Жена Майка Науменко: у нас с Цоем была, смею надеяться, нежная дружба. Знаменитости погибшие при загадочных обстоятельствах Роман цоя с женой майка

«СтарХит» решил вспомнить несколько самых интересных фактов из фильма. Петербургский журналист Михаил Садчиков лично знал Виктора Цоя, Майка Науменко и Бориса Гребенщикова. Он откровенно рассказал, какими были герои, ознаменовавшие начало новой эпохи.

«Мне Витя запомнился совсем другим. Он был немногословный, тихий, скромный. Представьте, даже со своим первым директором Юрием Белишкиным, он до самого последнего момента общался на «вы». Помню немногословного Цоя, который в начале 80-х годов пришел ко мне на интервью вместе с музыкантом Георгием Каспаряном (гитаристом группы «Кино»). Общались мы в формате «вопрос – ответ», никаких лирических отступлений, шуток, рассуждений. Четкий вопрос – четкий ответ. Таким же он был на творческом вечере в Ленинградском Дворце Молодежи в конце 80-х годов, где я был ведущим – минимум слов, максимум музыки», – поделился Михаил.

По сюжету фильма «Лето», Виктор Цой приходит к Майку Науменко просить помощи. История сохранила факты, что музыкант действительно в начале своей карьеры советовался с друним музыкантом.

Науменко окончил спецшколу и хорошо знал английский язык, увлекался музыкой – в советское время он был одним из первопроходцев в жанре ритм-энд-блюза, а также рок-н-ролла. Правда, в фильме упор делается на то, что Цою больше помог Майк, хотя это не совсем так – первый альбом Виктора продюсировал Борис Гребенщиков, который и представил широкий публике молодого артиста.

«До сих пор идут большие споры, похожи ли актеры фильма на своих прототипов. Рома Зверь, для которого эта роль стала одной из первых в карьере, очень точно выразил образ Майка. В какой-то момент я даже ловил себя на мысли, что передо мной живой Науменко, настолько ярко Зверь вжился в роль: все эти заумные фразы, взгляды, полутона. Сложнее с корейским актером Тео Ю. На концертных выступлениях Тео довольно точно передает мимику и движения Цоя, который на сцене был словно струна. В жизни же почти двухметровый Цой был плавным и размеренным, и по большей части без эмоций, а в фильме Серебренникова он показан другим», – отметил Михаил.

Был ли роман между Натальей Науменко и Виктором Цоем, это один из главных вопросов, который встает после просмотра фильма «Лето». Вокруг Цоя окружало много женщин, которые симпатизировали ему, еще бы: высокий, атлетичный, немногословный, с гитарой. Майк же души не чаял в своей Наташе, которую сильно любил и в браке у них родился сын Женя.

Свидетели подтверждают, что романа между Натальей и Виктором быть не могло. Сам Борис Гребенщиков в одном из интервью говорил о том, что Майк и Цой были приятелями, поэтому увести любимую женщину у друга погибший музыкант не мог.

«В недавнем своем интервью Наталья Науменко отмечает, что Майка нельзя было назвать хорошим отцом – он много работал, был погружен в творчество, а вот сыном в детстве занимался мало. И в пример ставит Виктора Цоя, которого называет хорошим отцом. Но авторы фильма явно перестарались со сценой, когда Цой намыливает попку младенцу Науменко. Хотя Цой в роли няньки выглядит довольно-таки трогательно, учитывая его любовь к своему единственному сыну Александру Цою», – отметил Садчиков.

Также в фильме «Лето» Цой идет записываться на студию к Андрею Тропилло. На самом деле, действительно в 80-е годы в СССР профессиональная запись музыкальных альбомов была большой редкостью, и будущие звезды старались подружиться со звукорежиссером – именно благодаря нему были изданы альбомы «Аквариума», «Кино» и других звезд. Виктор поехал к нему в студию, чтобы записать несколько песен. Другое дело, что Тропилло в фильме выглядит неожиданно вылизанным и приглаженным, хотя в жизни он всегда немного растрепан и небрежен, с привычным шальным огоньком в глазах. Также в фильме Майк Науменко приходит к Борису Гребенщикову и просит записать альбом Виктора Цоя.

