Что такое леонардо да винчи. Основные даты жизни леонардо да винчи. Научные изобретения «Мага от науки»

Леонардо да Винчи - яркий пример «универсального человека» эпохи Возрождения, который стремился реализовать себя в самых разных сферах жизни. Круг его интересов был необычайно широк: инженерное дело, механика, естествознание, анатомия, скульптура, живопись, музыка, театр. В основе его творческой деятельности лежало неиссякаемое природное любопытство.

Наследие Леонардо огромно, его тайны до сих пор будоражат умы исследователей, а творчество вдохновляет. Среди его почитателей - выдающийся художник Рафаэль, романист Дэн Браун, сюрреалист Сальвадор Дали, рок-музыканты группы Deerhunter.

История Леонардо - это история гениального человека, который был вынужден работать по заказам, чтобы хватило на жизнь, и не опубликовавшего почти ни одной своей величайшей работы. Но это и история вдохновения, которая учит нас, что настоящий талант всегда победит, преодолеет любые трудности и будет оценён по достоинству.

В следующих инсайтах Вы узнаете:

  • каким был немецкий сленг в пятнадцатом веке;
  • что записывал в свой блокнот Леонардо;
  • что можно узнать, вливая воск в сердце быка.

Инсайт 1. Леонардо был незаконнорождённым ребёнком, и это дало ему ряд преимуществ.

Леонардо родился 15 апреля 1452 года в небольшой деревушке Анкиано, недалеко от городка Винчи, близ Флоренции. Собственно, «да Винчи» - вовсе не фамилия, а лишь прозвище, которое означало «(родом) из городка Винчи».

Леонардо родился вне брака. Его родители - Пьеро да Винчи и 16-летняя Катерина Липпи - не были женаты. Положение незаконнорождённых детей часто незавидно. Но Леонардо оно предоставило большие возможности.

Пьеро служил нотариусом. Его клиентами были богатые купцы и знатные горожане. Это была престижная должность, и Пьеро имел право на почётную приставку «сер» (господин) к своему имени.

В средневековой Италии семейный бизнес был обычным делом. Отец, дед и прадед Леонардо состояли в гильдии нотариусов. Сын Пьеро тоже должен был стать юристом. Но так как в гильдию не принимали рождённых вне брака, Леонардо смог заняться тем, что ему действительно нравилось.

У мальчика рано проявился талант художника. Отец не препятствовал занятиям сына. Он даже не стал отправлять его на обучение в престижную латинскую школу. Леонардо не стал книжным человеком. В познании окружающего мира ему помогало только неиссякаемое любопытство и личный опыт.

«Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниёт или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет». Леонардо да Винчи

Инсайт 2. Леонардо был талантливым учеником и превзошёл своего учителя.

В 1464 году Пьеро с сыном переехали во Флоренцию - центр искусства, ремесла и торговли. Уровень грамотности флорентийцев был самым высоким в Европе. Здесь жили сотни ремесленников самых сложных специальностей и, конечно, художники.

В 14 лет Леонардо поступил учеником в мастерскую Андреа дель Верроккьо, хорошего знакомого и клиента Пьеро.

Верроккьо стал первым учителем Леонардо. Под его руководством юноша изучал геометрию, принципы перспективы и другие тонкости художественного мастерства.

В двадцать лет Леонардо присвоили квалификацию мастера. В совместных работах Верроккьо и Леонардо того времени заметно, что ученик превосходил в таланте своего учителя. На картине «Крещение Христа» рядом с Иисусом изображена пара ангелов. Одного из них написал Верроккьо. Его ангел изображён довольно статичным и плоским, а волосы напоминают плохо сидящий парик.

Ангел Леонардо совсем другой. Он полон движения и жизни. Художник использовал нежную штриховку тона кожи лица, чтобы смягчить острые линии и сделать переход от волос ко лбу естественным. Ведь именно так, расплывчато, человеческий глаз воспринимает линии. Эта новая техника растушёвки, изобретённая Леонардо, получила название сфумато - «исчезающий, как дым».

«Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину…» Леонардо да Винчи

Инсайт 3. Во Флоренции Леонардо совершенствует свой талант и создаёт новое направление в живописи.

В годы работы в мастерской Верроккьо Леонардо написал замечательный портрет Джиневры де Бенчи. Это была его первая картина, не связанная с религиозным сюжетом. Леонардо разрушил старые каноны портретного жанра и создал совершенно новый его вид.

До Леонардо художники предпочитали изображать своих моделей в профиль. Джиневра у Леонардо повёрнута к зрителю на три четверти. Леонардо не просто сосредоточился на внешнем сходстве, а передал внутренний мир своей модели. Умные глаза и задумчивая улыбка говорят о том, что перед нами незаурядная молодая женщина.

Портрет принёс Леонардо известность. Но вместе со славой появились завистники. Дважды на него совершали донос в полицию с обвинениями в содомии, в сексуальных извращениях. В числе подозреваемых фигурировал один из членов могущественного семейства Медичи. Вероятно, дело было сфабриковано с целью скомпрометировать именно Медичи.

