Смерть Базарова: один из важнейших эпизодов романа "Отцы и дети. Анализ сцены смерти базарова сочинение О чем думает базаров перед смертью

Базаров перед лицом смерти - один из самых ярких образов, созданных Иваном Сергеевичем Тургеневым в его знаменитом произведении "Отцы и дети". Это произведение стало знаковым для поколения, выросшего в 60-е годы XIX столетия. Многие воспринимали этого героя как идеал, образец для подражания.

Роман Тургенева

Базаров перед лицом смерти предстает в самом конце этого романа. Его действия разворачиваются в 1859 году, в канун крестьянской реформы, навсегда отменившей крепостное право в России. Главные герои - Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Это молодые люди, которые приезжают погостить в поместье Марьино к отцу и дяде Аркадия. У Базарова складываются непростые и напряженные взаимоотношения со старшими Кирсановыми, в результате чего он вынужден от них съехать. Аркадий, увлеченный товарищем, отправляется за ним следом. В губернском городе они оказываются в компании прогрессивной молодежи.

Позже на званом вечере у губернатора они встречают Одинцову - пожалуй, главного женского персонажа романа. Базаров и Кирсанов едут в ее имение под названием Никольское. Оба они увлечены этой женщиной. Базаров даже признается ей в любви, но этим только пугает Одинцову. Евгений вновь вынужден уехать. На этот раз снова вместе с Аркадием он отправляется к своим родителям. Они чересчур любят своего сына. Базарову это вскоре откровенно надоедает, поэтому он возвращается в Марьино. Там у него появляется новое увлечение - девушку зовут Фенечка. Они целуются, и оказывается, что Фенечка - мать внебрачного сына отца Аркадия. Все это приводит к дуэли Базарова и Павла Петровича Кирсанова, дяди Аркадия.

Между тем сам Аркадий в одиночку отправляется в Никольское и остается у Одинцовой. Правда, он увлекается не хозяйкой поместья, а ее сестрой - Катей. Базаров тоже приезжает в Никольское. Он объясняется с Одинцовой, извиняется за свои чувства.

Судьбы героев

Роман заканчивается тем, что Базаров, распрощавшись с другом, уезжает к своим родителям. Отцу он помогает в нелегком деле - лечении заболевших тифом. Во время операции он случайно порезался при вскрытии очередного умершего и заразился смертельной инфекцией.

Перед смертью он просит Одинцову повидаться с ним в последний раз. Судьба остальных персонажей складывается следующим образом: прогрессивный Павел Петрович уезжает за границу, Николай Петрович женится на Фенечке, а Аркадий Кирсанов - на ее сестре, Одинцовой Кате.

Проблемы романа

В романе Тургенева "Отцы и дети" оказывается в результате Базаров перед лицом любви и смерти. Решение автора завершить свое произведение смертью главного героя многое говорит о замысле, который был у создателя. У Тургенева Базаров в финале погибает. Поэтому так важно разобраться, почему именно так обошелся с ним автор, почему описание этой гибели так важно для понимания смысла всего произведения. Ответить на эти вопросы помогает подробное изучение эпизода, посвященного смерти центрального персонажа. Как оказывается Базаров перед лицом смерти? Краткое содержание развязки романа вы можете найти в этой статье.

Образ Евгений Базарова

Описывая главного героя своего произведения, автор отмечает, что Базаров был сыном лекаря. Когда он вырос, то решил продолжить дело своего отца. Автор сам характеризует его как умного и циничного человека. При этом где-то внутри, в глубине души он остается внимательным, чутким и добрым.

У Базарова специфическая жизненная позиция, которая в последующие годы получила большое количество приверженцев и сторонников. Евгений отрицает любые моральные ценности современного ему общества, а также нравственность и любые идеалы. Более того, он не признает никакого искусства, не воспринимает любовь, которую воспевают многие поэты, так как считает ее чистой физиологией. При этом он не признает в жизни никаких авторитетов, считая, что каждый человек должен ориентироваться только на себя, ни за кем не следуя.

Нигилизм

Базаров - сторонник нигилизма, но при этом он отличается от других молодых людей, придерживающихся подобной философии, например от Кукшина или Ситникова. Для них отрицание всего вокруг - не более чем маска, которая помогает скрыть собственную несостоятельность и черствую глубинную пошлость.

