Высокие технологии в современных музеях. Использование музейных технологий в образовательном и воспитательном процессе Современные информационно коммуникационные технологии в музейной практике

(выступление на 2-ой открытой научно-практической конференции «Поисково-исследовательская работа в музее образовательного учреждения»)

Кириллова Наталья Александровна, методист ГЦИ «Эгида»

Всё, что изучается в школе - это культурный опыт прошлого. Снижение интереса школьников к изучению истории страны, родного края, равнодушное отношение к прошлому города, района, окружающих людей обусловлены объективными изменениями политической жизни страны, сменой ценностных ориентиров общества, структуры и содержания информационного пространства и культурной среды.

Музейная педагогика является уникальным средством для решения многих воспитательных и образовательных проблем.

Основной методической задачей школы является формирование ключевых компетенций выпускника, то есть способности решать проблемы в различных сферах общественной и интеллектуальной деятельности. Современная школа должна:

§ формировать навыки деятельности в гражданско-общественной сфере;

§ формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;

§ формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом на основе использования ИКТ;

§ формировать навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности;

§ формировать навыки коммуникации;

§ развивать умение формулироватьзадачу и кооперативно ее решать.

Музей в современной школе представляет собой такую интегрированную информационно-педагогическую среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.

Такие принципы работы школьного музея как комплексность, систематичность и преемственность предусматривают сочетание традиционных и инновационных форм и способов взаимоотношений с учениками. Одной из наиболее характерных черт школьного музея является смещение акцентов в понимании миссии музея от накопления, хранения и передачи конкретных знаний от учителя ученику к развитию способности приобретать эти знания и умения самостоятельно и использовать в практической деятельности. Информационные технологии могут оказать и оказывают на практике неоценимую помощь в решении этой задачи.

Современные информационные технологии, вошедшие в образовательное пространство, и роль музея как информационного и коммуникационного подразделения образовательного учреждения актуализируют новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности школьного музея - поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская – могут быть реализованы новыми средствами. Современные школьники очень хорошо знакомы с возможностями компьютерных технологий, зачастую лучше педагога разбираются в программном обеспечении, терминологии, средствах виртуальной коммуникации. Формируется экранный тип культуры и новая эстетика, в основе которой лежит теле-видеоряд. Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую работу учащихся в музее является сам процесс использования ими новых технологий, будь то создание электронных материалов на компьютере или участие в телекоммуникационном проекте.

Формы работы школьного музея с использованием информационных технологий

1.Применение компьютерной техники для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации, формирования в фондах школьного музея электронной библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.

2.Одним из способов использования информационных ресурсов музея является формирование электронных каталогов. При их создании описания предметов отбираются из базы данных на основе какой-то идеи, необходимым образом группируются, сопровождаются статьями, то есть происходит интерпретация информации.

3.Создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства, преобразование существующей или формирование специальной музейной среды. Применение аудиовизуальных и компьютерных средств, мультимедийных программ в музее создают новыевозможности в работе с посетителями.

4. Применение офисной и компьютерной техники для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов, создание презентаций для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках школьных мероприятий. Включение школьного музея в единую локальную сеть образовательного учреждения предполагает перенос накопленной информации и материалов в интранет и Интернет на веб-сайте школы или представление в сети собственного музейного сайта.

Сайты, на которых представлены базы данных музейных предметов с возможностью построения к ним различных запросов очень динамичны, максимально задействуют такое мощное средство, как интерактивность, стимулируют рост информационных ресурсов музея.

1.Организация проектной деятельности с использованием Интернет технологий (сбор материалов в сети, поиск возможных «сетевых» партнеров школы – библиотек, музеев, фондов, дистанционных обучающих центров; электронная переписка с экспертами и различными учреждениями для консультаций; проведение совместных проектов со школьниками других городов, с музеями аналогичного профиля, в том числе и зарубежными).Интернет - мощный источник информационных ресурсов, который, в том числе, открывает нам доступ к электронным библиотекам и электронным версиям периодических изданий. Умение находить, критически осмысливать и продуктивно использовать информацию Интернет поможет ученику в дальнейшем уверенно чувствовать себя в иных современных информационных потоках. Взаимодействие в Интернет-проектах, работа над созданием коллективных Интернет-приложений помогают социализации личности, развивают у учеников способность к планированию и организации совместной деятельности.

Следует отметить, что немногие образовательные учреждения на сегодняшний день имеют регулярно обновляемый и содержательно прогрессирующий сайт. Возможны различные формы представления музея школы в сети:

1.Упоминание о наличии музея в школе на сайте образовательного учреждения. Такая ссылка поможет найти партнеров, привлечь внимание учеников к работе музея.

2.Представление тематики, форм работы, организационная информация на отдельной страничке сайта образовательного учреждения. Методические материалы помогут коллегам-руководителям школьных музеев, а красочный отчет о прошедших мероприятиях создаст привлекательный имидж для музея и образовательного учреждения в целом.

3.Представление фондов музея в таком объеме, чтобы электронные материалы музея можно было использовать в учебной или воспитательной работе. Публикация на сайте воспоминаний очевидцев событий, уникальных текстовых, фотодокументов, аудио- и видеозаписей позволит с максимальной полнотой продемонстрировать все многообразие хранимых в экспозиции и в запасниках музея материалов, предоставить доступ к ресурсам музея удаленным пользователям. Возможные разделы сайта школьного музея:

§ Общие сведения, информация о возможности посещения

§ История музея

§ Описание фондов

§ Музейные экспонаты

§ Экспозиция

§ Афиша

§ Музейные проекты

§ Издания музея

§ Гостевая

§ Спонсоры, друзья и партнеры

1. Участие в телекоммуникационных проектах. Например, на сайте электронного журнала «Вопросы Интернет-образования» реализуется проект «Школьные музеи в Интернете ». Проект организован как своеобразный виртуальный музей, экспонатами которого должны стать школьные музеи.

Создание единого электронного фонда материалов школьных музеев Новосибирска и области может стать решением проблемы наполнения ресурсной базы информационного образовательного пространства города.

