Мулявин годы жизни. Супруга владимира мулявина: светлана пенкина - успешная, но недолгая жизнь одной из самых красивых актрис ссср. Биография Владимира Мулявина: личная жизнь


6 июня актрисе Светлане Пенкиной-Мулявиной, вдове основателя легендарного ансамбля «Песняры», исполнилось бы 66 лет, но в октябре 2016 г. ее не стало. Ее уход для многих остался незамеченным – актриса давно перестала сниматься в кино, жила одна, вела уединенный образ жизни и не давала интервью. Даже те поклонники, которые полюбили ее после выхода фильмов «Хождение по мукам», «Берегите женщин» и «Солнечный ветер» постепенно о ней забыли.



Светлана Пенкина родилась в Белоруссии в семье учительницы и военного. После школы она поступила на актерский факультет Минского государственного театрально-художественного института и еще во время учебы начала сниматься в кино. Профессиональный успех пришел к ней очень рано и стремительно: ее дипломная работа в фильме «Хождение по мукам», где она сыграла роль Кати Булавиной, принесла ей всесоюзную популярность и признание.



В 1970-1980-х гг. актриса снималась достаточно много. Самыми заметными ее работами стали роли в фильмах «Пыль под солнцем», «Берегите женщин», «Солнечный ветер» и «Грядущему веку». Будучи известной актрисой, она встретила своего будущего мужа, основателя и руководителя ансамбля «Песняры» Владимира Мулявина, который тогда тоже пребывал на пике своей популярности.



Об их первой встрече в 1978 г. актриса позже вспоминала: «Я шла на озвучивание фильма «Хождение по мукам», а Володя с ребятами записывал там в звуковом ателье новый диск. Помню, что поразилась своему первому впечатлению: детская незащищенность, огромные лучистые глаза... И робость, удивление. Для себя отметила, что наверняка этот человек не такой, как о нем говорят». Спустя три года они снова встретились во время гастролей «Песняров» в Гродно и после этого уже не расставались.







Светлана стала третьей женой Владимира Мулявина. В 1981 г. они поженились, а через год у них родился сын Валерий. В этот союз никто не верил – оба были сильными личностями с непростыми характерами. Друзья Мулявина не одобряли слишком активное участие жены во всех его делах. Музыканты ансамбля «Песняры» называли ее капризной и своенравной: «К примеру, на гастролях в Америке опаздываем на самолет. А ее все нет и нет. Коллектив на нервах. Оказывается, Света сапоги пошла покупать. Потом еще и скандал учинила – почему мы ей какие-то сумки не вынесли? Мулявин, конечно, пытался на жену повлиять, но женщина есть женщина… Она из него веревки вила. Порой казалось, что Света его какими-то чарами околдовала. По крайней мере, без нее на гастролях это был один человек. По возвращении домой Георгиевича было не узнать – полная противоположность».







Как бы то ни было, сами супруги считали этот брак счастливым и любили друг друга. Вскоре после свадьбы актриса решила завершить свою кинокарьеру. Она снялась в двух фильмах в эпизодических ролях и ушла из кино навсегда. Светлана действительно активно занималась делами мужа и везде его сопровождала. Она посвятила ему всю свою жизнь, из-за чего однажды Надежда Бабкина у нее спросила: «Света, ты задумывалась хоть раз, что ты себя в жертву принесла?». Но сама актриса так не считала.







Они провели вместе 20 лет, вплоть до трагической гибели Мулявина в 2003 г. в результате автокатастрофы. После его смерти в Белорусской государственной филармонии был организован музей основателя ансамбля «Песняры», и Светлана стала его директором.

Владимир Георгиевич Мулявин. Родился 12 января 1941 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) - умер 26 января 2003 года в Москве. Советский и белорусский музыкант, эстрадный певец (лирический тенор), гитарист, композитор, аранжировщик, художественный руководитель вокально-инструментального ансамбля «Песняры». Заслуженный артист Белорусской ССР (1973). Народный артист Белорусской ССР (1979). Заслуженный деятель культуры Польши (1980). Народный артист СССР (1991).

Отец - рабочий, трудился на заводе «Уралмаш».

Мать - швея.

Старший брат - Валерий Георгиевич Мулявин (1938-1973), музыкант, погиб на гастролях в Ялте.

Семья была музыкальной, в доме играли на балалайке, гитаре и даже на домре. Дети музицировали вместе с родителями. Братья аккомпанировали, а сестра пела.

С ранних лет увлекался музыкой и пением, имел отличный слух. С 12-ти лет хорошо играл на гитаре. Поскольку денег на музыкальную школу у семьи не было, он пошел в Дом культуры им. Сталина, где был детский сектор со струнным оркестром. Руководил этим кружком бывший политзаключенный Александр Навроцкий, который и рассмотрел в Мулявине талант.

Когда отец ушел к другой женщине, его матери, чтобы прокормить троих детей, приходилось много работать. И Владимир, чтобы хоть как-то помочь матери, стал играть на гитаре в переходах и поездах, получая в награду, как правило, продукты.

В 1956 году после окончании 8-летней школы поступил в Свердловское музыкальное училище, на отделение струнных инструментов, учился по классу гитары. Отчислялся из училища за увлечение джазом. Несмотря на то, что в итоге был восстановлен, через некоторое время ушёл из училища по собственному желанию.

В 1958-1963 годаж работал артистом-инструменталистом в Тюменском областном концертно-эстрадном бюро, Томской, Кемеровской, Читинской областных филармониях, Петрозаводске, Оренбурге. Играл в Неаполитанском ансамбле ДК «Уралмаша» в Свердловске.

В 1963 году был приглашён на работу в Белорусскую государственную филармонию.

В 1965-1967 годы проходил службу в рядах Вооружённых сил СССР под Минском. Создал в роте вокальный квартет, принял участие в организации ансамбля Белорусского военного округа.

После окончания службы в армии вернулся в Белорусскую государственную филармонию, где некоторое время работал гитаристом в коллективе .

В 1968 году в филармонии был создан вокально-инструментальный ансамбль «Лявоны» в составе: Вл. Мулявин, Вал. Мулявин (родной брат Вл. Мулявина), Л. Тышко, В. Мисевич, В. Яшкин, А. Демешко.

С названием «Лявоны» группа просуществовала около года - до IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады, проходившего в октябре 1970-го, когда группе посоветовали сменить название. Появился ВИА «Песняры» . Коллектив разделил на конкурсе II место с певцом и грузинским ансамблем «Диэло». В 1970 году «Песняры» побеждают также и на Всесоюзном конкурсе политической песни, проходившем в Москве. Коллектив исполнял белорусские народные песни в современной интерпретации, а также песни советских композиторов.

В конце 1970 года в коллектив вливается бывший солист группы «Золотые яблоки» , а весной 1971 года выходит первый виниловый диск-гигант группы (записан в конце 1970 - начале 1971 годов).

В 1971 году начинаются первые зарубежные поездки ансамбля - в августе «Песняры» выступают на Международном фестивале песни в Сопоте (Польша) в конкурсе фирм грамзаписи. В 1973 году продолжающий набирать популярность ансамбль побеждает на проходившем в Минске Всесоюзном конкурсе советской песни.

