Эстрада ссср. Наши любимые виа Советские виа 70 80

Общеизвестно, что появление на Западе таких групп, как « Битлз», « Роллинг стоунз», «Скорпионс» оказало огромное влияние как на мировую, так и на отечественную эстрадную музыкальную культуру. Разница заключается в том, что западные группы, начиная свою карьеру, пускались в свободное плавание, выбирая себе студии звукозаписи, которые наиболее их устраивали. В СССР дело обстояло гораздо сложнее. Легендарный русский рок берет свое начало в конце 60- начале 70 годов и становится почти главенствующим направлением. Практически в каждой школе, как в больших, так маленьких городах, есть своя рок- группа или вокально- инструментальный ансамбль (далее ВИА). Наиболее талантливые из ребят получают хорошее музыкальное образование и мечтают начать профессиональную карьеру. Вот тут - то и начинаются сложности. Дело в том, что официальные ВИА имеют возможность записывать диски на студии - монополисте « Мелодия», выступать с концертами, участвовать в телепрограммах. Но они не имеет права исполнять собственные песни, если не являются членами Союза композиторов. Рок - группы поют все, что им вздумается, но не получают площадок для выступлений и вынуждены выпускать свою музыку, как самиздат, давать концерты на квартирах и в отдаленных от городов провинциальных клубах. Через это прошли такие известные рок - группы, как « Машина времени», « Славяне», « Скифы», « Скоморохи». Цензура была строжайшей. Можно было запросто угодить под статью, за несанкционированные концерты. Не взирая ни на что, музыкальные группы в это непростое для отечественной музыки время, растут, как грибы. Появляются такие поистине замечательные коллективы - как «Самоцветы», «Ариэль», «Веселые ребята», «Цветы», «Земляне» и др.. Удивительны лирические композиции этих групп: они просты и вместе с тем пронзительно - мелодичны. Неудивительно, что их любят и помнят до сих пор. Так и существуют параллельно в 70 -е годы ВИА и рок - команды, участники которых частенько перебегают из одного лагеря в другой и обратно. 80-е годы знамениты тем, что в это время в Ленинграде появляется 1 рок - клуб и даже начинают проводиться настоящие рок - фестивали. Цель этих мероприятий - некое упорядочение рок - движения, временами действительно выходящего из под контроля. Появляется телепередача «Музыкальный ринг», в которой позволено выступать некоторым рок - группам. Накатывает вторая мощная волна русского рока: буквально взрывают рок-олимп группы « Кино», « Алиса» и др. Стиль их исполнения определяется как «нью - вэй». «Агата Кристи» начинает играть свою знаменитую психоделическую музыку. На пике популярности - «Наутилус Помпилиус» и «Зоопарк». Время идет, порядки в стране меняются. Рок - музыкантам даже удается принять участие в съемках фильмов, кстати, очень неплохих и ставших впоследствии культовыми (« Игла», «Асса», « Взломщик»). Отдельные ВИА и рок - группы до сих пор успешно выступают, собирают большие залы. Исполняют они и новые композиции, талантливые и профессиональные. Но почему - то неистовый восторг зрителей вызывают уже миллион раз прослушанные песни. Создается впечатление, что все самое лучшее музыканты создали именно в советское время.

Общим для групп (как правило, в те времена они именовались ВИА - вокально-инструментальные ансамбли), о которых пойдёт рассказ, является использование в их творчестве элементов народного творчества.
Ну, и конечно, неумирающая до сих пор любовь многочисленных ценителей их искусства.
Песняры
Для меня, безусловно, в этом негласном рейтинге на первом месте Песняры, что и нашло отражение в заголовке.
Началом хронологии «Песняров» можно считать 1 сентября 1969 года, когда решением художественного совета минской филармонии группа «Лявоны» получила право называться вокально-инструментальным ансамблем, хотя ещё в 1968 году «Лявоны» были аккомпанирующей группой певицы Нелли Богуславской, а также выступали с собственной программой.
С таким названием группа просуществовала около года, до IV международного конкурса артистов эстрады, проходившего в октябре 1970 года, когда группе посоветовали сменить название. ВИА (теперь уже выступающий под названием «Песняры») разделил на конкурсе II место с певцом Львом Лещенко и грузинским ансамблем «Диэло». В 1970 году «Песняры» побеждают также и на Всесоюзном конкурсе политической песни, проходившем в Москве.


