на работе при крайне низком уровне гигиенической культуры населения способствуют распространенности злоупотребления алкоголем, что в свою очередь приводит к росту заболеваемости и травматизма, в том числе, на работе.

Повсеместное распространение стресса на работе приводит к снижению трудоспособности работников, и делают организацию экономически неэффективной.

Нервное перенапряжение и стресс на работе затрагивают все категории работников – от руководителей самого высокого ранга до работников, занятых на вредных и опасных работах и работников низкой квалификации.

В то же время проблеме нервного перенапряжения и стресса на работе в нашей стране не уделяют должного внимания ни государство, ни работодатели, ни профсоюзы.

Осознавая важность проблемы стресса на рабочем месте, ФНПР призывает всех социальных партнеров к последовательным, целенаправленным активным совместным действиям по предупреждению и нейтрализации его последствий и предлагает для этого осуществить целый ряд мер, и в частности:


  1. Обеспечить развитие комплексных научных исследований стресса на работе, его влияния на состояние здоровья работающего и разработку нормативно-методических документов по профилактике стресса на работе и его негативных последствий.

  2. Изучить международный опыт работы, в том числе, профсоюзной, по предотвращению стресса на работе и ликвидации его негативных последствий.

  3. Включить в:
- национальные проекты по здравоохранению и демографии разделы по профилактике стресса на работе и его негативных последствий;

Программы образования подготовки работодателей и профсоюзных работников основ стресс-менеджмента;

Разделы «Охрана труда» коллективных договоров пунктов, касающихся профилактики стресса на работе и его негативных последствий.


  1. Расследовать случаи внезапной смерти на работе от общих и сердечнососудистых заболеваний для установления причинно-следственных связей смерти на работе от влияния на это стресса.

  2. Развивать пропаганду среди работодателей и работников знаний в области здорового образа жизни и приемов борьбы с негативными последствиями стрессов на работе.

Техническая инспекция труда ФНПР

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Кафедра «Фармации и фармакологии»

Контрольная работа по психологии и педагогике

Тема: «Роль просветительских программ в формировании

здорового образа жизни»

Выполнила: Голощапова Е.Н.

Студентка V курс 1 группы

Факультета фармации и

Медицинской биологии

Проверила: Дресвянина А.В.

Архангельск, 2013

Введение.

Соблюдение принципов здорового образа жизни актуальная проблема современного мира. Заглянув в историю можно обнаружить, что и в древности люди уделяли силы и время профилактике заболеваний. В Древней Греции большое значение уделялось закаливанию и физической культуре. В Древнем Риме славились сила, выносливость, отвага. У всех народов имелись ограничения в пище, питье, складывалось отрицательное отношение к одурманивающим веществам. Мировые религии, так или иначе, уделяли внимание вопросам здорового образа жизни, рассматривая их в контексте нравственных учений.

Цитату «Болезнь легче предупредить, чем лечить» знают все, но не все хотят следовать этому принципу. Основная задача просветительских программ касающихся темы здоровья убедить человека и доказать необходимость здорового образа жизни.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни. Увеличение рисков техногенного, экологического, психологического и военного характера провоцируют негативные сдвиги в состоянии здоровья.

За последние 10 лет в России на фоне экологического неблагополучия среды, снижения жизненного уровня появились негативные изменения в состоянии здоровья населения. Это отчетливо заметно у подростков. Поэтому целесообразно проводить основную работу среди подрастающего населения. Основным методом повышения информированности и обучения подростков является внедрение информационно-просветительских технологий в систему формирования здорового образа жизни в социально-культурную сферу.

Однако не следует забывать о влиянии семьи на поведение ребенка. Поэтому просветительские программы должны касаться и взрослых.

Низкий уровень информированности населения связан еще и с тем, что медицинская литература редко пропагандирует профилактические мероприятия. Чаще издается литература посвященная лечению уже имеющегося заболевания, предназначенная для больных, а не здоровых.

Повышение уровня осведомленности населения влияет на поведенческие изменения, а также позитивно отражается на здоровье.

Основные понятия.

Здоровый образ жизни – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он свободно выполняет свои текущие обязанности, у него достаточно энергии, чтобы учиться, работать, справляться с домашними и семейными обязанностями.

Душевное здоровье определяется тем, насколько человек доволен собой и насколько успешно справляется со своими ежедневными обязанностями. Душевно здоровый человек нравится самому себе таким, каков он есть и доволен своими достижениями. Душевно здоровый человек - хозяин своей жизни, а не жертва. Он способен брать на себя ответственность, винит за свои ошибки себя, а не окружающих, и старается их исправить. Душевно здоровый человек оптимистичен, верит в будущее и делает всё для того, чтобы это будущее было светлым.

