Список основных произведений феликса мендельсона. Феликс мендельсон: о музыке Отношение современников и потомков

Феликс Мендельсон сочинял практически во всех жанрах и формах своего времени, общее количество работ композитора превышает 770 произведений. Его музыка была очень популярна в своё время и остаётся такой по сей день. Ниже перечислены основные работы Феликса Мендельсона.

Оркестровые произведения
Симфонии

Симфония № 1 до минор, соч.11, MWV N13, (1824)
Симфония № 2 си-бемоль мажор (симфония-кантата) "Хвалебная песнь", соч.52, MWV A18 (1840)
Симфония № 3 ля минор "Шотландская", соч.56, MWV N18 (1842)
Симфония № 4 ля мажор "Итальянская", соч.90, MWV N16 (1833)
Симфония № 5 ре-минор "Реформационная", соч.107, MWV N15 (1832)

Оркестровые увертюры
Увертюра "Сон в летнюю ночь" ми-бемоль мажор, соч.21, MWV Р3 (1826/1831)
Увертюра до мажор для духовых инструментов, соч.24, MWV P1 (1826/1838)
Увертюра "Гебриды, или Фингалова пещера" си минор, соч.26, MWV P7 (1832)
Увертюра "Морская тишь и счастливое плавание" ре мажор, соч.27, MWV P5 (1828/1833/1834)
Увертюра "Сказка о прекрасной Мелузине" ми-бемоль мажор, соч.32, MWV P12 (1833)
Увертюра "Рюи Блаз" до минор, соч.95, MWV P15 (1839)
Увертюра до мажор ("Увертюра с трубами"), соч.101, MWV P2 (1825)

Марш в ре мажор, соч.108, MWV P16 (1841)

Концерты и концертные работы
Концерт № 1 соль минор для фортепиано и оркестра, соч. 25, MWV O7 (1831)
Блестящее каприччио си минор для фортепиано с оркестром, соч. 22, MWV O8 (1832)
Блестящее рондо ми-бемоль мажор, соч. 29, MWV O10 (1834)
Концерт № 2 ре минор для фортепиано с оркестром, соч. 40, MWV O11 (1837)
Шутливые серенада и аллегро си минор/ре мажор для фортепиано с оркестром, соч. 43, MWV O8 (1838)
Концерт ми минор для скрипки с оркестром, соч. 64, MWV O14 (1844)

Прочие
12 струнных симфоний (1821-1823), и симфоническая пьеса до минор (1823, иногда называется "Струнная симфония № 13")
Похоронный марш ля минор для духового оркестра соч.103, MWV P14 (1836)
Марш ре мажор, соч.108, MWV P16 (1841)

Инструментальная музыка
Сочинения для фортепиано
Каприччио (Скерцо) фа-диез минор, соч. 5, MWV U50(1825)
Соната ми-бемоль мажор, соч. 6, MWV U54 (1826)
Рондо каприччиозо (этюд) ми минор, соч. 14, MWV U67 (1828)
Фантазия на песню ирландской группы "Последняя роза лета" ми-бемоль мажор соч. 15, MWV U67 (1827?-30)
3 Фантазии (каприччио), соч. 16, MWV U70-72 (1829)
48 Песен без слов, в 8 тетрадях по 6 произведений в каждой: соч. 19, (1829); соч. 30 (1833-1934); соч. 38 (1837); соч. 53 (1841); соч. 62 (1843-1944); соч. 67 (1843-45); соч. 85 (1834-1945); соч. 102 (1842-45)
3 каприччио для фортепиано в ля минор, ми мажор и си-бемоль минор, соч. 33, MWV U 99,112,95 (1833-1935)
6 прелюдий и фуг, соч. 35 (1832-1837)
17 Серьёзных вариаций ре минор, соч. 54, MWV U156 (1841)
6 Детских пьес, соч. 72 (1842)
Вариации в ми-бемоль мажор, соч. 82, MWV U158 (1841)
Вариации в си-бемоль мажор (также для фортепиано, в четыре руки), соч. 83, MWV U159 (1841)
3 прелюдии и 3 этюда, соч. 104 (1834-38)
Соната № 2 соль минор, соч. 105, MWV U30 (1821)
Соната № 3 си-бемоль мажор, соч. 106, MWV U64 (1827)
Каприччио ми-бемоль мажор, соч. 118, MWV U139 (1837)
Вечный двигатель (скерцо) до мажор, соч. 119, MWV U58(1826)

Сочинения для органа
3 прелюдии и фуги до минор, соль мажор, ре минор, соч. 37 (1833-1837)
6 сонат, соч. 65, MWV W56-61 (1839-1944)
Фуга/анданте состенуто фа минор, MWV W26 (1839)
Прелюдия до минор, MWV W28 (1841)
Пассакалья до минор, MWV W7 (1823)
Анданте с вариациями ре мажор, MWV W32 (1844)

Камерная музыка
Блестящее аллегро и анданте дуэт, соч 92, MWV T4 (1841)
Фантазия и вариации на тему "Preciosa" Вебера до минор для двух фортепиано и оркестра (в соавторстве с Игнац Moscheles), WoO 25, MWV O9 (1833)
Соната си-бемоль мажор для виолончели и фортепиано № 1, соч. 45, MWV Q27 (1838?)
Соната ре мажор для виолончели и фортепиано № 2, соч. 58, MWV Q32 (1843?)
Концертная вариации ре мажор для виолончели и фортепиано, соч. 17, MWV Q19(1829)
Песня без слов ре мажор для виолончели и фортепиано, соч. 109, MWV Q34 (1845)
Соната фа минор для скрипки и фортепиано, соч. 4, MWV Q19 (1825)
Трио № 1 (большое) ре минор для фортепиано, скрипки и виолончели, соч. 49, MWV Q29 (1839)
Трио № 2 (второе большое) до минор для скрипки и виолончели, соч. 66, MWV Q33 (1845)
3 квартета для фортепиано и струнных: № 1 до минор, соч. 1, MWV Q11 (1822); № 2 фа минор, соч. 2 MWV Q13 (1823); № 2 си минор, соч. 3, MWV Q17 (1824-25)
2 концертные пьесы фа минор и ре минор для кларнета, бассетгорна и фортепиано, соч.113,114 MWV Q23,24 (1833)
7 струнных квартетов: си-бемоль мажор, соч. 12 (1829); ля минор, соч. 13 (1827); ре мажор, ми минор и ми-бемоль мажор, соч. 44 (1837-1938); фа минор, соч. 80 (1847); 4 пьесы соч. 81 (1827-1947)
2 Струнных квинтета ля мажор, соч. 18 MWV R21 (1831) и си-бемоль мажор, соч. 87, MWV R33 (1845)
Секстет ре мажор с фортепиано, соч. 110 (1824)
Октет ми-бемоль мажор для 4 скрипки, 2 альтов и 2 виолончелей, соч. 20 (1825).

