Закон Яровой принят, но что дальше? Законы Яровой: россиянам пора быть аккуратнее в разговорах по телефону и переспиках в социальных сетях

Уточняющая запись

С 1 июля 2018 года вступают в силу положения антитеррористических поправок в два федеральных закона, получивших неофициальное название «закон Яровой» и обязывающих операторов связи и организаторов распространения информации в интернете (ОРИ, к ним относятся мессенджеры, сервисы электронной почты, интернет-форумы и др.) хранить аудиозаписи разговоров, всю переписку и другие виды коммуникации абонентов и пользователей до шести месяцев, а данные о фактах коммуникаций — до одного года для ОРИ и до трех лет для операторов. Доступ к этим данным будут иметь сотрудники правоохранительных органов для проведения оперативно-разыскных мероприятий.

Законопроект предполагал, что точные сроки хранения, объемы и тип данных определит правительство. Первую версию соответствующего проекта постановления Минкомсвязь подготовила еще в конце 2016 года, однако документ раскритиковали участники рынка из-за слишком высокой стоимости реализации требований. По оценкам самого министерства, она могла обойтись компаниям отрасли в 4,5 трлн руб., что значительно превосходит совокупные доходы всех ее участников (их оборот в 2016 году составил 1,657 трлн руб.). Вторая версия проекта была опубликована весной 2017 года, но и она вызвала нарекания у операторов и интернет-компаний.

После этого новых версий документа не публиковалось. Но Николай Никифоров осенью 2017 года рассказывал, что министерство склоняется к варианту, при котором наиболее «тяжелые» данные будут храниться в течение одного месяца, а аудиозаписи разговоров — шесть месяцев.

В середине января вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что правительство обсуждает возможность отсрочки выполнения требований о хранении данных, но для каких именно данных и на какой период, он не уточнил. До последнего времени оставался открытым вопрос, какой объем трафика должны будут хранить участники отрасли. Минкомсвязь считала, что рассчитывать объем необходимо в зависимости от емкости сетей операторов. Для операторов это означало, что чем больше будет пропускная способность сети, тем больше данных придется хранить, вне зависимости от того, насколько были задействованы эти мощности. В конце января Минкомсвязь согласилась , что операторы должны будут хранить в течение месяца только фактически переданный интернет-трафик, сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо замглавы Минкомсвязи Дмитрия Алхазова в Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Однако и этот вариант не удовлетворил бизнес. По данным «Коммерсанта», комиссия РСПП направила письмо замглавы Минкомсвязи Дмитрию Алхазову и вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой еще больше смягчить требования к хранению данных. В заключении, подготовленном РСПП, что реализация закона «полностью поглотит инвестиционные бюджеты операторов связи либо приведет к значительному росту тарифов на услуги связи на 12-90% в зависимости от услуги и оператора связи». Собеседники РБК, знакомые с содержанием встречи в Минкомсвязи 8 февраля, не уточнили, были ли учтены эти замечания РСПП.

Хранение записей разговоров в течение полугода, а интернет-трафика в течение месяца потребует только от «МегаФона» 35-40 млрд руб. затрат в течение пяти лет, гендиректор компании Сергей Солдатенков. В телеканалу РБК Никифоров также говорил, что для крупных игроков речь будет идти о «десятках миллиардов рублей».

По словам еще одного собеседника РБК, все операторы ранее должны были представить в Минкомсвязь свои расчеты по реализации положений «закона Яровой». У операторов «большой тройки» затраты на исполнение закона варьируются от 35 млрд до 60 млрд руб., рассказал он. Топ-менеджер одного из операторов сообщил РБК, что предложенные Никифоровым сроки хранения данных приведут к росту тарифов на связь «примерно вдвое».​​

Выгодный закон

Три собеседника РБК на телекоммуникационном рынке отметили, что закон позволит увеличить выручку холдингу «Цитадель», который занимается производством систем оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ), необходимых для снятия информации с каналов связи. Основным владельцем «Цитадели» является Антон Черепенников — партнер мажоритарного акционера «МегаФона» Алишера Усманова по нескольким проектам, поэтому оператор больше не является яростным критиком положений «закона Яровой», объяснил один из собеседников РБК. В «Цитадель» входят производители СОРМ «Малвин Системс», «МФИ Софт», а напрямую Черепенникову принадлежит доля в разработчике СОРМ «Основа Лаб».

