Общественный характер производства. Производственные отношения и экономическая система

Жизнедеятельность человека изучается самыми различными науками, представляющими отдельные отрасли знания, каждая из которых может быть полным хозяином в ограниченной сфере, в точно отмежеванных ей пределах исследования.

Экономическая теория изучает хозяйственную деятельность людей.

Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразную деятельность, т.е. усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на известном расчете и направленные на удовлетворение разного рода их потребностей.

Жизнедеятельность человека в процессе хозяйствования проявляется, с одной стороны, в трате энергии, ресурсов и т. д., а с другой - в соответствующем пополнении жизненного расхода, при этом экономический субъект (т. е. человек в хозяйственной деятельности) стремится действовать рационально, т. е. путем сопоставления затрат и выгод (что не исключает ошибок в принятии хозяйственных решений). И объясняется такое поведение следующим.

Существенной чертой человеческой жизни и деятельности является зависимость от материального мира. Одни материальные блага (воздух, вода, солнечный свет) находятся в таком количестве и в такой форме, что пользование ими оказывается для человека доступным всюду, во все времена. Удовлетворение потребностей в них не требует никаких усилий и пожертвований. Это свободные и даровые блага. Пока сохраняются такие условия, эти блага и потребности в них не являются заботами и расчетами человека.

Другие материальные блага имеются в ограниченном количестве (разного рода "редкости"). Чтобы удовлетворить имеющиеся в них потребности и иметь их в доступном количестве, необходимы усилия на добывание и приспособление их к потребностям. Эти блага называются хозяйственными. Именно они интересуют практика-хозяйственника и экономиста- теоретика. Утрата этих благ составляет потерю, ущерб, возмещение которых требует новых усилий, затрат, пожертвований. От них зависит благосостояние людей, поэтому хозяйственник обращается с ними бережно, экономно, расчетливо.

Хозяйственная деятельность людей представляет собой очень сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором экономическая теория выделяет четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление. Производство - это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека. Распределение - это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйствующий человек принимает участие в произведенном продукте. Обмен - процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен веществ. Потребление - процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Все эти стадии находятся во взаимосвязи и взаимодействии (рис. 2.1.1).

Но прежде чем охарактеризовать взаимосвязь данных четырех стадий, важно отметить, что всякое производство есть процесс общественный и непрерывный; постоянно повторяясь, оно исторически развивается - идет от простейших форм (добычи первобытным человеком пищи с помощью первобытных средств) до современного автоматизированного высокопроизводительного производства. При всей несхожести этих типов производства (и с точки зрения материальной основы, и с точки зрения общественной формы) можно выделить общие моменты, присущие производству как таковому.

Производство вообще есть процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей.

Хотя производство вообще - это абстракция, но абстракция разумная, поскольку она действительно выделяет общее, фиксирует его и потому избавляет нас от повторений.

Всякое производство характеризуется взаимодействием трех простых элементов: труда, предметов труда и средств труда.

Труд человека играет решающую роль в процессе производства. Он является основополагающим условием жизни общества. Именно труду принадлежит активная, творческая, созидательная роль. Труд - источник богатства. Все материальные блага и услуги являются результатом труда человека. Еще древние понимали особую роль труда. Например, известны слова Горация: "Смертным ничего не дается без большого труда" (рис. 2.1.2).

Взаимодействие рабочей силы и средств производства реализуется посредством технологии и организации производства. Технология отражает техническую сторону производства и представляет собой способ воздействия человека на предметы труда, основанный на использовании механических, физических, химических свойств средств производства. Организация производства обеспечивает единство, взаимодействие всех работников, участвующих в производстве, связанных между собой разделением труда, а также организацию использования рабочей силы и средств производства. Через такие формы, как специализация, комбинирование, кооперация, концентрация производства и т. д. развивается взаимосвязь производства по отраслевому и территориальному направлениям. Совершенствование сложной и гибкой системы организационных связей является важным условием экономического роста.

Общественный характер производства, что дает основание для существования понятия "общественное производство", объясняется тем, что процесс производства осуществляется не изолированными субъектами хозяйства, а в обществе в системе общественного разделения труда и специализации.

Общественное разделение труда означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности, что означает специализацию в производстве тех или иных благ.

Именно в силу организации, кооперирования и разделения труда производство носит общественный характер. Поскольку производство всегда носит общественный характер, люди независимо от их воли и сознания вступают в нем в определенные отношения друг с другом и не только по системной организации факторов производства, но и по общественной форме участия в нем и характеру присвоения его результатов.

Сегодня серьезно возрастает значение энергии и информации. До недавнего времени основной двигательной силой и главным источником энергии, применяемой в производстве, были механические и особенно электрические двигатели. В 1924 г. в Лондоне на Международной энергетической конференции немецкий физик О. Винер подсчитал, что механические двигатели всего мира в то время, когда на земле проживало не более 2 млрд, человек, заменяли труд приблизительно 12 млрд, человек. C тех пор мощность механических двигателей на земном шаре значительно возросла, стали использоваться более мощные источники энергии, такие как атомная, внутриядерная, лазерная, энергия химических процессов и др. Подсчитано, что к концу XXI в.

атомные электростанции будут давать до 45% всей электроэнергии мира. Огромное значение сегодня играет информация, которая выступает условием работы современной системы машин, включающей в свой состав управляющее устройство, и условиям повышения качества, квалификации рабочей силы, а также необходимой предпосылкой успешной организации самого процесса производства.

Соотношение и взаимосвязь четырех стадий хозяйственной деятельности человека выражается в следующем.

Производство - исходный пункт хозяйственной деятельности, потребление - конечный пункт, распределение и обмен, опосредствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Хотя производство является первичной стадией, оно служит потреблению. Потребление образует конечную цель и мотив производства, поскольку в потреблении продукт уничтожается, оно диктует новый заказ производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Развитие потребностей является движущей силой развития производства. Но возникновение самих потребностей обусловлено производством - появление новых продуктов вызывает соответствующую потребность в этом продукте и его потреблении.

Распределение и обмен продукта зависят от производства, ибо распределять и обменивать можно только то, что произведено. Но, в свою очередь, они не пассивны по отношению к производству, а оказывают активное обратное воздействие на производство. В самом общем виде, согласно принятым методам учета, структура общественного производства может быть представлена следующим образом (рис. 2.1.3).