Само обвинение тоже выглядело странным. Гомосексуализм во Флоренции был настолько обычным явлением, что даже слово флорентиец на сленге в немецком языке обозначало гомосексуалиста.

В 1477 году Леонардо открыл собственную мастерскую во Флоренции и начал работу над картиной «Поклонение волхвов», которая, как и множество других работ художника, осталась незавершённой.

Сюжет был довольно распространённым. Как правило, на картине изображали трёх царей, подносящих дары младенцу Иисусу.

Но Леонардо интересовали чувства и эмоции персонажей. Мария, Иисус и даже животные на картине полны благоговения. Художник передаёт внутренние переживания героев посредством мимики и жестов, точно так же, как в портрете Джиневры.

Картина не была закончена, небо и фон остались нетронутыми. Леонардо неожиданно бросил работу и покинул Флоренцию.

«Живописец, смотри, чтобы алчность к заработку не преодолела в тебе чести искусства, ибо заработок чести куда значительнее, чем честь богатства». Леонардо да Винчи

Инсайт 4. В Милане Леонардо проявил талант инженера и учёного, устраивая развлечения для знати.

Он прибыл в Милан из Флоренции в 1482 году. Эти два города были совершенно не похожи друг на друга.

Во Флоренции всем заправляли богатые банкиры. Милан находился под властью семьи Сфорца. Леонардо переехал в надежде найти покровителя в лице Лодовико Сфорца, будущего герцога Миланского.

Лодовико был впечатлён способностями Леонардо, который хорошо разбирался в военной технике, проектировал разборные мосты, мобильные пушки и бронированные колесницы, создавал чертежи подводных лодок, танков и пулемётов. Леонардо был зачислен в придворный штат в качестве инженера. Его художественные способности не заинтересовали Сфорца.

Леонардо разработал проект городской канализационной системы, которая функционировала по аналогии с человеческим организмом. Как кровь циркулирует по венам, так в каналах должна циркулировать чистая вода. Утилизировать отходы предполагалось с помощью подземной канализационной системы, работавшей подобно кишечнику человека. Идея была довольно революционной для своего времени, и Лодовико побоялся её реализовать.

По поручению Сфорца Леонардо занялся устройством придворных праздников. Ещё во Флоренции он работал в театре, создавая реквизит и декорации для постановок. В Милане при дворе Сфорца он организовывал представления и демонстрировал собственные изобретения.

Для каждого праздника он разрабатывал сложные инженерные конструкции и фантастические машины. Так, для представления «Маскарад планет» Леонардо создал огромный золотой купол в виде полусферы, в котором вращались семь планет.

Изобретения Леонардо принесли ему огромную славу. Он стал известен на всю Италию. Причём именно как организатор праздников, а не как художник!

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться». Леонардо да Винчи

Инсайт 5. При дворе Леонардо знакомился с ведущими учёными современности, сотрудничал с ними и обменивался идеями.

Леонардо был обаятельным человеком. Современники отмечали его великодушие, доброту, тонкий ум и общительность.

При дворе Сфорца в Милане собиралась вся интеллектуальная элита Италии. Благодаря умению легко сходиться с людьми, Леонардо довольно быстро стал своим в этой компании. Дружба с выдающимися учёными, поэтами, художниками открывала для него новые возможности и перспективы.

Среди друзей Леонардо был математик Лука Пачоли. Леонардо хорошо знал геометрию, но имел пробелы в других областях математики. Пачоли помогал ему. В дневнике Леонардо сохранилась запись: «Выяснить у Маэстро Луки правила умножения корней».

Дружба привела к тесному сотрудничеству. В 1498 году Леонардо создал иллюстрации для книги по математике «О божественной пропорции», написанной Пачоли. Это были единственные рисунки, опубликованные при жизни художника.

Иллюстрации были новаторскими. Леонардо изобразил геометрические фигуры с затемнёнными и прозрачными гранями, чтобы помочь читателям лучше разобраться с их характеристиками.

Знакомство с архитекторами Донато Браманте и Франческо ди Джорджо определило интерес Леонардо к архитектуре. Друзья часто обсуждали Витрувия - римского военного инженера первого века до нашей эры. Витрувий считал, что любое здание подобно человеческому телу и проектировать его надо так, чтобы центр был равноудалён от входа и стен, как человеческий пупок равноудалён от головы и кончиков протянутых рук и ног.

Идеи Витрувия захватили Леонардо. Он стал одержим поисками идеальных пропорций человеческого тела. Так появился самый известный рисунок Леонардо - Витрувианский человек. На нём изображён обнажённый человек в двух позициях, наложенных одна на другую. Первая фигура с разведёнными в стороны руками и ногами вписана в окружность. Вторая - с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами - вписана в квадрат. В основе изображения лежало правило золотого сечения.

«Как тёплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснется». Леонардо да Винчи

Инсайт 6. В портретах Леонардо демонстрировал новаторский подход к изображению внутреннего мира моделей.

В Милане Леонардо работал и в качестве придворного художника. По поручению герцога он создал два портрета.

Самый известный - «Дама с горностаем». Леонардо изобразил юную Чечилию Галлерани, любовницу Сфорцы. В то время она был беременна. Вероятно, портрет был заказан в знак благодарности возлюбленной.

