Жилин и костылин разные судьбы. Жилин и Костылин— два разных характера, две Словарная работа: характер

«Кавказский пленник»
Глава І
1. Почему рассказ назван «Кавказский
пленник»?
2. Кого
назвали в рассказе «кавказским
пленником»?
3. Назовите причину, заставившую Жилина
отправиться в путь.
4. В чем заключалась опасность пути?

«Кавказский пленник»
Глава І
5.
Что заставило Жилина и Костылина
оторваться от охраны и уехать вперед?

«Кавказский пленник»
Глава І
6. Как договорились вести себя герои, уезжая
от обоза, и как себя вели, встретившись с
горцами?

«Кавказский пленник»
Глава І
7. Расскажите о том, как были захвачены в
плен Жилин и Костылин.

«Кавказский пленник»
Глава ІI
8.
Как
определилась
судьба Жилина, а затем
и Костылина в плену?
9. Что заставляет Жилина
торговаться,
дать
неправильный адрес?

«Кавказский пленник»
Глава ІІІ
1.
2.
3.
4.
5.
Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем
отличалась их жизнь в течение месяца плена
в стане врага?
С чьей помощью мы знакомимся с жизнью
горного аула?
Как относятся татары в первые дни плена к
Жилину и Костылину и почему?
Правы ли горцы, называя Жилина «джигит»
и
Костылина
«смирный»?
Объясните
причину такой разницы.
Почему к Жилину стали приезжать местные
жители из близлежащих аулов?

Сравнительная таблица

Качество
1. Смысл
фамилии
2. Внешность
Жилин
Костылин
Жилы - кровеносные Костыль - палка с
сосуды, сухожилия.
поперечиной,
закладываемой под
Жилистый -
мышку, служащая
сухощавый,
опорой при ходьбе
мускулистый, с
хромым людям или
выступающими
тем, у кого больные
жилами
ноги
«А Жилин хоть не «А
Костылин
велик ростом, да удал мужчина
грузный,
был».
толстый,
весь
красный, а пот с него
так и льет»

Сравнительная таблица

Качество
3. Место
жительства
героев
4. Чем питались
пленные?
Жилин
Костылин
Горный татарский аул, сарай
Лепешка
из
просяной муки или
тесто сырое да вода;
молоко,
сырные
лепешки,
кусок
баранины
Только лепешка из
просяной муки или
тесто сырое да вода

10. Сравнительная таблица

Качество
5. Чем
занимались
офицеры?
Жилин
Костылин
«Написал
Жилин
письмо, а на письме не
так написал, - чтобы не
дошло. Сам думает: „Я
уйду“
«Костылин еще раз
писал домой, все
ждал присылки денег
и скучал. По целым
дням сидит в сарае и
считает дни, когда
письмо придет; или
спит»
«А сам все высматривает,
выпытывает, как ему
бежать. Ходит по аулу,
насвистывает, а то сидит,
что-нибудь
рукодельничает - или из
глины кукол лепит, или
плетет
плетенки
из
прутьев. А Жилин на
всякое рукоделье был
мастер»

11. Сравнительная таблица

Качество
6. Мнение
татар о
пленниках
Жилин
Костылин
«Джигит»
«Смирный»

12. Сравнительная таблица

Жилин
Костылин
Делаем вывод
Даём характеристику Жилину и Костылину
Деятельный человек. В
трудной
ситуации
не
теряет силы духа. Все
старания прилагает к тому,
чтобы выбраться из аула,
совершить побег. Все его
поступки
и
дела
подчинены одной цели освобождению.
Пассивен,
ленив,
бездеятелен, скучал, ждал,
когда пришлют деньги; не
умеет приспособиться к
ситуации.

13.

«Кавказский пленник»
Глава ІV
Как прожил Жилин месяц?
Какую хитрость придумал герой,
чтобы взобраться на гору?
Что помешало ему в тот же вечер
совершить побег?
Почему Жилин предложил Костылину
бежать с ним?
Объясните
причину
колебаний
Костылина перед побегом?

14. «Жилин готовится к побегу»

Составление плана рассказа по
материалам III и IV глав
1. Знакомство с жизнью татарского аула.
2. Работа над подкопом.
3. Поиски дороги.
4. Путь побега - только на Север.
5. Внезапное возвращение татар.
6. Побег.

