Самые популярные джаз рок группы. Современный джаз-рок. Смотреть что такое "Джаз-рок" в других словарях


Первые ансамбли, начавшие исполнять музыку, получившую название «джаз-рок», состояли из молодых исполнителей, выросших в рок-среде, но склонных к джазовой эстетике, к импровизационной инструментальной музыке. Практически это были рок-группы с секцией духовых инструментов.

Данное направление можно отнести к истокам всего стиля fusion

Прежде всего, группы этого направления используют вокал. Основная тема в каждой пьесе поется как песня, а не играется, как в более поздней инструментальной музыке . Правда, после вокальной части нередко играются импровизационные соло и, конечно, искусно прописанные оркестровые проигрыши для духовых. А затем, как это принято в поп-музыке, вокалист завершает пьесу.

Такая схема была типичной для наиболее ярких американских групп, заявивших о себе в 1968 году - " ” и " ”. Духовая секция этих коллективов включала в себя всего три или четыре разных инструмента, как правило - труба, тромбон и саксофон, причем оркестровки для них делались таким образом, что в сочетании с гитарой, бас-гитарой и клавишными они звучали как настоящий биг-бэнд. Вскоре приобретает огромную популярность группа " ”, которую создал трубач Билл Чейз (Bill Chase). Особенность ее звучания была в том, что духовая секция состояла из четырех труб, игравших в высоком регистре. К несчастью, в 1974 году Билл Чейз с тремя своими коллегами погиб в авиакатастрофе и группа распалась.

Обычно все лавры пионеров джаз-рока достаются группам "Chicago” и "Blood, Sweat & Tears”, хотя попытки соединить два таких течения делались и другими музыкантами, параллельно, а иногда и раньше их. Например, еще в 1965 году возникла нью-йоркская группа "The Free Spirits” (это название почему-то позаимствовал Джон Маклафлин при создании своего трио в 1993 году), уже тогда исполнявшая то, что смело можно причислить к джаз-року. В ней начинал свою карьеру ставший впоследствии звездой музыки «фьюжн» гитарист Ларри Кориэл (Larry Coriell).

Белый блюзмен из Чикаго Майкл Блумфилд (Michael Bloomfield) в 1967 году создал группу ”The Electric Flag”, назвав ее «Оркестром Американской музыки». Это был ансамбль, состоявший из блюз-рок группы с добавленной секцией духовых, что придавало белому блюзу дополнительную мощь.

У американских групп такого направления была своя идеология - создать в США нечто, противостоящее волне «Британского вторжения», захлестнувшей Соединенные Штаты.
В 1969 году инструментальную рок-музыку с импровизациями начал исполнять, продюсировать , это вечный нигилист и эпатирующий экспериментатор. При его содействии вышли на высокий уровень известности многие музыканты стиля «фьюжн». Нельзя не вспомнить и рок-группу "The Flock”, в которой играл джазовый скрипач, прославившийся впоследствии своим участием в первом составе "Mahavishnu Orchestra” Джона Маклафлина (John McLoughlin).

В 1970 году джазовый барабанщик создал группу "Dreams”, которая была сперва заметно похожа по манере оркестровок на своих предшественников - "Chicago” и "Blood, Sweat & Tears”. Разница была в том, в "Dreams” приняли участие блестящие джазовые импровизаторы, такие как Майкл Брекер (Michael Brecker) и Рэнди Брекер (Randy Brecker), игравший на первой пластинке в "Blood, Sweat & Tears”, а также гитарист Джон Аберкромби (John Abercrombie) не говоря уже о самом Билли Кабэме. Все эти музыканты прославились вскоре как звезды стиля «фьюжн», участвуя в самых известных ансамблях.

А группу "Dreams” уже нельзя назвать белым «брасс-роком», поскольку она была смешанной в расовом отношении, и, несмотря на внешнюю схожесть с "Chicago”, это был скорее «рок-джаз», то есть джаз, напоминавший рок. (Напоминаю читателю, что в английском языке первое из двух слов является определением второго.) В тот же самый период, то есть сразу после того, как пришла мгновенная слава к пионерам джаз-рока, некоторые известные американские джазмены начали играть по-новому, используя ритмы, заимствованные из ритм-энд-блюза, музыки «соул» и «фанк».
Нельзя не отметить появление на грани 60-х и 70-х годов ряда проектов, направленных не столько на создание принципиально новой музыки, сколько на популяризацию джаза путем исполнения по-новому произведений, взятых из поп-культуры, из классической музыки. Джазовый тромбонист Don Sebesky сделал тогда ряд интересных экспериментальных записей с большими оркестрами.

