Проблема духовности. Что значит быть духовным человеком? (ЕГЭ по русскому). Литературные аргументы к написанию сочинения в формате егэ А.Куприн. Гранатовый браслет

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ

А.С. Пушкин - стихотворение «Пророк». Тема духовно­го прозрения личности звучит в стихотворении А.С. Пушки­на «Пророк». Традиционно мы привыкли видеть в этом сти­хотворении становление поэта, однако попробуем рассмот­реть это произведение в ином ракурсе. Реминисцентным ис­точником произведения стал рассказ библейского пророка Исайи о том, как Бог наделил его вещим даром. В этих стихах выражена необыкновенная энергия творческого познания, радость всевидящей мудрости. Человек готов к подвигу, готов нести людям правду, очищать мир от скверны. Через мучение, через страдание он становится пророком. Таким образом, идея стихотворения глубока и значительна: чтобы стать гласом Божьим, нужно от многого отрешиться - от лукавства, лести, праздности, суетности жизни. Именно в таком ракурсе рас­сматривали произведение современные Пушкину критики, отмечая аллегоричность основной идеи стихотворения - идеи о борьбе талантливого, томимого «духовной жаждою» челове­ка со своими пороками, о преодолении их, постепенном очи­щении души и нравственном просветлении. Таким образом, духовность в понятии А.С. Пушкина - это высочайшая сила духа, способность человека к самосовершенствованию.

  • Жизнь и деяния Серафима Саровского , деятельность ма­тери Терезы, академика Д.С. Лихачева.
  • Д.С. Лихачев - «Письма о добром и прекрасном». В сво­ей книге автор размышляет о том, что такое «духовная культу­ра», о нашей любви к старым зданиям, улицам, вещам. И он приходит к выводу: «Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, - это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь при­обретает для него содержательность».

Что такое духовность, можно увидеть, анализируя героев романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Например, князь Андрей Болконский много трудностей преодолевает на долгом тернистом пути духовных исканий. Он проходит через крушение своих честолюбивых мечтаний, переосмысление жизни в целом и отказ от прежних идеалов. Он потерпел поражение в любви и одержал победу над собой. В конце пути он обрел истинную духовность, а значит, по мысли автора, мудрость. Князь Андрей понимает и прощает Наташу, прощает и своего врага, обретя «божественную любовь» ко всему миру. А разве прощение, отказ от мести не есть мудрость?

По-настоящему духовным человеком, реально существовавшим в нашем мире, можно назвать мать Терезу. Она родилась в богатой семье, но после смерти отца они жили в нищете.

Несмотря на это, женщина всегда говорила, что у нее было счастливое детство. По мнению автора, стремление изменить жизнь в мире к лучшему – часть духовности. Мать Тереза всю свою жизнь помогала бедным и обездоленным. Она основала Орден сестер милосердия, открыла дом для тяжелобольных, которых не принимали в больницах, основала первый приют для брошенных детей. Она стала матерью тысячи детей, спасла их. Она стремилась помогать всем, делать жизнь лучше, что говорит о ее истинной духовности.

Обновлено: 2017-06-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Что такое духовность? Как она проявляется? Именно эти вопросы мы решили рассмотреть в рамках написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку и подобрать такие проблемы и соответствующие им литературные аргументы, которые наиболее точно смогли бы раскрыть это понятие. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в финале статьи.

