Жизненный и творческий путь лескова кратко. Лесков. Биография - Биографии знаменитых и известных людей. Лесков – русский национальный писатель

Николай Лесков прожил интересную и непростую жизнь. Писательский путь Лескова был тернистым, однако же, он сумел пробиться к звездам. Многие произведения Лескова в силу разных причин, с трудом оказывались у читателя. Многим коллегам по амплуа, Лесков был неприятен, не нравилась его творчество «критикам» и матерым литераторам. Люди, увлекающиеся литературой описывая муки Лескова в хождениях по издательствам, с надеждой, что его хоть кто-то опубликует, сравнивают их с походом по равнодушным врачам болезненного человека. Скрываясь под различными псевдонимами, Лесков печатался в некоторых изданиях, получая за это средства к существованию.

Писатель Николай Лесков родился в феврале 1831 года, в селе Горохово, что было в Орловской губернии . Семья, в которой родился Лесков, была многодетной и небогатой. Отец Николая, был следователем по уголовным делам. Лесков воспитывался у богатых родственников матери. Когда мальчику стукнуло 10-ть лет, его определили в Орловскую гимназию. В гимназии Николай Семенович учился в течении пяти лет. Учился будущий писатель спустя рукава, и в итоге гимназию бросил. Пошел работать, устроился писцом в Палату уголовного суда.

Через два года умрет отец Лескова, юноше было 17 лет. Семья оказалась в тяжелом финансовом положении. Дядя Николая, по маминой линии, профессор Алферьев приглашает юношу к себе в Киев. Приехав на Украину, Николай Семенович Лесков устраивается на работу в казенную палату. Работая секретарем рекрутского присутствия, Лесков много путешествует по Российской Империи. В и весях, Николай общается с разными людьми - паломники, старообрядцы. Общение с ними производит на Лескова определенное впечатление. В свободную минутку Николай занимается самообразованием, читает, посещает лекции в университете.

В 1857 году Лесков оставляет государственную службу и идет на работу в фирму «Шкотт и Вилькенс». В течение трех лет, по делам фирмы, Николай Семенович колесит по все стране. Настало время вернуться в Киев. Здесь он опять поступает на государственную службу, только на этот раз в канцелярию Киевского генерал-губернатора. Работу совмещал с занятием журналистикой. Статьи Лескова публикуются в газетах Киева и . В 1861 году Николай Семенович Лесков переезжает в столицу Российской Империи. Здесь он занимается журналистикой, пишет во многих газетах и журналах. Больше всего творческий союз задался у Лескова с журналом «Отечественные записки».

В «Северной пчеле» публикуется статья Лескова. Статья посвящена серии пожаров в Санкт-Петербурге. Николай призывает власти разобраться в причинах: что это? Случайность или деятельность студентов-революционеров? После выхода статьи на Лескова обрушился шквал критики, его назвали пособником царизма и душителем свободы. Николаю пришлось уехать в командировку заграницу, корреспондентом «Северной Пчелы». В Европе Лескову удалось посетить Польшу, Францию, Австрию. Вернувшись в Россию, Лесков публикует повести: «Житие одной бабы», «Три рассказа Стебницкого», «Овцебык» и роман «Никуда». Роман «Никуда» вызвал в либеральных кругах небывалый шквал критики, которая обрушилась на Лескова как холодный душ.

К счастью, не все общество разделяло либеральные идеи, и были журналы и газеты иных политических оттенков. «Злая» монархия соблюдала основы политического плюрализма. Лесков публикуется в «Русском вестнике» и других консервативных журналах. В последующие годы Лесков пишет еще несколько произведений: «Леди Макбет мценского уезда», «Воительница», «На ножах». Последний роман стал еще одним поводом для критики Лескова у либералов.

В последующие годы своей жизни Николай Семенович Лесков будет заниматься вопросами морали и религиозности. Напишет ряд потрясающих произведений» Соборяне», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник». Николай Лесков автор многих замечательных произведений, самым известным из которых является повесть «Левша». Повесть настолько понравилась народу, что слово «левша» стало нарицательным, и означает выходца из народа, мастера своего дела. Умер Николай Семенович Лесков в феврале 1895 года. Похоронен Николай на Волковском кладбище, в Санкт-Петербурге.

