Лучшие композиторы тысячелетия. Биография гектора берлиоза Берлиоз и Россия


/1803-1869/

Берлиоз вошёл в историю как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального искусства, как романтик, остро запечатлевший буйные духовные порывы своего времени, как композитор, тесно связавший музыку с другими видами искусств, как создатель программной симфонической музыки - этого завоевания романтической эпохи, утвердившегося в творчестве композиторов XIX века.

Будущий композитор Гектор родился 11 декабря 1803 года в Ла-Кот-Сент-Андре близ Гренобля. Его отец - врач Луи-Жозефа Берлиоз, был человеком свободомыслящим и независимым.

Он познакомил сына с теорией музыки, научил его играть на флейте и гитаре. Одним из первых сильных музыкальных впечатлений Берлиоза было пение женского хора в местном монастыре. Хотя интерес к музыке пробудился у Берлиоза сравнительно поздно - на двенадцатом году, он был необычайно сильным и вскоре перешёл во всепоглощающую страсть. Отныне для него существовала только музыка. География, классики литературы отошли на задний план.

Берлиоз оказался типичным самоучкой: музыкальными знаниями он был обязан себе и книгам, которые находил в библиотеке отца. Здесь он познакомился с такими сложными трудами, как "Трактат о гармонии" Рамо, с книгами, требовавшими глубокой специальной подготовки.

Мальчик показывал все большие музыкальные успехи. Он свободно играл на флажолете, флейте и гитаре. Отец не разрешал ему обучаться игре на фортепиано, опасаясь, что этот инструмент увлечёт его в область музыки далее, чем ему бы этого хотелось. Он считал, что профессия музыканта не подходит для его сына, и мечтал, что Гектор, подобно ему, будет медиком. На этой почве впоследствии между отцом и сыном возник конфликт. Молодой Берлиоз продолжал сочинять, а тем временем отец продолжал готовить сына к профессии медика. В 1821 году 18-летний Берлиоз успешно сдал экзамен на степень бакалавра в Гренобле. Оттуда он вместе с двоюродным братом уехал в Париж, чтобы поступить на медицинский факультет. Оба юноши поселились в Латинском квартале - центре студенческой жизни Парижа.

Свободное время Берлиоз проводил в библиотеке Парижской консерватории, изучая партитуры великих мастеров, прежде всего обожаемого им Глюка. Понимая, что без серьёзной подготовки нельзя стать композитором, он начал заниматься изучением теорий композиции сначала с Жероно, а затем с Лесюэром - профессором консерватории, автором нескольких опер и хоровых произведений.

По совету Лесюэра в 1826 году Берлиоз поступил в консерваторию. В течение следующих двух лет, по словам Берлиоза, его жизнь озаряли "три удара молнии": знакомство с творениями Шекспира, Гёте и Бетховена. Это дальнейшие ступени духовного созревания. Но была ещё одна молния, не имеющая отношения к музыке.

В 1827 году Париж посетила новая английская драматическая труппа во главе со знаменитым трагиком Кемблем и актрисой Смитсон. Берлиоза необыкновенно взволновал талант и весь артистический облик Смитсон, он полюбил её с первого взгляда. Молодой английской артистке, ирландке по происхождению, было в ту пору 27 лет. Современники отмечали искренность её лирического таланта, глубокую эмоциональную отзывчивость. Сохранившиеся портреты, в особенности литография Девериа, воссоздают облик талантливой артистки, одухотворенное лицо, задумчивый взгляд.

Любовь к знаменитой актрисе, избалованной триумфом в Лондоне и Париже, заставила Берлиоза во что бы то ни стало добиваться творческого успеха. Между тем Гарриет Смитсон не обращала на него внимания, а слава к нему не приходила.

Легко воспламеняющийся, непрерывно находящийся в состоянии творческого возбуждения, Берлиоз сочиняет, переходя от одного замысла к другому: кантаты, песни ("Ирландские мелодии"), оркестровые увертюры и многое другое. С 1823 года он выступает в печати с острополемическими статьями и на долгие годы не расстается с пером журналиста. Так незаметно, но интенсивно он втянулся в художественную жизнь Парижа, сблизившись с лучшими представителями передовой интеллигенции: Гюго, Бальзаком, Дюма, Гейне, Листом, Шопеном и другими.

По-прежнему жизнь его не обеспечена. Он дал авторский концерт, который прошел с успехом. Но ему пришлось на свои деньги переписывать партии, приглашать солистов, оркестр и потому влезть в долги. Так будет продолжаться и впредь: подобно Бальзаку, ему никак не удается расплатиться с кредиторами! Официальные власти ни в чём не идут навстречу. Более того, консервативные музыкальные круги на каждом шагу чинят помехи. Например, три раза по окончании консерватории ему было отказано в получении государственной стипендии, которая выдавалась для поездки на три года в Италию (так называемая Римская премия). Лишь в 1830 году его удостоили высокой чести... Берлиоз пишет в этот период и чисто симфонические произведения, и сочинения, в которых свободно соединяются вокальные и оркестровые эпизоды. Замыслы их всегда необычны и несут в себе заряд энергии. Неожиданные литературные и живописные ассоциации, резкие контрасты образных сопоставлений, внезапные смены состояний - всё это передаёт в ярком, красочном звучании конфликтность душевного мира художника, наделённого пылким воображением.

5 декабря 1830 года состоялась премьера "Фантастической симфонии" - самого знаменитого сочинения Берлиоза. Это своего рода музыкальный роман со сложным психологическим подтекстом. В его основу положен сюжет, который вкратце так изложен композитором: "Молодой музыкант, с болезненной чувствительностью и горячим воображением, отравляется опиумом в припадке любовного отчаяния. Наркотическая доза, слишком слабая для того, чтобы причинить ему смерть, погружает его в тяжелый сон, во время которого ощущения, чувства и воспоминания претворяются в его больном мозгу в музыкальные мысли и образы. Сама же любимая женщина становится для него мелодией и как бы навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду".

В приведенной программе, разъясняющей замысел симфонии, легко усматриваются и автобиографические черты - отзвуки пылкого увлечения Берлиоза Гарриет Смитсон.

Задолго до окончания срока пребывания в Италии, в 1832 году, Берлиоз вернулся в Париж. На концерте, который он дал, исполнялись Фантастическая симфония в новой редакции и монодрама "Лелио". Произошла новая встреча с Гарриет Смитсон. Жизнь актрисы в эту пору была трудной. Зрители, пресыщенные новыми театральными впечатлениями, перестали интересоваться спектаклями англичан. В результате несчастного случая актриса сломала ногу. Её сценическая деятельность закончилась. Берлиоз проявил трогательную заботу о Смитсон. Год спустя она вышла замуж за Берлиоза. Молодому композитору приходилось работать по 12-15 часов, чтобы прокормить семью, урывая у ночи часы для творчества.

Забегая вперёд скажем, что семейная жизнь не сложилась. Из-за отказа от сцены характер Смитсон ухудшился. Берлиоз ищет утешения на стороне, увлекается посредственной певицей испанкой Марией Ресио, которая сошлась с ним не столько по любви, сколько из корыстных побуждений: имя композитора тогда уже было широко известно.

Новым крупным произведением Берлиоза стала симфония "Гарольд в Италии" (1834), навеянная воспоминаниями об этой стране и увлечением Байроном. Симфония программна, но характер музыки менее субъективен, чем в Фантастической. Здесь композитор стремился не только передать личную драму героя, но и обрисовать окружающий его мир. Италия в этом произведении не только фон, оттеняющий переживания человека. Она живёт своей жизнью, яркой и красочной.

Вообще, период между двумя революциями - 1830 и 1848 года - наиболее продуктивный в творческой деятельности Берлиоза. Постоянно находясь в гуще жизненных схваток, как журналист, дирижёр, композитор, он становится художественным деятелем нового типа, который всеми доступными ему средствами отстаивает свои убеждения, страстно обличает косность и пошлость в искусстве, борется за утверждение высоких романтических идеалов. Но, легко загораясь, Берлиоз столь же быстро остывает. Он очень неустойчив в душевных порывах. Это во многом омрачает его отношения с людьми. В 1838 году в Париже состоялась премьера оперы "Бенвенуто Челлини". Спектакль был исключён из репертуара после четвёртого представления. Берлиоз долго не мог оправиться от этого удара! Ведь музыка оперы брызжет энергией и весельем, а оркестр увлекает своей яркой характеристичностью. В 1839 году завершается работа над Третьей, самой обширной и наделённой ярчайшими контрастами симфонией - "Ромео и Юлия" для оркестра, хора и солистов. Берлиоз и раньше привносил в свои инструментальные драмы элементы театрализации, но в этом произведении в богатой смене эпизодов, навеянных трагедией Шекспира, ещё отчетливей проявились черты оперной выразительности. Он раскрыл тему чистой молодой любви, выросшей вопреки ненависти и злу и побеждающей их. Симфония Берлиоза - произведение глубоко гуманистическое, исполненное пламенной веры в торжество справедливости. Музыка совершенно свободна от ложного пафоса и неистового романтизма; пожалуй, это наиболее объективное создание композитора. Здесь утверждается победа жизни над смертью.