В конце 1970 года в коллектив вливается бывший солист группы «Золотые яблоки» Леонид Борткевич, а весной 1971 года выходит первый виниловый диск-гигант группы.
В 1971 году начинаются первые зарубежные поездки ансамбля - в августе «Песняры» выступают на Международном фестивале песни в Сопоте (Польша) в конкурсе фирм грамзаписи.
В 1976 году Песняры становятся первым советским ВИА, который проводит гастроли по США. В этом же году ансамбль выступает на международном конкурсе грамзаписей MIDEM в Каннах, к участию в котором допускаются только коллективы, выпустившие за год максимальное количество пластинок в своей стране.
В 1976 году «Песняры» представляют рок-оперу на стихи Янки Купалы - «Песнь о доле». Премьера состоялась в концертном зале «Россия». В 1978 году концептуальная серия продолжается оперой «Гусляр». Этот альбом по музыке отличается в сторону более серьёзного арт-рока по сравнению с радио-хитами, по которым больше известны «Песняры».
В 1979 году весь классический состав «Песняров» получил звания заслуженных артистов: Александр Демешко (ударные), Леонид Тышко (бас-гитара), Анатолий Кашепаров (вокал), Леонид Борткевич (вокал) и Владислав Мисевич (духовые); а руководитель коллектива Владимир Мулявин - звание народного артиста].

Первый серьёзный раскол группы случился в 1998 году, когда на должность директора «Песняров» был назначен Владислав Мисевич. В коллектив вернулся Валерий Дайнеко. Пришёл ещё один гитарист Александр Соловьёв. Так «Песняры» проработали почти год. Но затем Мулявин обратился к президенту Беларуси А. Г. Лукашенко, после чего под его руководством был сформирован новый состав «Песняров» из молодых музыкантов. Старый состав написал заявления об уходе и стал гастролировать как «Белорусские песняры».


Год смерти бессменного лидера Владимира Мулявина - 2003 - наверное, можно считать и годом завершения истории прославленного коллектива. Конечно, колоссальная популярность его произведений не могла быть не востребованной. В 2009 году несколько различных музыкальных коллективов имели в своём названии слово «Песняры» и использовали старый репертуар легендарного ансамбля.
В настоящее время официальным преемником считается Белорусский государственный ансамбль «Песняры», однако этот коллектив состоит из молодых музыкантов, в «старых» Песнярах не участвовавших.
«Касіў Ясь канюшыну», «Беловежская пуща», «Белоруссия», «Вологда», «За полчаса до весны» и многие-многие другие.
Помним…

Ялла
В конце 1960-х годов, будучи студентами Ташкентского театрально-художественного института (ТТХИ), Сергей Аванесов и его друг Баходыр Джураев на волне битломании решили создать вокально-инструментальный ансамбль. Вскоре к ним присоединились Шахбоз Низамутдинов и Дмитрий Цирин, на клавишные был приглашен Али-Аскар Фатхуллин. В этом составе ансамбль под руководством Германа Рожкова - руководителя учебного театра ТТХИ - и молодого композитора Евгения Ширяева назывался «ВИА ТТХИ».
В 1969 году после победы в республиканском конкурсе в ансамбль пришли братья Фаррух и Равшан Закировы. С этого, по словам Сергея Аванесова, и началась группа «Ялла».


Одними из основ успеха «Яллы» были использование, наряду с электрогитарами и электроорганом, народных узбекских инструментов - рубаба, дойры и др., восточных песенных мотивов в современной (1970-х годов) обработке. Репертуар ансамбля складывался в основном из песен на узбекском языке, исполнялись также на русском и на английском языках.
Известность получили композиции ансамбля «Ялла», созданные по мотивам народных узбекских песен. Группа и её лидер Фаррух Закиров разработали свой подход к интонационно-ритмическому началу узбекского фольклора и создали такие известные песни, как «Маджнунтол» («Плакучая ива»), «Бойчечак» («Подснежник»), «Яллама ёрим» и другие.


Но, справедливости ради, нужно отметить, что всесоюзную известность ансамблю принесли все же песни на русском языке.