  1. Фёдор Достоевский - «Преступление и наказание». На протяжении всего романа автор показывает духовную трансформацию главного героя — Родиона Раскольникова. От порочных мыслей об убийстве бабушки, которое в итоге реализуется, до раскаяния перед всем народом. Многие события, которые происходят в жизни персонажа и преобразуют его внутренний мир, тесно взаимосвязаны с судьбами некоторых героев. Так, например, значительное влияние на духовное развитие Раскольникова оказала Соня Мармеладова, ставшая дня него огнем надежды и направившая его на путь нравственного совершенствования. В произведении можно выделить три знаковые встречи с Сонечкой, которые «готовят и удобряют» почву души для будущих изменений. От встречи до встречи герой погружается в мысли, удивительным образом производящие духовное преображение. В эпилоге мы видим совершенно нового Раскольникова, непохожего на того, каким он был представлен нам в начале романа.
  2. Дэниел Киз — «Цветы для Элджернона». С первых страниц читатель не понимает, почему автор ведет повествование довольно странным образом: слова пишутся неправильно, отсутствуют запятые, а главному герою, страдающему слабоумием, вначале романа свойственны совсем примитивные категории мышления. Но все это неотъемлемая часть образа персонажа, которая на протяжении романа претерпевает глобальные изменения. Всего одна операция в корне меняет жизнь героя, полностью переворачивая его мировосприятие и сознание. Умственно и духовно развиваясь, Чарли сумел открыть новые истины, пусть и не всегда приятные. Он понял, что многие окружающие считали его глупым и потешались над ним, что в мире много несправедливости и непонимания. Жизнь после операции явила герою жестокие реалии мира, с которыми ему тяжело было свыкнуться. Роман заканчивается тем, что из-за ошибки в расчетах умственная деятельность подопытного регрессирует, возвращая его к слабоумию. Так, словно яркая вспышка кометы, промчалась перед глазами читателя невероятная жизнь Чарли Гордона.

Духовность на войне

  1. Вячеслав Кондратьев -«Сашка». Наверняка каждый хоть раз слышал фразу «главное — не падать духом». И если рассматривать ее в контексте повести, можно смело заявить, что фраза была девизом главного героя. Так, сцена с пленением немца показывает, как сильно духовно развит Сашка. Ведя немца в штаб, герой заявляет, что бояться нечего, потому что всем пленным гарантирована жизнь и возвращение на родину по окончании войны, но никак не ожидал солдат, что отдадут ему приказ иностранца «в расход пускать». Принятие этого факта представлялось для него чем-то невозможным, противоречащим его принципам. Герой настойчиво пытается отговорить своего командира от принятого решения, но тот остается непоколебим. И вот стоят лицом к лицу два воина и в то же время два врага, смотрят друг на друга: один смерти ждет, а другой верит, что приказ будет отменен. К счастью, неожиданно приходит комбат и снимает приказ, говоря, что немца надо в штаб вести. Вот что значит быть до конца верным своим обещаниям и принципам, быть сильной духовной личностью, которую нельзя сломить даже угрозами. Повесть еще раз подтверждает, что благодаря тысячам солдат, которые смогли сохранить человечность перед лицом жестокости, мы живем с мирным небом над головой.
  2. Виталий Закруткин – «Матерь человеческая». Нет ничего ужаснее и страшнее войны. Эта безумная машина человеческой порочности крушила и ломала все, что было на ее пути: от материальных воплощений человеческих рук до миллионов судеб людей, чья жизнь уже никогда не могла быть прежней. В повести писатель рассказывает о некогда счастливой семье, в дом которой пришла война. Отняв у Марии, главной героини повести, сына и мужа, она все больше проверяла ее на стойкость, сострадание и милосердие. Все дальнейшие события описывают мужество героини, великолепие и чистоту души, не очерствевшей в жутких условиях войны. Мария помогла измученной девочке Сане, которая стала ей как родная. Она же спасла раненного молодого немца, несмотря на свою ненависть к фашистам, лишившим жизни ее родных. Также героиня восстанавливала разоренное хозяйство, осознавая, что это нужно делать не только во благо себе, но и тем, кто хранит в себе надежду на возвращение домой. Мария становится матерью для всех заблудших и потерянных, для тех, кто отчаялся найти луч светлой души на темной тропе войны.
  3. Проблема бездуховности