1840 год ознаменован исполнением Четвёртой симфонии Берлиоза. Вместе с ранее написанным Реквиемом (1837) это непосредственные отголоски прогрессивных убеждений неистового романтика. Оба произведения посвящены памяти героев Июльской революции 1830 года, в которой композитор принял непосредственное участие, и предназначены для исполнения гигантскими исполнительскими составами на площадях, под открытым небом.

Берлиоз прославился и как выдающийся дирижёр. С 1843 года начались его гастроли и за пределами Франции - в Германии, Австрии, Чехии, Венгрии, России, Англии. Всюду он имеет феноменальный успех, особенно в Петербурге и Москве (в 1847 году). Берлиоз - первый в истории исполнительского искусства гастролирующий дирижёр, исполнявший наряду со своими произведениями и современных авторов. Как композитор, он вызывает разноречивые, часто полярные мнения.

Каждый концерт Берлиоза завоёвывал его музыке новых слушателей. Печальным контрастом в этом отношении оставался Париж. Здесь ничто не изменилось: небольшая группа друзей, равнодушие буржуазных слушателей, враждебное отношение большинства критиков, злорадные усмешки музыкантов, безысходная нужда, тяжёлый подневольный труд газетного поденщика. Большие надежды возлагал Берлиоз на первое исполнение только что законченной им в конце 1846 года драматической легенды "Осуждение Фауста". Единственным результатом концерта был новый долг в 10 000 франков, которые потребовалось уплатить исполнителям и за наём помещения. Между тем "Осуждение Фауста" - одно из самых зрелых произведений композитора. Равнодушие и непонимание, с которым оно было встречено, объясняется новизной музыки, разрывом с традицией. Жанровая природа "Осуждения Фауста" ставила в тупик не только рядовых слушателей, но и музыкантов.

Первоначальный замысел произведения восходит к 1828-29 годам, когда Берлиоз написал "Восемь сцен из "Фауста"". Однако с тех пор замысел претерпел значительные изменения и стал глубже. Эта драматизированная оратория, ещё в большей мере, чем драматическая симфония "Ромео и Юлия", сближается с театрально-сценическим жанром. И точно так же, как Байрон или Шекспир, в своём последнем произведении Берлиоз очень свободно трактует литературный источник - поэму Гёте, свободно добавляя ряд измышленных им сцен.

Закончился мятежный период в биографии Берлиоза. Остывает его буйный темперамент. Он не принял революцию 1848 года, но одновременно ему душно в тисках империи "жалкого племянника великого дяди" (так Гюго прозвал Наполеона III). Что-то надломилось в Берлиозе. Правда, он по-прежнему деятелен как дирижёр (в 1867-68 годы вновь посетил Россию), как писатель о музыке (издает сборники статей, трудится над мемуарами), сочиняет, хотя уже не столь интенсивно.

Берлиоз перестал писать симфонии. Для концертного исполнения предназначена лишь небольшая кантата "Детство Христа" (1854), отличающаяся музыкальной живописностью и оттенками настроений. В театре Берлиоз мечтает добиться решающего успеха. Увы, и на этот раз тщетно... Не имела успеха ни его опера в двух частях "Троянцы" (1856), в которой Берлиоз пытался возродить величавую патетику Глюка, ни изящная комедия "Беатриче и Бенедикт" (по пьесе Шекспира "Много шума из ничего", 1862). При всех своих достоинствах, этим произведениям всё же не хватало эмоциональной силы, которая так впечатляет в сочинениях предшествующего периода. Судьба жестока к нему: умерла Смитсон, разбитая параличом. Скончалась и вторая жена - Ресио, погибает во время кораблекрушения единственный сын-моряк. Ухудшаются отношения и с друзьями. Берлиоза сломили болезни. В одиночестве он умирает 8 марта 1869 года.
Конечно, в это двадцатилетие не всё окрашивалось столь безрадостным светом. Был и частичный успех, и формальное признание заслуг. Но величие Берлиоза не понято было современниками на его родине. Лишь позже, в 1870-х годах его провозгласили главой новой французской музыкальной школы.

Гектор Берлиоз остался в истории музыки как яркий представитель романтической эпохи 19 века, которому удалось связать музыку с другими видами искусства.

Детские годы

Гектор Берлиоз появился на свет 11 декабря 1803 года в небольшом французском городке близ Гренобля. Мать будущего композитора была ревностная католичка, а отец - убежденный атеист. Луи-Жозеф Берлиоз не признавал никаких авторитетов и старался привить свои взгляды детям. На формирование жизненных интересов старшего ребенка в семье - Гектора - в большей степени оказал влияние именно он. По профессии врач, Луи-Жозеф интересовался искусством, философией, литературой. Отец и привил мальчику любовь к музыке и научил играть его на гитаре и флейте. Однако будущее своего сына он видел в медицине. Именно поэтому Берлиоз-старший и не учил Гектора игре на фортепьяно, считая, что это может отвлечь от главной цели - стать врачом.

Народные песни, мифы, песнопение церковного хора в местном монастыре стали яркими впечатлениями детства будущего композитора. Настоящий интерес к музыке в полной мере проявился у Гектора в 12 лет. Много времени проводя в библиотеке отца, он получал музыкальные знания самостоятельно. Так постепенно формировался Берлиоз-композитор, который должен был совершить революцию в музыке.

Учеба

В 18 лет, окончив среднюю школу в родном Гренобле и получив степень бакалавра, Гектор Берлиоз по настоянию отца поехал в Париж поступать на медицинский факультет. Страсть к музыке не оставляла юношу, и он проводил больше времени в библиотеке Парижской консерватории, чем в аудиториях университета. Более того, побывав впервые на юноша стал испытывать отвращение к медицине. Позже Гектор Берлиоз стал брать уроки у профессора консерватории по теории композиции. Первое выступление на публике произошло в 1825 году. Парижане услышали Торжественную мессу. Жизнь Берлиоза после этого изменилась мало, так как молодой композитор не смог сразу же завоевать сердца жителей французской столицы. Более того, многие критики крайне негативно отозвались о мессе.

Несмотря на это, молодой человек, окончательно осознав, что музыка для него - главное занятие жизни, в 1826 году оставляет медицину и поступает на учебу в консерваторию, которую успешно оканчивает в 1830 году.

Журналистика

Первые работы в журналистике у Берлиоза появились в 1823 году. Постепенно он входит в художественную жизнь Парижа. Происходит сближение с Бальзаком, Дюма, Гейне, Шопеном и другими яркими представителями творческой интеллигенции. Продолжительное время Берлиоз пробовал себя и на поприще музыкальной критики.

Жизнь в Париже

В 1827 году в столице Франции гастролировала английская театральная труппа. Берлиоз влюбился в талантливую актрису труппы Гарриет Смитсон. Она пользовалась огромной популярностью у публики, и малоизвестный студент консерватории ее мало интересовал. Желая обратить на себя внимание, Берлиоз стал добиваться славы на музыкальном поприще. В это время он пишет кантаты, песни и другие произведения, но известность не приходит, и Гарриет не обращает на Берлиоза внимания. В материальном плане жизнь его не устроена. Официальные музыкальные критики Берлиоза не жаловали, его произведения часто встречали непонимание современников. Трижды ему отказывали в стипендии, дающей право на поездку в Рим. Однако после окончания консерватории Берлиоз ее все же получил.

Женитьба и личная жизнь

Получив стипендию, Берлиоз уезжает в Италию на три года. В Риме происходит его знакомство с русским композитором Михаилом Глинкой.

В 1832 году, будучи в Париже, Берлиоз снова встречает Гарриет Смитсон. К этому времени ее театральная жизнь пришла к закату. Интерес публики к спектаклям английской труппы стал падать. К тому же с актрисой произошел несчастный случай - она Теперь молодая женщина уже не та ветреная кокетка, какой она была прежде, и ее уже не пугает рутина брака.

