Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм. Социальные нормы: виды, функции, роль в жизни человека

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Фондовая лекция по теме:

«ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ»

ПЛАН:

Организационно-методические указания…………...………………...…….. 4

Список использованной литературы ………………………………………. 5

Введение ……………………………………………………………………. 6 - 9

1. Понятие, признаки и функции социальных норм …………………................. 9-12

2. Виды социальных норм….………….………………………………………….12-15

3. Право в системе социальных норм ………….………………………..……….15-34

Выводы……………………………………………………………………... 34-35

Организационно-методические указания:

Цели лекции:

1. Достижение достаточно ясных представлений о понятии нормативного регулирования.

2. Выделить основные признаки и функции социальных норм.

3. Охарактеризовать основные виды социальных регуляторов (социальных норм).

4. Соотнести право с нормами обычаев, нормами традиций, нормами ритуалов, нормами морали (нравственности), корпоративными нормами, политическими нормами, религиозными нормами, техническими.

Методы и средства достижения учебных целей:

Методологическую основу лекции составили методы диалектики, системный комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические приемы, исторические и правовые методы: системный, формально-юридический, сравнительно-правовой.

ПЛАН

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература:

1. Антонов И.Ю. Социальные нормы народов Крайнего Севера. Обряд очищения в жизни ненцев в условиях догосударственного общества // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 3. С. 113-115.

2. Антонов И.Ю., Филант К.Г., Харючи С.Н., Социальные нормы коренных малочисленных народов Севера России. Обряды, обычаи, ритуалы, традиции, мифы, нормы морали, нормы права. Монография. - М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 279 с.



3. Бляхман Б.Я. Трансформация социальных норм в юридические правила правовых систем // Право и образование. 2007. № 12. С. 64-71.

4. Галиев Ф.Х. Социальные нормы и правовая культура в призме исторического развития // История государства и права. 2010. № 2. С. 5-9.

Дополнительная литература:

1. Баширова Л.С.Социальные нормы и их место в системе общественных отношений // Онтология и аксиология права. Тезисы докладов и сообщений Третьей международной научной конференции (19-20 октября 2007 г.). Омск, 2007. С. 78-81.

2. Вопленко Н.Н. Право в системе социальных норм. Учебное пособие. Волгоград, 2003. 86 с.

3. Вопленко Н.Н. Социальные нормы: вопросы их познания и классификации // Вестник Волгоградского государственного университета. Научно-теоретический журнал. 2002. Вып. 5. С. 12-27.

4. Гайворонская Я.В. К вопросу о понимании социальной нормы // Правовая политика и правовая жизнь.2003. № 3. С. 135-140.

5. Плахов В.Д. Социальные нормы и девиантное поведение // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. СПб., 2002. № 2 (8). С. 91-104.

ВВЕДЕНИЕ

Нормативное регулирование сложилось в процессе истори­ческого развития общества. Уже на ранних этапах его сущест­вования возникли первые правила (нормы) поведения, первые правила общения людей между собой (например, между стар­шими и младшими). Точно также в тот период возникли пра­вила охоты, рыболовства и других видов добычи пищи. Эти правила складывались стихийно, они постепенно укреплялись, увеличиваясь по мере расширения человеческой деятельности. Наличие определенных правил (нормативность) присуще человеческому обществу изначально; без них оно не смогло бы прогрессировать в своем развитии.

Нормативность означает, что отношения людей, жизнь об­ щества протекают по определенным правилам и что эти пра­вила имеют целью обеспечение определенного порядка, согла­сованности во взаимоотношениях как отдельных личностей, так и больших социальных групп. Посредством нормативных регуляторов (правил, норм) достигается стабильность и орга­низованность определенного общества, конкретной организа­ции людей, поддерживается определенная система: общество в целом или его часть, входящая в данное общество в качест­ве некоего элемента.

Нормативность и человеческое общество неразделимы. Об­щество, в котором отсутствуют должные нормативные регуля­торы, обречено на хаос, противоречия и разлад.

Любое общество объективно нуждается в нормативных ре­ гуляторах (правилах), поскольку для того, чтобы действия лю­дей направлялись в нужном для этого общества направлении, чтобы общество не было размыто прямо противоположными людскими стремлениями, необходимы правила, регулирующие Поступки людей, указывающие приемлемые обществу вариан­ты поведения.

Источниками этих регуляторов могут быть экономические, классовые, политические, социальные, религиозные и другие факторы (причины). Именно экономический источник необходимости нормативного регулирования имел в виду Ф.Энгельс, когда писал, что уже на весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим прави­лом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, что­бы отдельный человек подчинился общим условиям производ­ства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом.