Критики, еще не разобравшиеся в происходящем, окрестили такую музыку «поп-джазом», несмотря на то, что по своей структуре она была неизмеримо сложнее того, что подходит под термин «поп». Ряд выдающихся джазовых музыкантов игравших в 60-х «соул-джаз» и «хард-боп», в первой половине 70-х под продюссированием Грида Тейлора, сделали ряд записей, которые смело можно отнести к формам джаз-рока. Это, прежде всего - Джордж Бенсон (George Benson), Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), Стенли Таррентайн (Stanley Turrentine), Хьюберт Лоуз (Hubert Laws). Но эта линия раннего джаз-рока не получила своего дальнейшего развития.
Со временем, когда рок-культура была сметена эпохой диско, классики джаз-рока были причислены к истории джаза, их имена стали заноситься в джазовые энциклопедии, справочники и словари. Замена термина "Jazz-rock’ на "Fusion” была во многом связана с приходом в джаз-рок черных музыкантов, не желавших ассоциироваться с белой рок-культурой, и придавших всему этому течению характер музыки "funk”.

В термине «фьюжн» имеется не только музыкальный, а и социальный подтекст, говорящий о том, что «сплав» произошел не только на уровне музыкальных культур, но и между различными этническими группами слушателей и исполнителей.
Особенно ярко это было продемонстрировано Майлзом Дэйвисом, который выступил на концертах в "Fillmor West” перед аудиторией белых хиппи с музыкой авангардного «фанки», в составе с белыми исполнителями.

В Великобритании

В Англии картина зарождения того, что мы условно назовем джаз-роком, была несколько иной, прежде всего потому, что там не было расовых противоречий, не существовало двух параллельных культур - белой и черной. Когда в 1957 году Англию посетили черные блюзмены из США - Биг Билл Брунзи (Big Bill Broonzie) и Мадди Уотерс (Muddy Waters), зародился так называемый «Британский блюз». Его пионерами стали лондонские джазмены Крис Барбер (Cris Barber), Сирил Дэйвис Cirill Davis), Алексис Корнер (Alexis Corner) и другие.

Потрясенные близким контактом с истинным блюзом, эти джазмены стали создавать свой вариант белого блюза.
В лондонских клубах возникает ряд коллективов, наиболее известными из которых стали "Blues Incorporated”, "Graham Bond Organisation” и "Blue Flames”. В этой среде прошли хорошую школу будущие звезды самых разных направлений, - Мик Джэггер (Mick Jagger), Брайен Джонс (Braian Johnes), Дик Хексталь-Смит (Dick Heckstal-Smith), Джон Маклафлин (John McLoughlin), Джек Брюс (Jack Bruce) и много других.


В Великобритании во второй половине 60-х возникло немало разных по эстетике рок-групп, применивших духовые инструменты и элементы импровизации. Традиционно их относят к таким направлениям как «прогрессив-рок» или «арт-рок», но по сути они являются типичными представителями раннего джаз-рока. Это группы "Soft Machine”, "Colosseum”, "If”, "Jethro Tull”, "Emerson, Lake & Palmer”, "Air Force”, "The Third Ear Band” и ряд других.

Британская школа раннего арт-рока, (прогрессив- или джаз-рока) конца 60-х годов характерна заметным влиянием ритм-энд-блюза, с одной стороны, а с другой - наоборот - особой глубиной и содержательностью, присущей многовековой европейской культуре.
Музыка этого вида, созданная в тот короткий период в Англии во многом уникальна и недооценена массовой аудиторией.
Начальный период формирования джаз-рока характерен поисками чего-то нового как со стороны небольшого количества джазменов, так и со стороны явных рок-исполнителей. Тогда возникали довольно необычные сочетания музыкантов. Яркий представитель хард-рока гитарист из "Deep Purple” Томми Болин (Tommy Bolin) ищет контактов с джазменами, записывается на диске "Spectrum” с Билли Кабэмом (Billy Kobham). Рок-гитарист Джеф Бек (Jeff Beck) делает запись с клавишником Яном Хаммером (Ian Hammer), ставшим заметной фигурой в джаз-роке после его участия в "Mahavishnu Orchestra”. Рок-бас-гитарист Джек Брюс (Jack Bruce), известный своим участием в краткой жизни супер-группы "Cream”, играет некоторое время в "Soft Machine”, а затем записывается в проекте американского джазового барабанщика Тони Уильямса (Tony Williams) "Lifetime”. Барабанщик группы "Genesis” Фил Коллинз (Phil Collins) сотрудничает с гитаристом Элом Ди Меолой (Al Di Meola), играет в группе "Brand X”. И таких примеров немало.

