Простой карандаш – история происхождения не так уж и проста. Как появился простой карандаш Краткая история про простой карандаш

Первое описание карандаша, состоявшего из графита, вставленного в тростник, или из графита, покрытого, подобно современным карандашам, двумя деревянными пластинками, образующими трубочку, относится к XVI в., если судить по «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона» (1885).

В ряде славянских языков сохранилось такое название карандаша, которое он получил в то время, когда карандаши изготовлялись не из графита, а из свинца и представляли собой свинцовые палочки: ołówek (польск.), оловка (сербск.), олівець (украинск.). То же наблюдается и в других языках: новогреческом (molibi), немецком (Bleistift), турецком (kurşunkalem). В испанском, итальянском и португальском языках название карандаша по значению связано с понятием «камень»: lápiz, lápis. В ряде языков в силу исторически сложившихся условий существует несколько названий для карандаша: lapes, moliv, kalem (в албанском), калем, молив (в болгарском), аловак, карандаш (в белорусском).

В русском, а также в тюркских (и некоторых других) языках палочка с графитным сердечником для письма, черчения или рисования носит название карандаш (азербайджанский, калмыцкий, киргизский, лезгинский, таджикский, татарский, тувинский, удмуртский, хакасский и др.).

Во второй половине прошлого столетия академик Я. Грот попытался дать этимологию этого слова.

Карандаш (тюрк., кара- черный, таш- камень).

Эту этимологию повторил в своем «Опыте» Н. В. Горяев.

Карандаш-ъ, -икъ, турецк. karataş.

Во втором издании этой книги читаем:

Карандаш-ъ, икъ; тюркск. кара-таш (таш, даш — камень).

Однако в турецком языке словом karataş (“черный камень”) называется не орудие для письма, а минерал аспид, идущий на изготовление грифельных досок.

В словаре А. Г. Преображенского сказано: «Из тюрк. караташ: кара черный, таш, даш шифер». У М. Фасмера: Карандаш. Из тюрк. “черный камень”, тур. karataş “черный сланец”.

В КЭС эта этимология повторяется:

Карандаш. Заимств. в XVIII в. из тюркск. Тюркск. карандаш образовано путем сращения двух слов: кара — “черный” и даш — “камень, шифер”.

Эту гротовскую этимологию приводят не только этимологические и толковые словари, но и отдельные авторы.

Можно было бы сказать, что такая этимология, предложенная более ста лет тому назад, выдержала испытание временем и стала общепризнанной. Однако этому мешают два обстоятельства, на которые до последнего времени не обращалось внимание.

Во-первых, в названиях, данных различными народами предмету карандаш, содержатся такие понятия, как “камень” (lapez, lapis, lapes), “свинец” (ołówek, оловка, олівець, аловак, Bleistift, kurşunkalem, moliv, молив, plombagina), “тростник” (kalem, калем). Но ни в одном из языков в названии карандаша нет понятия “чёрный”. Во-вторых, никто из этимологов не указывает на происхождение звука н, находящегося между кара (“чёрный”) и даш (“камень”).

Только 40 лет назад в статье известного тюрколога профессора Н. К. Дмитриева «О тюркских элементах русского словаря» слово карандаш было выделено в разряд «тюркизмов, требующих дополнительной документации». Автор указывал, что «…,.с фонетической стороны трудно объяснить звук н в середине слова». Это обстоятельство заставило исследователей обратиться к поискам иной этимологии слова.

В Древней Греции, как и в Древнем Риме, для письма употребляли остро очиненные тростниковые палочки, которые у греков назывались kalamos, a y римлян — kalamus. Письмо тростниковыми палочками распространилось по всему Востоку. Вместе с тростниковыми палочками распространилось и их название.

В настоящее время слово calamus, являясь названием тростника, писчего пера, ручки, карандаша, бытует в той или иной фонетической форме в ряде языков: в азербайджанском (гэлэм — “перо”, “ручка”, “тростник”), болгарском (калем — “карандаш”, “перо”, “трость”, “трубка”), грузинском (kalami — “перо”), киргизском (калам — “перо”), татарском (калэм — “перо”), турецком (kalem — “перо”).