В Новосибирске формируются условия для создания единой информационно-образовательной среды. В рамках реализации программы «Информатизация муниципальной системы образования на 2004 – 2007 гг.»:

§ была продолжена поставка компьютерной техники в образовательные учреждения города. В течение 2004 года приобретено 620 - единиц компьютерной техники. В 2005 году в Новосибирскена 1 компьютер приходилось 33 учеников (для сравнения: в 2003 г.- 49; по России - 80);

§ расширяется сеть школьных медиатек, продолжается оснащение образовательных учреждений электронными средствами обучения;

§ в рамках реализации проекта «Подключение школ города Новосибирска к сети Интернет» через оптоволоконные каналы связи сегодня объединены 42 образовательных учреждений (в перспективе планируется подключение всех образовательных учреждений);

§ создана городская экспериментальная площадка, объединяющая 15 образовательных учреждений и ГЦИ «Эгида», для эффективного применения информационных и коммуникационных технологий в учебной и внеурочной работе с учащимися, оказания консультационной, методической и технической поддержки образовательных учреждений всех видов и типов.

Основной целью создания Городского центра информатизации «Эгида» является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Одним из направлений работы для реализации поставленной цели можетбыть помощь образовательным учреждениям в изменении форм работы школьного музея в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.

1.Обучение педагогов-руководителей музеев основам работы на ПК, основам издательской, проектной деятельности и сайтостроения.

2.Оказание консультативной помощи в использовании информационных технологий.

3.Публикация страниц школьных музеев на Новосибирском информационно-образовательном сервере www.NIOS.ru . Представление фондов музеев поможет сформировать каталог ресурсов школьных музеев Новосибирска.

4.Проведение конкурсов краеведческой тематики. В 2005-2006 учебном году в рамках конкурса «Мой Новосибирск» создана номинация «Сайт школьного музея».

Приоритет личностного развития ребенка является объективной причиной перехода к новому качеству образования и воспитания, к новым механизмам воздействия на человека. Информационные технологии позволят привлечь учеников в музей, вызвать интерес к разнообразным областям знаний, к изучению истории своей страны, помогут воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Публикации раздела Музеи

Высокие технологии в современных музеях

В XXI веке инновации перестали быть предметом одних лишь научных изысканий и сделались чем-то бытовым и привычным. Высокие технологии все больше проникают не только в деловую сферу, но в культурное пространство.

Музеи, современного ли искусства или классические, тоже стараются идти в ногу с прогрессом. Для тех, кто любит искусство, но не имеет возможности много путешествовать, давно существуют виртуальные туры по музеям разных стран. Модный тренд - совмещать искусство с аттракционом - долго вызывал критические отзывы музейщиков всего мира. Однако мультимедиатехнологии, которые еще несколько лет назад в качестве опытного образца проходили обкатку лишь на временных выставках, сегодня все больше используются в постоянных экспозициях.

США

Музей дизайна Купер-Хьюит в Нью-Йорке предлагает своим посетителям гаджет в форме черной ручки , благодаря которому любой желающий сможет ощутить себя настоящим дизайнером. В специальном «зале погружения» это устройство следует поднести к образцу обоев на витрине, и на стене сразу появится проекция интерьера, а посетитель, таким образом, окажется в виртуальном интерьере выбранной им эпохи. А если попробовать нарисовать цветок на интерактивном столе, появится возможность услышать историю использования цветочных мотивов в дизайне помещений.

Согласитесь, что самое обидное в музеях – это запрет трогать экспонаты. Национальная портретная галерея Вашингтона решила эту проблему при помощи 3D-технологии. Музейщики оцифровали несколько объектов: скелет мамонта, посмертную маску Авраама Линкольна, самолет братьев Райт. Теперь каждый желающий может прикоснуться к бороде легендарного президента США, погладить мамонта или постучать по фюзеляжу первого в мире аэроплана.

«Стена коллекций» в Музее искусств Кливленда удостоилась в прошлом году номинации «Лучшая цифровая выставка». Большой, во всю стену, сенсорный экран позволяет одновременно ознакомиться с собранием музея нескольким людям. Более 3500 экспонатов можно детально рассмотреть благодаря максимальному увеличению, кроме того, программа позволяет сформировать собственную виртуальную коллекцию и добавить ее в личный маршрут по экспозиции.

Музей искусств Кливленда. Фото: New-York Times

Великобритания

Национальный музей сланца в Уэльсе начал использовать новый сервис на базе технологии iBeacon, позволяющий местным жителям выкладывать информацию о культурных достопримечательностях родного края. Если эксперимент пройдет удачно, то карта Уэльса заблестит новыми «маячками» с уникальными сведениями старожилов.
Британский музей в Лондоне превратил ежегодную акцию «Ночь в музее» в увлекательную виртуальную игру. В 2014 году любой желающий мог загрузить на GooglePlay или AppleStore специальное приложение «Секрет гробницы» и постараться пройти заданный маршрут, ответив на ряд вопросов. Победителю выпал уникальный шанс провести реальную ночь среди мумий в Египетском зале музея.

Европейский союз

Шведский Музей Средиземноморья в Стокгольме использовал 3D-технологии для «оживления» тех же египетских мумий, которые были подвергнуты томографическому сканированию и отображены на специальном интерактивном столе. Детализованная цифровая модель позволяет посетителям послойно изучать содержимое саркофага и анатомию мумии.

Музей истории польских евреев в Варшаве использует компьютерные технологии ради эффекта полного погружения в традиции и быт еврейского народа. Аудио- и видеоряд позволяет посетителям оказаться в таверне, синагоге, школе, увидеть из окна виртуального трамвая панораму города и улицы прошлого столетия, услышать речь и национальную музыку восточноевропейских евреев.

Музей истории польских евреев. Варшава. Польша. Фото: официальный сайт музея

Датский национальный морской музей в Хельсингере позволил своим посетителям погрузиться в морскую пучину. 11 проекторов создают гигантскую панорамную проекцию, благодаря чему и создается ощущение реального нахождения в открытом океане.

В музеях Греции и Франции действует проект, разработанный при финансовой поддержке Европейской комиссии компанией CHESS. После заполнения специальной онлайн-анкеты программа присваивает клиенту профиль и составляет для него индивидуальный маршрут, который корректируется по ходу посещения музея. По выходе из музея посетитель получает фото или видео своего посещения. Кроме того, каждый желающий может разместить свой культпоход на сайте музея и сделать его репост в соцсетях.

Музей естественных наук MUSE в итальянском городе Тренто обзавелся специальным мультимедиатоннелем с видеопроекциями и объемным звуком. Тоннель создает посетителям иллюзию полета над Альпами и спуска по снежной трассе. Еще одна новинка – интерактивный глобус – копия Земли, какой она выглядит из космоса. Специальная программа в режиме онлайн воспроизводит движение атмосферных масс, океанов и континентов, изменение климата и многое другое.