Но уже в этот период заметна тенденция постепенного превращения джаз-рока в музыку чисто инструментальную. Вокалиста заменяет виртуоз-импровизатор. Духовая секция становится необязательной. Состав джаз-рок ансамблей формируется по принципу джазовых комбо - ритм группа плюс солисты. Акустические инструменты заменяются электронными. Вместо контрабаса используетя бас-гитара, вместо рояля - клавишные (Wutlitzer piano, Rhodes piano, позднее - синтезаторы). Электро-гитара с «примочками» приходит на место джазовой акустической гитары.

В ранний период джаз-рока преобладает ритмическая концепция, пришедшая из рок-культуры, то есть, основанная на ритм-энд-блюзе, на музыке «соул». Дальнейшая судьба джаз-рока в процессе его постепенного превращения в музыку «фьюжн» связана с переходом на абсолютно другое ощущение ритма, на концепцию стиля «фанк». Джаз-рок становится музыкой импровизаторов, поскольку его судьба переходит в руки выдающихся джазовых деятелей, таких как Майлз Дэйвис (Miles Davis), Чик Кориа (Chick Corea), Джо Завинул (Joe Zavinul), Джон Маклафлин (John McLoughlin), Хэрби Хенкок (Herbie Hancock), Уэйн Шортер (Wayne Shorter).

Алексей Козлов.

История знает немало примеров, когда идеи новаторов не принимались общественностью, иногда даже подвергались гонениям, но в конечном счете эти первопроходцы признавались гениями, а их достижениями пользовался весь мир. Такое случалось и в джазе – музыканты выходили за рамки традиционного стиля и нередко были не непонятыми. Представители новых веяний, например, Майлс Дэвис, Тони Уильямс, или группы Weather Report и Return to Forever, создавали свои лучшие джаз-рок альбомы, не думая о том, что они станут мировыми хитами. Но тем не менее случилось именно так…

Лучшие джаз-рок альбомы

Miles Davis – альбом Bitches Brew

Двойной альбом американского джазового трубача был выпущен в начале 1970 года студией Columbia Records. В этом альбоме нашли отражение эксперименты с использованием электронных инструментов – гитара и синтезатор.

Данный альбом считается прародителем направления джаз-рок. Традиционные джазовые стандарты сменяются тягучей, неожиданно взрывающейся импровизацией. Музыканты репетировали непосредственно перед записью, что заставляло их глубже погружаться в исполняемую музыку. Из указаний они получали лишь размер, основные аккорды и маленький отрезок мелодии, из которой потом вырастала импровизация. К слову, к авторству Дэвиса не относятся композиции «Танец фараона» и баллада «Святилище».

После выхода альбома в свет мнения о нем разделились. Сам факт, что Columbia Records выпустила альбом с названием «Сучье варево», было скандально.

Наполнение не отставало от названия – стилистическое направление, близкое к джаз-фьюжну или джаз-року, эксперименты со звуком и спецэффектами, электронные инструменты – все это позволило не просто расколоть общество на две части – за и против, но и принести альбому бешеную популярность. Альбом быстро стал первым золотым в карьере Дэвиса, а несколько позже завоевал «Грэмми».

Return to Forever – альбом Romantic Warrior

Return to Forever – американская джаз-фьюжн группа 1970-х годов. Вышедший в 1976-мальбом «Романтический воин» при участии стал шестым и самым известным в истории группы. Музыка альбома, стилизованного под средневековье, начиная с обложки, разнообразна. Открывает альбом «Средневековая увертюра», которая полностью акустическая.

«Волшебница» с одной стороны словно подготовлена увертюрой, с другой – противоположна по стилю и среди инструментального состава появляется синтезатор. Композиция «Величественный танец» и вовсе опирается на рок-риффы и искаженный «свинцовый» гитарный звук, который подкрепляется быстрыми пассажами, похожими на клавесинные.

Некоторые критики подтверждали, что пластинка достойна войти в лучшие джаз-рок альбомы в истории, а другие утверждали, что все композиции излишне классические и помпезные, а сам альбом – чуть ли не худший в истории.