Опера
"Свадьба Камачо", соч. 10, MWV L5 (1825)
"Возвращение с чужбины", соч. 89, MWV L5 (1829)
"Лорелея", соч 98, MWV L7 (незавершена)

Музыка к театральным постановкам
"Антигона" (Софокл), соч. 55, MWV M12 (1841)
"Сон в летнюю ночь" (Шекспир), соч. 61, MWV M13 (1841)
"Аталия" (Ж.Расин), соч. 74. MWV M16 (1845)
"Эдип в Колоне" (Софокл), соч. 93, MWV M14 (1845)
"Рюи Блаз" (В.Гюго), MWV M11 (1839)

Песни для голоса и фортепиано
12 песен, соч. 8 (слова Ф. Грильпарцера, И. Г. Фосса, И. В. Гёте, Л. К. Г. Хёльти и др.) (1830)
12 песен, соч. 9 (слова Г. Гейне, Фосса, Клингемана, Т. Мура, Уланда, Фаллерслебена) (1829)
6 песен соч. 19 (слова Гейне, Э. Эберта, Ульриха ф. Лихтенштейна) (1830-1834)
6 песен соч. 34 (слова Гейне, Гёте, Клингемана, Эберта) (1834-1837)
6 песен соч. 47 (слова Гейне, Клингемана, Ленау, Тика) (1839)
6 песен соч. 57 (слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа, народные слова) (1837-41)
6 песен соч. 71 (слова Клингемана, Ленау, Фаллерслебена, Эйхендорфа) (1841-47)
3 песни соч. 84 (слова Клингемана и др.) (1831-39)
6 песен соч. 86 (слова Гёте, Гейне, Гейбеля, Клингемана и др.) (1826-47)
6 песен соч. 99 (слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа и др.) (1841-45)
6 вокальных дуэтов с фортепиано соч. 63 (слова Гейне, Бёрнса. Клингемана, Фаллерслебена (1836-1844)
3 вокальных дуэтов с фортепиано соч. 77 (слова В. Гюго, Уланда, Фаллерслебена) (1836-1947)

Оратория
оратория "Павел", соч. 36, MWV A14 (1836)
оратория "Илия", соч. 70, MWV A25 (1846)
оратория "Христос", соч. 97, MWV A26 (незавершенная)

Светские и духовные работы для солистов, хора и инструментов
кантата "Ты Пётр" (Tu es Petrus), соч.111, MWV A4 (1827)
кантата "Христос, Агнец Божий" (Christe, du Lamm Gottes), MWV A5 (1827)
кантата "Чело в крови и ранах" (O Haupt voll Blut und Wunden) MWV A8 (1830)
кантата рождественская история "С небес спускаюсь я на землю" (Vom Himmel hoch, da komm ich her) MWV A10 (1831) и A22 (1843)
Псалмы соч. 31 (1830), соч.42 (1837), соч. 46 (1841), соч.51 (1839), соч.91 (1843)
6 мотетов, соч. 79 (1843-1946)
3 гимна, соч. 69 (1847)
кантата "Вальпургиева ночь", соч. 60, MWV D3 (1831/1845)
кантата "Праздничные песни", соч.68, MWV D6 (1846)

Работы для солистов, вокальных ансамблей и хора "а капелла":
соч. 41, 48, 50, 59, 63, 75, 76, 77, 79, 88, 100, 116, 120, составленные 1834-1847, на слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа, Гейне, Платена, Хёльти, Гюго, Бёрнса, Клингемана, Фаллерслебена и др.

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди – выдающийся немецкий композитор, который также прославился как виртуозный пианист, талантливый педагог и дирижёр. Он считается крупнейшим представителем романтического направления в классической музыке. Кроме того, Мендельсон основал Лейпцигскую консерваторию и стал первым ее руководителем. Композитор прожил не долгую жизнь, но оставил после себя богатое творческое наследие, среди которых популярный Скрипичный концерт ми минор и Увертюра к спектаклю «Сон в летнюю ночь», кроме того, его знаменитый «Свадебный марш» на все времена стал хитом номер один. Однако у Мендельсона есть ещё одна заслуга, за которую ему безмерно благодарно всё человечество. Он заново открыл миру забытое к тому времени творчество великого Иоганна Себастьяна Баха.

Краткую биографию Феликса Мендельсона и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Мендельсона

Феликс Мендельсон родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге в состоятельной и влиятельной семье еврейского банкира. Его отцом был Авраам Мендельсон, а дедом Моисей Мендельсон, основоположник движения еврейского Просвещения, философ и проповедник идеи веротерпимости. Спустя пару лет после рождения мальчика его семья обратилась в лютеранство, после этого события к главному семейному имени добавилось второе – Бартольди. С малых лет Феликс воспитывался в благоприятной обстановке, способствующей просвещению, созданной для детей их любящими родителями. Он получил отличное разностороннее образование, имел возможность общаться со знаменитыми представителями интеллигенции, в доме частенько гостили выдающийся философ современности Фридрих Гегель и музыкант Карл Цельтер.


Мама маленького Феликса первой заметила склонность к музыке у будущего композитора и его родной сестры Фанни. Именно она стала их первым преподавателям, привила детям чувство прекрасного и заложила основы нотной грамоты. Когда Леа поняла, что дала все, что могла, отдала детей на обучение к выдающемуся берлинскому преподавателю музыки Людвигу Бергеру. Теорией с ними занимался сам Цельтер. Также мальчик пожелал осваивать скрипку, в чем ему тоже помогали первоклассные преподаватели, а затем перешел на альт, который в будущем станет его любимым музыкальным инструментом.

Согласно биографии Мендельсона уже в возрасте 9 лет Феликс впервые выступил на публике как пианист, а всего через год покорил зрителей своими вокальными способностями. В это же время появляются его ранние сочинения: сонаты для скрипки и фортепиано, органные композиции. Генрих Гейне уже тогда называл юное дарование «музыкальным чудом». В это же время композитор вовсю занимается концертными выступлениями, предстает перед публикой как дирижер и исполнитель не только чужих, но и собственных творений, а в 1824 году на сцене была сыграна его первая самостоятельная опера «Два племянника».



На творчество и взгляды Мендельсона, помимо образования и общения с умнейшими людьми той эпохи, всегда оказывали влияния путешествия. Родители всегда старались показывать мальчику свет, и когда тому исполнилось 16 лет, отец Авраам взял его с собой в деловую поездку в Париж.

В то время город считался культурным центром Европы, в нем жили и творили известнейшие композиторы – Россини, Мейербер. Руководитель консерватории в Париже дал наивысшую оценку его успехов, однако на самого Мендельсона французские музыкальные традиции не оказали особого впечатления. Об этом говорит его личная переписка с друзьями и записи его сестренки Фанни. Тем не менее полезные связи в высшем обществе творческой интеллигенции Феликсу удалось завести.

Мендельсоны возвратились домой в Берлин в конце того же года. Юноша повторно отправляется к Гёте и у него в гостях впервые исполняет посвященный ему концерт для фортепиано. В августе 1825 года он заканчивает работу над своей первой серьезной работой - оперой в двух частях «Свадьба Камачо» по мотивам «Дон Кихота».