    1. Иван Бунин — «Господин из Сан-Франциско». Господин из Сан-Франциско — главный герой рассказа. Безымянность подсказывает читателю, что он — собирательный образ всего эгоистичного, пустого и глупого проявления в человеческой натуре. Господин видел счастье в материальных благах, его счастье измерялось в красоте костюма, внимании людей к его персоне, нет, даже не к персоне, а к деньгам, которые у него были. Ничто не могло помешать приличному ходу светской жизни. Ничто, кроме… смерти. В один из однообразных, но таких роскошных вечеров герой умирает. Никто и подумать не мог, что прекрасный вечер может омрачить такое событие, о котором многие очень быстро забывают, продолжая танцы и развлечения. А тем временем тело господина выносят из гостиницы и погружают на теплоход с символичным названием «Атлантида». Совсем не похожим на Господина является герой Лоренцо — старик-лодочник. Пусть о персонаже сказано совсем немного, но мы понимаем, что он видел счастье в простых мелочах повседневной жизни и природы с ее изумительными скалами, голубой синевой и ярким солнцем. Герой был духовно развит и понимал, в чем заключается настоящее счастье жизни, которое для него никак не могло основываться на материальных ценностях.
    2. Максим Горький — «Старуха Изергиль». В произведении автор показывает читателю множество различных коротких историй. Среди них я бы хотела выделить историю Данко, который во имя великой любви к людям вырвал свое сердце и освятил им путь, чтобы вывести обреченных на смерть людей. Данко сделал это, потому что осознавал, что без него, без его поступка люди умрут. В тот момент герой поставил чужие интересы выше своих и даже «его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их». Так, народ был спасен, а Данко безжизненно упал и навсегда умер в памяти тех, кому он подарил жизнь. В противовес этой истории автор повествует о Ларре, возгордившемся сыне орла. Герой считал себя неповторимым и даже со старейшинами беседовал свысока. Люди не могли терпеть такого отношения к себе и решили наказать его муками одиночества. Ларра долго скитался один и желал обрести вечный покой, но не мог умереть. Так, герой был наказан за бездуховность, выражающуюся в эгоизме и высокомерии.
    3. Духовность как ответственность

      1. Александр Пушкин — «Капитанская дочка». Петруша Гринев — центральный герой повести Пушкина, раскрывающийся на панораме происходящих событий, как сильная личность с невероятным чувством ответственности за тех, кто ему дорог. Автор постоянно ставит героя в различные жизненные ситуации, из которых он достойно выходит. Сцены встреч Гринева с Пугачевым, отношение к Маше Мироновой, ссора с Швабриным и поединок, который между ними происходит, рисуют читателю образ героя, который способен оценить честь выше жизни, смело принимать трудные решения и оставаться верным себе даже в тех моментах, когда от его упрямства может зависеть жизнь. При этом Петруша Гринев ощущает ответственность за свои действия и старается сделать так, чтобы никому не навредить. В конце повести герой получает в награду помилование от царицы, свободу и любимую девушку, ради которой, в большинстве своем, он совершал некоторые описанные поступки. Стоит отметить, что он был таким не всегда. Именно решение отца отправить Петрушу в армию «пороху понюхать» сыграло важнейшую роль в становлении Гринева как сильной и ответственной личности с наряженной духовной жизнью.
      2. Андрей Платонов — «Юшка». Ефим, по прозвищу Юшка, работает помощником кузнеца. Герою всего 40 лет, но из-за многолетней болезни он выглядит гораздо старше своих лет. Жизнь его ограничивалась походом на работу и обратно домой, заработанные деньги Юшка никогда не тратил, а «питался» он пустой водой. Многие жители города не принимали этого человека, а дети постоянно издавались над ним, бросая в него песок или камни. Юшка никогда не отвечал на эти действия и считал, что так они проявляют свою любовь. Каждое лето герой всегда куда-то уезжал, но однажды он остался дома из-за чахотки, отнимающей все его силы. В один из дней, возвращаясь из кузницы, Ефим сталкивается с прохожим, который толкает его в грудь, от чего он падает и умирает. Платонов заключает всю суть рассказа в конце, когда после смерти главного героя в город приезжает незнакомка и ищет Ефима Дмитриевича. Она оказывается сиротой, которую Юшка опекал, кормил и содержал. Каждое лето он приезжал к ней и отдавал все заработанные деньги. Сирота выучилась на врача и желала помочь Ефиму, но она опоздала. В рассказе Платонов показал великодушие и духовную силу Юшки, которая была сокрыта от непонимающих человеческих глаз. А жертвенная жизнь героя доказала, что всякий труд дает плоды.

