Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала XIX века. Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала XIX века Онегин молодой человек 19 века


4
«… Онегин - это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его встречают на каждом шагу… «Герой нашего времени» Лермонтова - его младший брат
(А.И. Герцен)

Вс тупление

В девятнадцатом веке в России господствовал самодержавно-крепостнический строй. В условиях этого строя положение народа было невыносимым; трагичной оказывалась судьба передовых мыслящих людей. Богато одаренные от природы люди погибали в его душной атмосфере или были обречены на бездействие. Эти люди с прогрессивными взглядами слишком рано появились на арене общественной жизни, для их появления еще не было благоприятных условий, они были «лишними» в жизни, а потому погибали. Это и нашло отражение в произведениях передовых писателей девятнадцатого века. «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» - лучшие художественные произведения своей эпохи. В центре событий люди из высшего общества, которые не могут найти применение своим способностям и умениям.
«В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и высшей степени народным произведением».
(В.Г. Белинский)

«Евгений Онегин»

Онегин - типичный представитель дворянской молодежи 20-х годов XIX века. Поэт создал такой образ, в котором отражена «та преждевременная старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Онегин - является современником, как автора, так и декабристов. Главного героя не интересует светская жизнь, карьера чиновника, ему всё скучно. По слова В.Г. Белинского, Онегин «был не из числа обыкновенных людей», а Пушкин же говорит, что скука Онегина происходит из-за того что у него нет полезного дела. Онегин «страдающий эгоист», но все, же незаурядная личность. Русское дворянство того времени было сословием землевладельцев и помещиков. Владение поместьями и крепостными было некой измерительной рулеткой богатства и престижа, а также высокого общественного положения. Отец Евгения «давал три бала ежегодно и промотался, наконец», а сам главный герой после получения наследства от «всех своих родных» стал богатым помещиком и…
Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный...
Но богатство также связано с разорение и долгами. Закладыванием итак уже заложенных имений, долги были не только делом бедных помещиков, но и многих «сильных мира сего». Одной из таких причин в этой ситуации было сложившееся в царствование Екатерины II представления «истинно дворянское поведение заключается не только в больших тратах, но и в тратах не по средствам». Благодаря появлению из-за границы различной просветительной литературы, люди, а именно молодое поколение начали понимать пагубность крепостнического ведения хозяйства, в их числе был и Евгений. Он «читал Адама Смита и был глубокий эконом». К сожалению таких людей, было немного, поэтому, когда Онегин, под влиянием идей декабристов «ярем он барщины старинной оброком легким заменил»,
…В своем углу надулся.
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед.
В случае наследник может принять наследство и с ним взять на себя долги или отказаться от него, предоставив кредиторам самим улаживать счета между собой. Молодость время надежд на получение наследства. Во второй половине жизни следовало освободиться от долгов, став наследником «всех своих родных» или выгодно женившись.
Блажен…
Кто в двадцать лет был франт иль хват.
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов.
Для дворян того времени военная служба была естественной, а отсутствие этой черты должно было иметь специальное объяснения. Онегин как ясно из романа, вообще никогда не служил, что делало Евгения белой вороной в кругу современников. В этом случае показана новая традиция. Раньше отказ от службы называли эгоизмом, то теперь отказ стал приобретать форму борьбы за личную независимость и отстаивание права жить независимо от государственных требований. Так и Онегин ведет жизнь, свободную от служебных обязанностей. Такую жизнь в то время мог себе позволить не каждый. Возьмем в пример порядок, рано ложится и рано вставать, подчинятся которому, должен был не только чиновник, но и император. Это являлось своего рода признаком аристократизма, отделявшим не служащего дворянина от простонародья и деревенских помещиков. А вот мода вставать, как можно позже восходила от французской аристократии и была занесена в Россию эмигрантами. Излюбленные места для прогулок был Невский проспект и Английская набережная, именно там Онегин и гулял «надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Возможность в послеобеденное время заполнить промежуток между рестораном и балом, являлся театр. Театр был не только местом зрелищ, но и своеобразным клубом, где велись светские беседы.
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - все кипит;
Все хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам.
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам.
Устав от городской жизни Онегин поселяется в деревне. Там и начинается дружба Онегина и Ленского, которые как говорит Пушкин, сошлись «от делать нечего». Это, в конечном счете, привело к дуэли.
Роман «Евгений Онегин» - неисчерпаемый источник рассказывающий о нравах и жизни того времени. Сам же Онегин является истинным героем своего времени и для того что бы понять его мы изучаем время в котором он жил.
«В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажения; но всё это выкупается его богатой натурой»
(В.Г. Белинский)