Через год они женятся, но Гектор Берлиоз очень скоро понимает, что безденежье - это один из самых коварных врагов любви. Ему приходится целыми днями работать, чтобы обеспечивать семью, а на творчество остается одна лишь ночь.

В целом личную жизнь знаменитого композитора трудно назвать счастливой. После того как он оставил учебу на медицинском факультете, произошел разрыв с отцом, который хотел видеть в своем сыне только врача. Что касается Гарриет, то она не была готова терпеть лишения, и вскоре они расстались. Женившись во второй раз, Гектор Берлиоз, биография которого полна трагических страниц, недолго предается радостям спокойной семейной жизни и остается вдовцом. В довершение всех несчастий единственный сын от первого брака погибает в кораблекрушении.

Берлиоз как дирижер

Единственное, что спасает музыканта от отчаяния - это его творчество. Берлиоз много гастролирует по Европе как дирижер, исполняя и свои произведения, и произведения современников. Наибольший успех он имеет в России, куда приезжает дважды. Он выступает в Москве и Петербурге.

Гектор Берлиоз: произведения

Творчество композитора не получило достойной оценки у его современников. Лишь после смерти Берлиоза стало понятно, что мир потерял музыкального гения, произведения которого были полны веры в торжество справедливости и гуманистических идей.

Наиболее известными работами автора стали симфонии «Гарольд в Италии» и «Корсар», навеянные увлечением творчеством Байрона в период жизни в Италии, и «Ромео и Джульетта», в которой он выразил свое понимание трагедии героев Шекспира. Композитор создал немало и таких работ, которые были написаны на злобу дня. Например, такой стала кантата «Греческая революция», посвященная борьбе с Османским игом.

Но главное произведение, благодаря которому стал известен Гектор Берлиоз, - «Фантастическая симфония», написанная в 1830 году. Именно после ее премьеры наиболее прогрессивные критики обратили внимание на Берлиоза.

По замыслу автора, молодой музыкант пытается отравиться из-за безответной любви. Однако доза опиума мала, и герой погружается в сон. В его больном воображении чувства и воспоминания превращаются в музыкальные образы, а девушка становится мелодией, слышимой отовсюду. Замысел симфонии во многом автобиографичен, и многие современники считали прообразом девушки Гарриет.

Теперь вы знаете, какую биографию имел Берлиоз. Композитор опередил свое время, и вся глубина его творчества раскрылась перед любителями классической музыки и специалистами лишь спустя многие годы. Кроме того, композитор стал новатором в области оркестровки и в совместном использовании некоторых инструментов, которые до этого не применялись в сольных партиях.

Берлиоз, Гектор

Дата рождения

Дата смерти

Профессия

композитор

Страна

Берлиоз вошёл в историю как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального искусства, как романтик, остро запечатлевший буйные духовные порывы своего времени, как композитор, тесно связавший музыку с другими видами искусств, как создатель программной симфонической музыки - этого завоевания романтической эпохи, утвердившегося в творчестве композиторов XIX века.

Будущий композитор Гектор родился 11 декабря 1803 года в Ла-Кот-Сент-Андре близ Гренобля. Его отец - врач Луи-Жозефа Берлиоз, был человеком свободомыслящим и независимым.

Он познакомил сына с теорией музыки, научил его играть на флейте и гитаре. Одним из первых сильных музыкальных впечатлений Берлиоза было пение женского хора в местном монастыре. Хотя интерес к музыке пробудился у Берлиоза сравнительно поздно - на двенадцатом году, он был необычайно сильным и вскоре перешёл во всепоглощающую страсть. Отныне для него существовала только музыка. География, классики литературы отошли на задний план.

Берлиоз оказался типичным самоучкой: музыкальными знаниями он был обязан себе и книгам, которые находил в библиотеке отца. Здесь он познакомился с такими сложными трудами, как "Трактат о гармонии" Рамо, с книгами, требовавшими глубокой специальной подготовки.

Мальчик показывал все большие музыкальные успехи. Он свободно играл на флажолете, флейте и гитаре. Отец не разрешал ему обучаться игре на фортепиано, опасаясь, что этот инструмент увлечёт его в область музыки далее, чем ему бы этого хотелось. Он считал, что профессия музыканта не подходит для его сына, и мечтал, что Гектор, подобно ему, будет медиком. На этой почве впоследствии между отцом и сыном возник конфликт. Молодой Берлиоз продолжал сочинять, а тем временем отец продолжал готовить сына к профессии медика. В 1821 году 18-летний Берлиоз успешно сдал экзамен на степень бакалавра в Гренобле. Оттуда он вместе с двоюродным братом уехал в Париж, чтобы поступить на медицинский факультет. Оба юноши поселились в Латинском квартале - центре студенческой жизни Парижа.

Свободное время Берлиоз проводил в библиотеке Парижской консерватории, изучая партитуры великих мастеров, прежде всего обожаемого им Глюка. Понимая, что без серьёзной подготовки нельзя стать композитором, он начал заниматься изучением теорий композиции сначала с Жероно, а затем с Лесюэром - профессором консерватории, автором нескольких опер и хоровых произведений.

По совету Лесюэра в 1826 году Берлиоз поступил в консерваторию. В течение следующих двух лет, по словам Берлиоза, его жизнь озаряли "три удара молнии": знакомство с творениями Шекспира, Гёте и Бетховена. Это дальнейшие ступени духовного созревания. Но была ещё одна молния, не имеющая отношения к музыке.

В 1827 году Париж посетила новая английская драматическая труппа во главе со знаменитым трагиком Кемблем и актрисой Смитсон. Берлиоза необыкновенно взволновал талант и весь артистический облик Смитсон, он полюбил её с первого взгляда. Молодой английской артистке, ирландке по происхождению, было в ту пору 27 лет. Современники отмечали искренность её лирического таланта, глубокую эмоциональную отзывчивость. Сохранившиеся портреты, в особенности литография Девериа, воссоздают облик талантливой артистки, одухотворенное лицо, задумчивый взгляд.

Любовь к знаменитой актрисе, избалованной триумфом в Лондоне и Париже, заставила Берлиоза во что бы то ни стало добиваться творческого успеха. Между тем Гарриет Смитсон не обращала на него внимания, а слава к нему не приходила.

Легко воспламеняющийся, непрерывно находящийся в состоянии творческого возбуждения, Берлиоз сочиняет, переходя от одного замысла к другому: кантаты, песни ("Ирландские мелодии"), оркестровые увертюры и многое другое. С 1823 года он выступает в печати с острополемическими статьями и на долгие годы не расстается с пером журналиста. Так незаметно, но интенсивно он втянулся в художественную жизнь Парижа, сблизившись с лучшими представителями передовой интеллигенции: Гюго, Бальзаком, Дюма, Гейне, Листом, Шопеном и другими.

По-прежнему жизнь его не обеспечена. Он дал авторский концерт, который прошел с успехом. Но ему пришлось на свои деньги переписывать партии, приглашать солистов, оркестр и потому влезть в долги. Так будет продолжаться и впредь: подобно Бальзаку, ему никак не удается расплатиться с кредиторами! Официальные власти ни в чём не идут навстречу. Более того, консервативные музыкальные круги на каждом шагу чинят помехи. Например, три раза по окончании консерватории ему было отказано в получении государственной стипендии, которая выдавалась для поездки на три года в Италию (так называемая Римская премия). Лишь в 1830 году его удостоили высокой чести...

Берлиоз пишет в этот период и чисто симфонические произведения, и сочинения, в которых свободно соединяются вокальные и оркестровые эпизоды. Замыслы их всегда необычны и несут в себе заряд энергии. Неожиданные литературные и живописные ассоциации, резкие контрасты образных сопоставлений, внезапные смены состояний - всё это передаёт в ярком, красочном звучании конфликтность душевного мира художника, наделённого пылким воображением.

5 декабря 1830 года состоялась премьера "Фантастической симфонии" - самого знаменитого сочинения Берлиоза. Это своего рода музыкальный роман со сложным психологическим подтекстом. В его основу положен сюжет, который вкратце так изложен композитором: "Молодой музыкант, с болезненной чувствительностью и горячим воображением, отравляется опиумом в припадке любовного отчаяния. Наркотическая доза, слишком слабая для того, чтобы причинить ему смерть, погружает его в тяжелый сон, во время которого ощущения, чувства и воспоминания претворяются в его больном мозгу в музыкальные мысли и образы. Сама же любимая женщина становится для него мелодией и как бы навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду".