«Борис Гребенщиков всегда стоял особняком в рок-тусовке. Еще тогда, в далеких 80-х, когда ему было около 30 лет, нередко про него можно было услышать слово гений. И хоть Майк и БГ знали друг друга еще до описываемых событий в фильме, сойдясь на почве интеллектуальных пристрастий, тот менторский тон, каким Майк объясняет в фильме Гребенщикову, что может случиться с музыкантом в этой стране, если его не записать, намекая на то, что Цою пора делать альбом, не вытекает из логики характера Бориса Борисовича. Вряд ли такое могло произойти», – рассказал Садчиков.

В фильме главные герои то и дело пьют пиво и вино. Алкоголь неотъемлемая часть рокерской молодежи.

«Существует версия, что Науменко сгубил именно алкоголизм. По мнению Бориса Гребенщикова это не так, он сам говорит, что в середине 80-х Майк «употреблял пиво и вино не больше, чем все остальные в этой стране». Но вот уже во второй половине 80-х за ним стал водиться этот грешок. Как-то раз Майк даже давал слово БГ, что все под контролем, но в эти годы он стал хуже писать, говорить и работать. В какой-то момент у него случился инсульт, после которого он все-таки смог оправиться и снова начал выступать. А вот причина смерти Майка до сих пор загадочна: кто-то считает, что его сгубил алкоголь, кто-то называет другую – избиение на улице возле своего дома, после которой он скончался у себя в комнате», – поделился Михаил.

Виктор Цой говорит в фильме «Лето», что его песни – не шутка. Доподлинно неизвестно, как к своему творчеству относился сам музыкант, но многие его друзья отмечают, что он не был таким революционером и социально ориентированным человеком, каким его представляют сейчас.

«Даже в знаменитой песне «Мы ждем перемен» вовсе не тот прямолинейный смысл, который принято слышать сейчас. Эту теорию подтверждает и сын Цоя, Александр, который после нескольких лет молчания появился в рок-музыке. Он отмечает, что многие песни Цой писал с иронией, а они интерпретируются сейчас совсем иначе, чем было на самом деле», – подытожил Садчиков.

Наталья Науменко – бывшая жена , музыканта группы . Была непосредственной свидетельницей расцвета русского рок-н-ролла и рока. В их коммунальной квартире на Боровой собирались музыканты, впоследствии ставшие легендами: , Алексей Рыбин и другие. В 2018 году на экраны выходит кино «Лето», рассказывающее о малоизвестных фактах из жизни Виктора Цоя, Майка Науменко и Натальи.

Детство и юность

Родилась Наталья Васильевна Науменко 21 января 1960 года в Ленинграде. Ее девичья фамилия Россовская.

Наталья – человек непубличный, в ее биографии масса пробелов. Все ее интервью посвящены знаменитому бывшему мужу, а о своей жизни до Майка она предпочитает умалчивать. О ее детстве, родителях и образовании ничего не известно.

Карьера

Когда Наташа познакомилась с Майком и они решили пожениться, ей пришлось пойти в «Теплоэнерго», так как работникам организации выдавали комнаты. Для миниатюрной девчонки все было в новинку. Неведомые механизмы немыслимых размеров на котельной вселяли страх, который ей пришлось перебороть. Она работала оператором газовой котельной, попросту кочегаром.

В 1997 году Алексей Рыбин издал книгу «Право на рок», в нее вошли воспоминания Натальи о жизни с Майком. Ее часть получила заглавие «Отель под названием “Брак”».

Личная жизнь

Со своим будущим мужем – музыкантом и лидером группы «Зоопарк» Михаилом Науменко – девушка познакомилась, когда ей было 19 лет. Впервые она увидела его в коммунальной квартире на Васильевском острове, Наталье его представил ее двоюродный брат Вячеслав. Через месяц они вновь увиделись на свадьбе Славы, Майк много шутил, а после пригласил девушку на репетиции в Большой Театр Кукол, где на тот момент он работал.


Наталья Науменко и Майк Науменко в молодости

Вскоре молодой человек сделал девушке предложение, но со свадьбой решили повременить, так как в первую очередь следовало решить квартирный вопрос. Наталья забеременела, ей пришлось лечь в больницу. А как только ее выписали, Майк сразу же повел девушку в ЗАГС. Он хотел узаконить их отношения. Поэтому к свадьбе не готовились, все прошло быстро и сумбурно.

В июле у Натальи родился сын. Изначально они планировали назвать мальчика Марком, в честь Марка Болана. Но как только малыш появился на свет, все сразу же стали отговаривать новоиспеченных родителей от этого имени. Поэтому долго тянули и определялись, а в итоге дали сыну имя Евгений.