Базаров на них совсем непохож. Он нисколько не кривит душой, с присущей ему пылкостью отстаивая свои взгляды. Он считает, что главное, ради чего должен жить человек, - это труд, который приносит пользу всему обществу. При этом Евгений снисходительно относится к большинству окружающих, даже презирает многих из них, ставит ниже себя.

Встреча с Одинцовой

Эта жизненная философия Базарова, в незыблемости которой он был уверен, коренным образом изменилась после встречи с Одинцовой. Базаров впервые по-настоящему влюбляется, а после этого понимает, насколько его убеждения расходятся с жизненными истинами.

Крах идеалов

Главный персонаж романа Тургенева ощущает, что любовь - это не только физиология, но и настоящее, сильное чувство. Наступает прозрение, которое многое меняет в мировосприятии героя. Рушатся все его убеждения, а вслед за ними и вся его жизнь теряет смысл. Тургенев мог бы написать о том, как этот человек со временем отказывается от своих идеалов, превращаясь в среднестатистического человека. Вместо этого он ставит Базарова перед лицом смерти.

Стоит признать, что гибель героя происходит глупо и во многом случайно. Она становится следствием небольшого пореза, который был получен при вскрытии тела человека, умершего от тифа. Но при этом смерть совсем не была внезапной. Зная, что болен, Базаров сумел оценить сделанное и осознать размеры того, что уже никогда не осуществит. Примечательно, как ведет себя Базаров перед лицом смерти. Он не выглядит испуганным или растерянным. Вместо этого Евгений силен, на удивление спокоен и стоек, практически невозмутим. Читатель начинает в эти моменты испытывать к нему не жалость, а искреннее уважение.

Смерть Базарова

При этом автор не дает нам забыть, что Базаров - это все-таки обычный человек, которому свойственны разные слабости. Никто не воспринимает свою гибель безразлично, поэтому и Евгений откровенно переживает. Он постоянно думает о том, что мог бы еще совершить, о той силе, которая в нем есть, но так и осталась нерастраченной.

При этом до последнего ироничным и циничным остается Базаров перед лицом смерти. Цитата "Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!" это только подтверждает. Здесь за иронией героя мы можем рассмотреть горькое сожаление об уходящих минутах. В последние минуты жизни он жаждет встречи с любимой женщиной, с которой не смог быть вместе. Базаров перед лицом смерти просит, чтобы Одинцова приехала к нему. Та выполняет это желание.

На смертном одре главный герой смягчается к своим родителям, понимая, что в действительности они всегда занимали важное место в его жизни, сформировали его сущность и мировоззрение. Так, как выглядит Базаров перед лицом смерти, хотел бы, наверное, выглядеть каждый. Он спокойно анализирует все сделанное за свою короткую, но плодотворную жизнь, которую посвятил науке, желая принести пользу своей стране. Смерть для главного героя оказывается не только прекращением физического существования, но и знаком того, что он в действительности не нужен России. Все его мечты что-то изменить оканчиваются фактически ничем. Физической гибели главного героя предшествует гибель его взглядов. Вместе с Базаровым умирает и его гений, а также мощный характер и искренние убеждения.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что совершенно противоречит его убеждениям нигилиста. В Базарове Тургеневу мечталась фигура сумрачная.

Симпатии автора к герою проявились даже в сцене смерти. Именно ею Тургенев хотел показать сущность Базарова, его настоящий характер. Проявления чувства любви к Одинцовой не лишает молодого человека главного в его характере: его самоотверженности, смелости, он не трусит, думая о скорой кончине. Базаров умирает, не беспокоясь о смерти, как таковой. Не беспокоясь о людях, которые останутся жить, не беспокоясь о пользе своих дел для них. Какова же роль эпизода смерти? Его роль – показать нестандартность личности Базарова и несостоятельность его нигилизма перед вечным движением жизни и величественным спокойствием смерти.

Главная тема эпизода – бренность бытия, тема любви, тема мужества пред лицом смерти. Тема сыновней любви уважения к родителям тоже присутствует здесь. Тема верности себе, своим принципам, герой сломлен, но не побежден.

Перед смертью Базаров размышляет о том, что такое смерть: «Старая штука смерть, а каждому внове». Здесь проявляется несостоятельность отрицания всего главным героем: сколько ни отрицай смерть, она все равно, сама тебя отрицает. Размышляя о любви, он понимает её несбыточность перед лицом смерти, и романтично прощается с анной Сергеевной.

