Как в старину жили русские люди проект. Музейный урок "Как жили люди в старину". Профессиональный конкурс работников образования


ПРОЕКТ
По познавательному развитию для детей подготовительной группы
«Как жили люди в старину»

Составила: воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ ЦРР «Алые паруса» - детский сад № 26 города Железногорска Курской области
Маслова Ирина Николаевна

(«Путешествие по реке времени»)

Тип проекта: информационно – практико ориентированный
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатель, специалисты детского сада.
Актуальность темы:
В настоящее время, к сожалению, наблюдается утрата интереса к прошлому народа, его наследию. Дети дошкольного возраста поверхностно знакомы с тем, как жили люди раньше, как строили свое жилище, как украшали свой быт.
Какие изменения произошли со строениями людей, в которых они жили, как изменились сами люди, их быт, одежда, обо всем этом дети имеют отрывочные представления. У детей слабо развиты познавательный интерес и познавательная инициатива.
Проблема: У детей недостаточно развит интерес к прошлому человечества, истории жилища, процессам его преобразования.
Цель: создание в воображении ребенка целостных образов прошлого и настоящего жилища человека, развитие исследовательских навыков воспитанников, поддержка детской инициативы.
Задачи:
-познакомить детей с историей жилища, его особенностями в разные периоды жизни человека, в зависимости от климатических условий;
-развивать у детей ретроспективный взгляд на жилище человека (ориентироваться в прошлом и настоящем);
-развивать самостоятельность и познавательную инициативу воспитанников;
-формировать обобщенные способы умственной работы, предпосылки учебной деятельности;
-стимулировать развитие познавательных и творческих способностей;
- воспитывать интерес и уважение к прошлому своего народа.

Этапы проекта:

I этап: (подготовительный)

Деятельность

1. Выбор темы, введение в тему с использованием модели «трех вопросов» «Что я знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?».
Что мы знаем:
- что были первобытные люди;
- что они жили в пещерах, потому что не умели делать кирпичи;
- знаем, что им (древним людям) нужны были убежища и что они «обживали свои пещеры».
Что мы хотим узнать:
- почему человек не захотел жить в пещере?
- как люди научились строить деревянные дома?
- для чего нужна была крепость?
- от кого они защищались?
Что сделать, чтобы узнать:
- попросить взрослых рассказать о том, что они знают об истории жилища человека;
- найти в интернете картинки, изображающие древнего человека и его жилье;
- прочитать в энциклопедии как и где жили люди в старину.
2. Постановка проблемы «Для чего необходимо знать историю жилища человека?».
3. Обсуждение проблемы, принятие задач.
4. Изучить методическую литературу по данной теме «Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста» Н.А.Короткова,
«Как жили наши предки» Ю.Дорожкин,
«Что было до..» О.В. Дыбина, «Познавательное развитие» В. Волчкова
5.Подбор художественной литературы, изготовление дидактических пособий.
6. Знакомство родителей с предстоящей работой, беседы с родителями по данной теме
6. Разработка модели взаимодействия со специалистами детского сада.
7. Разработка перспективного плана по реализации проекта
Беседы

Накопление информации.

Беседы, анкетирование

Осознание мотива и цели деятельности

II этап: практический

Перспективный план по реализации проекта

Сентябрь
Чтение «Вера и сегодня» Маршак С.,
«Кошка, которая гуляла сама по себе» Киплинг Р.

Октябрь
1.Изготовление карты-панно- «реки времени», сиволизирующей движение исторического времени.
2.Выбор остановок: «древность» - «старина» - «наше время», познавательно- исследовательская деятельность
3.Беседа: «Дом, в котором мы живем».
Н.А. Короткова «Образовательный процесс в гуппах детей старшего дошкольного возраста».

Ноябрь
1. «Путешествие в прошлое жилища»,
познавательная деятельность
2.Изготовление макета: «Пещера древнего человека», конструирование.
3.«Обживание остановки «древность» , познавательно- исследовательская деятельность

4. «Кто построил этот дом?», беседа
О.В. Дыбина «Что было до...».

Ю. Дорожин «Как жили наши предки».