С 1973 года Владимир Мулявин снимался в кино. В 1974 году сыграл главную роль в музыкальном фильме «Ясь и Янина» . Его герой - зоотехник Адам. В этой картине не только дебютировал в качестве драматического актёра Владимир Мулявин, но и впервые прозвучали некоторые композиции «Песняров», ставшие впоследствии хитами. Именно в картине «Ясь и Янина» впервые прозвучала известная аранжировка «Касіў Ясь канюшыну». И не на эстрадной сцене, а на съёмочной площадке на Гродненщине «Песняры» впервые спели свои произведения «Ты моя надежда», «Наши любимые», «Прощальная».

Владимир Мулявин в фильме "Ясь и Янина"

В 1976 году Песняры становятся первым советским ВИА, который проводит гастроли по США. В этом же году ансамбль выступает на международном конкурсе грамзаписей MIDEM в Каннах, к участию в котором допускаются только коллективы, выпустившие за год максимальное количество пластинок в своей стране.

В 1976 году «Песняры» представляют рок-оперу на стихи Янки Купалы - «Песня о доле». Премьера состоялась в концертном зале «Россия». В 1978 году концептуальная серия продолжается оперой «Гусляр». Этот альбом по музыке отличается в сторону более серьёзного арт-рока по сравнению с радио-хитами, по которым больше известны «Песняры».

В 1977 году ВИА «Песняры» был удостоен премии Ленинского комсомола - за концертные программы 1975-1976 годов, активную пропаганду патриотической песни среди молодёжи.

В 1979 году весь классический состав «Песняров» получил звания заслуженных артистов: Александр Демешко (ударные), Леонид Тышко (бас-гитара), Анатолий Кашепаров (вокал), Леонид Борткевич (вокал) и Владислав Мисевич (духовые); а руководитель коллектива Владимир Мулявин - звание народного артиста.

В репертуаре ансамбля были песни на стихи М. Шушкевича, Н. Н Добронравова, Р. И. Бородулина, Г. Н. Буравкина, Янки Сипакова, Петруся Макаля, Л. И. Прончака, Максима Богдановича, М. Л. Матусовского, А. И. Фатьянова, Л. П. Дербенева, В.Э. Крайчинского. Кроме того, «Песняры» часто исполняли песни на стихи известных поэтов, таких как Янка Купала, Р. Бёрнс, В. В. Маяковский, Якуб Колас.

Член Союза композиторов СССР.

В 1980-е годы многое поменялось: из коллектива ушёл (на учёбу в ГИТИС) в 1980 году фронтмен Борткевич. Его сменил Игорь Пеня. Следом группу покинул басист Тышко, а в 1989 году - второй вокалист Кашепаров. К моменту развала СССР из классической шестёрки в «Песнярах» оставались только Мулявин и Мисевич.

Первый серьёзный раскол группы случился в 1998 году, когда на должность директора «Песняров» был назначен Владислав Мисевич. По официальной версии, причиной была болезнь Мулявина, а по словам самого Мисевича - пристрастие лидера «Песняров» к алкоголю в последние годы жизни. В коллектив вернулся Валерий Дайнеко. Пришёл ещё один гитарист Александр Соловьёв. Так «Песняры» проработали почти год. Но затем Мулявин обратился к президенту Беларуси А. Г. Лукашенко, после чего под его руководством был сформирован новый состав «Песняров» из молодых музыкантов. Старый состав написал заявления об уходе и стал гастролировать как «Белорусские песняры».

Владимир Мулявин - Наши любимые

Автомобильная авария и смерть Владимира Мулявина

14 мая 2002 года попал в автокатастрофу под Минском, в результате чего получил перелом позвоночника и был полностью обездвижен.

Авария произошла примерно в 12.30 на 25-м километре дороги Колодищи - Заславль вблизи деревни Луполово Минского района, где находится его дача. Выезжавшая на происшествие оперативно-следственная группа Госавтоинспекции Минской области установила, что Мулявин не справился с управлением автомобиля "Мерседес-420" на закруглении проезжей части, обозначенной знаком "опасный поворот". В результате автомобиль выехал на левую по ходу движения обочину, и при попытке водителя вернуться на свою полосу движения произошел занос. После этого автомобиль вынесло в правый по ходу движения кювет, где произошло касательное столкновение с деревьями и опрокидывание. Наличие попутных или встречных транспортных средств в момент аварии не установлено.

После операции, проведенной В.Мулявину в Минском Институте травмотологии и ортопедии был поставлен диагноз "закрытый перелом, вывих шестого позвонка, повреждение спинного мозга с нарушением функций тазовых органов, ушибленная рана затылочной области". Певец и композитор был парализован.

Затем он проходил курс лечения в больнице Управления делами президента Беларуси, а в сентябре 2002 года его перевезли в московскую нейрохирургическую клинику имени Бурденко. По оценкам врачей, его состояние "несколько стабилизировалось, но оставалось тяжелым". В середине января 2003-го наступило ухудшение, и больного опять перевели в реанимацию. 26 января 2003 года скончался в Москве в ГВКГ имени Н.Н. Бурденко.

Похоронен в Минске на Восточном кладбище. В 2006 году на Восточном мемориальном кладбище Минска открыта надгробная скульптурная композиция Владимиру Мулявину работы скульптора А. М. Кастрюкова и архитектора С. И. Федченко.

В 2004 году в честь Владимира Мулявина переименован бульвар в центре Минска, носивший до этого имя А. Луначарского.

В 2006 году в Екатеринбурге установлена мемориальная доска на доме, где прошло детство музыканта. Авторами памятного знака стали скульптор П. Войницкий и архитектор В. Иванов.

В 2009 году выпущена почтовая марка Беларуси, посвященная В. Мулявину.

17 августа 2017 года в Минске установлен памятник Владимиру Мулявину на бульваре имени артиста - за зданием Белорусской государственной филармонии, где музыкант работал около 40 лет.

Рост Владимира Мулявина: 170 сантиметров.

Личная жизнь Владимира Мулявина:

Трижды был женат.

Первая жена - Лидия Алексеевна Кармальская (1939-1975), артистка, работала на сцене в жанре художественного свиста.

В браке родились дочь Марина (1961 г.р.) и сын Владимир (1974-2006).

Вторая жена - Светлана Константиновна Слизская. В браке в 1976 году родилась дочь Ольга.

Третья жена - (1951-2016), актриса. Познакомились в студии звукозаписи: она работала над озвучиванием фильма «Хождение по мукам», а он с коллективом записывал новый диск. После этого не виделись три года, вновь встретились в Гродно, куда Светлана Пенкина приехала проведать отца, а «Песняры» были там с гастролями. Поженились в 1981 году.

В браке в 1982 году родился сын Валерий.

Светлана стала для Владимира Мулявина его музой и опорой в жизни. При непосредственной поддержке супруги им был в 1987 году поставлен спектакль «Во весь голос» по произведениям Владимира Маяковского - на Светлане Пенкиной всецело лежал подбор литературного материала.

После смерти Мулявина в Белорусской государственной филармонии был создан музей основателя «Песняров», директором которого работала Светлана Мулявина-Пенкина до последних дней своей жизни.