Если в основе источника нормативного регулятора лежал религиозный фактор, то это означало, что правила поведения даны людям свыше, они божественны, их соблюдение угодно богу, а несоблюдение - великий грех и т. д. Причем религиозные нормы нередко регулировали не только чисто религиозные отношения среди верующих, но и семейные, бытовые от­ношения, т. е. были правилами для всех.

Классовые регуляторы (нормы права, определенная часть норм морали и т. д.) выражали прежде всего волю господствующего класса, они были направлены на охрану интересов того класса, который занимал властвующее положение в обществе. Правила, устанавливаемые этим классом, становились обязательными для всего общества. Это были, в основном, императивные (повелительные) регуляторы, предписывающие должное поведение в интересах властвующего (господствующего) класса. Разумеется, в любом классовом обществе устанавливались правила, которые были необходимы всему обще­ству (санитарные, природоохранные), но бесспорный приоритет принадлежал регуляторам, выражающим волю и интересы господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, буржуа­зии, пролетариата).

Основной целью нормативного регулирования всегда было, есть и будет сохранение существующей системы, обеспечение ее стабильности.

Нормативное регулирование является тем способом организации общественных отношений, при котором достигается их единство, устойчивость и порядок (С. С. Алексеев). Задачей нормативного регулирования является упорядочение отношений в обществе, коллективе, определенном социуме, внесе­ние единообразия и стабильности в общественные отношения путем установления общих правил (Е. А. Лукашева). Нормативное регулирование человеческому обществу внутренне при­суще, поскольку без наличия общих для всех правил поведе­ния нормальное и благополучное существование общества в принципе невозможно. Любое общество в интересах самосо­хранения вынуждено создавать правила, обеспечивающие его существование и развитие. Эти правила утверждают опредленный порядок во взаимоотношениях членов общества, пред­писывают (указывают) варианты действий (поступков) для них и тем самым предопределяют должную урегулированность, упорядоченность этого общества. Поэтому нормативные регу­ляторы считаются не только объективно необходимым, но и целесообразным механизмом обеспечения организованности в общественных отношениях.

Как уже отмечалось, нормативное регулирование немысли­мо без наличия определенных норм (правил), которым долж­ны следовать люди, их организации, группы и даже социумы в целом. Профессор П. Е. Недбайло совершенно правильно характеризовал нормативное регулирование как установление правил, в соответствии с которыми происходит организация, согласованность поведения субъектов общественных отноше­ний, оценка и разрешение фактов общественной жизни с точ­ки зрения этих правил.

Поскольку жизнь современного общества достаточно много­гранна и разнообразна, в нем постоянно возникают самые раз­личные жизненные ситуации, а у участников этих отношений имеются различные цели и интересы, то совершенно естествен­но на протяжении длительного исторического развития челове­ческого общества в нем сформировалась определенная система нормативных регуляторов, система различных правил поведе­ния. В нее входят правила, основанные на моральных и рели­гиозных установках, экономических и политических интересах, обычаи и традиции, правила для членов сформировавшихся ор­ганизаций (корпоративные правила) и т. д.

Весь опыт мировых цивилизаций свидетельствует о том, что ни одна из них не может успешно развиваться без нали­чия адекватных этой цивилизации социальных нормативных регуляторов.

Ценность нормативного регулирования на основе общих правил поведения (норм) состоит в том, что норма - это готовое решение для человека в определенной жизненной ситуации, это готовый вариант действия, заранее опробированный и подсказываемый ему обществом, государством, социальной группой и т. д. Именно в этом заключается основная ценность нормативного регулирования.

Таким образом, нормативные регуляторы - это правила, формирующиеся в обществе под воздействием экономических, классовых, социальных, религиозных и др. факторов, направленные на обеспечение нормального (безопасного) существования и прогрессивного развития общества.

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Отношения между людьми в обществе носят упорядоченный характер и подчиняются определенным правилам (нормам). При помощи норм устанавли­ваются стандарты допустимого и недопустимого поведения, осуществляется» оценка совершаемых людьми поступков, определяются процедуры разрешение» спорных и конфликтных ситуации, а также меры ответственности за несоблю­дение и нарушение содержащихся в нормах предписаний. Учитывая неразрыв­ную связь норм с поведением людей в обществе, их назвали социальными.