В приведенной программе, разъясняющей замысел симфонии, легко усматриваются и автобиографические черты - отзвуки пылкого увлечения Берлиоза Гарриет Смитсон.

Задолго до окончания срока пребывания в Италии, в 1832 году, Берлиоз вернулся в Париж. На концерте, который он дал, исполнялись Фантастическая симфония в новой редакции и монодрама "Лелио". Произошла новая встреча с Гарриет Смитсон. Жизнь актрисы в эту пору была трудной. Зрители, пресыщенные новыми театральными впечатлениями, перестали интересоваться спектаклями англичан. В результате несчастного случая актриса сломала ногу. Её сценическая деятельность закончилась. Берлиоз проявил трогательную заботу о Смитсон. Год спустя она вышла замуж за Берлиоза. Молодому композитору приходилось работать по 12-15 часов, чтобы прокормить семью, урывая у ночи часы для творчества.

Забегая вперёд скажем, что семейная жизнь не сложилась. Из-за отказа от сцены характер Смитсон ухудшился. Берлиоз ищет утешения на стороне, увлекается посредственной певицей испанкой Марией Ресио, которая сошлась с ним не столько по любви, сколько из корыстных побуждений: имя композитора тогда уже было широко известно.

Новым крупным произведением Берлиоза стала симфония "Гарольд в Италии" (1834), навеянная воспоминаниями об этой стране и увлечением Байроном. Симфония программна, но характер музыки менее субъективен, чем в Фантастической. Здесь композитор стремился не только передать личную драму героя, но и обрисовать окружающий его мир. Италия в этом произведении не только фон, оттеняющий переживания человека. Она живёт своей жизнью, яркой и красочной.

Вообще, период между двумя революциями - 1830 и 1848 года - наиболее продуктивный в творческой деятельности Берлиоза. Постоянно находясь в гуще жизненных схваток, как журналист, дирижёр, композитор, он становится художественным деятелем нового типа, который всеми доступными ему средствами отстаивает свои убеждения, страстно обличает косность и пошлость в искусстве, борется за утверждение высоких романтических идеалов. Но, легко загораясь, Берлиоз столь же быстро остывает. Он очень неустойчив в душевных порывах. Это во многом омрачает его отношения с людьми.

В 1838 году в Париже состоялась премьера оперы "Бенвенуто Челлини". Спектакль был исключён из репертуара после четвёртого представления. Берлиоз долго не мог оправиться от этого удара! Ведь музыка оперы брызжет энергией и весельем, а оркестр увлекает своей яркой характеристичностью.

В 1839 году завершается работа над Третьей, самой обширной и наделённой ярчайшими контрастами симфонией - "Ромео и Юлия" для оркестра, хора и солистов. Берлиоз и раньше привносил в свои инструментальные драмы элементы театрализации, но в этом произведении в богатой смене эпизодов, навеянных трагедией Шекспира, ещё отчетливей проявились черты оперной выразительности. Он раскрыл тему чистой молодой любви, выросшей вопреки ненависти и злу и побеждающей их. Симфония Берлиоза - произведение глубоко гуманистическое, исполненное пламенной веры в торжество справедливости. Музыка совершенно свободна от ложного пафоса и неистового романтизма; пожалуй, это наиболее объективное создание композитора. Здесь утверждается победа жизни над смертью.

1840 год ознаменован исполнением Четвёртой симфонии Берлиоза. Вместе с ранее написанным Реквиемом (1837) это непосредственные отголоски прогрессивных убеждений неистового романтика. Оба произведения посвящены памяти героев Июльской революции 1830 года, в которой композитор принял непосредственное участие, и предназначены для исполнения гигантскими исполнительскими составами на площадях, под открытым небом.

Берлиоз прославился и как выдающийся дирижёр. С 1843 года начались его гастроли и за пределами Франции - в Германии, Австрии, Чехии, Венгрии, России, Англии. Всюду он имеет феноменальный успех, особенно в Петербурге и Москве (в 1847 году). Берлиоз - первый в истории исполнительского искусства гастролирующий дирижёр, исполнявший наряду со своими произведениями и современных авторов. Как композитор, он вызывает разноречивые, часто полярные мнения.

Каждый концерт Берлиоза завоёвывал его музыке новых слушателей. Печальным контрастом в этом отношении оставался Париж. Здесь ничто не изменилось: небольшая группа друзей, равнодушие буржуазных слушателей, враждебное отношение большинства критиков, злорадные усмешки музыкантов, безысходная нужда, тяжёлый подневольный труд газетного поденщика. Большие надежды возлагал Берлиоз на первое исполнение только что законченной им в конце 1846 года драматической легенды "Осуждение Фауста". Единственным результатом концерта был новый долг в 10 000 франков, которые потребовалось уплатить исполнителям и за наём помещения. Между тем "Осуждение Фауста" - одно из самых зрелых произведений композитора. Равнодушие и непонимание, с которым оно было встречено, объясняется новизной музыки, разрывом с традицией. Жанровая природа "Осуждения Фауста" ставила в тупик не только рядовых слушателей, но и музыкантов.

Первоначальный замысел произведения восходит к 1828-29 годам, когда Берлиоз написал "Восемь сцен из "Фауста"". Однако с тех пор замысел претерпел значительные изменения и стал глубже. Эта драматизированная оратория, ещё в большей мере, чем драматическая симфония "Ромео и Юлия", сближается с театрально-сценическим жанром. И точно так же, как Байрон или Шекспир, в своём последнем произведении Берлиоз очень свободно трактует литературный источник - поэму Гёте, свободно добавляя ряд измышленных им сцен.

Закончился мятежный период в биографии Берлиоза. Остывает его буйный темперамент. Он не принял революцию 1848 года, но одновременно ему душно в тисках империи "жалкого племянника великого дяди" (так Гюго прозвал Наполеона III). Что-то надломилось в Берлиозе. Правда, он по-прежнему деятелен как дирижёр (в 1867-68 годы вновь посетил Россию), как писатель о музыке (издает сборники статей, трудится над мемуарами), сочиняет, хотя уже не столь интенсивно.

Берлиоз перестал писать симфонии. Для концертного исполнения предназначена лишь небольшая кантата "Детство Христа" (1854), отличающаяся музыкальной живописностью и оттенками настроений. В театре Берлиоз мечтает добиться решающего успеха. Увы, и на этот раз тщетно... Не имела успеха ни его опера в двух частях "Троянцы" (1856), в которой Берлиоз пытался возродить величавую патетику Глюка, ни изящная комедия "Беатриче и Бенедикт" (по пьесе Шекспира "Много шума из ничего", 1862). При всех своих достоинствах, этим произведениям всё же не хватало эмоциональной силы, которая так впечатляет в сочинениях предшествующего периода. Судьба жестока к нему: умерла Смитсон, разбитая параличом. Скончалась и вторая жена - Ресио, погибает во время кораблекрушения единственный сын-моряк. Ухудшаются отношения и с друзьями. Берлиоза сломили болезни. В одиночестве он умирает 8 марта 1869 года.

Конечно, в это двадцатилетие не всё окрашивалось столь безрадостным светом. Был и частичный успех, и формальное признание заслуг. Но величие Берлиоза не понято было современниками на его родине. Лишь позже, в 1870-х годах его провозгласили главой новой французской музыкальной школы.

Интересные факты

1. Ну и память!

Как ни странно, несмотря на то что Берлиоза стали приобщать к музыке с детства, маленький Гектор терпеть не мог фортепиано, зато с удовольствием играл на гитаре, флейте и флежолете.

Обладая исключительной музыкальной памятью, он в совершенстве овладел чтением с листа. Приехав в Париж, юный Гектор решил для начала поступить в хор. Когда он пришел на прослушивание, его с удивлением спросили:

А где ваши ноты, молодой человек? Зачем? - удивился в свою очередь и Берлиоз.

Но вы ведь пришли на прослушивание, не так ли? Как же вы собираетесь петь, если у вас нет нотной записи? Берлиоз ответил:

Очень просто.

А что вы будете петь?

Что пожелаете. Дайте мне какую-нибудь партитуру, сольфеджио или просто тетрадь вокализов.

Вы поете с листа? - был приятно удивлен руководитель хора. - А по памяти не сможете ничего спеть?

Запросто! На память я знаю оперы: "Весталка", "Кортес", "Стратоника", "Эдип", обе "Ифигении", "Орфей", "Армида"...

