Грамота. Обучение грамоте. Звуки и буквы. Методы обучения дошкольников грамоте

Одним из важных направлений работы воспитателя ДОУ является подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.

Актуальность этой работы определяется введением с пяти лет, требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев образования — дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения.

Процесс обучения детей грамоте был предметом исследования ученых различных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др.), лингвистов (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов), классиков дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева и др.), современных педагогов и методистов (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Н. Вашуленко, Л. Невская, Н. Скрипченко, К. Стрюк и др.).

Взгляды педагогов на проблему обучения дошкольников грамоте

Нередко взгляды педагогов относительно этих вопросов являются диаметрально противоположными: от полного одобрения до полного отрицания. Подогревают эту дискуссию еще и родители, которые нередко требуют от воспитателей .

Это связано с тем, что для многих родителей, нередко и учителей начальных классов, умение читать до школы является одним из основных показателей .

Вызывает недоумение и попытка, как ученых, так и практиков дошкольного звена образования, механически перенести содержание работы по обучению грамоте, который определяется действующими программами для детей подготовительной к школе группы на детей старшей группы.

В литературе (А. Богуш, Н. Вашуленко,. Горецкий, Д. Эльконин, Л. Журова, Н. Скрипченко и др.) подготовка старших дошкольников к обучению грамоте определяется как процесс формирования у детей начальных элементарных умений читать и писать.

Как известно, умения читать и писать, необходимые и важные для современного человека, поскольку обеспечивают формирование и удовлетворение его культурно-эстетических потребностей, являются ведущими каналами самостоятельного приобретения знаний, развития и саморазвития личности, центральным звеном самостоятельной деятельности.

Ученые признают чрезвычайную сложность процесса усвоения грамоты, наличие в нем нескольких взаимосвязанных этапов, большинство из которых приходится на начальную школу.

Однако следует заметить, что подготовка старших дошкольников к обучению грамоте необходима, а большая часть умений, традиционно относимых к обучению грамоте, необходимо начинать формировать у детей еще на этапе дошкольного возраста.

Что необходимо ребенку перед школой?

Отметим, подготовка старших дошкольников к обучению грамоте и обучение детей чтению и письму является главной задачей начальной школы. Вместе с тем, школа заинтересована в том, чтобы ребенок, который приходит в первый класс, был хорошо подготовленным к обучению грамоте, а именно:

  • имел бы хорошую устную речь;
  • развитый фонематический слух;
  • сформированные элементарные представления об основных языковых единицах, а также начальные навыки аналитико-синтетического характера в работе с предложениями, словами и звуками;
  • был подготовлен к овладению графикой письма.

Поэтому вполне логичным является выделение в Базовом компоненте дошкольного образования, практически во всех действующих программах, по которым работают дошкольные учебные заведения («Я в Мире», «Ребенок», «Ребенок в дошкольные годы», «Уверенный старт», «Ребенок в дошкольные годы» и др), такой задачи, как подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.

Задача пропедевтической работы по обучению грамоте

  1. Ознакомить детей с основными единицами речи и научить правильно пользоваться терминами их обозначения: «предложение», «слово», «звук», «слог».
  2. Сформировать элементарные представления о слове как основной единице речевого общения и его номинативном значении (может называть предметы и явления, действия, признаки предметов и действий, количество и тому подобное); дать представление о словах, которые не имеют самостоятельного значения и употребляются в речи детей для связи слов между собой (показать на примерах союзов и предлогов).
  3. Научить выделять из речевого потока предложение, воспринимать его как несколько связанных по смыслу слов, выражающих законченную мысль.
  4. Упражнять в делении предложений на слова, определении количества и порядка слов в них и составлении предложений из разрозненных слов, с заданным словом, в распространении предложений новыми словами; привлекать детей к моделированию предложения в работе со схемами предложений.
  5. Ознакомить со звуками речевыми и неречевыми; на основе совершенствования фонематического слуха и совершенствование звукопроизношения, формировать умения звукового анализа речи.
  6. Научить определять на слух первый и последний звук в слове, место каждого звука в слове, выделять заданный звук в словах и определять его позицию (в начале, середине или конце слова), выделять звук чаще звучит в тексте; самостоятельно подбирать слова с заданным звуком в определенной позиции; показать зависимость значения слова от порядка или изменения звуков (кот-ток, карта — парта); строить общую звуковую схему слова, называть слова, соответствующие заданной схеме.
  7. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте, формируя знания о гласных и согласных звуках на основе понимания различия их образования; дать понятие о составе как часть слова, образованной из одного или нескольких звуков, о роли гласных звуков.
  8. Упражнять в делении слов на слоги с ориентацией на громкие звуки, определении количества и последовательности слогов; показать зависимость значения слова от порядка слогов в нем (бан-ка — ка-бан. Ку-ба — ба-ку); научить определять ударные и безударные слоги в словах, замечать смысловую роль ударения (за’мок — замо’к); упражнять в составлении слоговых схем слов и подборе слов к заданной схеме.
  9. Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками; научить выполнять на слух звуковой анализ слов, строить звуковые схемы слов из меток или фишек в соответствии с порядком (гласный или согласный, твердый или мягкий согласный).

Следовательно, для реализации предусмотренных программой задач воспитания детей необходимо глубоко осознать научно-теоретические и письму, особенности современного подхода к организации занятий по родному языку, а именно подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.

С чего начинается подготовка старших дошкольников к обучению грамоте?

Осветим ряд наиболее важных для практической деятельности воспитателя вопросов, связанных с обучением детей грамоте.

Прежде всего следует понимать психологическую сущность процессов чтения и письма, механизмы этих видов речевой деятельности человека.

Чтение и письмо — это новые ассоциации, которые базируются на уже сложившейся у ребенка второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее.

Итак, основой для них служит устная речь, а для обучения грамоте важен весь процесс речевого развития детей: овладение связной речью, словарем, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя.

Особое значение приобретает обучение детей осознавать чужое и собственное высказывание, вычленять в нем отдельные элементы. Речь идет об устной речи, которым дошкольники полностью овладевают.

Но известно, что до 3,5 лет ребенок еще не замечает речи как самостоятельного явления и тем более не осознает ее. Пользуясь речью, ребенок осознает только ее смысловую сторону, которая оформлена с помощью языковых единиц. Именно они становятся предметом целенаправленного анализа во время .