«Герой нашего времени»

Печорин-герой совсем иного переходного времени, представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов. Г.А. Печорин - одно из главных художественных открытий М.Ю. Лермонтова. В нем получили свои художественное выражение коренные особенности последекабристской эпохи. В образе и типе Печорина запечатлено разительное несоответствие внешнему и внутреннему миру. Он неоднократно в своем дневнике говорит о своей противоречивости и двойственности. Эта двойственность рассматривалась как результат светского воспитания и воздействие на него дворянской сферы, переходного характера его эпохи.
Объясняя цель создания романа, М.Ю. Лермонтов еще в предисловии дает понять, чем для него является образ Печорина: «Герой нашего времени милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Автор ставил перед собой задачу, желая отобразить на страницах романа, героя своего времени. И вот перед нами Печорин - трагичная личность, молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе вопрос «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». В изображении Лермонтова, Печорин - человек вполне определенного времени. Это дворянин-интеллигент николаевской эпохи, её жертва и герой в одном лице, чья душа испорчена светом. Личность Печорина представлена в романе как неповторимое индивидуальное проявление в нем общечеловеческого видового и родового. От своего предшественника Онегина, Печорин отличается не только темпераментом, глубиной мысли и чувства, силой воли, но и степенью осознанности себя, своего отношения к миру. Печорин в большей степени, чем Онегин, мыслитель, идеолог. Он органично философичен. В этом отношении он характерный представитель своего времени, по словам Белинского «века философствующего духа». Печорин воплощает такие качества как развитое сознание и самосознание, восприятие себя представителем не только наличного общества, но и всей истории человечества в целом. Но будучи сыном своего времени и общества, он несет на себе и их неизгладимую печать. В личности Григория наблюдается особенно характерное для социального неустроенного обще и т.д.................

Евгений Онегин - молодой дворянин и аристократ, главный герой величайшего романа в стихах А.С Пушкин «Евгений Онегин», который создавался русским гением на протяжении восьми лет. В данном произведении, названном выдающимся литературным критиком XIX века В.Г. Белинским «энциклопедией русской жизни», Пушкин отразил все свои мысли, чувства, понятия и идеалы, его жизнь, душу и любовь.

В образе главного героя автор воплотил тип современного человека его эпохи, который на протяжении всего романа, как и Пушкин взрослеет, умнеет, набирается опыта, теряет и приобретает друзей, совершает ошибки, страдает и заблуждается, принимает решения, кардинально меняющие его жизнь. Само название романа показывает центральное место героя в произведении и особенное отношение Пушкина к нему, и хотя у него нет прототипов в реальной жизни, он знаком с автором, имеет с ним общих друзей и реально связан с реальной жизнью того времени.

Характеристика главного героя

(Евгений с Татьяной, встреча в саду )

Личность Евгения Онегина можно назвать довольно сложной, неоднозначной и противоречивой. Его эгоизм, тщеславие и высокие запросы как к окружающей действительности, так и к самому себе - с одной стороны, тонкая и ранимая душевная организация, мятежный дух, стремящийся к свободе - с другой. Гремучая смесь этих качеств делает его человеком незаурядным и сразу привлекает внимание читателей к его персоне. Мы знакомимся с главным героем в возрасте 26 лет, он описывается нам как представитель петербургской золотой молодежи, равнодушный и наполненный злостью и желчной иронией, не видящий ни в чем смысла, уставший от роскоши, праздного безделья и прочих земных развлечений. Чтобы показать истоки его разочарования в жизни Пушкин рассказывает нам о его происхождении, детстве и отрочестве.

Онегин родился в аристократической богатой, но позже разорившейся семье, получил довольно поверхностное, оторванное от реалий русской жизни, но вполне типичное для того времени образование, которое позволяло ему легко владеть французским языком, танцевать мазурку, непринужденно кланяться и обладать приятными манерами для выхода в свет.