Хватит! Непостижимая память! Тогда спойте арию "Эдипа" Саккини "Она расточала мне..."

Берлиоз под аккомпанемент скрипки превосходно исполнил арию и был зачислен в хор.

2. Не обращайте внимания?

Некий начинающий композитор обратился к Берлиозу с просьбой дать оценку его сочинениям. Берлиоз, просмотрев их, сообщил юноше:

К сожалению, должен сказать, что вы не обладаете минимальными музыкальными способностями. Я не хочу вводить вас в заблуждение, чтобы вы могли, пока не поздно, избрать другую профессию.

Когда огорченный молодой человек, покинув квартиру знаменитого композитора, уже вышел на улицу, Берлиоз вдруг выглянул из окна и закричал:

Молодой человек! Не обращайте внимания на то, что я сказал. Справедливости ради я должен вам сознаться, что когда я был в вашем возрасте, мой учитель сказал мне абсолютно то же самое!..

3. Проспал шедевр

Когда Гектора Берлиоза спрашивали, какую из своих симфоний он считает наилучшей, он обычно отвечал: - Увы, свою лучшую симфонию я... проспал...

Но как это могло случиться?!

Дело в том, что я ее от начала до конца сочинил... во сне. Проснувшись, хотел записать, но под рукой не оказалось ни бумаги, ни карандаша. И я тут же заснул. Но утром ничего не мог вспомнить, ни единой божественной мелодии.

4. На ваш выбор

Берлиоз не любил давать автографы. Знаменитая певица Аделаида Патти много раз упрашивала композитора написать ей хоть что-нибудь в альбом, но он был тверд...

Однажды она с улыбкой сказала Берлиозу:

Маэстро, если вы будете столь любезны, что напишете в мой альбом хоть несколько строк, в награду за это я сделаю вам подарок. На ваш выбор, маэстро: либо я спою для вас, либо подарю вам превосходнейший паштет из печени, который мне только сегодня прислали из Тулузы...

Подумав, Берлиоз взял в руки альбом и написал всего два латинских слова.

Что это означает? - спросила удивленная певица.

Это означает: "Приносите паштет", - улыбнулся Берлиоз.

5. Голова кругом!

Молодой Берлиоз был в восторге от Бетховена. Зато его уже довольно пожилой учитель Лесюер эту новую музыку терпеть не мог. Однако как-то раз Берлиозу удалось уговорить старика, и тот все-таки отправился послушать симфонию Бетховена.

На следующий день Берлиоз спросил учителя:

Ну, сударь, какое впечатление произвела на вас музыка великого Бетховена?

Куда ты меня послал! - загремел Лесюер. - А я, старый дурень, послушался... Знаешь ли ты, что эта дьявольская музыка довела меня до такого состояния, что когда я, вернувшись домой, укладывался спать и хотел надеть ночную рубашку, то не смог найти свою голову! Разве можно создавать музыку, от которой человек теряет голову!

Ах, маэстро, - засмеявшись, сказал Берлиоз, - может быть, разок-другой в жизни ее и стоит потерять... Но не чаще, - строго отозвался учитель.

Думаю, это нам не грозит, - отозвался Берлиоз, став серьезным. - Согласитесь, что такая музыка создается не часто...

6. 20 000 франков за восторг..

Впервые услышав исполнение симфонии Берлиоза "Гарольд в Италии", Паганини был настолько потрясен ее красотой, что в восторге бросился перед автором на колени... Однако этим дело не кончилось: на следующий день Берлиоз получил от Паганини чек на двадцать тысяч франков; к чеку прилагалось письмо от великого скрипача, в котором тот называл Берлиоза преемником Бетховена.

Благодаря этой неожиданной финансовой помощи Берлиоз смог целиком посвятить свое время созданию новой драматической симфонии "Ромео и Юлия".

7. Пусть это останется между нами...

На венской сцене музыка Берлиоза пользовалась оглушительным успехом. Однажды после очередной блистательной премьеры к композитору подбежал один из поклонников. Это был невысокий и очень экспансивный мужчина, который немедленно затараторил:

Дорогой маэстро Берлиоз, я страстный почитатель вашего грандиозного таланта и давно мечтал сказать вам об этом! - О, благодарю вас за столь лестный отзыв, - поклонился Берлиоз.

Нет-нет, маэстро! Это я благодарю вас и прошу у вас позволения прикоснуться к гениальной руке, написавшей такую прекрасную музыку!.. С этими словами поклонник Берлиоза просто-таки вцепился в рукав композитора и блаженно застыл.

Сударь, -весело сказал ему композитор, - вы держите меня за левую руку. Поскольку вы настоящий мой поклонник, я открою вам одну тайну: я имею обыкновение писать правой рукой...


| |

Биография Берлиоза Гектора кратко расскажет Вам много полезной информации о французском композиторе-романтике, дирижере и музыкальном критике.

Гектор Берлиоз краткая биография

Гектор Берлиоз появился на свет 11 декабря 1803 года в городке Ла-Кот-Сент-Андре в семье врача. Отец занимался с мальчиком латынью, географией, музыкой, историей. Он отдал сына обучаться игре на гитаре и флейте. Уже в 12 лет Берлиоз для местного ансамбля сочинял музыку.

По настоянию отца он поступает в Медицинскую парижскую школу в 1821 году. Проучившись 3 года, Гектор бросает учебу. В 1826–1830 годах обучается у Жана Франсуа Лесюэра в Парижской консерватории. В 1830 году получает почетную консерваторскую награду — Римскую премию, которая позволила ему 2 года пребывать в Италии. Во время обучения в консерватории он создает свое самое лучшее и оригинальное произведение – «Фантастическую симфонию».

Из Италии композитор привез симфоническое произведение «Le retour a la vie» и увертюру «Король Лир». Гектор Берлиоз музыкальные произведения которого с каждым днем завоевывали все большей популярности, был очень продуктивным композитором. В 1834 году он написал симфонию «Гарольд в Италии», напоминающую о его пребыванию в стране и увлечением творчеством Байрона.

В Париже в 1838 году состоялась премьера его оперы под названием «Бенвенуто Челлини». Публика приняла ее не очень тепло и оперу после четвертого представления исключили из репертуара. В 1839 году композитор завершает свое третье обширное и контрастное произведение для хора, солистов и оркестра – симфонию «Ромео и Джульетта» трагедии У. Шекспира.

Гектор Берлиоз произведения часто посвящал героям Июльской революции 1830 года, в которой он и сам принимал непосредственное участие («Четвертая симфония», «Реквием»). Они исполняются под открытым небом на площадях исполнительскими гигантскими составами.

Кроме композиторской деятельности, Берлиоз был известный, как и выдающийся дирижер. В 1843 году он гастролировал в России, Англии, Австрии, Чехии, Германии, Венгрии. Везде его встречали тепло и с успехом, особенно в Москве, Петербурге (1847 год). Гектор Берлиоз был первым в истории гастролирующим дирижером жанра исполнительского искусства, который исполнял не только свои произведения, но и творения других авторов. Концертная деятельность помогла ему совершить художественные открытия. Гектор Берлиоз придумал новые сочетания тембров и необычные тембры, ввел в музыку новые штрихи у струнных инструментов. Свои идеи он обобщил в «Трактате о современной инструментовке и оркестровке». Его перу принадлежит также «Дирижер оркестра» — очерк об искусстве.

В Париже в 1846 году состоялась премьера его драматизированной оратории под названием «Осуждение Фауста» (по Иоганну Гете). Она была прохладно встречена публикой и после этого композитор симфоний больше не сочинял. После этого была кантата «Детство Христа» в 1854 году и опера «Троянцы». В 1856 году его приняли в члены Института Франции. Последним сочинением Берлиоза была опера «Беатриче и Бенедикт» в 1862 году. В период 1867–1868 годов композитор вновь посещает Россию, где публика всегда его тепло принимала.

Гектор Берлиоз творчество – «Гарольд в Италии», «Траурно-триумфальная симфония», «Ромео и Джульетта», «Тайные судьи», «Король Лир», «Фантастическая симфония», «Мечта и Каприс», «Роб-Рой», «Римский карнавал», «Бенвенуто Челлини», «Беатриче и Бенедикт», «Троянцы», «Лелио, или Возвращение к жизни», ««Клеопатра после битвы при Акциуме»», ««Последняя ночь Сарданапала»».