Иными словами, душевное здоровье определяется, прежде всего, положительным отношением к себе и окружающему миру.

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает не только свои права, но и права других, умеет оказывать помощь нуждающимся и при необходимости принять помощь самому, он поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности так, чтобы они были понятны окружающим и не ущемляли права других.

Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья;

Поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья;

- индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов;
- система личной научно обоснованной профилактики заболеваний;
- модель поведения индивида в данных конкретных условиях жизни, уменьшающая риск возникновения заболеваний;

- система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.

Таким образом, разные условия жизни предполагают различные модели здорового поведения.

Санитарное просвещение – это совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

Просветительская деятельность - это разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию.

Просветительское мероприятие – это совокупность организованных действий, направленных на распространение и разъяснение научных знаний и иных социально значимых сведений.

Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека и его мотивации.

Различные точки зрения о здоровом образе жизни резкой границы не имеют, они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья человека.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения активного долголетия и полноценное выполнение социальных функций, активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

История.

Санитарное просвещение в том или ином объеме проводится во всех странах мира. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место в медицине с древности. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX веке. Способствовало этому развитие других наук (микробиологии, физиологии, гигиены и др.).

Как часть государственной системы здравоохранения санитарное просвещение начало формироваться в 1920-е годы в СССР, решая медико-санитарные задачи: борьба с социально-значимыми болезнями, охрана материнства и младенчества, улучшение условий труда и быта в городе и сельских районах, профилактика профессиональных заболеваний и травматизма.

В годы Великой отечественной войны 1941-1945гг. просветительская работа велась по вопросам санитарной обороны, пропаганды донорства, ликвидации санитарных последствий войны и т.д.

В послевоенный период санитарное просвещение являлось обязательным разделом деятельности каждого лечебно-профилактического, санитарно-эпиделиологического учреждения и каждого медицинского работника. Распространением медицинских и гигиенических знаний занимались культурно-просветительские учреждения Советов депутатов, трудящихся и профессиональных союзов, обществ «Знание», Красного Креста и Красного Полумесяца, органы просвещения и др. организации. Для координации их работы были созданы межведомственный Всесоюзный Совет санитарного просвещения (ВССП) и республиканские советы. Научно-исследовательской и научно-методической работой занимался Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР, основанный в 1928г. В Москве.

Духовного

и социального благополучия, а не только отсутствие

заболеваний или физических дефектов.

"Есть только два сорта людей: настоящие - они сами заботятся

о себе, и не настоящие - заботу о себе они взваливают на плечи

окружающих и врачей. К какому сорту вы относите себя?"

Поль Брег


Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. Наш педагогический коллектив осознаёт, что именно педагог может сделать для здоровья воспитанника школы гораздо больше, чем врач. Мы видим свою задачу в создании такой системы учебно-воспитательного процесса, в котором не усугубляется здоровье и состояние участников общеобразовательного процесса, и в первую очередь учеников.

Школьники, сегодня сидящие за партой, уже в ближайшем будущем будут участвовать в повышении благосостояния страны, накапливании потенциала в экономической, научной и культурной сферах. Поэтому наиболее актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья детей, создание условий для их полноценного физического и психического развития, приобщение к здоровому образу жизни. Особую значимость приобретает работа школы по формированию у них правильного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

В начальной школе, по сравнению с основной, учащиеся больше подвержены простудным заболеваниям, стрессам, в связи с адаптацией к учебной нагрузке. Именно в данный период обучения закладываются отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, органов зрения, выявляется недостаточная двигательная активность.

Воспитание у школьников сознательного отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей, культуры поведения и здоровьесберегающей деятельности (умений и навыков здоровьесбережения).

Здоровье, как и счастье, каждый понимает по-своему. В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье - это "состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Как же поддерживать в себе это ощущение внешней и внутренней гармонии? Что для этого надо делать?

Американские ученые У. Уоттлс и Дж. Пауэлл называют 12 факторов, необходимых для того, чтобы человек себя чувствовал здоровым. Они считают, что нарушение любого из них может привести к болезни. Попробуем прокомментировать эти способы сохранения хорошего самочувствия - исходя из реалий нашего существования.