Особое значение имеет его соборование после смерти. Даже мертвый он остается верен своим взглядам на религию, и не приемлет ее.

Сцена прощания с Одинцовой Анной Сергеевной построена автором по методу контраста – живая женщина – умирающий мужчина, и это подчеркивают эпитеты, используемые Тургеневым. Анна Сергеевна – славная, красивая, великодушная, молодая, свежая, чистая. Базаров – «червяк полураздавленный».

Отрывок производит трагическое впечатление – гибнет молодой влюбленный человек в самом расцвете жизненных сил. И смерть эта неизбежна и от человека независящая. Мастерство автора позволило нам, читателям, как бы присутствовать в комнате, где Базаров навсегда прощался с жизнью. И в этом проявление таланта и писательского мастерства Тургенева. Очень грустно и невыносимо тяжело читать эти строки.

    • Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
    • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
    • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
    • Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным […]
    • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
    • Базаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
    • В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос... обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище... на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
    • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма […]
    • Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я […]
    • По поводу идейного содержания романа «Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Павел Петрович Кирсанов […]
    • Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами - явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению. Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти […]
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “- Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. - Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
    • Чем является на самом деле конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Вечным спором поколений? Противостоянием сторонников разных политических взглядов? Катастрофическим разногласием между прогрессом и стабильностью, граничащей с застоем? Отнесем споры, переросшие впоследствии в дуэль, к одной из категорий, и сюжет станет плоским, потеряет остроту. В то же время произведение Тургенева, в котором проблема была поднята впервые в истории отечественной литературы, актуально до сих пор. И сегодня требуют перемен и […]
    • Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
    • Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]
    • Роман «Отцы и дети» был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределённость будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на «остросоциального», свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей. Разумеется, этот аспект необходимо […]
  • В 60-ых годах XIX века Россию охватывает новое течение «нигилистов» и И.С. Тургенев с интересом изучает его основы, его направления. Он создает прекрасный роман «Отцы и дети», главный герой которого является ярым представителем нигилистов.

    Перед читателями появляется . На протяжении всего романа автор пытается раскрыть черты его характера, манеру поведения, повадки и жизненные принципы.

    Евгений был трудолюбивым человеком, который изучал естественные науки, посвящал все свое время исследованиям. Герой придерживается мнения о том, что обществу нужны только полезные науки, такие как физика, математика или химия. Они могут принести намного больше пользы, чем обычная поэзия и стихотворения.

    Базаров слеп по отношению к окружающим красотам природы, он не воспринимает искусства, не верит в религию. По принципам нигилистов, он пытается разрушить все, что оставили и передали предки. По его мнению, нужно очистить место для того, чтобы создавать что-то новое. Но, созидание – это уже не его забота.

    Главный герой необычайно умен и остроумен. Он независим и самостоятелен. Однако, такая жизненная позиция достаточно опасная, ведь она в корень противоречит нормальным законам человеческого существования.

    Глубокие изменения происходят в душе героя после того, как он влюбляется в Анну Одинцову. Теперь Евгений понимает, что такое чувства, что такое романтика. И самое главное, появившиеся эмоции абсолютно не подвластны разуму, ними трудно управлять. Все, чем жил Евгений ранее, разрушено. Все жизненные теории нигилистов развеяны. Базаров не знает, как ему жить дальше.

    Чтобы навести порядок в мыслях, герой уезжает в родительский дом. И там с ним случается несчастье. При вскрытии тифозно больного, Евгений заражается вирусом. Теперь, он умрет! Но, желание жить в нем разгоралось все сильнее и сильнее. Он понимал, что ни химия, ни медицина не спасут его от смерти. И в такую минуту, Базаров задумывается над существованием настоящего Бога, который мог бы чудом исправить всю ситуацию.

    Он просит родителей помолиться за него. Именно теперь, перед самой смертью, Евгений понимает ценность жизни. Он по-другому смотрит на своих родителей, которые безумно любили сына. Он переосмысляет свою любовь к Анне. Он зовет Одинцову к себе, на прощание и женщина выполняет просьбу Евгения. Именно в минуты общения с любимой, Базаров раскрывает истинную сущность своей души. Только вот теперь он понимает, что совершенно бессмысленно прожил свою жизнь, что не оставил после себя ничего.