Биография Мендельсона гласит, что летом 1826 года за считанные недели композитор пишет одно из самых узнаваемых своих творений – Увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». 12 минут композиции открывают слушателю чудесный мир, полный слегка наивных юношеских грез. В 1827 году впервые планировалась сценическая интерпретация «Свадьбы Камачо». Премьеру спектакля публика приняла тепло, опера заслужила хорошие отзывы критиков, но из-за постоянных закулисных интриг и хитросплетений вторая постановка оказалась сорванной. Мендельсон остался так разочарован в своем творении, что навсегда зарекся писать оперы, а сосредоточил свое внимание на инструментальных произведениях. В этом же году молодого музыканта принимают в Берлинский университет имени Гумбольдта, где он слушает лекции одного из самых первых своих преподавателей Фридриха Гегеля.

С ранних лет Мендельсон заинтересовался творчеством незаслуженно забытого в то время И.С. Баха . Еще в детстве бабушка мальчика преподнесла ему манускрипт «Страстей по Матфею », а нотные тетради с сочинениями Баха, в роли учебного пособия на занятиях, давал ему Цельтер. Позднее, в 1829 году под руководством Мендельсона публика вновь услышала «Страсти по Матфею» и это событие вошло в историю музыки.

Концертная деятельность

На волне успеха от показа «Страстей по Матфею» Мендельсон впервые едет в концертный тур в Лондон. Здесь он многократно выступает со своими оркестровыми произведениями, ставшей знаменитой и узнаваемой увертюрой ко «Сну в летнюю ночь», а также исполняет любимые произведения Бетховена и Вебера . Концерты музыканта пользуются такой популярностью, что вслед за Лондоном он едет покорять Шотландию, позже, находясь под неизгладимыми эмоциями от поездки, он напишет «Шотландскую» симфонию. Домой в Берлин Мендельсон приезжает звездой европейского масштаба.

Визит в Англию стал лишь началом гастрольной деятельности композитора, которую спонсировал его отец, после нее он отправляется покорять Италию, а по дороге наведался в гости к Гете. В 1830 году Мендельсону поступило предложение занять вакантную должность при Берлинском университете, где ранее обучался, но он отвергает его в пользу тура.

Все лето 1830 года пролетает в разъездах: Мюнхен, Париж, Зальцбург. В Риме композитор остается до конца зимы, где работает над вступлением к «Гебриде» и пишет ноты к «Первой Вальпургиевой ночи». Путь домой весной 1831 года пролегает снова через Мюнхен, где Мендельсон дает целый ряд фортепианных концертов. Он весь погружен в страстное чувство к красавице Дельфине фон Шаурот, он посвящает ей свой новый клавирный концерт, наспех записывает его на клочке бумаги и исполняет перед королем Баварии.


Невероятный успех Мендельсона

В возрасте 26 лет Феликс Мендельсон становится самым молодым руководителем Гевандхауса. Он сразу же находит общий язык с оркестром, ему удается обуздать и настроить под себя музыкантов, которые даже того не замечают. Концерты в Гевандхаусе под предводительством Мендельсона быстро приобретают общеевропейскую значимость, а сам композитор становится видной персоной. В Лейпциге Мендельсон успевает работать только во время отпуска, именно тогда он заканчивает задуманный еще в дюссельдорфском периоде триптих на религиозную тему «Элиа – Павел - Христос».


Вскоре после кончины отца, матушка Феликса берет с него обещание найти себе подходящую жену, и уже осенью 1836 года он сочетается браком с девушкой из зажиточной семьи – Сесилией Жан-Рено. В семейной жизни Мендельсон обрел долгожданную гармонию. Жена его не отличалась особым умом, но была заботливой и хозяйственной, к тому же он не раз заявлял, что высокообразованные дамы из высшего общества ему глубоко отвратительны. В браке родилось пятеро детей, а окрыленный Мендельсон черпал в семейном счастье новые творческие замыслы. В 1840 году ходатайствует об учреждении в Лейпциге первой в Германии консерватории, которая затем была основана спустя три года.

В 1841 году король Пруссии Фридрих Вильгельм IV вызывает Мендельсона в Берлин, которому по его задумке была уготована честь стать главным музыкальным центром всей Германии. Он поручает композитору заняться реформированием Королевской Академии искусств. Мендельсон решительно берется за дело, но его деятельность натыкается на такой яростный отпор со стороны берлинской творческой интеллигенции, что он оставляет попытки и покидает Берлин.

Последний период жизни и творчества Феликса Мендельсона

В 1845 году король саксонский убеждает Мендельсона возвратиться в Лейпциг. Он снова берет на себя руководство оркестром Гевандхауса и сохраняет этот пост в течение оставшегося ему времени. В 1846 году он оканчивает свой труд над ораторией «Элиа» и представляет ее слушателям в Бирмингем. После, в письмах к брату он напишет, что никогда еще созданные им произведения не имели такого успеха, как премьера «Элиа». Несколько часов кряду, пока длился концерт, публика сидела не шелохнувшись, находясь в постоянном напряжении.

После окончания гастролей он приступает к третьей части – «Христос», но здоровье подводит композитора, и он вынужден прервать работу. Музыканта часть мучают приступы плохого настроения и все усиливающаяся головная боль, поэтому семейный врач запрещает ему гастрольную деятельность. В октябре 1847 году он перенес инсульт, а сразу за ним 3 ноября второй. 4 ноября 1847 года ранним утром на 39 году жизни композитора Феликса Мендельсона не стало. До последнего вздоха рядом с ним была его любимая жена Сесилия.



Интересные факты о Феликсе Мендельсоне

  • В 1821 году преподаватель теории Цельтер представил Мендельсона знаменитому Гёте, который очень положительно отнесся к трудам начинающего музыканта и в дальнейшем стал его старшим товарищем и наставником.
  • Кроме склонности к музыке, Мендельсон любил рисовать. Он прекрасно владел карандашом и акварелью, свои письма к друзьям и родным он нередко снабжал рисунками и юмористическими заметками, что свидетельствовало об остроте его ума и веселом нраве.
  • 11 мая 1829 года в Певческой Академии Берлина прошло первое со времен кончины Баха представление «Страстей по Матфею», под управлением Мендельсона. Впечатление, которое вызвало произведение, было таким мощным, что Академия приняла решение о ежегодном включении его в репертуар. Именно после этого выступления возрождается баховское движение XIX века, а Мендельсон получает мировое признание.
  • Во времена, когда Мендельсон принял на себя руководство лейпцигским Гевандхаузом, ему поступало множество предложений о включении в концертную программу произведений талантливых молодых и уже опытных композиторов. Одним из тех, кто предлагал свои труды, был и Рихард Вагнер со своей ранней Симфонией. К его негодованию работу Мендельсон куда-то подевал. Этим можно объяснить сильную нелюбовь Вагнера к композитору и его резкую критику после смерти последнего.
  • По мнению отца Авраама, именно старшая дочь Фанни подавала наибольшие надежды в музыкальном плане. Однако, в то время немыслимым считалось, чтобы женщина делала музыкальную карьеру. Фанни осталась талантливым, но непрофессиональным композитором.