Жили крайне бедно, но, как и все в молодости, своей бедности не осознавали. Тем более, что тогда все в стране жили примерно одинаково. В их коммунальной квартире постоянно были гости, среди них и лидер Виктор Цой.

В отличие от Майка, которому было сложно найти общий язык с младенцем, Виктор частенько помогал Наталье. Он с такой легкостью управлялся с маленьким Женей, будто вырастил уже как минимум троих детей.

Существует версия, что между Натальей и Виктором был роман. В 2007 году женщина по просьбе Александра Житинского, который писал книгу о Цое, предоставила писателю свои дневниковые записи. Но изначально Наташа договорилась с Житинским, что ее воспоминания будут ему в помощь, а не для публикации.


Позднее он уверил ее в том, что все выглядит благородно и следует все оставить в книге так, как написала она. Женщина согласилась. В интервью «Аргументам и Фактам», которое Наталья дала в 2018 году, она сказала, что ей намного проще было бы жить, если бы она не поддалась на уговоры Житинского, а «теперь расхлебывает».

В то время Цой постоянно пропадал в доме у Науменко, между Наташей и Витей складывались дружеские и доверительные отношения. Они много разговаривали, хотя в компании Цой прослыл вечным молчуном. Однажды, перед 22-летием девушки, она попросила Майка сделать ей подарок – разрешить поцеловать Цоя. И хотя муж удивился подобному вопросу, но позволил.

В день ее рождения Майк был на работе: ушел на сутки и на торжестве отсутствовал. Тогда и случился их первый поцелуй, но не последний. Правда, женщина описывает их отношения как «детский сад», даже целовались будто одноклассники на школьном вечере. По словам Натальи Науменко, в течение непродолжительного периода у них была нежная дружба, но не более. Хотя Майк считал, что такие дружеские отношения намного опаснее, чем все остальное.


С Майком Наталья прожила 10 лет. Развелись супруги 15 августа 1991 года. Сделали это без скандалов и ненужных выяснений отношений. Вместе с сыном женщина переехала в Москву. 27 августа 1991 – через 12 дней после официального развода – Майк скончался. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг. Но вот обстоятельства, при которых оно произошло, до сих пор остаются невыясненными.

Наталья Науменко сейчас

В 2018 году на Каннском фестивале режиссер Кирилл Серебренников представит фильм «Лето». События картины разворачиваются летом 1981 года в Ленинграде. В центре сюжета жизнь Виктора Цоя, Майка Науменко и Натальи. Женщину сыграла , известная зрителю по блокбастеру «Притяжение». Роли музыкантов достались и .


Однако еще до показа вокруг картины разгорелся скандал. – основатель , прочитав сценарий, сообщил, что это все ложь от начала и до конца. По его словам, герои картины Серебренникова не имеют ничего общего с теми людьми, которых он знал лично.

Режиссер-документалист Александр Липницкий тоже скептически отнесся к картине. Он считает, что сюжет «высосан из пальца». В свое время он делал документальную ленту о группе «Кино», разговаривал с Александром Житинским.


Из их беседы он понял, что между Наташей Науменко и Виктором Цоем были легкие романтические отношения, на уровне флирта. Липницкий отметил, что не очень верит вообще во всю эту историю с романом, и даже если это правда, то она явно не тянет на сюжет картины.

Наталья же на вопрос о сложившейся ситуации вокруг фильма ответила неоднозначно. То, что она увидела на съемочной площадке, ей понравилось, режиссеру Кириллу Серебренникову она верит. Но высказывать свое мнение о картине, не видя ее, не считает правильным.

Майк Науменко – советский музыкант, основатель и бессменный участник группы «Зоопарк». Он стал первым исполнять классический рок-н-ролл на русском языке. Его тексты поражали и подкупали слушателей своим бытовым реализмом. Публике он известен как автор песен «Буги-вуги каждый день», «Пригородный блюз», «Сладкая N».

Детство и юность

Родился Михаил Науменко 18 апреля 1955 года. Его родители были коренными ленинградцами. Отец Василий Григорьевич преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте. Мать Галина Флорентьевна работала библиотекарем. Читать Миша научился рано, в 5 лет. В детском саду воспитательница сделала его постоянным чтецом. В детстве будущий музыкант не пел и не любил публичных выступлений.

