Разработка урока литературного чтения. Л.Чарская.Записки маленькой гимназистки. Презентация к уроку "записки маленькой гимназистки" Вопросы к рассказу записки маленькой гимназистки

Обобщающий урок по произведению Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки»

Тест по произведению:


– Москва
– Петербург
–Красноярск

Тест по произведению:

1. В каком городе живёт дядя Лены?
– Петербург

Тест по произведению:

2. Как назвали Лену двоюродные братья и
сестра, когда она только к ним приехала?
–Мокрица
–Мимоза
–Выскочка

Тест по произведению:

3. Какими словами представила девочку
гувернантка Матильда Францевна в
школе.
– Красивая, умная, воспитанная,
прилежная
– Лжива, груба, драчлива и
непослушна

Тест по произведению:

4. Кого Лене напомнила начальница
гимназии Анна Владимировна?
– Тётю
– Бабушку
– Маму

Тест по произведению:

5. Как девочка приблизилась к
двери класса?
– Храбро
– Боязливо
– Без интереса

Тест по произведению:

6. Как Лена работала на уроке,
как выводила слова?
– В тетради было очень грязно
– Правильно и очень красиво
– Выводила буквы с усердием

Тест по произведению:

7. Какова была тетрадь Жюли?
– Было много ошибок
– На листах находились крупные и
мелкие кляксы
– Работа была выполнена аккуратно

10. Тест по произведению:

8. Кто пропал у Жоржа?
– Собака
– Попугай
– Сова

11. Тест по произведению:

9. Кто на самом деле украл
домашнего любимца Жоржа?
– Толя
– Лена
– Жюли

12. Тест по произведению:

10. Кто заступился за Лену когда
её хотели высечь розгами?
– Толя
– Жорж
– Нина

13. Кроссворд о героях повести

14.

1. Назовите имя кондуктора, который
сопровождал Лену в поездке в Петербург?
2. Фамилия начальницы гимназии?
3. Фамилия дяди Лены, к которому она едет
жить?
4. Как звали первого учителя Лены?
5.Что принес Лене Толя,когда она была
голодна?
6. Какое прозвище у гувернантки?
7. Как звали младшего брата Нины?
8. Имя старшего двоюродного брата Лены?
9. Имя гувернантки в семье дяди?
Какое слово вышло по горизонтали?

Cлайд 1

Cлайд 2

Русская писательница Лидия Алексеевна Чарская Или актриса Александринского театра Лидия Алексеевна Чурилова

Cлайд 3

Писатель Фёдор Сологуб(1863-1927) о Лидии Чарской: «Популярность Крылова в России и Андерсена в Дании не достигла такой напряжённости и пылкости. И всё это было вполне заслужено Чарскою…»

Cлайд 4

Загадка рождения: Лидия Алексеевна родилась в дворянской семье. Ее отец, Алексей Александрович Воронов, был военным инженером. До сих пор спорным остается дата ее рождения. По одним источникам, это 1878 год, Петербург, по другим - 1875, Кавказ. Но как бы то ни было, в 70-е годы XIX века появилась на свет девочка, которой суждено было более 20 лет владеть умами и чувствами самого широкого круга читателей.

Cлайд 5

Семья. Горькая потеря Семья жила в достатке, родители любили свою дочь, и все, казалось, было радостным и безмятежным. Но не под счастливой звездой родилась маленькая Лида. Вскоре умерла ее мать. И всю свою любовь девочка перенесла на отца. Возможно, это помогло им обоим перенести тяжкую потерю. Ведь ушла из жизни не только мать, но и жена. Вдвоем они проводили дивные вечера. И Лиде казалось, что так будет всегда.

Cлайд 6

Мачеха Но однажды все переменилось. Отец женился. В дом вошла чужая женщина. Мачеха. Какое холодное и бездушное слово! И как холодно и бесприютно стало в душе у девочки. Отношения с новой хозяйкой дома настолько не сложились, что Лида несколько раз убегала из дома. Тогда было решено отвезти дочь в Петербург в Павловский женский институт. В то время семья жила в Шлиссельбурге, этого требовала военная служба отца. В памяти навсегда осталось тяжелое воспоминание от первой встречи с обстановкой института, который жил по строгим, раз и навсегда установленным правилам. Для живого впечатлительного ребенка институт показался казармой, тюрьмой, в которой ей предстояло теперь жить.