И снова Леонардо нарушил традиции портретного жанра. Образ модели окутан тайной. Изображённая на картине женщина о чём-то размышляет. Её внутреннее смятение умело передано художником.

В картине очень много символов. Например, горностай мог означать целомудренность Чечилии. Или это был намёк на Лодовико Сфорца, которого неаполитанский король наградил Орденом Горностая.

Леонардо вновь использовал технику сфумато. Игра света и тени придаёт изображению необычайную глубину. Современный анализ красочного слоя показал, что Леонардо накладывал чрезвычайно тонкие (до 3-4 микрон!), почти прозрачные, мазки краски, чтобы передать тончайшие цветовые нюансы.

Портрет «Прекрасная Ферроньера» написан с новой возлюбленной Сфорца - Лукреции Кривелли. Картина заметно отличается от других работ Леонардо. Художник мастерски использует игру света и тени, чтобы добиться живости изображения. Но в портрете есть ряд огрехов: тело не совсем пропорционально, волосы изображены немного плоско, а на щеке странный блеск. Только лента на платье Лукреции не вызывает никаких нареканий.

Вероятно, отдельные части картины были написаны учениками Леонардо. Но при детальном рассмотрении можно обнаружить и руку самого художника.

«Главные вещи: человек и представление его души. Первое - легко, второе - трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов…» Леонардо да Винчи

Инсайт 7. «Тайная вечеря» - шедевр Леонардо. Ему удалось передать двенадцать характеров на одной картине.

Леонардо был очень наблюдательным человеком. Его первый биограф, Джорджо Вазари, отмечал, что художник мог целый день преследовать незнакомца, если его лицо казалось ему интересным. А потом вечером, по памяти, воспроизводил его в блокноте с абсолютной точностью.

Когда Леонардо работал над проектом памятника Лодовико Сфорца на коне, он в течение многих лет рисовал в блокноте одних лошадей, стараясь добиться совершенства. К сожалению, памятник не был завершён из-за вторжения французских войск в 1494 году.

В полной мере наблюдательность Леонардо воплотилась в его шедевре «Тайная вечеря». Герцог поручил ему нарисовать фреску в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Леонардо приступил к работе в 1495 году. Но, к большому неудовольствию Лодовико, дело продвигалось медленно. Во время работы Леонардо много размышлял, мог целыми днями стоять перед картиной с кистью в руках, так и не сделав ни одного мазка.

Леонардо запечатлел момент, когда Христос говорит, что будет предан одним из учеников. Двенадцать апостолов, двенадцать лиц, двенадцать характеров. Вглядываясь в них, можно почувствовать целый диапазон эмоций: злость, испуг, отрицание, смирение, страх. Апостолы интересуют Леонардо с человеческой точки зрения. Поэтому ни над одним из них нет традиционного нимба.

Леонардо использует позы и жесты героев, чтобы в полной мере раскрыть их внутреннюю сущность. Вот Пётр сжимает нож, намекающий на скорую смерть Христа, а это Иуда с мешком денег в руках как напоминание о 30 сребрениках, за которые он предал Иисуса.

Леонардо экспериментирует со светом и перспективой, чтобы усилить впечатление, производимое на зрителей. Так, стол слишком узкий, но это создаёт ощущение глубины и фокусирует внимание на фигуре Христа. Леонардо нарушает правила, которые так тщательно защищал раньше. Впервые он пренебрёг наукой ради искусства.

«Всё наше познание начинается с ощущений». Леонардо да Винчи

Инсайт 8. Под покровительством Чезаре Борджиа Леонардо раскрыл свой талант военного инженера.

В 1499 году французские войска Людовика XII захватили Милан и разрушили дворец герцога Сфорца. Леонардо, который долгие годы разрабатывал боевые машины, впервые столкнулся с ужасами войны.

Французы с уважением отнеслись к Леонардо. Однако он предпочёл вернуться во Флоренцию. Там Леонардо попал под покровительство Чезаре Борджиа, мечтавшего завоевать всю Италию. С одобрения Борджиа Леонардо совершил поездку по раздираемой войной Италии и предложил новые разработки конструкций мостов и крепостей. Так, он спроектировал крепостные стены округлой конфигурации, чтобы пушечные ядра наносили меньше урона.

Борджиа восторгался подробными картами местности, созданными Леонардо. Например, карта города Имолы, составленная в 1502 году, стала настоящим произведением искусства. Она была выполнена в цвете и представляла вид города с высоты птичьего полета. Художник идеально рассчитал масштаб, сопоставив расстояние между всеми домами в городе.

Благодаря такой точности и деталям, Борджиа проводил свои молниеносные атаки, прежде чем город успевал подготовиться к сражению.

Однако через восемь месяцев Леонардо покинул своего покровителя. Борджиа был обаятельным человеком, но прежде всего он был вор и злодей. Леонардо всю жизнь мечтал стать военным инженером, но ему, как свободолюбивому и честному человеку, жизнь под покровительством Борджиа казалась кошмаром.

«Красота и безобразие кажутся более могущественными рядом друг с другом». Леонардо да Винчи

Инсайт 9. Даже незавершённые работы Леонардо оказывают большое влияние на зрителей.