15. Делаем вывод

Посмотрите,
как
ярко,
сильно
может
проявиться характер одного человека и совсем
не проявиться характер другого в одинаковых
обстоятельствах.

16. Делаем вывод

Одного
выручает терпение, выносливость,
хитрость,
смелость,
желание
быть
свободным, вера в свою правоту; другой
не проявляет каких-либо усилий, действий
к тому, чтобы ценой собственных усилий
освободиться из плена, хотя ему тоже
хочется вернуться на Родину.

17. Домашнее задание

Подготовить
рассказ по плану «Жилин
готовится к побегу».

Конкурсный урок по литературе

(5 кл.)

по теме

«Жилин и Костылин – два разных характера,

две разные судьбы»

Цели урока:

Обучающие: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по рассказу, по системе образов рассказа;

Развивающие: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Воспитывающие: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать;

Коммуникативные: обучение культуре речевого общения и этикету.

Эпиграф урока:

Сам погибай, а товарища выручай.

А. Суворов

Оборудование урока: малый информационный комплекс (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска), презентация «Система образов в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», видеоролик, «Песня о друге» В. Высоцкого, экспозиция иллюстраций учащихся, распечатанные тесты.

Формы урока: работа творческих групп, работа в парах, коллективная.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Улыбнёмся друг другу и начнём!

2. Слово учителя: постановка проблемы, сообщение темы и формы урока.

(Урок сопровождается показом слайдов на компьютере)

(1-2) Кавказ. Его теме, его образу, его пейзажу принадлежит исключительное место в русской культурной традиции. В русской поэзии - в первую очередь. Шире - в русском поэтическом сознании: еще бы! Священные для каждого имена - Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой ... Их жизнь и творчество неразрывно связаны с Кавказом.

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ,-

признавался юный поручик М. Ю. Лермонтов.

Вспоминая Кавказ, Толстой говорил: … (3-7)

3. Беседа по тексту. (8-9)

Предлагается ответить на следующие вопросы:

Кто они, эти пленники?

Как Жилин попал в плен?

Кто виноват в его пленении?

О чём думал каждый из героев в плену?

Почему Жилин пишет письмо домой, да так, чтобы оно не дошло?

4. Проверка домашнего задания: письма Жилина и Костылина домой.

1) Анализ писем.

2) Выделение лучшего письма, которое наиболее верно характеризует того или героя.

Какой смысл вкладывает писатель в их фамилии?

(Ответ – 10- ый слайд):

Жилин: он жилистый, сумел выжить, прижиться, вжиться в чужую и

чуждую для него жизнь. Костылин: словно на костылях, подпорках.

Почему первый побег не удался? Кто в этом виноват?

(прослушивание песни Высоцкого «Песня о друге») (10)

В. Высоцкий. Песня о друге.

Если друг оказался вдруг,

И не друг, и не враг, а так…

Если сразу не разберёшь,

Плох он или хорош, –

Парня в горы тяни, рискни,

Не бросай одного его.

Пусть он в связке с тобой в одной –

Там поймёшь – кто такой.

Если парень в горах – не ах,

Если сразу раскис – и вниз,

Шаг ступил на ледник – и сник,

Оступился – и в крик,

Значит, рядом с тобой чужой,

Ты его не брани – гони:

Вверх таких не берут и тут,

Про таких не поют.

5. Работа по иллюстрациям .

Выберите цитаты, которые соответствуют той или иной иллюстрации

(работа по слайдам) . (11)

Мы не случайно вспомнили именно эти эпизоды

Расставим их в нужном порядке и запишем в виде плана рассказа. (12)

6. Тестирование по образам.

Проверим знание текста:

Работа в парах. Задания имеют тестовый вид (взаимопроверка).

Жилин.

1. Что заставило Жилина уехать с Кавказа?

А) письмо матери;

Б) телеграмма брата;

В) вызов начальства.

2. Лошадь под Жилиным была…

А) гнедая;

Б) породистая;

В) охотницкая.

3. Жилин…

А) невелик ростом, а удал;

Б) высокий, храбрый, долговязый;

В) трусливый, жалкий мужчина.

4. У Жилина из оружия было…

А) ружье;

Б) шашка;

В) пистолет.

5. Когда Жилина пленили, его поместили…

А) в сарай;

Б) в яму;

В) в тюрьму.

6. Что Жилину больше всего хотелось в сарае?