По мнению ученых (Л. Журова, Д. Эльконин, Ф. Сохин и др.), необходимо добиться «разведение» звуковой и смысловой стороны слова, без чего невозможно овладеть чтением и письмом.

Психологическая сущность чтения и письма

Не менее важно для воспитателя глубоко осознавать психологическую сущность механизмов чтения и письма, которые рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи.

Известно, что вся информация, которой пользуются люди в своей деятельности, закодирована. В устной речи таким кодом являются звуки или звуковые комплексы, которые в нашем сознании связываются с определенными значениями.

Стоит в любом слове заменить хотя бы один звук другим, как смысл его теряется или изменяется. На письме используется буквенный код, в котором буквы, буквенные комплексы в определенной степени соотносятся со звуковым составом сказанного слова.

Говорящий постоянно осуществляет переход с одного кода на другой, то есть перекодирует звуковые комплексы буквы (во время письма) или же буквенные комплексы в звуковые (при чтении).

Итак, механизм чтения состоит в перекодировании печатных или письменных знаков в смысловые единицы, в слова; письмо же представляет собой процесс перекодирования смысловых единиц речи в условные знаки, которые могут быть написаны (напечатаны).

Д.Эльконин о начальном этапе чтения

Известный отечественный психолог Д. Эльконин рассматривает начальный этап чтения как процесс воссоздания звуковой формы слова по его графическому строению (модели). Ребенок, который учится читать, оперирует не буквами или их названиями, а звуковой стороной речи.

Без правильного воссоздания звуковой формы слова оно не может быть понятным. Поэтому Д. Эльконин приходит к очень важному выводу — подготовка старших дошкольников к обучению грамоте должно начинаться с ознакомления детей с широкой языковой действительностью еще до изучения букв.

Методы обучения дошкольников грамоте

Актуальным для организации процесса обучения дошкольников грамоте является вопрос выбора метода. Воспитателям предлагается в помощь ряд методик обучения дошкольников грамоте, а именно: метод раннего обучения чтению Н. Зайцева, метод обучения грамоте Д. Эльконина, подготовка старших дошкольников к обучению грамоте и обучение раннему чтению по системе Глена Домана, методика обучения грамоте Д. Эльконина — Л. Журовой и др.

Ученые отмечают, что подготовка старших дошкольников к обучению грамоте и выбор метода обучения грамоте зависит от того, насколько полно он учитывает соотношение устной и письменной речи, а именно звуков и букв.

Наиболее полно отвечает особенностям фонетической и графической систем языка звуковой аналитико-синтетический метод обучения детей грамоте, основоположником которого был известный педагог К. Ушинский.

Естественно, что метод совершенствовался с учетом достижений психолого-педагогической и лингвистической науки и передовой практики, но и сегодня он является наиболее эффективным в решении комплекса образовательно-воспитательных и развивающих задач обучения грамоте как первоклассников, так и детей дошкольного возраста.

Звуковой аналитико-синтетический метод

Охарактеризуем звуковой аналитико-синтетический метод. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте по этому методу носит развивающий характер, обеспечивая умственное развитие через систему аналитико-синтетических упражнений; строится на активных наблюдениях за окружающей средой; метод также предусматривает опору на живое общение, на уже сформированные у детей речевые навыки и умения.

Научно-методические принципы метода

Основными научно-методическими принципами, на которых основывается метод, являются следующие:

  1. Предметом чтения является обозначенное буквами звуковое строение слова; звуки речи являются теми языковыми единицами, которыми старшие дошкольники и первоклассники оперируют на начальном этапе овладения грамотой.
  2. Первоначальные представления о языковых явлениях дети должны получать на основе активных наблюдений за соответствующими единицами живого общения с должным осознанием их существенных признаков.
  3. Ознакомлению детей с буквами должно предшествовать практическому усвоению фонетической системы родного языка.

Исходя из научных основ звукового аналитико-синтетического метода, предметом чтения является обозначенная буквами звуковая строение слова.

Понятно, что без правильного воссоздания звуковой формы слова не могут быть понятными читателю. А для этого необходима подготовка старших дошкольников к обучению грамоте и долгий путь ознакомления детей со звуковой действительностью, усвоения ими всей звуковой системы родного языка в устной речи.

Поэтому не случайно на начальном этапе обучения детей грамоте за основу аналитической и синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним).

Отметим, что основой сознательного овладения детьми звуковыми единицами являются развитие у них фонематического слуха и фонематического восприятия.

Развитие фонематического слуха

Результаты специальных исследований детской речи (В. Гвоздев, Н. Швачкин, Г. Лямина, Д. Эльконин и др.) доказали, что фонематический слух развивается очень рано.

Уже в 2 года дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой. Такой уровень фонематического слуха является достаточным для полноценного общения, но является недостаточным для овладения навыками чтения и письма.

Фонематический слух должен быть таким, чтобы ребенок мог расчленить поток речи на предложения, предложения на слова, слова на звуки, определять порядок звуков в слове, давать элементарную характеристику каждого звука, строить звуковые и слоговые модели слов, подбирать слова в соответствии с предложенными моделями.

Д. Эльконин назвал эти специальные действия, связанные с анализом звуковой стороны слова, фонематическим восприятием.

Действия звукового анализа не усваиваются детьми спонтанно сами по себе, потому что такой задачи в их практике речевого общения никогда не возникало.

Задание овладеть такими действиями ставит взрослый, а сами действия формируются в процессе специально организованного обучения, во время которого дети усваивают алгоритм звукового анализа. А первичный фонематический слух является предпосылкой более сложных его форм.

Поэтому одной из главных задач в обучении дошкольников грамоте является развитие у них фонематического слуха, и на его основе — фонематического восприятия, что включает формирование широкой ориентации детей в языковой деятельности, умений звукового анализа и синтеза, развитие осознанного отношения к языку и речи.

Подчеркнем, что ориентировки детей в звуковой форме слова является более значимым, чем просто подготовка к усвоению основ грамоты. Стоит прислушаться к мнению Д. Эльконина о роли раскрытия перед ребенком звуковой действительности языка, звуковой формы слова, поскольку от этого зависит все дальнейшее изучение родного языка — грамматики и связанной с ней орфографии.

Ознакомление с основными языковыми единицами

Введение детей в звуковую действительность предполагает ознакомление их с основными языковыми единицами.

Напомним, что первоначальные представления о языковых явлениях дети должны получать на основе активных наблюдений за соответствующими единицами живого общения с должным осознанием их существенных признаков.