Herbie Hancock – альбом Head Hunters

Head Hunters – 12-й студийный альбом , который вышел в свет в 1973 году на все той же Columbia Records. Альбом добавлен в «Национальный регистрационный реестр» Библиотеки Конгресса.

Однозначно отнести альбом «Охотники за головами» к джаз-року довольно трудно. Эта пластинка – скорее яркий показатель, как могут чрезвычайно удачно сочетаться ритмы RNB, подчеркнутые в том числе ударными афроамериканскими инструментами, с расслабленными ритмами фанка.

Эклектичный звук альбома не просто продолжил «прокладывать» путь к полностью электронной музыке, но и существенно повлиял на другие музыкальные жанры, став еще одним победителем в битве за звание лучшие джаз-рок альбомы всех времен.

Weather Report – альбом Heavy Weather

И снова калифорнийский альбом, выпущенный Columbia Records в 1977 году, на этот раз от группы Weather Report.

Мы снова имеем дело с одним из лучших альбомов в истории джаза, который был выпущен, когда явление джаз-рока «стало выходить из-под контроля», как прокомментировал критик Ричард Джинелл.

Одна из самых ярких композиций альбома – Birdland. Это совершенно удивительно, поскольку она полностью инструментальная. Моментально став джазовым стандартом и немало поспособствовав популярности альбома, Birdland, олицетворяет собой вершину творчества группы.

Любопытно, что, хотя сама композиция не получила «Грэмми», впоследствии песня не просто вошла в репертуар многих известных исполнителей, но и версии ее трижды были награждены «Грэмми».

Tony Williams – альбом Believe It

Джаз-рок альбом «Поверь в это» (1975) Тони Уильямса и его группы The Tony Williams Lifetime снова записана на Columbia Records. Это первый альбом группы. Первый, не самый известный, но необычайно интересный при этом.

Стоит отметить – первый лишь в новом этапе Уильямса, первый – для нового состава группы. До этого момента, к 1974 году, успело уже выйти целых четыре альбома от постоянно распадающегося трио Уильямса.

Джон Свенсон пишет, что альбом Believe it – словно «безумная фьюжн-дегустация». Чуть ли не сенсацией стал новый британский гитарист Allan Holdsworth, запоминающийся как выразительным музыкальным языком – мягким, гармоничным и весьма лиричным, так и мастерским владением инструментом. Впрочем, сплаву джаза и рока мы обязаны и они Уильямсу тоже с его концепцией ритмической свободы и невероятной изобретательностью.

Альбомы фьюжн, даже сделанные одним исполнителем, часто включают в себя разнообразие этих стилей.

Истоки фьюжна

Джазовые музыканты следовали достижениям поп-музыки и тоже начали использовать улучшенный монтаж на современных студиях звукозаписи, многодорожечную запись и электронные эффекты к дополнению к композициям или импровизациям. Например, альбомы трубача Майлза Дэвиса In a Silent Way (1969) и Bitches Brew (1970) включают длинные (более 20 минут) композиции, которые никогда не записывались непосредственно музыкантами в студии, а музыкальный темы различной длины отбирались из записанных импровизаций и монтировались в единое целое. Это считается краеугольным камнем записей этого жанра.

Многие рок-музыканты стали независимо приближаться к джазовым формам в середине 1960-х. The Byrds в декабре 1965 года записали первую версию «Eight Miles High», инновационного сингла, подражающего стилю классического квартета Джона Колтрейна . В 1966 году Пол Баттерфилд (Paul Butterfield ) и Майк Блумфилд (Mike Bloomfield ) записали длинную импровизационную пьесу «East-West».

Другие рок-музыканты также исполняли и записывали рок-песни, включающие расширенные импровизации, длинные, состоящие из нескольких частей композиции. Например, Джимми Хендрикс , The Allman Brothers Band в США и King Crimson , Soft Machine , Yes (которые исполнили «I See You» The Byrds в фьюжн-стиле) и Фрэнк Заппа выпустил свой первый джаз-рок альбом, Hot Rats, в 1969 году . Он продолжал иногда записывать фьюжн-музыку в течение своей карьеры (например, Waka/Jawaka и The Grand Wazoo), став значимым представителем жанра.

Некоторые известные джаз-рок группы также имели значительный успех в конце 1960-х и начале 1970-х, включая американские Blood, Sweat & Tears, Chicago , Steely Dan , Dreams, и британские Colosseum и If.

Расцвет жанра: 1970-е гг.