Все социальные нормы оценивают волевые действия людей с точки зрения их направленности (цели) и наступивших последствий (результата). При этом тот или иной вариант поведения может быть признан социальной нормой только в том случае, если закрепляет типичное (повторяющееся и признаваемое определенным числом людей) оценочное суждение: хорошо - плохо, прием­лемо - неприемлемо, возможно - невозможно и т. п. Из оценок вытекают со­ответствующие предписания, которые в свою очередь порождают определен­ные последствия. К примеру, убивать людей плохо - убивать людей нельзя - убийство одним человеком другого влечет наказание убийцы.

Система социальных норм складывается под воздействием различных фак­торов: исторического периода, уровня технического и культурного развития, геополитической обстановки и т. п. Как отмечает В. С. Нерсесянц, появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с пере­ходом от животной стадности к человеческому обществу, с процессом социали­зации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа. Историческое развитие, смена различных норм общественной жизни неизбежно сопровождались существенными изме­нениями и в системе социального регулирования: отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение и формы взаимодей­ствия социальных регуляторов (правовых, моральных, религиозных, политиче­ских и др.). При этом в каждом обществе система социальных норм содержала и содержит) унаследованные от предшествующих поколений и развивающиеся под воздействием национальной традиции и «внешних факторов» оценки «доб­ра» и «зла». Эти оценки, в свою очередь, лежат в основании выработки обще­ством вариантов (моделей, эталонов, образцов) возможного, должного, недо­пустимого поведения.

Социальные нормы представляют собой сложившиеся в процессе общественного развития, устойчивые, признаваемые и поддержи­ваемые определенными социальными группами (классами, национально-этническими группами, религиозными конфессиями и т. п.) образцы (стандар­ты, модели) поведения участников социального общения.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ – общие правила регламентации, формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Социальным нормам присущи следующие признаки, по которым они отличаются от других правил (технических, индивидуальных):

1. Социальность - они являются общими правилами. Это означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов сточки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократнос­тью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

2. Нормативность - социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер: сформулированы в виде общей модели поведения; их адресаты определены не поименно, а путем указания ти­повых признаков (пол, возраст, вменяемость, партийная или религиозная при­надлежность и т. п.); они рассчитаны на многократное применение, то есть вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой ти­повая ситуация.

Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируют­ся в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т. д.

3. Регламентируют формы социаль­ного взаимодействия людей , т.е. направлены на регулирование о6щественных отношений, поведения в обществе.

4. Сочетание объективности и субъективности - они возникают в процессе исторического развития и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом обще­ства, отражают процессы его развития, влияют наих темпы и характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу.

5. Культурная обусловленность - эти нормы соответствуют типу культуры и харак­теру социальной организации общества.

Функции социальных норм:

1) Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упоря­доченность общественных отношений. Словом, социаль­ные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого орга­низма.

2) Оценочная . Социальные нормы выступают в общест­венной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значи­мого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное).

3) Трансляционная . Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколе­ниями культура отношений, опыт (в том числе негатив­ный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвеще­ние и т.д.).

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Устоявшиеся в практике образцы поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организа­ции. Третьи формируются как наиболее целесообраз­ные, оптимальные для данного общества правила (на­пример, процедурные нормы).

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений. Поэтому классификация социальных норм может быть осуществлена по различным основаниям.

I. В зависимости от сфер жизни общества , в которых действуют социальные нормы, они подразделяются на политические, экономические, религиозные и др.

1) В качестве примера политических норм , вплоть до настоящего времени не получивших своего законодательного (правового) закрепления в современной России, могут быть названы нормы, регулирующие деятельность парламентского лобби. В соответствии с Конституцией российский парламент (Федеральное Собрание) принимает законы от имени всего народа, вместе с тем основную роль в процессе непосредственного принятия закона (голосования по воду законопроекта) играют депутатские фракции, представляющие в Государственной Думе Федерального Собрания корпоративные интересы отдельных политических партий. При этом именно политические нормы регулируют условия формирования лобби и определяют порядок его функционирования.

2) Экономические нормы регулируют отношения в сфере производства и распределения материальных благ. Основным правилом (нормой) экономически развития является поддержание пропорционального баланса между производством и потреблением. Нарушение данного правила влечет за собой экономический кризис, обусловленный в зависимости от обстоятельств товарным дефицитом либо товарным перепроизводством.

3) Религиозные нормы регламентируют порядок организации и функционирования сферы культовых отношений, связанных с оформлением и осуществлением религиозных верований. К числу религиозных относятся правила, устанавливающие религиозные праздники и памятные даты, регламентирую отношения верующих в рамках собственной конфессии и по отношению представителям иного вероисповедания и т. п.

В зависимости от способа образования выделяют спонтанные (сложившиеся стихийно) и директивные (созданные в результате целенаправленной нормотворческой деятельности) нормы.