Фильмография Владимира Мулявина:

1973 - Эта весёлая планета - солист ВИА (нет в титрах)
1973 - Горя бояться - счастья не видать - музыкант (нет в титрах)
1974 - Ясь и Янина - Адам, зоотехник
1977 - Диск (документальный) - художественный руководитель
1979 - В песне жизнь моя... Александра Пахмутова (короткометражный) - музыкант ВИА "Песняры"
1980 - Двадцать минут с "Песнярами" (документальный)
1982 - Гусляр (документальный) - Гусляр
1983 - А также цирк (документальный) - музыкант ВИА "Песняры"

Вокал Владимира Мулявина в кино:

1971 - Мировой парень - песня "Лишь только подснежник распустится в срок..."
1972 - Улица без конца - песня "Был я - и нет"
1976 - Воскресная ночь - песня "В минуты музыки печальной"
1981 - Раскиданное гнездо - песни на стихи Янки Купалы

Работы Владимира Мулявина в кино как композитора:

1974 - Ясь и Янина
1977 - Диск (документальный)
1983 - А также цирк (документальный)
1987 - Комедиант (фильм-спектакль)

Дискография Владимира Мулявина:

ВИА «Песняры»:

1972 - «Песняры I»
1974 - «Песняры II»
1978 - «Песняры III»
1979 - «Песняры IV»
1979 - «Гусляр» (поэма-легенда по произведению Янки Купалы «Курган»)
1983 - «Зачарованная моя»
1985 - «Через всю войну»
1994 - «Песняры - 25 лет»

Песни ансамбля «Песняры» под управлением В. Мулявина:

«30 000 дней» (О. Иванов - А. Жигарев, С. Алиханов)
«Аве Мария» (В. Иванов - М. Танк)
«Александрына» (В. Мулявин - П. Бровка) - поёт Владимир Мулявин
«Баллада о фотокарточке» (В. Мулявин - В. Тарас)
«Белая Русь ты моя» (В. Мулявин - В. Скарынкин)
«Беловежская пуща» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Белорусочка» (Ю. Семеняко - А. Ставер)
«Белоруссия» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Берёзовый сок» (В. Баснер - М. Матусовский)
«Будочник» (В. Мулявин - С. Крылов)
«Вероника» (И. Лученок - М. Богданович)
«Возвращение» (В. Мулявин - В. Тарас)
«Вологда» (Б. Мокроусов - М. Матусовский)
«Гитара» (О. Аверин - Ю. Рыбчинский)
«Делайла» (Л. Рид - В. Яшкин)
«Добрый вечер, девушка» (И. Лученок - слова народные)
«До третьих петухов» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«За полчаса до весны» (О. Фельцман - Н. Олев) - поёт Владимир Мулявин
«Завушніцы» (В. Мулявин - М. Танк) - ведущий вокал Владимира Мулявина
«Зачарованная» (И. Лученок - Г. Буравкин)
«И здесь гора, и там гора» (Белорусская народная песня) - голос Владимира Мулявина
«Касіў Ясь канюшыну» (Белорусская народная песня)
«Каляда» (Белорусская народная песня)
«Конь невзнузданный» (Э. Ханок - Г. Буравкин) - поёт Владимир Мулявин
«Красная роза» (В. Мулявин - слова народные) - солирует Владимир Мулявин
«Крик птицы» (В. Мулявин - Ю. Рыбчинский) - поёт Владимир Мулявин
«Купалінка» (Белорусская народная песня)
«Любовь» (И. Лученок, В. Мулявин - Я. Колас)
«Мои года» (И. Лученок - А. Велюгин)
«Марыся» (В. Мулявин - Я. Купала)
«Машенька» (Белорусская народная песня)
«На что бабе огород» (Белорусская народная песня)
«Наши любимые» (Д. Тухманов - И. Шаферан)
«Ой, рана на Івана» (В. Мулявин - слова народные)
«Алеся» (И. Лученок - А. Кулешов)
«Пойдём вдоль улицы» (Белорусская народная песня) - соло Владимира Мулявина
«Поцелуй» (И. Лученок - В. Каризна)
«Рушнікі» (Н. Петренко - Г. Соколова)
«Скажы мне, Ганулька» (на стихи Я. Коласа «Каханне») - поёт Владимир Мулявин
«Скрипят мои лапти» (Белорусская народная песня) - поёт Владимир Мулявин
«Слуцкие ткачихи» (В. Мулявин - М. Богданович)
«Сонет Шекспира» (В. Резников - В. Шекспир, пер. С. Маршака) - поёт Игорь Пеня
«Спадчына» (И. Лученок - Я. Купала)
«Там, где клён шумит» (Ю. Акулов - Л. Шишко)
«Тальяночка» (В. Мулявин - В. Тарас)
«Ты мне весною приснилась» (Ю. Семеняко - М. Шушкевич)
«Ты моя надежда» (Э. Ханок - В. Боков)
«Уголок России» (В. Шаинский - Е. Шевелёва)
«У полі вярба» (Белорусская народная песня)
«Хатынь» (И. Лученок - Г. Петренко)
«Я всё тот же» (И. Любимский - В. Шанаев)


Владимир Мулявин родился 12 января 1941 года в Свердловске. Его предки были довольно зажиточными сибирскими купцами, держали свои магазины и получили хорошее образование, но с приходом советской власти были раскулачены. Отец Владимира Мулявина, Георгий Мулявин, был простым рабочим на заводе «Уралмаш», хорошо играл на гитаре, обладал музыкальным талантом, но рано ушёл из семьи к другой женщине, и матери Владимира, Акулине Сергеевне, пришлось воспитывать одной троих детей – старшего Валерия, Владимира и Наташу. Впоследствии Владимир Мулявин вспоминал, что мать почти не видел, так как ей приходилось много работать. Ее зарплата швеи была очень маленькой, чтобы обеспечить семью Акулине Сергеевне приходилось много работать и поэтому дети росли самостоятельными. Позже Владимир Мулявин рассказывал: «Мама говорила: «Что ты все время бренчишь? Когда делом займешься? Работой?» Однажды ко мне приехал друг и сказал: «Тебе надо работать в оркестре, ты будешь зарабатывать в два раза больше, чем токарь на заводе». Так я стал работать в оркестре, а было мне шестнадцать лет».

Владимир рано пристрастился к музыке, ещё в детстве ему довелось побывать в театре на показе оперы «Травиата», и его родные позже вспоминали, что маленького Володю буквально потрясло увиденное им восхитительное театрально представление. Он всё время спрашивал: «Где же такая страна? Где же люди такие живут?». В 12 лет Мулявин самостоятельно освоил игру на балалайке, затем научился играть на гитаре, и начал этим зарабатывать, играя в поездах, переходах и на улицах. К 14 годам он неплохо играл не только на гитаре и балалайке, но и на других струнных инструментах.

Позже Мулявин рассказывал, что ему очень повезло, и он встретил настоящего учителя. Им стал выпускник Харьковского института культуры и бывший политзаключённый Александр Иванович Навроцкий. Он был необычайно талантливым музыкантом-педагогом и первым разглядел в Мулявине не только настоящий самобытный талант, но и потрясающую работоспособность. Навроцкий занимался со своим воспитанником по шесть-семь часов в сутки, и результатом такой усердной работы стало поступление Мулявина в Свердловское музыкальное училище в 1956 году. Там он учился по классу гитары, остальные инструменты осваивал самостоятельно, при этом отлично играл даже на пианино. Там же он создал свою группу, игравшую джаз, и вскоре был отчислен из училища за «преклонение перед западной музыкой». Вместе с ним из училища были отчислены еще девять человек - все участники той группы. Но педагоги понимали, что Владимир Мулявин был удивительно талантливым учеником, и вскоре он снова смог вернуться в училище.