  • Во время гастролей в Париже, Мендельсон представил публике «Реформационную симфонию», которая провалилась еще на стадии репетиции с оркестром. Это событие стало первым серьезным творческим разочарованием, после которого Мендельсон был глубоко уязвлен.
  • После успешного выступления в Лондоне, Мендельсон получил весьма выгодное предложение занять место главного дирижера Рейнского фестиваля в Дюссельдорфе. А в 1835 году, после выступления на кельнском музыкальном фестивале, он получает предложение занять пост руководителя оркестра симфонических концертов Гевандхауса в Лейпциге и сразу же его принимает.
  • Из биографии Мендельсона мы узнаём, что 1836 году композитор получает звание доктора философских наук.
  • Образ Мендельсона часто идеализируют, описывая его примерным семьянином и спокойным человеком. Письма его племянника рушат этот образ, тот сообщает, что композитор был подвержен резким перепадам настроения, порой впадал в угрюмое состояние или начинал бессвязно бормотать. Возможно, такое поведение постепенно привело к ухудшению здоровья и повлекло за собой смерть в раннем возрасте.
  • Все дети Мендельсона, кроме второго по старшинству, который умер от долгой болезни, прожили длинные жизни и стали уважаемыми представителями науки, культуры и искусства. Жена Сесилия пережила любимого мужа всего на шесть неполных лет.
  • Спустя много лет после смерти композитора, выяснилось, что он мог быть не таким верным супругом для своей жены, как принято было считать. В документах, которые якобы существуют, но никогда не были представлены общественности, утверждается, что Мендельсон имел глубокую эмоциональную связь со шведской певицей Йенни Линд. Любопытно, что в нее был влюблен также знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен. В письмах к возлюбленной Феликс Мендельсон якобы молил ее о свиданиях и угрожал в случае отказа суицидом. После появления таких слухов возникли сомнения в том, что смерть композитора наступила по естественным причинам.
  • 17 мая 1847 года Мендельсон получил самый страшный удар, пережить который был уже не в состоянии из-за подорванного психического здоровья – в возрасте всего 42 лет от удара умирает его родная душа - горячо любимая старшая сестра Фанни. После ухода из жизни обоих родителей именно она олицетворяла его связь с семьей, и после ее кончины композитор, по его собственным словам, утратил свое «я».


  • При нацистском режиме во время Второй Мировой Войны имя Мендельсона, еврея по происхождению, было вычеркнуто из страниц истории немецкой музыки, а памятник, установленный перед зданием Лейпцигской консерватории, снесли и продали на металл.
  • При жизни репутация композитора была очень высока. Его уважали коллеги и ученики. Однако, после смерти Мендельсона на все его творчество с резкой критикой обрушился Рихард Вагнер, который называл произведения музыканта "бессмысленным бренчанием". Он порицает его за бессмысленное копирование великих классиков, а тщетность претензий на гениальность связывает с его еврейским происхождением. Впрочем, современники не раз отмечали, что Вагнер был не вполне искренним в своих нападках, а его истинное мнение часто расходилось с его напыщенными словами.

Свадебный марш Мендельсона


Не многие композиторы могут похвастаться таким знаковым и узнаваемым произведением, как «Свадебный марш» Мендельсона. Если примерно подсчитать, сколько раз он был исполнен за все время в разных уголках планеты, то этот рекорд не сможет побить ни один другой шедевр классической музыки. Впрочем, сам автор даже не догадывался, какой успех ждет его творение, да и во время премьеры, где исполнялась эта мелодия впервые, публика особо не оценила ее. Стоит отметить, что «Свадебный марш» - это не самостоятельное произведение, а лишь часть музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» и изначально он не олицетворял трогательный момент вступления в брак двух любящих сердец. Марш звучит во время женитьбы героев Шекспира – Осла и волшебной Королевы и является ничем иным, как насмешкой и сатирой над пышным церемониалом. Свое современное значение Марш приобрел уже после смерти композитора, когда в качестве свадебной музыки его избрали будущий король Пруссии Фридрих III и его невеста английская принцесса Виктория. Девушка очень увлекалась музыкой и ответственно подошла к выбору произведений для церемонии бракосочетания. Перебрав все образцы, она остановила выбор на двух композициях, одной из которых и стал «Свадебный марш» Мендельсона.

Музыку Мендельсона можно встретить во многих кинолентах и мультфильмах. Режиссеры многих стран и десятилетий довольно часто обращались к творчеству композитора.


Произведение Фильм
Симфония 4 Итальянская «Гранд Тур» (2017)
«Спасибо за обмен» (2012)
Свадебный марш «Бархат» (2016)
Мультсериал «Симпсоны»
«Теория большого взрыва»
«Красавцы» (2015)
«Менталист» (2013)
«Сбежавшая невеста» (1999)
Песни без слов «Сопротивление» (2011)
«Льюис» (2010)
«Однажды» (2007)
«Шоу Рена и Стимпи» (1995)
«Чокнутый» (1993)
Концерт для фортепиано №1 «Помнить» (2015)
«Испытания Кейт Маккол» (2013)
«С тобой или без тебя» (1999)
Концерт для скрипки ми минор «Моцарт в джунглях» (2014-2015)

Известный композитор и музыкальный критик Шуман назвал Мендельсона «Моцартом девятнадцатого столетия», а П.И. Чайковский очень высоко оценил его композиторские способности. С этим трудно не согласиться, автор знаменитых «Песен без слов», «Свадебного марша» и многих других ярких произведений известен по всему миру, и ежегодно круг почитателей его таланта только возрастает.

Видео: смотреть фильм о Феликсе Мендельсоне

- ? 4 ноября ) - немецкий композитор еврейского происхождения, пианист , органист , дирижер , музыкально-общественный деятель, автор свадебного марша.


1. Биография


2. Творчество

Мендельсон - один из виднейших представителей немецкого романтизма, тесно связанный с классическими традициями (эстетическая позиция Мендельсона - основателя лейпцигской школы - отличалась ориентацией на классические образцы), однако Мендельсон искал новых типов выразительности. Музыка Мендельсона отличается стремлением к ясности и уравновешенности, ей присущи элегичность тона, опора на бытовые формы музицирования и интонации немецкой народной песни ("Песни без слов" для фортепиано и др..). Специфическая для Мендельсона образная сфера - изящная фантастическая скерцознисть (увертюра из музыки к пьесе "Сон в летнюю ночь" и др..). Исполнительский стиль Мендельсона-пианиста, противника поверхностной виртуозности, повлиял на его инструментальную музыку (концерты, ансамбли и др..). Один из создателей романтического симфонизма , Мендельсон обогатил его жанром программной концертной увертюры (?Морская тишь и счастливое плавание", 1832, и др..).