4) В качестве спонтанных следует рассматривать нормы обычаев, склады­вающиеся в результате многократного повторения социально значимого явле­ния, которое именно в силу своей повторяемости начинает рассматриваться в качестве закономерности.

5) К числу директивных норм относятся правила, устанавливаемые одними субъектами социальной деятельности в отношении других. Так, по мнению Ю. Лотмана, «регулярное» государство Петра I сознавало себя как систему ука­зов и правил. При этом подразумевалось, что живое бытование культуры - лишь реализация этих норм. «Обычай» - жизнь, не возведенная в ранг «грам­матики», - систематически разрушалась. Она отождествлялась с невежеством, отсталостью, «закостенелостью». Разумное и прогрессивное мыслилось лишь как «регулярное». Государственная деятельность осмыслялась как введение «регламентов» с последующим преобразованием жизни по их образцу».

II. По характеру воздействия на социальную среду нормы подразделяются на прогрессивные и регрессивные.

1) Прогрессивные нормы способствуют внесению в общественные отношения позитивных изменений. В частности, несмотря на неоднозначность оценок, большинство из исследователей считают прогрессивными те преобразования, которые были обусловлены реформами Петра I. При этом реформационные процессы регламентировались не только правовыми, но и религиозными и мо­ральными нормами, правилами этикета и т. п.

2) Регрессивные нормы оказывают на общественные отношения деструктив­ное воздействие. В качестве примера регрессивных норм могут быть приведены правила аккультурации местного населения, которые имели место в процессе колонизации Бразилии. Активное применение этих правил привело к тому, что с 1900 по 1950 г. в Бразилии вымерло 100 племен. Численность сохранившихся племен сократилось в среднем на 60-80% 2 .

III. По социальной направленности выделяются:

1) правовые нормы, 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) семейные; 7) корпоративные; 8) нормы обычаев, традиций, привычек; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов.

Отмечая многообразие видов и форм социальных норм, можно констати­ровать, что в обществе на всех этапах его развития присутствует нормативный плюрализм. При этом, как справедливо заметил И. Ю. Козлихин, «нормативные системы, существующие в обществе, могут носить как комплементарный, так и конкурирующий характер. Но, как правило, если общество не находится в со­стоянии аномии и хаоса, одна из регулятивных систем является ведущей, той, которая обеспечивает социальную солидарность, то есть осуществляет интегративную функцию. Таковой может являться не только правовая нормативная система, но и традиционная, моральная, религиозная, идеологическая и т. д.».

Социальная норма: сущность понятия

Поведение человека или более широких социальных групп уже в течение достаточно долгого времени регулируется при помощи принятых в обществе социальных норм. Они необходимы, в первую очередь, для того, чтобы интересы и потребности одного индивида соответствовали потребностям и интересам более широких кругов и не нарушали их свободу, а также не посягали на безопасность.

Социальная норма – это один из аспектов, который исследуется социологической наукой. Термин «норма» имеет латинское происхождение (норма – руководящее начало, рациональное правило, образец поведения).

Определение 1

В социологии норма – это социально определяемые и санкционируемые способы действовать, быть или думать. Таким образом, норма – это некоторый образец, который выступает в качестве ключевого при выборе человеком его способа мышления или модели поведения.

Исследованиями социальных норм в социологии занимались такие ученые, как Ж. Пиаже, Г. Зиммель, А. Штутцер, Р. Лалив. Все они рассматривали социальную норму как очень сложное образование, которое обладает многоуровневостью и разнообразием, поскольку наше общество неоднородно, и зачастую каждому сообществу необходимо закрепление индивидуальных социальных норм.

Социальные нормы обладают своими свойствами, о которых неоднократно упоминает в своих трудах Й. Эльстер. Он группирует их следующим образом:

  • Нормы могут поддерживаться не только санкциями, но также и эмоциями, которые возникают у сообщества в случае их нарушения. Причем, эмоции стоит учитывать не только у наблюдателей, но и самого действующего лица (нарушителя).
  • Норма является императивным образованием, которая в свою очередь выступает еще и предписанием к определенным действиям, которые человек совершает ежедневно в своей социальной, экономической, политической и духовной жизни;
  • Норма является социальной ровно в той мере, в которой она разделяется с другими членами общества, а также поддерживается официально предпринятыми санкциями, которые не противоречат законам гуманизма, а также не притесняют права и свободы других граждан, относящихся к другим сообществам (например, по конфессиональному или национальному признаку);

Функции социальных норм

Социальные нормы выступают в качестве эталона действий и поведения человека в обществе. безусловно, обладая разнообразием направлений, а также достаточно разнообразной видовой структурой, социальные нормы обладают и своим уникальным функционалом. Различные исследователи сходятся во мнении о том, что социальные нормы выполняют следующие ключевые функции:

  • Регулятивная функция – направлена на создание ряда ограничений в возможных действиях человека, а также в его поведении в рамках общественной системы;
  • Оценочная функция – формирует возможность адекватно классифицировать и оценивать поступки окружающих с позиции «законны-незаконные» или «хорошие-плохие»;
  • Функция социализации – способствует успешному функционированию личности в обществе. социализация может быть двух уровней – первичная и вторичная, и на каждом уровне выдвигаются свои особенные социальные нормы поведения.