Когда вместо свинцовых стержней в тростниковые трубки стали вставлять стерженьки из минерала графита (чтобы при письме не пачкались руки и не ломались стержни), возникло новое, сложное слово *kalamdaş (kalam - тростник, daş — камень), которое в форме каран-даш вошло в русский язык.

Теперь этимологу остаётся доказать, что карандаш — это изменившее свой фонетический облик слово *kalamdaş. Есть ли в словарном составе русского языка слова, в которых произошла мена м на н и л на р?

Явление мены м на н в русском языке не необычно: оно наблюдается в таких словах, как доМкрат - доНкрат, жеМчуг — жеНчуг, иМбирь — иНбирь, каМфора — каНфора. Следовательно, *kalamdaş > *kalandaş. Что касается замены звука л звуком р в русском языке, то она тоже не представляется невозможной: мусульманин — басуРманин, мумЛить - мумРитъ, обмишуЛить — обмишуРить, Следовательно, и *kalamdaş> karandaş.

Примеры говорят о том, что первый компонент композита карандаш никакого отношения к кара — “чёрный” не имеет, он является фонетически изменённой формой слова kalam — “тростник”, чем и объясняется наличие звука и в рассматриваемом слове.

Из тюркоязычных народов азербайджанцы сохранили первоначальную форму *kalamdaş — гэлэм-даш, которая до недавнего времени употреблялась наравне с заимствованной из русского языка формой карандаш, но была вытеснена последней, что отмечается в «Азербайджанско-русском словаре» 1941 г.

Считавшаяся долгое время бесспорной этимология слова карандаш стала ошибочной. Теперь словарная статья, посвящённая этому слову, в этимологическом словаре может выглядеть так:

Карандаш — тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку и употребляемая для письма, черчения и рисования. Восходит к тюркскому *kalamdaş - «тростник-камень» (тростниковая трубочка с вставленным в неё стержнем из графита). Ср. азерб. гэлэмдаш (гэлем — “перо”, “ручка”, “тростник”, даш — “камень”) — карандаш. При заимствовании ещё в тюркских диалектах слово *kalamdaş претерпело фонетические изменения: в нем звук м изменился в н, а л в р (как в словах канфора вм. камфора, басурманин вм. мусульманин).

Приведённая этимология, изложенная в статье «К этимологии слова карандаш», предлагается и венгерским тюркологом Ю. Неметом. Позже статья была опубликована на немецком языке в сборнике Acta linguistica, Academiae Scientiorum Hungarice под названием Das Russische Wort карандаш Bleistift.

Всякая новая этимология какого-либо слова может быть или истинной, или гипотетической. Как только одна из гипотетических этимологий переходит в разряд бесспорных, все остальные этимологии этого же слова, сколько бы их ни было, признаются ошибочными.

Некоторые лингвисты считают, что последующие этимологические словари не должны давать этимологию, ошибочность которой доказана. Высказывается и иная точка зрения. Р. А. Ачарян, например, пишет: «Упоминание об ошибочных этимологиях наряду с правильными отражает историю развития науки. Это — картины или зеркало всех тех изысканий, которые произвели многие авторы, чтобы достигнуть истины: ошибочные этимологии подкрепляют достоинства правильной этимологии».

Введенская Л. А., Колесников Н. П. — Этимология — СПб, 2004 г.

Когда появился первый грифельный карандаш?

Начиная с XIV века, художники, по большей части, использовали для рисования палочки, изготовленные из смеси свинца с цинком, которые иногда называли «серебряными карандашами». Для примера, подобным карандашом пользовался великий художник Ботичелли.

Однако графитные карандаши известны с XVI века. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле темную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого минерала. Но, определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали производить из него тонкие заостренные на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма.

В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, обворачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой.

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешавая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый «Нюрнбергский товар» не пользовался хорошей репутацией.

Современный же карандаш изобрел в 1794 году талантливый французский ученый и изобретатель Николя Жак Контэ. В конце XVIII века английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было очень суровым, вплоть до смертной казни. Но, несмотря на это, графит продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путем, что привело к резкому увеличению его цены. По заданию французского конвента, Контэ разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность, однако ещё более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твердости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твёрдости.

В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0.3 мм).

Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма.