А) есть;

Б) пить;

В) освободить руки.

7. Сколько Жилин у татар за себя выкуп выпросил?

А) 500 рублей;

Б) 1000 рублей;

В) 3000 рублей.

8. Что он делал в плену?

А) старался найти контакт с татарами;

Б) рукодельничал и старался найти путь побега;

В) шил одежду.

9. Что сделал Жилин и поставил на крышу?

А) свисток;

Б) кувшин;

В) куклу.

10. Какая слава про Жилина среди татар прошла?

А) что он мастер;

Б) что он колдун,

В) что он мусульманин.

11. Что Жилин делал по ночам в сарае?

А) спал;

Б) рукодельничал;

В) копал подкоп.

12. Как Жилин узнал дорогу к русским?

А) спросил у Дины;

Б) поднялся на гору и посмотрел;

В) вычислил по карте.

Костылин.

1. Костылин…

А) худощавый, высокий мужчина;

Б) грузный, толстый , весь красный;

В) среднего роста, средней комплекции.

2. У Костылина было…

А) ружье;

Б) пистолет;

В) автомат.

3. Что сделал Костылин, когда увидел татар?

А) стал стрелять;

Б) ждал Жилина;

В) поскакал к крепости.

4. Сколько попросил выкупа за себя Костылин в письме домой?

А) 1000 монет;

Б) 3000 монет;

В) 5000 монет.

5. Что делал Костылин в сарае у татар?

А) считал дни, когда придет письмо, и спал;

Б) строил план побега;

В) рыл подкоп под сараем.

6. Кого во время побега Костылин испугался в лесу?

А) оленя;

Б) медведя;

В) кабана.

7. Почему Костылин отставал от Жилина во время побега?

А) было лень идти;

Б) задыхался от быстрой ходьбы;

В) натер ноги.

8. Почему татарин, который гнал коров, узнал про беглецов?

А) Костылин свистнул;

Б) Костылин вскрикнул;

В) Костылин выстрелил.

9. Что стало с Костылиным яме?

А) он разболелся;

Б) он расхрабрился;

В) спал сутками.

10. Что сделал Костылин, когда Жилин предложил бежать во второй раз?

А) отказался;

Б) согласился;

В) выдал план татарам.

11. Через сколько времени после побега Жилина привезли Костылина?

А) через неделю;

Б) через месяц;

В) через полгода.

12. Как Костылин освободился от татар?

А) его освободили казаки;

Б) бежал;

В) внес выкуп.

7. Сравнительная характеристика героев. Работа в творческих группах.

Теперь, когда мы осмыслили содержание рассказа, выделили основные проблемы, пора подвести первые итоги.

Какими же предстали перед нами герои?

Работа с таблицей синонимов: составить характеристику из словосочетаний (письменно).

Жилин:

добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек;

сумел прижиться в ауле (он – Жилин!); работящий, не может сидеть без дела, мастер;

всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, он любит детей;

великодушный (простил Костылина за то, что тот его бросил в бою).

Костылин:

слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; очень ленивый;

способен на предательство (бросил Жилина); раскис, упал духом;

не понимает других людей, думает только о себе.

8. Работа по иллюстрациям учащихся. Самооценка.

Чей портрет передаёт реальный образ героев Л.Н. Толстого ?

9. Небольшой перерыв в уроке для разминки.

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

10. Составление вывода по уроку.

Пришло время делать выводы:

1) Задаются вопросы следующего характера:

Почему удался второй побег Жилина из плена? (13)

Жилин стал своим, пользовался некоторой свободой, смог разведать дорогу домой, нравился Дине, которая ему помогала.

2) Словарная работа по статьям этимологического словаря. (13) Какое, по-вашему, значение слова «свой» подходит к определению положения Жилина?

Как сложилась судьба Костылина?

Кто же кавказский пленник?

Видеосюжет: мнение двух старшеклассников о кавказском пленнике.

Один считает, что пленник – это Жилин, другой Костылин. Кто из них прав? (14)

11. Заключительное слово учителя.

Л.Н. Толстой показывает, что люди могут не понимать и даже ненавидеть друг друга, но у них есть возможность понять друг друга, хотя для этого надо приложить определенные усилия.

Костылин – не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма и из этого плена он не выбирается. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, так как он сумел расположить к себе даже своих врагов; он решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; каким был сильным, «жилистым» не был. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.