В пьесе поднимается проблема бездуховности подрастающего поколения. Выпускники приходят к учителю математики с целью получить ключ от сейфа, в котором хранятся экзаменационные работы. У каждого веская причина исправить и подменить работы, обоснованная желанием лучшей жизни завтра. Их лицемерие просто зашкаливает. Они приносят торт, цветы и подарок, чтобы поздравить учительницу с днём рождения. Рассчитывая, что Елена Сергеевна от обилия подношений посчитает себя обязанной пойти навстречу выпускникам, они удивлены, что учитель вдруг категорически откажется участвовать в подобном мероприятии. Раззадорившись, они подвергают учителя обыску, обшаривая её одежду и квартиру. Они не понимают, какому унижению подвергают немолодую женщину, какую боль причиняют человеку. Ключ не найден. Но поступок заканчивается трагично: женщина не выдерживает подобного издевательства. Она умирает.

2. Р. Брэдбери «Вельд»

Привыкшие получать только удовольствия, наслаждения, живущие за счёт родителей в доме, который делает всё, вплоть до зашнуровывания ботинок, Питер и Венди потеряли нравственные ориентиры. Они считают требования родителей необоснованными. Их мыслями и чувствами владеет детская комната, которая отражает детское сознание и каким-то удивительным образом реализует мечты. Дети возненавидели родителей, решивших выключить комнату и увезти их подальше от технологического прогресса поближе к природе. Обманом они заманили родителей в комнату и скормили их львам, которые стали реальными.

3. В.П. Астафьев «Людочка»

Главная героиня волею судеб оказывается в городе, где царствует расчёт. Ежевечерне она проходит через парк Вэпэвэрзэ, насаженный в пятидесятые годы, заброшенный и загаженный в семидесятые. Какие-то чиновники решили проложить через парк трубу вырыли канаву, трубу проложили, а закопать забыли.

Черная, с кривыми коленами, будто растоптанный скотом уж, лежала труба в распаренной глине, шипела, парила, бурлила горячей бурдой.

4. Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро»

Одноклассники ненавидят девочку, ученицу своего класса. Их презрение – слепо. Они видят её заношенную одежду, её рыжие волосы, и всё это раздражает их. Особенно её пение, когда она на лодке выплывает на середину озера и начинает петь высоким голосом, который им кажется завыванием. Никто не видит в ней человека. А она прощает им всё. Удивительно то, что девочка не сломалась, ей было тяжело: с ней никто не общался, все презирали, издевались как-то мелочно, гадко. Все считали себя людьми первого сорта, Светка вне общности людей. Она не подходила под их вещный мир. Счастье в том, что девочка сумела подняться над бездуховностью, пустотой своего класса, «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».

5. А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

Центром повествования в рассказе является Матрёна – женщина, прожившая трудную неоднозначную жизнь. Автор в конце рассказа называет Матрёну праведником. Не праведницей, а праведником! Она прожила жизнь, отдавая людям всё, что она имела: добро своего сердца, чистые помыслы, труд, щедрость души. После её смерти, набежавшие соседки делят оставшееся добро: тряпки, фикусы, козу и кота. Они не стесняются говорить о ней нелестно, что не накопила благосостояния, не обзавелась добром, скарбом. Никто не говорит о том, сколько времени она отработала на их огородах, помогая по хозяйству, сколько здоровья потеряла. Вещи заменяют память о добром и щедром душевно человеке. Так вещное заменяет духовное.