Некоторые группы (Blood, Sweat and Tears, Chicago и другие) взяли за основу звучание биг-бендов, ритм-энд-блюз и различные направления рок-музыки. Другие группы, опираясь на фри-джаз стали больше экспериментировать с электрическим звучанием инструментов, различными направлениями музыки, усложнять мелодию, ритм. Джаз-фьюжн постепенно становился настолько близок к прог-року, что часто одни и те же группы причисляют сразу к обоим направлениям. Группы фьюжна уделяли много внимания импровизации, оттачивали исполнительскую технику, доводя её до виртуозности. Самыми значительными командами, принятыми не только джаз-, но и рок-аудиторией, считаются группы Mahavishnu Orchestra , Weather Report , Return To Forever, Brand X.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Джаз-рок" в других словарях:

    - (англ. jazz rock), направление в популярной музыке с конца 1960 х гг., пограничное между джазом и рок музыкой. От первого воспринят дух импровизационности и состязательности, от второго электромузыкальный инструментарий и ритмические особенности … Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    Джаз-рок - (английское jazz rock), направление в популярной музыке с конца 1960 х гг., пограничное между джазом и рок музыкой. От первого воспринят дух импровизационности и состязательности, от второго электро музыкальный инструментарий и ритмические… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (англ. Jazz rock) стилевое направление, возникшее на основе синтеза джаза и рок музыки. Вершины своего развития джаз рок достиг к концу 1960 х гг … Большой Энциклопедический словарь

    Джаз рок, джаз рока … Орфографический словарь-справочник

    джаз-рок - джаз ро/к, джаз ро/ка … Слитно. Раздельно. Через дефис.

    джаз-рок - джаз р ок, а … Русский орфографический словарь

    джаз-рок - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

    джаз-рок - джаз/ рок/ … Морфемно-орфографический словарь

    джаз-рок - (2 м), Р. джаз ро/ка … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Краткий энциклопедический словарь джаз, рок и поп-музыки. Термины и понятия , Королев О.. В словаре даны основные термины и понятия, используемые в музыкальной теории и исполнительской практике джаза, рок и поп-музыки. В него вошло около 600 статей по разным вопросам теории и…

Miles Davis “In A Silent Way” (1969)

О корнях и происхождении джаз-рока (фьюжна) знатоки еще могут поспорить. Однако момент, когда джаз-рок стал знаменитым, обсуждению не подлежит. Музыкальный гений Майл Дейвис первым стал монтировать сложные инструментальные треки из различных сессий. И, что самое важное, побудил своих коллег исследовать новый путь в музыке. Этот и следующий альбомы Дейвиса – “Bitches Brew”, относятся к абсолютной классике жанра.

Mahavishnu Orchestra “The Inner Mounting Flame” (1971)

Гитарист Джон Маклафлин, принимавший участие в записи двух вышеназванных альбомов Майлза Дейвиса, собрал группу выдающихся инструменталистов – барабанщика Билли Кобэма и скрипача Жан-Люк Понти. Альбом The Inner Mounting Flame преподаст урок мастерского исполнения для многих рок-звезд от Deep Purple до Metallica и Dream Theater. Послушайте, что вытворяет с гитарой Маклафлин.

Herbie Hancock “Mwandishi” (1971)

На знаменитого клавишника и композитора Херби Хэнкока также очень повлияла совместная работа с Майлзом Девисом. К началу 70-х музыкант покинул лейбл Blue Note и начал коллекционировать новые электронные инструменты. Mwandishi означало имя самого Хэнкока на языке суахили, и ему принадлежит первенство по интеграции синтезаторов в джазовое полотно. Тем, кому звучание “Mwandishi” покажется слишком авангардным и импровизационным, следует обратить на фанковый проект Хэнкока “Head Hunters” (1973), получивший широкий отклик публики.

Return to Forever: Hymn of the Seventh Galaxy (1973)

Еще один пианист – Чик Кориа, после сотрудничества с Майлзом в 70-х сменил фокус интереса от авангарда к джаз-року. На альбоме проекта Return To Forever вместе с Кориа играет гитарист Билл Конорс, Стэнли Кларк на басу и Ленни Уайт на барабанах. Hymn of the Seventh Galaxy – это уже скорее не джаз-рок, а рок-джаз. Виртуозы-исполнители создают настоящий хард-роковый замес. Доселе неслыханный сплав электро, джаза, фанка и хард-рока, т.е. настоящий фьюжн (fusion — сплав).