Л.Н.Толстой показывает, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин находится в двойном плену, о чем мы говорили выше. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.

Жилин, наоборот, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до нас автор.

12. Задание на дом:

(15) написать сочинение « С кем бы я пошёл в разведку?».

13. Заключительный момент урока. Рефлексия.

Спасибо за урок, ребята. Урок закончен, до свидания. А напоследок хочу вам предложить оценить урок. Какие чувства вызвал у вас он? Выберите один из листков цветика-семицветика и, уходя из класса, прикрепите его, пожалуйста, на доску.

Козлова Татьяна Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Изегольская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д. Изегол, Иркутская область
Наименование материала: Презентация
Тема: Проект: Составление под руководством учителя электронной презентации "Жилин и Костылин: два характера - две судьбы"
Дата публикации: 22.05.2016
Раздел: среднее образование

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Изегольская основная общеобразовательная школа

Проект

Жилин и Костылин: два характера

судьбы

»
Работу выполнила: ученица 5 класса Николаенко София 2015г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Название проекта: «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы». 2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: литература и русский язык. 3. Тип проекта: индивидуальный, краткосрочный. 4. Цель проекта: дать сравнительную характеристику героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении. 5. Задачи проекта: Составить сравнительную таблицу «Жилин и Костылин». Сделать выводы о том, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах. 6. Руководитель проекта: Козлова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы. 7. Возраст участника проекта: 11 лет. 8. Предполагаемый продукт проекта – презентация «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы».

Сравнительная таблица

Качество

Жилин

Костылин
Смысл фамилии Жилы, жилистый – сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами Костыль – палка, которая служит опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги Внешность «А Жилин хоть ростом не велик, да удал был» «Костылин – мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет» Причины, по которым они попали в плен Жилин ничего не мог сделать один без ружья. Да и татары убили его лошадь, она придавила ему ногу Костылин струсил и бросил Жилина одного без ружья
Поведение в плену Жилин вначале торгуется пишет так чтоб письмо не дошло, думает уйти. Жилин жил, лечил, делал кукол, высматривал, готовился к побегу. Костылин пишет письмо родным, чтобы его выкупили. Он ничего не делал, только ждал ответа, спал. Первый побег Полез, выбрался, поднялся, примечает дорогу, пошел, подпрыгивает, осмотрелся, тащит Костылина. Зацепил, загремел, ста отставать, изрезал ноги, отстает, охает.
Поведение после неудачного побега «И Жилин приуныл: видит – дело плохо. Ине знает, как выбраться». Но Жилин не теряет надежды. Обращается за помощью к Дине. «Костылин совсем разболелся, распух, ломота во всем теле стала, и все стонет или спит» Второй побег Жилин один, никто ему не мешает. Идет, спешит, выбился из сил. Не теряет надежды, собрался с последними силами. Помогли наши казаки. Остался служить на Кавказе. «А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».
Синквейн

Жилин


Храбрый, добрый Трудится, высматривает, готовится Под лежачий камень вода не течет Молодец!
Синквейн
Костылин
Трусливый, ленивый Жалуется, просит, ждет Не верит в свои силы Слабак!
Выводы От чего зависит, что люди, оказавшиеся в одних и тех же ситуациях, ведут себя по-разному? Я думаю, что все зависит от человека. Два офицера оказались в одной ситуации, но мы видим двух разных людей. Жилин – деятельный человек. Он добрый, думает о матери, жалеет ее, надеется на себя, обдумывает побег, сумел прижиться в ауле, работящий, всем помогает, ему интересны другие люди.В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели – освобождению. Костылин – слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери, способен на предательство, упал духом, не принимает других людей, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации.

Ответ оставил Гость

Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л. Н. Толстым в 70-ые годы XIX века. На Кавказе в то время шла война русских с горцами. В основе рассказа лежат реальные события, которые происходили с самим писателем и его сослуживцами во время их службы на Кавказе. Однажды он со своим другом чудом ушёл от погони. Приходилось поручику Толстому и вызволять из плена своих боевых товарищей.

Задумываясь над судьбами главных героев, русских офицеров Жилина и Костылина, обращаешь внимание на их фамилии. Они даже рифмуются, а по значению противоположны. Жилин от слова «жила» - прочное окончание мышц, жилистый, упругий, а Костылин от слова «костыль» - палка для хромых, бессильных. Внешность у них тоже разная. «Жилин хоть и не велик ростом, а удал был». «А Костылин мужчина грузный, толстый».