В 1965 году Владимир Мулявин был призван в армию, служил под Минском, но даже в армии Мулявин не оставлял занятия музыкой, создал вокальный квартет и принимал уча-стие в организации ансамбля Белорусского военного округа. Именно там, в армии, собрался первый состав будущей группы «Песняры» - это Леонид Тышко, Владислав Мисевич, Валерий Яшкин и Александр Демешко. Вспоминал Владислав Мисевич: «Служили мы в разных ротах, но место репетиций было у всех общее – Дом офицеров. Там танцевали, играли разную музыку … подслушивали тайком «Голос Америки», джазовые композиции. Уже тогда Володя был потрясающим аранжировщиком!».

Увлечение джазом осталось страстью Мулявина на всю жизнь. Несмотря на строгие запреты того времени и недовольство руководства «увлечением западной музыкой», Владимир преклонялся перед талантом Джо Кокера и других зарубежных джазовых музыкантов. Уже в зрелом возрасте ему удалось побывать на концерте Кокера в Дортмунде. Му-лявин долго находится под впечатлением того, как двадцатитысячная толпа была единым целым, и как музыкант «держал» публику своим талантом. Впрочем, и сам Мулявин в полной мере владел этим даром. Народный артист республики Беларусь Александр Тиханович рассказывал о Мулявине: «На всю жизнь сохранилась в нём какое-то детское восприятие мира, какая-то наивность, доверчивость, открытость миру … Этот свет в глазах, эта распахнутость души …».

В 1968 году музыканты-сослуживцы создали ВИА «Лявоны», но это название не очень понравилось руководству филармонии. Лявон был комедийным персонажем белорусского фольклора. Так назывались белорусы, по аналогии с украинцами-хохлами и русским-иванами. Самим музыкантам название тоже не очень пришлось по душе. Тогда Леонид Тышко и Владислав Мисевич пошли в библиотеку и в стихах народного поэта Беларуси Янки Купалы нашли слово «песняр». Причем произведения этого белорусского классика чрезвычайно интересовали самого Мулявина, томик его стихов всегда был под рукой музыканта.

По признанию самого Мулявина, как только они стали «Песнярами», в их жизни многое сильно изменилось, особенно много дали группе поездки в глубинку, где сохранился белорусский фольклор в первозданном истинном виде. Именно Мулявин с «Песнярами» всколыхнул у всей страны интерес к народным белорусским песням, на тот момент уже почти забытым. Его всегда живо интересовала народная культура. Владимир не считал ее для себя чужой, и учил белорусский язык специально для того, чтобы лучше понимать народные напевы Беларуси. Владимир Мулявин рассказывал: «Надо было идти своим путем. Меня не устраивала эстрада в том виде, в котором она была тогда. Это был не наш путь. Мы взяли народные песни. Я их много слушал, впитывал в себя все лучшее. Мы добились успеха потому, что не были ни на кого похожи. Официально мы стали пер-вой группой, с которой начался жанр ВИА».

Впервые ВИА «Песняры» громко заявили о себе в 1970 году на четвёртом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве. Руководство Минской филармонии отпускать коллектив в Москву не очень хотело, ставка делалась на жену Мулявина – Лидию Кармальскую. В то время для артистов эстрады существовали строжайшие правила, у них не должно было быть длинных волос, усов и бород, им полагалось выступать в строгой одежде. Белорусские музыканты этим стандартам совсем не соответствовали, их «патлатые» головы, знаменитые мулявинские усы и цветные костюмы никак не могли понравиться столичному руководству. Но Мулявину удалось убедить все руководство, что внешний вид коллектива – это часть образа и часть народного белорусского костюма.

На фестивале «Песняры» произвели настоящий фурор исполнением белорусской народной песни «Ты мне весною приснилась». Публика была поражена звучанием забытой, а многим и вовсе неизвестной народной белорусской песни. Восхитительный вокал и безупречная музыкальная аранжировка сделали «Песняров» известными за несколько минут.

За всё время существования ансамбля в нём сменилось более полусотни музыкантов. Главным условием, которому они должны были соответствовать, был талант. Без яркого, безусловного и сильного таланта попасть в группу было невозможно. От своих талантливых музыкантов Мулявин требовал стопроцентной отдачи. Леонид Борткевич вспоминал: «Мы были как солдатики – вправо, влево, смотри сюда, встань туда … Иногда такие высокие ноты брал – кажется, уж куда лучше! А он недоволен, плохо! И в конце концов выяснялось, что он прав. Он был учителем, настоящим, от Бога». Но это не помешало Борткевичу в 1980 году покинуть своего учителя и уехать в Америку вместе с женой, гимнасткой Ольгой Корбут. Но жизнь за границей у него не задалась, и он вернулся на Родину уже в начале нового тысячелетия, на закате «Песняров», и даже не ожидал, что Мулявин вновь предложит ему петь песню «Берёзовый сок». Зал встречал «блудного сына» стоя, бешеными овациями.

В 1970-х годах «Песняры» переживали самый расцвет своей славы, их обожали, приглашали во все города Советского Союза, и руководство страны было обеспокоено столь высокой популярностью ансамбля. Из двух путей – придушить группу или приручить – был выбран второй. Партийная элита стала использовать «Песняров» в своих целях. Но и сам Мулявин использовал политиков. С их помощью он улаживал бытовые и прочие проблемы ансамбля, добывал редкие и дорогие инструменты, добивался хороших условий на концертах. С властью музыкант не боролся, но на компромиссы в творчестве не шёл. Он пел патриотические песни без фальши и пафоса, искренне и как всегда – талантливо. Бари Алибасов рассказывал: «Мне никогда не нравились все эти патриотические песни, написанные «по спецзаказу», всё это было слишком неискренне и наигранно … Но я не чувствовал никакого отторжения, слушая Мулявина. Даже зная, что и «Берёзовый сок», и «Молодость моя – Белоруссия» были написаны по приказу «сверху», эти песни было приятно слушать».

Мулявин обладал не только талантом аранжировщика, не только играл на всевозможных инструментах, он обладал уникальным, чистым и высоким тенором. Получив минимальное музыкальное образование, практически не учась вокалу, он тонко чувствовал и слышал музыку. Мулявин мог по много раз заставлять своих музыкантов перепевать одну и ту же ноту, добиваясь идеального звучания. Иногда это выглядело, будто бы он придирался, требуя невозможного, но на самом деле он не выносил фальши, не терпел ни единой неправильной ноты. Для Мулявина музыка была чем-то большим, чем просто сочетанием аккордов – он был с ней единым целым, сливался с песнями. Талантливых исполнителей для «Песняров» он находил везде – в других группах, ресторанах, порой ему достаточно было случайно услышать человека для того, чтобы потом пригласить его в группу. Причем, он не просто звал в группу – он ставил перед фактом, что музыкант дол-жен прийти на репетицию. Так попали в ансамбль Леонид Борткевич и Анатолий Кашепаров. «Песняры» в середине 1970-х годов были уже настолько популярны, что попасть в группу считалось невероятным везением. Но самые большие требования Мулявин предъявлял к самому себе, остальные участники группы автоматически подтягивались до его уровня. Владимир не мог себе позволить небрежного отношения к зрителям, не позволял себе недоработать, народную любовь он отрабатывал на сто процентов. Но все-народная и даже всемирная слава не могли заставить Мулявина заболеть «звёздной болезнью», он по-прежнему был скромным, весёлым и простым человеком. Муля – называли его коллеги, родные и близкие.