Эти три ключевые функции, которые выполняют социальные нормы любой разновидности. Существует четвертая функция социальной нормы – трансляционная. Она направлена не только на выявление социальной нормы, но и на ее дальнейшую передачу остальным членам общества. Также трансляционная функция заключается в передаче социальных норм (обычаев, норм морали, сакральных норм) по наследству, от старшего поколения младшему.

Таким образом происходит сохранение социальных норм, их ценности и значимости для конкретного общества. Безусловно, по прошествии определенного времени эти нормы будут меняться под влиянием разных внешних факторов, но их смысл и значимость останется прежней, что особо важно для функции трансляции.

Виды социальных норм

Замечание 1

Социальные нормы – это неоднородное образование, в связи с чем многие исследователи данной области обнаружили их несколько основных видов, которые отличаются по тем или иным аспектам.

Но в социологической науке существует традиционное видовое подразделение. Таким образом, социальные нормы принято актуализировать по способам их формирования, а также дальнейшего обеспечения в социуме. Отсюда выделяются следующие социальные нормы: обычаи, нормы морали, нормы отдельных общественных организаций, а также непосредственно нормы права. Ниже мы охарактеризуем каждый вид отдельно и укажем на их ключевые особенности формирования и реализации.

Обычаи, которые формируются в широких общественных слоях благодаря их естественному происхождению, а также в результате многократного повторения наиболее рациональных действий. В каждом сообществе, даже на современном этапе, существуют уже устоявшиеся обычаи, которые считаются нормой (например, празднование какого-либо значимого события).

Нормы морали, формирующиеся благодаря естественным историческим факторам на основе представлений человека о нравственности. Реализация таких норм напрямую зависит от общественного воздействия. На сегодняшний день все еще существуют некоторые сообщества (в основном те, где правят традиционные нормы и ценности), и нормы морали сильно отличаются от тех, к которым привыкли мы.

Нормы отдельных общественных организаций, которые создаются этими же организациями. Ключевая цель таких норм заключается в упорядочении отношений между членами в пределах этой организации. Такие нормы реализуются благодаря уставу, а также своду правил поведения в организации, с коллективом и в условиях работы с внеорганизационными объектами (другими компаниями, клиентами и заказчиками из иных служб).

Нормы права, которые устанавливаются и санкционируются непосредственно высшими органами власти и государством. Их реализация исполняется благодаря выдвигаемым требованиям, а в случае неповиновения применяются средства государственного принуждения.

Вообще различают два смысла термина «норма» :

1. норма как естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.) в соответствии с его природой – естественное состояние

2. норма как руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества – социальная норма

Нормы – это определённые стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Они устанавливаются самим обществом. Без них невозможно человеческое общежитие. Норма – это всегда стереотип, рассчитанный на неопределённое число случаев. Социум – это общество.

Признаки социальных норм :

1. регулируют отношения между людьми

2. регулируют повторяющиеся (распространённые, массовые, типичные) ситуации

3. являются общими правилами (то есть они устанавливают правила поведения в обществе, т.е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества)

4. рассчитаны на многих людей, причём не конкретных и персонально не определённых

5. они создаются разумными существами, создаются по воле людей, их сознанием

6. они имеют определённую форму (это может быть форма в виде действия – ритуал, обряд, обычай)

7. имеет санкцию (может быть в виде общественного порицания)

8. они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. кроме того они стабилизируют общество, а значит, являются как порождением, так и регулятором общественных отношений

9. они соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества (европейской и азиатской культуре)

Социальные нормы – связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

Они развиваются и усложняются с развитием общества. Они отражают закономерности социального развития, но сами таковыми не являются.

Виды социальных норм :

1. Ритуалы – правило поведения, в котором акцент делается на внешней стороне его исполнения, причём эта форма строго канонизирована. Это церемония, демонстрация. Характеризуется массовостью.