При этом воспитатели должны принять во внимание особенности фонетики и графики. Вполне понятно, что без глубокой лингвистической подготовки воспитатель не сможет сформировать у детей элементарные, но научные представления об основных языковых единицах: предложение, слово, слог, звук.

Ознакомление с фонетикой и графикой языка

Наблюдения за практикой обучения дошкольников грамоте убедительно свидетельствуют, что больше всего ошибок допускают воспитатели на этапе ознакомления детей с фонетико-графической системой родного языка.

Так, нередки случаи отождествления звука и буквы, привлечение внимания детей к несущественным признакам фонем, формирование ложного взгляда на соотношение звуков и букв и тому подобное.

На занятиях по обучению грамоте в современном ДОУ воспитатель должен свободно оперировать такими лингвистическими знаниями в области фонетики и графики родного языка.

В нашем языке существует 38 фонетических единиц. Фонемы — это основные звуки речи, с помощью которых различаются слова (дом — дым, руки — реки) и их формы (брат, брата, брату). За акустическими свойствами звуки речи делятся на гласные (их в русском языке 6 — [а], [о], [у], [э], [ы], [и]) и согласные (их 32).

Гласные и согласные звуки различаются своими функциями (гласные образуют слог, а согласные только входят в состав) и способом создания.

Гласные образуются выдыхаемым воздухом воздуха свободно проходит через ротовую полость; основой их является голос.

Во время произнесения согласных воздушный поток встречает препятствия вследствие полного или частичного смыкания органов речи (рото-закрывающие). Именно по этим признакам педагог учит детей различать гласные и согласные звуки.

Гласные звуки бывают ударными и безударными, а согласные — твердыми и мягкими. Буквы бывают большие и малые, печатные и рукописные. Неправильно поэтому говорить, что словосочетание «гласные, согласные буквы», «твердые (мягкие) буквы». Правильно с точки зрения лингвистики употреблять словосочетание «буква для обозначения гласного звука», «буква для обозначения согласного звука», или «буква гласного», «буква согласного звука».

32 согласных звука делятся на твердые и мягкие звуки. Подчеркнем, звуки [л] — [л’], [д] — [д’], [с] — [с’] и т. д. существуют как самостоятельные звуки, хотя нередко в методических пособиях авторы отмечают, что это один и тот же самый звук, который в одном слове произносится твердо, в другом — мягко.

В русском языке мягкими могут быть только звуки, которые произносятся с помощью зубов и переднего кончика языка: [д’], [с’], [й], [л’], [н’], [г’], [с’], [т’], [ц’], [дз’]. Есть слияние ля, ня, ся, зя, эта, но нет бя, мя, вя, кя.

Следует помнить, что на начальном этапе обучения грамоте к мягким согласным звукам относят не только [д’], [с’], [й], [л’], [н’], [г’], [с’], [т’], [ц’], [дз’], но и все другие согласные звуки, которые находятся в позиции перед гласным [и], например в словах: петух, женщина, шесть, белочка, лошадь и тому подобное.

В период обучения грамоте дети получают только практическое представление о твердости-мягкости согласных.

Фонетические представления

Начальные фонетические представления формируются у старших дошкольников на практической основе, путем организации наблюдений за языковыми явлениями. Так, дошкольники распознают гласные и согласные звуки по следующим признакам;

  • способ произношения (наличие или отсутствие препятствий в ротовой полости);
  • способность образовывать состав.

Одновременно дети изучают твердый и мягкий согласные звуки. При этом применяются такие приемы, как восприятие звуков в словах и отдельно на слух (сын — синь), выделение звуков в словах, сопоставление твердого и мягкого звуков, наблюдение за артикуляцией, самостоятельный подбор слов с твердым и мягким согласными звуками.

Поскольку в языке звуковое содержание буквы проявляется лишь в сочетании с другими буквами, то побуквенное чтение постоянно приводило бы к ошибкам в чтении.

Слоговое чтение

Поэтому в современной методике обучения грамоте принят принцип слогового (позиционного) чтения. С самого начала работы над техникой чтения дети ориентируются на открытый склад как единицу чтения.

Поэтому большое значение для решения методических вопросов обучения детей грамоте имеет слог с точки зрения созидания, который представляет собой несколько звуков (или один звук), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.

Основным звуком в каждом слоге есть гласный, именно он образует слог.

Типы слогов различают по начальным и конечным звукам: открытый слог заканчивается гласным звуком (игра-ты): закрытый слог оканчивается согласным звуком (год, наименьший).

Простейшими слогами являются те, что образованы из одного гласного или из сочетания (слияния согласного с гласным, например: о-ко, дже-ре-ло. Деление слов на слоги не представляет для детей никаких трудностей.

Деление слогов

При делении слов со стечением согласных звуков на слоги следует руководствоваться основною особенностью слогоделения — тяготением к открытому слогу: при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным (ри-чка, ка-тока-ля, ли-сто-колючки и тому подобное). Согласно этому большинство слогов в словах открыты. Именно такой подход к слогоделению нужно вырабатывать у детей.

Как организовать занятие?

Успех обучения дошкольников грамоте в значительной степени зависит от умения воспитателя организовать занятие, структурировать его, методически правильно провести.

В старшей группе занятия по обучению грамоте проводятся один раз в неделю, их продолжительность — 25-30 минут. На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления ранее полученных знаний и умений.

При подготовке и проведении занятий по обучению грамоты воспитателю необходимо придерживаться ряда известных дидактических принципов. Основные из них: научность, доступность, систематичность, наглядность, сознательность и активность усвоения знаний детьми, индивидуального подхода к ним и тому подобное.

Следует отметить, что в методике обучения детей грамоте некоторые традиционные принципы начинают трактоваться по-другому. Например, хорошо известен принцип научности, несмотря на возраст детей, им сообщают элементарные, но важные сведения о единицах языковой системы.

Следовательно, такие объяснения воспитателя, как «Звук [о] гласный, потому что его можно петь, тянуть» являются ошибочными с точки зрения современной фонетической науки и свидетельствует о грубом нарушении указанного дидактического принципа.

Ошибочными являются методические приемы деления слов на слоги, во время которых дети хлопают в ладоши, откладывают счетные палочки, движениями руки показывают выделенные слоги и др. Вместо них на занятиях должны вводиться такие методические приемы, как подкладывание руки под подбородок, расположение ладони руки перед ртом поскольку именно они являются такими, которые базируются на учете существенных признаков слога как языковой единицы.