Спустя десять лет после неожиданного взлёта «Песняров» один за другим из коллектива начали уходить те, с кем Мулявин начинал работать. Вначале покинул коллектив Борткевич, а вслед за ним и Анатолий Кашепаров, у которого экзамены в ГИТИСе совпадали с выступлениями ансамбля, и он выбрал дипломный спектакль. Вскоре вслед за Борткевичем он покинул страну, и уехал в Америку. Там Кашепаров открыл пиццерию и занялся бизнесом. В 1999 году во Флориде он встретил Мулявина, и они вместе разговаривали о новых проектах. Но этим планам не суждено было сбыться. В 1981 году покинул ансамбль Леонид Тышко, а в 1988 году – балагур и «скоморох» Александр Демешко. Распад коллектива происходил постепенно, Мулявин несколько лет старался спасти люби-мое «детище», но тщетно. Люди, которые боготворили своего руководителя, разделяли с ним славу, не смогли поддержать его в сложный период, и не смогли остаться с ним. Позже музыканты обвиняли Мулявина в том, что он перестал заниматься группой, и у нее было мало концертов. Но в 1990-е годы концертов было мало у всех. Мулявин же, при-давленный грузом ухода близких людей, проблемами в группе, всё больше уходил в себя. За всё время существования «Песняров» - более тридцати лет – Мулявин написал более десяти неповторимых, уникальных и талантливых музыкальных программ. Но в последние годы существования группы новых песен они уже не исполняли, ездили со старым, привычным и любимым народом репертуаром.

С 1985 года Мулявин написал много песен, несколько рок-опер и музыкальных программ, но ни в Белоруссии, ни в России их не услышали. Последний диск с новыми песнями был записан им в 1994 году в Голландии. Тем временем в родном Минске музыканты существовали в нищенских условиях, репетировали в двух комнатах школы-интерната для глухонемых детей, со старыми инструментами. В 1997 году, когда сломался единственный студийный магнитофон, Мулявин написал резкую записку в министерство. Ответом стал приказ об отстранении Мулявина от должности директора ансамбля. Мулявин оставался на должности художественного руководителя, а должность директора занял бывший участник группы Владислав Мисевич. Мулявин говорил, что очень устал и не хочет жить, а артисты эстрады подписали просьбу президенту Лукашенко разобраться с ситуацией. Мулявина восстановили в должности, но вслед за Мисевичем ушли и остальные музыканты. Мулявин остался один, и набрал коллектив заново, после чего тридцатилетие группы было отпраздновано концертом в «Олимпийском» и закладкой звезды Мулявина на Аллее Славы. В 2001 году президент Белоруссии Александр Лукашенко вручил Мулявину высшую белорусскую награду - орден Франциска Скорины. Но, несмотря на славу и множество поклонников, Владимир Мулявин всю жизнь был очень одиноким человеком, он сам говорил, что вне творчества он скучный, погружённый в себя человек. Возможно, единственным по-настоящему близким человеком был брат Мулявина Валерий, так рано погибший.

14 мая 2002 года Владимир Мулявин попал в автомобильную аварию, в результате кото-рой получил тяжелейшие травмы. Врачи поставили ему диагноз «тетрапарез, повреждение спинного мозга с нарушением функций тазовых органов, закрытый перелом-вывих шестого позвонка, ушибленная рана затылочной области». Мулявин попал в реанимацию, вскоре из Минска Мулявин был переведен в Москву в больницу имени Бурденко, где проходил курс реабилитации, пытался сам есть, двигал руками, делал попытки встать. Мулявин мечтал вернуться в коллектив, его даже посетили журналисты и взяли интервью. Леонид Борткевич рассказывал: «Муля был патологически скромен. Именно из-за этой его скромности в последние годы «Песняры» очень мало звучали, нигде не светились. Ведь чем скромнее человек, тем меньше он говорит о себе, пропагандирует сам себя. Мулявин вообще был гений, но он сам не понимал этого, не знал этого, не догадывался об этом. Он ощущал себя самым обыкновенным человеком. Образно говоря, гений одевается в простую одежду. И еще. Гений везде сеет добро. Он все делал для людей. Но так, чтобы люди этого не заметили. Да и звания ему были не нужны. Но именно с этого и начинается художник. Мулявин – это Высоцкий в своем жанре. Он работал на износ, работал всегда. На гастролях все идут на пляж, а он сядет в сторонке, берет бумагу и пишет, пишет, пишет… Отдыхал он мало. Поэтому у него было слабое здоровье. Дважды он перенес клиническую смерть, но врачи возвращали его…».

Несмотря на усилия врачей, Владимир Мулявин ушел из жизни 26 января 2003 года в возрасте 62-х лет. Прощание с ним прошло в Москве, и по просьбе множества людей - в Минске.

Владимир Мулявин был похоронен в Минске на Восточном кладбище.

Наверняка многие в свое время слушали ансамбль "Песняры". А что вам известно о его создателе? Биография Владимира Мулявина, семья, интересные факты - все это будет представлено вашему вниманию в статье.

Детство

Свердловск, 12 января 1941 года. В семье Мулявиных, Георгия и Акулины, радость - родился сын Володя. Это второй ребенок, есть еще сын Валерий (1938 г. р.).

Отец Володи трудился на крупнейшем заводе Зауралья - «Уралмаше» - рабочим. Работа была не из легких, но она не мешала Георгию увлеченно заниматься гитарой. Он обладал хорошим музыкальным слухом, так что музыка в жизни Володи была с самого детства. Мать работала швеей. Особого достатка в семье не было, жили, как все: от зарплаты до зарплаты. Предки родителей были образованными людьми, имели свое дело, но с приходом к власти Советов их, как и многих купцов, раскулачили.

Несмотря на то что у Георгия и Акулины было уже трое детей (Валерий, Володя, Наташа), отец ушел из семьи. Матери пришлось содержать семью, работая и днем, и ночью. Дети рано привыкли к самостоятельности, хоть так облегчая жизнь маме.

Владимир Мулявин, фото которого вы имеете возможность увидеть в статье, любил слушать музыку, понимал ее, поэтому смог освоить игру на балалайке самостоятельно. Потом освоил гитару и другие инструменты.

Возможности посещать музыкальные спектакли у семьи не было, поэтому концерты на гитаре и балалайке устраивались дома, во дворе. Когда Володе удалось посмотреть оперу «Травиата», он был настолько впечатлен увиденным, что это, пожалуй, стало одним из самых ярких впечатлений детства.

Юношеские годы

Можно считать большим везением встречу с Навроцким Александром Ивановичем, окончившим Институт культуры Это был замечательный музыкант, разглядевший в юноше талант и давший толчок к развитию этого таланта. Заниматься музыкой им так нравилось, что они, иногда не замечая времени, трудились по несколько часов день. Музыкальное образование он продолжил в музыкальном училище в Свердловске, поступив туда в 1956 году. Музыка, новые музыкальные увлечения, игра на гитаре и пианино - все это захватило и увлекло Владимира. Ему нужен выход для идей, хотелось творить, и вместе с друзьями он создает джазовую группу. Но джаз в те годы в нашей стране не признан, такой музыки в СССР не должно быть! Его и всю джазовую группу исключают, но все же позднее он был восстановлен в училище.

Творческий путь

Учеба закончена, желаний и устремлений море, душа требует полета! И без гроша в кармане, в грузовом отсеке под вагоном он уезжает из Свердловска. Видно, судьбе было угодно, чтобы он оказался в Калининграде. Там Мулявин собрал коллектив, в котором выступал как эстрадный артист - играл на гитаре. К тому времени он уже женился на артистке Лизе Кармальской. В концертах принимали участие оба: Володя аккомпанировал на гитаре, Лиза выступала в художественного свиста. В 1961 году в молодой семье рождается первенец - дочь Марина.