Однажды Жилину пришло письмо от матери, которая просила его приехать к ней. Любящий сын сразу же отправился в дорогу. Поехал он с обозом за крепость. Обоз шёл медленно. Выехал Жилин вперёд, подъехал к нему другой офицер – Костылин, решили они ехать дальше одни, без обоза. Тут на них напали татары. И уже здесь повели себя офицеры по-разному. Жилин проявил храбрость, «выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина», но татары подстрелили под Жилиным лошадь и взяли его в плен. А Костылин, у которого было ружьё, «только увидал татар, закатился что есть духу к крепости» и оставил товарища в беде. Однако предательство не спасло его.

В плену Жилин и Костылин тоже ведут себя по-разному. Когда хозяин Абдул-Мурат сказал офицерам, что им нужно заплатить выкуп 5000 рублей, Костылин сразу же написал письмо, потом «Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал» или спал. А Жилин согласился только на 500 рублей и письмо отправил на другой адрес, чтобы не обременять заболевшую мать, а сам подумал: «Бог даст – и сам выберусь».

Ходит днём Жилин по аулу, «а сам всё высматривает, выпытывает, как ему бежать» «или рукодельничает, а как ночь придёт, затихнет в ауле, так он у себя в сарае копает» дыру для побега.

Слепил раз Жилин из глины куклу и подарил её Дине, дочери хозяина, потом другую. «И с тех пор стала она ему каждый день крадучи молока носить». А когда Жилин хозяину часы починил, «прошла про Жилина слава, что он мастер». И стали все к нему обращаться с просьбами, а он никому не отказывал.

Когда Жилин закончил копать дыру под сараем и узнал, в какую сторону им бежать, он выбрал подходящую ночь и вместе с Костылиным убежал из аула.

Пошли они в горы. Сапоги у Жилина стоптались, он «снял свои, бросил, пошёл босиком», а «Костылин всё отстаёт и охает». Когда встретили они в лесу оленя, «Костылин так и упал со страху, а Жилин смеётся». Дальше ещё хуже – Костылин «мужчина грузный, пухлый, запотел; ... да ноги ободраны – он и рассолодел. Стал его Жилин силой поднимать», закричал Костылин, а в это время проезжал мимо татарин и услышал его крик. Жилин думает: «Бросить товарища не годится». Посадил на себя Костылина и понёс. Вскоре догнал их татарин с подмогой, вернули офицеров в аул и спустили их в яму.

Так по вине Костылина их первый побег не удался. И снова мы видим, насколько по-разному ведут себя офицеры в одинаковых условиях.

Теперь «житьё им стало совсем дурное». «Костылин совсем разболелся, ломота во всём теле стала и всё стонет или спит». А Жилин, хоть и видит, что дело плохо, всё равно «думает о вольном житье». Когда Дина принесла ему черешни и лепёшку, он стал размышлять о том, как уговорить девочку помочь им. Пожалела Дина Жилина, и принесла к яме здоровый шест. Жилин и тут не хотел оставлять Костылина одного, но тот отказался бежать.

В этот раз Жилин бежал один. Он не смог сбить с ноги колодку. Взял у Дины лепёшки, которые она принесла ему в дорогу, поблагодарил за всё девочку, перекрестился и пошёл в горы. Тяжело было Жилину идти в колодке 8 вёрст, но он все-таки добрался до своих.

Жилин «остался служить на Кавказе. А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».

У рассказа Л. Н. Толстого есть загадка. Писатель даёт ему название «Кавказский пленник», а не «пленники», хотя в плен попадают два русских офицера.

Жилин – сильный духом, деятельный, работящий, добрый и великодушный, любит детей, всем помогает, даже своим врагам, поэтому расположил их к себе. Он решает свои проблемы сам. Костылин совсем другой человек. Он ленивый и способный на предательство. Поэтому Жилин сумел убежать из татарского плена, а Костылин, хотя его и выкупили у татар, маловероятно, что сумеет выбраться из плена своих слабостей и своего эгоизма.

Жилин и Костылин – люди разные, поэтому и судьбы у них тоже разные. Я думаю, что именно эту мысль и хотел донести до нас автор.