Гектор Берлиоз интересные факты

  • Дважды женат. Первой женой композитора была ирландская актриса Гарриэт Симпсон. Поженились они в 1833 году, а вначале 40-вых уже последовал развод. Причиной развода стала неизлечимая нервная болезнь супруги. После смерти Гарриэт Берлиоз сочетался узами брака с певицей Марией Ресио. Она также скоропостижно скончалась в 1854 году. От первого брака у композитора был сын, который скончался в 1867 году.
  • Он был первым композитором национальной французской школы.
  • Его произведения стали популярными среди соотечественников в период Франко-прусской войны (1870 год).
  • Сын Берлиоза — Луи Берлиоз, служил капитаном на торговом судне. Когда он пребывал на Кубе, то подхватил желтую лихорадку, вследствие которой и умер 5 июня 1867 года. Гектор Берлиоз узнал о смерти сына только через месяц.
  • Композитор любил посещать Россию с гастролями. Однажды в 1867 году он отклонил выгодное предложение от компании Steinway с предложением выступить за 100 000 долларов в Нью-Йорке ради гастролей в России.

ru.wikipedia.org


Биография


Родился в городке Кот-Сент-Андре (Изер) на юго-востоке Франции в семье врача. В 1821 Берлиоз - студент-медик, но в скором времени, несмотря на сопротивление родителей, он оставляет медицину, решив посвятить себя музыке. Первое публичное исполнение его произведения «Торжественная месса» состоялось в Париже в 1825, не имея, однако, никакого успеха. В 1826-1830 Берлиоз учится в Парижской консерватории у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи. В 1828-1830 гг. вновь были исполнены несколько произведений Берлиоза - увертюры «Ваверлей», «Francs-juges» и «Фантастическая симфония» (эпизод из жизни артиста). Хотя эти произведения также не встретили особенного сочувствия, тем не менее они обратили на молодого композитора внимание публики. Начиная с 1828 г., Берлиоз стал не без успеха выступать на поприще музыкального критика.


Получив Римскую премию (1830) за кантату «Сарданапал», жил как стипендиат в Италии, из которой он, однако, вернулся через 18 месяцев убежденным противником итальянской музыки. Из своего путешествия Берлиоз привез с собой увертюру «Король Лир» и симфоническое произведение «Le retour a la vie», названное им «мелологом» (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией), которое составляет продолжение «Фантастической симфонии». Вернувшись в Париж в 1832 г., он занимался композиторской, дирижёрской, критической деятельностью.


С 1834 г. положение Берлиоза в Париже улучшилось, особенно после того, как он стал сотрудником во вновь основанной музыкальной газете «Gazette musicale de Paris», a вслед за тем и в «Journal des Debats». Работая в этих изданиях до 1864 г., Б. приобрел репутацию строгого и серьёзного критика. В 1839 г. он был назначен библиотекарем консерватории, а с 1856 г. - членом Академии. С 1842 много гастролировал за границей. С триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847, 1867-68), в частности, наполнив публикой Московский манеж.


Личная жизнь Берлиоза омрачилась рядом печальных событий, о которых он детально рассказывает в своих «Мемуарах» (1870). Его первый брак с ирландской актрисой Гарриэт Смитсон (1833) закончился разводом в 1843 (Смитсон много лет страдала неизлечимой нервной болезнью); после её смерти Берлиоз вступал в брак с певицей Марией Ресио, которая внезапно умерла в 1854. Сын композитора от первого брака умер в 1867. Сам композитор скончался в одиночестве 8 марта 1869 года.


Творчество


Берлиоз - яркий представитель романтизма в музыке, творец романтической программной симфонии. Его искусство во многом сродни творчеству В. Гюго в литературе и Делакруа в живописи. Он смело вводил нововведения в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки, тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам произведений.


Творчество композитора отобразило и присущие романтизму разногласия: стремление к общенародности, массовости музыки употреблялось у него с крайним индивидуализмом, героика и революционный пафос - с интимными выявлениями одинокой души предрасположенного к экзальтации и фантастике художника. В 1826 была написана кантата «Греческая революция» - отзыв на освободительную борьбу греков против Османской империи. Во время Большой июльской революции 1830 года на улицах Парижа разучивал с народом революционные песни, в частности обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В ряде крупных произведений Берлиоза нашла отражение революционная тематика: в память героев Июльской революции созданные грандиозный «Реквием» (1837) и «Траурно-триумфальная симфония» (1840, написанна к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий).


Рукопись первой страницы Фантастической симфонии


Стиль Берлиоза определился уже в «Фантастической симфонии» (1830, подзаголовок - «Эпизод из жизни художника»). Это известное произведение Берлиоза - первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии к социальным обобщениям: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий.


Вслед за симфонией Берлиоз пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831, продолжение «Фантастической симфонии»). Берлиоза привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона - симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834), увертюра «Корсар» (1844); У. Шекспира - увертюра «Король Лир» (1831), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» (1839), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862, на сюжет «Много шума из ничего»); Гёте - драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» (1846, что свободно трактует поэму Гёте). Берлиозу принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (пост. 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в частности «Римский карнавал» (1844); романсы и др. пр. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) издано в Лейпциге (1900-1907). В последние годы жизни Берлиоз все больше склонялся к академизму, моральной проблематике: ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троя» по Вергилию («Взятие Трои» и «Троя в Карфагене», 1855-1859).


Из многочисленных его произведений особенного внимания заслуживают: симфония «Гарольд в Италии» (1834), «Реквием» (1837), опера «Бенвенуто Челлини» (1838), симфония-кантата «Ромео и Джульетта» (1839), «Погребальная и торжественная симфония» (1840 г., при открытии Июльской колонны), драматическая легенда «Гибель Фауста» (1846 г.), оратория «Детство Христа» (1854), «Те Deum» для двух хоров (1856), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862) и опера «Троянцы в Карфагене» (1864).


Текст к последним двум операм, равно как и к «Фаусту», к «Детству Христа» и к др. произведениям, был сочинен самим Берлиозом.


Из литературных произведений Берлиоза наиболее выдаются: «Voyage musical en Allemagne et en Italie» (Париж, 1854), «Les Soirees de l’orchestre» (Париж, 1853; 2 изд. 1854), «Les grotesques de la musique» (Париж, 1859), «A travers chant» (Париж, 1862), «Traite d’instrumentation» (Париж, 1844).


Причина разноречивости отзывов о Берлиозе как о композиторе в том, что он с самого начала своей музыкальной деятельности пошёл по совершенно новой, вполне самостоятельной дороге. Он тесно примыкал к новому развивавшемуся в то время в Германии музыкальному направлению и когда в 1844 г. посетил Германию, то был там гораздо больше оценен, чем в своем отечестве. В России Б. уже давно получил свою оценку. После своей смерти, а в особенности после франко-прусской войны 1870 г., когда во Франции с особой силой пробудилось национальное, патриотическое чувство, произведения Берлиоза приобрели большую популярность среди его соотечественников.


Значение Берлиоза в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых и смелых оркестровых эффектов. Большим распространением пользуется его трактат об инструментовке, переведенный на многие языки. По смерти Берлиоза появились незадолго перед тем написанные им «Memoires» (Париж, 1870), «Correspondance inedite 1810-1868» (1878).


Берлиоз был выдающимся дирижёром. Вместе с Вагнером он заложил основы новой школы дирижирования, внес важный вклад в развитие музыкально-критической мысли.


www.c-cafe.ru


Биография


Гектор (Эктор) Луи Берлиоз (11.12.1803 - 08.03.1869) - французский композитор, дирижер, музыкальный критик и писатель. Сын врача, атеиста и филантропа, давшего Берлиозу образование в духе просветительства XVIII века и элементарные музыкальные знания. Сочинять Берлиоз начал с 12 лет (камерная музыка, романсы), мелодия написанного в отрочестве романса вошла потом как одна из главных тем в "Фантастическую симфонию" (тема вступления). С 1823 года он начал занятия композицией у Лесюэра, в 1826 году поступил в консерваторию, где учился также у А. Рейха. Неудовлетворенный консерваторской системой преподавания, усердно изучал партитуры Глюка, Бетховена, Вебера, знакомился с музыкальными инструментами и их свойствами. Под впечатлением освободительного движения в Греции Берлиоз сочиняет "героическую сцену" в духе Спонтини "Греческая революция" (1826), начинает работу над оперой "Тайные судьи" на тему о спасении невинно преследуемого из рук инквизиции (в законченном виде сохранилась только увертюра, завоевавшая популярность).