В начале 60-х годов Володя как музыкант много выступал, работал в Петрозаводске, на Кузбассе, в Оренбурге. В 1963 году переезжает в Минск, получив приглашение Белорусской филармонии. Музыку он играл разную, но интересы его все больше склонялись к народной. Ему интересен был фольклор народов Украины, России, Болгарии, Белоруссии. Это находило отражение в музыке, которую он играл.

Живя в Белоруссии, музыканту невозможно не знать музыки этого края, поэтому Мулявин собирал фольклор по стране, слушал исполнения местных жителей, занимался аранжировкой народной музыки, знакомился с произведениями белорусских классиков.

В 1965 году его призвали в армию. Служил недалеко, под Минском. Годы службы оказались в его творчестве, можно сказать, решающими, потому что он продолжил заниматься музыкой: была создана вокальная группа в части, а при его участии организован ансамбль Белорусского военного округа. В это же время (так вот счастливо все совпало) проходили службу в этой части, только в других ротах, Леонид Тышко, Владислав Мисевич, Александр Демешко, Валерий Яшкин, которые потом вошли в первоначальный состав «Песняров». Во время службы они выступали в Доме офицеров на концертах, на дискотеках, репетировали при любой возможности.

После армии у ребят не было возможности выступать вместе, работали все в разных коллективах, но не теряли связи друг с другом. Мулявин тоже работал в коллективе как гитарист, музыкант и о певческой карьере даже не помышлял. Но однажды их коллектив работал на концерте Нелли Богуславской, народной артистки Белоруссии, и она, услышав его голос на репетиции, сказала, что ему обязательно надо петь, имея такие данные. Возможно, это дало ему повод подумать о себе как о певце.

Создание ансамбля «Песняры»

В 1968 году участники армейского коллектива создают ВИА «Лявоны». Сначала они выступали как аккомпаниаторы к танцевальному ансамблю «Лявошха», но, выступив в 1969 году со своим концертом и получив заслуженный успех, поняли, что могут выступать по своей программе и быть самостоятельным коллективом. В то время к ним присоединился брат Владимира - Валерий (труба, гитара). Ансамбль с этим именем просуществовал до октября 1970 года и сменил название на «Песняры», потому что название «Лявоны» не нравилось ни руководству, ни им самим. Слово «песняры» (перевод с белорусского - "певцы", "поэты", "сказители") они нашли в белорусской литературе, и оно казалось ребятам более созвучным с их творчеством.

Ансамбль много гастролировал по городам, по отдаленным деревням и селам, где еще сохранилась истинно белорусская музыка, народные песни, местный фольклор. Ими было собрано около 150 песен. Мулявину не нравилась эстрада того времени, его многое не устраивало, хотелось чего-то другого, настоящего. А вот народная тематика была интересна, нравились напевные белорусские песни, звучание белорусского языка. Он занялся его изучением, чтобы понимать народные песни, понимать то, о чем они пели.

Выступление в Москве

В 1970 году «Песняры» добились разрешения выступить в Москве на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Разрешение получили не сразу, потому что руководство считало, что их внешний вид не соответствует стандартам того времени: строгие костюмы, короткие прически. А у них длинные волосы, усы, бороды, яркие костюмы - все не как у всех. Мулявину пришлось доказывать, что для ансамбля, поющего народные песни, это часть образа.

На конкурсе «Песняры» выступали с забытой белорусской народной песней «Ты мне весною приснилась». К ней была сделана оригинальная аранжировка, голоса у солистов звучные, красивые, и песня полилась над залом, захватывая слушателей. «Песняры» просто произвели фурор.

После конкурса о них узнала вся страна. Белорусские песни стали популярными: их пели, их учили наизусть, их стали печатать в песенных сборниках, они звучали по радио, а истинные ценители даже знакомились с белорусским языком, чтобы быть ближе к творчеству любимых исполнителей.

Черная полоса

В 1973 году группа была на гастролях в Ялте, и там незадолго до начала концерта с братом Володи, Валерием, произошло несчастье, можно сказать, нелепая случайность: упал и ударился о камни. Узнав о смерти брата, Володя концерт не отменил, хотя всем было неимоверно тяжело. Зал был полон, зрители ждали, и группа вышла, отыграла концерт. Володя петь не смог, он только играл на гитаре.

Вскоре еще одно горе постигло Мулявина: умерла сестра Наташа.

Популярность на всех просторах СССР

В 1970-х ансамбль приобретает в СССР все большую популярность, его стали сравнивать с «Битлз», начали транслировать по Центральному телевидению, приглашали на гастроли по всей стране. Народная песня «Касив Ясь канюшину» в необычной рок-обработке стала неимоверно известной.

Видя такую популярность ансамбля, партийное руководство решило использовать его для пропаганды патриотизма, патриотических чувств и заказывало песни идейного содержания. Песни эти исполнялись искренне, с душою, не лукавя, поэтому слушали их с удовольствием, их перепевали, хотя находились люди, которые довольно скептически относились к заказным песням. Многие даже считали, что «Березовый сок» и «Молодость моя - Белоруссия» - это переработки народных песен, хотя написаны они были по заказу.

Владимир Мулявин, интересные факты о котором вы можете прочесть в статье, использовал «потребность в них» и в своих целях: помогал улаживать солистам бытовые вопросы, требовал для них хороших условий в гостиницах, хорошей аппаратуры, но в творчестве от своих принципов не отступал: никогда не пел в ресторанах, не платил за то, чтобы ансамбль отправили на гастроли за границу. Он так и говорил: «Я за творчество не плачу!» Их и так ждали везде, приглашали на туры за границу. Попасть на гастроли за рубеж в то время было очень сложно, практически невозможно, но они поехали. Из советских групп «Песняры» были первыми, кто выступил в Америке. Публика аплодировала им стоя, в газетах писали о группе из Советского Союза.

Поскольку ансамбль белорусский, то руководство хотело, чтобы пели они только на белорусском языке, но Мулявин пойти на это не мог. Он не любил и не хотел, чтобы вмешивались в творческий процесс, не шел на компромиссы из-за текста песен. Были случаи, когда он не захотел менять слова в песне, а ансамбль из-за этого долгое время не выпускали на гастроли. Но несмотря ни на что, «Песняры» были самой гастролирующей группой в СССР.

Мулявин Владимир (биография и фото - в статье) был замечательным аранжировщиком, хорошо играл на разных инструментах, но у него еще и голос был уникальный: чистый и высокий тенор. Вокального образования он не получил, но музыку он не только слышал, он ее чувствовал, ощущал, обращал внимание на любые неточности. К себе был очень требователен, не допускал недоработок в исполнении, показывая своим отношением к делу пример всему коллективу. На репетициях от солистов требовал такой же точности, не терпел фальши, заставлял работать до нужного результата, до нужной ноты. На концертах он не терпел неуважительного отношения к зрителям, требовал отдачи от артистов, а зрители платили за это любовью. И когда зал вставал, аплодируя, это было заслуженно.

Талантливых солистов для группы искал везде, где только можно. Услышав нужный ему голос, приглашал обязательно на репетицию, чтобы соискатель понял, каким требованиям он должен удовлетворять. Без таланта там делать было нечего. Так в группе появились и Анатолий Кашепаров. В группе за все годы сменилось около пятидесяти музыкантов, постоянного состава, конечно, не могло быть. Кто-то приходил, кто-то уходил.