Как РБК в августе 2017 года, для подготовки к реализации положений «закона Яровой» «Цитадель» пригласила на одну из топ-менеджерских позиций бывшего главу 12-го центра ФСБ Сергея Ефремова, который занимался вопросами внедрения СОРМ и в конце прошлого года собирался выйти на пенсию. Представители «Цитадели» не подтверждали эту информацию, однако из протокола Ассоциации документальной электросвязи следует, что Сергей Ефремов присутствовал на заседании его исполкома 12 декабря 2017 года в качестве представителя «Цитадели».

Поправки в антитеррористический закон, внесенные группой депутатов во главе с Ириной Яровой, в сегодняшнем виде отчасти нереализуемы, а отчасти губительны для интернет-отрасли. Вот шесть основных причин

Непомерная дороговизна — для компаний, для государства и для граждан

Реализация требований, перечисленных в законопроекте (даже в его последней, более мягкой редакции), поставит отрасль на грань выживания. По подсчетам независимых экспертов, расходы операторов связи только на внедрение системы составят 3,9 трлн руб.: это стоимость оборудования, которое потребуется докупить, чтобы хранить данные в течение шести месяцев. Расходы организаторов распространения информации в интернете — или, говоря проще, интернет-компаний — составят примерно столько же. Таким образом, суммарные затраты могут превысить 5 трлн руб. — для отрасли это непосильное бремя.

Госбюджет тоже недосчитается денег. На данный момент в законопроекте указано, что его реализация ничего не будет стоить государству, но в действительности это не так. Сегодня большинство интернет-компаний и операторов являются прибыльными и, соответственно, платят налоги на прибыль. Если закон примут, государство автоматически лишится этих поступлений в бюджет.

Что касается конечных потребителей, то для них вырастут цены на услуги как телефонной, так и интернет-связи .

Невозможность реализации

Законопроект подразумевает, что компании должны начать хранить у себя огромные объемы информации. Размеры хранилищ, которые для этого потребуются, беспрецедентны: все заводы в мире, производящие системы хранения данных, несколько лет подряд должны будут работать исключительно на Россию.

Для установки систем хранения потребуются новые дата-центры. Их в необходимом количестве в России тоже нет: их численность придется увеличить вдвое. Срок строительства дата-центра — три-четыре года. Работа новых дата-центров потребует дополнительных затрат электроэнергии: более полугигаватта дополнительно — примерно столько вырабатывает блок АЭС. В европейской части России этой электроэнергии просто нет. Свободные генерирующие мощности есть в восточной части страны, и логично размещать центры хранения данных ближе к генерации, однако при этом для доставки данных необходимо будет проложить новые каналы связи — по сути, увеличив их количество вдвое.

Надо понимать, что сети операторов связи и интернет-компаний не подразумевают наличия единой точки, в которой обрабатывается вся информация. Как правило, точек входа и выхода информации очень много. На каждой такой точке придется установить съемник информации, который будет записывать ее и отправлять в место хранения. Это дополнительно усложнит инфраструктуру. При этом у операторов фиксированной связи существуют аналоговые линии, оцифровка и запись звонков по которым является достаточно нетривиальной задачей.

Согласно последней редакции закона, организаторы распространения информации (то есть интернет-компании) также обязаны передавать ключи, которыми шифруется трафик, в органы, обеспечивающие безопасность страны. Однако все современные методы шифрованного общения подразумевают хранение данных ключей у участников разговора или переписки. Таким образом, компании обязаны отдавать то, чего у них нет.

Огромные инвестиции в экономику. Не в российскую

Как уже говорилось выше, для реализации законопроекта необходима массовая закупка систем хранения на сумму, которая, по оценкам независимых экспертов, составляет более 5 трлн руб. Заказ такого объема загрузит все мощности производителей систем хранения данных на несколько лет вперед. При этом в России нет ни одного производителя таких систем. Соответственно, принятие закона ведет к тому, что российское государство силами бизнеса проспонсирует западные компании и триллионы рублей уйдут прямиком за рубеж.