Учился мальчик в спецшколе с углубленным изучением английского языка. К слову, впервые Майком его назвала учительница английского в школе. До 15 лет он музыкой не увлекался, впервые ею проникся, когда послушал пластинки . Тогда же бабушка купила внуку его первую гитару. Учился на ней он играть самостоятельно, вскоре стал сочинять песни. Первые тексты, написанные еще в школьные годы, были на английском языке.

Также он занимался переводами, перевел огромное количество иностранной литературы, связанной с рок-музыкой. Много читал. Помимо музыки, Науменко увлекался конструированием моделей самолетов.


После школы по настоянию отца поступил в ЛИСИ. Студенческая жизнь ему нравилась. Он получал стипендию, режим обучения был менее строгий, нежели в школе. Правда, учился он без интереса. Дважды брал академический отпуск, но каждый раз родители настаивали на продолжении учебы.

В итоге он все же бросил институт на 4 курсе, не доучившись всего полтора года. Науменко начал работать: сначала звукорежиссером в Большом Театре Кукол, позднее – сторожем. Но все это время продолжал заниматься музыкой.

Музыка

В начале своей музыкальной карьеры Майк Науменко поменял не один коллектив, играл на бас-гитаре. Но в 1974 году познакомился с . Вместе они записывают акустический альбом «Все братья – сестры». Но делают это буквально «на коленке». Из звукозаписывающего оборудования у них был только магнитофон. Они пели песни на берегу Невы, играли на гитаре и губной гармонике.


В 1980 году он решил заняться сольной карьерой и записал альбом «Сладкая N. и другие». В него вошли такие песни, как «Пригородный блюз», «Дрянь», «Если ты хочешь», «Сладкая N», впоследствии став хитами. Науменко не обладал выдающимся вокалом, поэтому большинство песен он исполнял речитативом. И популярность музыкант завоевал благодаря ироническим текстам. Он пел от первого лица, поэтому некоторые полагали, что он поет о себе.

Например, всех интересовало, кто же скрывается под этой полумифической «Сладкой N», ведь Науменко посвятил ей не одну песню. Сначала он отрицал ее существование, но не раз признавался, что безумно любит эту женщину, правда, не уверен в ее существовании.

Писатель и продюсер Александр Кушнир утверждает, что музыкант пел о местной художнице Татьяне Апраксиной. Также он отмечает, что девушка была лишь прообразом. А жена Науменко в интервью сказала, что это все же некий собирательный образ, идеал женственности.

В 1980 году Майк Науменко собирает коллектив, не без оглядки на , назвав его . Репетиции начались в ноябре 1980 года, а уже на следующий год их приняли в рок-клуб. Сам музыкант участвовал в первом концерте группы , исполнив гитарное соло. Одна из наиболее известных совместных работ Цоя и Науменко – это песня «Видели ночь».


Майк Науменко и группа "Зоопарк"

Примечательно, что в Москве «Зоопарк» пользовался большим успехом, нежели в Петербурге. Но в любом случае свой слушатель у группы был везде и всегда.

Вскоре музыканты записали концертный альбом «Blues de Moscou». В 1983 году Майк выпускает при помощи друзей свой сольный альбом «LV». Это римские цифры, число 55 – год рождения Майка Науменко. Пластинка задумывалась как полуакустическая, все песни написаны в разных стилях. Некоторые композиции Майк посвятил питерским музыкантам – , Юрию Морозову, .

На следующий год Майк с группой «Зоопарк» записали альбом «Уездный город N». Одноименная песня на пластинке длилась почти 15 минут и состояла из 15 куплетов и 15 припевов, которые ни разу за всю композицию не повторяются. В эту пластинку вошла и песня «Д.К.Данс», другое ее название «Мажорный рок-н-ролл». Она записывалась без наложений и с первого раза.

В 1984 году вышел альбом «Белая полоса». Заглавной композицией стала песня «Буги-вуги каждый день». На эту композицию был даже снят любительский клип. Тут сразу становится понятно, что Майк являлся ценителем музыки Марка Болана, Лу Рида и . В основу этой песни легла рок-н-рольная композиция Марка Болана «I Love to Boogie».


Группа «Зоопарк» давала концерты по всему Советскому Союзу. Но вскоре музыкант устал и перестал получать удовольствие от собственного творчества. Его здоровье ухудшилось, он стал злоупотреблять алкоголем. Появились проблемы с рукой, ухудшилась ее моторика. На гитаре стало играть сложнее.