Еще один, финансируемый Европейским союзом проект meSch дарит посетителям музеев возможность взаимодействия с экспонатами посредством «умных» предметов. Например, «умная» лупа позволяет максимально приблизить произведение искусства и рассмотреть его в мельчайших подробностях. «Умная» книга пригодится для похода в парк-усадьбу или по местам боевой славы: при помощи специальной закладки, которую необходимо разместить на значке достопримечательности, посетитель услышит рассказ о ней из подвешенного рядом репродуктора, замаскированного под обычный фонарь.

Австралия

Музей Квинсленда выпустил мобильное приложение , содержащее описание 550 видов австралийской фауны. Кроме красочных фотографий и справочного описания животного, приложение снабжено информацией об ареале обитания или угрозе вымирания какого-либо вида.
В Национальном музее Австралии интерактивные экскурсии проводит пара роботов-шахматистов – Каспаров и Честер. Причем эта экскурсия доступна из любой точки земного шара. Все, что нужно пользователю, – выход в Интернет, веб-камера и микрофон.

ЮАР

В музее города Стелленбос посетители буквально за несколько секунд могут оказаться в машине времени. Если повернуть круглую ручку по часовой стрелке, окажешься в будущем, если против – в прошлом. На 4-метровом экране появится изображение выбранной посетителем эпохи с рассказом на африкаанс, кхоса или английском языке.

А что у нас?

В отечественных музеях сегодня наиболее востребованы интерактивные дисплеи и столы, позволяющие посетителю самостоятельно выбирать контент для просматривания или прослушивания. А также информационные киоски – сенсорный дисплей с компьютером максимально быстро выдает необходимую справочную информацию о музее и его коллекции.
Музей истории Екатеринбурга предлагает своим гостям полистать интерактивную книгу, на страницах которой буквально оживает история города.

Сразу в нескольких музеях России – в Краеведческом музее в Тольятти , Музее занимательных наук «Мёбиус» в Самаре , региональном музее Северного Приладожья , Музее природы и человека в Ханты-Мансийске – особенной популярностью среди подростков пользуется интерактивная инсталляция «Песочница», которая при помощи песка и проекционных технологий позволяет наглядно показать формирование гор и водоемов на планете.

Музей-заповедник «Сталинградская битва» к 70-летию Победы тоже модернизировали. Благодаря современным технологиям, события героической обороны города на Волге буквально оживают на глазах посетителей. Анимированный макет города позволяет увидеть на гипсовом полотне подробную историю битвы за Сталинград: полномасштабные картины мирной довоенной жизни сменяются сценами боев, перемещений Красной армии, высадкой десанта и варварской бомбардировкой 23 августа 1942 года.

А в обновленной экспозиции музея появились интерактивные стенды, столы и постаменты с фотографиями, документами, письмами, видео и аудиоматериалами.

Еврейский музей и центр толерантности в Москве, наверное, самый интерактивный музей в столице. В нем все продумано так, чтобы посетитель смог не просто узнать историю российского еврейства, но и прочувствовать трагические страницы его истории. Постоянная экспозиция поделена на несколько тематических пространств. Посетитель может подслушать кухонные разговоры диссидентов, полистать интерактивный вариант древней торы и даже виртуально примерить кипу.

Музейный комплекс «Вселенная воды» в Санкт-Петербурге построил свое экспозиционное пространство таким образом, что оно находится в постоянном движении. Зритель погружается в водный мир при помощи видеопроекций и звукового сопровождения, передающего шум воды. Все экспонаты, кстати, можно трогать.

Дарвиновский музей в Москве использует так называемые живые этикетки – небольшие цифровые панели размером с ладонь транслируют информацию с флеш-носителя. Этикетки динамичны – показывают не только фотографии, но и короткие видеофрагменты, позволяя увидеть животное в естественной среде, услышать его голос и звуки окружающей природы. Текст можно не читать, ведь диктор называет животное, что очень важно для самых маленьких посетителей музея, которые еще не выучили азбуку.

Музей «Наследие Чукотки» и вовсе превратил свою экспозицию в видеоарт, насытив пространство тематическими видеоинсталляциями. Детям предлагается компьютерная игра, рассказывающая о природе Севера.

Есть в стране и несколько интерактивных музеев. Самые известные – «Лунариум» , который находится в Московском планетарии, столичный Музей занимательных наук «Экспериментаниум» и «ЛабиринтУм» в Санкт-Петербурге.
Экспозиция «Лунариума» состоит из разделов «Астрономия и физика» и «Постижение космоса». Более 80 экспонатов в игровой форме демонстрируют различные физические законы и явления.

В «Экспериментаниуме» каждый посетитель может стать участником научного опыта или эксперимента. 300 интерактивных экспонатов увлекательно рассказывают о механике, электричестве, магнетизме, акустике. Кроме прочего, загадывают головоломки и демонстрируют оптические иллюзии.

В «ЛабиринтУме» посетителю наглядно продемонстрируют принцип действия различных законов физики. А в так называемой «Черной комнате» каждый желающий может поймать свою тень или создать молнию.
Закрытый до 2018 года на реконструкцию Политехнический музей обещают сделать в полном смысле слова интерактивным, что неудивительно. Это главный не только в Москве, но и в стране музей, посвященный науке и технике. И уж коли научные инновации ворвались в артистическую среду, использование самых новейших технологий в Политехе будет органичным и правильным, поскольку одна из основных его функций – просвещение и популяризация науки среди подростков.

Фото: Пресс-служба Политехнического музея

Г.А. Акимова

(Россия, Новочеркасск)

преподаватель истории ГБОУ СПО РО «НКПТиУ»

Е. В. Иванова

(Россия, Новочеркасск)

преподаватель информационных технологий

ГБОУ СПО РО «НКПТиУ»

Музей и интеграция информационных технологий в музейно-педагогическую деятельность

Музей - не просто дом, где вещи дышат,

Музей - хранитель тайн, всего святого,

Биенье сердца каждого услышит,

Он - мост в долину самого родного.

Наш контингент – студенты. Это не совсем дети, это подростки, а иногда даже взрослые, уже состоявшиеся личности, но тем не менее важность темы патриотического воспитания актуальна для любого возраста, особенно юного. Именно в нем на вполне сознательном уровне закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям, в разные века защищавшим Родину, воспитания готовности к подвигу – в общем, всего того, что является основой жизнеспособности любого общества и государства. Чувство собственного достоинства и уверенности в себе невозможны без уважения к истории своего Отечества, ощущения причастности к делам предков.