В материальное производство, согласно официальной статистике, входят отрасли и предприятия, где производятся материальные блага: это промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, а также отрасли, оказывающие материальные услуги: транспорт, связь, коммунальное и личное подсобное хозяйство. Такое решение вопроса далеко не бесспорно, и в экономической литературе высказываются позиции, отрицающие правомерность отнесения отраслей народного хозяйства, представляющих сферу обращения (т. е. торговлю, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки) к материальному производству на том основании, что их главная функция - купля-продажа не создает нового продукта и не увеличивает стоимость товара.

От сферы материального производства следует отличать непроизводственную сферу, или сферу нематериального производства. К ней относятся: здравоохранение, просвещение, наука (дискуссионно), культура, искусство, жилищное, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию, спорт и т. д.

Труд, затрачиваемый в сфере материального производства и создающий материальные блага, выступает как труд производительный.

Непроизводительный труд - это труд, не участвующий в создании материальных благ.

Производительный и непроизводительный труд является общественно полезным трудом, необходимым для развития общества, воздействующим на повышение эффективности совокупного общественного продукта труда.

Общественно полезными могут быть не только вещи, материальные блага, но и услуги материального (ремонт, транспорт, хранение) и нематериального характера (услуги образования, здравоохранения, культуры, быта). Производственные потребности удовлетворяются научными, информационными, транспортными и другими услугами. Совокупность всех услуг образует сферу услуг.

Производственные и личные услуги - это составная часть общественного продукта, а труд, затрачиваемый на их производство, выступает как часть производительного, общественно полезного труда.

HTP обусловила быстрое развитие сферы обслуживания, которая не создает самостоятельного материального продукта, но выполняет важные общественные функции. К этой сфере относятся производственная и социальная инфраструктуры.

Для современного воспроизводства существенную роль играет также сфера военной техники. Кроме того, в некоторых странах (с моноспециализацией - например, нефть) выделяют и нулевое подразделение - добычу нефти.

Минимально допустимым для общественного воспроизводства является наличие в воспроизводстве двух подразделений: Iu II. I - это производство средств производства, II - производство предметов потребления. Такое деление обусловлено тем, что средства производства и предметы потребления выполняют существенно различные функции в процессе воспроизводства. Если первые служат для воспроизводства преимущественно вещественных, материальных элементов производительных сил, то вторые - для воспроизводства личного фактора производства.

Все вышеизложенные процессы осуществляются при определенных условиях, в определенной обстановке, экономической среде.

Учение о среде человеческого хозяйства различает естественную и социальную среду. Это объясняется тем, что в своей хозяйственной деятельности люди ограничены и обусловлены: во-первых, природой; во-вторых, общественной организацией.

Естественная среда определяет естественные условия хозяйствования. Сюда относятся климатические и почвенные условия, условия наследственности, количество населения, качество питания, жилища, одежды и т. д. Мы уже знаем, что человек осуществляет свою деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов. Так, известно, что площадь земного шара равна 510,2 млн. кв. км, причем большая часть (3/4) приходится на моря. При этом различны почвенные условия земной коры, ограничен объем полезных ископаемых, разнообразна флора и фауна (леса, пушнина и т. д.) - все это обусловливает определенные условия хозяйствования.

Разнообразны и климатические условия жизнедеятельности людей. Так, жаркий пояс земной поверхности составляет 49,3%, умеренный - 38,5, холодный - 12,2%.Климат обусловливает продолжительность и результативность сельскохозяйственных работ. Так, продолжительность сельхозработ в Европе колеблется от 11 до 4 месяцев (в России - 4 месяца, в Германии - 7, Южной Англии - 11 месяцев). Продолжительность определяет и время замерзания судоходных рек, что непременно сказывается на результатах хозяйственной деятельности (Волга замерзает на 150 дней, Рейн - на 26 дней, а реки Архангельской области - на 200 дней). По расчетам Гумбольта, поле бананов, произрастающих в южных широтах, может прокормить в 133 раза больше людей, чем равное по размерам поле пшеницы. На урожайность влияет и количество осадков. Так, в Тульской области сравнительно сухой климат (не более 200 мм дождей), в дождливые годы урожайность повышается почти в 1,5 раза. Наиболее благоприятными для хозяйственной деятельности считаются регионы со средними осадками (от 250 до 1000 мм), к ним относятся: Центральная и Западная Европа, Восточный Китай, восточная половина США.

Весьма существенную роль при достижении определенных хозяйственных результатов играет наследственность. В древней Спарте убивали детей слабого телосложения, а на острове Кон- дии существовал закон, по которому отбирались молодые люди обоего пола, отличавшиеся красотой и силой. Их принуждали вступать в брак с тем, чтобы улучшить "породу" людей. Наука сегодня, безусловно, признает закон наследственности. Дети наследуют не только внешнее сходство, но и психические качества, не только здоровье, но и болезни (диабет, артрит, рак, склероз, эпилепсия, истерия и др.). Бедность, сопряженная с плохим питанием, дурные гигиенические условия отражаются не только на росте смертности и заболеваний настоящего, но и будущего поколения. Очень важно помнить, что все реформы по улучшению положения населения оказывают свое благотворное влияние не сразу, а постепенно.

C позиции современной науки о жизнедеятельности людей в естественной среде необходимо учитывать и связь человека с космосом. Мысль о жизни и жизнедеятельности людей как космическом явлении существовала уже давно. В конце XVII в. голландский ученый X. Гюйгенс в своей работе "Космотеорос" отмечал, что жизнь это космическое явление. Эта идея получила всестороннее развитие в работах русского ученого В. И. Вернадского о ноосфере. Ноосфера -это новое явление на Земле. В ней человек впервые становится крупнейшей геологической силой, ибо он своим трудом и мыслью может коренным образом перестраивать свою жизнь, менять условия жизнедеятельности по сравнению с прошлым. Мощь человека на Земле, согласно этому учению, связана не с его материей, а с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом - его трудом.

Отделить человека от природы можно только мысленно. Ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все они неразрывно и непрерывно связаны, прежде всего, питанием и дыханием с окружающей их материально - энергетической средой. Вне нее в природных условиях они существовать и тем более заниматься хозяйственной деятельностью не могут. Материально Земля и другие планеты не уединены, а находятся в общении. Космическое вещество попадает на Землю и оказывает влияние на жизнедеятельность людей, а земное (результаты этой жизнедеятельности) уходит в космическое пространство, так называемое "дыхание Земли". Состояние биосферы всецело зависит от жизнедеятельности на Земле. Усиление сознания, мысли в хозяйственной деятельности людей, создание форм, все более усиливающих влияние жизни на окружающую среду, ведут к новому состоянию биосферы - ноосфере (царству человеческого разума).

