Развитие действия в грозе островского. Драма «Гроза». История создания. Своеобразие конфликта и смысл названия драмы. Тест по произведению
Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.
Краткий анализ
Год написания – 1859 год.
История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.
Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.
Композиция - Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция - описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка - конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий - любовь Катерины к Борису, кульминация - внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка - протест Варвары и Тихона против тирании матери.
Жанр – Пьеса, драма.
Направление - Реализм.
История создания
К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.
Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.
Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.
Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.
Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история - молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.
Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.
Тема
В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох - патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.
Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.
Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы - «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.
Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов - стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.
Композиция
В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.
В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.
Далее следует завязка , в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.
Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.
Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.
Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.
Главные герои
Жанр
По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой . Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.
Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею .
Тест по произведению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 4240.
Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга, напечатана же была в 1860 году. Успех пьесы и спектаклей был так велик, что драматург был удостоен Уваровской премии (высшей награды за драматическое произведение).
В основу сюжета легли впечатления от литературной экспедиции по Волге в 1856-1857 гг. с целью изучения быта и нравов поволжских поселений. Сюжет взят из жизни. Не секрет, что многие волжские города оспаривали право на то, что действие пьесы происходило именно в их городе (домострой, самодурство, грубость и унижения господствовали во многих городах России того времени).
Это период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. . Гроза становится фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы. Разразившаяся гроза пугает всех страхом возмездия за грехи.
Гроза … Особенность этого образа в том, что, символически выражая главную мысль пьесы, он вместе с тем непосредственно участвует в действиях драмы как вполне реальное явление природы, определяет (во многом) поступки героини.
Гроза над Калиновым разразилась в I действии. Она вызвала смятение в душе Катерины.
В IV действии мотив грозы уже не смолкает. («Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?..»; «Гроза-то нам в наказанье посылается, чтобы мы чувствовали…»; «Гроза убьет! Не гроза это, а благодать…»; «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет…»)
Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.
Гроза – это «грозовое состояние общества», гроза в душах обитателей города Калинова.
Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.
Гроза – это благая весть о новых силах, призванных освободить общество от деспотии.
Для Кулигина гроза – божья благодать. Для Дикого и Кабанихи – небесная кара, для Феклуши – Илья Пророк по небу катится, для Катерины – возмездие за грехи. Но ведь сама героиня, ее последний шаг, от которого зашатался калиновский мир, – это тоже гроза.
Гроза в пьесе Островского, как и в природе, соединяет в себе разрушительную и созидательную силы.
В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов.
«Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г, а напечатана в январе 1860 г. По просьбе друзей Островского цензор И. Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своем рапорте ни о Диком, ни о Кулигине, ни о Феклуше.
В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.
Тема «Грозы» органически связана с ее конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, - это конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Основной конфликт - Катерины и Бориса с окружающей их средой - объединяет все остальные. К нему присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Диким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.
Общая тема «Грозы» влечет за собой и ряд частных тем :
а) рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально-правового положения всех слоев общества той эпохи;
в) рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц «Грозы», автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;
г) отображен жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т. д.;
д) наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц.
Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.
Композиция пьесы
В пьесе 5 действий: I действие - завязка, II-III - развитие действия, IV - кульминация, V - развязка.
Экспозиция - картины волжского простора и духоты калиновских нравов (д. I, явл. 1-4).
Завязка - на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (д. I, явл. 5).
Далее идет развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза (д. I, явл. 9). Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса - и пророчество старой барыни, отдаленный удар грома; конец д. IV. Грозовая туча ползет, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признается в грехе (первая кульминация) , падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение.
Вторая кульминация - Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай! (д. V, явл. 4).
Развязка - самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене: Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (д. V, явл. 7).
- Новое!
Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!.. Хороша тоже и Кабаниха. А. Островский. Гроза В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, подавляющее лучшие человеческие...
Премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 г. в Александринском театре в Петербурге. Присутствовавший на спектакле А.А.Григорьев вспоминал: «Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия «Грозы», закончившегося взрывом...
Катерина - главный персонаж драмы Островского "Гроза". Основная идея произведения - конфликт этой девушки с "темным царством", царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы...
Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет...
Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза». Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув...
Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» - самое значительное и итоговое произведение первой половины творчества писателя. В «Грозе» Островский возвратился к своей излюбленной тематике, к изображению семейно-бытового конфликта его внутреннем...