Память связывает поколения. Это духовный мост через годы, десятилетия. И силу свою, и храбрость, и красоту, и мужество – весь дух свой человеку помогает обрести священная память о защитнике родной земли.

Один из важнейших вопросов, который стоит перед образовательными учреждениями сегодня – это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании студента таких понятий, как Родина, Отечество, Отчизна, родной край, гражданин, патриот, герой, ветеран войны и труда. Для образованного человека и гражданина России знание российской истории, её духовных истоков и традиций очень важно для понимания всех происходящих в ней сегодня процессов. Воспитание и обучение должно быть построено так, чтобы юноши и девушки, выросшие в нашей стране, не стали людьми, которым все равно, в какой стране жить, и которых абсолютно не волнует судьба своей родины.

История и культура России, Донского края имеют глубокие корни. Всегда были и есть легендарные личности, которыми мы гордимся и на примере которых воспитываем своих студентов. Сегодня учебные заведения – это место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России, людей, которые будут любить свою Родину, а значит, когда это необходимо, смогут её защитить и приумножить её славу, как их деды и отцы.

Центром воспитательной работы в колледже, особенно, патриотического направления стал музей боевой и трудовой славы. Основа патриотического воспитания – активное общение студентов со старшим поколением в процессе проведения поисковой, собирательской, просветительской и исследовательской работы. Духовный опыт, принципы и оценки старших воздействуют на духовный мир студентов, которые формируют свою жизненную позицию. Живое общение совмещается и взаимодействует со знаниями и ценностями, почерпнутыми из подлинных документов прошлых лет, краеведческой и мемуарной литературы. Результат этого общения находит отражение в творческих работах – рефератах, при проведении экскурсий общественными экскурсоводами, в выступлениях на классных часах, конференциях, уроках мужества и других мероприятиях.

Таким образом, сохраняя свои традиционные функции (собирать, хранить, изучать и представлять культурное наследие), музей в XXI веке постепенно приобретает роль ведущей социокультурной ячейки общества.

Музей начинается и заканчивается там, где начинается и заканчивается музейный предмет – свидетель историко-культурных процессов, явлений и событий, имеющих социальную ценность. Однако идея, смысл, история музейного предмета могут доноситься различными способами, в том числе и через использования цифровых технологий. Именно, этот процесс стал наиболее заметным на рубеже 20-21 веков . Это во многом объясняется быстрым развитием технических средств создания, презентации и хранения информации: В соответствии с концептуальным замыслом экспозиции можно выделить три основные функции использования цифровых технологий в музейной деятельности:

Информационная (дополнение материалов экспозиции виртуальными материалами);

Образовательная (обучение через синтез цифровых технологий и музейных средств);

Маркетинговая (продвижение имиджа музея).

Преимущества использования цифровых технологий в музейной экспозиции

1. Расширение информационного пространства экспозиции в условиях ограничения размеров помещений. Они способны изменить экспозиционное пространство, предоставляя новый вид площадей, измеряемых в единицах измерения объема информации.

2. Усиление аттрактивности экспозиции. Цифровые технологии предоставляют возможности творческого использования компьютерной техники и информационного потенциала музейного предмета, позволяют реализовать разнообразные творческие идеи, наполнить экспозиционное пространство визуально-выразительными интерактивными элементами. Музей старается в большей степени работать на молодежь, которая давно перешла на язык информационных технологий.

3. Повышение доступности информации . Цифровые средства позволяют комментировать, представлять тот или иной предмет в контексте виртуального пространства, которое дает возможность воспроизвести атмосферу времени существования музейного экспоната.

4. Поддержание интереса к музею, музейной и поисково-исследовательской работе. Цифровые технологии по причине новизны интересны сами по себе. Оригинальные музейные проекты с использованием цифровых технологий вызывают интерес, способствуют продвижению у студентов позитивного имиджа музея:

Музею боевой и трудовой славы нашего колледжа 26 лет. 2 года назад он был реконструирован и обновлен. Оформлены экспозиции: из истории создания колледжа, наши преподаватели – ветераны войны и тыла, 5-ой Донской гвардейский казачий корпус, экспозиции о выпускниках, погибших в горячих точках, ветеранах труда, о наших преподавателях и студентов – защитниках Отечества.

В музее собрано более 800 самых разнообразных экспонатов, среди которых есть настоящие реликвии – это и предметы времени ВОВ, награды и наградные документы, оружие, фотографии, одежда и другие личные вещи ветеранов; не менее ценные экспонаты, рассказывающие о выпускниках, геройски погибших в горячих точках и выпускниках, работниках отрасли.

Музейная педагогика является уникальным средством для решения многих воспитательных и образовательных проблем.

Основной методической задачей колледжа является формирование ключевых профессиональных компетенций выпускника, то есть способности решать проблемы в различных сферах общественной и интеллектуальной деятельности.

Формы и содержание работы музея определяются задачами исторического образования и воспитания и направлены на практическую реализацию полученных знаний.

Основными задачами музея являются:

Активное участие в учебно-воспитательном процессе колледжа

Проведение культурно-просветительской работы студентов

Организация и проведение экскурсий

Оформление альбомов, стендов и витрин старыми и новыми экспонатами

Организация встреч с ветеранами ВОВ и труда, участниками боевых действий в горячих точках.

Формы работы музея с использованием информационных технологий:

1. Применение компьютерной техники для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации, формирования в фондах музея электронной библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.

2. Создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства, проведение виртуальных экскурсий или виртуальных обзоров музейных экспонатов на занятиях, внеурочных мероприятиях.

3. Создание презентаций для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках мероприятий. Включение музея колледжа в единую локальную сеть образовательного учреждении, отражение информации о деятельности музея на веб-сайте колледжа.

На базе музея действует патриотический клуб «Мужество», члены которого в основном и выполняют эту работу.

Мы знаем, что музей, образование и новейшие технологии в равной мере отражают и испытывают на себе переходный характер современной культуры, поэтому в музее продолжают существовать и активно действовать формы и механизмы развития предшествующего этапа культурной эволюции

Так, одна из секций клуба – состоит из общественных экскурсоводов, которые подготовлены и могут провести экскурсию по музею колледжа, станице Старочеркасской и небольшую обзорную экскурсию по историческому центру города.