    Тургеневский герой был наделен и умом, и силой, и трудолюбием. Он был хорошим человеком, который попал под влияние нигилизма. И что произошло в конечном итоге? Именно нигилизм убил все человеческие порывы в его душе, разрушил все светлые мечты, к которым может стремиться человек.

    Мы выбрали роман Тургенева "Отцы и дети", а в нем сцену смерти Базарова.

    Для того, чтобы выполнить эту работу необходимо определить, что такое эпизод. Согласно толковому словарю русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, эпизод - "часть литературного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью". Сцена смерти Базарова полностью отвечает этому критерию. Сошлемся также на соответствующую статью литературного энциклопедического словаря, который трактует термин "эпизод" как "относительно самостоятельную единицу действия" произведения, "фиксирующую происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени".
    Поскольку указанная статья делит действия в художественном произведении на "внешние" и "внутренние", то предлагаемый эпизод можно рассматривать как самостоятельную единицу внутреннего действия, когда "переменам подвержены более умонастроение героя", чем его поведение. В выбранном эпизоде получает развитие и завершение последний этап сюжетной линии, связанной с главным героем - болезнь и смерть Базарова. Временные рамки выбранного эпизода - три дня (последняя стадия болезни Базарова), место действия - комната Базарова в доме его отца. Таким образом, выбранный нами отрывок о смерти Базарова вполне подходит для работы по анализу эпизода.

    Начинается этот эпизод со слов: "Доктор, тот самый уездный лекарь, у которого не нашлось адского камня, приехал и, осмотрев больного, посоветовал держаться методы выжидающей и тут же сказал несколько слов о возможности выздоровления", а заканчивается словами: "И довольно! - промолвил он и опустился на подушку. - Теперь... темнота...". Мы определили границы эпизода именно так, потому что ограниченный этими фразами текст полностью посвящен угасанию Базарова: от момента, когда им стало завладевать беспамятство до последнего слова, сказаного в сознании.

    Мы выбрали несколько фраз, отражающих, на наш взгляд, глубокие переживания героя, его душевное состояние.

    Базаров "внезапно схватил за ножку тяжелый стол, стоявший возле дивана, потряс его и сдвинул с места." Базаров осознает свое бессилие перед смертью, негодует, что в расцвете жизни и полный физической силы, он вынужден смириться перед неизбежностью и признать более могущественную силу, "отрицающую" его самого, - смерть.

    "Не хочу бредить, - шептал он, сжимая кулаки, - что за вздор!" Базаров все еще борется, пытается сопротивляться болезни.

    "Он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку....." Базаров не случайно проявляет несвойственную ему нежность к матери: внутренне он уже осознал неизбежность смерти и перед лицом вечного расставания не хочет скрывать своих истинных чувств к матери - любви, уважения.

    Когда отец предлагает ему причаститься, "...по лицу его сына, хотя он и продолжал лежать с закрытыми глазами, проползло что-то странное ". Это "странное", как видно из следуюших фраз, согласие на причастие. Он, отрицавший религию, настолько изменился внутренне, что готов принять религиозный обряд.

    "Прощайте, - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском."

    Последняя вспышка сознания обнажила силу его любви.

    Таким образом, мы видим, какие глубокие душевные переживания и изменения происходят с героем в последние мгновения его жизни.

    В эпизоде центральной фигурой является сам главный герой, Евгений Базаров, и, хотя там присутствуют и другие действующие лица романа (родители Базарова, Одинцова), они являются лишь фоном для полного раскрытия характера Базарова. В выбранном эпизоде главный герой раскрывается с новой, неожиданной стороны. В ней он предстает фигурой трагической, о чем писал сам Тургенев: "Смерть Базарова (…) должна была, по-моему, наложить последнюю черту на его трагическую фигуру".