Cлайд 7

Cлайд 8

Начало творчества Несхожесть с другими детьми ее возраста проявилась довольно рано. Уже в 10 лет она писала стихи, а в 15 лет взяла за привычку вести дневник, записи которого частично сохранились. К этому времени она уже сознавала свое отличие от других и мучилась этим. "Почему я переживаю все острее и болезненней, чем другие? Почему у других не бывает таких странных мечтаний, какие бывают у меня? Почему другие живут, не зная тех ужасных волнений, которые переживаю я?" – писала она в дневнике.

Cлайд 9

С годами Лидия научилась владеть собой. После окончания пансиона в семью не вернулась, хотя отца поняла и простила его за вторичный брак. Темпераментная, обаятельная, сероглазая девушка привлекала к себе внимание. Блестящий офицер Борис Чурилов был околдован ею. Он сделал Лидии Алексеевне предложение, и девушка согласилась стать его женой. Так восемнадцатилетняя Воронова стала Чуриловой. Но брак был недолгим, офицер отбыл на место службы в Сибирь, а молодая женщина с крохотным ребенком на руках осталась одна. Что было делать? Уехать к отцу и мачехе? Жить в семье по установленным в ней правилам? Материально зависеть от отца? Нет, это было не по ней. Она выбрала другой путь.

Cлайд 10

Рождение псевдонима Оставшись в Петербурге, поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище. Яркая внешность, импульсивность, темперамент делали ее заметной на курсе. Еще на вступительных экзаменах преподаватели заметили эту девушку, что помогло ей выдержать конкурс. После окончания училища Лидия Алексеевна определилась в Александринский Императорский театр, в котором прослужила (как тогда говорили) с 1898 по 1924 год. Именно там, на сценических подмостках, родился псевдоним "Чарская".

Cлайд 11

Какой смысл вложила в это звучное слово Лидия Алексеевна, нам не известно. Но можно предположить, что оно родилось по аналогии со словами "чары", "очарованье", "колдовство. Как актриса она была малоизвестна.

Cлайд 12

Литературная жизнь Знаменитой Чарской она стала совсем в другом. В литературе. Толчком к литературному творчеству послужило стеснение в средствах. Ведь у нее рос сын, а помощи ждать было неоткуда. И тогда она попыталась написать свое первое произведение. Занятие литературой, к удивлению Лидии Алексеевны, оказалось легким и приятным. И она отдалась ему всецело, хотя продолжала работать в театре.

Cлайд 13

Успех Лидии Чарской: В 1911 году комиссия при Московском обществе распространения знаний докладывала, что дети среднего возраста более других авторов читают: Гоголя – 35 % Пушкина – 25% Чарскую – 21% Твена – 18% Тургенева – 12%

Cлайд 14

Cлайд 15

Почему её забыли? В 1917 году, с приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения и буржуазно-мещанских взглядов. (О том, что женщина с юных лет жила на трудовые заработки, было забыто.) С 1925 по 1929 год ей с большим трудом удалось опубликовать 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом Н. Иванова. Ее произведения были изъяты из библиотек и уничтожены.

Cлайд 16

Одиночество Больше не было любимого дела, куда-то исчезли благодарные читатели. Жизнь остановилась на полном ходу. Но испытания на этом не закончились. Подлинный крах и бессмысленность жизни она ощутила, когда пришло известие о гибели сына Юрия, который сражался в Красной Армии. Одинокая, уже немолодая женщина, покинутая всеми, не имеющая к тому времени никаких родственников, она в 1924 году ушла из театра. Началась буквально нищенская жизнь. И тогда именно К.И. Чуковский выхлопотал ей пенсию.