Конец 1820-х - период быстрого идейного и творческого созревания молодого музыканта. Берлиоз посещает художественные кружки, сближаясь с представителями нового, романтического направления. Его внимание привлекают освободительные и национально-романтические тенденции литературы Великобритании (Байрон, Вальтер Скотт, Т. Мур). Большую роль в его личной и творческой биографии сыграла любовь к английской актрисе Генриетте Смитсон, ставшей в последствии женой композитора. Еще в консерватории Берлиоз пишет первые значительные произведения; в их числе "Фантастическая симфония" ("Эпизод из жизни артиста", 1830), в основу программы которой положены в сильно романтизированном виде события личной жизни композитора (любовь к Г. Смитсон), сюжетные положения романа де Кинсея "Англичанин, поглотитель опиума" и фантастические элементы гетевского "Фауста". Симфония открыла новую эпоху в программной симфонической музыке как в отношении тематики, так и форм, приемов развития (лейтмотивы, зачатки монотематизма, пятичастность), а также небывалого по своим выразительным качествам романтического оркестра.


Революция 1830 года захватывает молодого музыканта. Он делает обработку "Марсельезы" для двойного хора и оркестра. В том же году композитор получает Римскую премию за кантату "Последняя ночь Сарданапала" и уезжает в Италию. Вернувшись в конце 1839 года в Париж, Берлиоз развернул энергичную деятельность как композитор, дирижер, музыкальный критик (первые критические выступления относятся еще к 1823 году). Игнорируемый правительством июльской монархии, отказывавшим композитору в официальном признании и постоянной работе, Берлиоз вынужден был зарабатывать на жизнь изнурительным трудом музыкального фельетониста. В 1835 году начинается его работа в крупнейшем органе "Journal des Debats", где он в течение почти 30 лет (попутно в "Музыкальной газете" и других изданиях) пропагандировал высокие ценности классического искусства, боролся против вульгарных вкусов, филистерства. Музыкальные статьи и новеллы Берлиоза впоследствии были опубликованы в сборниках "Среди песен", "Музыка и музыканты", "Музыкальные гротески", "Оркестровые вечера" и др. В программы концертов, которым он все больше придает характер празднеств, "фестивалей", Берлиоз, мечтавший о грандиозных музыкальных исполнениях для огромной слушательской аудитории, включает, наряду со своими, произведения Бетховена, Глюка, Мейербера, Ф. Давида, Глинки и др. (вплоть до "Херувимской" Бортнянского).


Период 1830-1840-х годов - вершина в развитии берлиозовского искусства. Композитор пишет симфонию "Гарольд в Италии" (1834), в которой рисует образ байроновского Чайльд-Гарольда, связывая его со своими собственными итальянскими воспоминаниями. Симфония написана для солирующего альта с оркестром. Лейтмотив Гарольда выделен сумрачным тембром альта-соло - начало тембровой характеристики, развитой впоследствии композитором. Итальянские впечатления Берлиоза нашли отражение и в опере "Бенвенуто Челлини" (пост. 1838); быстрое признание приобрела впоследствии вторая увертюра к этой опере - "Римский карнавал".


В 1837 году Берлиоз создает одно из величайших своих произведений - Реквием. Драматическая трактовка темы, масштабность замысла, массовость, огромная эмоциональность музыки, новизна оркестровых эффектов ставят берлиозовский Реквием на особое место среди сочинений аналогичных жанров. Благородная поддержка Паганини дает возможность Берлиозу посвятить себя воплощению давно волновавших его образов "Ромео и Джульетты" Шекспира. В "драматической симфонии" того же названия (1839) Берлиоз своеобразно сочетал принципы программной симфонии, оперы и оратории. "Ромео и Джульетта" знаменует полный отход от классических норм, в ней выявляются очертания нового, синтетического жанра. Написанная в эти же годы "Траурно-триумфальная симфония" (1840) для духового оркестра огромного состава (по желанию в финале могут быть присоединены симфонический оркестр и хор), посвящена памяти погибших в июльские дни 1830 года, восстанавливает традиции траурных церемоний эпохи революции 1789 года и отмечает начало нового этапа в создании музыки массовых торжеств.


С 1842 года Берлиоз начинает серию концертных поездок по странам Европы, где быстро находит признание как композитор и дирижер. В 1846 году заканчивает "драматическую легенду" "Осуждение Фауста" (в 1893 году поставлена как опера), в которой синтезирует завоевания программного симфонизма и романтической оперы-оратории. Лирические эпизоды драматической легенды намечают пути будущей французской лирической оперы. Неудача премьеры "Осуждения Фауста" в Париже привела композитора к полному материальному краху и заставила искать спасения в поездке в Россию (1847), где он с огромным успехом выступает в Петербурге и Москве.


В 1868 году Берлиоз вторично совершает путешествие в Россию. Его восторженно приветствует публика и российские музыканты - члены "Могучей кучки", Стасов, Чайковский (в подготовке концертов ему помогает Балакирев).


Берлиоз оставил после себя мемуары, в которых рассказывает о своей жизни до середины 1860-х годов. Классическим трудом является его "Трактат об инструментовке" и приложение к нему "Дирижер оркестра".


В историю музыки Берлиоз вошел как создатель программного симфонизма XIX века и нового, обладающего могучими выразительными и живописными возможностями оркестра. В своих грандиозных, ярко эмоциональных симфонических и ораториальных произведениях, он обращался к огромной слушательской аудитории. Воздействие идей Берлиоза на все последующее развитие музыкального искусства, на формирование ряда национальных школ середины XIX века было исключительно велико.


А. А. Хохловкина.


taina.aib.ru


Биография



Гектор Берлиоз (Berlioz) - французский композитор, дирижер. Член Института Франции (1856). Создатель романтической программной симфонии. Новатор в области музыкальной формы, гармонии, инструментовки. Родился 11 декабря 1803, Ля-Кот-Сент-Андре, близ Гренобля. Скончался 8 марта 1869, в Париже.


Гектор Берлиоз стремился к театрализации симфонического жанра, к монументальности вокально-инструментального стиля, к гротесковому заострению образов. «Фантастическая симфония» (1830), «Траурно-триумфальная симфония» (1840), опера-дилогия «Троянцы» (1859), Реквием (1837) и др. Наряду с Рихардом Вагнером создатель новой школы дирижирования. Трактат «Дирижер оркестра» (1856). «Мемуары» (т. 1-2, 1860).


Вопреки желанию отца


Гектор родился в семье врача. В детстве учился играть на флейте и гитаре (но не на фортепиано), по учебникам занимался гармонией, сочинял романсы и небольшие камерно-ансамблевые пьесы, однако систематического начального музыкального образования не получил. В 1821 по настоянию отца поступил в парижскую Медицинскую школу, но в 1824 оставил ее, решив всецело посвятить себя музыке.


В 1826-1830 годах Гектор Берлиоз учился в Парижской консерватории у Ж-Ф. Лесюэра. В 1830, с четвертой попытки, получил Римскую премию - самую почетную консерваторскую награду, дававшую право на двухлетнее пребывание в Италии (на соискание премии Берлиоз представил кантату «Смерть Сарданапала»). Многое в творчестве и судьбе Берлиоза определила любовь к Шекспиру и актрисе, исполнительнице шекспировских ролей Гарриет Смитсон (Smithson), на которой он, после долгого и мучительного периода неопределенности в отношениях, женился в 1833 (этот брак продлился до 1842).


Другими источниками влияний были оперы К. В. Глюка, симфонии Л. ван Бетховена, «Фауст» И. В. Гете, творения британских писателей-романтиков Т. Мура, В. Скотта и Дж. Г. Байрона. Еще до окончания консерватории Берлиоз создал одно из своих лучших и самых оригинальных произведений - «Фантастическую симфонию» (1830). Как и в последующих чисто инструментальных опусах Берлиоза, в симфонии реализуется внемузыкальный программный замысел, что отражено в ее подзаголовке: «Эпизоды из жизни артиста». Во всех пяти частях симфонии присутствует мотив (сам Берлиоз называл его «навязчивой идеей»), символизирующий возлюбленного героя; по ходу развития программного сценария этот мотив утрачивает свой идеальный облик, перерождаясь под конец в трагически-гротескную карикатуру.