Он много сочинял, но тут же все выбрасывал в мусорное ведро. В последний раз Науменко появился на сцене 14 марта 1991 года на концерте, посвященном 10-летию Ленинградского рок-клуба.

Еще три альбома вышли после смерти Майка. В 1991 году появился альбом «Музыка для фильма», в который вошли неизданные композиции со времен последнего альбома. В 2000 году выпустили диск «Иллюзии» со студийными записями группы, а также «W» – компиляция, собранная из выступлений «Зоопарка» на фестивалях Ленинградского рок-клуба.

Личная жизнь

Майк был женат на , у них родился сын Женя. Близких отношений с сыном у него не случилось. В настоящий момент Евгений работает на телевидении, женат, воспитывает двоих детей.


С 1988 года в семье начались ссоры, Майк уходил в депрессию. Развелись супруги 15 августа 1991 года, а 27 августа его не стало.

В июле 2017 года начал съемки фильма «Лето». Сюжет картины основан на малоизвестных фактах биографии Виктора Цоя, Майка Науменко и его жены Натальи. Несмотря на арест режиссера, ему удалось его смонтировать. Но точная дата премьеры пока неизвестна.

Смерть

Обстоятельства смерти Майка Науменко до сих пор остаются невыясненными. Умер музыкант 27 августа 1991 года. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг. Мужчину обнаружили родственники в его комнате в коммуналке. Они сразу же вызвали "скорую", но, к сожалению, уже было поздно.


Но большинство родных и близких уверены, что случившееся кровоизлияние не случайно. Накануне он возвращался из гостей, скорее всего, во дворе дома на него напали, так как исчезли его личные вещи. По голове Майку нанесли удар, проломив основание черепа, но он смог после этого подняться домой. Всю ночь он лежал и слабел, а утром скончался.

Похоронили Майка в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.

Дискография

  • 1978 – «Все братья –сестры» (совместно с Борисом Гребенщиковым)
  • 1980 – «Сладкая N и другие»
  • 1981 – «Blues de Moscou» (в составе группы «Зоопарк»)
  • 1982 – «LV»
  • 1983 – «Уездный город N» (в составе группы «Зоопарк»)
  • 1984 – «Белая полоса» (в составе группы «Зоопарк»)
  • 1991 – «Музыка для фильма» (в составе группы «Зоопарк»)
  • 2000 – «Иллюзии» (в составе группы «Зоопарк»)
  • 2000 – «W» (в составе группы «Зоопарк»)

Режиссер Кирилл Серебренников работает над съемками фильма «Лето», речь в котором идет о знаменитых ленинградских рок-музыкантах. В центре сюжета — лидеры групп «Зоопарк» и «Кино» Майк Науменко и Виктор Цой .

Уже на стадии производства ленты с критикой на нее обрушились многие друзья и знакомые обоих (ныне покойных) музыкантов. Критиковалась в том числе и любовная линия, предполагающая некие романтические отношения между Цоем и супругой Майка. АиФ.ru поговорил с самой Натальей Науменко о том, как она расценивает ажиотаж вокруг этой истории, а также о том, что на самом деле связывало ее с Цоем, и о том, каким был сам Майк.

Владимир Полупанов, «АиФ»: Наталья, могли бы вы прокомментировать ситуацию с фильмом?

Наталья: А зачем? Не хочется уподобляться тем, кто Пастернака не читал, но осуждает. Подождем, посмотрим, вот тогда можно будет и поговорить предметно. То, что мне удалось увидеть на съемочной площадке — атмосфера, отношения актеров и режиссера — очень понравилось. Я Кириллу верю.

Да, мне было бы намного проще жить, если бы много лет назад не поддалась на уговоры старого нашего приятеля Александра Житинского : «Я пишу книгу о Цое, а никто не может толком рассказать о нем — не знаменитом, не плакатном, юном...». Мы договорились, что мой текст Александр будет использовать исключительно во вспомогательных целях. Поэтому и разоткровенничалась. Но Саша писал письма с просьбой оставить все как есть, потому что герои выглядят благородно, и все такое прочее. Опять повелась. Вот теперь и расхлебываю...

- Майк ревновал вас к Цою?