Тесты по драме «Гроза». 1 вариант
1) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»
классицизм
сентиментализм
романтизм
2) Действие драмы «Гроза» происходит
в Москве
в Калинове
в Петербурге
в Нижнем Новгороде
3). Определите кульминацию драмы «Гроза»
сцена с ключом
встреча Катерины с Борисом у калитки
раскаяние Катерины перед жителями города
прощание Тихона и Катерины перед его поездкой
4). Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин?
телеграф
громоотвод
микроскоп
печатный станок
5). Как звали мужа Катерины?
6). Определите основной конфликт драмы «Гроза»
история любви Катерины и Бориса
история любви Тихона и Катерины
столкновение самодуров и их жертв
описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого
7). Кто из героев драмы «Гроза» «позавидовал» умершей Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?
9) К какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха
1. герой-резонер
2. «самодур»
3. «лишний человек»
4. «маленький человек»
10. О каком персонаже идет речь?
У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. «Ты, – говорит, – почему знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил.
3.Чтобы оживить пьесу
12) О каком персонаже идет речь?
13) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:
1. Помещечье-дворянской
2. Купеческой
3. Аристократической
4. Народной
14) Кому принадлежат слова
Всякий должен бояться! Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.
Кабанихе
Катерине
2 вариант
1) Как звали возлюбленного Катерины?
1. Кулигин
2) Кто устроил встречи Катерины и Бориса, украв у Кабанихи ключ?
2 .Кулигин
3. Варвара
3) Кому принадлежит фраза: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?
Катерине
Кабанихе
4) Что изобретал механик-самоучка Кулигин?
телеграф
громоотвод
солнечные часы
перпетуум-мобиле
5) Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?
Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы...
Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!
Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!
Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!
6) О каком персонаже идет речь?
Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.
7) Кто сказал:
«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием...»
8) Кто сказал:
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».
Борис Григорьевич
9) В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:
1.Кулигин
3.Варвара
5.Катерина
11) Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?
1.Чувство стыда
2.Страх перед свекровью
4.Желание уехать с Борисом
12) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:
1. Помещечье-дворянской
2. Купеческой
3. Аристократической
4. Народной
13)Пьеса «Гроза» написана в
14) Город, в котором происходит действие «Грозы», называется
Нижний Новгород
Кострома
3 вариант
1) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:
1. Помещечье-дворянской
2. Купеческой
3. Аристократической
4. Народной
2) К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора):
1.Комедия
3.Трагедия
4.Лирическая комедия
5.Трагикомедия
3) Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза» (по мнению Добролюбова):
1.Это конфликт между поколениями (Тихон и Марфа Игнатьевна)
2.Это внутрисемейный конфликт между деспотической свекровью и непокорной невесткой
3.Это столкновение самодуров жизни и их жертв
4.Это конфликт между Тихоном и Катериной
4) Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько затянутой экспозиции для того, чтобы:
1.Заинтриговать читателя
2.Представить героев, непосредственно участвующих в интриге
3.Создать образ мира, в котором живут герои
4.Замедлить сценическое время
5) Действие пьесы «Гроза происходит в городе Калинове. Все ли герои принадлежат (по рождению и по воспитанию) калиновскому миру? Назовите героя, не относящегося к их числу:
1.Кулигин
5.Варвара
6) Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными в пьесе:
1.Борис и Катерина
2.Катерина и Тихон
3.Дикой и Кабаниха
4.Марфа Игнатьевна Кабанова и Катерина
5.Борис и Тихон
7) Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном» потому, что:
1.Борис и Тихон принадлежат одному сословию
2.Борис лишь внешне отличается от Тихона
3.Борис очень резко отличается от Тихона
8) В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:
1.Кулигин
3.Варвара
1.Феклуша
2.Кулигин
5.Катерина
10) Почему события в пьесе «Гроза» происходят в вымышленном городе?
11) Савёл Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего Островский ввёл это действующее лицо?
1.Чтобы противопоставить Марфе Игнатьевне Кабановой
2.Чтобы создать целостный образ «тёмного царства»
3.Чтобы оживить пьесу
4.Чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества
12) К какому сословию принадлежали родители Катерины Кабановой?
1.Дворяне
3.Крестьяне
5.Разночинцы
13) Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?