Шипы и розы


Пятнадцать месяцев, проведенных Берлиозом в Италии (1831-32), обогатили его бесценными новыми впечатлениями. Но его творчество этого периода ограничивается малоудачной попыткой продолжить «сюжет» «Фантастической» в вокальной симфонии «Возвращение к жизни» (в 1855 она была переименована в «Лелио»), а также двумя увертюрами - «Король Лир» и «Роб Рой». Зато первое десятилетие по возвращении в Париж стало самым продуктивным в его биографии. Именно тогда были созданы программная симфония по Байрону «Гарольд в Италии» (с солирующим альтом, 1834), опера «Бенвенуто Челлини» (1838), Реквием («Большая месса по умершим», 1837), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» для солистов, хора и оркестра (слова Э. Дешана по Шекспиру, 1839), «Траурно-триумфальная симфония» для духового оркестра (с хором и струнными по желанию, 1840), вокально-симфонический цикл «Летние ночи» (слова Т. Готье, 1841). Однако музыка Гектора Берлиоза оказалась несозвучна вкусам современной ему французской публики. Ее находили странной, «неправильной», нарушающей нормы хорошего вкуса; премьера «Бенвенуто Челлини» в 1838 завершилась оглушительным провалом. Чтобы обеспечить себе средства к жизни, Берлиоз был вынужден заняться журналистикой; с 1834 он писал главным образом для Gazette musicale и Journal des debats.


Запоздалое признание


Вскоре полоса парижских неудач сменилась периодом успехов за границей. В 1842-63 Гектор Берлиоз много гастролировал в Германии, Австрии, Англии, России и других странах как дирижер - исполнитель собственных сочинений. Повсюду его принимали как одного из лидеров «прогрессивного» направления современной музыки. Он завязал дружеские отношения с Листом и Вагнером. В 1847 и 1867-68 Берлиоз совершил две длительные поездки в Россию, во время которых дирижировал своими произведениями в Москве и Петербурге и встречался со многими русскими музыкантами. Выступления Берлиоза произвели огромное впечатление на русскую публику; музыкально-эстетические взгляды В. Стасова и творческие принципы «Могучей кучки» складывались под сильным влиянием его творчества. К этому периоду относятся драматическая легенда «Осуждение Фауста» для солистов, хора и оркестра (по Гете, 1846), Te Deum для солистов, трех хоров, оркестра и органа (1849), оратория «Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троянцы» («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1858, 2-я часть поставлена в 1863, обе части - в 1890), а также основные литературные труды, в том числе знаменитые «Мемуары» (опубликованы посмертно, 1870).


Запоздалое признание пришло к Берлиозу и на родине; в 1856 он стал членом Института Франции. Последние годы жизни композитора не были счастливыми; к тяжелым обстоятельствам личной жизни прибавилось чувство духовного отчуждения от новых тенденций французской и европейской музыки. После оперы «Беатриче и Бенедикт» (по комедии Шекспира «Много шуму из ничего», 1862) Гектор Берлиоз ничего не написал.


Больше чем художник-романтик


Идеалист с богатым и прихотливым воображением, склонный к резким эмоциональным перепадам и спасающийся от разочарований с помощью иронии, Гектор Берлиоз олицетворял собой тип художника-романтика. Как и для других романтических натур, рамки «чистой», абсолютной музыки были для него тесны; поэтому он обращался к помощи театра, литературы, поэзии, религиозной символики. В его творчестве богато представлены смешанные жанры: программная симфония-концерт («Гарольд в Италии»), симфония-оратория с элементами симфонической поэмы («Ромео и Джульетта»), философская оратория-опера («Осуждение Фауста»), театрализованные формы церковной музыки (Requiem, Te Deum). Для стиля Берлиоза особенно характерны мелодии широкого дыхания, часто наделенные ораторским пафосом, иногда слегка «хроматизированные», складывающиеся из фраз неравной длительности и сопровождаемые выразительными, хотя и не слишком смелыми гармониями. Доминирует свободный (не имитационный) контрапункт.


Гектор Берлиоз преобразовал искусство оркестрового письма: первым использовал многие необычные тембры и сочетания тембров, ввел новые штрихи у струнных и т. п. Свой опыт в этой области он обобщил в «Большом трактате о современной инструментовке» (1844), который до сих пор служит незаменимым пособием. Впрочем, в некоторых других важных отношениях композиторская техника Берлиоза - так же, как и техника любимого им Глюка - была ограничена. Развитие его тем нередко сводится к их многократному простому или видоизмененному повторению. Его формам присуща известная рыхлость, проистекающая от изобилия связующих эпизодов, не наполненных тематическим содержанием. Его монументальные концепции часто бывают «вылеплены» из довольно скромного по качеству, почти банального мелодического материала (имея в виду эту особенность музыки Берлиоза, Г. Гейне назвал его «воробьем величиной с орла»).


Как бы то ни было, пользуясь имевшимися в его распоряжении средствами, Гектор Берлиоз сумел создать неповторимый художественный мир, в котором сочетаются простота и монументальность, неудержимый энергетический напор и возвышенная лирика.


(Л. О. Акопян)


vokrugsveta.ru


Биография



Родился 10 декабря 1803 года в маленьком городке Кот-Сент-Андре на юго-востоке Франции в семье врача. В детские годы находился под влияниеми с одной стороны матери, ревностной католички, с другой - отца, любителя философии, литературы и истории. Берлиоз не получил музыкального образования, но умел играть на гитаре, флейте, сочинял романсы и камерные ансамбли. Позже увлекся крестьянской народной песней и литературой. Первые яркие музыкальные впечатления были связаны с церковной музыкой. Отец Берлиоза всячески способствовал музыкальному развитию сына, хотя не считал это занятие достаточно серьезным.


Весной 1821 года Гектор Белиоз отправился в Париж и поступил на медицинский факультет. Изучая медицину (1821 - 1824 гг), находил время и для увлечения музыкой. Огромное впечатление на него произвела постановка оперы "Ифигения в Тавриде" К.В. Глюка.


В 1826-1830 годах Берлиоз обучался в консерватории у Ж.Ф. Лесюэра и А. Рейхи. Большая часть профессоров во главе с директором Л. Керубини распознала в молодом человеке и довольно неприязненно относилась к нему. В 1830 году Берлиозу пресуждена Римская премия за кантату "Сарданапал" (1830, давала композитору право на несколько лет жизни в Италии). К окончанию консерватории он написал "Фантастическую симфонию", которая была впервые исполнена 5 декабря 1830 года и имела успех.


Пребывание в Италии (1831-1832 гг) отразилось на дальнейшем творчестве композитора. По возвращении в Париж Берлиоз занялся композиторской, дирижерской и музыкально-критической деятельностью. 30-40-е годы - период наибольшей творческой активности. Среди сочинений этих лет: симфония "Гарольд в Италии" (1834), опера "Бенвенуто Челлини" (1837), Реквием (1837), драматическая симфония "Ромео и Джульетта" (1839), "Траурно - триумфальная симфония" (1840, написана к торжественной церемонии памяти жертв Июльской революции 1830 года), драматическая легенда "Осуждение Фауста" (1846).


Искусство Берлиоза не находило отклика у публики. Опера "Бенвенуто Челлини", поставленная в 1838 в Париже в театре "Гранд Опера", провалилась. Равнодушие зрителей к концертному исполнению "Осуждения Фауста", организованному композитором в 1846 году на собственные деньги, разорило композитора, и ему пришлось гастролировать в качестве дирижёра.


В 1847 году Берлиоз отправился по совету Бальзака в Россию. Выступления в качестве дирижера в Петербурге и Москве сопровождались овациями, а финансовые результаты поездки превзошли ожидания. «И ты моя спасительница, Россия!» - писал после Берлиоз.


Основные черты стиля Берлиоза сложились уже в "Фантастической симфонии" - первой романтической программной симфонии, ставшей манифестом французского романтизма в музыке.


Берлиоз много нового внёс в голосоведение, гармонию и ритм. Ему принадлежат открытия в области оркестровки: развил принцип тембровой драматургии, применял редко используемые инструменты, своеобразно звучащие регистры, необычные сочетания тембров. Выразительным возможностям оркестра Берлиоз посвятил трактат об инструментовке (1843).


Берлиоз как дирижер обладал большим артистизмом. Его исполнение отличалось тщательной отделкой деталей и подчинению их воплощению целостного художественного замысла. Наряду с Рихардом Вагнером он заложил основы современной школы дирижирования. Дирижерскому искусству посвящен его трактат "Дирижёр оркестра" (1856).


На протяжении всей своей творческой деятельности Берлиоз публиковался как музыкальный критик (1823 - 1864).