Биологическое единство и равенство всех людей - это закон природы. Отсюда осуществление идеала равенства, а хозяйственной жизни - принципа социальной несправедливости закономерно и неизбежно. Идти же безнаказанно против выводов науки нельзя. Именно это и обусловливает неизбежность реформ в хозяйственной деятельности.

В XXI в. человечество своей жизнедеятельностью становится единым целым, ибо сегодня нет ни одного уголка Земли, где бы человек не мог бы жить и работать, возросла связь, сообщение с помощью радио, телевидения, ЭВМ, информации и т. д. Все это благодаря технике, созданной умом человека. В этих условиях на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, и в развитии мировой экономики главными проблемами являются глобальные общечеловеческие.

Важность и значение естественней среды хозяйственной деятельности безусловны, но не следует преувеличивать их влияние, ибо человек так хитро создан, что его организм приспосабливается к тем или иным условиям, развиваются знания людей о свойствах материалов, умение ими пользоваться на основе развития науки и техники, роста уровня социальной культуры, которые могут облегчать или затруднять их борьбу с природой.

Хозяйственная деятельность людей осуществляется в рамках определенных правил игры, основным из которых являются отношения собственности. Именно эти отношения и определяют социальную среду хозяйственной деятельности, что находит свое отражение на результативности хозяйствования. Адам Смит писал, что "человек, который не в состоянии приобретать никакой собственности, не может иметь никаких интересов, как есть побольше и работать поменьше". Мотивация к труду здесь или чрезвычайно слабая, или совсем отсутствует. Это теоретическое положение подтверждается практикой хозяйствования "посткоммунистических" стран, где до недавнего времени преобладала "ничейная" общественная собственность. Частная собственность создает условия свободной конкуренции и побуждает к инициативному, творческому и более результативному труду.

Существенное влияние на условия хозяйственной деятельности оказывают различного рода государственные организации, устанавливающие законы, правила хозяйствования, регламентирующие условия трудовой деятельности, а также общества, товарищества, партии и профсоюзы, требующие улучшения условий труда. Замена абсолютно бюрократической системы хозяйствования свободными учреждениями как бы "очищает" социальную атмосферу, освобождая хозяйственников от гнетущего чувства связанности и подчинения, пробуждая в них личную инициативу, деловой размах, а у наемных рабочих поднимает чувство собственного достоинства, приучает к последовательному и настойчивому, хотя и более спокойному и корректному, отстаиванию своих интересов.

Отношения собственности порождают дифференциацию производителей, появляются бедные и богатые. Воспитание, образование и средняя продолжительность жизни в этих социальных группах различны. Воспитание же и образование, содействуя физическому и умственному развитию, улучшают организм человека, делают его более способным к труду и отражаются на наследственности. Поэтому, учась в вузах, Вы, уважаемые студенты, приносите пользу не только себе, но и своим детям, внукам, потомкам! Французский физиолог Флоренс утверждал, что при благоприятных условиях человек в конце XIX в. мог прожить 100 лет, средняя же продолжительность жизни тогда составляла 40 лет (для сравнения: сегодня во Франции - 76 лет, в России - 69,5 лет). Французский доктор Дипсон показал, что средняя продолжительность жизни богатых в конце XIX в. составляла 57 лет, а бедных - 37 лет.

Отношения собственности во многом определяют и условия труда. Еще древние понимали, что человек не может трудиться без отдыха. Заповедь Моисея гласит, что седьмой день недели должен посвящаться отдыху: "Не делай в оный день никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих". У евреев кроме дня субботнего был еще и субботний год (каждый седьмой и юбилейный 50-летний). В это время повелевалось прощать долги под страхом великих наказаний.

В период появления капитализма рабочий день составлял 15, 16, 17 и более часов в сутки. Сегодня наши фермеры трудятся столько же.

Стремление к "неразумному" увеличению рабочего дня вызвано ошибочной уверенностью, что прибыль зависит от длины рабочего дня. Несомненно то, что человек может и должен работать без ущерба для своего организма только известное, определенное количество часов в день. Предполагается, что в течение суток человек должен работать 8 часов, спать 8 часов, отдыхать 8 часов. Если эти границы превышаются, то человек сокращает жизненный период, в течение которого он будет способен к труду, и сделается жертвой преждевременной смерти. Чрезмерное физическое напряжение вызывает расширение легочной ткани, большие вены придавливаются, к сердцу поступает меньше крови, увеличивается кровяное давление, сильные сердцебиения, расстройство печени, селезенки. Продолжительное сидячее положение с наклоном туловища вперед ведет к расстройству кровообращения в груди, брюшной полости, вызывает затруднение дыхания, неправильность пищеварения, геморрой, судороги, боли в желудке и т. д., не менее вредно и постоянное стояние во время работы.

Таким образом, поведение "экономического человека" определяется не только естественными, но и социальными условиями, а следовательно, не только общественными законами, но и законами биологии, космосом и всей системой законов естествознания. Отличие же экономических законов в том, что первые проявляются через деятельность людей, которые определяются сознанием, проявляются обычно в среднем как тенденции и носят (большинство из них) исторически переходящий характер.

Введение

Марксизм - система взглядов и учение Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трех главных идейных течений 19-го века, принадлежащих трем наиболее передовым странам человечества: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в связи с французскими революционными учениями вообще. Цельной и последовательной системой своих взглядов Маркс заложил основу современного диалектического материализма и научного социализма, как теории. Данная работа актуальна даже сейчас. А скорее, особенно сейчас - спустя время, после того как с марксизма слетела “позолота” идеологии партии, и он может быть рассмотрен трезво, лишь как система взглядов и утверждений.

Цель данной работы: заключается в рассмотрении марксизма, как научной теории.

Объект: политические учения.

Предмет: политическое учение - марксизм.

В работе использованы методы: изучения, обобщения, анализа. А также работы-источники таких авторов как: Ленин В.И., Маркс К., Энгельс Ф.

Материальное производство: понятие и основные элементы

Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать и уж тем более развиваться. Смысл общественного производства заключается в том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное воспроизводство человека как общественного существа. Общественное производство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого человека, и материальное производство. Материальное производство - это основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить историю. Жизнь общества, таким образом, нельзя уподобить реке, в которой все капли играют однозначную роль. В ней есть одна решающая сила, которая, в конечном счете, и определяет все вплоть до утонченной сферы духа, - это производство материальных благ. Причем процесс производства материальных благ всегда носит общественный характер: производство обособленного индивида столь же бессмысленно, как и развитие языка без совместно живущих людей. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего образа жизни людей.