Ежегодно в колледже в февральские дни проводится военно-патриотический месячник, в котором члены клуба принимают самое активное участие. Оно выражается и в тематических экскурсиях по музею и в использовании материалов музея на классных часах, занятиях истории и других общественных и спецдисциплин. Традиционными стали в эти дни открытые заседания клуба «Мужество», посвященные памяти студентов, наших выпускников, погибших в Афганистане, Чечне, и теперь уже в Южной Осетии. На них приглашаются родители погибших студентов. Их выступления, выражающие благодарность членам клуба «Мужество», являются высшей оценкой деятельности музея и клуба и вызывают всегда отклик в душах тех, кто присутствует на этих мероприятиях. Не менее трепетное чувство вызывают и поездки на могилы погибших ребят и к памятнику, где на граните наши студенты видят фамилии тех, кто когда-то учился в нашем колледже, а возлагаемые цветы являются данью уважения, восхищения подвигом.

Материал музея дает возможность решать задачи воспитания гражданственности, формирования культурного человека, субъекта воспитания с гуманистической системой ценностей. Мы стараемся идти в ногу со временем, понимая, что подрастающее поколение воспринимаем мир в контексте нового вектора цивилизационного развития: креативизма. Присущий сетевому пространству дух постоянного обновления, нескончаемых изменений, совершенствования, музейные ценности, представляющие период своего создания и обращенные к вечности, должны найти оптимальное сочетание и быть раскрыты в музейно-педагогическом процессе. Это один из путей достижения нерасторжимой связи наследия с современностью, ведь никто из нас не является началом – мы все продолжение.

Инновационное использование потенциала музея позволяет нам учить подрастающее поколение, сохраняя прошлое, уверенно шагать в будущее.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Музей как культурно-просветительское учреждение. Возникновение и развитие музеев. Эстетическое воспитание личности при посещении музейной выставки. Семантическая структура музейной экспозиции. Методика приготовления и организации музейной выставки.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2013

    Исследование состава современных подходов к искусству дизайна музейной экспозиции как самостоятельному жанру творчества. Определение направлений основных тенденций в области информатизации зон для посетителей при организации художественной экспозиции.

    реферат , добавлен 30.07.2013

    Комплексное изучение главных этапов развития экспозиционного дела в мире. Возникновение и основные этапы развития музейной экспозиции. Современный этап развития музейного дела в Украине. Место культурного отдыха, досуга и создание современной экспозиции.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

    Музейная экспозиция как целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов. Специфические особенности фотографического изображения, изобразительные средства и выразительные возможности. Изучение роли фотографии музейной экспозиции.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    История: ГУМа, ЦУМа, "Крокус –Сити". Современный период развития теории музееведения. Музейная экспозиция, методика создания, основные типы экспозиций. Экспозиционный комплекс, приемы. Выставка ландшафтного дизайна в Крокус – Экспо, ГУМе, ЦУМе, IKEA.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2010

    Характеристика традиций собирания в странах Востока. История появления в Японии Национальных музеев Нары, Киото и западного искусства в Токио. Развитие музейной сети государства в ХХ-ХХI вв. Направления коллекционирования крупных корпораций Японии.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2014

    Теория сценографии, ее сущность и история, особенности визуального восприятия. Искусство музейной экспозиции и художественная литература. Понятие поэтики вещи, вспомогательные экспозиционные средства в действующих музеях, специфика спектакля предметов.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2010

С появлением СМИ и Интернета роль музея в обществе существенно трансформировалась. В наши дни основные функции распространения культуры, принадлежавших музею ранее, перешли к печати, телевидения, радио, Интернета. С другой стороны, эксперты обращают внимание на рост роли музея и музейных сетей в деле глобальной "трансляции" культурного наследия . Такую "трансляционные" функцию современные музейные учреждения мира получили с повсеместным введением музейных технологий и новым этапом развития цивилизации, который 3. Бжезинский назвал "открытое информационное общество".

Еще в начале 1980-х годов Международный совет музеев (International Council of Museums - ICOM) заявила о необходимости широкого внедрения информационных технологий в деятельность музеев. Тогда же в Совете музеев был создан специализированное подразделение - Комитет по документации (International Committee for Documentation - CIDOC). В начале XXI в. CIDOC объединяет около 800 специалистов из 65 стран мира. Ежегодно на международных конференциях CIDOC они обсуждают общие тенденции развития информационных технологий и обмениваются опытом работы. Особое внимание уделяется национальным программам в области информатизации музейной деятельности.

В последние годы по инициативе и технологической поддержки CIDOC активно распространяются международные проекты, гармонизируют и унифицируют национальные программы различных стран в области создания и использования музейных информационных ресурсов. Итак, в начале XXI в. CIDOC превращается из научно-проектной и консультативно-совещательного в транснациональную партнерскую сетевую структуру, которая выполняет координационные и консалтинговые функции в сфере глобальной музейной коммуникации.

В стратегии Четвертой рамочной программы ЕС (на 1994 - 1998), среди других планов, с целью совершенствования сферы культуры в период перехода к информационному обществу было задекларировано такое намерение: "Создать условия для гармоничного и сбалансированного развития рынка сервисных услуг, программных и телекоммуникационных составляющих, обеспечивающих доступ к европейской культурного наследия ".

По совместной инициативе комиссии европейского сообщества (European Commission"s Directorate General XIII) и программы ACTS (Advanced Communications Technologies and Services) в 1 996 -2002 pp. реализовано два масштабных проекта:

"Мультимедийный доступ к европейской культурного наследия" (Multi-media Access to Europe"s Cultural Heritage), сокращенно - "проект Mo", срок реализации 1 996 -1998 pp .;

"Мультимедиа для образования и занятости через интеграцию культурных инициатив" (Multi-media for Education and Employment Through Integrated Cultural Initiatives), сокращенно - "проект MEDICI", он был продолжением "проекта Mo" и реализовался с 1998 по 2002 pp.

В рамках реализации проекта "Мо" комиссия европейского сообщества задекларировала свои позиции в двух базовых документах: "Меморандуме взаимопонимания" и "Хартии о электронный доступ к культурному наследию Европы".

Основные положения первого документа сводятся к:

констатации идеи понимания. Меморандум взаимопонимания - это добровольное соглашение между организациями (музеями и галереями, государственными и общественными организациями, учебными и научными центрами, электронными издательствами, компаниями, которые специализируются в области телекоммуникационных и аппаратно-программных комплексов), готовыми активно выступать за достижение консенсуса по проблемам, представляющих взаимный интерес;

определение ответственности членов. Меморандум обоюдного мопорозуминня не налагает обязывающей законом ответственности за выполнение заключенных на его основе соглашений. Это лишь публичное обязательство соблюдать установленные принципов и стремиться к достижению определенного общего плана и консенсуса .