Во Флоренции Леонардо узнал о новом талантливом скульпторе - Микеланджело. Его статуя Давида стала главной достопримечательностью города.

Власти города заказали Леонардо и Микеланджело совместно оформить зал Большого Совета ратуши. Художники пошли на этот шаг с неохотой. Вся Флоренция наблюдала за их противостоянием.

Леонардо выбрал в качестве сюжета схватку двух всадников за знамя в битве при Ангиари. Фреска должна была занять примерно одну треть 50-метровой стены. Эта работа обещала превзойти «Тайную вечерю». Леонардо собирался описать весь ужас войны: кровь, грязь, озлобленных животных и перепуганных солдат.

Микеланджело должен был работать на противоположной стене. Для сюжета он выбрал победу флорентийцев над пизанцами при Кашино.

Художники не ладили между собой. Микеланджело был очень груб и невежлив с Леонардо. Кроме того, в атмосфере конкуренции работалось очень тяжело.

Леонардо так и не закончил свой труд. Работа над фреской требует иных навыков, чем работа на холсте. Леонардо не умел работать по сырой штукатурке. Краски никак не ложились ровным слоем. Приходилось тратить много сил и времени на создание подходящих красочных смесей.

Хотя работа и не была завершена, современники высоко оценили талант Леонардо. Эскизы обоих художников были представлены публике, и во Флоренцию хлынул поток путешественников со всей Европы, чтобы полюбоваться ими.

Вдохновившись увиденным, Рафаэль создал свои наброски, а скульптор Челлини назвал выставку «школой мира». Сегодня рисунки относят к наивысшим образцам искусства эпохи Возрождения.

«Работа над произведением искусства никогда не может быть закончена, а может быть только заброшена». Леонардо да Винчи

Инсайт 10. Исследования Леонардо в области анатомии были забыты на несколько столетий.

Во Флоренции Леонардо продолжил изучение анатомии человека. Результаты его исследований были впечатляющими. Многие из них так и не изучены до сих пор!

Профессор анатомии университета в Павии предоставил Леонардо для работы около 20 человеческих трупов. Результатом это жуткой работы стала серия удивительно точных рисунков всех человеческих органов, мышц, костей.

Глубокое знание анатомии необходимо художнику, изображающему человеческое тело. Но интерес Леонардо был не только художественным. К каждому из 240 рисунков он составил сопровождающие тексты, в которых подробно изложил свои мысли о работе сердца, мозга, глаза и даже о развитии эмбриона, а также впервые описал симптомы атеросклероза.

До сих пор впечатляют его исследования сердца. В то время органом, связанным с кровеносной системой, считалась печень. Леонардо не только впервые признал важность сердца, но и смог понять принцип работы аортального клапана. Он проводил опыты с сердцем быка, наполняя его воском. По восковому образцу изготавливал стеклянную копию и наблюдал движение жидкости внутри.

Только по прошествии 450 лет современная наука действительно изучила движение тока крови в сердце и подтвердила гипотезу Леонардо.

Леонардо намного опередил своё время. Его рисунки и наблюдения могли бы принести большую пользу человечеству. Но они никогда не публиковались.

Удивительно, но и сегодня его исследования остаются актуальными.

«Мудрость есть дочь опыта». Леонардо да Винчи

Инсайт 11. Покровительство короля Франсуа I позволило Леонардо завершить последние три картины.

В 1507 году Леонардо вернулся в Милан. Теперь его интересовали воздух, вода и геология. Большую часть времени Леонардо посвящал наблюдениям за птицами, рыбами, а также занялся разработкой летательного аппарата.

Его покровителем стал король Франции Франсуа I. В возрасте 64 лет Леонардо впервые в жизни покинул Италию, чтобы стать придворным художником и инженером.

Франсуа очень высоко ценил Леонардо и называл его «самым выдающимся художником». Он щедро оплачивал Леонардо его работу, а тот впервые в жизни не зависел от заказов.

В 1517 году Леонардо посетил кардинал Луиджи Арагонский. Леонардо пожаловался, что не может работать в полную силу из-за паралича правой руки и скоро совсем не сможет писать. Но ему очень хотелось закончить три картины, которые все присутствующие сразу признали шедеврами.

Одна из них - «Иоанн Креститель». Из глубокой тени появляется изнеженная длинноволосая андрогинная фигура с поднятой к небесам правой рукой.

Вторая - «Святая Анна с Богородицей и младенцем Христом». Эта картина несколько уступает «Иоанну Крестителю» по выраженности чувств и эмоций.

Третья картина, сюжет которой Леонардо вынашивал в течение многих лет, стала самой известной картиной в истории.

«Если живописец пожелает увидеть прекрасные вещи, внушающие ему любовь, то в его власти породить их». Леонардо да Винчи

Инсайт 12. «Мона Лиза» - вершина творчества Леонардо.

На протяжении всей жизни Леонардо стремился понять и разгадать тайны мира. Он не искал денег или славы, им двигало лишь природное любопытство.