Что же являет собой собственно материальное производство?

Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым минимумом, люди должны трудиться: все созидает для смертных забота и труд человека, говорили древние. Человек не может довольствоваться тем, что природа дает ему в готовом виде. Соединяя свой труд с тем, что дано природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет. В этом процессе создаются материальные блага, и он-то и есть процесс материального производства. Следовательно, материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей.

Деятельность людей, в какой бы сфере жизни общества она ни протекала, направляется определенными потребностями материального производства и вместе с тем служащими субъективным стимулом его дальнейшего развития. Потребность есть не что иное, как состояние организма, личности, социальной группы, класса, общества в целом, выражающее их зависимость от условий их существования и выступающее побудительной силой всегда определенным образом направленной жизненной активности; она выражает субъективный запрос к объективной реальности, нужду в таких предметах и условиях, которые способствовали бы поддержанию состояния равновесия системы, необходимого для нормального функционирования и развития.

Однако для осуществления деятельности недостаточно одного только наличия потребности. Для ее совершенствования необходима некоторая цель, ибо никакая деятельность невозможна вне целеполагания, а также средств для ее достижения. Когда цель совпадает с потребностью, тогда деятельность принимает строго целенаправленный характер, а сама потребность, теперь уже существующая как некоторый синтез, как цель-потребность, превращается в устойчивый осознанный интерес. Интерес есть, в сущности, устойчиво направленный побудительный мотив деятельности, окрашенный эмоционально-ценностным отношением. Он-то и помогает отысканию средств удовлетворения потребности, достижения цели.

Поскольку субъектом общественно-исторической деятельности являются индивиды, включенные в состав определенных социальных систем (групп, партий, классов и т.д.), постольку их деятельность всегда основывается на иерархии интересов - от личностно-индивидуальных до самых широких общественных. Именно общественные интересы определяют степень интенсивности и социальной значимости всей шкалы интересов того или иного индивида или любого другого субъекта деятельности, начиная с малой группы, коллектива, ибо именно они в наибольшей степени ориентируются на реальные условия и общее направление развития общественной системы, способствуя тем самым ее сохранению и прогрессу. Характерно, что отличительным признаком общественных систем является их способность целенаправленно формировать и мобилизовать социально значимые интересы. Утрата или деформация интересов свидетельствует о неблагополучном состоянии системы (организма, общества и т.д.). Характер интересов - объективный, чрезвычайно тонкий показатель состояния общественной системы, ее здоровья.

Потребности и интересы - как личные, так и общественные - имеют сложную исторически сложившуюся структуру, начиная от биологических и материальных и кончая наиболее утонченными духовными - познавательными, нравственными, эстетическими и т.п.

Общественные потребности и интересы составляют своего рода пружину социального механизма: они определяют направление и содержание действий и отдельных личностей, и общества в целом.

В совокупности всех общественных интересов ведущая роль принадлежит интересам в системе материального производства. Развитие экономической сферы общества есть основа его поступательного прогрессивного развития, поэтому совершенствование ее в немалой степени зависит от совершенствования и развития потребностей и интересов в этой сфере, а также от умелого сочетания и гармонизации личных потребностей с общественными. Одним из рычагов стимулирования роста материального производства является повышение материальной и моральной заинтересованности (иными словами, мобилизация интересов) каждого в результатах своего труда и общего дела. Ведь там, где нет заинтересованности, не может быть и настоящего дела.

Потребности и интересы по своей ориентации могут быть как предметными, так и функциональными, когда они выражают направленность субъекта либо на конечный результат деятельности, либо на ее процесс. Функциональные потребности и интересы не менее важны для деятельности, трудового процесса, так как именно в них заключен могучий стимул в виде эстетической, нравственной и творчески-интеллектуальной сторон самого процесса труда. Если процесс деятельности не попадает в сферу интересов субъекта, то от этого страдает и результат - качество продукта. Таким образом, ясно, что функциональные и предметные потребности и интересы слишком тесно переплетаются и зависят друг от друга. В конце концов обществу не безразличен тот процесс, с помощью которого достигаются намеченные им рубежи. Не безразличен он и каждому труженику, заинтересованному в конечных результатах своего труда, в качестве и количестве продукции. Когда интерес направлен на сам процесс труда, последний перестает быть внешне принудительной силой, превращаясь в искусство, достигая порой истинных вершин эстетического творчества, становится внутренней потребностью.

Потребности и интересы, угасая в результатах деятельности, в ней же и возрождаются на более высоком уровне. Диалектика роста интересов состоит в том, что само их удовлетворение порождает новые потребности и интересы, а также средства их удовлетворения, служащие основным детерминантом развития производства. Выявление и строго научный учет и изучение общественных и личных потребностей и интересов - существенное условие правильного выбора направления развития различных отраслей народного хозяйства, науки и культуры. Высшей формой проявления общественного интереса является интерес развития производительных сил, увеличения производительности труда и совершенствования всей системы производственных отношений, что составляет решающий критерий исторического прогресса человечества, а также совершенствования сущностных сил самого человека, раскрытия и возвышения его духовно-творческих потенций.

Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Люди, осуществляющие процесс производства, выступают субъектом труда. Они составляют основной и решающий элемент производительных сил. Но, кроме того, для осуществления процесса производства необходим исходный материал, или предмет труда, который подвергается обработке. Им могут быть и земля, и полезные ископаемые, и металлы и т.п. Но чтобы воздействовать на предмет труда с целью его преобразования в необходимый продукт, надо применять орудия труда. Орудия труда суть предметы, созданные человеком с целью воздействия на внешний мир и преобразования его в интересах общества. Все возрастающая сложность орудий труда является показателем достигнутого уровня производства и, как следствие, степени развития общества. Для производства необходимы также соответствующие здания, склады, транспорт и т.д. Все это вместе с орудиями труда образует средства труда.

Совокупность же средств и предметов труда образует средства производства. Система средств производства, в первую очередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническую базу общества, являющую собой предметно-энергетическую часть производительных сил. Эта часть представляет собой прошлый, или овеществленный, труд. Но для того чтобы средства труда могли вступать в процесс производства, необходимо вновь и вновь применение рабочей силы, то есть живого человеческого труда. Таким образом, в структуре производства выделяются два вида труда - живой и овеществленный.

Не менее важным элементом структуры производительных сил является производственная технология. Решение технологических задач во многом определяется такими, например, факторами, как характер и орудия труда, развитие фундаментальной и прикладной науки и степень ее внедрения в производство, уровень научной организации труда и т.д.