2.1. Список произведений

Оперы и Зингшпиль

  • "Два племянника, или Дядюшка из Бостона"
  • "Свадьба Камачо"
  • "Любовь солдата"
  • "Два педагога"
  • "Бродячие комедианты"
  • "Возвращение с чужбины" (переработано в вокальный цикл, op. 89; 1829)
Оратории
  • "Павел", op. 36 (1835)
  • "Илия", op. 70 (1846)
  • "Христос", op. 97 (не окончена)
  • Te Deum
Кантаты
  • "Christe, Du Lamm Gottes" (1827)
  • "O Haupt voll Blut und Wunden" (1830)
  • "Vom Himmel hoch" (1831)
  • "Wir glauben all" (1831)
  • "Ach Gott vom Himmel sieh darein" (1832)
  • "Вальпургиева ночь", op. 60
  • "Праздничные песнопения", op. 68 (1840)
  • "Wer nur den lieben Gott lasst walten" (1829)
Оркестровые произведения Концерты Камерные произведения
  • Семь струнных квартетов;
  • Струнный октет;
  • Две сонаты для скрипки и фортепиано;
  • Две сонаты для виолончели и фортепиано;
  • Два фортепианных трио;
  • Три фортепианных квартета;
  • Соната для альта и фортепиано
Произведения для фортепиано Сочинения для органа
  • Прелюдия d-moll (1820)
  • Анданте D-dur (1823)
  • Пассакалья c-moll (1823)
  • Три прелюдии и фуги, op. 37 (1836/37)
  • Три фуги (1839)
  • Прелюдия c-moll (1841)
  • Шесть сонат op. 65 (1844/45)
  • Анданте с вариациями D-dur (1844)
  • Аллегро B-dur (1844)
Вокальные и хоровые произведения
  • "На крыльях песни"
  • "Gruss"
  • Шесть песен, op. 59 (1844)

Биография Мендельсона будет интересна не только пианистам и людям, вращающимся в творческих кругах, но и человеку, которому нравится сам процесс получения новых знаний. Композитор был не обычным человеком - он был гением в широком смысле этого слова, а его знаменитый марш звучит, соединяя любящие пары. Так кто же такой был Якоб Людвиг Феликс Мендельсон? Краткая биография позволит пройтись по его жизни и творчеству и приоткрыть тайну его гениальности.

Маленький гений

С чего начинается любое повествование о творческом человеке? Наверное, с того, где, когда и как он появился на свет. Биография Мендельсона в этом плане не станет исключением. Итак, 3 февраля 1809 года в Гамбурге, в еврейской семье банкиров и философов родился мальчик, которого назвали Якобом Людвигом Феликсом. Так как его родители пытались отказаться от религии своих предков, то дети не обучались в церковно-приходской школе, а крещение получили уже во взрослом возрасте и примкнули к лютеранской церкви.

Спустя некоторое время семья даже сменила фамилию с Мендельсон на Бартольди, чтобы подчеркнуть свое отречение от еврейских корней. Феликс, тогда уже взрослый человек, не возражал против таких перемен, но решил подписываться двойной фамилией.

Через два года после рождения композитора его семья переехала из Гамбурга в Берлин. Такие перемены были вызваны желанием дать своим детям хорошее воспитание и образование. Помимо Феликса, в семье был еще один одаренный музыкант - его старшая сестра Фанни. Впоследствии она стала известно пианисткой и иногда сама писала небольшие любительские пьесы, но отец считал, что это неподходящее занятие для молодой девушки.

В шестилетнем возрасте Мендельсон начинает брать уроки игры на фортепиано, а в семь лет уезжает в Париж для обучения у Мари Биго. Еще через два года состоялось первое выступление будущего композитора. Он принял участие в одном из камерных концертов. В это же время Мендельсон знакомится с Гёте и своей игрой производит на поэта огромное впечатление.

Обучение

Биография Мендельсона никак не может обойтись без упоминания студенческих лет композитора. В 1819 году Феликс поступает в Певческую академию в Берлине и начинает сочинять.

Это не проявилось вдруг, из ниоткуда. Он с самого детства много импровизировал и записывал свои произведения. Первый сборник его сочинений был опубликован в 1822 году. В то время Феликсу было всего 13 лет. Для того времени это был более чем стремительный старт. Через два года, в 15 лет, ему удалось написать Симфонию № 1 для оркестра в до миноре, а спустя год на суд публики вышел октет ми-бемоль мажор, доказавший гениальность юного композитора. Именно это произведение и увертюра к произведению Шекспира «Сон в летнюю ночь» стали самыми знаменитыми работами Мендельсона.

С 1824 года Феликс берет уроки у Игнаца Мошелеса, композитора и пианиста. Сам учитель признавался, что скорее сам учился у юного гения, чем наоборот. Совместная работа сделала их друзьями на всю жизнь.

Образование композитора было разносторонним. Помимо музыки, он любил литературу, живопись, философию, иностранные языки и даже переводил книги.

Начало творчества

Биография Мендельсона как дирижера и композитора начинается в 1825 году. Отец и сын едут в Париж, чтобы продемонстрировать юное дарование ректору Парижской консерватории. Представление было высоко оценено среди мэтров того времени, но сам Феликс был не особо впечатлен французской музыкальной школой. Что, тем не менее, не помешало ему взять от нее все самое лучшее и завести множество полезных знакомств.

Спустя полгода семья возвращается обратно в Берлин, и композитор исполняет произведение, написанное в честь поэта Гёте. Премьера фортепианного квартета проходит непосредственно в квартире виновника торжества. После начала работы Феликса Мендельсоны смогли позволить себе переехать в большой просторный дом и открыть субботний музыкальный салон. Каждую неделю зал был полон.

В 1827 году выходит первая постановка «Свадьбы Камачо» по роману «Дон Кихот». Произведение было принято публикой благосклонно, но закулисные интриги не позволили опере появиться на сцене во второй раз. Мендельсон больше никогда не писал произведений в этом жанре.

Гастроли за рубежом

Краткая биография Мендельсона обязательно должна рассказать о периоде его зарубежных гастролей. Композитор возрождает творчество Баха, и его приглашают на подмостки лондонских театров в качестве дирижера, композитора и пианиста. На одном из таких концертов Мендельсон исполняет концерт для двух фортепиано собственного сочинения. На втором инструменте ему аккомпанировал Мошелес. Выступления имеют успех, и в 1829 году Феликс принимает решение организовать тур по Шотландии.

На родину он вернулся уже знаменитым. Впечатления, полученные во время гастролей, подтолкнули композитора написать «Шотландскую симфонию» и увертюру «Гебриды». Все концертные туры оплачивал отец Мендельсона. В 1830 году Феликс едет с выступлениями в Италию, а по возвращении гастролирует в Мюнхене, Штутгарте, Франкфурте и зимой 1831 года уезжает в Париж. Там ему посчастливилось познакомиться с Листом и Шопеном, но публика не была к композитору благосклонна в этот раз, и спустя три месяца Мендельсон, заболевший холерой, отменяет оставшиеся концерты.