Не было поводов ревновать. Хотя он считал, что такие дружеские отношения намного опаснее, чем всё остальное. Не пойму, что вдруг вцепились в эту историю? Я к Вите очень хорошо отношусь, но неинтересно мне быть его «одноклассницей» (условно говоря), которых, наверняка, уже набралось класса на три, подружкой, неизвестной любовью, известной любовью... В течение очень короткого времени у нас была, смею надеяться, нежная дружба. Поздравления с Днем Девочек и Днем Мальчиков (как в Японии, вместо 23 февраля и 8 Марта) и бесконечные разговоры (кто бы что ни твердил о Цое-буке, Цое-молчуне). Глубокий человек, умница. Не слишком часто, но мог и веселиться, и рассмешить отменными шутками. А вся наша «любовная история» — детский сад. Слава богу, можно вспоминать, не смущаясь, но с огромной нежностью.

Майк Науменко с супругой. Фото из личного архива Натальи

- Вы были музой для своего мужа Майка Науменко?

Нет. Все лучшие песни о женщинах написаны до моего появления в его жизни. «Сладкая N» — это собирательный образ, идеал, Вечная Женственность... Конечно, все понимала про лирического героя, но было немного обидно слушать «Отель под названием «Брак» или «Песню простого человека». А вдруг подумают, что про меня, жалеть будут бедного Майка... Майк моей глупости улыбался и обещал объявлять на концертах, что песня не про его жену, что его жена — совсем другая...

- А есть песни, которые он вам посвятил?

Нет. Разве что однажды подарил рукописный текст одной песни, где была строчка: «Наталье с тем, чтоб не знать ее другой»...

Майк Науменко. Фото из личного архива Натальи

- Вы всё время бедствовали в те времена?

Мы тогда не считали, что бедствуем. Все жили примерно одинаково. Потом стало легче — хорошие авторские поступали. Тогда мы рухлядь на нормальную мебель поменяли. Это было событием.

-Кем был Майк для своих друзей?

Для некоторых — учителем, для некоторых — понимающим другом, для кого-то — тем, с кем классно выпить и молча послушать хорошую музыку. Думаю, в какой-то мере, Майк был (как и Борис) просветителем. Он великолепно знал английский, читал Rolling Stone, Melody Maker, Guitar player... Откуда брал — не знаю. Самое любопытное и интересное пересказывал гостям. От Майка можно было узнать, какая вышла пластинка, что стоит послушать. И переводил на слух. Вряд ли я (и не только я) стала бы слушать Лу Рида , если бы не знала, о чем его песни. И Боба Дилана , и Коэна он тоже представлял как больших поэтов. Вот бы за Нобелевку Дилана порадовался!..

Наталья с сыном Евгением. Фото из личного архива Натальи

- А каким он был отцом?

Близких отношений с сыном у него не случилось. Думаю, Майк смог бы хорошим отцом для повзрослевшего уже мальчика. Помню, как радостно он учил нашего первоклассника выводить двойки из дневника. Или завести второй дневник. Я тогда спросила: «А от кого двойки будем скрывать?». Долго смеялись... Есть мужчины, которым нескучно возиться даже с новорожденным. Цой именно таким был. Я видела, как он своего Сашеньку купал — ловко бережно. Светился от счастья, наслаждался отцовством.

- А какие у Цоя и Майка были отношения? Они были друзьями?

Нет, особой дружбы не было. Думаю, приятельские отношения... Какое-то время Майк для него был учителем. Цой говорил, что ему обязательно нужно знать мнение Майка о новой песне. В тот период он сильно комплексовал и был очень неуверен в себе. А Майку верил.

Вы вынуждены были пойти работать в котельную, чтобы получить комнату в коммуналке на Боровой. Почему вы, а не муж, занимались решением жилищного вопроса?

Майк не хотел жить с родителями. И я не хотела. Выход один — стать дворником или кочегаром. Или сторожем. Майк стал сторожем, я — кочегаром. И работа сменная, и комнату дают. А дальше можно заниматься тем, что нравится. На работе — тоже. В моей маленькой газовой котельной хорошо читалось, и письма друзьям можно было писать, и английским заниматься. Майк в бытовке тоже песни писал. Там гостей было не в пример меньше, чем у нас дома...

-Вы говорили, что он был вам больше другом, нежели мужем?