В.Волчкова «Познавательное развитие».

Декабрь
1.Как жили наши предки (старина), беседа.

2.Средневековый город крепость.(рассматривание иллюстраций)

3.Путешествие в музей предметов, познавательно- игровая деятельность.
Ю. Дорожин «Как жили наши предки»

Январь
1.Изготовление макета жилища человека в старину, конструирование.
2.Обживание остановки «старина», познавательно- исследовательская деятельность.
Н.А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»

Февраль
1.В гостях у бабушки в деревне, рассказ из личного опыта детей.
2.Традиции россиян, познавательная деятельность.
3.Игра «Путешествие в многообразие рукотворного мира»

В.Н. Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе».
О.В. Добина «Что было до...»

Март
1.«Для чего нужны дома?», беседа.
2.Изготовление макетов современных домов.
3.«Чудесные вещи рукотворного мира», дидактическая игра.

О.В. Дыбина «Что было до...»

О.В. Дыбина «Рукотворный мир»

Апрель
Развлечение с родителями: «Хорошо у нас в дому!»

III этап: заключительный
Презентация «Путешествие по реке времени» «История жилища»,
Выставка макетов сооружений, развлечение с родителями «Хорошо у нас в дому»

Практический материал по реализации проекта

Конспект занятия «История жилища человека в средние века»
Программное содержание:
1.Продолжать учить создавать макеты строений: дома, крепость, как целостного воплощения прошлого.
2.Развивать ретроспективный взгляд на предметы, помочь осваивать формы упорядочивания опыта: причинно-следственных, пространственных и временных отношений.
3. Способствовать развитию познавательной инициативы детей, расширению кругозора.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Методы и приемы: вопросы встречные и поисковые, беседа, опыты, моделирование, проблемная ситуация.
Материалы и оборудование: карта-схема средневекового города-крепости; материал для исследования: дерево, камень, вода; материал для моделирования крепости: конструктор «лего», деревянный конструктор.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, мы продолжаем путешествие по «реке времени». Мы узнали, как и где жили люди раньше: сначала в пещерах, потом в шалашах. Но и в шалаше, наверное, тоже неудобно было жить. Как вы думаете? Почему? (Не было окон, дверей, мог протекать дождь и т.п.)Воспитатель. Да, согласна, и люди стали строить дома из дерева. Как вы думаете, деревянный дом был удобнее? Чем он отличался от шалаша?
Воспитатель. Итак, мы с вами дошли до второй остановки на «реке времени», которая называется «старина». И слово «город» в те времена имело совсем другое значение. Подумайте, как мы можем узнать, что означало это слово раньше?
Воспитатель. Обобщает ответы детей и знакомит со значением слова «город». Это поселение, которое имело крепкую стену-ограду, крепость. Как вы думаете, для чего она была нужна?
Воспитатель. Рассказ детям о крепостной стене.
Когда подступали враги, жители близлежащих поселений старались укрыться за городской оградой. Поэтому, когда строили крепостные стены, никто не жалел сил. Чем надежнее была стена, тем легче было держать оборону. Крепостные стены кажутся простыми только на первый взгляд. На самом деле все было продуманно до мелочей.
Посмотрите на картинку города-крепости.
-Какие постройки сделаны из камня?
- Какие из дерева? Для чего нужны башни?
- Что необычного вы заметили в постройке стены?
Воспитатель. Обобщает ответы детей.
А сейчас я предлагаю вам сделать соответствующую отметку на «реке времени» и приступить к изготовлению макета средневекового города-крепости.
- Что мы сделаем сначала? Какие материалы выберем для постройки стены?
Воспитатель. Предлагает опытным путем подобрать материал для стены.(Дети делают выводы о том, что наиболее подходящий материал камень, т. к. он прочный, не пропускает воду).
Воспитатель. А теперь предлагаю вам из деревянного строителя, из конструктора «лего» сделать крепость. (самостоятельная работа детей)
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше «путешествие по реке времени». Что вам запомнилось? Что вы теперь умеете делать? Понравилось ли вам «путешествие»?
На этом наши путешествия не заканчиваются, нас ждут новые, интересные открытия.