Понижение конкурентоспособности российских интернет-компаний

Россия — одна из немногих стран в мире, где в национальном сегменте интернета лидируют национальные же компании. Это уникальный феномен, таких стран во всем мире почти нет. Поскольку российский рынок заведомо меньше, чем мировой, отечественным компаниям намного сложнее конкурировать с глобальными игроками в этой области, чем глобальному игроку реинвестировать свою выручку со всего мира в одну конкретную страну. При этом закон ставит российских игроков в заведомо проигрышные условия по сравнению с мировыми: понятно, что глобальные интернет-компании не будут хранить на территории России данные просто потому, что они не присутствуют здесь физически. Получается интересный кейс, когда, например, российский сервис по сравнению с нероссийским сопоставимого уровня будет, во-первых, убыточным, во-вторых, менее интересным для пользователей с точки зрения безопасности.

Утечки данных от мелких операторов

Подробная информация о том, что пользователь делал в интернете, с кем он говорил, записи всех телефонных переговоров — это огромное поле для злоупотреблений и просто подарок для киберпреступников. Чтобы на должном уровне обеспечить безопасность такого массива данных, нужны ресурсы, которые есть лишь у крупных игроков. Более мелкие компании просто не могут себе такого позволить. В результате новый закон может очень быстро привести к ситуации, когда за небольшую сумму можно будет купить записи телефонных разговоров абонентов мелких операторов связи. По сравнению с этим все прежние скандалы, связанные с утечками данных, просто померкнут.

Бесполезность с точки зрения борьбы с терроризмом

На данный момент 40% трафика в интернете зашифровано. Хранить эти 40% трафика бесполезно, потому что расшифровать его невозможно. Даже если российские компании будут вынуждены попытаться передать ключи (которых у них нет), проблему терроризма это не решит. Если злоумышленники будут знать, что все их разговоры записываются и сохраняются, они просто не будут пользоваться российскими сервисами.

Кроме того, никто не мешает субъекту использовать дополнительные системы шифрования данных, которые предоставляют некрупные компании. Есть огромное количество ПО, которое позволяет зашифровать сообщение, и только другой обладатель ключа сможет его расшифровать. Нет никакого единого хранилища ключей, которое позволит расшифровать всю информацию. Таким образом, получается, что законопроект не только вреден с точки зрения финансов, но еще и бесполезен с точки зрения борьбы с терроризмом.

Владимир Габриелян вице-президент и технический директор Mail.Ru Group

В России с 1 января вступили в силу несколько актов из прославленного "пакета Яровой". Летом к ним присоединятся еще несколько пунктов из обширного списка поправок в уголовный, административный и другие кодексы РФ в связи с усилением контроля в государстве в рамках борьбы с терроризмом.

Целый пакет законов поправок был рассмотрен и принят Государственной Думой еще летом 2016 года. Инициатором усиления контроля за всем происходящим в стране и даже в личной жизни ее жителей стала депутат от Единой России Ирина Яровая.

В Сети после обнародования законов полностью и частично женщину призвали отправиться к Ким Чен Ыну и составить ему компанию в правлении, ведь установить подобный тотальный контроль над населением страны пока удается только ему одному, а Яровая со своими законами стала бы вождю Северной Кореи неплохим соратником в нелегком деле.

Законы, принятые Думой, еще тогда назвал в честь их создательницы — "пакет Яровой" для многих звучит как приговор, так как полностью ограничивает свободу граждан в Сети и в личной жизни. Согласно законам, мессенджеры и социальные Сети по любому требованию силовиков должны открывать личные переписки и аккаунты пользователей, мобильные операторы хранить записи разговоров и информацию о своих абонентах. И это только часть того, что прописано в прославившемся пакете.

Законы вступают в силу постепенно, а не сразу — в 2018 году ожидается внедрение в жизнь общества как минимум двух из них.