Картины были способом познать человеческие эмоции и характеры. Леонардо передал внутренний мир своих героев с помощью простых жестов и мимики. Этот талант сделал его одним из величайших художников. Леонардо вдохнул жизнь в то, что было до сих пор статично и бесстрастно.

«Мона Лиза» по праву считается главным шедевром Леонардо. Это не просто портрет женщины. Знаменитый мастер любил прятать разную информацию в виде кодов и шифров на своих картинах. «Мона Лиза» - самая таинственная из всех.

Загадка Моны Лизы - в её улыбке. Её лицо выражает совершенно разные эмоции в зависимости от угла зрения. Если смотреть в глаза, уголки губ приподнимаются и появляется улыбка. Но если смотреть прямо на губы, улыбка исчезает.

Леонардо использовал свои исследования в области оптики и восприятия, чтобы создать эффект размытого изображения. Это противоречило традициям того времени и делало картину новаторской. Леонардо довёл технику сфумато до совершенства. Кроме того, он использовал в качестве основы свинцовые белила, которые отражали свет сквозь тончайшие слои красок. Эффект особенно заметен на лице Моны Лизы: она кажется совсем живой.

Уникальна и революционна для своего времени композиция картины. Река на заднем плане плавно переходит в шёлковый шарф модели, а размытый пейзаж словно сливается с её волосами. Мона Лиза представлена как единое целое с природой.

Картина отражает гуманистическую философию Леонардо, для которого неразрывная связь человека с природой всегда была постоянным источником вдохновения.

Леонардо был очень привязан к своей картине и не расставался с ней до самой смерти. Он умер 23 апреля 1519 года, через восемь дней после своего 67-летия.

«Кто не ценит жизнь, её не заслуживает». Леонардо да Винчи

Итог. Основная идея книги.

Леонардо да Винчи известен как гениальный художник, создатель нового направления в живописи эпохи Возрождения. Но круг его интересов был гораздо шире. Если бы все записи Леонардо были опубликованы при его жизни, развитие мира могло пойти совершенно по другому пути. Его исследования в области анатомии, архитектуры, инженерии и гидродинамики намного опередили своё время. Настоящих гениев в истории человечества было немного. Безусловно, Леонардо - один из них. Однако, в отличие от Альберта Эйнштейна или Стивена Хокинга, он не обладал сверхчеловеческим интеллектом, а был обычным человеком, только очень любознательным.

Основные даты жизни Леонардо да Винчи

1452 – рождение Леонардо в Анкиано или Винчи. Его отец уже три года служит нотариусом во Флоренции. Он женится на шестнадцатилетней Альбиере Амадори. 1464/67 – прибытие Леонардо во Флоренцию (точная дата неизвестна). Смерть Альбиеры и деда.

1468 – Леонардо все еще вписан в фискальную декларацию своей бабушки в Винчи.

1469 – Леонардо внесен в декларацию своего отца во Флоренции и поступает учеником к Верроккьо. Приход к власти Лоренцо Великолепного.

1472 – Леонардо внесен в реестр корпорации художников.

1473 – первые пейзажные зарисовки и, вероятно, первый вариант «Благовещения».

Смерть второй жены отца Леонардо.

1474 – портрет Джиневры Бенчи.

1476 – донос на Леонардо и судебный процесс по делу о содомии. Рождение первого законного ребенка его отца, женатого третьим браком.

1477 – о Леонардо ничего не известно на протяжении полутора лет. Боттичелли пишет «Весну».

1478 – Леонардо пишет двух мадонн и алтарный образ, оставшийся незавершенным. Заговор Пацци, наводнение, эпидемия чумы.

1479 – заказ на «Святого Иеронима», оставшегося незавершенным, и на «Мадонну Бенуа».

1480 – Леонардо начинает «Поклонение волхвов», незавершенное и оставленное им у Бенчи. Сфорца приходит к власти в Милане. Лоренцо Медичи не хочет посылать Леонардо в Рим.

1481 – все лучшие художники Флоренции направлены Лоренцо Медичи в Рим расписывать Сикстинскую капеллу. Леонардо не удостаивается этой чести.

1482 – Леонардо отправляется в Милан.

1483 – Леонардо присоединяется к братьям да Предис; они вместе пишут «Мадонну в скалах». Карл VIII становится королем Франции.

1485 – чума в Милане. Леонардо открывает свою мастерскую, в которой создается «Мадонна Литта».

1486 – макет фонаря для Миланского собора. Во Флоренции начинает проповедовать Савонарола.

1487 – портрет «Музыканта». Леонардо создает декорации для Райского праздника, своей первой большой инсценировки, которая состоится спустя три года.

1488 – написана «Дама с горностаем», портрет Чечилии Галлерани, любовницы герцога Миланского. Кончина Верроккьо.

1489 – Леонардо занимается анатомическими рисунками черепа и архитектурными рисунками, а также создает декорации к празднику по случаю бракосочетания в Тортоне Джангалеаццо Сфорца и Изабеллы Арагонской. Конструирование первого автомата. Заказ на создание конной статуи родоначальника династии Сфорца.

1490 – встреча Леонардо в Павии с Франческо ди Джорджо Мартини, обмен планами и проектами. Работы в области гидравлики. Прибытие Салаи. Знаменитый Райский праздник.