В каждом православном доме богатом и бедном были иконы – это могла быть скромная полочка или целый иконостас. Иконы были семейной реликвией и располагали их в переднем красном углу – его еще называли святой угол или божница. Там же были лампада с маслом и священное писание – жития святых, молитвослов. В домах побогаче был киот – специальный шкаф для икон. И обитатели дома читали молитвы утром и вечером.

Я помню, как девочкой гостила у бабушки с дедушкой, и как молился мой дедушка – он был из семьи старообрядцев. Он не садился за стол не перекрестясь. В доме были и жития святых, написанные старославянским шрифтом, который я сначала не понимала, но дедушка показал мне несколько раз, и я стала понемногу читать. Помню, особенно заинтересовало меня житие Симеона-столпника, который много лет стоял на столбе, постился и молился. Мне это казалось невероятным…

В старину в сёлах текла жизнь, полная трудов. В рубленых избах и полуземлянках наши предки буквально боролись за жизнь. Они бортничали, распахивали новые земли и разводили скот, охотились и оборонялись от лихих людей. Часто в пожаре сгорали дом и имущество – тогда приходилось строить новое жильё.

Свой дом русские люди строили, предварительно тщательно выбрав место: нельзя было строить дом на месте бывшей дороги или кладбища – считалось, что счастье уйдёт вскоре из такого дома. Выбрав место для будущего дома – тщательно проверяли его, не засушливое ли оно? Для этого клали на ночь сковороду дном вверх. Если за ночь под сковородой скапливалась роса – то место хорошее. И можно было строить новую избу.

Первой в новый дом пускали кошку – считалось, что во время стройки в дом могли проникнуть злые духи. А кошки помогали их изгнать. Поэтому первую ночь обязательно проводили в новом доме кот с кошкой. Кстати, этот обычай дошел и до наших дней. На новоселье принято приносить в дом кошку.

Огромное значение в доме имела печь. Печь и печной огонь у русских людей были на втором месте после святого угла. Рядом с печкой нельзя было говорить худые слова. В жилище сохранялась диагональ – печь – красный угол. Избы топились по-чёрному, в них было дымно.

Печной угол или «куть» было традиционно женским пространством. Здесь выполнялось главное священнодействие – выпечка хлеба. В кути располагались посуда и кухонная утварь – чугуны, ухваты и пряничные доски – на Руси издавна женщины пекли пряники. Они были любимым лакомством крестьянских ребятишек. В печном углу стояли прялка и ткацкий станок.

Прялка особо ценилась в крестьянском доме, потому что пряли и ткали все русские женщины, одевали всю семью, ткали полотенца и скатерти.
Прялка была желанным подарком, ее хранили и передавали по наследству. Расписную прялку парень дарил своей невесте, а она хвасталась красивым подарком на посиделках, где девушки пряли.

Крестьяне носили длинные домотканые рубахи и конечно лапти – аж до 20 века!
Горожане ходили в сапогах и носили туфли. А еще те и другие носили шубы, однорядки и кафтаны. У женщин были сарафан, платок и пояс. Одежда была праздничная и повседневная.

Русские девушки носили платья с вышивкой на рукавах и подоле, замужние женщины - юбки и понёвы с орнаментом и оберегами. Дети до 12 лет носили длинную до пят полотняную рубашку - они не разделялись до этого времени по половому признаку.

В праздничной одежде преобладали два цвета орнаментов – белый и красный, который подчёркивал свет души и духовную чистоту.

Девушки плели одну косу, замужней женщине после свадьбы расплетали её и заплетали две. У мужчин символом мужества считалась борода. И когда вышел указ Петра Первого стричь бороды, возникло даже восстание в Сибири. С древних времён крестьяне считали, что, обрезав волосы, у человека можно отнять и здоровье.

Жили крестьяне в небольших домах. На Севере это были высокие избы с несколькими небольшими окошками. На резных наличниках часто была изображена розетка – символ жизни и счастья. На Севере под одной крышей часто находились сарай и кладовая.
В Сибири тоже встречаются до сих пор такие постройки. Например, в Сузуне Новосибирской области многие дома построены по такому типу. Закрытые дворы очень удобны в морозы. И живут там потомки старообрядцев с незапамятных времен.