1.Чувство стыда
2.Страх перед свекровью
3.Желание признанием искупить вину перед Богом и муки совести
4.Желание уехать с Борисом
14) Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом света в тёмном царстве». Это:
1.Кулигин
2.Марфа Игнатьевна
3.Катерина
№ вопроса |
||||||||||||||
2 вариант
№ вопроса |
||||||||||||||
3 вариант
№ вопроса |
Кульминация (от лат. “culmen”-вершина, высшая точка) – это точка наивысшего напряжения, подъема, развития действия. В пьесе Островского “Гроза” таким действием является конфликт Катерины против старого Калиновского уклада жизни, а также любовная линия сюжета, внутренняя борьба чувства долга к Тихону и искренней любви к Борису.
В шестом явлении четвертого действия сцена покаяния главной героини становится точкой накала как общественного, так и любовного конфликтов.
Подсказку к тому, что именно эта часть является кульминацией,
Данный эпизод начинается со слов Кабанихи: “Куда прячешься, глупая! От бога-то не уйдешь!”, она намекает на то, что судьбы Катерине все равно не избежать, а сцена, когда Тихон, Марфа и Варвара окружают Катерину, становится переломным моментом, точкой накала обоих конфликтов. Девушка больше не способна держать все в себе и, наконец, рассказывает обо всех своих грехах. В том момент она испытывает различные чувства: страх перед грозой и Кабанихой, муки совести перед Тихоном, обиду за предательство Бориса.
Скорее всего, она надеялась,
Что покаяние хоть как то смягчит ее вину, но этого не происходит-конфликт между взглядами Катерины и старшего поколения города Калинова не исчерпан, и Кабаниха снова начинает ее терзать Она не дает ей обняться с Кабановым, так как возненавидела главную героиню еще сильнее.
Невозможность решения общественного и внутреннего конфликтов заставляет главную героиню покончить жизнь самоубийством.
(No Ratings Yet)
Related posts:
- Сцена прощания Катерины с Тихоном играет важную роль в сюжете произведения. Главные действующие лица в эпизоде – Кабанов и Катерина. Последней до ужаса не хочется оставаться без мужа по двум причинам: во первых, девушке страшно оставаться один на один со свекровью и ее тиранией; во вторых, Катерина боится, что в отсутствие супруга совершит что-то ею […]...
- Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе “Гроза” В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев. Драматург не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно – авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается […]...
- В драме Островского “Гроза” происходит конфликт между старым и новым укладом жизни, который лег в основу произведения. Этот конфликт произошел между старыми принципами и современными стремлениями к свободе. Этот мрачный мир деспотизма не дает простым людям спокойной жизни. Там происходят неисправимые вещи, и льются невидимые слезы. Но вдруг среди этих людей появляется совершенно другой, непохожий […]...
- Анализ третьего явления пятого действия драмы “Гроза”. Драма “Гроза” – одна из самых ярких и интересных пьес А. Н. Островского. Она была написана в предреформенный период творчества писателя, когда начинали появляться образы из таких слоев русской жизни, как купечество, чиновничество. Действие “Грозы” происходит в небольшом городе Калинове, который стоит на берегу Волги. Хотя природа города […]...
- Тихон Иванович Кабанов – один из главных героев пьесы “Гроза”, муж Катерины, сын Кабанихи. Он принадлежит к младшему поколению калиновцев и, в каком-то смысле, знаменует собой конец патриархального уклада. Молодые люди Калинова уже не хотят жить по старым порядкам, но этот протест они все выражают по-разному, сообразно каждый своему характеру. В отличие от Катерины, которая […]...
- Заглавие “Гроза” имеет важную роль в понимании пьесы Островского. С одной стороны, природная стихия периодически сопровождает происходящие в драме действия, с другой – она является символом идеи самого произведения. В грозу писатель вложил так много значений, что она освещает практически все грани драматической коллизии. Гроза важна для композиции драмы, она усиливает эффект восприятия произведения. Обитатели […]...
- Личная драма главной героини пьесы А. Н. Островского “Гроза” Катерины разворачивается на фоне второстепенных персонажей, приспособившихся к условиям авторитарного домостроя. Все они противопоставлены свободолюбивой женщине, ее стремлению вырваться любым способом из-под гнета Кабанихи. Автор объединил их в условные пары, чтобы еще больше заострить внимание на одиночестве Катерины. Такой условной парой можно считать Кабаниху и Дикого. […]...