Меморандум взаимопонимания подписали 465 представителей различных институтов, в том числе 297 музеев, 47 государственных учреждений (научных и учебных), 76 коммерческих компаний и 45 неправительственных организаций. Подписывая "Меморандум", участники проекта "Мо" взяли на себя определенные обязательства:

создавать условия для сотрудничества музеев и галерей с частным сектором;

внести необходимые уточнения в законодательство в сфере права на интеллектуальную собственность и авторское право;

участвовать в расходах на создание электронных информационных ресурсов, в том числе в случаях, когда это не продиктовано прямым общественным или коммерческим интересом;

способствовать сотрудничеству и обеспечивать распространение информации в школах, университетах и общественных организациях;

поддерживать механизмы электронного маркетинга (в том числе защищать коммерческие интересы музеев и владельцев авторских прав и интеллектуальной собственности).

Обязательства изготовителей (организаций, занимающихся аппаратно-программными комплексами, операторов телекоммуникационных сетей, служб и электронных издательств):

сотрудничать в создании протоколов высокой степени совместимости, поиска данных, процедур доступа и т.д.;

разрабатывать рыночные механизмы и технологии защиты прав на интеллектуальную собственность для регулирования доступа, сбора абонентской платы и ее перераспределения среди владельцев сборников и авторских прав;

участвовать в финансировании работ по созданию электронных изображений музейных коллекций и широкого рынка подобных товаров и услуг;

способствовать тому, чтобы электронный доступ к культурному наследию Европы стал частью учебных планов школ и университетов.

Обязательства музеев и галерей:

добиваться того, чтобы через электронные сети стал возможен доступ к значительной части их собраний;

установить единый порядок создания электронных изображений и сетевого доступа к ним;

договориться о единых правилах и протоколы описания содержания, порядка сетевого доступа, выработать ценовую политику для индивидуальных пользователей, для школ и университетов на территории Европейского Союза и за его пределами;

договориться об организации различных уровней доступа к информационным ресурсам;

пропагандировать электронный доступ к информационным ресурсам музеев как дополнение к непосредственным посещений музеев и способ распространения в мире знаний и представлений о мировое культурное наследие .

Результаты, полученные в рамках проекта "Мо", стимулировали дальнейшие инициативы комиссии европейского сообщества через реализацию проекта "MEDICI" в рамках Пятой Рамочной программы ЕС (1999 -2002 pp.).

В рамках проекта реализовано (отдельные подпроекты продолжаются до сих пор) комплекс мероприятий по четырем основным направлениям:

межмузейных тематические виртуальные выставки;

культурное наследие и новые информационные технологии в образовании;

культурное наследие и новые информационные технологии в туризме;

подготовка практического руководства, содержащий конкретные рекомендации из важнейших для пользователя вопросов (правовые вопросы, стандарты, финансирование и т.д.).

По стандартам, то Международной организацией по стандартизации (International Organisation for Standartization - ISO) недавно принято музейный стандарт ISO-10918 8 для баз данных компьютерных изображений. Этот стандарт содержит унифицированные нормы минимального описания музейного предмета ("этикетка"), представленного на компьютерном изображении, и единственный формат компьютерных изображений. Индексация компьютерного изображения происходит путем присоединения стандартизированного краткого описания непосредственно внутрь файла изображения.

На основе этого стандарта уже создана единая европейская сеть компьютерных изображений "Museum On Line" (MOL), а также стандартизированный пакет сервисных программ информатизации музеев мира.

На момент написания этого учебного пособия ЕС проводит дальнейшие шаги по расширению проектов европейского сетевого сотрудничества в сфере культурного наследия музеев, образования и туризма за пределы сообщества, и прежде всего - на соседей ЕС. В начале XXI в. Европа заинтересована и готова прийти в Украину с пакетом новых информационных технологий гуманизации и демократизации нашей национальной музейного наследия как составляющей глобальной культурного наследия человечества.

Музейные учреждения Украины в условиях задекларированного государством евроинтеграционного курса не имеют права существовать и развиваться вне общеевропейского информационно-культурным пространством. Украинский музеям сейчас необходимо динамично догонять своих европейских коллег и активно включаться в реализацию совместных музейно-информационных проектов. Ведь за ними - будущее музейного дела постиндустриального общества.

Информационное общество переходит от бюрократического к информационному менеджменту, в основе которого лежат принцип управления информацией и управления с помощью информации. Управление информацией - это формирование и организация информационного пространства, управление с помощью информации - использование этого пространства как побуждение к деятельности.

С помощью новых технологий сегодня можно сформировать развитую информационно-коммуникационную структуру, которая включает в себя не только компьютеризацию и информатизацию музея, но и систему постоянно действующих коммуникативных связей и информационного обмена в рамках государства и глобальных сетевых альянсов и партнерств.

Лучшими в мире национальными эталонами такой управленческо-коммуникативной информационной системы являются национальные музейные сети (банки данных) "MONARCH" (Великобритания) и "MERIMEE" (Франция).

Государственная английский электронная база данных "MONARCH" создана в середине 1990-х годов при Королевской комиссии по историческим памятникам Англии (Royal Commission on the Historical Monuments of England, RCHME) и в 1999 p. интегрирована в структуру Службы Английской Наследия (English Heritage) . Официальный веб-сайт этой службы содержит статистическую справку, что государственная компьютерная база данных "MONARCH" насчитывает более 400 тыс. Описаний археологических мест, раскопок и архивов, архитектурных памятников, морских и других объектов. Близкой по принципам построения и функционирования, структурой и стандартами накопления информации является созданная в первой половине 1990-х годов французский государственная база данных министерства культуры Франции и департамента наследия "MERIMEE". По сравнению с ними Музейный фонд Украины, как ни прискорбно это констатировать, на вид морально устаревшим архивом закрытого типа с очень трудным для исследователя (особенно иностранца, который не имеет возможности непосредственно прибыть для ознакомления с коллекциями этого фонда) режимом ограниченного доступа.

Информационные технологии в XXI веке. пронизывают все сферы деятельности музея: от информационного менеджмента и электронной коммерции традиционной экспозиционной деятельности .

В глобальном информационном поле Интернета свою деятельность развернули маркетинговые службы всех коммерчески успешных музеев мира. Через Интернет они проводят маркетинговые исследования среди тех, кто посетил тот или иной музей, и рейтинговые опросы популярности музеев среди потенциальных посетителей. Интернет служит для проведения агрессивных или имиджевых рекламных кампаний, через интернет музее популяризируют и прививают обществу современные культурные ценности.