Наглядность в обучении

Любое занятие в дошкольном заведении нельзя представить без использования наглядности. Этот принцип во время обучения грамоте, требует того, чтобы к познавательной деятельности ребенка были привлечены ряд анализаторов, прежде всего слухоречевые.

Работа этого анализатора активизируется во время развития фонематического слуха детей, обучение их звукового анализа, знакомство со звуками речи, предложением, словом и составом. Изучение звуков и их характеристики, формирование у детей представлений об особенностях предложения, слова, слога, обучение их правильно интонировать предложения происходит более успешно, если деятельность слухового анализатора дополняется движениями артикуляционных органов — произнесением.

Решению определенных дидактических задач способствует зрительный анализатор. Зрением ребенок воспринимает не сами элементы устной речи, а символы, которые его отражают. Так, предложение или слово схематично показывают полосками разной длины, звук и звуковую структуру слова - фишками и схемами, которые состоят из трех-четырех ячеек и тому подобное.

Зрительное восприятие такой наглядности, а также действия с ней позволяют ребенку сначала «увидеть» , а потом сознательно оперировать ими.

На занятиях по обучению грамоте педагог использует средства наглядности не только и не столько с целью иллюстрирования, а чаще как средство фиксации признаков языковых единиц, явлений, их связей и отношений.

Наглядность в обучении грамоте — это показ детям элементов устной речи. Педагог демонстрирует отмеченный (безударный) слог, твердость (мягкость) согласного, наличие (отсутствие) того или иного звука в слове и тому подобное.

А потому наглядностью может служить и речь педагога, речь детей, дидактические рассказы, сказки, стихи и тому подобное. Языковая наглядность не исключает использование иллюстративной, изобразительной (репродукции, картинки, схемы), а также предметной (игрушки, фишки, палочки, полоски и т.п.) наглядности.

Общие дидактические требования

Заботясь об успешности дальнейшего обучения грамоте ребенка в начальной школе, воспитатель должен придерживаться общих дидактических требований, которые обеспечат целенаправленность каждого занятия по обучению грамоте, организационную завершенность, методическую компетентность и результативность.

Дельные мысли дидакта, профессора А.Савченко относительно требований к современному уроку в 1 классе, могут будут учтены и в обучении старших дошкольников:

  • на уроке (занятии в старшей группе ДОУ) учитель (воспитатель) обязательно должен сообщить детям, что они будут делать и для чего, а потом после оценивания, что и как делали. Профессор А.Савченко считает, что для обеспечения целенаправленности урока прежде всего нужно правильно определить его цели. Не менее важным, по ее мнению, активизировать внимание детей в начале урока, предложив им зрительный план его проведения. Этим же планом можно воспользоваться как зрительной опорой, подводя итоги занятия;
  • задания и вопросы формулируются педагогом конкретно и короткими фразами. Важную роль в работе над новым учебным материалом играют подражательные действия дошкольников и первоклассников. Итак, когда дети усваивают новый способ действия, лучше показать образец ее выполнения. Например, «Слово произносится так …», «Произнесите этот звук вместе со мной».

На занятиях по обучению грамоте преобладают коллективные формы работы, но дети могут работать индивидуально в сотрудничестве с педагогом, самостоятельно индивидуально с раздаточным материалом.

Широко применяется на занятиях «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» групповая форма организации учебной деятельности детей, когда они объединяются в пары или группы по четверо. Ценный опыт обучения детей работать в группах описан авторами технологии развивающего обучения Д.Элькониным и В.Давыдовым.

Они считают, что для группового выполнения можно предложить задания на составление предложений или слов по представленной схеме, распространение предложения или окончания начатого педагогом предложения и тому подобное.

В течение урока (занятия) необходимо несколько раз менять виды деятельности детей. Благодаря этому оно становится более динамичным, внимание детей более устойчивым. Кроме того, чередование видов деятельности является надежным средством предотвращения переутомления детей.

Наглядные пособия, дидактический материал, игровые задания должны использоваться в такой степени, чтобы помочь педагогам достичь учебной цели, а подготовка старших дошкольников к обучению грамоте станет процессом доступным и интересным для детей.

Планирование занятия по обучению грамоте

Планируя работу на занятиях по обучению грамоте, необходимо учитывать уровень подготовленности и реальные возможности как всех детей, так и каждого ребенка отдельно.

Педагогу следует поддерживать даже малейшие успехи детей в овладении грамотой. Однако чрезмерное употребление таких выражений, как «Молодец!», «Прекрасно!» и др. по мнению проф. А.Савченко, кроме кратковременного эмоционального воздействия на ребенка, не имеет стимулирующего значения.

Вместо этого необходимо давать развернутые оценочные суждения, которые содержат конкретные советы по устранению недостатков, преодоление трудностей; сопоставлять детские работы; устраивать в конце занятия выставка лучших работ; привлекать детей к оцениванию выполнения задания товарищами. Самое главное, чтобы оценочные суждения педагога были мотивированными и понятными детям.

Характеризуя содержание, структуру и методику занятий по обучению грамоте, хотим предостеречь воспитателей от научно необоснованного механического объединения занятий по обучению грамоте с занятиями по воспитанию звуковой культуры речи.

Такая подготовка старших дошкольников к обучению грамоте не позволяет максимально полно реализовать специфические задачи этих двух типов занятий, перегружает их содержание, делает непрозрачной структуру. Не смотря на близость отдельных целей этих занятий (например, развитие фонематического слуха), общность методов и приемов и др, каждое из них должно строиться и проводиться своеобразно. Так, на занятиях по обучению грамоте усиленного внимания требует работа по формированию у дошкольников представлений о языковой единице (предложение, слово, слог, звук) и на их основе анапитико-синтетических умений.

Имеют место и неоднократные попытки отдельных методистов, а вслед за ними и воспитателей, дополнить содержание занятий по обучению грамоте ознакомлением дошкольников с буквами и обучением их читать. Следует отметить, что это является завышением требований действующих программ, следовательно, является недопустимым. Вся работа по овладению навыком читать должно организовываться исключительно в индивидуальном порядке. Такое занятие по содержанию, структуре и методике напоминать урок чтения в буквенный период в первом классе.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: дидактические цели

Обращаем внимание воспитателей на необходимость правильного формулирования дидактических целей занятий по обучению грамоте. Прежде всего, следует четко представлять конечный результат этого занятия, а именно: какими знаниями должны овладеть дошкольники о языковых единицах, какие умения у них будут выработаны на основе этих знаний.