Николай Семёнович Лесков – русский писатель XIX века, по мнению многих, самый национальный писатель России. Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово (Орловская губерния) в духовной среде. Отец писателя был чиновником уголовной палаты, а мать – дворянкой. Детские годы Николай провёл в родовом имении в Орле. В 1839 семья Лесковых переехала в село Панино. Жизнь в селе наложила свой отпечаток на творчество писателя. Он изучал народ по быту и разговорам, а также считал себя своим среди народа.

С 1841 по 1846 год Лесков посещал Орловскую гимназию. В 1848 году он потерял отца, а их семейное имущество сгорело при пожаре. Примерно в это же время он поступил на службу в уголовную палату, где собрал много материала для своих будущих работ. Через год был переведён в казённую палату Киева. Там он проживал у своего дяди Сергея Алферьева. В Киеве в свободное от работы время он посещал лекции в университете, увлекался иконописью и польским языком, а также посещал религиозно-философские кружки и много общался со старообрядцами. В этот период у него проснулся интерес к украинской культуре, к работам Герцена и Тараса Шевченко.

В 1857 году Лесков ушел в отставку и поступил на службу к Скотту – английскому мужу своей тети. Работая в компании «Шкотт и Вилькенс», он приобрёл огромный опыт во многих отраслях, включая промышленность и сельское хозяйство. Впервые, как публицист, он проявил себя в 1860 году. Через год он перебрался в Петербург и решил посвятить себя литературной деятельности. Его работы стали появляться в «Отечественных записках». Многие его рассказы были основаны на знаниях русской самобытной жизни, и были пропитаны искренним участием к нуждам народа. Это просматривается в рассказах «Погасшее дело» (1862) и «Овцебык» (1863), в повести «Житие одной бабы» (1863), в романе «Обойдённые» (1865). Одним из наиболее популярных работ писателя стала повесть «Леди Макбет Мценского Уезда» (1865).

В своих рассказах Лесков пытался также показать трагическую судьбу России и неподготовленность к революции. В связи с этим он состоял в конфликтных отношениях с революционными демократами. Многое изменилось в творчестве писателя после знакомства со Львом Толстым. В его работах 1870-1880 годов появилась и национально-историческая проблематика. В эти годы он написал несколько романов и повестей о художниках. Среди них «Островитяне», «Соборяне», «Запечатлённый ангел» и другие. Лесков всегда восхищался широтой русской души, и эта тема отразилась в рассказе «Левша». Умер писатель в Петербурге 5 марта 1895 года в возрасте 64 лет. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Видео краткой биографии Николая Лескова

Самое поразительное и оригинальное в литературном творчестве Николая Семеновича Лескова – это русский язык. Его современники писали и старались писать ровным и гладким языком, избегая слишком ярких или сомнительных оборотов. Лесков же жадно хватал каждое неожиданное или живописное идиоматическое выражение. Все формы профессионального или классового языка, всевозможные жаргонные словечки – все это можно встретить на его страницах. Но особенно любил он комические эффекты просторечного церковнославянского и каламбуры «народной этимологии». Он позволял себе в этом отношении большие вольности и изобрел множество удачных и неожиданных деформаций привычного смысла или привычного звучания. Другая отличительная черта Лескова: он, как никто другой из современников, владел даром рассказа. Как рассказчик он, пожалуй, занимает в современной литературе первое место. Его рассказы – просто анекдоты, рассказанные с колоссальным смаком и мастерством; даже в своих больших вещах он любит, характеризуя своих персонажей, рассказать о них несколько анекдотов. Это было противоположно традициям «серьезной» русской литературы, и критики стали считать его просто гаером. Самые оригинальные рассказы Лескова так набиты всевозможными случаями и приключениями, что критикам, для которых главное были идеи и тенденции, это казалось смешным и нелепым. Слишком очевидно было, что Лесков просто наслаждается всеми этими эпизодами, как и звуками и гротескными обличьями знакомых слов. Как ни старался он быть моралистом и проповедником, он не мог пренебречь случаем рассказать анекдот или скаламбурить.