    Для того, чтобы понять смысл этой сцены, важно помнить, что собой представляет образ Базарова в романе. Это сильная, деятельная, целеустремленная натура, и на первый взгляд натура цельная. Смысл своей жизни он видит в разрушении старых устоев общества, в служении новому обществу. Он отрицает все основные устои прежнего общества, как социальные, так и нравственно-философские, полагая именно отрицание своей основной задачей, считая, что в нем достаточно сил для ее осуществления. Но в эпизоде смерти герой осознает, что оказывается бессильным, отрицание - невозможным и бессмысленным: "Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!" Он считал, что он - хозяин собственной жизни и судьбы, что он может строить грандиозные планы и стремиться к их осуществлению. Но вот он оказывается в ситуации, которая разом перечеркнула все его уверенность простым и неоспоримым фактом: он заболел и неизбежно умрет. "И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет...." Мало того, что планам его не суждено осуществиться, главный принцип жизни - бессмыслица, так еще он понимает, насколько он одинок и, пожалуй, не нужен новому обществу, для которого он и хотел работать. "Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь...". Обнажается ощущаемый им внутренний раскол: где-то в глубине души у Базарова таится сомнение в полезности и целесообразности своей деятельности на благо общества. И сразу же на память приходят откровения Базарова, которыми он делится с Аркадием: "Я возненавидел этого последнего мужика. Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет (…)". Именно к этой внутренней трагедии своего героя, раскрываемой в его предсмертных прозрениях, и подводил читателя Тургенев на протяжении всего романа. Страдания нигилиста и разрушителя обнажены в сцене его смерти. Не случайно эту черту характера Базарова заметил Ф.М. Достоевский, назвав героя Тургенева "тоскующий Базаров".

    Согласно литературной энциклопедии, кульминация - "момент наивысшего напряжения действия в произведении, когда особенно ярко выявляются сюжетный конфликт, цели героев, их внутренние качества. В произведении крупной формы, где переплетаются несколько сюжетных линий возможны две и более кульминации". Безусловно, в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" можно выделить несколько кульминаций. Одна из них - сцена дуэли (сюжетная линия отношений Базарова с Павлом Петровичем). Другая - сцена объяснения Базарова с Одинцовой (сюжетная линия любви Базарова к Одинцовой).

    Однако, на наш взгляд, в романе все эти события, одно за другим, служат еще одной цели -все более ярко и разносторонне раскрыть характер главного героя Базарова. И мы считаем, что именно эпизод смерти главного героя полностью раскрывает его противоречивую натуру, являясь таким образом, кульминацией развития образа главного героя.

    Работа выполнена учениками 10-1 класса Михаилом Игнатьевым и Игорем Хмелевым.


    У идей нигилизма нет будущего;

    Пусть позднее, но прозрение героя, пробуждение: человеческая натура одерживает верх над ошибочной идеей;

    Базаров стремится не показать своих страданий, утешить родителей, помешать им искать утешения в религии.

    Упоминание о Ситникове и Кукшиной – подтверждение абсурдности идей нигилизма и его обреченности;

    Жизнь Николая Петровича и Аркадия – идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров (вариант дворянского пути в будущей России);

    Судьба Павла Петровича итог жизни, загубленной пустыми любовными хлопотами (без семьи, без любви, вдали от Родины);

    Судьба Одинцовой – вариант состоявшейся жизни: героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России;

    Описание могилы Базарова – декларация вечности природы и жизни временности пустых социальных теорий, претендующих на вечность, тщетности человеческого стремления познать и изменить мир, величии природы по сравнению с суетностью человеческой жизни.

    Евгений Васильевич Базаров – главный герой романа. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Сначала Базаров гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова, затем вместе с ним едет в губернский город, где знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, живет некоторое время в ее усадьбе, но после неудачного объяснения в любви вынужден уехать и, наконец, попадает в родительский дом, куда направлялся с самого начала. В усадьбе родителей живет недолго, тоска гонит его прочь и заставляет еще раз повторить тот же самый маршрут. В конце концов выясняется, что места ему нет нигде. Базаров опять возвращается домой и вскоре умирает.

    Основой поступков и поведения героя является его приверженность идеям нигилизма . Базаров называет себя «нигилистом» (от латинского nihil, ничего), т. е. человеком, который «ничего не признает, ничего не уважает, ко всему относится с критической точки зрения, не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Он категорично отрицает ценности старого мира: его эстетику, общественный уклад, законы жизни аристократии; любовь, поэзию, музыку, красоту природы, семейные связи, такие нравственные категории, как долг, право, обязанность. Базаров выступает беспощадным противником традиционного гуманизма: в глазах «нигилиста» гуманистическая культура оказывается прибежищем для слабых и робких, создавая красивые иллюзии, способные служить их оправданием. Гуманистическим идеалам «нигилист» противопоставляет истины естествознания, утверждающие жестокую логику жизни-борьбы.