Подытоживая сказанное, отметим, что успех организации обучения детей пяти-шести лет зависит от того, насколько педагог в совершенстве владеет современной технологией обучения детей грамоте, лингвистическими знаниями, как он учитывает требования современной психолого-педагогической науки к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении.

I. Организационный момент

Начать урок мне хочется с уже известного вам стихотворения:

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Ну-ка проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ну, мы можем начинать.

Рефлексия (настроение)

Подарим гостям и друг другу улыбки и продолжим урок.

2. Работа над определением темы.

Известный путешественник Колумб открыл Америку. И мы сегодня в классе сделаем открытия.

Постановка проблемного вопроса.

Интересная работа с таблицей нас ожидает.

Работаем в паре.

Что записано? Что общего?

Буквы заблудились, попробуйте составить слова с буквами из первой строки.

Получилось?

Посмотрите на 2 строчку. Что записано, разделите на группы?

Попробуйте составить слово с буквами из второй строки.

Получилось?

Какое слово составили?

Луна.Что такое Луна- по ОЗКМ? (естественный спутник Земли)

Почему из этих букв вам удалось составить слова? (из одних согласных слова не получились, а с гласными получаются слова.)

Какой вывод можете сделать?

Без каких букв не могут состоять слова? (без гласных)

Звуко –буквенный разбор слова «луна»

Физминутка «хоккей»

Мы с вами на хоккейной площадке. В Орске прошли соревнования за кубок известного хоккеиста Третьяка.

Подготовка к восприятию новой темы.

Что кричат на трибунах?

Шай-бу! Шай-бу! (прохлопать, ладошка под подбородком)

Наш одноклассник Миша играет в сборной.

Болеем за Мишу. Зовём – Ми-ша

Как вы произносили слова? (делили на части)

Кто знает как называются эти части?

Определите тему урока.

а) знакомство с понятием «слог»

Давайте выясним, а что же такое слог? (это часть слова, где обязательно есть гласная буква)

Как узнать, сколько в слове слогов?

Физкультминутка.

Работа в учебнике.

Найдите слова, слоги дополни до слов.

Как догадались что это слова?

(каждое слово имеет смысл, к нему можно задать вопрос)

Чем отличается слог от слова? (слог не имеет смысла, к нему нельзя задать вопрос)

Обратимся к словарю Ожегова.

Ум - словарь Ожегова « Способность человека мыслить»

Мир- «Согласие, отсутствие вражды. Ссоры, войны»

Мир-война, что это за слова? (антонимы)

Тогда для чего нам нужен слог? (составлять слова, играть, читать)

Записываю слова, и ставлю проблему.

Слово не поместилось, как быть?

Значит, если слово не вошло, то его нужно переносить.

Знак переноса – (чёрточка).

Как вы думаете, переносить слова нужно по правилам или как захочет тот, кто пишет? (по правилам)

Да, действительно есть в русском языке правила переноса, но о них мы узнаем попозже.

Но вы можете об этих правилах узнать сами. Где? (у родителей, в справочнике, у старшего брата или сестры, у учителя, в интернете)

Для чего же ещё нужен слог? (для переноса слов)

Проблема2

Посмотрите на картинку в учебнике. Найдите лишнее.(сыр).

Как перенести слово –сыр?

(Нельзя перенести, в слове сыр-один слог)

Работа в учебнике.

Отгадывают ребусы.(радуга-дуга, машина –шина, удочка-дочка)

Первичная проверка знаний: играем!

Я сейчас вас буду путать. Если согласны покажите + , не согласны –

Взяли ручку, начинается игра! Начали!

1. В каждом слоге есть гласный звук. (+)

2. В слове КНИГА один слог. (-)

3. Слово переносить можно, если в нём один слог (–)

4. Сколько в слове слогов, столько и гласных (+)

Проверка по слайду.

Итог урока.

Ответьте на вопросы:

Я понял,что…..

Было интересно….

Было трудно….

У меня получилось…..

Рефлексия.

Хорошо потрудились. Скажите каждый себе:

Я – молодец! Я думал, я старался,

Я делал открытия!-

Спасибо всем за урок!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2»

Проверочные работы

по

обучению грамоте

1 класс

УМК «Школа России»

Составила Золотарева Л.Н.

учитель начальных классов

МОУ СШ №2

Богородицк-2017 г.

АННОТАЦИЯ

В процессе обучения важное значение имеет систематический учет знаний, умений и навыков. Он позволяет педагогу ежедневно следить за успехами детей в обучении, своевременно обнаруживать и устранять пробелы в знаниях отдельных учеников и всего класса

Основное назначение предлагаемых проверочных работ - систематизация знаний, закрепление отрабатываемых умений, выявление пробелов для своевременной педагогической поддержки.

Проверочные работы могут использоваться не только педагогами, но и родителями, которые хотели бы иметь информацию об успешности обучения своих детей и в случае необходимости оказать им своевременную помощь.

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).

Подойдём к любому УМК.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Проверочная работа№1 по теме «Предложение, слово слог»……………стр.4

2. Проверочная работа»2 по теме

«Гласные и согласные звуки. Как образуется слог»……………………….стр.5

3. Проверочная работа №3 по теме: «Гласные: а, о, и, ы, у» …………………стр.6

4. Проверочная работа№4 по обучению письму

«Письмо гласных букв»………………………… стр.7-8

5. Проверочная работа №5 по обучению письму………………………… стр.9

6. Проверочная работа №6 за 1 четверть……………………………….стр.10-11

7. Проверочная работа №7 по обучению письму за 1 четверть……..стр.12-15

8.Проверочная работа №8 …………………………………………………стр.16

9. Проверочная работа №9………………………………………………..стр.17-18

10. Проверочная работа по письму №10…………………………………стр.19-20

11.Проверочная работа №11……………………………………………….стр.21-22

12. Проверочное списывание с заданием за 2 четверть(№12)…………стр.23

13. Проверочное списывание с заданием после

завершения работы в прописях(№13)……………………стр. 24

14. Проверочная работа (послебукварный период) (№14)……………стр.25-28

15. Диктант(№15)……………………………………………………………стр.29

16. Проверочное списывание с заданием (№16)………………………. стр.30

17. Проверочная работа по теме: «Работа с текстом» (№17)………..стр.31-32

18. Проверочная работа по развитию речи (№18)……………………..стр.33-34

Проверочная работа №1 по теме «Предложение, слово, слог».