Николай Лесков. Жизнь и наследие. Лекция Льва Аннинского

Толстой любил рассказы Лескова и наслаждался его словесной эквилибристикой, но пенял ему на перенасыщенность его стиля. По мнению Толстого, главным недостатком Лескова было то, что он не умел удержать свой талант в рамках и «перегружал свой воз добром». Этот вкус к словесной живописности, к быстрому изложению запутанного сюжета разительно отличается от методов почти всех остальных русских романистов, особенно Тургенева , Гончарова или Чехова . В лесковском видении мира нет никакой дымки, нет атмосферы, нет мягкости; он выбирает самые кричащие цвета, самые грубые контрасты, самые резкие контуры. Его образы предстают при беспощадном дневном свете. Если мир Тургенева или Чехова можно уподобить пейзажам Коро, то Лесков – это Брейгель-старший, с его пестрыми, яркими красками и гротескными формами. У Лескова нет тусклых цветов, в русской жизни он находит характеры яркие, живописные и пишет их мощными мазками. Величайшая добродетель, из ряда вон выходящая оригинальность, большие пороки, сильные страсти и гротескные комические черты – вот его любимые предметы. Он одновременно и служитель культа героев, и юморист. Пожалуй, можно даже сказать, что чем героичнее его герои, тем юмористичнее он их изображает. Этот юмористический культ героев и есть самая оригинальная лесковская черта.

Лесковские политические романы 1860-70-х гг., навлекшие на него тогда враждебность радикалов , сейчас почти забыты. Но рассказы, которые он писал в то же самое время, не потеряли своей славы. Они не так богаты словесными радостями, как рассказы зрелого периода, но в них уже в высокой степени проявлено его мастерство рассказчика. В отличие от поздних вещей они дают картины безвыходного зла, непобедимых страстей. Пример тому Леди Макбет Мценского уезда (1866). Это очень сильное исследование преступной страсти женщины и дерзкого цинического бессердечия ее любовника. Холодный беспощадный свет льется на все происходящее и обо всем рассказано с крепкой «натуралистической» объективностью. Другой замечательный рассказ того времени – Воительница , колоритная история петербургской сводницы, которая относится к своей профессии с восхитительно-наивным цинизмом и глубоко, совершенно искренно обижена на «черную неблагодарность» одной из своих жертв, которую она первая толкнула на путь позора.

Портрет Николая Семеновича Лескова. Художник В. Серов, 1894

За этими ранними рассказами последовали серия Хроник выдуманного города Старгорода. Они составляют трилогию: Старые годы в селе Плодомасове (1869), Соборяне (1872) и Захудалый род (1875). Вторая из этих хроник – самое популярное из лесковских произведений. Речь в ней идет о старгородском духовенстве. Глава его, протопоп Туберозов – одно из самых удавшихся Лескову изображений «праведника». Дьякон Ахилла – великолепно написанный характер, из самых изумительных во всей портретной галерее русской литературы. Комические эскапады и бессознательное озорство огромного, полного сил, совершенно бездуховного и простодушного как ребенок дьякона и постоянные реприманды, которые он получает от протопопа Туберозова, известны каждому русскому читателю, а сам Ахилла стал общим любимцем. Но вообще Соборяне вещь для автора нехарактерная – слишком ровная, неторопливая, мирная, бедная событиями, нелесковская.

Вторая половина девятнадцатого века была настоящим золотым периодом русской литературы. В это время творили Толстой, Достоевский, Чехов, Тургенев, Некрасов, Островский, Салтыков-Щедрин, Гончаров. Не правда ли, впечатляющий список?

Жил и писал в этот период еще один великий русский писатель, знакомый всем нам с детства, - Николай Семенович Лесков.