Изба да клеть - сени, два – три окошка да дверь были у половины крестьян. В избе зимой в морозы находил приют и домашний скот. В подклетье - подполье располагались куры.
Внутри дома в переднем углу под иконами стоял большой стол для всей семьи, вдоль стен располагались широкие лавки. Над ним находились полки для посуды и шкаф- поставец.

На праздники стол накрывали и ставили расписную и резную посуду – ковши разных форм с мёдом и квасом, светец для лучины, солонки в виде коньков, птиц, глиняные миски и деревянные ложки. Ковши были в форме ладьи, утки. На ковше могла быть вырезана надпись примерно такого содержания: « Гости дорогие, гостите да пьяными не напивайтесь, вечера не дожидайтесь».

В жилище пространство у входа было мужской территорией. Здесь находились рабочие инструменты и коник, который в крестьянской избе имел особое значение. Здесь хозяин занимался своими мужскими делами: чинил сбрую и упряжь зимой.

А летом мужики ладили сани – ведь без саней в деревне никуда. Всё мастерили из дерева – лавки, колыбель, корзины. И всё расписывали, чтобы радовало душу. Избы строили из дерева, топор даже гвозди старались не использовать. В крайнем случае – деревянные костыли.

По вечерам слушали былины, сказки, пили хмельной мёд, пели песни. По субботам топили баню.
Семьи были большими и крепкими. Жили по заповеди Домостроя: «Сохраняйте семейные союзы ваши, Богами освященные, во времена радостные, во времена горестные и да помогут вам Боги светлые, и приумножатся древние роды ваши».

Семейный союз – это продолжение жизни. Невеста должна была быть не моложе 16 лет. Жена должна была заботиться о муже. Беременная жена укрывала зипуном мужа, чтобы мужняя сила охраняла её чрево и чадо во время сна. Пуповину о родившегося ребенка перевязывали нитью, сплетенной из волос отца.

У детей воспитывали любовь к вере, к своему роду, семье, к матери-природе, к земле предков и велели жить по совести. Девочке 12 – ти лет вручали веретено и прялку и обучали рукоделию.

В Древней Руси народ имел свой уклад жизни и свои обычаи, не соблюдать, не знать же их считалось большим грехом. В одной из глав домостроя читаю: «Великое несчастье для прямого сына Отечества, ежели он не знает нравов и обычаев своего народа». А главным обычаем на Руси было иметь столько детей, сколько даёт Бог…

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. В январе праздновали Рождество. Новый год (по старому стилю), колядование и крещение, в святки ходили ряженые – мазали лица сажей, выворачивали наизнанку шубу, наряжались цыганом, гусаром, водили козу, разыгрывали сценки, веселились.

Любимым праздником была Масленица – гуляли целую неделю. С четверга все работы прекращались, и начиналось шумное веселье – катались на тройках, ходили в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, вином.

Потом соблюдали изнурительный пост и праздновали Пасху – светлое Христово воскресение. Молодёжь собиралась отдельно, водили хороводы на околице, у леса, на берегу реки, гуляли по улицам, качались на качелях.

В Радуницу – родительский день посещали могилы умерших, носили еду на могилы родственников. На Троицу ходили в лес, пели песни, плели венки и бросали их в реку, если пристанет – девушка должна была выйти замуж скоро, а если венок тонул – очень плохой знак.

Осенью и зимой устраивали посиделки. Летом играли в игры, водили хороводы, пели, плясали допоздна. Главной фигурой в деревне был хороший гармонист. Ах, какие гармонисты были в каждом селе! Какие играли наигрыши! В каждой местности свои.

В Древней Руси было принято ходить в гости, помогать друг другу, особенно при строительстве новой избы. По окончании работы хозяин кормил обедом, угощал вином. Все пели и плясали, несмотря на усталость.