    Базаров показан вне среды единомышленников, вне сферы практического дела. Тургенев говорит о готовности Базарова действовать в духе своих демократических убеждений – то есть разрушать, чтобы расчистить место для тех, кто будет строить. Но автор не дает ему возможности действовать, потому что, с его точки зрения, Россия в таких действиях пока не нуждается.

    Базаров воюет против старых религиозных, эстетических и патриархальных, представлений, беспощадно высмеивает романтическое обожествление природы, искусства и любви. Положительные ценности он утверждает лишь а отношении естественных наук, исходя из убеждения, что человек – «работник» в мастерской природы. Человек представляется Базарову как некий телесный организм и больше ничего. По мнению Базарова, в нравственных недостатках отдельных людей виновато общество. При правильном устройстве общества все нравственные болезни исчезнут. Искусство для героя – извращение, чепуха.

    Испытание Базарова любовью к Одинцовой. «Романтической чепухой» считает Базаров и духовную утонченность любовного чувства. Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. вводится в роман не как вставной эпизод. Он является предупреждением заносчивому Базарову

    В любовной коллизии убеждения Базарова проходят испытание на прочность, и выясняется, что они несовершенны, не могут быть приняты как абсолютные. Теперь душа Базарова раскалывается на две половины – с одной стороны, мы видим отрицание духовных основ любви, с другой стороны – способность страстно и одухотворенно любить. На смену цинизму приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Рационалист, отрицающий силу подлинной любви, Базаров охвачен страстью к женщине, чуждой ему и по общественному положению, и по характеру, охвачен настолько, что неудача повергает его в состояние подавленности и тоски. Отвергнутый, он одержал нравственную победу над эгоистичной женщиной из дворянского круга. Когда он видит полную безнадежность своей любви, ничто не вызывает у него любовных жалоб и просьб. Он мучительно ощущает потерю, уезжает к родителям в надежде исцелиться от любви, но перед смертью прощается с Одинцовой как с красотой самой жизни, называя любовь «формой» человеческого бытия.

    Нигилист Базаров способен к любви истинно большой и самоотверженной, поражает нас глубиной и серьезностью, страстной напряженностью, цельностью и силой сердечного чувства. В любовном конфликте он выглядит крупной, сильной личностью, способной на настоящее чувство к женщине.

    Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович Кирсанов – аристократ, англоман, либерал. По существу, такой же доктринер, как и Базаров. Первая же трудность – неразделенная любовь – сделала Павла Петровича ни на что не способным. Блестящая карьера и светские успехи прерваны трагической любовью, и дальше герой находит выход в отказе от надежд на счастье и в исполнении нравственного и гражданского долга, Павел Петрович переезжает в деревню, где пытается помочь брату в его хозяйственных преобразованиях и выступает в поддержку либеральных правительственных реформ. Аристократизм, по мнению героя – это не сословная привилегия, а высокая социальная миссия определенного круга людей, долг перед обществом. Аристократ должен быть естественным сторонником свободы и гуманности.

    Павел Петрович предстает в романе человеком убежденным и честным. но явно ограниченным. Тургенев показывает, что его идеалы безнадежно далеки от реальности, а его жизненная позиция даже ему самому не обеспечивает душевного равновесия. В сознании читателя герой остается одиноким и несчастным, человеком несбывшихся стремлений и несостоявшейся судьбы. Это в известной мере сближает его с Базаровым. Базаров – порождение пороков старшего поколения, его философия – это отрицание жизненных установок «отцов». Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить абсолютно ничего, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании.

    Дуэль Базарова и Павла Петровича. За оскорбление, нанесенное Фенечке, Павел Петрович вызвал Базарова на дуэль. Это и конфликтный узел произведения. Дуэль завершала и исчерпывала его социальную коллизию, ибо после поединка Базаров навсегда расстанется и с братьями Кирсановыми, и с Аркадием. Она же, ставя Павла Петровича и Базарова в ситуацию жизни и смерти, тем самым выявляла не отдельные и внешние, а сущностные качества того и другого. Истинная причина дуэли – Фенечка, в чертах которой Кирсанов-старший находил сходство с его роковой возлюбленной княгиней Р. и которую он также тайно любил. Неслучайно оба антагониста испытывают чувство к этой молодой женщине. Не в силах вырвать из сердца любовь настоящую, они пытаются найти некий суррогат этого чувства. Оба героя – люди обреченные. Базарову суждено умереть физически. Павел Петрович, уладив брак Николая Петровича с Фенечкой, тоже чувствует себя мертвецом. Моральная смерть Павла Петровича – это уход старого, обреченность отжившего.