С 1 января 2018 года мессенджеры обязаны "рассекретить" всех своих абонентов. То есть, привязать свой аккаунт к неизвестной электронной почте или вымышленному адресу теперь будет невозможно — все, кто пользуется программами для переписки с друзьями, партнерами и близкими людьми, должны иметь точное имя и фамилию.

Аккаунты необходимо зарегистрировать на официальные номера телефонов и никак иначе, ведь именно по номеру спецслужбам в случае чего будет проще найти правонарушителя — паспортные данные предоставляются при получении телефонного номера.

Нарушителям закона грозят строгие санкции. Физическим лицам за анонимность грозит штраф до 5 тысяч рублей, а юридическим, в том числе и владельцам мессенджеров, до миллиона рублей.

Пользователи подобные правила называют жестокими и обвиняют власть в закрытии свободы слова. При этом силовики уверены, что тем, кому скрывать нечего, абсолютно все равно под своим или же не под своим именем сидеть в Сети.

С 1 июля 2018 года вступит в силу еще один документ из законов Яровой — касается он в первую очередь телефонной связи. Операторы начнут хранить текстовые и голосовые сообщения на протяжении некоторого времени для предоставления информации в случае необходимости силовым ведомствам.

Операторы должны будут хранить 350 терабайт (0,35 петабайта) сообщений и разговоров своих абонентов в расчете на единицу пропускной способности своих сетей (1 Гбит/с). По крайней мере, так говорится в проекте правил хранения таких данных, подготовленном Минкомсвязи. Изначально Минкомсвязи предлагало хранить еще больше данных - 1 петабайт (1024 терабайта) с 1 июля 2018 г, пишет сайт сайт. и 2 петабайта - с 1 января 2019 г., сообщали «Ведомости».

Но первая версия проекта вызвала критику со стороны Минэкономразвития. По оценке ФСБ, если такой проект будет реализован, затраты всех операторов составят 3 трлн рублей, а по расчетам самих операторов - 5,4-10 трлн рублей. Такие расходы - это доходы всей российской отрасли связи за 6 лет.к слову, в конце 2017 в Сети появились новости о том, что не все операторы готовы к началу "хранения" информации, так как терпят финансовые трудности, но откладывать вступление законов в силу в государстве пока не планируют.

«Пакет Яровой» – один из самых масштабных документов, принятых Госдумой в последние годы. Часть его положений уже нашла отражение в нормативных актах, начало действия другой – лето 2018 года.

Что представляет собой «закон Яровой», когда вступает в силу самая спорная часть резонансной инициативы, касающаяся хранения информации о телефонных разговорах и личной переписке россиян?

Авторы поправок

Нашумевший пакет поправок с подачи СМИ назван именем одного из авторов – депутата Госдумы Ирины Яровой, участвовавшей в разработке таких законодательных инициатив, как уголовное преследование за клевету, ужесточение санкций за нарушения правил проведения митингов, «закон о СМИ-иноагентах».

Над поправками вместе с Яровой работал сенатор Виктор Озеров. На тот момент оба парламентария возглавляли комитеты по безопасности: Яровая – в нижней палате, Озеров – в верхней. К процедуре голосования соавторами значились уже четыре законодателя: состав инициаторов пополнили Алексей Пушков и Надежда Герасимова.

Антитеррористический «закон Яровой» – что это?

Простыми словами «пакет Яровой» – это два федеральных закона, содержащих изменения в нормативные акты (призванные, по задумке авторов, предотвратить проявления терроризма):

  • №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» от 06.07.2016;
  • №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», от 06.07.2016.

Какие именно новшества содержит «закон Яровой»?

Суть поправок

Первый документ (№374-ФЗ) внес коррективы в законы о ФСБ, внешней разведке, об оружии, Жилищный кодекс и множество других актов. Его положения расширили полномочия силовиков, ужесточили ответственность за экстремизм, правила почтовой пересылки, оформления грузов.

Так, в новой редакции закона №35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006:

  • ст.5 дополнила новая часть (4.1) о создании в субъектах РФ антитеррористических комиссий, решения которых обязательны к исполнению;
  • внесена статья 5.2, поясняющая действия и полномочия местных властей по борьбе с экстремизмом и терроризмом;
  • в ст.11 включена часть 5, расширяющая основания для введения режима КТО.