Окунувшись в беззаботную светскую жизнь с её развлечениями (посещение театров, балов, ресторанов), любовными романами, полным отсутствием обязанностей и необходимости зарабатывать себе на жизнь, Онегин быстро пресыщается и чувствует настоящее отвращение к пустой и праздной столичной мишуре. Он впадает в депрессию (или как тогда это называлось в «русскую хандру») и пытается отвлечься, найдя себе какое-то занятие. Сначала это литературная проба пера, которая закончилась полным провалом, затем запойное чтение книг, быстро ему наскучившее, и наконец бегство и добровольное затворничество в деревенской глуши. Изнеженное барское воспитание, не привившее ему любви к труду и отсутствие силы воли, привели к тому, что ни одно дело он не смог довести до логического завершения, он слишком долго провел времени в праздности и лени, и такая жизнь испортила его окончательно.

Приехав в деревню Онегин избегает общества соседей, живет уединенно и обособленно. По первых порах он даже пытается некоторым образом облегчить жизнь крестьян, заменив барщину «легким оброком», но сказываются старые привычки и проведя одну единственную реформу, ему становится скучно и уныло и он все бросает.

(Картина И. Е. Репина "Дуэль Онегина с Ленским" 1899 )

Настоящими подарками судьбы (их Онегин эгоистично не оценил и беспечно отбросил) стала искренняя дружба с Ленским, которого Евгений убил на дуэли, и возвышенная, светлая любовь прекрасной девушки Татьяны Лариной (тоже отвергнутая). Став заложником общественного мнения, которое он самом деле так презирал, Онегин соглашается на поединок с Ленским, ставшим ему по-настоящему близким по духу человеком, и смертельно ранит его на дуэли.

Эгоизм, равнодушие, безразличие к жизни и душевная черствость не позволили ему оценить великий дар любви, предложенный судьбой и он на всю жизнь остается одиноким и неприкаянным искателем смысла жизни. Повзрослев и поумнев, он снова встречает Татьяну в Петербурге и без ума влюбляется в ту роскошную и блестящую светскую даму, которой она стала. Но уже поздно что-то менять, его любовь отвергнута из-за чувства долга и Онегин остается ни с чем.

Образ героя в произведении

(Картина Ю. М. Игнатьева по роману "Евгений Онегин" )

Образ Онегина в русской литературе открывает целую плеяду героев, так называемых «лишних людей» (Печорин, Обломов, Рудин, Лаевский), которые мучаются в окружающей их действительности, находятся в поисках новых моральных и духовных ценностей. Но слишком слабохарактерны, ленивы или эгоистичны, чтобы предпринимать какие-нибудь реальные действия, которые могут изменить их жизнь в лучшую сторону. Финал произведения неоднозначен, Онегин остается на распутье и еще может найти себя и совершить действия и поступки, которые пойдут на благо общества.

Поиски смысла жизни молодыми людьми начала 19 века в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