2. Обряды – (выделились из ритуальных действий) это правила поведения, заключающиеся в символических действиях, но, в отличие от ритуала, глубже проникают в психику людей и преследуют воспитательные цели. Выполняется специальным, «знающим» лицом. Затрагивает психологические переживания людей. (обряд бракосочетания, исцеления, захоронения). Каждое действие наполнено определённым смыслом, является как бы символом.

3. Мифы – (возникают с развитием речи) это предания, сказания, повествования о богах, духах, обожествлённых героях, первопредках, пытающиеся объяснить окружающий мир. Имеет идеологическую нагрузку, содержит примеры для подражания. Своего рода объяснение. Имеет эмоционально-ассоциативное начало.

4. Обычаи – (довольно сложные, более тонкие социальные нормы) правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. Характеризуются устойчивостью. Отражают жизненную закономерность. Являются универсальными. «Бытовые обыкновения». К ним относят и деловые обыкновения или обычаи делового оборота. В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности. Характерна высокая детализированность их предписаний.

5. Моральные нормы – правила поведения, определяющие что есть добро и зло. Стимулом для их исполнения является «голос совести».

6. Нормы этикета – нормы повседневного, бытового, «воспитанного» поведения, корректного поведения, правила приличия. Этика – наука о морали (нравственности).

7. Политические нормы – правила поведения, регулирующие отношения, складывающиеся в сфере управления, отношения между различными социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом её организации и назначением в обществе.

8. Корпоративные нормы – правила поведения, регулирующие взаимоотношения членов общественных организаций, объединений, массовых движений. Они выражаются в уставах, положениях, программах, решениях. Они обязательны только для членов таких объединений.

9. Экономические нормы – правила поведения людей, регулирующие хозяйственные отношения, обеспечивающие незыблемость разнообразных форм собственности, … Нормы религии – правила поведения, регулирующие общественные отношения через требования божественных начал, отношения в области вероисповедания.

10. Семейные нормы – правила поведения, складывающиеся между членами семьи.

11. Нормы права – правила поведения, устанавливаемые государством и представляющие собой общеобязательные формально определённые правила поведения, официально закреплённые и обеспеченные возможностью государственного принуждения.

12. Техническо-юридические нормы – это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. Относятся к социальным нормам в том смысле, что в случае их невыполнения могут устанавливаться санкции. Они становятся технико-юридическими нормами. (технические нормы к социальным не относятся, т.к. не регулируют отношений между людьми)

Три функции социальных норм :

1. регулятивная . Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Обеспечивают стабильность функционирования общества.

2. оценочная . Они выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное).

3. трансляционная . Фиксируя культурные, духовные начала, социальный опыт поколения, социальные нормы представляют собой своего рода наследие для будущих поколений, транслируются в будущее.

Социальные нормы различаются по процессу формирования, форме фиксации (существования), характеру регулятивного действия, способам и методам обеспечения.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. То есть социальные нормы упорядочивают и регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества.

Оценочная. Социальные нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное).

Трансляционная (передающая). В социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т. д.).

Классификация социальных норм. Социальные нормы чрезвычайно разнообразны, поскольку разнообразны и регулируемые ими общественные отношения. Социальные нормы можно классифицировать по различным основаниям (критериям).

- политические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом). Довольно интересен свод политических норм, предлагаемый итальянским мыслителем и государственным деятелем XVI в. Н. Макиавелли – «государь должен быть скупым», «в борьбе за власть следует казаться благодетельнее своего противника», «государь должен держать слово только в том случае, если ему это выгодно» и т. д.;

- экономические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения материальных благ);

- культурные нормы (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; здесь прежде всего имеются в виду нормы, регулирующие творческую, спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека);

- эстетические нормы (правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого и безобразного);

- религиозные нормы (правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями, религиозные обряды и т. п.).

По механизму действия социальные нормы подразделяют на социально-автономные и социально-гетерономные, что отражает различные способы воздействия социальных норм на поведение личности:

- социально-автономные нормы – это правила поведения, основанные на внутреннем убеждении личности (например, моральные нормы);

- социально-гетерономные нормы – это правила поведения, внешние по отношению к личности человека, навязанные извне, их выполнение строго регламентировано и обеспечено принуждением извне (например, юридические нормы).

По способу образования различаются нормы, складывающиеся спонтанно, стихийно (обычаи, традиции) и устанавливаемые сознательно (директивно), к ним можно отнести нормы права, корпоративные нормы и др.

По признаку закрепления в каких-либо формах социальные нормы подразделяют на формально определенные (нормы права, религиозные нормы) и формально неопределенные (нормы морали).