Этим же законом внесены поправки в ЖК РФ, а с ними запрет:

  • распространять религиозное учение в помещениях, предназначенных для жилья (исключение – проведение обрядов и церемоний) (ч.3 ст.17);
  • на деятельность миссионеров, если она направлена на совершение экстремистских действий, угрожает окружающим и т.д. (ч.3.2 ст.22).

Изменения в закон о связи

Новшества в закон №126-ФЗ «О связи» от 07.07.2003 и их суть для сотовых операторов и поставщиков интернет-услуг заключается в установленном требовании хранить сообщения пользователей (голосовые и текстовые послания), переданные в них фото, видео и пр., а также информацию о телефонном разговоре или переписке абонентов. Место расположения хранилища – в пределах страны. Условия – объем трафика и срок хранения – разрабатывает кабинет министров.

Срок хранения содержимого сообщений – до полугода. Информация об их отправлении, доставке, обработке и пр. должна находиться в хранилище дольше:

  • три года – сведения о звонках абонентов мобильной связи;
  • один год – данные об электронной переписке россиян.

Введенный п.1 ч.1.1 ст.64 закона об операторах связи обязывает их предоставлять спецслужбам информацию о телефонных разговорах своих клиентов. Аналогичное требование, но уже относительно скрытой от широкой общественности интернет-активности россиян, содержит новый пункт (3.1) ст.10.1 закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006. А п.4.1 обязывает владельцев доменов, провайдеров и всех подпадающих под понятие «организатора распространения информации» передавать силовикам ключи шифрования для декодирования сообщений пользователей.

Отказ выполнить требование органов безопасности повлечет штраф. Каков будет его размер, уточняет внесенная в ст.13.31 КоАП РФ часть 2.1:

  • от 3 000 до 5 000 рублей заплатят граждане;
  • от 30 000 до 50 000 рублей – должностные лица;
  • от 800 000 до 1 млн рублей – компании.

Поправки в УК РФ

Другой нормативный акт, входящий в «пакет Яровой», – закон №375 дополнил перечень уголовно наказуемых деяний:

  • несообщением правоохранителям о преступлении террористического характера (совершенном, совершаемом или планируемом). Самая жесткая санкция за это – лишение свободы на 12 месяцев. Не понесет ответственности гражданин, не проинформировавший о подобном деянии, совершенном его супругом или близким родственником;
  • международным терроризмом с максимальным наказанием в виде пожизненного тюремного срока.

В обновленной редакции УК РФ расширен перечень преступлений, по которым уголовная ответственность наступает с 14 лет:

  • участие в террористической организации и ее деятельности (соответственно ч.2 ст.205.4 и ч.2 ст.205.5);
  • обучение с освоением навыков для применения в планируемой террористической деятельности (ст.205.3);
  • несообщение о преступлении (ст.205.6);
  • акт международного терроризма (ст.361).

Когда вступает в силу «закон Яровой»?

В «Российской газете» официальный текст «закона Яровой» был опубликован 8 июля 2016 года. С 20 июля того же года заработала основная часть нововведений, включая изменения в УК РФ.

1 июля 2018 года – указанный в ФЗ день, когда вступает в силу закон Ирины Яровой в части требования хранить данные о дистанционном общении россиян. Однако сейчас в Правительстве РФ обсуждают возможность отсрочить вступление в силу закона на несколько месяцев. Об этом сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. Необходимость отсрочки связана с разработкой подзаконных актов, которые определят объемы и сроки хранения данных по этому закону.

По данным «большой четверки» сотовых операторов, только организация хранилища сообщений потребует более 2,2 трлн рублей. В конечном итоге расходы компаний приведут к резкому росту тарифов. В Минкомсвязи допустили рост стоимости услуг сотовой связи в три раза.

Ирины Яровой «О хранении данных пользователей и раскрытии ключей шифрования», в котором говорится, что провайдеры и интернет-компании обязаны хранить переписку пользователей и раскрывать властям ключи для её расшифровки.