Семьи были большими. Вместе жили не только родители, дети и внуки, но и несколько братьев, сестра с мужем и другие родственники. Нередко в одной семье насчитывалось двадцать и более человек. В семье царили патриархальные устои. Во главе был отец или старший брат - большак. Среди женщин - его жена. Жена должна была беспрекословно подчиняться мужу. Сноха много работала и подчинялась старшим. После отмены крепостного права большие семьи стали распадаться, получали землю и жили отдельно.
Старший сын оставался с родителями.

Свадьбы проводили осенью или после Крещенья. К родителям невесты приходила сваха с прибаутками: «У вас курочка – у нас петушок, сведём их в один хлевушок». После смотрин невесты был сговор – рукобитье. А потом целый месяц шла подготовка к свадьбе.

Жених покупал невесте подарки. Подруги собирались в доме невесты на девичник, помогали готовить приданое и обязательно пели песни – грустные, величальные, шуточные, прощальные. Вот одна из них:

Не в трубоньку ли трубили рано по росе,
Уж и плакать ли Катеринушке по своей косе:
- С измладочка эту косыньку матушка плела,
А на возрасте косыньку она сама плела,
А на утро косыньку свахи разобьют,
Разделают её косыньку на шесть долей,
Заплетут её косыньку на две косы,
Обовью её русую вокруг головы,
Наденут Катеринушке бабий сборничек.
- Красуйся, Катеринушка, в бабьем сборничке!
Уж и бабья краса – её за стеной не слыхать,
А девичья краса - её за сто вёрст слыхать!

Свадьба могла длиться неделю, угощали всех желающих, и обязательно пекли пироги - курники. На другой день после свадьбы зять отправлялся к тёще на блины.

Вообще в русской кухне - самой богатой кухне мира, было много выпечки. Ведь на Руси издавна сеяли пшеницу, рожь, овёс, ячмень, просо – у русских было много муки, и поэтому пекли пироги, блины, оладьи пряники, расстегаи и кулебяки, даже жаворонки из теста весной. А в Сибири любили выпекать шаньги. Мама моя тоже была большая мастерица печь шанежки. А еще варили всевозможные каши, овсяный кисель, горох.

Из овощей до конца 18 века главенствовала репа – вспомните знаменитую сказку «Про репку» и другую, не менее известную - «Вершки и корешки». Из репы готовили много блюд: парили, варили, клали в пироги, готовили квас. Сажали также капусту, хрен, брюкву – очень полезные для здоровья овощи. У меня брюкву сажали мать и бабушка, а еще фасоль, бобы и горох.

Картошки у русских долгое время не было. И только в 19 веке картошка произвела настоящий переворот в русской кухне.

Использовали издревле и дары леса, а его в России много. Часто на столе бывали орехи, мёд, грибы и ягоды. Сады стали сажать намного позднее. И первым культивируемым деревом стала вишня. Отсюда и знаменитые вишневые сады. Любили на Руси и полакомиться рыбкой и даже икрой, ведь рек у нас много.

Готовили блюда в основном в русской печи – отсюда и своеобразие их, и вкус несравненный и дух. На Севере больше варили щи, на юге – борщи, на Волге пекли замечательные пироги с рыбой, а на Урале и в Сибири, как я уже сказала, шаньги и пельмени. Ели на Руси черный ржаной хлебушко, белый был по праздникам.

После еды принято было подавать заедки на сладкое: ягоды, кисели, мочёную бруснику, пареную репу. Принято было угощать гостей самым лучшим – соблюдалась традиция русского гостеприимства. Говорили так: «Ест человек дома, а в гостях он лакомится». Любили и чаек попить из самовара, как водится, с пирогами да шаньгами – Ведь испокон веков на Руси было принято потчевать гостей пирогами.

Пирог – это символ русского гостеприимства. Пирог – это праздник. И само название его происходит от слова « пир». Ко всякому торжественному случаю выпекался свой пирог, а «глаза помогали его есть», поэтому пекли его затейливым и красивым.

Расстегай с грибами и луком подавали на закуску со штофом водки, горячую кулебяку тоже под водочку, шаньги к кислым щам, к чаю. На Севере России пекли калитки из пресного ржаного теста. Женщины в старину говорили: «Калитки просят восьмерки».