Я так сказала? Не очень корректно... Может быть, позже... Здорово же, когда и через несколько лет после свадьбы тем для разговоров хватает на всю ночь!.. Майк очень любил Петербург (кстати, никогда не называл его Ленинградом), и ему нравилось показывать красивые дворы, уголки симпатичные, набережные маленьких рек. В мае, когда расцветала сирень, мы с ним шли от нашего дома на Боровой до Марсова поля по набережной Фонтанки. На Марсовом у каждого куста дышали сиренью и возвращались по Невскому. Не торопясь. Заходили в кафе. За чашкой кофе или бокалом сухого разговаривали... И так каждый год...

-Никаких атрибутов звёздной жизни у вас не было?

Не совсем поняла вопрос... Что вы имеете в виду?

- Даже фотографий совместных у вас очень мало. Почему?

Во-первых, у нас попросту не было фотоаппарата. Во-вторых, я ненавижу сниматься. Ну, если бы знали, что пригодится, если бы знали, что мальчики так быстро покинут нас... Конечно, очень жаль, что мало фотографий и киносъемок!.. Зато если по телевизору вдруг мелькал «Аквариум», «Секрет» или «Последний шанс», такая была радость! Наших показывают!

Фото из личного архива Натальи

- Часто ли были гости в вашей коммуналке?

- Почти всегда. Телефон в коридоре появился не сразу, так что гости могли явиться с поезда и поздно вечером, и рано утром. Да и с телефоном легче не стало. Если человек едет из Калининграда, Челябинска или Владивостока, разве можно его не принять?.. Часто оставались ночевать. Некоторые и неделями жили. Ничего, справлялись.. Если гости не помещались в нашей комнате, парочку-другую забирали соседи. Прекрасная была коммуналка! Замечательные соседи! Гитарист «Зоопарка» Саша Храбунов это понял и женился на одной из соседок — нашей певунье Тасе.

Фото из личного архива Натальи

- А много тогда выпивали?

Думаю, да. Гости приносили и привозили. Цой пил мало, я вообще его не помню пьяным... Майк очень любил пиво. Какие напитки ему нравились — не знаю; выбор был убогим. Что принесут, то и наливали всем. Вообще, это больная тема...

- В последние годы жизни он вообще ничего не писал?

Песни затормозились, сам он говорил о самоповторах, что теперь у него стихи лучше получаются... Я не врач, но сейчас мне кажется, что у него тогда начала развиваться депрессия...

- После вашего ухода от него он так и остался один?

Наверное, просто не успел поменять жизнь. Мы развелись 15 августа 1991-го, а 27-го его не стало...

Вокруг режиссера Кирилла Серебрянникова последнее время слишком много скандалов, судебных разбирательств. Еще одной проблемой стало больше, когда рок-певец Борис Гребенщиков высказал мнение о фильме «Лето» про Виктора Цоя. По его словам, фильм сплошной вымысел режиссера, и связи с реальными событиями нет.

Опальный режиссер Кирилл Серебрянников оказался втянут в очередной скандал. На этот раз его зачинателем стал рок-исполнитель Борис Гребенщиков. Певец негативно высказался о новом фильме «Лето» о Викторе Цое.

Майк Науменко жена Наталья, отношения с Цоем: Борис Гребенщиков назвал фильм Серебрянникова ложью

Недавно состоялась пресс-конференция в Санкт-Петербурге, которая была посвящена выходу альбома Бориса Гребенщикова «Время N». Невольно зашла речь о новом фильме «Лето» Кирилла Серебрянникова, которая вскоре выйдет на народный суд. Съемки фильма закончены, остался лишь монтаж.

Фильм рассказывает о лете 1981 года и посвящен жизни лидера группы «Кино» Владимира Цоя. Основными событиями являются отношения Владимира Цоя и Майка Науменко, лидера группы «Зоопарк», а также его жены Натальи Науменко.

По словам Гребенщикова, сценарий лжив, и в то время жили по-другому. И сценарист, по идее, в то время должен был бы служить в КГБ. От фильма у рок-исполнителя негативные ощущения именно по причине иного мнения о жизни в 1981 году.

«Сценарий - ложь от начала до конца. Мы жили по-другому. В его сценарии московские хипстеры, которые кроме как *** (заниматься сексом) за чужой счёт, больше ничего не умеют. Сценарий писал человек с другой планеты. Мне кажется, в те времена сценарист бы работал в КГБ», — недовольно рассказывал исполнитель.

На момент 1981 года Борис Гребенщиков, лидер рок-группы «Аквариум» хорошо общался и с лидером «Кино» и с лидером группы «Зоопарк». Они общались, выпивали, творили, любили вместе. И кому, как не Гребенщикову знать о жизни Виктора Цоя и Майка Науменко, а также событиях того времени.