Новые информационные технологии обеспечивают музею ряд стратегических преимуществ. Среди них, в частности, такие:

И. Создание компьютерных систем музейного учета формирует предпосылки для того, чтобы контроль за состоянием музейных коллекций стало возможным не только со стороны органов государственного управления, но и со стороны других музеев и самого общества.

ИИИ. Информационные каналы коммуникации выступают как эффективный инструмент поиска партнеров и взаимодействия с ними в рамках совместных музейных программ и проектов. Создание корпоративных банков данных и общих порталов доступа к информационным ресурсам, электронное переписки, обмен идеями во время телеконференций, взаимное оперативное консультирование, дистанционная разработка и координация планов совместных действий - все это активизирует технологические процессы, укрепляет и расширяет палитру партнерских взаимоотношений между музеями и другими организациями сферы культуры и бизнеса.

IV. Благодаря интерактивности веб-сайта музея его сотрудники имеют возможность предоставлять целый ряд платных поисковых, информационно-консультативных и экспертных услуг многочисленным пользователям глобальной сети Интернет. Обработка и обслуживания компьютерных запросов, которые ежедневно поступают на сайты музеев, по статистике, в начале XXI в. принесут тысячам музеев Европейского Союза весомые прибыли.

IV. При наличии электронных каталогов и баз изображений музейных предметов решения многих исследовательских и популяризационных (в частности издательских) задач становится возможным и без выноса предметов из хранилища, что благоприятно сказывается на их сохранности.

V. Применение новых информационных технологий значительно активизировало издательскую деятельность музеев и ускорило процесс публикации научных (монографии, каталоги) и популярных (путеводители, энциклопедии) изданий, в т. Ч. На электронных носителях (DVD, SD-R).

VI. Распространяется практика предварительного бронирования и продажи музейных билетов, каталогов, сувениров через Интернет. Это гораздо удобнее для индивидуального, особенно корпоративного потребителя музейного продукта, это выгодно для туристических компаний, формирующих программный турпродукт или обеспечивают культурный досуг туриста-индивидуала, это гораздо проще для человека западного менталитета, привыкла к безналичным расчетам за потребленные услуги, а также это экономно, потому что музеи традиционно предоставляют небольшие скидки на билеты и товары, заказанные через Интернет.

VII. Фондовые отделы, включенные в локальную сеть музея, становятся доступными для других подразделений музея и, следовательно, активнее вовлекаются в производство конечного музейного продукта (как материального - экспозиционного, выставочного, полиграфического, - так и виртуального).

VIII. Новые информационные технологии существенно расширяют аудиторию виртуальных посетителей музея, дают возможность заявить о себе или напоминать о своем существовании, популяризируют собрание, экспозиции и имидж музея во всем мире. С их помощью пользователь может оперативно получать информацию о новых событиях и музейные акции, о экспонированы предметы и их каталоги, совершить виртуальную экскурсию по музею с помощью электронного путеводителя и тому подобное.

Здесь должны отметить для консервативно мыслящих сотрудников музея - виртуальная экскурсия не способна заменить человеку настоящую экскурсию по залам музея. Маленькие картинки на экране монитора не в состоянии заменить художественные шедевры, выставленные в залах того или иного музея, компьютерные картинки - это обычная информационно-психологическая "наживка", что впечатывается в памяти человека и порождает у него желание при случае непременно посетить в этот музей. Формируется целевая заинтересованность человека компьютерной эпохи (которую, кстати, трудно куда-то вытащить из-за наличия компьютера) музейной наследием, ей прививаются художественные и общекультурные ценности, Интернет мотивирует человека к совершению познавательных туристических путешествий, в обязательную или факультативную программу которых включено посещение учреждений культуры (музеев, анимационных скансенов, галерей, арт-студий, театров и т.д.).

Консервативно настроенные фондовые работники могут оппонировать: "Разве это не глупость и убыточная расточительность размещать в Интернете изображения музейных шедевров и коллекций, которые можно с соблюдением эксклюзивных авторских прав печатать и очень выгодно реализовать населению как полиграфическо-сувенирную продукцию? Кто же захочет покупать музейный CD или книгу-каталог, если у него есть возможность бесплатно загрузить себе информацию из Интернета? ".

Ответ на такие скептические вопросы недвусмысленная: мировой масс-медийное пространство развивается в жестких рамках определенного международным законодательством принципа охраны авторского права. Авторским правом на музейные собрания обладают сами музеи. А общедоступные бесплатные интернет-изображения музейных предметов есть всего-навсего их растиражированными копиями низкого качества. Дело в том, что изображение, помещенное в Интернет, имеет низкое качество - как бы хорошо оно ни выглядело на экране, эта картинка не годится для коммерческой полиграфии. По сути, это та же реклама: "Посмотрите, что у нас есть! Заплатите - и вы получите и цифровое изображение высокого качества, и полиграфический слайд, и право на его коммерческое тиражирование, обусловлено соответствующей юридически подготовленной соглашением между музеем и товаропроизводителем ".

В конце концов, музеи же и создавались для того, чтобы сохранить и альтруистически популяризировать среди всех слоев современников естественную и культурное наследие. Пользователи Интернета - это именно та общественность, интересы которой обязан удовлетворять музей постиндустриальной эпохи. И выгоды от виртуализации современных музеев гораздо очевиднее, чем определенные мелочные потери.

Успешные музеи мира уже давно имеют свои представительства в Интернете - интерактивные веб-сайты, где можно получить информацию о составе фондов и экспозиции, о часах работы музея и его новых выставок и тому подобное. Существует такое неписаное правило: сайт должен постоянно обновляться путем своевременного анонсирования музейных событий, размещение новых аналитических статей и исследований отдельных музейных экспонатов, а также изменения самого интерфейса или структуры сайта, добавление новых разделов, переукомплектування "вывешенных" на сайт каталогов и коллекций изображений музейных предметов. Эти обновления необходимы для того, чтобы постоянно актуализировать внимание к сайту (а следовательно, и к самому музея) потенциальных посетителей, заинтересовывать их появлением очередных новинок, блокбастеров, культурно-массовых акций (художественных тусовок и презентаций), которые просто грех упустить.

Среди консервативно настроенной части музейных работников до сих пор бытует еще один распространенный стереотип (боязнь): веб-сайт стоит размещать минимально необходимое количество информации и блеклые, низкокачественные картинки, чтобы на этом сайте заменял собой сам музей и не вредил продажи полиграфической продукции этого музея. Это очередной миф, который легко развенчивает практика деятельности информационно открытых музеев в информационном обществе.