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

Cлайд 21

Cлайд 22

Cлайд 23

Cлайд 24

Cлайд 25

«Лучшие человеческие качества» - темы книг Лидии Чарской О чем она писала? О доброте, любви к ближнему, состраданию, самоотверженности, отзывчивости. Ее герои - люди разных сословий. Это и дворяне, обучающие своих детей в привилегированных учебных заведениях; и служащие, живущие на вознаграждение за свой труд; и нищие, которые мечтают о куске хлеба. Но всех их объединяет человеколюбие, желание отозваться на чужую боль, бескорыстие - те человеческие качества, дефицит которых особенно сильно ощущается в наше время.

Cлайд 26

Cлайд 27


Отец,Алексей Воронской, был военным инженером, полковником. Мать, о которой практически ничего не известно, скончалась в родах. Лидия воспитывалась сёстрами покойной матери. Родилась 19 январяРодилась 19 января 1878 года1878 года в Царском селе.Царском селе


7 лет () Лидия провела в Павловском Павловском женском институтеженском институте в Петербурге. ВпечатленияПетербурге институтской жизни стали материалом для её будущих книг. Уже в десять лет она сочиняла стихи, а с 15-летнего возраста вела дневник, записи в котором частично сохранились.


Лидия Алексеевна поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище в Петербурге. С 1898 г. по 1924 г.- работа в Петербургском Александрийском Императорском театре.В основном она исполняла незначительные, эпизодические роли; платили за них мало, и молодой актрисе, самостоятельно воспитывавшей сына Юрия, денег на жизнь катастрофически не хватало.


Стеснение в средствах подтолкнуло Лидию к писательскому делу. В 1901 г.вышла повесть «Запи1901повесть ски маленькой гимназистки», основанная на ее школьных дневниках. Книга была опубликована в журнале для детей «Задушевное слово» под сценическим псевдонимом начинающей писательницы Л. Чарская (от «чары», «очарование»).


В 1911 году комиссия при Московском обществе1911 году распространения знаний докладывала на съезде по библиотечному делу, что, согласно проведенным опросам, дети среднего возраста читают в основном ГоголяГоголя (34 %), Пушкина (23 %), Чарскую(21 %), Пушкина ТвенаТвена(18 %), Тургенева (12 %)Тургенева


Повести переводились на иностранные языки. Была учреждена стипендия для гимназистов имени Л.Чарской. Несмотря на невероятную популярность книг Чарской среди юношества, многие относились к творчеству писательницы скептически: её критиковали за однообразие сюжетов, языковые штампы, чрезмерную сентименталь ность.





















Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 города Удомли

  • Лидия Чарская
  • «Записки маленькой гимназистки»
  • 4 класс
  • Менделеева Л.Г.
  • Учитель начальных классов
  • 2014г
Какой смайлик вам симпатичен? Какой век представлен на страницах второй части учебника?
  • Какой век представлен на страницах второй части учебника?
  • Почему целая книга посвящена одному веку?
Какую книгу предложила библиотекарь близнецам?
  • Как вы думаете какая цель нашего урока?
1)Знакомство с биографией Лидии Алексеевны Чуриловой. 2) и с её произведением « Записки маленькой гимназистки» План работы над текстом
  • Работа с текстом до чтения
  • Работа с текстом после чтения
План работы с текстом до чтения
  • Автор произведения.
  • Наши предположения
Что общего между актрисой Лидией Алексеевной Чуриловой и писательницей Лидией Чарской? Лидия Алексеевна родилась в дворянской семье. Ее отец, Алексей Александрович Воронов был военным инженером. Родилась она В 1875 году
  • Лидия Алексеевна родилась в дворянской семье. Ее отец, Алексей Александрович Воронов был военным инженером. Родилась она В 1875 году
  • (1878)в Царском селе(Петербург).
Павловский Женский сиротский институт, который Лидия Воронова закончила в 1893 году. Она проучилась здесь с 1886года по 1893 год. Уже в 10 лет она писала стихи, в 15 лет стала вести дневник, записи которого частично сохранились. Все это пригодилось, когда она осталась одна. Заработок актрисы был очень мал. И Лидия Чурилова стала писать.
  • Уже в 10 лет она писала стихи, в 15 лет стала вести дневник, записи которого частично сохранились. Все это пригодилось, когда она осталась одна. Заработок актрисы был очень мал. И Лидия Чурилова стала писать.
  • Ты далеко… ты в пути…
  • Все же я вижу родного…
  • Солнышко! В детской груди
  • Много восторга святого.
  • Солнышко! Сердце поет!
  • Папу Алешу зовет…
  • О, приезжай, ненаглядный!
Первая ее повесть « Записки институтки» появилась в 1901 году в журнале при издательстве М. Вольфа « Задушевное слово». С тех пор и началось ее триумфальное шествие. Подписывала свои произведения она сценическим псевдонимом Чарская За 20 лет творчества из под ее пера вышло около 80 произведений.
  • После революции Чарскую перестали печатать, ее произведения были изъяты из библиотек и уничтожены.
  • Почему?
  • За однообразные сюжеты,
  • за сентиментальность,
  • за язык произведений.
  • С 1990 года произведения Л. Чарской стали переиздаваться. Теперь они интересны с исторической точки зрения.
Чем по вашему мнению отличаются записки от рассказа? Записки это рассказ от одного лица (монолог)
  • Кто будет автором этих записок?
  • О чём она нам может рассказать?
Итог I этапа
  • Где родилась Лидия Алексеевна?
  • Когда написала первые стихотворения?
  • Что стала вести в 15 лет?
  • Какой взяла псевдоним?
  • Сколько произведений она написала?
  • Работа с текстом во время чтения
Работа с текстом во время чтения
  • Что творится в душе маленькой пассажирки?
  • Почему едет одна-оденёшенька и так далеко?
  • Откуда и куда едет девочка?
  • Почему так подробно рассказывает о кондукторе (современном проводнике)?
  • Что мы узнаем из слов Никифора Матвеевича?
Что мы узнаем семье проводника?
  • Что мы узнаем семье проводника?
  • Девочка называет кондуктора ласковым, а как бы вы его назвали?
  • Почему все так суетятся?
  • Что поразило девочку впервые увидевшую Петербург из окна?
  • Что ждёт она от встречи с этим городом?
  • Как заголовок этой части отражает внутреннее состояние героини?
Зарядка Работа с текстом после чтения
  • Какой вы представили героиню записок?
  • Как вы относитесь к героине?
  • Похожа ли она на вас?
Итог урока.
  • Как называется произведение над которым мы работали?
  • Кто автор?
  • Понравилось ли вам произведение?
  • О ком рассказывается в нём?
  • Определите ваше настроение
Домашнее задание
  • Прочитать гл 8. Составить словарик эпохи(р.т.с 67№1)
Интернет ресурсы.
  • l._charskaya_nxpowerlite.ppt
Автор разработки- учитель начальных классов МБОУ «Урмарская СОШ им.Г.Егорова» Урмарского района Чувашской Республики Михеева Марина Анатольевна

Тип урока: закрепление.

Цели урока:

    Формировать правильный тип читательской деятельности; помочь осознать целостность и динамику литературного процесса, с истематизировать сведения об авторе .

    О бсудить проблемные, активизирующие жи зненные представления учащихся, в оспитывать нравственность, чувства сопереживания героям, доброе отношение к людям.

    Развивать речь учащихся, умение вести диалог с автором. Учить составлять ха рактеристику героя произведения.

Ход урока

    Организационный момент.

Поприветствуем друг друга и гостей. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, повернитесь друг к другу пожмите друг другу руки, улыбнитесь, создайте друг другу хорошее настроение.

    Вступительное слово учителя.

Сейчас мы проведём урок закрепление по произведению Лидии Чарской “Записки маленькой гимназистки”. Вспомним о биографии автора, о чём повествует в данной повести автор и познакомимся с новыми произведениями Лидии Чарской.