Майк Науменко жена Наталья, отношения с Цоем: Борис Гребенщиков о режиссере фильма Лето

Сам же он высказал надежду на освобождение Серебрянникова от домашнего ареста, хотя и была ошибка в хищении средств на нужды фильма.

«Надеюсь, Кирилла Серебренникова освободят, но мнения о фильме у нас разные. Мне кажется, я прав, потому что я в то время жил. Любые игры с государством, могут закончиться в СИЗО. Государство - штука опасная. Я имею в виду брать деньги у государства», — уточнил Гребенщиков.

Напомним, Кирилл Серебрянников начал съемки фильма о Викторе Цое в июле 2017 года. Однако спустя время, съемки остановили из-за открытого дела об использовании и хищении средств из бюджета руководством «Седьмой студии». Фильм все же был закончен, когда режиссер находился под домашним арестом. В прокат фильм «Лето» должен выйти в нынешнем году, в конце лета.

Майк Науменко жена Наталья, отношения с Цоем: отношение тележурналиста к новому фильму

Мнение Бориса Борисовича о фильме «Лето» поддержали и другие творцы разных сфер, которые были знакомы с событиями 1981 года.

По словам Евгения Додолева, тележурналиста, сценарий на редкость делитантен и безграмотен. Он полностью согласен с мнением рок-исполнителя. Додолев выразил мнение, что автор сценария ни на минуту не знаком с событиями и персонажами, а также испытывает неприязнь ко всем рок-исполнителям и движению в целом. Однако, он выразил надежду, что этот бездарный сценарий сможет спасти реализация виденья Серебрянникова и его талант.

«Месяца два назад я читал сценарий: это удивительно дилетантская и безграмотная вещь. Единственная надежда на талант Кирилла, что он смог это облагородить. Мотивации, которые приписаны героям, и вообще их портреты - я в этом вижу глубокую неприязнь автора сценария ко всему рок-движению и к людям, которые его персонифицировали в те годы. Они показаны там плоскими. примитивными. Человек совершенно не знает материала», — рассказал журналист.

Майк Науменко жена Наталья, отношения с Цоем: мнение Александра Липницкого о фильме Лето

Александр Липницкий, рок-музыкант, режиссер-документалист изначально был иронично настроен по отношению к фильму. Липницкий уточнил, что сценарий не читал, но о проекте знал, и настроен против него. Режиссер при создании документального фильма о группе «Кино» брал интервью у писателя Александра Житинского.

Житинский на тот момент работал над созданием книги о лидере группы, и рассказал о записях, которые делала Наталья Науменко в своем дневнике. Там были действительно описаны романтические переживания Натальи, и отношения с Виктором Цоем, однако они настолько незначительные, как флирт. Поэтому, услышав о создании фильма, в котором будут заложены отношения Натальи и Виктора, Липницкий сразу отнесся иронично.

«… Отнесся к этому иронично, потому что там вся история высосана из пальца, она не тянет на фильм. Даже если это и правда, в чем я сомневаюсь. Поэтому у меня нет никаких иллюзий, что из этого получится что-то интересное. При том, что к Кириллу Серебренникову, как к театральному режиссеру, я отношусь с большим уважением», — рассказал режиссер.

Майк Науменко жена Наталья, отношения с Цоем: Артемий Троицкий о фильме Лето

Артемий Троицкий, музыкальный критик, наоборот был не против создания фильма. Он читал сценарий, видел героев, даже того, который исполняет самого Троицкого, и одобрил. Однако, роман Цоя и Натальи, по его словам, не действителен, «очень сильный перегиб палки». По его словам, об этом романе, если он и существовал, никто не слышал, возможно, даже кто-то из участников треугольника.

Критик также уточнил, что мнение Гребенщикова, основанное на одном сценарии не очень справедливое, ведь режиссер скорее всего внес свои коррективы.

«С другой стороны, я воспринял этот сценарий не более чем повод рассказать о по-настоящему веселых и вдохновенных временах, которые царили в Питере в начале 80-х годов. И вот тут уже надо смотреть фильм: насколько передана эта атмосфера и насколько убедительно то, что режиссер хотел этим фильмом высказать. А он, насколько я понимаю, хотел снять фильм в первую очередь о времени, а не о любовной драме», — рассказал Троицкий.