    Аркадий Кирсанов . В Аркадии Кирсанове наиболее открыто проявляются неизменные и вечные признаки юности и молодости со всеми достоинствами и недостатками этого возраста. «Нигилизм» Аркадия –это живая игра молодых сил, юное чувство полной свободы и независимости, легкость отношения к традициям, авторитетам. Кирсановы в равной мере далеки как от дворянской аристократии, так и от разночинцев. Тургенева эти герои интересуют не с политической, а с общечеловеческой точки зрения. Бесхитростные души Николая Петровича и Аркадия сохраняют простоту и житейскую непритязательность в эпоху социальных бурь и катастроф.

    Псевдонигилисты Кукшина и Ситников. Базаров в романе одинок, у него нет истинных последователей. Нельзя считать продолжателями дела героя его мнимых соратников: Аркадия, который после женитьбы начисто забывает о юношеском увлечении модным вольнодумием; или Ситникова с Кукшиной – гротескные образы, начисто лишенные обаяния и убежденности «учителя».

    Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица, псевдонигилистка, развязна, вульгарна, откровенно глупа. Ситников – псевдонигилист, рекомендующийся всем как «ученик» Базарова. Пытается демонстрировать такую же, как у Базарова, свободу и резкость суждений и поступков. Но сходство с «учителем» оказывается пародийным. Рядом с подлинно новым человеком своего времени Тургенев поставил его карикатурного «двойника»: «нигилизм» Ситникова понят как форма преодоления комплексов (он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, в то же время он тяготится своей человеческой незначительностью).

    Мировоззренческий кризис Базарова. Отрицая искусство и поэзию, пренебрегая духовной жизнью человека, Базаров впадает в односторонность, сам того не замечая. Бросая вызов «барчукам проклятым», герой заходит слишком далеко. Отрицание «вашего» искусства перерастает у него в отрицание искусства вообще; отрицание «вашей» любви – в утверждение, что любовь – «чувство напускное», объяснимое лишь физиологией полов; отрицание сентиментальной дворянской любви к народу – в презрение к мужику. Таким образом, нигилист порывает с вечными, непреходящими ценностями культуры, ставя себя в трагическую ситуацию. Неудача в любви повлекла за собой кризис его мировоззрения. Перед Базаровым возникли две загадки: тайна его собственной души и загадка мира его окружающего. Мир, казавшийся Базарову простым и понятным, становится полон тайн.

    Так нужна ли эта теория обществу и нужен ли ему такой тип героя , как Базаров? Над этим умирающий Евгений пытается с горечью размышлять. «Янужен России... нет. видно, не нужен», – и сам себе задаёт вопрос: «Да и кто нужен?» Ответ неожиданно прост: нужны сапожник, мясник, портной, потому что каждый из этих незаметных людей делает своё дело, работая на благо общества и не задумываясь при этом о высоких целях. К этому пониманию истины приходит Базаров на пороге смерти.

    Главным конфликтом в романе оказывается не спор «отцов» и «детей», а внутренний конфликт , переживаемый Базаровым, требования живой человеческой натуры несовместимы с нигилизмом. Будучи сильной личностью, Базаров не может отрешиться от своих убеждений, но и от требований натуры он отвернуться не в состоянии. Конфликт неразрешим, и герой сознает это.

    Смерть Базарова . Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося человека. Для него нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть Базарова – это смерть его доктрины. Страдания героя, его безвременная гибель – это необходимая плата за его исключительность, за его максимализм.

    Базаров умирает молодым, не успев приступить к той деятельности, к которой готовился, не завершив своего дела, в одиночестве, не оставив после себя детей, друзей, единомышленников, не понятый народом и далекий от него. Его громадная сила погибает напрасно. Гигантская задача Базарова осталась невыполненной.