Почти 2/3 материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину.

Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами (цангами) - цанговый карандаш. Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую владельцем карандаша.

Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0.3мм, 0.5мм, 0.7мм, 0.9мм, 1мм).

Карандаш - любимый инструмент для рисования известен каждому с самого раннего детства. Мы все пользуемся цветными и «простыми» карандашами в повседневной жизни и не задумываемся о «возрасте» этого изобретения человечества. Предлагаем узнать о карандашах всю поднаготную, историю карандашей, происхождение названия и их эволюцию.

Исторические факты о карандашах (Caran d’Ache)

А знаете ли вы, что:

  • В середине IXX, начале XX веков, если точнее с 1858 по 1909 г.г., рождённый в России и переехавший потом во Францию, жил известный карикатурист Э. Пуаре. Эммануэль подписывал свои работы псевдонимом Caran d’Ache (Каран д`Аш), на французский манер. Это слово «карандаш», псевдоним Эммануэля Пуаре прочно закрепилось в сознании всего цивилизованного мира и ассоциировалось с рисунками.
  • Позже в Женеве, в 1924 году, открылась фабрика, выпускающая пишущие инструменты и канцелярские аксессуары, выбрав для себя торговую марку «Caran d’Ache».
  • Буква, написанная «простым» карандашом весит примерно 0,000 33 грамма.
  • Одним карандашом средней твёрдости можно написать 45 000 слов.
  • Одного карандаша средней твёрдости хватит, чтобы провести линию протяжённостью 55 000 метров.

Карандаш - этимология слова

Историки считают, что первыми карандашами были палочки из свинцово-цинкового сплава, зажиточные горожане использовали палочки из серебра. Из металла изготавливали проволоку и к недлинному кусочку приделывали металлическую или деревянную ручку. Эти прародители современного карандаша были не очень удобными для письма, так как имели чувствительный вес, линия была нечёткой и выходила не ровной, и написанное исправить было невозможно.

Настоящая история всем известных карандашей, в нашем понимании, началась примерно в начале XIV века. Родиной карандаша считается Италия. Люди изготавливали стержень из мягкой глины и чёрного сланца, и оборачивали его в тонкую кожу. В исторических кругах это изобретение человечества носит название «Итальянского карандаша». Со временем грифели, стержни карандаша изготавливали из пережжёных костей животных с добавлением растительных клеев. Линия нарисованная «Итальянским карандашом» была чёткой и яркой.

Слово «КАРАНДАШ» имеет восточное происхождение, от тюркского karadaş - (kara), дословно-чёрный и daş (даш) — камень, сланец. Дословно — чёрный сланец или чёрный камень.

История карандаша

Человечество, пытаясь запечатлеть и увековечить увиденное, рисовало всегда. Из школьного курса каждый помнит о доисторических наскальных рисунках. Историки утверждают, что подобие карандашей человечество начало использовать примерно с XIII века нашей эры. Установлено это было при изучении набросков картин тех времён и с помощью современных технологий, при послойном просмотре картин мастеров тех лет. Использовали «серебряный карандаш» или «свинцовый карандаш». Каждый из этих карандашей имел свои ощутимые недостатки. Работа «серебряным карандашом» требовал высокого мастерства и «твёрдой руки», потому что исправить или стереть нарисованное уже невозможно. К тому же, со временем серебро окислялось, и серые штрихи приобретали тёмно-жёлтый или коричневый оттенок. «Свинцовый карандаш» рисовал более чёткие, но вместе с тем светлые линии. Художники чаще использовали свинцовый инструмент.

Позже появился «Итальянский карандаш», о котором мы рассказывали выше.

Интересно, что и сегодня художники используют «свинцовый», «серебряный» и «итальянский» карандаши для достижения нужного эффекта при рисовании.