Сложность современного производства такова, что оно уже немыслимо без его научной организации, включающей в себя такие основные направления, как рациональное использование средств производства, управление и планирование. Наука все больше входит в структуру производительных сил, становясь непосредственной производительной силой, а производство - технологическим применением науки. При современном уровне развития техники повышение квалификации работников возможно лишь при условии получения ими необходимого уровня научных знаний. При этом речь здесь идет не только о естественнонаучных и технических знаниях, что само собой разумеется, но и о более широких научных знаниях. Ведь влияние гуманитарных наук на общий духовно-нравственный, интеллектуально-творческий потенциал не менее значимо для общественного производства. А если рассматривать формирование человека как субъекта труда предельно широко, то помимо всех видов науки здесь необходимо будет говорить о влиянии на него всей духовной культуры своего времени, воплощенной в различных художественных, эстетических, этических, философских ценностях его бытия.

Однако ни сложность современной техники и технологии, ни различные формы организации и управления производством не должны заслонять от нас главного - человека. Человек - не простая сила наряду с машиной, а одухотворяющее начало всего процесса общественного производства, впитавшее в себя опыт всемирной истории человечества.

Производство не является самоцелью развития общества, а служит в конечном счете лишь средством развития его главной ценности - человека. Именно в трудовом процессе и осуществляются воспроизводство, совершенствование и самоутверждение человека как высшей ценности.

Итак, производительные силы, - это люди (человеческий фактор), впитавшие в себя культурный опыт всех предшествующих поколений, обладающие производственными навыками к труду и осуществляющие производство материальных благ; созданные обществом средства производства, а также организация труда, технология производства, техники и достижения науки. Показателем уровня развития производительных сил общества является производительность труда, измеряемая не только количеством продукции, создаваемым за единицу времени, но и ее качеством, а еще более - развитием и совершенствованием человеческого фактора, то есть всем тем, что служит удовлетворению постоянно развивающихся потребностей и интересов общества.

  • 9. Средневековая философия: период схоластики. Философия Аквинского.
  • 10. Рационализм как философское направление эпохи нового времени. Р. Декарт, г. Лейбниц
  • 11. Эмпиризм как философское направление эпохи нового времени. Ф. Бэкон, Дж. Беркли
  • 12. Вопросы теории познания и этики в учении и. Канта
  • 13. Основные черты философии Гегеля.
  • 14. Особенности развития русской философии 19-20 веков
  • 15. Позитивизм и его разновидности
  • 17. Экзистенциализм: ж.-п.Сартр, а.Камю.
  • 18. Понятие «бытие» и его трактовка в различных философских учениях. Бытие и существование.
  • 19. Понятие материи как субстанции. Современные представления о сущности и структуре материального мира
  • 20. Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития (прогресс, регресс). Движение и покой. Основные формы движения материального мира.
  • 21. Понятие пространства и времени, их характеристика. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Современная наука о пространстве и времени.
  • 22. Сознание как предмет философского исследования. Различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание.
  • 23. Бессознательное как предмет философского исследования: з.Фрейд, к.Юнг.
  • 24. Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Понятия «знание» и «понимание».
  • 25. Чувственное и рациональное познание, их специфика и взаимосвязь. Философские учения сенсуализма и рационализма. Роль интуиции в познании.
  • 26. Понятие истины. Основные концепции: корреспондентская, когерентная, прагматистская.
  • 27. Характерные черты истинного знания: соотношение объективного и субъективного, абсолютного и относительного, конкретность. Критерии истинного знания.
  • 28. Виды познавательной деятельности: обыденно-практическая, мифическая, религиозная, философская, художественная, научная.
  • 30. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.
  • 31. Общенаучные методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.
  • 32. Эмпирические методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Виды экспериментов.
  • 33. Теоретические методы научного познания: абстрагирование и идеализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный.
  • 34. Диалектика как метод познания. Принципы и законы диалектики.
  • 35. Диалектика категорий, выражающих универсальные связи: единичное и общее, явление и сущность.
  • 36. Диалектика категорий, выражающих связи детерминации: причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность.
  • 37. Диалектика категорий, выражающих структурные связи: содержание и форма; целое и часть; элемент, структура, система
  • 38. Общество как предмет философского анализа. Философия как методологическая основа обществознания.
  • 39. Общество как целостная и саморазвивающаяся система, его специфика и структура. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
  • 40. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производства.
  • 41. Материальное производство как сфера общественной жизни. Структура материального производства: характеристика производительных сил и производственных отношений.
  • 43.Исторические формы общности людей:семья,род,народность,нация.Место и роль национальных культуры национальных отношений в современном мире.
  • 44. Понятие и условия возникновения политических отношений в обществе. Понятие политической власти. Политическая система общества и ее элементы.
  • 45.Государство, его сущность, происхождение и функции, выполняемые в обществе.
  • 46. Формы государственного устройства
  • 47. Политический режим: понятие и его виды (тоталитарный, авторитарный, демократический). Понятие гражданского общества и правового государства.
  • 48.Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции морали.
  • 49.Основные этические категории:добро,зло,дог,справедливость.Классические и современные проблемы этики.
  • 50.Духовная жизнь общества:происхождение,сущность функции религии. Место и роль религии а современном обществе.
  • 51. Виды религиозного отношения к действительности: политеизм, монотеизм, пантеизм, деизм. Сущность атеистического мировоззрения.
  • 52.Духовная жизнь общества:происхождение,сущность функции науки. Соотношение науки, религии и философии.
  • 53.Духовная жизнь общества: сущность эстетического отношения к действительности. Искусство как вид духовной деятельности.
  • 54. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке. Различные подходы к определению сущности человека.
  • 55. Человек, индивид, личность. Понятие личности, ее формирование и развитие. Личность и история.
  • 56. Проблема свободы человека и ее различные решения в философии. Фатализм, волюнтаризм.
  • 57. Формационный подход к анализу исторического развития. Общественно-экономическая формация, её структура и роль в познании общественных явлений.
  • 58. Цивилизационный подход к анализу исторического развития. Теории локальных культур и цивилизаций о.Шпенглера и Тойнби.
  • 59. Этапы развития мировой цивилизации в теориях технологического детерминизма: д.Белл, о.Тоффлер.
  • 60. Общественный прогресс как философская проблема. Критерии общественного прогресса. Человек перед лицом глобальных проблем.
  • 40. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производства.