1. Под одушевлёнными предметами квадрат закрась красным карандашом, под

неодушевлёнными - зелёным карандашом.

2. Красным карандашом соедини картинку и схему из 1 слога, синим - картинку и схему из 2 слогов, зелёным- картинку и схему из 3 слогов.


3. Рассмотри картинки. Раздели каждое слово вертикальной чертой на слоги.

4. Начерти схемы предложений.

    Наступило утро . _________________________________________________

    Звонкой песней разбудил всех петушок!

5.* Раздели слова на слоги, поставь ударение:

Проверочная работа№2 по теме

«Гласные и согласные звуки. Как образуется слог».

1. Обведи схему слова.

−−−−−−− .

2. Обведи слово, в котором ударение падает на второй слог.

3. Дополни схему предложения.

.

4 . Соедини стрелочками картинки со схемами.



5. Начерти схемы к предложениям:

Мила мала. ________________________________________________

У Милы мыло.______________________________________________

6. Соедини картинки с подходящими схемами .


-Раскрась на схемах гласные звуки:

Проверочная работа №3 по теме: «Гласные: а, о, и, ы, у»


а о и ы у

    Начерти схему предложения. Обозначь красным карандашом слова-предметы.

Осенью собирают урожай овощей.

_____________________

3. Найди и обведи гласные буквы:

и н р а о б с ы

4. Раскрасьте столько кружков, сколько звуков [а] вы услышите в словах:

аист, пони, каша, мастер, кино, мама

5. .Возьми в овал картинки, в названиях которых слышится звук [ и ]:


6. Рассмотри картинки. Назови словом и соедини картинку с буквой, которая обозначает последний звук в слове.



«ПИСЬМО ГЛАСНЫХ БУКВ»

1 вариант

1.


2.


3.

4. Записать букву, на которую начитается слово (картинный диктант):


ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №4 ПО ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ

«ПИСЬМО ГЛАСНЫХ БУКВ»

2 вариант

1.


2.

3.

4. Записать букву, на которую оканчивается слово (картинный диктант):



ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №5 ПО ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ

1. Подумай, как может кричать мальчик в лесу и выбери правильный ответ.



2. Составь из слогов возможные имена девочек




3. Укажи слоги - слияния с буквами, обозначающими мягкие согласные.



4. Прочитай предложение с картинкой. Напиши предложение, заменив картинку словом.


1 вариант

1. Обведи первый звук согласный

2 . Обведи картинки, в названии которых последний звук гласный


3. Найди слово, обведи его.

Мвкитсн

4. Подчеркни слог НИ :

ни, ка, мы, ни, ин, но, ни, во, ты, ке, ни, ва, ни

5 . Начерти схему предложения:

Рита увидела в реке рака.

_

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №6 ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

2 вариант

1. Обведи картинки, в названии которых первый звук согласный


2. Обведи картинки, в названии которых последний звук гласный



3 . Найди слово, обведи его.

Мркотвн

4 . Подчеркни слог ви :

ви, ка, мы, ви, ив, во, ви, ва, ты, ке, ви, ву, ви

5. Начерти схему предложения:

Папа повесил полку на стену.

_______________________________________________________________

1 вариант

1. Начерти звуковые схемы слов, поставь ударение.

Напиши,


рыба кукла ели

__________________________________________________________________

2.Запиши письменными буквами: Р, у, Т, н, А

__

_______________________________________________________________

3. Составь предложение, запиши.

2 1 3

Тони, у, астры

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4. Подчеркни

а, О, ы, и, К, В, у, Т, А, н

5. Раздели слова на слоги:

лиса окуни ворон

6 . Запиши под диктовку учителя:

______________

____________________________

____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №7 ПО ПИСЬМУ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

2 вариант

1. Начерти звуковые схемы слов, поставь ударение.

Напиши, сколько букв и звуков в каждом слове


роза слива ели

______________________________________________________________________

С__б___з __с__б__з __с__б___з

2. Запиши письменными буквами: Т, ы, П, к, У

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

3. Составь предложение, запиши.

2 1 3

Пети, у, тыква

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4. Подчеркни заглавные буквы одной чертой:

а, О, ы, и, К, В, у, Т, А, н

5. Раздели слова на слоги:

коза аист корова

6 . Запиши под диктовку учителя:

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- В 1 предложении подчеркнуть слово, которое начинается со звонкого согласного.

В 3 предложении в словах поставить ударение.

В 4 предложении подчеркнуть мягкий согласный.

Диктант за 1 четверть

У Милы кот Плут. Он мил. У кота красивые усы. Кот ест молоко и сметану.

Спит Плут на окне.

Грамматическое задание.

- В 1 предложении подчеркнуть слово, которое начинается со звонкого согласного.

В 3 предложении в словах поставить ударение.

В 4 предложении подчеркнуть мягкий согласный.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ПИСЬМУ №8

    Определи на слух количество предложений в тексте. Запиши цифрой.

У дома рос высокий клён. Подлетели вороны. Они сели на ветки клёна.

Ветки закачались.

Запиши первую бук ву, с которой начинается каждое предложение.

    Спиши слова: лес Ира волк ворона

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпиши под словом буквы, которые образуют слоги.

Выдели дугой слоги в словах.

    Составь из слогов слова, запиши их.

вол ки ла су пы пи бан бо кон кло ты

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Спиши с печатного текста (текст на доске): Ира кормит кур. Куры пили воду.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Спиши с письменного текста (текст на доске):

Мы были в парке. Там липы и сосны.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Запиши под диктовку: Лиса рыла норку.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №9

1 вариант

    Зачеркни заглавные буквы красным карандашом.

    Обведи гласные буквы красным карандашом.

    Раздели слова на слоги.

КАРАНДАШ, МЕТЕЛЬ, КРАСНЫЕ

    Поставь ударение в словах.

ДЫМОК, ПОДУШКА, УЧЕНИК, СТУЛЬЧИК, ДИВАН

    Подчеркни КТО?

Плотник, кедр, лошадь, пальто, гроза, Ольга, врач, ноябрь, зебра.

    Посчитай

Осень (___б., ___зв.), яма (___б., ___зв.), ива (___б., ____зв.),

улитка (___б., ___зв.), деньги (___б., ____зв.)

МЕДВЕДЬ, ВИНОГРАД, УЧАСТОК, СИНЯК, СНЕГОВИК

    В ыдели

ТЕЛЕВИЗОР, ПУШИНКА, ДЯТЕЛ, КАРТИНА, КРЕСЛО

10. Составь из слов предложение и запиши его.