Для изготовления их нужны ржаная мука, вода, молоко, простокваша, масло, соль, сметана и начинка. А начинкой могут быть грибы, всевозможные ягоды - черника, земляника, малина, а также творог, картошка, пшенная каша. Форма калиток может быть овальной, круглой и многоугольной. Подают их к супу и чаю.

Казалось бы, зачем было столько труда вкладывать в пирог? Но пирог - это не только вкусная еда, но и издавна был настоящий душевный праздник, а в праздник всё должно быть красиво. В старину говорили: «Милости прошу к нашему шалашу: Я пирогов накрошу. Откушать попрошу!»

О русских традициях и обычаях можно говорить бесконечно, но я заканчиваю свой скромный труд, надеясь к нему когда-нибудь вернуться.

Если вы думаете, что наши предки жили в просторных, приятно пахнущих сеном домах, спали на теплой русской печке и жили долго и счастливо, то вы ошибаетесь. Так, как вы думали, крестьяне стали жить сто, может сто пятьдесят или от силы двести лет назад.

До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.
Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.

Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.

Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го…

В историко-культурный комплекс «Любытино» мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний «Автомир». Он не зря носит название «Одноэтажная Россия» — посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.

Кстати, перед входом в дом крытая площадка — это те самые сени из песни про «сени новые, кленовые».

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.
При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке «по черному» есть один большой плюс — в таком доме нет грызунов и насекомых.

Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.

Вот так сделана кровля (но далеко не везде крыша была с дёрном)

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание — хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.

Зерно хранили в амбаре — постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.

В амбаре были устроены сусеки, помните — «по сусекам поскребла…»? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

Также в деревне был утроен ледник — погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.

Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.

Овин — эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим — томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?

Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.
Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.

Сегодня я хочу показать вам насколько тяжело жилось нашим предкам в русской деревне 10-го века. Все дело в том, что в те годы средний возраст человека составлял примерно 40-45 лет, а мужчина считался взрослым уже в 14-15 лет и на тот момент мог даже обзавестись детьми. Смотрим и читаем далее, довольно интересно.

В историко-культурный комплекс "Любытино" мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний "Автомир". Он не зря носит название "Одноэтажная Россия" - посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.
Кстати, перед входом в дом крытая площадка - это те самые сени из песни про "сени новые, кленовые".

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.
При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке "по черному" есть один большой плюс - в таком доме нет грызунов и насекомых.



Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.

Вот так сделана кровля

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание - хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.

Зерно хранили в амбаре - постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.

В амбаре были устроены сусеки, помните - "по сусекам поскребла..."? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

Также в деревне был утроен ледник - погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.
Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.



Овин - эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим - томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?
Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.
Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.



Вот так жили наши предки. Жизнь была нелегкой. Часто случались неурожаи, еще чаще - набеги татар, викингов, просто бандитов. Основным видом экспорта были меха, мед, шкуры. Крестьяне собирали грибы и ягоды, всевозможные травы, ловили рыбу.

При обороне от неприятеля основой экипировкой воина была кольчуга, шит, шлем. Из оружия - копье, топорик, меч. Кольчуга не сказать, что легкая, но в отличие от лат, в ней можно бегать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МДОУ

«Детский сад № 1 р. П. Татищево

Татищевского муниципального района

Саратовской области»

___________________ /Т. А. Куприй /

исследовательско-творческий проект

Как жили люди

Воспитатели

Подготовительной к школе группы «Солнышко»

Галина Васильевна Трифонова

Светлана Анатольевна Обухова

Татищево. - 2011 г.

1. ВВЕДЕНИЕ

Исследовательско-творческий проект «Как люди на Руси жили» посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях. Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа в воспитании мальчиков и девочек.

Цель проекта:

  1. Исследование истории русского крестьянского быта и его влияния на гендерное воспитание.
  2. Формирование уважения к русской народной культуре.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
  2. Исследовать, сравнить и выделить различия в воспитании мальчиков и девочек на Руси.
  3. Провести опрос детей с целью выяснения знаний названий и назначения предметов.
  4. Провести опыты по применению предметов старинного русского быта в современных условиях.
  5. Провести конкурс среди родителей «Русская изба» (изготовление макета русской избы) .