- Героини пьес А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница” являются олицетворением жертв своего времени, жертв нравственных устоев общества. Многие их поступки объясняются невозможностью сделать другой выбор в условиях в рамках их жизни, но так как это были обдуманные решения, значит, на действия девушек влиял их внутренний мир. Решив броситься с головой в омут, Катерина, прежде всего, […]...
- Одним из главных конфликтов пьесы Островского “Гроза” является характер главной героини – Катерины. Огромное количество критиков имеют на это счет свое мнение, но более яркими из них можно считать позиции Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Кроме этого, они высказали свои точки зрения о конечном, роковом поступке Катерины-самоубийстве. Сама по себе, Катерина – человек […]...
- Является ли смерть Катерины протестом? Правда, что самый сильный протест назревает в самых слабых и терпеливых личностях? Действительно, Катерина – сложный персонаж, в котором за внешней хрупкостью скрывается внутренняя сила и решительность. Эта личность ничуть не слабее представителей ” темного царства”. Катерина не намерена приспосабливаться и терпеть старый уклад жизни. Первый ее протест – это […]...
- В пьесе “Гроза” А. Н. Островский создает абсолютно новый женский образ, простой, глубокий характер. Речь идет о Катерине, главной героине драмы “Гроза”. От ранее созданных героинь писателя она отличается силой духа, гармоничностью своей личности, собственным мироощущением. На мой взгляд, Катерина – натура поэтическая, светлая, возвышенная, мечтательная, у которой сильно развитое воображение. Ведь воспоминания Катерины составляют […]...
- Русские писатели затрагивали в своих произведениях вечные проблемы:о любви, смысле жизни, культуре речи, взаимодействие природы и человека и другие. Одной из них является конфликт поколений. Как же раскрывается эта проблема в драме “Гроза”? В драме “Гроза” как нельзя лучше можно наблюдать конфликт поколений. Старшее поколение пытается подчинить себе младшее. Мы видим семью Кабановых, Марфа Игнатьевна […]...
- В пьесе “Гроза” заложены две основные мысли А. Н. Островского: мощное отрицание гнета “темного царства” и появление положительного начала. В любой драме изначально заложен конфликт – противоречие, развивающее сюжет. Он проявляется во всех событиях, в столкновениях страстей и характеров. Каков же главный конфликт “Грозы”? Противоречие между самодурством купечества и униженностью жителей Калинова нельзя характеризовать как […]...
- Кабанова Марфа – богатая купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины. Мнение Марфы во многом определяет жизнь города. Уже по первым словам Кабанихи можно сказать, что она суровый и властный человек, настоящий тиран: “Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала”. Кабанова недовольна своей семьей, особенно […]...
- “Гроза” – пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъема. После премьеры спектакля на сцене московского малого театра, на пьесу последовало множество критических отзывов. Второстепенные персонажи в этой пьесе играют немаловажную роль. Развитие конфликта было бы невозможно без Феклуши, Варвары, Кулигина и прочих. Больше всего из второстепенных […]...
- Самым главным хозяином “темного царства”, на мой взгляд, является Марфа Игнатьевна Кабанова. Ее поведение, речь, нрав соответствуют ее статусу. Даже из первой реплики этого персонажа мы узнаем, что она – властная женщина, которой чужды понимание и уважение к другим людям: “Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе […]...
- Женский образ в русской литературе богат и разнообразен. Многие писатели посвятили свои произведения теме женской судьбы. Русский драматург А. Н. Островский также взял в основу своих трудов данную тему. Примером могут служить две его пьесы: “Гроза” и “Бесприданница”, главные героини которых Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Они различны по социальному положению, но имеют множество схожих […]...
- Пьеса ” Гроза ” является вершиной творчества А. Н. Островского. Главной героиней драмы является Катерина, которая была ” лучом света в темном царстве”. Она принадлежит старому патриархальному миру и вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере автор показывает, насколько тяжело и ужасно жить человек в ” царстве деспотов и самодуров”. Катерина противостоять этому […]...