Костяк группы сохранился до сих пор и, хотя не так часто, как раньше, коллектив можно увидеть как по телевидению, так и на сцене.
«Учкудук - три колодца», «Шахрисабз», «Это любовь», «Сияй, Ташкент»…
Хорошие песни, славная история, которая продолжается.

Ариэль
Вокально-инструментальный ансамбль «Ариэль» был создан студентом Челябинского музыкального училища Львом Фидельманом в 1968 году. В начале 1968 года, на новогоднем празднике, состоялось первое выступление ансамбля (тогда ещё не было названия). Продлилось оно недолго, так как директор музучилища потребовал его прекратить (успели спеть всего три песни). В 1968 году появился состав, который мог давать концерты. Появилось и название. Пели в основном песни собственного сочинения на музыку The Beatles, The Monkees, The Tremeloes, The Turtles.
В 1970 году, по инициативе райкома комсомола Центрального района города Челябинска, на творческую встречу были приглашены три ведущих в то время вокально-инструментальных ансамбля: «Ариэль», «Аллегро» и «Пилигримы». «Пилигримы» от встречи отказались, а вот среди ансамблей «Ариэль» и «Аллегро» состоялось своего рода творческое соревнование, в результате которого из двух челябинских ансамблей «Ариэль» и «Аллегро» (которым руководил Валерий Ярушин) был создан один - «Ариэль», руководителем которого стал Валерий Ярушин. Датой образования ансамбля его участники решили считать 7 ноября 1970 года.


Ансамбль завоевал ряд премий, выступая на различных фестивалях. В декабре 1971 года «Ариэль» разделил первое место с трио Скоморохи под руководством Александра Градского, на конкурсе «Серебряные струны», посвящённого 750-летию города Горький.
На счету Ариэля - ряд концептуальных сценических постановок, «рок-опер», в том числе: «За землю русскую», «Мастера», «Сказание о Емельяне Пугачёве».
Отличительными чертами исполнительской манеры ВИА «Ариэль» являлись широкое использование русского фольклора, красочное вокальное многоголосие и юмор в подаче традиционного песенного материала.


Руководитель ансамбля Валерий Ярушин ушел из коллектива в 1989 году. В настоящее время является членом попечительского совета Международного центра Искусств Маргариты Майской «Арт-Изо-Центр», а также почетным членом жюри Международного фестиваля искусств «Арт-Изо-Фест». Иногда выступает с сольными концертами.

После ухода Ярушина руководит ансамблем Ростислав Гепп.
Песни на слуху: «Баба-Яга», «На острове Буяне», «Отдавали молоду», «Порушка-Параня», «Алёнушка» и другие.
Последний альбом: 2014 - Шумел камыш (LP) PCRGLP002.


Безусловно, список известных советских групп, широко использующих в своем творчестве фольклор, не в коей мере не ограничивается этими тремя замечательными коллективами. Но, к сожалению, размер материала и терпение читающих его не безграничны.
Если есть желание - расширяйте список.
Спасибо.

Вокально-инструментальный ансамбль, созданный в 1970 году в Челябинске. Первая известность пришла в конце 1971 года, после конкурса "Серебрянные струны", где занял первое место. Первая пластинка на фирме "Мелодия" была выпущена в 1975 году. Самые известные песни ансамбля: "Я на камушке сижу", "Шире круг", "Расскажу тебе, кума" и другие, не менее известные песни.

- ВИА, а затем поп-рок группа 70-х - 80-х годов. Один из самых известных Советских коллективов 70-х годов. Очень много звёзд Советской эстрады вышло из этого коллектива. Взрывная популярность по союзу появилась после выхода пластинки "Когда молчим вдвоём". В этом альбоме звучали самые известные на сегодняшний день песни "Люди встречаются", "Как прекрасен этот мир", "Взявшись за руки вдвоём" и другие.

- Вокально-инструментальный ансамбль 70-х годов из Белорусской ССР. Лидерами и солистами ансамбля Ядвигой Поплавской и Александром Тихановичем было спето много настоящих Советских хитов. "Малиновки заслышав голосок", "Завируха", "Я у бабушки живу" до сих пор очень популярны в народе.