Участники проекта:

  • воспитатели
  • дети
  • родители

Сроки реализации

январь - май

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Изба и ее устройство.

Занимаясь в кружке «Мастерилка», мы всегда рассматриваем убранство «русской избы» - там проходят наши занятия.

Нам интересно узнать все:

Как жили русские люди раньше?

Для чего были нужны все эти предметы русского быта?

Как называются эти предметы и как ими пользовались люди?

Мы стали искать ответы на все свои вопросы: спрашивали у воспитателей, родителей, рассматривали иллюстрации в книгах о старинном быте русского народа, читали энциклопедии, смотрели видеофильмы.

Мы узнали, что в древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Русские люди, жившие много лет тому назад, для своих семей строили избы. Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных плотников. Иногда организовывалась «помочь», когда вся деревня работала для одной семьи.

Нам захотелось заглянуть в русскую избу. Какова же была там обстановка? Какая была мебель, посуда?

Из энциклопедий мы узнали, что жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.

Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.

Вот мы в избе. Центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара.

Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.

На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок.

«Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка – печка, укрась своих детушек», - говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. В нашей квартире нет такой печи, ее нам заменила плита, но в деревнях бабушки до сих пор любят печь пироги в русской печке.

Мы печем свои игрушки-тестушки в духовке, но тоже приговариваем: «Матушка – печка, укрась своих детушек». Она нас слышит и радует румяными изделиями.

Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.

На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».

Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.

Другой угол около двери был мужским. Он назывался «коник». На лавке делали узор в виде конской головы. На этой лавке работал хозяин. Иногда он на ней и спал. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда.

В крестьянском доме все было продумано до мелочей. На центральной балке - «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.

В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках.

Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.

Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.

Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.

Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.

Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.

Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».

Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.

2.2 Быт крестьян .

Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.

В каждой семье были «коробейки» - лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.

Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.

В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.

Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, в берестяных туесах. Использовались также плетеные изделия – лукошки, короба.

2.3 Распределение трудовых обязанностей в деревенской семье по половому признаку.

Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.

Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.

Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у других инструменты брать нельзя. «Хороший мастер работает только своим инструментом», - поучали родители.

За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.

Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.

Отец помогал мальчикам, наставлял советом, похваливал. «Дело учит, мучит, да кормит», «Лишнее ремесло за плечами не виснет», - приговаривал отец.

В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.

Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.

Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.

С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью. Нередко мальчиков 8-9 лет отпускали в пастушки, он работал «в людях», пас стадо и зарабатывал немного – еду, подарки. Это была помощь семье.

С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.

К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал. В народе говорили: «Отец сына не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».

Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.

Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка.

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица.

Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства.

Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Иногда опытных девочек – нянек отдавали в другую семью «внаем». Даже в 5-7 лет они нянчили чужих детей, зарабатывая для себя и семьи: платочки, отрезы материи, полотенца, еду.

Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.

Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.

В 9 лет девочка уже помогала метрии готовить еду.

Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Ее так и называли – домотканая. Всю зиму пряли кудели (нити), а весной начинали ткать. Девочка помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно.

Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать белье в речке, готовить еду и даже печь хлеб. Матери говорили дочкам: «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Постепенно к девочке приходило осознание того, что она - будущая хозяйка, которая может выполнять все женскую работу. Дочка знала, что «Хозяйство водить – не разиня рот ходить». «Без дела жить – только небо коптить», - так всегда говорила мама.

Таким образом, в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники. Да «красны девицы» - умелицы - рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, окна и двери.

На занятиях кружка «Мастернилка» дети приобщались к основам ремесел, считавшихся на Руси «женскими» и «мужскими».

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.

2. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.

3. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.

4. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.

5. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.

6. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.

7. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.

8. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.

9. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Конспект занятия «Русская изба» Приложение № 1
  2. Конспект занятия «Эх, лапти мои, лапти липовые…» Приложение № 2
  3. Конспект занятия по рисованию на тему «Козлик» Приложение № 3
  4. Конспект занятия « Как люди жили на Руси » Приложение № 4
  5. "Как люди жили на Руси" - Слайд - Презентация Приложение № 5