По характеру воздействия на социальную среду нормы подразделяются на прогрессивные и регрессивные:

- прогрессивные нормы способствуют внесению в общественные отношения позитивных изменений;

- регрессивные нормы оказывают на общественные отношения деструктивное воздействие.

С точки зрения юридической науки основной классификацией социальных норм является классификация, критерием которой выступает способ обеспечения социальных норм . На этом основании все социальные нормы подразделяются на две группы: правовые нормы и иные (неправовые) социальные нормы.

Правовые нормы и по способу формирования, и по способу обеспечения связаны с государством. Они устанавливаются или санкционируются государственной властью, с одной стороны, и обеспечиваются силой государственного принуждения – с другой.

Иные социальные нормы формируются иными социальными институтами и обеспечиваются иными негосударственными мерами воздействия.

В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (неправовых) социальных норм они подразделяются на четыре основных вида:

1. Обычаи (традиции, обряды, ритуалы)– исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения и являющиеся регулятором общественных отношений. С точки зрения способа формирования обычаи складываются исторически, естественным путем как устоявшиеся и наиболее приемлемые варианты поведения; они формируются обществом независимо от государства. С точки зрения способа обеспечения обычаи поддерживаются прежде всего силой привычки; кроме этого, как и все социальные нормы, они обеспечены силой общественного мнения.

2. Нормы морали (нравственности) – общие правила поведения, основанные на представлениях людей о добре, зле, чести, долге, справедливости и т. п. категориях, поддерживаемые внутренним убеждением личности и силой общественного мнения.

Мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающей действительности. Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включает в себя также психологические моменты – эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Однако главное в морали – это представления о добре и зле .

С точки зрения способа формирования нормы морали складываются в обществе, впитываются личностью в процессе социализации, внедряются в сознание путем воспитания. С точки зрения способов обеспечения специфичной для нравственных норм является поддержка силой внутреннего убеждения личности; помимо этого нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения, причем для них этот способ более значим, чем для других социальных норм.

3. Корпоративные нормы (нормы организаций)– правила поведения, установленные тем или иным объединением людей, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих этих общественных объединений. Примерами таких норм могут быть уставы всевозможных общественных объединений, клубов по интересам, например, клуба любителей кошек, клуба филателистов, домовых комитетов и т. д.

С точки зрения и способов формирования, и способов обеспечения эти нормы связаны с различными негосударственными объединениями граждан, они устанавливаются этими объединениями самостоятельно, с целью упорядочить их взаимоотношения в процессе общения по интересам. При этом граждане самостоятельно вводят меры воздействия на тех членов объединения, которые нарушают установленные им нормы. Самой значительной мерой обеспечения корпоративных норм является исключение из членов данного общества.

4. Религиозные нормы – правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах – Ветхом и Новом завете, Коране, Сунне и др. Этими нормами определяются порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется порядок отправления обрядов, порядок церковной службы.

Истории известны целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран и Сунна являются основой религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульман. К нарушителям религиозных норм применяются меры воздействия, предусмотренные данной религией – от казни, что нередко происходило в прошлом, до порицания.

В рамках любой религии можно условно выделить две части: онтологическую (описание, объяснение, оценка и предсказание судьбы универсума. Например, «Вначале Бог сотворил небо и землю») и этическую. В последней части и сформулированы религиозные нормы – правила поведения, позволяющие при их соблюдении вести последователям соответствующей религии «истинную» (праведную, правильную и т. д.) жизнь.

См. Лазарев В. В., Липень С. В. Указ. соч. С. 179.

См.: Теория государства и права: учебник / под ред. А. С. Мордовца, В. Н. Синюкова. М., 2005. С. 209; Пособие по теории государства и права. СПб., 2001 / под научн. ред. проф. А. Г. Хабибулина. С. 131.

Матузов Н. И., Малько А. В. Указ. соч. С. 219.

Теория государства и права: учебник / под ред. к.ю.н., доцента П. В. Анисимова. М. : ЦОКР МВД России, 2005. С. 110.

Социальная норма: сущность понятия

Поведение человека или более широких социальных групп уже в течение достаточно долгого времени регулируется при помощи принятых в обществе социальных норм. Они необходимы, в первую очередь, для того, чтобы интересы и потребности одного индивида соответствовали потребностям и интересам более широких кругов и не нарушали их свободу, а также не посягали на безопасность.

Социальная норма – это один из аспектов, который исследуется социологической наукой. Термин «норма» имеет латинское происхождение (норма – руководящее начало, рациональное правило, образец поведения).