Знакомые нам графитовые карандаши появились в XVI веке. Материал для их изготовления подсказала сама природа. В Английском Камберленде прошла сильнейшая буря, было разрушено множество строений и повалено деревьев. Под деревьями пастухи обнаружили неизвестную им породу, почти чёрную и с металлическим блеском. В начале посчитали, что это уголь, но он не горел. Тогда подумали, что это свинец, но порода не плавилась и была явно легче свинца. С открытым пастухами графитом проводилось ещё много испытаний, но пригодилось только одно его качество, он оставлял чёткий, хорошо видимый след при черчении им. Поэтому пастухи метили графитом своих овец. Люди начали рисовать кусочками графита, в дальнейшем, отколов тонкую длинную щепу, использовали его для рисования. Писать графитом не получалось. Он был очень мягким для этого, крошился, пачкал руки и ломался при излишнем нажатии. Так в XVII веке графит продавался в лавках. Рисовальщики на улицах, для собственного удобства, кусочек графита зажимали между двух палочек и обматывали конструкцию нитками или лентой кожи.

Упоминание о первых карандашах с деревянным корпусом найдено в документах 1683 года.

В 1719 году в немецком Штайне (Бавария) открыли первое производство карандашей с графитовым стержнем. Конечно же, состав грифеля отличался от современного. Графитовую крошку смешивали с серой и закрепляли клеем. За счёт этих манипуляций удешевлялась себестоимость грифеля. Качество было низким, но карандаш был не дорогим.

А в 1761 году производством карандашей занялся столяр К. Фабер. Каспар приехал жить в Штайн в 1758 году. Позже Каспар Фабер основал всемирно известную компанию Faber-Castell (Фабер-Кастелл). До 21 января 2016 года компанией Faber-Castell руководил прямой потомок Каспара Фабера - Антон Вольфганг фон Фабер-Кастелл (1941-21.01.2016).

В эволюцию карандаша вмешалась наука. Для производства карандашей, лучшим и единственно пригодным считался английский графит, конечно же, из английского Камберленда. Но Англия ограничила вывоз графита в конце XIII века, так как он использовался в военном деле и имел стратегическое назначение. Графит добавляли в тигли при металлургических производствах. Тигель - это сосуд для нагрева, обжига и плавления, используются в металлургии при литье, слово произошло от немецкого «tiegel» - горшок. В результате стоимость графита в Европе резко выросла.

В 1789 году шведский химик Карл Вильгельм Шееле (9 декабря 1742 - 21 мая 1786) доказывает, что графит является разновидностью углерода.

Называть графит - графитом предложил немецкий геолог Абраам Вернер в 1789 году. Происходит слово «графит» от греческого «grapho»-пишу. До этого графит называли - «чёрный свинец» от английского «black lead», «карбидное железо» или «серебристый свинец».

В 1790 году Йозеф Хардмут, мастер из Вены, опытным путём получил современный вариант графитового стержня. Он сделал смесь из муки графита, глины и воды, и подверг обжигу эту смесь в печи. Изменением содержания глины и графита Хардмут получил материалы различной твёрдости. В этом же году Йозеф открывает фабрику по производству карандашей под названием «Koh-i-Noor Hardtmuth». Название предприятия «Koh-i-Noor» (Кохинур) переводится с персидского как «Гора света», такое название носит один из знаменитых алмазов. Бизнес становится семейным. И в 1889 году внук Йозефа Хардмуда Фридрих фон Хардмут уже умеет производить карандаши семнадцати видов твёрдости.

Параллельно изысканиям Й. Хардмуда, Никола Жак Конте, изобретатель и учёный из Франции, в 1795 году получает такой же по содержанию и технологии графитовый стержень, используя графитовую пыль. Можно смело утверждать, что оба изобретателя, Хартмуд и Конте, являются «родителями» современного карандаша.

Технология производства графитовых стержней для карандашей Йозефа Хардмуда и Никола Жака Конте получила широчайшее распространение по всей территории Европы, что привело к открытию в середине XIX века и до сих пор всемирно известных фабрик по производству канцтоваров, таких как «Faber-Castell», «Koh-i-Noor Hardtmuth», «Staedtler», «Lyra» и «Schwan-Stabilo».

А вот привычную шестигранную форму карандаша предложил граф Лотар фон Фабер-Кастелл в 1851 году, обратив внимание, что карандаши цилиндрической формы скатываются со столов. На сегодняшний день это самая распространённая форма карандашей.