    Социально-философский анализ материального производства предполагает рассмотрение следующих основных компонентов материально-производственной сферы:

    1) труда, как комплексного социального явления;

    2) способа производства материальных благ;

    3) закономерностей и механизмов функционирования материально-производственной сферы в целом.

    Смысл труда заключается в достижении определенных результатов, реализации поставленных целей, он есть процесс созидания, положительная творческая деятельность. Продуктами труда являются материальные (продукты питания, жилье, транспорт, одежда, услуги, без которых немыслима жизнь) так и духовные (достижения науки, искусства, идеологии и т.д.) блага.

    Но труд несет в себе и другой, не менее важный, социальный результат. В процессе труда развивается сам субъект труда, человек. Таким образом человек, общество, общественные отношения являются всегда конечными результатами труда.

    Общественный характер труда заключается в исторической его перманентности, непрерывности возрастания потребностей общества в труде и его продуктах, непрерывности самой жизнедеятельности общественного субъекта труда народа, его сопряженностью со всеми сторонами жизни. Только труд как совокупная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ является основной причиной общественного богатства.

    Труд, являясь источником разделения и ядром производства, представляет собой:

    1) процесс взаимодействия человека и природы, активного воздействия людей на природный мир;

    2) целенаправленную созидательную деятельность человека для удовлетворения постоянно растущих, возрастающих его потребностей;

    3) оптимизацию создания, использования и совершенствования средств производства, техники, научных знаний;

    4) совершенствование самого человека как субъекта общественного производства и личности.

    Способу производства материальных благ принадлежит особая роль в общественной жизни он является основным фактором, определяющим развитие взаимосвязь и взаимодействие различных сторон и сфер общественной жизни: экономики и политики, науки и техники, идеологии и культуры и т.д. Материализм подчеркивает, что в конечном счете именно способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще. история общества рассматривается в первую очередь как история способов производства. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, и как производится, какими средствами труда. Каждый способ производства, развивая способности человека является определенным видом и способом производства субъективных человеческих сил, способом развития производительно действующего индивида. Способ производства в конце концов утверждает и определенный образ жизни людей.

    41. Материальное производство как сфера общественной жизни. Структура материального производства: характеристика производительных сил и производственных отношений.

    Материальное производство играет определяющую роль в жизни человеческого общества. Прежде всего потому, что оно является источником жизни общества. Люди, прежде чем думать, заниматься искусством или политикой, должны жить. Но для того чтобы жить, они должны производить материальные блага- предметы пищи, одежды, обуви, жилища. Животные берут готовыми свет и тепло солнца, растительную и животную пищу из внешней природы. Этого достаточно для того, чтобы они могли существовать и развиваться по биологическим законам природы. Человеческое общество как общество погибнет, если не будет создавать из вещества природы продукты питания, одежду и жилища.

    Основные изменения в обществе начинаются прежде всего в материальном производстве, а затем уже находят отражение в духовной жизни общества. Общественные взгляды и учреждения в конечном счёте отражают характер производства и порожденных им материальных (экономических) отношений между людьми. Новые общественные взгляды и теории рождаются лишь тогда, когда созревают материальные условия для их осуществления.

    Человек является социальным существом и формирование сознания вне общества не возможно, т.е. при рождении человек, не обладает сознанием и если его изолировать от общества, то само по себе сознание сформироваться, не сможет. Развиваясь в обществе человек, прежде чем он осознаёт, что живёт в тех или иных производственных отношениях, уже включён в эти отношения. Как сказал К. Маркс: “не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”.

    Некоторые философы в структуре материального производства различают сегодня, с одной стороны, технологический способ производства - способ взаимодействия людей с предметами и средствами своего труда и по этому поводу между собой, а с другой стороны, экономический способ производства , т. е. общественный способ взаимодействия производительных сил и производственных отношений, который позволяет обществу нормально функционировать на данной конкретно-исторической ступени своего развития

    Будучи процессом создания материальных благ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в обществе, материальное производство включает в себя целесообразную деятельность, т. е. труд; предметы труда: различные материалы, как естественные, природные, так и подвергшиеся обработке; средства труда, служащие для воздействия на предмет труда, главная их часть - орудия производства (инструменты, машины, автоматы).

    42 . Социальная структура общества: различные подходы к ее определению. Классы, социальные группы, слои. Теория социальной стратификации.

    Социальная структура общества: различные подходы к ее определению.Классы,социальные группы,слои.Теория социальной стратификации.Социальная структура общества. Социальные структуры общества - совокупность классов, слоев, групп и взаимоотношения между ними. Социальные структуры выделяют по различным признакам, например социально-демографическая структура общества. Все зависит от главного критерия по которому производится структурирование. В завис от численности, социальные общности подразделяют на «большие»(классы, нации), «средние»(территориальные общности и производственные коллективы), и «малые»(семья).Каждая ОЭФ имеет свою, присущую только ей социально-классовую структуру, которая, отражая степень развития СП, является необходимым условием его функционирования и саморазвития.» Источником разделения общества на классы является общественное разделение труда (ОРТ) по конкретным видам деятельности. Исторически определенное отделение пастушества от земледелия, отделение ремесла от сельхозработ. Отделение умственного труда от практически-прикладного. ОРТ приводит к появлению частной собственности. В обществе появляется социальное неравенство.

    Пути происхождения класса.

    1.Через отделение в общине эксплуататорской верхушки.

    2.Посредством обращения людей в рабство.(Сначала чужеплеменников, затем - своих)

    Главная причина разделения общества на классы лежит в прогрессе. Бывают основные и неосновные классы. Основные - те, существование которых обусловлено существующими СП. Неосновные - те, что на основе отжившего или зарождающегося СП. Кроме классов в обществе существуют сословия, касты, слои. Экономические условия и занимаемое ими место в обществе определяют их интересы. Несовпадение интересов приводит к классовой борьбе. Классовая борьба всегда особенно обостряется в период смены ОЭФ. Формы классовой борьбы:

    1.Экономическая борьба за наивыгоднейшие условия существования.

    2.Политическая борьба за власть

    3.Идеологическая борьба(«Борьба за идеи»).

    Социальные стратификации. Если в основе деления общества на классы лежит критерий отношения собственности на средства производства, то в теории социальной стратификации, выработанной западными учеными лежит понятие страты. Страта – это слой, пласт. Критерием разделения общества на страты является не один признак а совокупность ряда признаков. Причем эти признаки могут быть выбраны произвольно. (например в качестве признака может быть выбран доход, количество членов семьи и даже хобби. При этом в теории стратификации различают вертикальную мобильность (перемещение из одной страты в другую), и горизонтальную мобильность (перемещение в пределах одной страты).