ПАДАЕТ, МОКРЫЙ, С, НЕБА, СНЕГ

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №9

2 вариант

    Зачеркни строчные буквы красным карандашом.

О, ы, и, К, у, В, а, Т, А, н, У, Е, с

    Обведи согласные буквы синим карандашом.

ы, т, е, а, л, з, к, я, м, б, д, у, р

    Раздели слова на слоги.

РИСУЕТ, ИГРУШКИ, КАРТИНА

    Поставь ударение в словах.

ПРЕДМЕТЫ, ИГРАЕТ, УЧЕБНИК, ПЕЧКА, СНЕГОВИК

    Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?

Повар, сосна, конь, платок, молния, Вера, роза, октябрь, тигр.

    Посчитай количество букв и звуков в словах.

Олень (___б., ___зв.), енот (___б., ___зв.), слива (___б., ____зв.),

коньки (___б., ___зв.), клоун (___б., ____зв.)

ПЛАНЕТА, СНЕГИРЬ, КРОЛЬЧАТА, ВИШНЯ, ПЕРИНА

    Выдели синим карандашом твёрдые согласные в словах:

РУЧКА, ЗЕРКАЛО, КОРЗИНА, МАШИНА, УЧЕНИК

10. Составь из слов предложение и запиши его.

ЛЕЖИТ, ПУШИСТЫЙ, В, ЛЕСУ, СНЕГ

1 вариант

1. Подчеркни слова , в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук.

Зима, куличики, санки, горка, пластилин

2. Подчеркни слова , в которых первая буква обозначает мягкий согласный звук.

Тигр, косуля, белка, выдра, земляника

3. Раздели слова на слоги

Снегири , удар, Мария, молоток .

4. Запиши только те для переноса.

Удар, Мария, белка, доктор.

5. Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно.

в, яркие, аквариуме, рыбки, плавали

Скоро в детском саду праздник. Мама купила Светочке новые чулочки и тапочки. У Светы сестричка Ирочка. Ирочка мала. Светочка прочитает сестричке сказку про лисичку.

Проверочная работа по письму №10

2 вариант

1. Подчеркни слова , в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук.

Весна, лето, тепло, зонт, собака

2. Подчеркни слова , в которых первая буква обозначает мягкий согласный звук.

Зонт, дождь, ливень, гроза, тепло.

3. Раздели слова на слоги . При делении слов на слоги используй вертикальную линию.

Утро, магазин, молния, сметана.

4. Запиши только те слова, которые можно разделить для переноса. Обозначь место переноса чёрточкой (например, не-бо).

Свет, молния, утро, дятел.

5. Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно.

в, крупная, росла, земляника, лесу

6. Внимательно прочитай и спиши текст.

Недаром дятла назвали лесным доктором. Он лес лечит. Сядет дятел на старое дерево и стучит по коре. Достанет из-под коры паучков и личинок.

Проверочная работа №11

кирпич, Зина, вершина, Николай, Москва, Волга, диван, Россия

2.Записать первый слог слов:

снежинка, чудеса, прыжок, глаза, ели, лисица, пеньки

Санки, сосны, крыша, бежит, крошка, кисти, кошки.

6.Записать предложение под диктовку, поставить в словах ударение. Начертить схему предложения

У Пети есть собака Гром.

7. Составить звуковую схему одного

Проверочная работа по письму №11

1.Записать первую букву слов:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Записать первый слог слов:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Записать слова, которые подходят к схеме:

Санки, яблоки, сосны, кисти, ели.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Выписать слова, состоящие из 2 слогов. Разделить их на слоги.

Игра, есть, медведь, игрушки, Оля, волк, пароход, читать.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Выписать из предложения буквы мягких согласных звуков

Бабушка Лиза любит пить чаёк с молочком.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Записать предложение под диктовку, поставить в словах ударение.

Начертить схему предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Составить звуковую схему одного из слов: КАЛИТКА, ЯМКА, САНИ, ЛУЧ

_______________________________________________________________________

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ С ЗАДАНИЕМ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ (№12)


_____________________________________

Пришла зима в лес. Ели и сосны укрылись пушистым

снегом. На снежной поляне видны следы птиц и зверей.

1. Прочитай внимательно текст. Спиши его.

2. Подбери к тексту название. Запиши его перед текстом

3. Подчеркни в словах первого предложения
1 вариант: буквы гласных звуков;
2 вариант: буквы согласных звуков

4. Обозначьте в словах второго предложения ударение

5. Подчеркните в третьем предложении слово, которое соответствует схеме:

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ РАБОТЫ В ПРОПИСЯХ(№13)

____________________

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить.

Грамматическое задание

    Выбери заголовок, который соответствует содержанию текста.

Подпиши название выше текста.

    Галка 2) Находчивая галка 3)Кувшин с водой

    Как галка смогла добыть воду из кувшина?

Найди и подчеркни ответ в тексте.

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРО ВЕРОЧНАЯ РАБОТА (ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД) (№14)

1 вариант

    Определи количество предложений в тексте. Запиши цифрой.

У дома рос высокий клён. Подлетели вороны. Они сели на ветки клёна. Ветки закачались. Ответ: _______

-Подчеркни первую букву, с которой начинается каждое предложение.

    Раздели слова на слоги, поставь ударение

лес Ира волк огород деревня белые

    Составь из слогов слова, запиши их.

вол ки ла да ра пи но ки кло ты

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

    Спиши предложения с печатного текста.

Пришла зима. Весь день идёт снег.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

    В предложении подчеркни гласные буквы .

Покрылись снегом деревья и кусты.

    Выбери предложение, отметь его.

Валя Поливала астры

валя поливала астры.

Валя поливала астры.

Валя поливала астры

    В предложении подчеркни согласные буквы.

Роман красиво рисует.

    Подчеркни мягкие согласные:

Корабль, почки, жир, белка, комета, маяк, лягушка

    Прочитай. Составь из слов предложение. Запиши.

В, ёжика, у, норке, тепло.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

    Прочитай слова в каждой строчке. Выбери строку, в которой все слова начинаются со звонкого согласного. Обведи номер ответа.

    картина, рыбак, зонтик;

    дорога, лето, банка;

    гора, урок, шапка.

    Выбери и подчеркни слова, где звуков больше, чем букв.

Белка, пила, ехал, игра, мясо, маяк.

    Какие буквы никогда не пишутся перед буквой ы?