- Драма “Гроза”, созданная Александром Николаевичем Островским, – наиболее значительное и основательное произведение, ставшее итогом первой половины творчества автора. В драме Островский прибег к своей любимой тематике, изобразив семейно-бытовой конфликт с точки зрения внутреннего драматического развития, дав ему решительную развязку и, таким образом, он впервые вышел за границы комедийного жанра. В своем произведении автор изобразил более […]...
- В пьесе Александра Николаевича Островского “Гроза” описание природы, пейзажей встречается не часто, в начале сцен коротко описывается обстановка или место действия. Но в самой пьесе, в монологах, природа, пейзажи встречаются часто. Эти отступления наиболее наглядно четко передают настроения героев. Катерина, рассказывая о своей юности, описывает посещение Храма “светлый столб вниз идет, и в этом столбе […]...
- В пьесе “Гроза” А. Н. Островский показал целый ряд колоритных обитателей “темного царства”. Особенно тяжело в такой атмосфере живется женщинам. Образы Катерины и Варвары играют важную роль в понимании сути драмы. При внешнем сходстве эти молодые женщины разительно отличаются меж собой. Жена Тихона Кабанова обладает сильным характером, имеет твердый моральный стержень. Катерина выросла в атмосфере […]...
- На неординарный образ Катерины в пьесе А. Н. Островского “Гроза” обратил внимание своих современников Н. А. Добролюбов, восхищаясь ее русским сильным характером. В условиях домостроя и бесправного положения женщины в обществе Катерина, невзирая на самоубийство, выглядит сильной и бескомпромиссной натурой. Выйдя замуж за нелюбимого, по обычаям того времени, она поначалу как будто смиряется со своей […]...
- Одним из творений Александра Николаевича Островского можно назвать маленький городок Калинов, где царит самодурство и эгоизм. Среди ярких образов пьесы “Гроза”, где и рассказывается о данном месте, есть обычный мещанин и мечтатель – Кулигин. Несмотря на приличный возраст, он бодр и инициативен. Уже с первых строк мы можем заметить, как отличается герой от остального общества. […]...
- В описанном А. Островском городке Калинове чахнут чувства людей, слабеет их воля, меркнет разум под гнетом правления самодуров. Именно в таком “темном царстве” развиваются характеры детей Кабанихи – Тихона и Варвары. Окружающая атмосфера уродует каждого из них на свой лад. Образ Тихона обезличен, он представлен жалким и подавленным. И все же материнское своеволие не уничтожило […]...
- Пьеса “Гроза”, написанная А. Н. Островским, повествует о людях XIX века и рассказывает о жизни провинциальной России того времени. Основные действия в произведении происходят в городке Калинов, который расположился на высоком берегу Волги. На фоне ослепительной привлекательности окружающей природы и спокойствия произошла трагедия, которая нарушила тихую жизнь этого городка. Не все так замечательно в Калинове. […]...
- Из всех жителей города Калинова, больше всего мне запомнился образ Кулигина. На него мало обращают внимание, но на самом деле, Кулигин-единственный умный человек в этом “темном царстве”. Так какого его значение в пьесе “Гроза”? Кулигин-простой механик-самоучка, лет пятидесяти. Восхищается природой: “Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу, а все наглядеться не могу…”. Кулигин умен, […]...
- Написанная в канун отмены крепостничества “Гроза” по праву стоит в ряду лучших пьес русской драматургии. А. Н. Островский поднимает в ней темы свободы, счастья, совести, любви. На фоне нелегкой участи жителей провинциального Калинова разворачивается личная трагедия центральной героини – Катерины. Молодой женщине, выданной замуж за сына местной купчихи Кабановой, невыносимо жить в среде бессердечности и […]...
- Островский создал образы персонажей, характеры которых отличаются своей масштабностью и цельностью. У него получалось акцентировать внимание читателя на их достоинствах или пороках. В особенности это касается богатой калиновской купчихи – героини пьесы “Гроза” по имени Марфа Игнатьевна. Будучи ханжой, Кабанова, делает все дела “под видом благочестия”. Она набожна внешне, хотя, по мнению Кулигина, “нищих оделяет” […]...
- Кабаниха, она же Марфа Игнатьевна Кабанова – центральная героиня пьесы Островского “Гроза”, богатая купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины. Кабаниха – человек очень сильный и властный. Она религиозна, однако в прощение и милосердие не верит. Эта героиня полностью погружена в земные дела и практичные интересы. В первую очередь ее интересует неукоснительное соблюдение патриархального […]...