  1. Нужно иметь надежную систему взглядов на жизнь, помогающую поддерживать хорошее состояние. Как правило, здоровые люди отличаются разумным гедонизмом. Они стремятся прожить жизнь как можно более счастливо, несмотря на несовершенство мира, организма, природы. Стараются ладить со своим окружением и иметь теплые отношения с близкими. Избегают делать то, что может пойти во вред им или другим людям.
  2. Сохранить здоровье помогает постоянный положительный настрой и способность рассматривать события в конструктивном свете. Допустим, вас сократили на работе. Можно отнестись к этому как к трагедии: ведь это говорит о том, что "я оказался хуже всех". Но можно воспринять это событие и иначе: жизнь предоставила мне шанс найти более интересное, более нужное и, вполне вероятно, более материально выгодное дело. Это не самоуспокоение, это возможность вынести из произошедшего урок и увидеть в нем положительные стороны. Народная мудрость сформулировала этот принцип в пословице: "Что ни делается, все к лучшему".
  3. Человека здорового отличает способность периодически работать на пределе своих возможностей. Мы можем значительно больше, чем нам кажется, - и этот ресурс надо использовать. Если же мы считаем, что у нас нет запаса энергии для работы в полную силу, организм и ответит нам соответственно. Помните анекдот: "Вам дрова нужны?" - "Нет". Утром проснулись - дров нет.
  4. Человек должен иметь чувство сопричастности к духовной жизни. Речь идет не о том, чтобы посещать картинные галереи и театры - хотя и это неплохо. Это, прежде всего, убежденность в том, что в мире есть нечто неизвестное, непознанное, то, что выше нас. Неважно, в кого или во что вы верите: в Бога, Судьбу, Высшую справедливость или Космический разум. Важно чувствовать, что вы причастны к этой силе. Не все в вашей власти, но и в самый трудный момент мы можем надеяться на помощь "свыше".
  5. Способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям - это тоже признак здоровья. Жизнь сейчас меняется очень быстро. Останавливаться нельзя, надо все время идти вперед: учиться, переучиваться, совершенствоваться. Если мы будем цепляться за старое, это неминуемо приведет к депрессии, отчаянию, болезням.
  6. Быстрое реагирование на стресс и восстановление после него - еще один фактор здоровья. Стресс - явление нормальное, избежать его не может никто. Более того, в какой-то степени он даже необходим организму. Хроническим и вредным для здоровья стресс становится, когда человек вместо того, чтобы действовать - устранять причины напряжения или менять отношение к ситуации, - принимает решение: терпеть. Вот это-то и разрушает здоровье.
  7. Здоровый человек обладает повышенной восприимчивостью ко всему хорошему. Давно ли вы смотрели на небо? А когда в последний раз вы наблюдали за животными? А замечаете ли вы дерево у подъезда - как оно меняется каждый месяц? Часто человек говорит: "В моей жизни нет ничего хорошего". А ведь вокруг нас очень богатая среда, причем созданная не нами, задолго до нас. Не сами ли мы сузили каналы восприятия до работы и телевизора?
  8. Следующий признак здоровья - удовольствие от физических занятий. Это не обязательно должен быть спорт или упражнения на тренажерах. Это - и уборка снега во дворе, и стирка белья. Парадокс в том, что люди часто измеряют степень своего комфорта тем, насколько им удалось избавиться от физических усилий. А потом жалуются на иммунитет, который, как известно, напрямую зависит от нашей активности. На самом деле не такая уж большая нагрузка нужна человеку для поддержания своего тонуса. Например, 20 минут ходьбы ежедневно. Но некоторые и этого не делают: для них жизнь замкнулась в треугольнике: автомобиль, компьютер, телевизор.
  9. Чтобы оставаться здоровым, человек должен уметь анализировать свои чувства и доверять им. Вместо этого некоторые люди стараются заглушить, подавить то, что испытывают. Что такое скука? Это напоминание о том, что мы не решаем своих жизненных задач. Но человек не пытается разобраться в этом, понять, что же ему надо делать. Он начинает, например, злоупотреблять алкоголем - чтобы не чувствовать того, что чувствует.
  10. Здоровый человек стремится внести свой вклад в жизнь других людей. Какой след вы оставляете в сердцах близких? Какое впечатление производите на людей знакомых и незнакомых? Хочется другим общаться с вами или нет? От того, что вы рядом, людям тепло или холодно?
  11. Одна из составляющих здоровья - умение проявлять великодушие и благородство. Человек живет не на острове, как Робинзон. Он находится в определенной сети человеческих отношений. И если ты можешь что-то хорошее дать другим, то и они тебе тоже. Надо лишь уметь принимать это и быть благодарным.
  12. И, наконец, здоровый человек обладает чувством юмора. Без комментариев.

Алексей Луньков,
доктор педагогических наук, кандидат
психологических наук, профессор, зав. кафедрой
психологии и психологического консультирования МЭГУ
Статья предоставлена сайтом