    Т

    Ж

    В

    Ш

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД) (№14)

2 вариант

1. Определи количество предложений в тексте. Запиши цифрой.

Дети взяли лопаты. Ребята выкопали ямки. Будет сад у ребят.

Ответ:_______

- Подчеркни первую букву, с которой начинается каждое предложение.

2. Раздели слова на слоги, поставь ударение.

собака персик яблоко крот Аня красивая

3. Составь из слогов слова, запиши их.

КО РА ВЕ ДЫ ЛА СЕ МЕ МА СИ НО РА ВО

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

4. Спиши предложения с печатного текста.

Дети пришли в лес. На дереве стучат дятлы.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

5. Выбери предложение, отметь его.

Коля Пилил дрова

коля пилил дрова.

Коля пилил дрова.

Коля пилил дрова

6. Подчеркни твёрдые согласные:

Корабли, пили, дом, белка, комета, маяк, лягушка

7. В предложении подчеркни гласные буквы.

После обеда Митя моет посуду.

8. В предложении подчеркни согласные буквы звуки.

Закружились первые снежинки.

9. Прочитай. Составь из слов предложения. Запиши.

Устроил, под, ёжик, деревом, гнездо.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

10. Прочитай слова в каждой строчке. Выбери строку, в которой

все слова начинаются со звонкого согласного. Обведи номер ответа.

    окно, земля, гроза;

    парта, шары, куст;

    мороз, банка, вилка.

11. Выбери и подчеркни слова, где звуков больше, чем букв.

Земляника, пила, ерши, иголка, стая, мячи.

12. Какие буквы никогда не пишутся после ж и ш ?

    Я

    И

    Ы

    У

ДИКТАНТ (№15)

Лес приносит много пользы.

Он очищает воздух и защищает водоёмы.

Зелёные деревья украшают землю.

Берегите леса!

Грамматическое задание

1. Подчеркнуть в третьем предложении слова-предметы -_____,

слова – действия- ______ , слова-признаки ---------.

2. Спиши слова, поставь ударение. Раздели их на слоги.

Банка, язык, стол, майка, пальто, снег, зной.

3.Выполнить звуко-буквенный анализ слова ЗЕЛЁНЫЕ.

4.В первом предложении подчеркни слово, которое начинается со звонкого

согласного.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ (№16)

1. Спиши, подчеркни орфограммы.

Настала весна

Тёплые лучи согрели землю. Заплакал сугро_. Побежали звонкие руч_и. На р_ке Быструхе надулся лёд. Он стал тонким. Опасно ходить по такому льду. Сёстры Ивановы идут в школу дальней д_рогой. Там широкий мост.

Грамматическое задание

1. Запиши цифрой, сколько всего предложений в тексте._____________

2. В 4 предложении поставь в словах ударение и раздели слова на слоги.

3.Подчеркни в словах встретившиеся орфограммы красным карандашом.

4. Напиши, как фамилия сестёр:_________________ и составь схему этого слова__________________

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Обучение грамоте было и остаётся одной из главных задач дошкольного образования. И на портале МААМ этому вопросу посвящён обширный тематический раздел. Здесь можно удобно, не затратив много времени, найти среди многообразия представленных материалов подходящие именно Вам. Конспекты занятий и НОД по развитию речи, обучению основам чтения и письма, уже опробованы на практике и "готовы к применению". Замечательные дидактические игры и пособия, которые несложно изготовить своими руками, станут хорошим подспорьем для постижения грамоты детьми. Сценарии интегрированных и игровых занятий, сказки собственного сочинения сделают освоение букваря весёлым и увлекательным путешествием в страну знаний.

Растим грамотных людей вместе с МААМ!

Содержится в разделах: Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 6582 .
Все разделы | Грамота. Обучение грамоте. Звуки и буквы

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей 5–6 лет «Путешествие в страну Азбуки» Область «Познавательное развитие» : развивать познавательную активность, любознательность; уметь на слух определять звуки природы и называть их; Область «Социально – коммуникативное развитие» : побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию; ...

Индивидуальная работа по обучению грамоте «Знакомство с гласным звуком [Ю] и буквой «Ю» с детьми подготовительной группы ГЛАСНАЯ ДВУЗВУЧНАЯ БУКВА Ю 1 . Фонетическая зарядка. Куда улетают птицы осенью? (На юг) Загадка. Закружится на острой ножке, Жужжит, как будто бы жучок. Захочет – вскачь пройдет немножко, Захочет – ляжет на бочок. (Юла) Найдите незнакомую букву в слове-отгадке . (Ю) 2. Анализ...

Грамота. Обучение грамоте. Звуки и буквы - Конспект НОД согласно ФГОС по лепке из соленого теста во второй младшей группе «Наша ёлочка»

Публикация «Конспект НОД согласно ФГОС по лепке из соленого теста во второй...» Лепка из соленого теста «Наша ёлочка» Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, художественно–эстетическая, коммуникативная, восприятие художественной литературы. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Выставка в старшей группе " Моя любимая буква" В системе образования последнее время особое место принадлежи совместной деятельности детей и родителей, которое выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Звук [М]. Согласные звуки. Слоги» Непосредственно – образовательная деятельность Область – речевое развитие (подготовка к обучению грамоте) Тема: Звук (М. Согласные звуки. Слоги. Цель. Создание фонетико-фонематической базы для дальнейшего успешного обучения детей чтению и предупреждения ошибок в чтении и письме...

Сценарий праздника «Прощание с Букварём» в 1 классе Сценарий праздника "Прощание с Букварём" в 1 классе Проигрыш песни «Прощание с букварем». Ведущий-учитель: Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети! День необычный сегодня на свете - Музыка всюду, улыбки и смех - Школа открыла двери для всех. Ученик-ведущий: Почему не на...

Грамота. Обучение грамоте. Звуки и буквы - Конспект занятия для подготовительной группы «Звуки [П], [П’]. Буква П»

Конспект занятия для подготовительной группы «Поварята». Звуки [П], [П’]. Буква П. Цели: научить выделять в речи звуки [П], [П’]; различать твердые и мягкие звуки [П], [П’]; закрепить умение определять позицию звуков в слове (в начале, в середине, в конце); научить делить слова...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Маленькие грамотеи» Тема: «Маленькие Грамотеи» Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Цель. Формирование у дошкольников звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Задачи. - Совершенствовать умение детей различать гласные, согласные (твердые и мягкие) звуки,...