- Смерть Катерины была ее победой или поражением? На этой мысли лежит основа произведения Островского “Гроза”, которое закончилось самоубийством главной героини. В основе лежит конфликт мира самодуров с миром, в котором была воспитана Екатерина. В наши дни данная тема очень злободневна из-за того, что некоторые люди, попадая в другое общество, не могут наладить с ним отношения […]...
- Для каждого из героев гроза представляет собой абсолютно разные понятия. Для Катерины она – источник страхов, предвестник несчастья: “Гроза! Побежим домой! Поскорее!” Для Тихона гроза – это жизнь у матери, ее власть над ним, а точнее неволя: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах […]...
- Был ли иной путь у Катерины? Пьеса “Гроза”, которая была написана Островским в 1859 году, одна из самых популярных у автора. Такой успех произведения совсем неудивителен. В драме был описан совершенно новый женский образ, который отличался силой и глубиной. Героиня словно бы олицетворяла собой протест против душного и затхлого мира, где царствовал патриархальный уклад, по […]...
- Островский – не только великий русский драматург, но и основоположник национального театра. Написанная в 1859 году “Гроза” стала одной из самых известных пьес автора наряду с “Бесприданницей” и “Снегурочкой”. Ключевая героиня драмы разительно отличается от других действующих лиц, Катерина явно чужая в патриархальном мире провинциального Калинова. Ее жизнь до замужества была иной: Катя росла в […]...
- В творчестве А. Н. Островского важное место занимают пьесы о купечестве. Они отличаются яркостью и правдивостью, неслучайно Добролюбов назвал их “пьесами жизни”. Эти произведения описывают купеческую жизнь как мир скорби, затаенной и тихо вздыхающей, мир боли, тупой и ноющей, мир молчания, тюремного и гробового. И даже если вдруг появляется робкое роптанье, то оно утихает в […]...
- А. Н. Островский в своей пьесе “Гроза” показывает жизнь купечества, его нравы и быт. Суть пьесы – конфликт между двумя поколениями, противостояние старого и нового, “темного царства” и светлого начала. В пьесе мы видим много разный героев, но всех их объединяет, как писал Добролюбов, невежество и покорность. В начале произведения показаны отношения купца Дикого и […]...
- Эпиграф: “закат говорил о том, что некий человек когда-то подарил солнцу огонь. Огонь тайный, что наполняет все сейчас и диктует смысл жизни…” (Владислав Валов). Россия открывалась писателям с разных сторон и под разными углами зрения в разные эпохи. Таким самым главным, мимо чего не прошел А. Н. Островский, стали крепостное право, свобода и достоинство человека, […]...
- Кто виноват в гибели Катерины? А. Н. Островский – не только блестящий драматург, но и истинный новатор в области написания пьес. До него никому не удавалось так многогранно описать купеческую среду, ее быт, обычаи и нравы. К тому же, он впервые показал какое “темное царство” кроется за воротами внешне благообразных семей купцов, как они губят […]...
- Островский свою пьесу “Гроза” посвятил проблеме, связанной с переломом общественной жизни. Автору не удается абсолютно беспристрастно относиться к своим персонажам, хотя и выражение позиции ему достается очень трудно. Раскрытие авторской позиции производится посредством недостаточно выразительных и, представленных в малом числе, ремарок. Остается вариант выражения авторской позиции через определенного героя, посредством композиции, или символики. Сюжет драматического […]...
- Известный критик Добролюбов, рассуждая в своей статье о пьесе Островского “Гроза”, назвал главную героиню – Катерину – “лучом света в темном царстве”. О каком же царстве идет речь? Островский много писал о купечестве, сравнивая жизнь в таком обществе с “тюремным существованием”. Его произведения были настолько точны и обличительны, что тот же Добролюбов назвал их “пьесами […]...
- Пьеса Островского “Гроза” раскрывает вечные, социокультурные проблемы общества. Катерина – главная героиня драмы. В ее образе воплощена борьба русского героического характера: борьба за любовь, осуществление возвышенных идеалов, за справедливость, правду и свободу. Кулигин – самоучка-механик – является второстепенным героем драмы. Он не включен в главную интригу и даже не встречается с Катериной при ее жизни, […]...