Голубые Гитары

Голубые Гитары - Московский вокально-инструментальный ансамбль 70-х годов. Исключительной особенностью группы были гитары голубого цвета. Практически все участники ансамбля солировали и их совместное пение очень гармонично сливалось с музыкой. Их песни "Романтики-мечтатели", "Крокодил зелёный", "Ветер северный".

- ВИА 70-х годов из Москвы. Помимо клвишных, гитар и ударных в ансамбле учавсвовала и духовая группа. Пик популярности приходится на начало 70-х. Сотрудничество с Юрием Антоновым, Вячеславом Добрыниным и Давидом Тухмановым породило очень много красивых и известных песен. "Я еду к морю", "Главное, ребята, сердцем не стареть", "Кто тебе сказал", "Алёшкина Любовь" и другие песни ещё очень популярны и перепеваются современными звёздами.

- Вокально-инструментальный ансамбль, образованный в середине 70-х годов. Всенародная популярность пришла в 1978 году, после выхода в свет иностранного хита на Русском языке "Синий иней". После этого группа постоянно учавствовала в конкурсах и фестивалях, записав много, любимых народом, песен.

- ВИА и поп-рок группа из Донецка. Окончательное создание ансамбля знаменуется 1975 годом. После 2-го места на фестивале "Сочи 76" ансамбль переживал потрясения сменой состава, пока в 1978 году состав не укрепился окончательно. Их альбомы "Если не расстанемся" и "Кружатся диски" были очень популярны и не раз возглавляли радио-парады страны.
Подробнее о периоде поп группы в 80-х на новом сайте

- Вокально-инструментальный ансамбль 70-х - 80-х годов. Известность пришла в 1976 году, после прихода в ансамбль Михаила Шуфутинского. Именно энергия будущего мэтра шансона подняла ансамбль на вешины популярности в стране. "Кто тебе сказал?", "Где же ты была?", "Обручальное кольцо" и другие песни до сих пор горячо любимы народом.

- Самый известный ансамбль Белорусской ССР. В 70-е годы популярность Песняров была очень велика. Шлягеры ансамбля "Вологда", "Беловежская пуща", "Березовым соком", "Молодость моя, Белоруссия" и сейчас очень популярны.

- Московский вокально-инструментальный ансамбль. Был основан бывшими участниками "Самоцветов". В конце 70-х начале 80-х песни ансамбля были очень популярны. Было выпущено 5 альбомов на виниловых дисках. Самые известные песни ВИА "Пламя" : "Идет солдат по городу", "На дальней станции сойду", "Не надо печалиться".

- Ленинградский вокально-инструментальный ансамбль конца60-х и все 70-е годы. Лидер среди ВИА с 1966 по 1973 год. Основоположник стиля Советского поп-рока. Очень много популярных ВИА были образованы выходцами из "Поющих гитар". Песни "Синяя птица", "Песенка велосипедиста", "Дороги" и другие широко известны и любимы.

- Московский ВИА 70-х - 80-х годов. Получил известность после победы на всесоюзном конкурсе эстрадных исполнителей 1974 года. В 1975 году, после выхода винилового гиганта, группа обрела всесоюзную известность. Их хиты "Листья закружат" и "Обманщица" до сих пор очень популярны.

- Известный Московский вокально-инструментальный ансамбль, получивший всесоюзную известность в середине 70-х годов. Считается самым популярным ансамблем 70-х годов. Очень много песен ансамбля очень популярны в России. Выступают по стране с концертами и по сей день. Их песни "Мой адрес Советский Союз", "Всё, что в жизни есть у меня", "Снег кружится...", "Не надо печалится" и другие сами говорят за себя.

- Белорусский ансамбль 70-х годов. Популярность пришла в 1974 году, после выпуска пластинки на фирме "Мелодия" и хитом "Там, где клён шумит". Активный участник пропаганды БАМа. Выпустила 10 больших виниловых дисков. Песни "От сердца к сердцу", "Здравствуй и прощай", "Белый теплоход", "Подорожник" и другие до сих пор очень любимы народом.

- Второй по популярности Белорусский ансамбль после песняров. Начало творческой карьеры ознаменовано 1974 годом. Первая известность пришла в 1977 году после победы в всесоюзном конкурсе эстрады. Их известные хиты "Олеся", "Вы шумите,шумите надо мною берёзы", "Гимн земле" и другие очень популярны и известны.