1491 – праздник и турнир «диких людей», декорации, костюмы, инсценировка. Бракосочетание герцога Миланского с Беатриче д’Эсте. Продолжение работы над «Большим конем». Зарисовки бурь, баталий и серия профилей.

1492 – Браманте возводит хоры в церкви Санта-Мария делле Грацие. В декабре Леонардо завершает гипсовую модель «Большого коня» и готовится переходить к стадии отливки.

1493 – к Леонардо прибывает Катерина, по всей видимости, его мать; она живет у Леонардо около двух лет до своей смерти. Леонардо рисует аллегории, занимается анатомической практикой и исследованиями полетов.

1494 – отливка в бронзе «Большого коня» не состоялась из-за угрозы войны и необходимости использовать металл для изготовления пушек. Карл VIII начинает Итальянские войны и оккупирует Неаполь. Племянник герцога Сфорца умирает в Павии. Низложение Медичи и изгнание их из Флоренции. Савонарола берет в свои руки власть в городе.

1495 – декорирование комнат дворца герцога Сфорца. Неоднократные поездки во Флоренцию. Заказ на «Тайную вечерю» в Санта-Мария делле Грацие.

1496 – инсценировка «Данаи» Бальдассаре Такконе. Портрет новой любовницы герцога Миланского – картина, ныне известная как «Прекрасная Ферроньера». Дружба с Лукой Пачоли и начало продолжительных математических занятий с ним. Проект книги «Божественная пропорция».

1497 – продолжение работы над «Тайной вечерей». Новые ученики в мастерской Леонардо. Вторая постановка «Данаи». Смерть Беатриче д’Эсте.

1498 – декорирование Сала делле Ассе. Продолжение работы над «Божественной пропорцией» в соавторстве с Лукой Пачоли. Сфорца дарит Леонардо виноградник. Трактат о летательном аппарате. После Карла VIII на трон Франции вступает Людовик XII. Савонарола сожжен на костре во Флоренции.

1499 – бегство герцога Сфорца в связи с приближением французской армии. Людовик XII вступает в Милан. Леонардо намеревается покинуть город.

1500 – Леонардо направляется в Мантую к Изабелле д’Эсте, где рисует ее портрет. Затем вместе с Пачоли едет в Венецию, где работает в качестве военного инженера. Сфорца вновь овладевает Миланом, но вскоре попадает в руки к французам. Гипсовая модель «Большого коня» повреждена. Леонардо возвращается во Флоренцию. Филиппино Липпи уступает ему заказ на создание алтарного образа для церкви Благовещения ордена сервитов – «Святой Анны». Выполнение мелких заказов.

1501 – экспозиция картона «Святой Анны». Успех и новые заказы. «Мадонна с веретеном». Продолжение работы в соавторстве с Пачоли над книгой по геометрии. Французы заняли Рим.

1502 – дружба с Макиавелли, который представляет Леонардо Чезаре Борджа в качестве военного инженера; в свите Борджа Леонардо совершает завоевательный поход по Италии, производит топографическую съемку, чертит карты и планы, создает передвижной мост. Инновации в области картографии.

1503 – возвращение Леонардо во Флоренцию. Не имея работы, он предлагает свои услуги турецкому султану Баязиду II, который, однако, не считает нужным отвечать ему. Участие в осаде Пизы в качестве военного инженера; Леонардо предлагает проект канала для изменения русла реки Арно. Макиавелли добивается для Леонардо заказа на создание фрески «Битва при Ангиари» для украшения зала Совета дворца Синьории во Флоренции. Видимо, тогда же начинается работа над «Джокондой» и «Ледой».

1504 – Тосканская республика консультируется с коллегией местных художников, включая и Леонардо, о месте установки «Давида» Микеланджело. Смерть отца Леонардо. Его братья не допускают его к отцовскому наследству. Продолжение работы над «Битвой при Ангиари» и «Джокондой».

1505 – соревнование с Микеланджело по росписи зала Совета флорентийской Синьории. Леонардо занимается изучением полета птиц. Продолжение работы над «Джокондой», копию которой делает Рафаэль. Новая версия «Леды».

1506 – Предис приглашает Леонардо возвратиться в Милан для завершения «Мадонны в скалах». Флоренция не хочет отпускать его. Леонардо получает разрешение на три месяца. Шарль д’Амбуаз, губернатор Милана, удерживает его до конца года. Создание второй версии «Мадонны в скалах». В мастерскую к Леонардо поступает Франческо Мельци.

1507 – Людовик XII вступает в Милан и возвращает Леонардо его права на виноградник, жалует ему часть канала, ренту от воды и годичный пенсион. Леонардо организует торжества по случаю официального вступления Людовика XII в Милан. Умирает дядя Леонардо, и его братья начинают судебный процесс, дабы оспорить его права на наследство. В сентябре Леонардо возвращается во Флоренцию.

1508 – во Флоренции Леонардо приводит в порядок свои рукописи и помогает Франческо Джованни Рустичи в создании скульптур Баптистерия. Неоднократные поездки из Флоренции в Милан и обратно. Написание двух ныне утраченных мадонн. Возобновление анатомических исследований. В апреле Леонардо возвращается в Милан, где завершает «Мадонну в скалах». Микеланджело расписывает Сикстинскую капеллу.