    Вступительное слово ученика, биография Лидии Чарской.

Послушайте биографию Лидии Чарской и подумайте, легко ли сложилась судьба у писательницы?

(Иванова Диана рассказывает биографию автора. Рассказ сопровождается показом мультимедиапрезентации.)

Настоящее имя Лидии Чарской – Лидия Воронова – Лидия Алексеевна Чурилова. Сведения о её жизни скупы и противоречивы. Датой рождения называют то 1875 год, то 1878, по одним сведениям, она умерла в Ленинграде, по другим в Краснодарском крае. Известно, что она рано лишилась матери, обожала отца и ненавидела мачеху, несколько раз в знак протеста убегала из дома. С 10 лет сочиняла стихи, с 15 лет вела дневник, в котором, вспоминая своё детство, писала: “Почему я переживаю всё острее и болезненнее, чем другие? Почему у других не бывает таких странных мечтаний, как у меня?” после окончания института вышла замуж за офицера Бориса Чурилова и начала самостоятельную жизнь. Сын её погиб в гражданскую войну. Увлекалась театром и литературой. За два десятилетия ею было написано около 80 книг, в которые входили стихи и рассказы. Сказки и пьесы, повести и романы. Её первая книга для детей вышла в 1902 году, и больше двадцати лет Лидия Чарская была самой популярной и любимой детской писательницей в России. Потом книги Чарской стали критиковать, даже ругать и перестали печатать. Но через некоторое время её стали опять читать маленькие читатели.

Какова была жизнь у Лидии Чарской? Легка ли была её жизнь?

    Актуализация знаний учащихся. Выполнение учащимися в группах и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера.

Сейчас вам предстоит работа в группах, вам будет предложено три задания: кроссворд, викторина и тест. Ответы на каждое из заданий вы должны будете найти и обсудить в группах.

1. Работа в парах

Кроссворд о героях повести. (работа в группах, самостоятельно)

1. Назовите имя кондуктора, который сопровождал Лену в поездке в Петербург? (Никифор Матвеевич)
2. Фамилия начальницы гимназии? (Чирикова Анна Владимировна)
3. Фамилия дяди Лены, к которому она едет жить? (Иконин Михаил Васильевич)
4. Как звали первого учителя Лены? (Василий Васильевич)
5. Какое прозвище у гувернантки? (Бавария)
6. Как звали младшего брата Нины? (Толя)
7. Имя старшего двоюродного брата Лены? (Жорж)
8. Имя гувернантки в семье дяди? (Матильда Францевна)

К

Р

О

С

С

В

О

Р

Д

Проверяем правильность заполнения кроссворда.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

2. Викторина по содержанию повести (фронтальная работа)

Я задам вам вопросы по содержанию повести, а вы ответьте на них (устная работа со всеми).

1. Что общего между актрисой Лидией Алексеевной Чуриловой и писательницей Лидией Чарской.

2. Как вы думаете, чем записки отличаются от рассказа?

3. Что заставило главную героиню уехать из родного города?

4. Вспомним 1 и 4 главу. Что творится в душе маленькой пассажирки? (Ей тревожно – “чутко прислушиваюсь”, “немного страшно от неизвестности”, “мчится без оглядки”, “не знаю, не понимаю”)

5. Что больше всего вас поразило в приёме девочки родственниками?

6. Чем закончился первый день в доме дяди для Лены Икониной?

7. Вокруг Лены много хороших и плохих людей, кого из них вы назовёте?

8. Что имела в виду Матильда Францевна, называя девочку лживой, драчливой, грубой и непослушной? О каком поступке говориться?

9. Как Лену встретили в школе, и почему начальница школы не стала провожать её до кабинета?

Молодцы! Все группы отвечали на вопросы правильно, верно.

3. Тест по прочитанной повести (индивидуальная работа)

А сейчас мы поработаем по тесту. То есть, задан вопрос и несколько вариантов ответов, нужно из данных вариантов выбрать правильный.

1. В каком городе живёт дядя Лены?