Сегодня для производства грифелей вместо глины используются современные полимеры, которые позволяют добиться не только разных степеней твёрдости карандашей, но и эластичности, что уменьшает хрупкость грифелей. Многие наверняка замечали, что после падения карандаша на пол, грифель не всегда откалывается и не крошится внутри корпуса. Так же современные технологии позволяют производить тончайшие грифели для механических карандашей. Принятые стандарты толщины грифеля для механических карандашей 0.9 мм, 0.7 мм, 0.5 мм и 0.3 мм.

Механические карандаши появились в 1869 году благодаря американцу Алонсо Таунсенд Кросс. Он обратил внимание, что при заточке карандаша, большая его часть стачивается, примерно две трети. Идея Кросса заключалась в том, что грифель помещается в металлическую трубку и выдвигается по мере необходимости на нужную длину. Первые механические карандаши были примитивны, но, несмотря на это просуществовали достаточно долго. Тот, кто помнит советское время, знает, что такое механические карандаши отечественного производства. Вот именно такие и изобрёл Кросс. Достаточно толстый грифель, 2 мм толщиной удерживался на пишущем конце карандаша зажимами, цангами. При нажатии на кнопку, цанги раздвигались, и грифель выдвигался на нужную длину. Часто регулировать длину грифеля приходилось вручную, придерживая грифель пальцами. Короткий грифель не удерживался цангами, качался и выпадал.

Современный механизм более совершенен. Грифель в механических карандашах удерживается не цангами, а самим держателем, а выдвигается с помощью толкателя. При нажатии кнопки грифель выдвигается на небольшую длину. Плюс механических карандашей - отсутствие отходов и заточки, так как грифели и так достаточно тонкие.

Изобретение механических карандашей дало развитие новой группе канцелярских товаров.

Процесс производства карандашей

Для производства грифелей используют: графит, каолиновую глину или полимеры, крахмал (для простых карандашей), целлюлозу (для цветных карандашей), масло (кокосовое или подсолнечное), воск, парафин, стеарин или жиры.

Для производства корпуса применяют:

  • низкое качество - тополь, ольха;
  • среднее качество - липа;
  • высокое качество - кедр, сосна, джелутонг.

Для скрепления корпуса и закрепления грифеля разнообразные клеи. И краски для корпуса.

Поэтому производство карандашей не так просто, как кажется при взгляде на сам карандаш, кроме этого производство зависимо от качества материалов и поставщиков сырья.

История происхождения перьевой ручки.

Эволюция и виды современных перьевых ручек.

Виды современных карандашей

С детства мы привыкли делить карандаши на простые и цветные. Подчёркивать разницу, наверное, не нужно. И так все прекрасно знают, что цветными карандашами рисуют, а простыми пишут, чертят и размечают. Цветные карандаши по плотности грифеля, как правило, являются мягкими, чтобы линии были более яркими.

Простые карандаши за счёт твёрдости грифеля чертят разными оттенками, от почти чёрного до бледно-серого.

Механические карандаши мы описали достаточно подробно выше, поэтому не будем повторяться.

Главное отличие карандашей - это твёрдость.

Твёрдость карандаша всегда указывается на его корпусе, за исключением механических. Твёрдость грифелей для механических карандашей и их толщину можно посмотреть на коробочке, в которой они продаются.

Твёрдость обозначается буквами: Т - твёрдый, М - мягкий. Средней и самой используемой твёрдостью карандашей считается ТМ - твёрдо-мягкие. Ещё необходимо знать, что каждый производитель использует разные составляющие, и тон линии в одной твёрдости может быть разным.

Ежедневно мы пользуемся множеством простых вещей, которые делают нашу жизнь удобнее и комфортнее. Они привычны нам с детства и мы редко задумываемся об истории их появления. Например, как и когда появился первый карандаш, который сегодня найдется в каждом доме и в каждом школьном портфеле. Между тем, его появлению предшествовала непростая и интересная история изобретения. Началась она в те давние времена, когда у человека возникла первая потребность в письменном выражении увиденных образов и собственных мыслей.

Его можно считать прообразом современного карандаша, началом истории его возникновения. Он представлял собой тонко вытянутый стержень из свинца или другого металла. По сути, он не писал, а просто царапал более мягкую поверхность. В Древнем Египте для этого использовался папирус.