Биография писателя. Семья и детство

Будущий классик русской литературы родился в 1831 году в Орловском уезде, в селе Горохово. Дедушка его был священником, отец тоже окончил духовную семинарию, но работать пошел следователем в Орловскую уголовную палату. После вынужденного ухода в отставку переехал с семьей в Панино (село), в

Детство писателя прошло в деревне. Именно здесь он «впитал» язык русского народа, который лег в основу неповторимого «лесковского языка» - особого стиля изложения, ставшего затем главной особенностью его

Биография Николая Лескова содержит упоминание о том, что в гимназии он учился плохо. Позже писатель о себе говорил, что он «самоучка». Не сдав экзамен по переводу в следующий класс, юноша покинул учебное заведение и начал работать писцом в Орловской уголовной палате.

Биография Н. С. Лескова. Коммерческая служба

После смерти отца старший сын Николай принимает на себя обязанности по заботе о семье (кроме него у родителей было еще шестеро детей). Молодой человек переезжает в Киев, где сначала устраивается на работу в Киевскую казенную палату, а затем переходит в коммерческую компанию родственника по материнской линии, английского предпринимателя А. Я. Шкота (Скотта). По долгу службы Николай Лесков часто ездит по стране. Полученные в этих поездках знания и впечатления затем лягут в основу многих произведений писателя.

Николай Писатель - противник нигилизма

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В 1860 году компания «Шкот и Вилькенс» закрылась, и Николай Семенович переехал в Санкт-Петербург, где и занялся всерьез сочинительством.

Поначалу Лесков выступает в роли публициста: печатает статьи и очерки на злободневные темы. Сотрудничает с журналами «Северная пчела», «Отечественные записки», «Русская речь».

В 1863 году выходят «Житие одной бабы» и «Овцебык» - первые повести писателя. В следующем году он выпускает знаменитую повесть «Леди Макбет Мценского уезда», некоторые рассказы, а также свой первый роман «Некуда». В нем модный в те времена нигилизм противопоставляется основополагающим ценностям русского народа - христианству, семейственности, уважению к ежедневному труду. Следующим крупным произведением, также содержавшим критику нигилизма, был вышедший в 1870 году роман «На ножах».

Отношение к церкви

Будучи потомком священнослужителей, Лесков огромное значение придавал христианству и его роли в русской жизни. Священникам, как стабилизирующей силе своего времени, посвящены хроники «Соборяне». Есть у писателя повести и рассказы, объединенные в сборник «Праведники». В них рассказывается о честных, совестливых людях, которыми богата русская земля. В этот же период выходит удивительный рассказ «Запечатленный ангел» - одно из лучших произведений, созданных писателем по имени Николай Лесков. Биография его, впрочем, говорит о том, что впоследствии он поддался влиянию Льва Толстова и разочаровался в русском духовенстве. Его поздние произведения наполнены горьким сарказмом по отношению к «поповству».

Умер Николай Лесков в 1895 году в Санкт-Петербурге, в возрасте 64 лет.

Большое количество самобытных и любимых нами поныне произведений оставил после себя Николай Семенович Лесков. Биография его отражает сложный путь мыслящего и ищущего себя человека. Но как бы ни шло его творческое развитие, мы и сегодня знаем и любим его «Левшу», «Очарованного странника», «Леди Макбет Мценского уезда» и многие другие творения.

Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохово Орловской губернии. Русский писатель, публицист, литературный критик. Отец Лескова – заседатель Орловской уголовной палаты, мать – потомственная дворянка.

Детство Лескова прошло в Орле и в Орловской губернии; впечатления этих лет и рассказы бабушки об Орле и его жителях отразились во многих произведениях Лескова. В 1847-1849 гг . Лесков служил в Орловской палате уголовного суда; в 1850-1857 гг . занимал различные должности в Киевской казенной палате. В мае 1857 г . поступил в хозяйственно-коммерческую компанию, которую возглавлял англичанин А.Я. Шкот, муж тетки Лескова. С 1860 г . начал сотрудничать в петербургских газетах, публикуя статьи либеральной направленности о злоупотреблении и общественных пороках в современной России. В 1861 г . переехал в Санкт-Петербург. Приход Лескова в литературу из среды, далекой от профессионального писательского сообщества, а также впечатления провинциального быта, чуждого столичному жизненному укладу, во многом определили своеобразие его общественной и литературной позиции.