Москва

Петербург

Красноярск

2. Как назвали Лену двоюродные братья и сестра, когда она только к ним приехала?

Мокрица

Мимоза

Выскочка

3. Какими словами представила девочку гувернантка Матильда Францевна в школе.

Красивая, умная, воспитанная, прилежная

Лжива, груба, драчлива и непослушна

4. Кого Лене напомнила начальница гимназии Анна Владимировна?

Тётю

Бабушку

Маму

5. Как девочка приблизилась к двери класса?

Храбро

Боязливо

Без интереса

6. Как Лена работала на уроке, как выводила слова?

В тетради было очень грязно

Правильно и очень красиво

Выводила буквы с усердием

7. Какова была тетрадь Жюли?

Было много ошибок

На листах находились крупные и мелкие кляксы

Работа была выполнена аккуратно

8. Кто пропал у Жоржа?

Собака

Попугай

Сова

9. Кто на самом деле украл домашнего любимца Жоржа?

Толя

Лена

Жюли

10. Кто заступился за Лену когда её хотели высечь розгами?

Толя

Жорж

Нина

Проверка правильности ответов на вопросы

Молодцы! Все справились с тестом.

5 этап: Составление характеристики Лены Икониной

Что узнали мы о Лене Икониной из предыдущих уроков?

Понравилась ли вам Лена? Обоснуйте свой ответ.

1) Составление характеристики, используя текст учебника (из каждой главы находим предложения, характеризующие Лену Иконину)

На доске таблички, для составления характеристики. Моделирование.

маленькая, растерянная девочка .

начитанная, знающая, с чувством собственного достоинства.

ранимая, смелая, старательная, наблюдательная.

2) составление общей характеристики Лены Икониной

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ НОГ

6. Знакомство с другими произведениями Лидии Чарской

(групповая работа)

Ребята кроме повести “Записки маленькой гимназистки” у писательницы есть множество и других произведений. С некоторыми из них мы кратко познакомимся сегодня на уроке.

Каждой группе даётся книга с произведением. Ваша задача попробовать выяснить, предположить по названию по иллюстрациям, о чём идёт речь в каждой книге.

«Сибирочка” – книга о приключениях девочки, невероятных испытаниях, из которых она выходит исключительно благодаря стойкости, смелости и находчивости.

«Записки сиротки» – пронзительная и светлая повесть о судьбе и переживаниях девочки, которая осталась сиротой и попала в бродячий цирк. Но все закончится хорошо: злодеи будут наказаны и прощены, а юная героиня найдет своих родственников.

Смелая жизнь” – историческая повесть о легендарной судьбе Надежды Дуровой, которая прославила своё имя подвигами во время Отечественной войны 1812 года.

«Княжна Джаваха» - В повести рассказывается о драматической судьбе Нины Джавахи, благородной, отважной и справедливой девочки.

«Соперницы»- Русская писательница Лидия Чарская была «властительницей сердец» юных читателей. Выпускница Павловского института благородных девиц, она с сочувствием и любовью описывает мир переживаний, мыслей и идеалов институтских затворниц .

Дополнительно:

Чтение вслух отрывков из книг одного ученика из группы (страницы указаны).

    Рефлексия. Формулировка выводов и подведение итогов

Несмотря на то, что героиня – маленькая девочка, её жизнь полна событий, встреч с людьми, жизненными перипетиями.

Что дарят книги Чарской каждому читателю? (Доброту, её книги учат сопереживать.)

На доске даны особенности книг Чарской. Какие из них можно заметить в “Записках маленькой гимназистки”? Сформулируйте своё мнение о её книгах.

занимательность;

чёткость сюжетной линии;

неожиданность развязки;

счастливый конец;

сентиментальность (чувствительность);

противоположность героев (плохой – хороший);

постоянная смена плохого и хорошего;

простые мечты героев.

    Оценка результатов работы на уроке.

Подведём общий итог по работе каждой группы и каждого ученика в отдельности.

    Домашнее задание: Составить рассказ «Друзья и враги Лены Икониной»