Летом 1832 года в печать поступает первая книга Феликса «Песни без слов», которая быстро завоевывает аудиторию. В это же время он возвращается домой.

Дюссельдорф

Композитор Феликс Мендельсон тяжело переживает смерть своего первого учителя Карла Цельтнера. Он предлагает свою кандидатуру на его пост в Певческой академии, но работы не получает и вскоре уезжает из Германии.

В 1833 году состоялась третья поездка Мендельсона в Англию, где он исполнял симфонии собственного сочинения. После успеха у зрителей его приглашают дирижировать на музыкальном фестивале в Дюссельдорфе. Феликс с радостью соглашается, а после мероприятия ему дают должность генеральмузикдиректора. Два ближайших года у композитора очень плотный график работы, его концерты имеют большой успех у публики, но с руководством отношения у него так и не сложились.

В 1835 году он принимает решение сменить место жительства, переехать в Лейпциг и занять пост капельмейстера в Гевандхаусе.

Лейпциг

Дебют Феликса в Гевандхаусе состоялся в октябре 1835 года. Концерты имели ошеломляющий успех, они сделали Мендельсона ключевой фигурой в культурной жизни Европы того времени. Несмотря на плотный график выступлений, у него появляется время на собственное творчество. Еще пребывая в Дюссельдорфе, Мендельсон решает написать оратории на библейские мотивы. И в 1836 году первая из них - «Павел» - была представлена на Рейнском музыкальном фестивале.

Еще через год композитор обретает и личное счастье. Во время своих концертов во Франкфурте он знакомиться с Сесилией Жан-Рено и влюбляется в нее. Этот брак был удачным во всех отношениях. У пары родилось пятеро детей.

Даже став счастливым семьянином, Феликс продолжает давать концерты и мастер-классы по Европе. Он ходатайствует об открытии в Лейпциге первой консерватории, но от руководящего поста отказывается. Сочинительство и преподавание занимают большую часть его времени.

Берлин

Биография и творчество Мендельсона тесно связаны с его родиной - Германией. В 1841 году король Фридрих Четвертый приглашает композитора на пост капельмейстера в Берлине, так как монарху хотелось, чтобы этот город превратился в культурный и социальный центр Германии. Феликсу было поручено заняться реформированием Академии искусств и принять на себя руководство соборным хором.

Несмотря на поддержку короля, нововведения Мендельсона встречали активное сопротивление среди живущей там музыкальной элиты. Устав бороться с ветряными мельницами, композитор отказывается от своего поста и вновь возвращается к проведению концертов. В 1842 году вместе с семьей он в очередной раз приезжает в Великобританию. Там к нему приходит вдохновение, рождаются такие произведения, как «Антигон», «Царь Эдип», «Сон в летнюю ночь».

Последние годы

Биография Мендельсона для детей мало затрагивает сложные перипетии его профессиональной жизни и, скорее, сосредоточена на успехах композитора. После очередного успеха на лондонских подмостках Феликс возвращается в Лейпциг и открывает там консерваторию, ставшую первым высшим музыкальным учебным заведением в Пруссии. Он приглашает самых лучших преподавателей, таких как Шуман, Давид, Мошелес и других знаменитых музыкантов-современников.

Еще через год плодотворной работы на посту берлинского капельмейстера Мендельсон подает в отставку и окончательно возвращается в Лейпциг, чтобы вновь стать просто дирижером Гевандхауса и преподавать в консерватории. Ему удается закончить вторую ораторию под названием «Илия». Премьера ее состоялась в 1846 году в Бирмингеме и имела большой успех.

С энтузиазмом взявшись за сочинение третьей, и последней, части оратории «Христос», он вынужден прервать работу, так как начались проблемы со здоровьем. В 1847 году Мендельсон в последний раз посещает Великобританию.

В мае того же года умирает любимая старшая сестра композитора - Фанни. Потрясенный и удрученный этой новостью, Мендельсон отменяет все концерты и уезжает в Швейцарию, чтобы немного побыть одному. Через полгода, в октябре, уже после возвращения в Лейпциг, у Феликса случается кровоизлияние в мозг, а спустя пять дней - второй инсульт. Четвертого ноября 1847 года композитор умирает. В том доме, где он провел свои последние дни, сейчас действует музей.

Отношение современников и потомков

Немецкий композитор Мендельсон имел отличную репутацию среди своих коллег и учеников. Шуман называл его новым Моцартом девятнадцатого века, а юный Берлиоз восхищался мастерством игры Феликса на фортепиано и утверждал, что она ничуть не уступает его композиторскому гению.

К сожалению, вскоре после кончины композитора, в прессе появились жесткие критические отзывы о его творчестве. Рихард Вагнер написал статью, озаглавив ее «Еврейство в музыке», хотя Мендельсон был лютеранином и всегда избегал религиозных ярлыков. Автор опуса признает, что у Феликса имелся своеобразный, специфический талант, но в тоже время обвиняет его в подражании Баху. Вагнер заявляет, что творчество Мендельсона способствовало расцвету распущенности и произвола в музыкальном стиле того времени, так как придавало особое значение ничтожным и неясным идеям. Автор статьи связывал творческий путь композитора напрямую с его национальной принадлежностью. Современники не ожидали от Вагнера такой жесткой критики, но отношения между ним и Мендельсоном всегда были непростыми.

Чтобы смягчить гнев Рихарда Вагнера и напомнить публике о гении Феликса, вышла статья Петра Чайковского, в которой он с иронией и некоторым ехидством пишет о противостоянии двух композиторов. Историки и современники отмечают и заслуги Мендельсона как дирижера. Он возобновил исполнение сочинений Генделя, возродил из небытия произведения Баха и Шуберта.

Краткая биография Мендельсона для детей не может вместить всех подробностей жизни великого композитора, и, тем не менее, даже спустя полтора века после смерти, люди помнят и любят его творчество, в то время как имена Шумана, Генделя и прочих давно стерлись из памяти обывателей.

Основные оркестровые сочинения

Краткая биография композитора Мендельсона не могла обойти творческую сторону его жизни. С самого раннего детства Феликс сочинял инструментальную музыку для квартетов и оркестров. Она стала самой большой и долговечной частью его творчества.

Увертюра, написанная к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», считается жемчужиной его творческого пути. Блестящая оркестровая запись, самобытные мелодии и глубокий смысл произведений делали музыку Мендельсона еще более интересной для слушателей. Не уступают ей по своей красоте увертюры «Гебриды» и «Морская тишь и счастливое плаванье».

Симфонии композитору давались не столь блестяще. Первое произведение в этом жанре изящно по своей форме, но неоригинально среди симфоний того времени. Написанные позже «Реформационная» и «Шотландская» симфонии уже более полно отражают личность автора, отличаются оригинальностью формы и содержания. Лучшей, по мнению критиков, считается «Итальянская» симфония. Она имеет двойственный характер и некоторую непредсказуемость.