1509 – венецианцы побеждены французами. Леонардо организует триумф Людовика XII. Продолжает работу над «Ледой»,«Святой Анной» и «Святым Иоанном Крестителем».

1510 – Леонардо в Павии продолжает свои анатомические исследования. Смерть Боттичелли.

1511 – гибель Шарля д’Амбуаза. Леонардо с Мельци отправляется в Вапприо д’Адца.

1512 – сын Лодовико Моро возвращается в Милан, и Леонардо вынужден покинуть этот город. Медичи возвращаются к власти во Флоренции.

1513 – Леонардо прибывает в Рим по приглашению Джулиано Медичи, брата нового папы, и вместе со своей командой поселяется в Бельведере. Работа по созданию зажигательных зеркал.

1514 – научные и анатомические исследования Леонардо навлекают на него немилость папы. Выполняя задание по осушению болот близ Рима, Леонардо заболевает малярией.

1515 – Салаи покидает Леонардо и возвращается в Милан.

Смерть Людовика XII, вступление Франциска I на французский трон. Джулиано едет во Францию жениться. Леонардо становится объектом злословия и интриг. В конце года едет с папой Львом X на мирные переговоры с Франциском I, с которым у него устанавливаются дружеские отношения. Король приглашает Леонардо к себе, но мастер пока пребывает в нерешительности и возвращается в Рим. Макиавелли пишет трактат «Государь».

1516 – умирает Джулиано Медичи. Леонардо остается в Риме без всякой поддержки и принимает решение ехать во Францию. Король предоставляет в его распоряжение замок Клу близ Амбуаза, королевской резиденции.

1517 – при помощи Мельци Леонардо приводит в порядок свои рукописи, готовя их к публикации. Организует в Амбуазе придворные праздники по различным поводам: крестинам дофина, годовщине победы французов при Мариньяно, бракосочетанию Лоренцо ди Пьеро ди Медичи. Леонардо пользуется славой и почетом. По заказу короля проектирует новый королевский дворец, составляет план идеального города, предлагает проекты строительства канала и осушения болот в Солони.

1518 – Леонардо организует королевские праздники в Амбуазе 3 и 15 мая и у себя в Клу 19 июня.

12 августа – пышные похороны в Сен-Флорантене. Во время Французской революции место погребения Леонардо ликвидировано и его останки затерялись…

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Леонардо да Винчи автора Гастев Алексей Алексеевич

Основные даты жизни и деятельности Леонардо да Винчи 1452, 15 апреля. В тосканском городке Винчи родился Леонардо.1468. Леонардо поступает для обучения в мастерскую флорентийского скульптора и живописца Андреа Вероккио.1472-1482. Заканчивает обучение и зачисляется в гильдию

Из книги Леонардо да Винчи автора Дживелегов Алексей Карпович

Алексей Дживелегов ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Из книги 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок автора Расселл Пол

18. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452–1519) Леонардо да Винчи родился в 1452 году в городе Винчи, в провинции Тоскана в Италии. Незаконнорожденный сын флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, он воспитывался дедушкой и бабушкой по отцовской линии. Необычайное дарование Леонардо

Из книги Великие пророчества автора Коровина Елена Анатольевна

Мечта Леонардо да Винчи Раньо Неро не был единственным, кто занимался предсказаниями в Италии во времена Высокого Возрождения. Баловались этим даже мастера живописного и скульптурного цеха. Особенно популярны были их «рассказы о будущем» в образованном ими Обществе

Из книги Микеланджело Буонарроти автора Фисель Элен

Зарождение соперничества с Леонардо да Винчи Микеланджело не раз задавал себе вопрос: как Флоренция в ее теперешнем бедственном положении продолжает финансировать искусство? А ведь он был не единственным художником, кого она поддерживала, – в результате французского

Из книги 10 гениев живописи автора Балазанова Оксана Евгеньевна

Глава 9 «Настенная дуэль» с Леонардо да Винчи Оскорбление конкурента Как и Леонардо да Винчи, Микеланджело хотел быть одновременно и инженером, и рисовальщиком, и живописцем, и скульптором, и каменотесом. Он занимался всем сразу, и у него не оставалось времени ни на себя,

Из книги Леонардо да Винчи [с иллюстрациями] автора Шово Софи

Объять необъятное – Леонардо да Винчи «И, увлекаемый жадным своим влечением, желая увидеть великое смешение разнообразных и странных форм, произведенных искусной природой, среди темных блуждая скал, подошел я к входу в большую пещеру, пред которой на мгновение

Из книги 50 гениев, которые изменили мир автора Очкурова Оксана Юрьевна

Из книги Художники в зеркале медицины автора Ноймайр Антон

Винчи Леонардо да (род. в 1452 г. – ум. в 1519 г.) Гениальный итальянский художник, архитектор, инженер, изобретатель, ученый и философ, проявивший себя практически во всех областях естествознания: анатомии, физиологии, ботанике, палеонтологии, картографии, геологии,