Через десять лет деятельности ансамбля Борткевич ушел из группы, женился на гимнастке Ольге Корбут и уехал в Америку. Следом ушел Кашепаров и тоже уехал в Америку, создал там свой бизнес. Позже он встречался во Флориде с Мулявиным, они строили совместные планы, но разговоры так и остались разговорами. Постепенно ушли и основатели ансамбля: Леонид Тышко и Александр Демешко.

Трудный период

Это был трудный период для них, для всей страны. Концертов было мало, материально очень тяжело. Ансамбль гастролировал со старым репертуаром, пел песни, которые полюбились народу, хотя Мулявин за годы деятельности «Песняров» написал более десяти оригинальных программ, несколько рок-опер, много песен за период с 1985 года. Но диск он смог записать только лишь в Голландии в 1994 году, а в России и Белоруссии эти произведения тогда так и не были услышаны.

Репетировать музыкантам приходилось даже в школах для глухонемых, на любых площадках, которые смогли найти, со старыми инструментами. Владимир Мулявин ("Песняры") не бездействовал, писал руководству и довольно резко, за что его отстранили от управления группой, оставив на должности художественного руководителя. В этой ситуации сыграло немаловажную роль и его увлечение спиртным. Назначили вместо него Владислава Мисевича (солист группы). Когда дело дошло до президента Лукашенко, Мулявина вернули на прежнюю должность. Мисевич ушел из группы, ушли и все музыканты. Спасти ансамбль не удалось, хотя Владимир Георгиевич прилагал все усилия.

Постепенно он набрал новый состав группы, и юбилей в тридцать лет был отмечен в «Олимпийском» большим концертом, а на "Аллее славы" заложена звезда Мулявина. В 2001 году он награжден орденом Франциска Скорины (самая высокая награда Белоруссии).

Биография Владимира Мулявина: личная жизнь

Кармальская гастролировала вместе с мужем, хотя с ребенком это было совсем не просто. Музыканты зарабатывали не так уж и много, а она, исполняя сложные классические произведения (художественный свист), хорошо. Для группы Лиза была спасением во время поездок: решала какие-то бытовые вопросы, готовила на всех. Володю она с любовью называла «Летя». Их любовь нашла отражение во многих песнях, которые исполнялись на концертах.

Есть ли дети у Владимира Мулявина? Да. Дочь Марина Мулявина в память об отце вместе с Ольгой Брилан написала книгу «Недосказанное…». В книге она поделилась своими воспоминаниями, рассказала, какой он был на самом деле, как тяжело она пережила развод родителей, как простила отца и о многом другом, о чем могла знать только она.

В 1975 году родился второй ребенок в семье Володи и Лизы - сын Володя, но брак это не спасло. Узнав об изменах мужа, Лиза подала на развод.

Второй женой музыканта стала Светлана Слизская. В браке родилась дочь Ольга в 1976 году. Светлана вела свободный образ жизни, на гастроли с мужем не ездила. Как свидетельствует биография Владимира Мулявина, семья распалась в 1981 г. Как дальше сложилась личная жизнь Владимира?

На съемках фильма «Хождение по мукам» знакомится будущая пара - Владимир Мулявин и Они поженились в 1981 году. Через год родился второй сын Владимира Мулявина. Назвали его в честь брата Валерием. Ради семьи Света оставила театр, занялась воспитанием сына. Валерий получил музыкальное образование, но не захотел связать свою жизнь с музыкой, занялся компьютерами.

Кое-кто считал, что Светлана сыграла определенную роль в том, что группа распалась. Все знали, что Володя советовался с ней, что она вмешивалась в его дела, в дела ансамбля, но, тем не менее, Владимир Мулявин и Светлана Пенкина любили друг друга и прожили вместе 20 лет.

Последние годы жизни артиста

В 2002 году, 14 мая, Мулявин, управляя автомобилем, попал в серьезную аварию на крутом повороте под Минском, хотя был хорошим водителем (более четверти века за рулем), и получил очень тяжелые травмы (повреждение спинного мозга, перелом позвонков, ушибы и др.). Какое-то время он находился в Минске, потом его перевезли в Москву, в больницу имени Бурденко, на реабилитацию. У него были парализованы руки, ноги, но, как писали в газетах, он работал над собой. Рядом с ним была жена - Светлана Пенкина.

Восемь месяцев боролись врачи за его жизнь, боролся он сам, но чуда не произошло. 26 января 2006 года Владимира Георгиевича Мулявина не стало. Прощание с ним в Москве состоялось 27 января, а в Минске - 28 января. Похоронили белорусского песняра русского происхождения на Восточном кладбище в Минске.

В память о Мулявине назван бульвар в центре Минска, открыта скульптурная композиция на Московском мемориальном кладбище Минска, в Екатеринбурге на его доме установлена мемориальная доска, в Белоруссии выпущена марка, посвященная ему.

26 января исполняется 15 лет со дня смерти основателя ВИА «Песняры» народного артиста СССР Владимира Мулявина. Он в 2003-м, но по-прежнему интересен публике. О нем пишут книги, снимают фильмы, ему посвящают спектакли, поклонники и знатоки спорят на форумах.

Воспоминаниями о своем отце с Naviny . by поделится сын «песняра» Валерий Мулявин .

Валерий Мулявин

- Можете рассказать, с какого момента детства помните своего отца?

Давно готовился к этому вопросу, многое вспоминал, но вот такой яркой вспышки, когда я вдруг впервые осознал, что вот он, мой папа, наверное, не было. У меня ощущение, что родители рядом, видимо, с момента рождения. Как и ощущение, что я окружен их безусловной любовью.

А вообще отец подарил мне весь мир, мы много путешествовали. Только три раза он не взял меня на гастроли: в Африку, Монголию и Северную Корею. Из-за гастролей приходилось сдавать что-то вроде зачетов. Я учился в школе с углубленным изучением иностранных языков и еще в музыкальную школу ходил по классу фортепиано. Правда, на гастролях всегда просил у Володи Беляева разрешения поиграть на барабанах. Он уходил на антракт, отдавал мне палочки, я садился за барабанную установку. Публика недоумевала: барабанщик ушел, а звук есть. Меня тогда совсем маленького за барабанами не было видно.

- Но музыку своей профессией не выбрали…

Признаюсь, что меня даже заставляли родители ходить в музыкальную школу. Мне хотелось к мальчишкам во двор и поиграть в футбол. Папа говорил, что даже если не стану музыкантом, то потом буду ему благодарен за то, что научился. И он оказался прав, я действительно благодарен отцу за то, что он научил не только слушать музыку, но и самому музицировать. Я также благодарен родителям, что они не навязывали мне выбор профессии, предоставив свободу.

- Думаю, нашим читателям будет интересно узнать, кем вы работаете.

Работаю арт-директором, занимаюсь организацией шоу.

Но вернемся в детство. Летом «Песняры» выступали в курортных городах СССР, брали с собой семьи, и так получалось совмещать работу и отдых. Вы дружили с детьми других музыкантов?

Конечно, дети иногда вместе собирались, играли. Но все же артисты больше времени старались проводить именно со своими семьями. Удивительным образом сохранилась дружба со взрослыми, и сейчас я общаюсь с папиными коллегами: Анатолием Кашепаровым, Леонидом Борткевичем, Олегом Молчаном, Вадимом Косенко, Валерием Скороженком, Вячеславом Шараповым.