Несмотря на свою примитивность, стилос находился в обиходе до раннего Средневековья и даже дошел до Руси, где вместо папируса использовали мягкие восковые таблички или более доступную бересту. При этом свинцовый стилос все же оставлял, хоть и очень слабый, след на поверхности. Чтобы его стереть, использовали хлебный мякиш.

Более позднее изобретение в истории карандаша - серебряные палочки (иногда свинцово-цинковые), имевшие форму отрезка металлической проволоки. Для удобства использования они припаивались к специальной ручке и хранились в особом футляре. Наносимые ими серые штрихи, надписи и рисунки уже ничем нельзя было стереть, а с течением времени они приобретали выраженный коричневый оттенок. Приспособление получило название «серебряного карандаша» и было в XIII веке ходу у таких знаменитых мастеров художественной графики, как Альбрехт Дюрер и Ботичелли.

Итальянский карандаш

Спустя столетие, в XIV веке, на смену серебряному пришел карандаш, который получил название итальянский. Для изготовления его стержня использовался поначалу черный глинистый сланец, а затем жженые кости, которые растирались в мелкий порошок и скреплялись клеем растительного происхождения, в том числе растительного масла. Именно отсюда предположительно пошло и само название «карандаш» - происхождение слова связывают с тюркским термином karatas (karadas), означающее в переводе буквально «черный сланец или камень». История его применения не закончена и по сей день, хотя состав используемых для стержня материалов усложнился. Современные художники используют их, когда хотят добиться определенного эффекта.

«Парижский карандаш» и другие «соусы»

Наряду с использованием твердых материалов для письма и рисования, начался поиск составов для самозатвердевающих смесей, имеющих способность оставлять след на поверхности. Знаменитый «парижский карандаш» представлял собой смесь белой глины и обычной черной сажи. Оставляя четкий след, он уже не царапал бумагу. Инструмент такого типа также до сих пор используется в художественной графике. Еще один рецепт был получен в XV веке и представлял собой смесь мела, красящих пигментов и скрепляющих жиров. В качестве пигментов использовали уже не черные, а цветные компоненты. Так была получена первая пастель. Одно из открытий в этой области принадлежит Леонардо да Винчи, сумевшему получить «красный мел» на основе использования окислов железа.

Открытие графита

В XVI веке в окрестностях Камберленда были обнаружены природные залежи неизвестного до этого времени минерала черного цвета. Нашли его случайно местные пастухи, поначалу решившие, что это обычный уголь, однако, минерал оказался не горючим. Своим металлическим блеском он напоминал свинец, однако, и это предположение не подтвердилось - минерал был более легким и совершенно не плавким. Зато он имел замечательное свойство оставлять практически на любой поверхности четкий след, и пастухи придумали ему первое применение - стали метить овец. Заостренным концом черного минерала можно было бы прекрасно рисовать, однако, дело сильно осложнялось его высокой хрупкостью. При малейшем нажатии заостренная палочка крошилась. Кроме того, при этом очень сильно пачкались руки.

Происхождение слова «графит» связано с именем немца Абраама Вернера, который назвал его так по аналогии с греческим «grapho» (пишу).

Появление первых графитовых карандашей

После открытия графита минерал поступил в свободную продажу, благо залежи его оказались значительными. Покупали его, в основном, художники и люди связанных с рисованием профессий. Для придания материалу крепости и защиты рук графитовую палочку вставляли между двумя деревянными планками и плотно прикручивали нитками или полосками кожи. Первые краткие описания карандашей с графитовыми стержнями относятся к 1565 году. Это был трактат о минералах под авторством Конрада Геснера. Чуть позже в документах упоминаются карандаши, оправленные в дерево.

Первые серийные выпуски

Первое в истории предприятие по серийному производству карандашей было открыто в Германии в г. Штайн (1719 г.). Стержень производился на основе смешивания толченого графита, серы и клея. Надо сказать, что и качество, и цена полученного продукта были весьма низкими. Прошло 42 года, и немецкое производство было значительно усовершенствовано столяром Каспаром Фабером, впоследствии возглавившим корпорацию Фабер-Кастелл, хорошо известную и нашим современникам.