    Мы знаем, что существует много разных наук. Одни изучают природу — физика, биология, зоология, бота­ника и т.д. А другие — человеческое общество, это история, литература, и др.

    Каждая из этих наук изучает ту или иную сторону жизни общества. Таких сторон множество. Но ведущую роль в жизни общества играют отношения, которые возникают ме­жду людьми в процессе производства материальных благ .

    Почему? Потому, что человек может жить и за­ниматься каким-либо делом, только если у него есть пища, одежда, жилище и другие материальные блага, которые ему нужны, чтобы выжить в этом мире. Эти блага не падают сами собой с неба — они производятся самими людьми . Дело в том, что если все животные все необходимое им для жизни просто находят в природе, то человек «просто найденным» удовлетвориться никак не может — он так не выживет. Чтобы выжить в природном мире, человек должен производить сам для себя те предметы, которые ему требуются для жизни — выращивать зерно, разводить скот, делать гончарную посуду, ткать ткани и пр.

    Но люди производят материальные блага не в одиночку, а сообща . Даже самая примитивная форма производства первобытных людей - охота была воз­можна только при условии объединения усилий многих членов первобытного общества. Вот почему производство всегда имеет общественный ха­рактер .

    Для того чтобы производство материальных благ стало возможным, необходимо затратить труд чело­века. Труд - это целесообразная деятельность чело­века по производству нужных ему вещей.

    Иногда гово­рят о «труде» пчел, муравьев, бобров. Но это неверно. Труд характерен только для человека. У животных не может быть никакой целесообразной деятельности, т.е. деятельности с заранее заданной целью. Са­мое большее, на что они способны,- это инстинктивно приспособиться к существующим природным условиям.

    Чтобы что-то производить, надо иметь то, из чего производишь, и то, с помощью чего производишь. То есть предметы и орудия труда.

    То, на что направлена деятельность человека, называется предмет труда . Предметы труда могут быть даны самой природой или же созданы человеком. Но даже тогда, когда они создаются человеком, в основе их все равно изначально лежит природный продукт.

    Предметы труда, которые даются самой природой в готовом виде, это, например дерево, угольные пласты в шахте, нефть, руда, газ, добываемые из недр зем­ли, и пр.

    Предметы труда, которые созданы человеком — это такие предметы, которые подвергались предваритель­ной обработке, например, бензин, керосин и другие вещества, полученные из нефти на нефтеперегонном заводе. Такие предметы труда называются сырьем или сырым материалом .

    Развитие науки и техники создало и продолжает создавать новые предметы труда, например, т.н. син­тетические материалы . Они имеют ряд преимуществ перед естественными (природными) предметами труда: они очень прочны и в то же время обладают рядом новых, нужных человеку, свойств, позволяющих изготавливать из них такую продукцию, которая лучше удовлетворяет те или иные потребности людей.

    Человек, воздействуя на предметы труда, при помощи средств труда произво­дит из них то, что нужно обществу. К средствам труда относятся прежде всего орудия производства - машины, станки, оборудование и т. п., а также производственные здания, склады, каналы, до­роги, транспорт. Туда же включаются и трубопроводы, сосуды, баки и другие пред­меты, которые Маркс называл «сосудистой системой производства».

    Главная роль в средствах труда принадлежит ору­диям производства , посредством которых люди актив­но воздействуют на предметы труда, переделывая их для удовлетворения своих потребностей. Эти орудия Маркс называл «костной и мускульной системой про­изводства». Они служат показателем технического прогресса, мерилом власти человека над природой.

    По орудиям производства можно судить и о характере социально-экономических отношений того или иного периода истории человечества. «Экономические эпо­хи,- писал Маркс,- различаются не тем, что произ­водится, а тем, как производится, какими средствами труда».

    Итак, в процессе труда человек использует сред­ства труда и предметы труда. Вместе взятые, они обра­зуют средства производства .

    Никакое производство без средств производства невозможно. Но средства производства сами по себе не могут создавать материального блага. Только человек способен привести в движение станки, машины, комбайны и пр., и их помощью воздействовать на предмеры труда.

    Средства производства и люди, обладающие зна­ниями, производственным опытом, навыками к труду и приводящие в движение средства производства, на­зываются производительными силами общества . Чем выше уровень производительных сил, тем больше сте­пень господства человека над природой. Люди, создающие материальные блага, являются решающей производительной силой общества.

    Поскольку производство всегда носит общественный характер — люди работают сообща, создавая какие-то материальные блага, то в про­цессе производства они необходимо вступают друг с другом в определенные отношения. Такие отношения, которые скла­дываются между людьми в процессе производства, называются производственными отношениями.

    Возьмем, к примеру, производство автомобилей. Для того чтобы выпускать автомашины, нужно иметь или построить завод. Допустим, что этот завод принадле­жит капиталисту. Он, чтобы произвести автомобили, нанимает рабочих. Между вла­дельцем завода, а значит и всего заводского оборудования, и рабочими в процессе производства автомобилей устанавливаются опреде­ленные отношения - отношения капиталистической эксплуатации. Рабочие трудятся на капиталиста, ибо вся продукция, производимая на заводе, принадлежит собственнику предприятия и прибыль, получаемая от продажи автомобилей, также идет ему в карман.

    Получается, что производственные отношения зависят от формы собственности на средства производства.

    Устанавливаются производственные отношения вовсе не произ­вольно. Могут сказать — ведь рабочие нанимаются к капиталисту по своей собственной воле! Формально это так. Но в условиях буржуазного общества фаб­рики, заводы, железные дороги и пр. находятся в руках ча­стных собственников, а рабочие лишены всех этих средств про­изводства и, чтобы существовать, вынуждены идти работать на капиталистические предприятия. Получается, что никакой собственной воли (или, как сейчас говорят, «свободы выбора») у рабочих и нет! Они не могут не наниматься к капиталистам на работу, ибо таковы объективные условия их существования.

    Производственные отношения отражаются на всей жизни общества. В частности они определяют от­ношения между людьми, возникающие в связи с рас­пределением произведенных продуктов. Характер распределения зависит от общественной формы производ­ства. Если производство капиталистическое, то распределение мате­риальных благ осуществляется в интересах господствующего в обществе класса буржуазии, а если социалистическое, как это было в СССР, то в интересах народа, ко­торому в Советском Союзе принадлежали все средства производства!