В отношении музыкальных концертов имеется двоякая тенденция. Первый и второй минорные концерты не поразили слушателей, а скрипичный концерт ми-минор, написанный незадолго до смерти композитора, до сих пор сохранил свое очарование и новизну.

Биография Феликса Мендельсона не изобилует трагичными взлетами и падениями, патетичными, трагичными или комичными ситуациями. Его гений был восхваляем и уважаем во всей Европе, его музыка задавала настроение и моду, а начинающие музыканты стремились попасть в ученики. Жаль, что композитор так рано ушел из жизни, но всего за 38 лет он сделал для музыки XIX века больше, чем любой другой.

Некоторое время назад было популярно печатать в музыкальных журналах кабинетное фото композитора Мендельсона. Конечно, это был не оригинал, а лишь современная реконструкция его рабочего места с восковой куклой.


Р. Шуман

«Столь счастливый и богатый талантами, окруженный любовью и восхищением и при всем этом столь сильный духом и сердцем, он никогда не ослаблял узды религиозной самодисциплины, никогда не преступал границ скромности и смирения, никогда не переставал руководствоваться чувством долга. Земля не отказала ему ни в одной из своих радостей, небеса наградили его всеми дарами для богатой духовной жизни. По сравнению с таким обилием мирных радостей какое значение могли иметь часы дурного настроения, дни печали или скорбного недовольства фальшивыми почестями, которые ему оказывали! Скоропостижная смерть среди только начатых им трудов и далеко идущих проектов, избавившая его от страхов и сует мирских, завершила эту блестящую жизнь человека истинно счастливого и одарившего счастьем других». Эдуард Девриент

Сын преуспевающего банкира, Феликс Мендельсон-Бартольди (вторая фамилия была зарегистрирована после перехода всей семьи Мендельсонов в христианство) от природы одарен разнообразными талантами. Все давалось ему легко - музыка, языки, рисование, плавание, верховая езда. Он мог стать кем захотел бы - пианистом, дирижером, композитором, художником, писателем, филологом. О несомненном литературном даре свидетельствуют эпистолярное наследие Мендельсона, его дневники и музыкально-критические эссе, а также немало лирических стихотворений. Известно, что Мендельсон с увлечением переводил Теренция и сонеты из «Новой жизни» Данте. Талант рисовальщика с натуры успешно развивался параллельно с другими занятиями: при нем всегда были рядом с филармонической чернильницей и ручкой альбомы для рисования и старая коробка с красками. Акварельные ландшафты и карандашные наброски Мендельсона полны изящества и удивительным образом воссоздают поэтическое настроение.
И все-таки главная, музыкальная стезя определилась с отроческой поры. В 13-летнем возрасте Мендельсон был автором большого числа сочинений для хора, концертов, опер, симфоний и камерно-инструментальных композиций. Игнац Мошелес, «король пианистов», побывавший в доме Мендельсонов, записал в своем дневнике: «…Феликс — явление, подобно которому не найти нигде. И что такое вундеркинды рядом с ним? Всего только вундеркинды, не более того. Этот Феликс Мендельсон уже зрелый художник, а ведь ему только пятнадцать лет».

В 17 лет Мендельсон создал свою знаменитую увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», о которой восторженно отозвался Роберт Шуман: «Цвет молодости разлит в ней, как, пожалуй, ни в одном другом произведении композитора. Зрелый мастер в счастливую минуту совершил свой первый могучий взлет». В 20 лет Мендельсон добился публичного исполнения в Берлине монументальных «Страстей по Матфею» Баха и фактически спустя сто лет открыл современникам творчество великого кантора церкви св. Фомы.

В 1835 году Мендельсон, уже имел достаточный дирижерский опыт, берется за руководство оркестром Лейпцигского Гевандхауза и за короткое время превращает его в один из лучших коллективов Германии. Наконец, в 1843 году он организовывает первую в стране консерваторию, находя в этом начинании всеобщую поддержку. Насыщенная, многогранная деятельность Мендельсона - дирижера, педагога, просветителя - органично сочеталась с собственным творчеством. Из-под его пера одно за другим рождались сочинения разных жанров, но равно совершенные по мастерству. Живший в эпоху расцвета романтического искусства, композитор оставался приверженцем классических традиций. Его кумирами были Моцарт и Бетховен, Бах, Гендель и композиторы добаховских веков. В его музыке царили ясность, гармоничность, уравновешенность, столь необычные в бурную эпоху ниспровержения канонов прошлого. Он был далек от романтического пафоса, театральной патетики и преувеличенно мрачных страстей. И в то же время музыка Мендельсона покоряет душевной открытостью, щедрым мелодизмом и естественностью интонационного развития.

Увлечение Мендельсона библейскими и евангельскими сюжетами и соответственно жанрами духовной музыки нашло воплощение в масштабных ораториях «Илья» и «Павел», где любовь к традиции сочеталась с острым чувством нового.

Мендельсон является создателем нового жанра романтической концертной увертюры, написанной на конкретный сюжет (взятый из литературы, живописи или навеянный картинами природы). Первый блистательный опыт - увертюра «Сон в летнюю ночь» - с годами пополнилась такими не менее яркими сочинениями, как «Фингалова пещера», «Морская тишь и счастливое плавание», «Прекрасная Мелузина» и др. Вслед за Францем Шубертом Мендельсон развивал жанр лирико-драматической романтической симфонии, основанной на темах песенного характера («Шотландская» и «Итальянская» симфонии). При этом композитор по-своему трактовал программность - более обобщенно. В отличие от Берлиоза или Листа, он не предварял свои произведения обширными предисловиями, а лишь ограничивался краткими заголовками. Широко популярный среди исполнителей Концерт для скрипки с оркестром, и сегодня способный покорить даже взыскательного меломана своей неподдельной свежестью, явился едва ли не первым образцом романтического концерта. Наконец, фортепианный цикл «Песни без слов» — еще одно открытие Мендельсона нового жанра — и по сию пору не имеет равных себе по редкому сочетанию высочайшего профессионализма и доступности самого неискушенному в музыке слуху.
Творческая энергия не угасала до последних дней земной жизни Мендельсона. Он был полон новыми замыслами - задумал ораторию «Христос» и оперу на сюжет сказаний о Лорелее.

После преждевременной кончины Мендельсона близкий его друг, певец Эдуард Девриент оставил в своих воспоминаниях такую весьма примечательную запись: «Столь счастливый и богатый талантами, окруженный любовью и восхищением и при всем этом столь сильный духом и сердцем, он никогда не ослаблял узды религиозной самодисциплины, никогда не преступал границ скромности и смирения, никогда не переставал руководствоваться чувством долга. Земля не отказала ему ни в одной из своих радостей, небеса наградили его всеми дарами для богатой духовной жизни. По сравнению с таким обилием мирных радостей какое значение могли иметь часы дурного настроения, дни печали или скорбного недовольства фальшивыми почестями, которые ему оказывали! Скоропостижная смерть среди только начатых им трудов и далеко идущих проектов, избавившая его от страхов и сует мирских, завершила эту блестящую жизнь человека истинно счастливого и одарившего счастьем других».

"Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их".
Р. Шуман

Ф. Мендельсон-Бартольди — немецкий композитор шумановского поколения, дирижер, педагог, пианист, музыкальный просветитель. Его многообразная деятельность была подчинена самым благородным и серьезным целям — она способствовала подъему музыкальной жизни Германии, укреплению ее национальных традиций, воспитанию просвещенной публики и образованных профессионалов. Мендельсон родился в семье с давними культурными традициями. Дед будущего композитора — известный философ; отец — глава банкирского дома, человек просвещенный, тонкий ценитель искусств — дал своему сыну прекрасное образование. В 1811 г. семья переехала в Берлин, где Мендельсон берет уроки у самых авторитетных педагогов — Л. Бергера (фортепиано), К. Цельтера (композиция). В доме Мендельсонов бывали Г. Гейне, Ф. Гегель, Т. А. Гофман, братья Гумбольдты, К. М. Вебер. Игру двенадцатилетнего пианиста слушал И. В. Гете. Встречи с великим поэтом в Веймаре остались самыми прекрасными воспоминаниями юных лет.

Общение с серьезными художниками, разнообразные музыкальные впечатления, посещение лекций в Берлинском университете, высокопросвещенная среда, в которой рос Мендельсон, — все способствовало быстрому профессиональному и духовному становлению. С 9 лет Мендельсон выступает на концертной эстраде, в начале 20-х гг. появляются первые его сочинения. Уже в юности началась просветительская деятельность Мендельсона. Исполнение под его управлением «Страстей по Матфею» И. С. Баха (1829) стало историческим событием в музыкальной жизни Германии, послужило толчком к возрождению творчества Баха. В 1833-36 гг. Мендельсон занимает пост музик-директора в Дюссельдорфе. Желание поднять уровень исполнения, пополнить репертуар классическими произведениями (оратории Г. Ф. Генделя и И. Гайдна, оперы В. А. Моцарта, Л. Керубини) натолкнулось на равнодушие городских властей, косность немецкого бюргерства.

Деятельность Мендельсона в Лейпциге (с 1836 г.) на посту дирижера оркестра Гевандхауз способствовала новому расцвету музыкальной жизни города, уже в XVIII в. прославленного своими культурными традициями. Мендельсон стремился привлечь внимание слушателей к величайшим произведениям искусства прошлого (оратории Баха, Генделя, Гайдна, Торжественная месса и Девятая симфония Бетховена). Просветительские цели преследовал и цикл исторических концертов — своеобразная панорама развития музыки от Баха до современных Мендельсону композиторов. В Лейпциге Мендельсон дает концерты фортепианной музыки, исполняет органные произведения Баха в церкви Св. Фомы, где 100 лет назад служил «великий кантор». В 1843 г. по инициативе Мендельсона в Лейпциге открылась первая в Германии консерватория, по образцу которой были созданы консерватории в других немецких городах. В лейпцигские годы творчество Мендельсона достигло наивысшего расцвета, зрелости, мастерства (Скрипичный концерт, «Шотландская» симфония, музыка к «Сну в летнюю ночь» В. Шекспира, последние тетради «Песен без слов», оратория «Илия» и др.). Постоянное напряжение, интенсивность исполнительской и педагогической деятельности исподволь подтачивали силы композитора. Тяжелое переутомление, потери близких людей (внезапная смерть сестры Фанни) приблизили кончину. Мендельсон умер в возрасте 38 лет.

Мендельсона привлекали различные жанры и формы, исполнительские средства. С равным мастерством писал он для симфонического оркестра и фортепиано, хора и органа, камерного ансамбля и голоса, обнаруживая подлинную универсальность дарования, высочайший профессионализм. В самом начале творческого пути, в возрасте 17 лет Мендельсон создает увертюру «Сон в летнюю ночь» — произведение, поразившее современников органичностью замысла и воплощения, зрелостью композиторской техники и свежестью, богатством фантазии. «Расцвет юности чувствуется здесь, как, может быть, ни в каком другом произведении композитора, — законченный мастер в счастливую минуту совершил свой первый взлет». В одночастной программной увертюре, возникшей под впечатлением комедии Шекспира, определились грани музыкально-поэтического мира композитора. Это светлая фантастика с оттенком скерцозности, полета, причудливой игры (фантастические танцы эльфов); лирические образы, сочетающие романтическую увлеченность, взволнованность и ясность, благородство выражения; образы народно-жанровые и картинные, эпические. Созданный Мендельсоном жанр концертной программной увертюры получил развитие в симфонической музыке XIX в. (Г. Берлиоз, Ф. Лист, М. Глинка, П. Чайковский). В начале 40-х гг. Мендельсон вернулся к шекспировской комедии и написал музыку к спектаклю. Лучшие номера составили оркестровую сюиту, прочно утвердившуюся, в концертном репертуаре (Увертюра, Скерцо, Интермеццо, Ноктюрн, Свадебный марш).

Содержание многих произведений Мендельсона связано с непосредственными жизненными впечатлениями от путешествий в Италию (солнечная, пронизанная южным светом и теплом «Итальянская симфония» — 1833), а также в северные страны — Англию и Шотландию (образы морской стихии, северного эпоса в увертюрах «Фингалова пещера» («Гебриды»), «Морская тишь и счастливое плавание» (обе 1832), в «Шотландской» симфонии (1830-42).

Основу фортепианного творчества Мендельсона составили «Песни без слов» (48 пьес, 1830-45) — замечательные образцы лирической миниатюры, нового жанра романтической фортепианной музыки. В противовес распространившемуся в то время эффектному бравурному пианизму Мендельсон создает пьесы в камерном стиле, выявляя прежде всего кантиленные, певучие возможности инструмента. Привлекала композитора и стихия концертной игры — виртуозный блеск, праздничность, приподнятость отвечали его артистической природе (2 концерта для фортепиано с оркестром, Блестящее каприччио, Блестящее рондо и др.). Знаменитый Скрипичный концерт ми минор (1844) вошел в классический фонд жанра наряду с концертами П. Чайковского, И. Брамса, А. Глазунова, Я. Сибелиуса. Оратории «Павел», «Илия», кантата «Первая Вальпургиева ночь» (по Гёте) внесли значительный вклад в историю кантатно-ораториальных жанров. Развитие исконных традиций немецкой музыки продолжили прелюдии и фуги Мендельсона для органа.

Многие хоровые произведения композитор предназначал для любительских хоровых обществ Берлина, Дюссельдорфа и Лейпцига; а камерные сочинения (песни, вокальные и инструментальные ансамбли) — для любительского, домашнего музицирования, во все времена чрезвычайно популярного в Германии. Создание такой музыки, обращенной к просвещенным любителям, а не только к профессионалам, способствовало осуществлению главной творческой цели Мендельсона — воспитанию вкусов публики, активному приобщению ее к серьезному, высокохудожественному наследию.