История появления карандаша тесно связана с историей графита. Он оказался полезен не только для использования в рисовании и письме. Вскоре англичане начали успешно применять свойства этого минерала в военном деле, и поставки из Камберленда в другие европейские страны, в частности, в Германию, сократились. Как следствие, графит резко подскочил в цене. Месторождения минерала впоследствии были обнаружены во многих других местах и странах, однако, росла и область его применения, особенно с открытием его диамагнетических свойств и применения в электрической и атомной промышленности. Это заставило искать пути решения проблемы, и сегодня человек научился синтезировать искусственный аналог, который широко применяется и в производстве карандашей.

Прародители современного карандаша

Большой вклад в историю развития карандаша внес изобретатель Николя Жак Конте, француз по происхождению и живописец по призванию. Его собственная рецептура для выпуска стержней была разработана в 1794 году и позволила получить продукт высочайшего качества. В состав вошли глина, сажа, размельченный графит, крахмал и вода. Получив стержни высокой прочности, изобретатель понял, что этот параметр можно изменять по желанию за счет процента включения глины и самого графита. Чем больше добавлялось глины, тем тверже и прочнее становился стержень. Чем выше был процент графитного порошка, тем карандаш получался мягче, а след от него темнее. Это было открытием, имеющим современное значение. Именно оно легло в основу классификации по мягкости «М», «ТМ» и «Т».

За последние столетия сменилось несколько поколений инструментов для письма. На смену гусиным перьям пришли перьевые ручки, затем шариковые. Однако конструкция другого инструмента — карандаша — оказалась настолько гениально простой, что он почти без изменений дошел из Средневековья до наших дней и, возможно, протянет еще не одно столетие. В древности те, кому приходилось делать заметки, пользовались стерженьками из свинца или его сплава с оловом. Этот мягкий металл оставлял на пергаменте или бумаге еле видный светло-серый след, который можно было стереть с помощью мякиша. Рисовали и углем, и черным глинистым сланцем, однако удобство таких письменных приспособлений оставляло желать лучшего.

Как часто бывает, к революции в сфере письменных принадлежностей привел слепой случай. В 1564 году в Борроудейле, городе английского графства Камбрия, буря повалила несколько деревьев, и местные жители обратили внимание на необычные камни под корнями. Они были черными, мягкими и оставляли следы на различных поверхностях. Слава камня, который назвали «черным свинцом», или plumbago (лат. «подобный свинцу»), вскоре распространилась за пределы графства: пастухи метили им овец, художники вставляли кусочки «свинца» в деревянные футляры и использовали для рисования и письма. Английским словом lead (свинец) и сегодня называют карандашный грифель, а в словаре Даля можно увидеть определение графита: «ископаемое, из которого делается так называемый свинцовый карандаш» (само русское слово «карандаш» произошло от тюркских «кара» — черный, «даш» — камень). То, что «черный свинец» представляет собой кристаллическую разновидность углерода, шведский химик Карл Шееле выяснил только в 1779 году, а через десять лет немецкий геолог Абраам Вернер дал ему говорящее название графит — от греческого γράφω, «пишу».

На протяжении следующих двух с лишним веков Борроудейл оставался единственным источником графита для карандашей в Европе, поскольку минерал из других месторождений был низкокачественным. Графит стал стратегическим сырьем, британский парламент в 1752 году принял закон, согласно которому за воровство этого материала или продажу на черном рынке полагалось тюремное заключение или ссылка. Великобритания сама решала, кому можно продавать этот минерал, а кому нельзя. В частности, новорожденную Французскую республику островной сосед решил оставить без карандашей, объявив ей экономическую блокаду. Понятно, что такая монополия не пришлась французам по душе, и один из видных деятелей французской революции Лазар Карно попросил изобретателя, ученого и офицера Никола Жака Конте найти способ не зависеть от импорта этого дорогого материала. Конте решил проблему довольно быстро — он взял за основу молотый графит (из других месторождений), смешал его с глиной, из полученного состава вылепил стержни и обжег в печи. Полученный материал был значительно дешевле, а писал нисколько не хуже самого лучшего британского натурального графита. Более того, варьируя содержание графита в смеси, можно было получать различную твердость грифелей. В 1795 году Конте получил патент на свой процесс, и именно таким методом (с незначительными усовершенствованиями) карандаши изготавливают и сейчас.