    Получается, что для того чтобы узнать, каков характер производственных отношений в той или иной стране, следует прежде всего выяснить, в чьей собственности находятся там средства производства. От формы собствен­ности на средства производства зависит положение классов в обществе, обмен и распределение матери­альных благ, созданных в процессе производства.

    Производственные отношения и производительные силы в совокупности образуют способ производства .

    Поскольку любое самое совершенное ору­дие само по себе ничего не производит, и одновременно человек не может ничего произвести без средств и пред­метов труда, получается, что для того чтобы процесс производства материальных благ имел место, надо соединить рабочую силу со средствами производства. А это неизбежно ведет к возникновению отношений между людьми - производственных отношений. Выходит, что производительные силы и производ­ственные отношения не могут существовать отдельно друг от друга и только в единстве и взаимодействии их существует тот или иной способ производства матери­альных благ.

    При этом роль их в развитии способа производства неоди­накова. Ведущее место здесь принадлежит производи­тельным силам. Они гибки и пластичны, способны очень быстро развиваться, а развитие и изменение их, и в первую очередь появление новых орудий труда, неизбежно отражается на производственных отношениях — они тоже меняются. В результате происходит переворот во всем способе производства, изменение всего общественного строя.

    Но производственные отношения, развиваясь вслед за изменением производительных сил, далеко не пассив­ны. Будучи прогрессивными, они ускоряют развитие производительных сил. Если же они устаревают, то превращаются из форм развития производительных сил в их оковы.

    Отношения между людьми, возникающие в процес­се производства, обмена и распределения материаль­ных благ (экономические обществен­ные отношения), составляют базис общества, его опору. На его основе возникают и развиваются политическая и юридическая надстройки , различные формы общест­венного сознания. В целом базис и надстройка харак­теризуют ту или иную общественно-экономическую формацию .

    В истории человеческого общества изве­стны пять последовательно сменявших друг друга общественно-экономических формаций:

    • первобытнооб­щинная,
    • рабовладельческая,
    • феодальная,
    • капиталисти­ческая
    • и коммунистическая.

    Коммунистическая формация в своем развитии проходит две фазы: низшую - социализм и высшую - собственно коммунизм.

    Смена одних общественно-экономических форма­ций другими происходит не по чьему-то желанию, а в силу действия объективных экономических законов.

    Cтраница 1


    Общественный характер производства и образ жизни людей вызывают необходимость соподчинять: связи с чем каждый из них выступает носителем определенных обязанностей и ответственности.  

    Общественный характер производства вызывает потребность его планомерного регулирования.  

    Общественный характер производства выражается, во-первых, во все большем укрупнении непосредственной кооперации наемных работников в рамках фабрично-заводской и фирменной системы машин.  

    Общественный характер производства и возрастающая специализация вызывают необходимость в обмене информацией одновременно между более чем двумя абонентами. Отсюда следует, что для части абонентов в перспективных АТС необходимо предоставить возможность организации совещаний.  

    Общественный характер производства - необходимое, но недостаточное условие полной планомерности. Установление коллективных форм собственности является достаточным условием превращения необходимости планомерного развития экономики в возможность.  

    Но общественный характер производства был скован частнособственническим присвоением. Капитализму стало тесно в рамках старых национальных государств, он настолько развил концентрацию производства, что целые отрасли промышленности оказались захвачены союзами капиталистов и почти весь земной шар поделен между ними как в форме колоний, так и посредством запутывания чужих стран в сетях финансовой зависимости.  

    Рост общественного характера производства проявляется в усилении его концентрации, специализации и взаимозависимости различных отраслей хозяйства. Маркса по этому вопросу, писал: Обобществление труда капиталистическим производством состоит совсем не в том, что люди работают в одном помещении (это только - частичка процесса), а в том, что концентрация капиталов сопровождается специализацией общественного труда, уменьшением числа капиталистов в каждой данной отрасли промышленности и увеличением числа особых отраслей промышленности; - в том, что многие раздробленные процессы производства сливаются в один общественный процесс производства. А между тем каждое производство ведется отдельным капиталистом, завися от его произвола, отдавая общественные продукты в его частную собственность. Неужели же не ясно, что форма производства становится в непримиримое противоречие с-формой присвоения.  

    Углубление общественного характера производства предъявляет новые требования к формам и методам ведения капиталистического хозяйства. Основной их смысл сводится к обеспечению большей планомерности регулирования общественного производства и распределения ресурсов. Создание все более крупных капиталистических объединений, образование транснациональных корпораций способствуют частичному разрешению этого противоречия на основе частнокапиталистического обобществления. Однако без участия государства невозможно обеспечить относительную пропорциональность развития экономики в целом и даже ее отдельных сфер.  

    Усиление общественного характера производства товарных благ.  

    Однако общественному характеру производства противостоит частная форма присвоения. Это означает, что продукты общественного производства не принадлежат всему обществу, а являются частной собственностью отдельных лиц или компаний. Это порождает диспропорциональность общественного производства.  

    Современные условия общественного характера производства приводят к установлению обмена информацией между группой абонентов. Следовательно, в проектируемых системах АТС необходимо предусматривать организацию конференц-связи (совещаний), а также возможность переадресования вызова на другой номер или бюро обслуживания, автоматический поиск абонента и др. Чрезвычайно актуальной задачей становится сокращение численности обслуживающего персонала. Поэтому в перспективных системах АТС трудоемкость эксплуатации должна быть значительно сокращена за счет повышения надежности оборудования, создания необслуживаемых АТС малой и средней емкости, а также введения автоматизации процесса отыскания повреждений в коммутационной системе.  

    Противоречие между общественным характером производства и капиталистической формой присвоения в об-ластп классовых отношении проявляется в обострении антагонизма между трудом и капиталом, пролетариатом и буржуазией. Рабочий класс, главная производительная сила при капитализме, органически связан с обобществленным крупным производством.  

    Противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистическим присвоением продуктов труда является основным при капитализме и ведет к абсолютному и относительному обнищанию пролетариата. Обнищание рабочего класса является законом развития капитализма и результатом капиталистической эксплуатации, а не естественным законом, как это пытаются доказать защитники человеконенавистнических идей мальтузианства, широко г используемых в настоящее время идеологами империализма.  

    Противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения проявляется с особой силой в антагонизме между трудом и капиталом.  

    Невиданный ранее рост общественного характера производства при сохранении частнокапиталистической собственности до предела усиливает конфликт между современными производительными силами и капиталистическими производственными отношениями, обостряет противоречие между трудом и капиталом, ускоряет развитие государственно-монополистического капитализма.