Определение 1

В социологии норма – это социально определяемые и санкционируемые способы действовать, быть или думать. Таким образом, норма – это некоторый образец, который выступает в качестве ключевого при выборе человеком его способа мышления или модели поведения.

Исследованиями социальных норм в социологии занимались такие ученые, как Ж. Пиаже, Г. Зиммель, А. Штутцер, Р. Лалив. Все они рассматривали социальную норму как очень сложное образование, которое обладает многоуровневостью и разнообразием, поскольку наше общество неоднородно, и зачастую каждому сообществу необходимо закрепление индивидуальных социальных норм.

Социальные нормы обладают своими свойствами, о которых неоднократно упоминает в своих трудах Й. Эльстер. Он группирует их следующим образом:

  • Нормы могут поддерживаться не только санкциями, но также и эмоциями, которые возникают у сообщества в случае их нарушения. Причем, эмоции стоит учитывать не только у наблюдателей, но и самого действующего лица (нарушителя).
  • Норма является императивным образованием, которая в свою очередь выступает еще и предписанием к определенным действиям, которые человек совершает ежедневно в своей социальной, экономической, политической и духовной жизни;
  • Норма является социальной ровно в той мере, в которой она разделяется с другими членами общества, а также поддерживается официально предпринятыми санкциями, которые не противоречат законам гуманизма, а также не притесняют права и свободы других граждан, относящихся к другим сообществам (например, по конфессиональному или национальному признаку);

Функции социальных норм

Социальные нормы выступают в качестве эталона действий и поведения человека в обществе. безусловно, обладая разнообразием направлений, а также достаточно разнообразной видовой структурой, социальные нормы обладают и своим уникальным функционалом. Различные исследователи сходятся во мнении о том, что социальные нормы выполняют следующие ключевые функции:

  • Регулятивная функция – направлена на создание ряда ограничений в возможных действиях человека, а также в его поведении в рамках общественной системы;
  • Оценочная функция – формирует возможность адекватно классифицировать и оценивать поступки окружающих с позиции «законны-незаконные» или «хорошие-плохие»;
  • Функция социализации – способствует успешному функционированию личности в обществе. социализация может быть двух уровней – первичная и вторичная, и на каждом уровне выдвигаются свои особенные социальные нормы поведения.

Эти три ключевые функции, которые выполняют социальные нормы любой разновидности. Существует четвертая функция социальной нормы – трансляционная. Она направлена не только на выявление социальной нормы, но и на ее дальнейшую передачу остальным членам общества. Также трансляционная функция заключается в передаче социальных норм (обычаев, норм морали, сакральных норм) по наследству, от старшего поколения младшему.

Таким образом происходит сохранение социальных норм, их ценности и значимости для конкретного общества. Безусловно, по прошествии определенного времени эти нормы будут меняться под влиянием разных внешних факторов, но их смысл и значимость останется прежней, что особо важно для функции трансляции.

Виды социальных норм

Замечание 1

Социальные нормы – это неоднородное образование, в связи с чем многие исследователи данной области обнаружили их несколько основных видов, которые отличаются по тем или иным аспектам.

Но в социологической науке существует традиционное видовое подразделение. Таким образом, социальные нормы принято актуализировать по способам их формирования, а также дальнейшего обеспечения в социуме. Отсюда выделяются следующие социальные нормы: обычаи, нормы морали, нормы отдельных общественных организаций, а также непосредственно нормы права. Ниже мы охарактеризуем каждый вид отдельно и укажем на их ключевые особенности формирования и реализации.

Обычаи, которые формируются в широких общественных слоях благодаря их естественному происхождению, а также в результате многократного повторения наиболее рациональных действий. В каждом сообществе, даже на современном этапе, существуют уже устоявшиеся обычаи, которые считаются нормой (например, празднование какого-либо значимого события).

Нормы морали, формирующиеся благодаря естественным историческим факторам на основе представлений человека о нравственности. Реализация таких норм напрямую зависит от общественного воздействия. На сегодняшний день все еще существуют некоторые сообщества (в основном те, где правят традиционные нормы и ценности), и нормы морали сильно отличаются от тех, к которым привыкли мы.

Нормы отдельных общественных организаций, которые создаются этими же организациями. Ключевая цель таких норм заключается в упорядочении отношений между членами в пределах этой организации. Такие нормы реализуются благодаря уставу, а также своду правил поведения в организации, с коллективом и в условиях работы с внеорганизационными объектами (другими компаниями, клиентами и заказчиками из иных служб).

Нормы права, которые устанавливаются и санкционируются непосредственно высшими органами власти и государством. Их реализация исполняется благодаря выдвигаемым требованиям, а в случае неповиновения применяются средства государственного принуждения.