Владимир Мулявин (в центре), Анатолий Кашепаров (справа) в Америке в гостях у Леонида Борткевича (слева)

Немало читая о вашем отце, общаясь с музыкантами из «Песняров» и другими артистами, я так и не могу составить некий целостный портрет.

И вряд ли получится, потому что отец был разный. Мягкий, добрый, щедрый - в кругу семьи и с друзьями. Жесткий, требовательный - на работе. Со стороны иногда казалось, что «Песняры» - это хорошо дисциплинированная семья. В творчестве он был чрезвычайно требователен и к себе, и к коллегам. Не было такого, чтобы он сказал, мол, доволен на сто процентов. И даже его отношение к собственным песням: если публика не принимает на двух-трех концертах, они безжалостно исключались из репертуара. Хотя, возможно, с ними чуть поработать - и было бы отлично. Он знал, что напишет другие, лучшие…

- Практически на всех фотографиях Владимир Георгиевич с сигаретой. Как мне кажется, это не навредило голосу…

Открою секрет: папа не курил в затяжку. Небольшой период времени он увлекся трубкой - помню очень приятный запах табака с разными вкусовыми добавками. Но ему быстро надоело чистить и набивать трубку. У отца были удивительные данные от природы. Все певцы боятся простудиться, у папы был утренний ритуал: большая чашка молока из холодильника. Вокалистам нельзя семечки, но мы очень часто по вечерам щелкали их дома.

- Еще один непростой вопрос: 1998 год, кризис в «Песнярах». Каким вы запомнили отца в то время?

Момент был тяжелый, что касается коллектива и человеческих отношений с бывшими коллегами. Папа перенес все это очень достойно и мудро. Я им горжусь.

В разных интервью не раз обсуждался вопрос, кто после аварии приходил в больницу к вашему отцу, кто не приходил. Есть такая устойчивая версия, что посетителей фильтровала ваша мама.

На самом деле все решали врачи: можно или нельзя посещать пациента. Конечно, и сам пациент решает: кого он хочет видеть, кого нет. Мама во всех больницах была рядом с папой, после переезда в Москву на реабилитацию оставалась ночевать с ним в одной палате. Я тоже много времени проводил рядом, помогал отцу. И в Минске, и в Москве двери были открыты для всех, и навещали папу известные артисты, чиновники, спортсмены, друзья, священники.

В Минске, когда из НИИ травматологии его перевели в лечкомиссию, мы всегда выезжали на прогулки во дворик, где мы могли спокойно поговорить по душам.

Знаете, в таком состоянии, когда человек вынужден перемещаться в инвалидной коляске, многие впадают в уныние. Папа был оптимистом, он верил, что в худшем случае будет ходить с тростью, но вообще надеялся полностью восстановиться. Операция у него была сложная и многочасовая, тяжело выходил из наркоза. Самое трудное - это период реабилитации.

Владимир Мулявин с сыном Валерием и супругой Светланой Пенкиной в Музее кока-колы в Атланте

Операцию папе делали белорусские врачи и сделали ее очень грамотно. Но и травма очень серьезная. Мама и врачи искали лучшие варианты реабилитации, так мы оказались в Москве, сперва в обычной больнице, потом благодаря Иосифу Давыдовичу Кобзону - в центре нейрохирургии имени Бурденко. В то время там были самые лучшие условия для реабилитации после такой травмы.

Помню такой неприятный момент, когда перевозили папу из больницы. Его везли на носилках, а в это время подбегает папарацци и прямо в лицо тычет камерой. Так ему хотелось сделать эту подлую фотографию. Любого человека, в том числе известно, фотографировать на больничной койке - подло и бессердечно.

- Были ли какие-то тревожные звоночки или смерть оказалась внезапной?

Да, были предвестники, папа лежал в реанимации из-за проблем с сердцем. А проблемы появились, потому что он давал себе очень большую нагрузку, он хотел быстрее встать на ноги. Поэтому можно сказать, что он истязал себя занятиями. В свой последний день рождения чувствовал себя хорошо.

Вечером 25 января у меня было предчувствие беды: я не находил себе места, очень плохо спал. С мамой договорились, что приду в больницу к 10 утра. Она позвонила рано утром и сказала: «Валера, приходи пораньше, папе плохо». Жаловаться - это не в традициях нашей семьи, и я понимал, что если это прозвучало, значит, очень плохо. Я шел и думал: только бы он был жив. Но когда я пришел, врачи подвели меня к маме, то понял, что папа умер.

Отец и сын Мулявины, по центру - Ричард Борткевич, сын Леонида Борткевича и Ольги Корбут

- Как прошли для вас эти 15 лет без отца?

Долго не мог смириться с его смертью. Я ведь и не прощался с ним ни в тот момент, когда сообщили, что он умер, ни во время отпевания и погребения. То есть физически я везде присутствовал, но сердце отказывалось верить в происходящее. Очень долго верил: он вернется. И только через несколько лет научился жить с этой потерей. Теперь мне кажется, что он где-то сверху, с других миров наблюдает за мной.

Мама пыталась пережить потерю, направив все силы на создание музея, организацию концертов в день рождения папы. Мама хлопотала и об открытии памятников папе. Тот, который на бульваре Мулявина, ведь тоже инициировала мама, она просто не успела довести дело до конца. Очень благодарен другу нашей семьи скульптору Александру Кострюкову, что на церемонии открытия памятника он вспомнил и маму.

Несколько лет подряд концерты в день рождения папы проводит Национальный академический народный оркестр Беларуси имени Иосифа Жиновича, и я хочу сказать спасибо всем музыкантам и руководителю коллектива народному артисту Беларуси Михаилу Антоновичу Козинцу.

Владимир Мулявин и Светлана Пенкина с Валерием Янкловичем - администратором Владимира Высоцкого

- Валерий, а у вас есть любимая песня из репертуара «Песняров», даже, думаю, правильно спросить, самая любимая.

Любимых очень много. Особо отмечу «Слуцкие ткачихи», благодаря этой песне я получил пятерку по белорусской литературе, и как-то запала она мне в душу.

Отец был таким локомотивом, который вел за собой публику, развивая ее музыкальный вкус, воспитывая на лучших образцах поэзии. К этому и мама приложила руку. Она тихонечко так, деликатно подкладывала папе книги. Хотя у него не было за плечами даже оконченного музыкального училища, он всегда тянулся к знаниям, всю жизнь занимался самообразованием.

Валерий, как вы относитесь к тому, что в том или ином виде существует несколько групп, использующих название «Песняры».

Кто и насколько правомерно использует название «Песняры»… Я не юрист и не эксперт в этой ситуации. Мое личное отношение такое: если исполняют песни отца, то чтобы не порочили его имя. И хочется, чтобы работали на достойном Мулявина уровне. В адрес БГА «Песняры» иногда высказывают претензию, что музыканты не то, что на одной сцене не стояли, что даже не видели живым моего отца. У меня иное отношение. Рад, что молодые ребята поют песни отца, а значит, они продолжают жить.

Я реалист и понимаю, что не все тинейджеры будут искать в интернете записи «Песняров» 1970-80-х годов. А придут на концерт нынешних «Песняров», таких же молодых ребят, и услышат папины песни. Папа оставил им большое музыкальное наследие, это песни и программы, которые стоит восстанавливать, но ребята создают и свою музыку в современной стилистике. Будь жив отец, он бы тоже создавал что-то новое.

Фото из личного архива Валерия Мулявина