В 1862 г. Лесков напечатал первые художественные произведения: рассказы «Погасшее дело» (в переработанной редакции – «Засуха»), «Разбойник» и «В тарантасе» - очерки из народной жизни, рисующие представления и поступки простых людей, странные и противоестественные с точки зрения образованного читателя. В первых рассказах Лескова уже присутствуют черты, характерные и для более поздних его произведений: документализм, объективность повествования.

С 1862 г. Лесков – постоянный сотрудник либеральной газеты «Северная пчела»: в своей публицистике выступал приверженцем постепенных, эволюционных перемен, критикуя революционные идеи литераторов журнала «Современник» и считая вредными для общества антиправительственные настроения радикально-демократической интеллигенции. Лескову были чужды социалистические идеи имущественного равенства: стремления к насильственным изменениям социального и политического строя представлялось ему столь же опасным, как и ограничение свободы правительством. 30.05.1862 г. в газете «Северная пчела» Лесков выступил с заметкой, в которой потребовал от правительства открыто подтвердить или опровергнуть слухи о причастии студентов к пожару в Санкт-Петербурге. Демократичная и либеральная интеллигенция превратно восприняла статью как донос, содержащий утверждение об организации поджогов радикально настроенными студентами. На репутацию Лескова легло клеймо политического провокатора, поддерживающего власть в борьбе против свободолюбия и свободомыслия.

1864 г . – антинигилистический роман «Некуда».

1865 г . – роман «Обойденные», рассказ «Леди Макбет Мценского уезда».

1866 г . – роман «Островитяне».

1867 г . – вторая редакция очерков «Русское общество в Париже».

1870-1871 гг . – второй антинигилистический роман «На ножах».

1872 г . – роман «Соборяне».

1872-1873 гг . – повесть «Очарованный странник».

1873 г . – повесть «Запечатленный ангел».

1876 г . – рассказ «Железная воля».

1883 г . – «Зверь».

1886 г . – сборник «Святочные рассказы».

1888 г . – рассказ «Колыванский муж».

1890 г . – незавершенный роман-иносказание «Чертовы куклы».

В рассказах конца 1870-х – 1880-х гг. Лесков создал галерею персонажей-праведников, которые воплощают лучшие черты русского народного характера и одновременно выделены как натуры исключительные:

1879 г . – «Однодум».

1880 г . – «Несмертельный Голован».

Сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, нравственная двойственность персонажей – черты творчества Лескова, в полной мере свойственные и одному из самых известных его произведений – сказу «Левша» (1881 г .).

В середине 1880-х гг. Лесков сблизился с Л.Н. Толстым, разделяя многие идеи его учений: самосовершенствование личности как основа новой веры, противопоставление истинной веры православию, отвержение существующих социальных порядков. Поздний Лесков крайне резко отзывался о православной церкви, подвергал резкой критике современные общественные институты. В феврале 1883 г . Лесков уволен из Ученого комитета Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, в котором служил с 1874 года . Его сочинения с трудом проходили через цензуру. В поздних произведениях Лескова на первый план выступает критика общественных норм и ценностей: рассказ «Зимний день» (1894 ), повесть «Заячий ремиз» (1894, опублик. в 1917 ).

Творчество Лескова представляет собой сплав различных стилевых и жанровых традиций: очерка, бытового и литературного анекдота, мемуарной литературы, низовой лубочной словесности, церковной книжности, романтичной поэмы и повести, авантюрного и нравоописательного романа. Стилевые открытия Лескова, его нарочито неправильное, «ощутимое» слово, доведенная им до виртуозной техники сказа предвосхитили многие опыты в литературе 20 века.

Ключевые слова: Николай Лесков,подробная биография Лескова,критика,скачать биографию,скачать бесплатно,реферат,русская литература 19 века,писатели 19 века