В интернете уже давно ходят дурные вести о последствиях принятия «антитеррористического пакета»: отключение сервисов, игроков с рынка, подорожание услуг, приватности и так далее.

И вот, что думают по этому поводу крупнейшние операторы связи России.

Мегафон

Российскую отрасль связи ждёт стагнация, так как все деньги вместо развития новых технологий пойдут на запись и хранение телефонных разговоров, видео, просмотренных в интернете каждым гражданином и всех остальных файлов, текстов и документов пересылаемых физическими и юридическими лицами.

– Пётр Лидов-Петровский, PR-директор в МегаФон

В компании уверены, что затраты на поддержание соответсвующего оборудования составят несколько триллионов рублей, поэтому цены на услуги связи возрастут в два, а то и в три раза. Такой же позиции придерживается и Tele2.

Tele2

Мы по-прежнему считаем, что, если закон будет принят (остался последний этап), то операторы понесут такие расходы, что цены на сотовую связь абсолютно для всех абонентов могут увеличиться минимум в два-три раза. Эти расходы в любом случае превысят нашу масштабную инвестиционную программу по строительству и расширению сетей сотовой связи, и это приведет к замедлению или даже остановке развития всей инфраструктуры сотовой связи в стране.

– руководитель департамента коммуникаций Tele2 Константин Прокшин

По словам сенатора Виктора Озерова, соавтора законопроекта, если сотовые операторы докажут рост тарифов, который нас ждет после принятия закона, Совет Федерации вернется к закону и внесет изменения. Кроме того, он признался, что никогда не слышал о таком мобильном операторе как Теле2.

МТС

Учитывая, что наша налоговая прибыль по итогам 2015 года составила 22,5 миллиарда рублей, а налог на прибыль – 4,5 миллиарда рублей, при таких затратах мы не сможем платить налог на прибыль порядка 100 лет, а бюджет недополучит 450 миллиардов рублей.

– представитель МТС Дмитрий Солодовников

Солодовников считает, что из-за законопроекта государственная казна будет меньше пополняться и от него пострадают не только телекоммуникационные компании, но и само государство. Учитывая финансовые потери, пройти очередной кризис это точно не поможет.

Билайн

Уже сейчас очевидно, что принятие законопроекта может привести к замедлению темпов развития сети и к значительному повышению тарифов на услуги связи… Расходы каждого оператора составят не менее 200 миллиардов рублей. И это лишь первый этап.

– представитель «ВымпелКом»

Компания также не сможет выплачивать налог на прибыль, в случае принятия «пакета Яровой». Расходы компаний увеличатся в несколько раз, что вызовет рост цен на тарифы.

Что в итоге ждет обычного пользователя

На самом деле, все достаточно просто. Хранение не только информации о деятельности пользователей, но и их данных в течение шести месяцев приведет к огромным финансовым затратам, что, в свою очередь, скажется на кошельке простого человека. Цены на услуги связи в стране возрастут. Кроме того, этот закон поставит любого пользователя или абонента в неудобное положение – он будет вечно подозреваться в каком-либо правонарушении.

Все звонки, смс, переписки, включая месенджеры, будут записаны и сохранены, а также предоставлены спецслужам по первому же запросу.

UPD : Создатель законопроекта Ирина Яровая дала официальный ответ на претензии операторов сотовой связи:

Никаких оснований к подорожанию услуг связи нет. Это однозначно, категорично и недвусмысленно. Однозначно, потому что сведения о том, что закон устанавливает требования по какому-то объему, они недостоверны.

Она уверена в том, что у операторов нет никаких оснований утверждать о повышении цен на их услуги. Для того, чтобы рассматривать это обращение, ей необходимы факты.

сайт Их мнения и последствия принятия законопроекта. «Закон Яровой» – законопроект Ирины Яровой «О хранении данных пользователей и раскрытии ключей шифрования», в котором говорится, что провайдеры и интернет-компании обязаны хранить переписку пользователей и раскрывать властям ключи для её расшифровки. В интернете уже давно ходят дурные вести о последствиях принятия «антитеррористического пакета»: отключение сервисов, уход игроков с...