Статистика, оперировала такими показателями, как популярность музея среди виртуальных и реальных посетителей, престижность музея, осведомленность общества о существовании и деятельности музея, коммерческая активность музея и доходность музея, убедительно доказала: в информационном обществе держатся на плаву, успешно конкурируют с другими учреждениями индустрии досуга, привлекают значительные потоки посетителей, получают стабильную прибыль и имеют имидж привлекательных и успешных коммерческих партнеров те музеи, которые максимально полно и широко распространяют информацию о себе (ведут маркетинговую стратегию глобальной виртуального присутствия через обмены баннерами, электронная рассылка пресс-релизов всем мировым масс медиа и т.д.) .

Простой пример: собираясь в туристическую поездку в Европу, рядовой американец обычно заглядывает в Интернет и просматривает американские турсайтах с общей информацией о другой стране. Эта информация построена таким образом, чтобы всячески привлечь его внимание и заманить на другие сайты, где представлена целая палитра информации, скажем, о Союз национальных музеев Франции с тысячами ярких полноцветных изображений имеющихся у них шедевров европейского искусства. Конечно, такой сайт не может не заинтересовать, поэтому у потенциального туриста уже в процессе информационной подготовки к предстоящей поездки возникает непреодолимое желание оказаться там - среди величия музейных залов с роскошными художественными полотнами, дорогим мебелью и ценными аксессуарами - непременно снять все это (и себя на этом фоне) на свое домашнее видео, чтобы потом с гордостью демонстрировать впечатление ("и я там был») от посещения Европы всем своим друзьям.

В информационном обществе массового потребления распространяется другой стереотип: если музей эффектно не представлен в Интернете, если он не способен заявить о себе и виртуально представить свои коллекции, то это какая-то консервативная, бедная организация, пыльное сонное царство, где для рядового туриста совсем нет ничего интересного. А современный потребитель соглашается тратить свое драгоценное время только на лучшее предложение.

Очень важно, что пользователи Интернета - это в основном люди молодые, то есть те, для кого выбор - пойти в музей или в бар - решается часто непосредственным впечатлением от увиденного или услышанного и для кого часто бывает совсем не лишним элементарная информация о самом существовании какого-либо музея, хотя он может быть трижды знаменит, не говоря уже о выяснении его места размещения и состав его коллекции.

С другой стороны, даже для убежденных любителей музеев постоянно обновляемая информация (новости, пресс-релизы) о новинках выставочного и культурно-массовой жизни знакомого с детства музея, прочитанные в Интернете, играет определяющее мотивационное значение при выборе их планов на проведение досуга в ближайшие выходные.

Наряду с этим, в эпоху массового туризма и разнообразие досуговой предложения, современники не особо утруждают себя поисками именно того музея. Если везде о нем нет интригующей общедоступной информации, турист пойдет в другой, соседней музей, который эффектно прорекламировал себя в Интернете и туристических буклетах.

Современные музеи столкнулись с новой информационной реальностью: если громко НЕ заявить о себе и то и дело не напоминать о своем существовании, общество в условиях потребления чрезмерного объема разноплановой информации через некоторое время просто забывает о существовании в родном городе этого учреждения. А по туристов из других регионов и стран. В информационно перенасыщенном XXI в. действует бескомпромиссная формула: "Если музея нет в Интернете или на страницах туристических справочников-путеводителей - его вообще нет".

Наконец вернемся к роли информационных технологий в улучшении и иллюстрации экспозиций музея. Без привлечения компьютерных продуктов в экспозиционную деятельность значительная часть западных музеев в начале XXI в. уже не мыслит своего конкурентоспособного существования. А популярность среди посетителей научно-технических и естественно-научных музеев (скажем, широко знакомых украинскому туристу лондонского Музея науки или венского Музея техники) в настоящее время уже непосредственно лимитируется масштабами и анимационным размахом мультимедийного компоновки их экспозиционных залов.

Речь идет о специально созданные аудио-, видео- и мультимедийные продукты, выступают равноправными участниками експозициювання наряду с традиционными музейными предметами. Примеров успешности внедрения таких продуктов в экспозиционную практику музеев более чем достаточно. Скажем, полностью мультимедиезованим и светло-илюминацийноанимизованим является известный европейский Музей бриллиантов Сваровски вблизи г.. Инсбрука (Австрия). Его посетитель, переступив порог, полностью погружается в феерический иллюминационное-виртуальный мир, где каждый твой шаг пол реагирует "взрывом" фантасмагорического мерцание, где иллюминация раскрашивает во все цвета радуги стеклянные стены, доверху заполненные бриллиантами, где эффект созерцания самого большого в мире искусственно созданного бриллианта анимационно усиливается неожиданной для посетителя игрой света и теней, где можно попасть в зал, как внутрь огромного бриллианта, медленно движется вокруг тебя и создает неповторимые ощущения эффектом преломления света, где существуют залы релакса с мягкими широкими диванами, на которые можно разлечься и в сумерках под классическую музыку созерцать искусственно созданную из бриллиантов копию звездного неба с известными и удаленными созвездиями и галактическими скоплениями и тому подобное.

Подобная практика распространена в экспозициях музеев, знакомящие посетителей с происхождением Вселенной, Солнечной системы, планеты Земля и основными Тектоника-геологическими этапами ее развития, с обледенением и периодами вулканической активности, с зарождением и эволюции жизни на нашей планете. В этой группе музеев современные средства отображения информации оказываются гораздо интереснее и зрелищными, а главное более настоящими, реальными, чем что-либо другое (макеты, схемы и т.) Поэтому уже не вещественные памятники, а именно мультимедийные продукты принимают на себя функцию познавательного фокуса музейной экспозиции, превращаются в самые популярные полноправные музейные экспонаты.

Однако и в музеях других профилей (художественных, исторических, этнологических и др.) Практика экспозиционного синтеза компьютерного мультимедиа и речевых экспонатов в XXI в. является скорее нормой, чем инновацией. Примерами служат, скажем, экспозиционное сочетание одежды шамана с трансляцией видеозаписи его ритуального танца (Музей этнологии, г.. Лейден) чучела животных с трансляцией видеозаписи его поведения и жизнедеятельности в естественной среде (Музей "Натуралис", г.. Лейден) раритетного музыкального инструмента и стереовещания его звучание (Музей музыки, Стокгольм, Дом музыки, Вена) и др.