В произведениях Пушкина «Евгений Онегин» и Грибоедова «Горе от ума» изображен один и тот же период в жизни русского общества - годы накануне восстания декабристов. В то время дворянское общество разделилось как бы на три группы. Большая часть дворян проводила время на балах, и ее совершенно не интересовала ни судьба русского народа, ни судьба родины. Другая группа представляет собой разочаровавшихся в жизни людей, не способных, однако, порвать с обществом и вступить на путь борьбы. Таков герой романа Пушкина - Онегин.
А самая малочисленная группа дворян, представителем которой является Александр Андреевич Чацкий, вступила на путь борьбы с самодержавием, так как таким людям судьба Родины и народа никогда не бывает безразлична. Они всем сердцем и душой стремятся изменить жизнь к лучшему, даже если это достигается ценой их репутации, положения в обществе и даже жизни.
Чацкий и Онегин - молодые люди примерно одного возраста и происхождения, оба они по праву своего рождения принадлежат к самой высшей аристократии. Они получили обычное для дворянской молодежи того времени образование и воспитание, когда учили «чему-нибудь и как-нибудь». Воспитанием и Чацкого, и Онегина занимались гувернеры-иностранцы, «числом поболее, ценою подешевле». Но если Евгений Онегин, получив определенный минимум знаний, «пускается в большой свет», то Чацкий уезжает за границу «ума искать», то есть продолжает образование, и это является одной из причин, почему так по-разному складываются их жизни.
Онегин, презирая людей, среди которых вынужден находиться, оставался с ними в приятельских отношениях, не найдя в себе сил порвать с тем обществом, к которому принадлежал. Чацкий же, вернувшись из-за границы и не видя никаких перемен к лучшему у себя на родине, открыто вступает в конфликт с людьми, к кругу которых он принадлежит.
И Чацкий, и Онегин - люди умные. Лиза, горничная Софьи, говорит, что Чацкий «чувствителен, и весел, и остер». Пушкин же отмечает «резкий, охлажденный ум» своего героя. И оба они - люди «странные» для тех, среди кого им приходилось жить. Чацкий с горечью восклицает:
Я странен? А не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож...
Пушкин также говорит о «неподражаемой странности» Онегина. А вся «странность» героев объяснялась неудовлетворенностью той жизнью, которую они вели. Но если Чацкий четко осознает свои обязанности, свой гражданский долг, то Онегин целиком отдается «русской хандре». Он, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, томясь в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел».
Чацкий хочет служить «делу, а не лицам». Он стремится облегчить жизнь народа, не только обличая помещиков-крепостников, но и проводя определенные реформы в своих владениях. Недаром Фамусов упрекает его: «Именьем, брат, не управляй оплошно». Онегин тоже, как и Чацкий, пытался облегчить жизнь крестьян;
Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил... И раб судьбу благословил...
Но дальше этого дело не пошло. Не зная жизни своего народа, будучи оторванным от национальных корней, Онегин не смог довести до конца начатое. Онегин во всем такой. Он пробовал и читать, и писать, но «труд упорный был ему тошен». Вспомним стремление Чацкого к активной деятельности. Во всем его поведении чувствуется какая-то живость, энергия. Онегину же все надоело, он скучает от безделья.
По-разному проявляется у Чацкого и Онегина их способность любить. Если Чацкий искренне любит Софью, видя в ней свой женский идеал, свою будущую жену, то в Онегине «рано чувства... остыли», он не способен на любовь. «Я не создан для блаженства», - говорит он Татьяне.
На мой взгляд, Чацкий и Онегин очень не похожи друг на друга, однако их многое объединяет. Это люди с «озлобленным умом, кипящим в действии пустом». Вот она, «русская хандра»! Но если Онегину, как отмечал Писарев, только и остается, что «махнуть рукой на свою скуку, как на неизбежное зло», то Чацкому предначертан другой путь. На мой взгляд, его судьба предрешена. Скорее всего он оказался среди тех, кто вышел 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь. Затем вместе со всеми, принимавшими участие в заговоре, вернулся из ссылки только после смерти Николая в 1856 году, если, конечно, не погиб в день восстани
я. В этом, как мне кажется, и заключается главное отличие Чацкого от Онегина, который так и не смог реализовать себя. Именно он является родоначальником галереи «лишних людей», о которых Белинский писал: «И эти существа часто бывают одарены большими нравственными преимуществами, большими духовными силами, обещают много, исполняют мало или ничего не исполняют. Это не от них самих, тут есть fatum, заключающийся в действительности, которой они окружены, как воздухом, и из которой не в силах и не во власти человека освободиться».
«Чацкий - декабрист», - писал Герцен. И он, конечно, прав. Но не менее важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого».
Нам одинаково дороги как Чацкий, так и Онегин, ведь они являются представителями одного из самых интересных периодов нашей истории - первой четверти XIX века. И, несмотря на их недостатки, читатель сопереживает этим героям. И пусть проходит время, приносит с собой новые перемены, но герои Грибоедова и Пушкина всегда будут вызывать у читателя только положительные эмоции и во многом будут служить примером.

Молодой герой первой трети XIX века - Онегин и Печорин

Евгений Онегин и Григорий Печорин - два героя, две эпохи, две судьбы. Один являет собой результат разочарования в прежних идеалах (идеалах свободы, равенства, братства), так как его творец сформировался как личность в 10-е- 20-е годы XIX века. Другой - типичный представитель молодежи 30-х годов. Эта эпоха характеризуется полнейшим бездействием, наступившим после восстания на Сенатской площади, отсутствием идеалов вообще.

Оба героя открывают многочисленную галерею "лишних людей". Да их, по меткому выражению Герцена А. И., можно считать братьями: "Онегин - это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его встречают на каждом шагу... "Герой нашего времени" Лермонтова - его младший брат". У Онегина и Печорина много сходного: оба они являются представителями столичного дворянства, они богаты, хорошо образованы, оба владеют наукой "страсти нежной", умны, стоят на голову выше окружающих. В душе их скопились необъятные силы, не находящие положительного применения. Жизнь им скучна, как давно прочитанная книга. И они ее равнодушно листают, позевывая в кулак. Еще в поэме "Кавказский пленник" Пушкин ставил своей задачей показать в герое "преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения". Эта цель была достигнута только в романе "Евгений Онегин".