    В смерти Базарова проявились политические взгляды автора. Тургенев, истинный либерал, сторонник постепенного, реформистского преобразования России, противник всяких революционных взрывов, не верил в перспективность революционеров-демократов, не мог возлагать на них больших надежд, воспринимал их как большую силу, но преходящую, считал, что они очень скоро сойдут с исторической арены и уступят место новым общественным силам -реформаторам-постепеновцам. Поэтому революционеры-демократы, даже если они были умны, привлекательны, честны, подобно Базарову, казались писателю трагическими одиночками, исторически обреченными.

    Предсмертная сцена и сцена смерти Базарова – самый трудный экзамен на право называться человеком и самая блестящая победа героя. «Умереть так как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг» (Д. И. Писарев). Такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью.

    Умирающий Базаров прост и человечен, отпала надобность скрывать свои чувства, он много думает о себе, о родителях. Перед смертью он зовёт Одинцову, чтобы сказать ей с внезапной нежностью: «Послушайте, ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Сам тон последних строк, поэтическая ритмизированная речь, торжественность слов, звучащих как реквием, подчеркивают любовное отношение автора к Базарову, нравственное оправдание героя, сожаление о замечательном человеке, мысль о бесплодности его борьбы и стремлений. Тургенев примиряет своего героя с вечным бытием. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, подарившие ему жизнь, окружают его.

    Описание могилы Базарова – утверждение вечности и величия природы и жизни по сравнению с суетностью, временностью, тщетностью социальных теорий, человеческих стремлений познать и изменить мир, смертности человека. Для Тургенева характерен тонкий лиризм, особенно это видно в описаниях природы. В пейзаже Тургенев продолжает традиции позднего Пушкина. Для Тургенева важна природа как таковая: эстетическое любование ею.

    Критики о романе. «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Яэтого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!» «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». «Выпущенным мною словом «нигилист» воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом...». «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего» (Тургенев). Вывод. Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его, уничтожить.

    В соответствии с векторами борьбы общественных течений в 60-е годы выстраивались и точки зрения на произведение Тургенева. Наряду с положительными оценками романа и главного героя в статьях Писарева, из рядов демократов прозвучала и негативная критика.

    Позиция М.А. Антоновича (статья «Асмодей нашего времени»). Очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость и художественную ценность романа. В романе «... нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами». Автор не расположен к молодому поколению и «отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров, по мнению Антоновича, и – и обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман – клевета на молодое поколение». Добролюбов к этому времени уже умер, а Чернышевский был арестован, и Антонович, примитивно понявший принципы «реальной критики», принял первоначальный авторский замысел за конечный художественный результат.

    Более глубоко восприняла роман либеральная и консервативная часть общества. Хотя и здесь не обошлось без крайних суждений.

    Позиция М.Н.Каткова, редактора журнала «Русский вестник».

    «Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином». «Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» Катков отрицает нигилизм, считая его общественной болезнью, с которой нужно бороться путем усиления охранительных консервативных начал, но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.

    Роман в оценке Д.И. Писарева (статья «Базаров»). Писарев дает наиболее подробный и обстоятельный анализ романа. «Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера».

    Писарев объясняет положительный смысл главного героя, подчеркивает жизненную важность Базарова; анализирует отношения Базарова с другими героями, определяет их отношение к лагерям «отцов» и «детей»; доказывает, что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие романа. Мысли Д. Писарева о романе разделил А. Герцен.

    Наиболее художественно адекватное истолкование романа принадлежит Ф. Достоевскому и Н. Страхову (журнал «Время»). Взгляды Ф.М. Достоевского. Базаров – «теоретик», находящийся в разладе с «жизнью», жертва своей сухой и отвлеченной теории. Это герой, близкий к Раскольникову. Не рассматривая теорию Базарова, Достоевский считает, что всякая отвлеченная, рассудочная теория приносит человеку страдания. Теория разбивается о жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории. Н.Страхов отметил, что И. С. Тургенев «написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний». Критик увидел, что автор «стоит за вечные начала человеческой жизни», а Базаров, который «чуждается жизни», между тем «живет глубоко и сильно».

    Точка зрения Достоевского и Страхова вполне соотносится с суждениями самого Тургенева в его статье «По поводу „Отцов и детей"», где Базаров назван трагическим лицом.