Онегин - современник Пушкина и декабристов. Онегиных не удовлетворяла светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Белинский указывает на то, что Онегин не мог заняться полезной деятельностью "по некоторым неотвратимым и не от нашей воли зависящим обстоятельствам", то есть из-за общественно-политических условий. Онегин, "страдающий эгоист", "эгоист поневоле, - все же незаурядная личность. Поэт отмечает такие его черты, как "мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум".

Печорин - другой пример "до времени созревшего", состарившегося молодого человека. Как ни парадоксально это сравнение, тем не менее оно очень четко отражает суть характера Печорина. Невольно вспоминаются строки из "Думы" Лермонтова: Так, ранний плод, До времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз Висит среди цветов - пришлец осиротелый. И час их красоты - его паденья час.

Печорин - герой 30-х годов 19 века. Эта натура более активная, чем Онегин. Печорин жаждет деятельности. У него -осознание своей силы и желание применить эту силу в жизни. В своем дневнике он записывает: "Зачем я жил? Для какой цели я родился? Верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные". Возможностей применить свои богатые силы у молодых людей того времени было очень мало. В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века богатые силы Печорина не могли найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения. "Но не угадал я своего назначения, увлекся приманками страстей..." Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям несчастье: покидают свой дом контрабандисты ("Тамань"), убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мэри, не знает счастья Вера ("Княжна Мэри"), умирает Бела ("Бела"), зарублен пьяным казаком Вулич ("Фаталист"), разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. Причем Печорин хорошо понимает свою неблагодарную роль: "Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни упадал я на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил".

По словам Белинского "Герой нашего времени" - это "грустная дума о нашем времени...", а Печорин - "это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою".

В предисловии ко второму изданию "Героя нашего времени" Лермонтов не высказал прямо своего отношения к герою. Прежде всего автор ставил перед собой задачу правдиво показать типичного героя своего времени.

И все же Лермонтов верит в своего героя, верит в то, что "сердце его жаждет любви чистой и бескорыстной", в то, что Печорин не стопроцентный эгоист, потому что "эгоизм не страдает, не обвиняет себя, но доволен собою, рад себе..." Лермонтов, по словам Белинского, верит в духовное возрождение - своего героя: "Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, - и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви". Мы восхищаемся гением Пушкина и Лермонтова, сумевших отразить в своих героях веяние времени. Их произведения мы по праву можем назвать документами своей эпохи.

«Евгений Онегин образ автора» - Тематика и роль лирических отступлений в романе. План сочинения на тему: «Образ Евгения Онегина». Лирические отступления придают роману глубину, всеохватность, широту. Образ автора. Татьяна и Ольга Ларины. Тематика лирических отступлений. Кто из героев участвует непосредственно в сюжете романа? Онегин – тип молодого человека начала XIX века.

«Евгений Онегин роман» - В 1 главе мы проанализировали сцену в театре и увидели, что Онегин – духовный инвалид. Белинский о Евгении Онегине. План исследования: Ход исследования: Прежде всего человек – сложный, меняющийся, противоречащий сам себе. Вслед за Онегиным появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов.

«Уроки по Пушкину Евгений Онегин» - А.С.Пушкин. Геройный мир романа. Роман «Евгений Онегин». Анна Ахматова. Подведение итога урока. Урок-пролог к изучению романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин». Вступительное слово учителя. Композиция романа. План урока.

«Евгений Онегин игра» - Евгений Онегин. Царскосельский Лицей. Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог… Пушкин друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Биография А. Пушкина. Игроки выбирают тему, затем вопрос. Расположите в правильной последовательности события, описанные в романе: Здесь Пушкин очень плодотворно поработал.

«Татьяна Ларина» - Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть… Мы узнали, что воспитанием дворянских девочек занималась сначала няня, а затем гувернантки, зачастую взятые из иностранной среды. Девушек обучали хорошим манерам, иностранным языкам, искусству танца, музицированию, рукоделию.

«Роман Онегин» - В.Г.Белинский. Литературная полемика вокруг романа. Откуда в деревню прибыл Ленский? «Не роман, а роман в стихах». Художественный метод в искусстве и литературе. Писарев. Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». Публикация: Цели урока: Куда мусье водил гулять юного Онегина?

Всего в теме 14 презентаций