Из книги Мужчины, изменившие мир автора Арнольд Келли

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ВВЕДЕНИЕ «В истории искусства Леонардо стал Гамлетом, которого каждый для себя открывал по-новому». Эти слова Кеннета Кларка, одного из глубоких знатоков этого загадочного явления на небосклоне итальянского Ренессанса, очень метко подчеркивают

Из книги Улыбка Джоконды: Книга о художниках автора Безелянский Юрий

РИСУНКИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Из книги Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] автора Алферова Марианна Владимировна

Леонардо Да Винчи Леонардо Да Винчи – полное имя которого произносится не иначе, как Леона?рдо ди сер Пье?ро да Ви?нчи родился 15 апреля 1542 года неподалеку от Флоренции, в селении Анкиано, которое расположено в области города Винчи, а умер во Франции в 1519 году. Леонардо Да

Из книги Зарубежная живопись от Яна ван Эйка до Пабло Пикассо автора Соловьева Инна Соломоновна

Улыбка Джоконды (Леонардо да Винчи) Женщина мира В потоке встречных лиц искать глазами Всегда одни знакомые черты… Михаил Кузмин Всю жизнь мы кого-то ищем: любимого человека, вторую половину своего разорванного «я», женщину наконец. Федерико Феллини по поводу героинь

Из книги Парашют автора Котельников Глеб Евгеньевич

Краткая биография Леонардо да Винчи 15 апреля 1452 г. – Леонардо родился в селении Анкиано близ Винчи. Его мать, о которой почти ничего не известно, предположительно звалась Катериной. Его отец – сер Пьеро да Винчи 25 лет от роду, нотариус, из династии нотариусов. Леонардо –

Из книги автора

Глава 2 Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) – итальянский живописец, скульптор, ученый-энциклопедист, инженер, изобретатель, один из самых выдающихся представителей культуры Высокого Возрождения, родился 15.04.1452 в городе Винчи близ Флоренции (Италия).

Из книги автора

Глава II. Леонардо да-Винчи. Фауст Веранчио В пятнадцатом веке в Италии жил замечательный человек, по имени Леонардо да-Винчи. Он был и живописцем, и скульптором, и музыкантом-композитором, и инженером, и механиком, и ученым. Его прекрасными картинами и рисунками гордятся в

Одной из моих любимых книг до сих пор является «Код да Винчи» . Жанр произведения - мистический детектив - виртуозно создает ауру таинственности вокруг и так загадочного феномена Леонардо . Назвать его только художником или скульптором я не могу, так как этот человек являлся Творцом (и только с большой буквы) эпохи Ренессанса, многогранным и талантливым. Так кем же был Леонардо да Винчи ?

С чего все началось

Как жаль, что фотографии и кинематограф появились только спустя несколько веков после Леонардо. Очень хочется посмотреть, как выглядел этот человек, какую одежду носил, улыбался или, наоборот, хмурил косматые брови. Однако, строгий образ мастера все-таки можно увидеть на площади Пьяцца делла Скала в Милане. Монумент , изображающий Леонардо и его учеников , сложно не заметить, но очень легко провести целый час, разглядывая Его лицо.


Изначально да Винчи был определен отцом в живописцы и скульпторы и начал проходить обучение во Флоренции. Пытливый ум и жажда познавать не ограничили молодого человека только сферой искусства. Вскоре были освоены гуманитарные науки, химия, моделирование и черчение .

После Флоренции да Винчи оказывается в Милане, где становится инженером при дворе герцога Сфорца. Можно сказать, что именно герцог поспособствовал развитию новых направлений в «карьере» Леонардо: архитектуры и механики .

Если представить, что фонд «Сколково» уже существовал в эпоху Возрождения, то чертежи и проекты новоявленного инженера сочли бы инновационными и сразу выделили бы гранд. Сфера научного интереса Леонардо имела широчайший диапазон: от военных аппаратов до мирных изобретений.


Кем был Леонардо да Винчи

За всю свою достаточно долгую жизнь (он умер в возрасте 67 лет) творец смог достичь поразительных успехов во многих сферах науки и искусства . Например.

Леонардо да Винчи – самый известный художник в мире. Что само по себе удивительно. Насчитывается всего 19 сохранившихся картин мастера. Как такое возможно? Два десятка работ делает художника самым великим?

Все дело в самом Леонардо. Он один из самых необычных людей, когда-либо рождённых. Изобретатель различных механизмов. Первооткрыватель многих явлений. Виртуозный музыкант. А ещё картограф, ботаник и анатом.

В его записях мы находим описания велосипеда, подводной лодки, вертолета и танкера. Не говоря уже о ножницах, спасательном жилете и контактных линзах.

Его новаторства в живописи тоже были невероятны. Он одним из первых начал использовать масляные краски. Эффект сфумато и светотеневую модулировку. Он первым вписал фигуры в пейзаж. Его модели на портретах стали живыми людьми, а не раскрашенными манекенами.

Вот лишь 5 шедевров мастера. Которые демонстрируют всю гениальность этого человека.

1. Мадонна в скалах. 1483-1486 гг.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1483-1486 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org

Юная дева Мария. Миловидный Ангел в красном плаще. И два упитанных ребёнка. Святое семейство с младенцем Иисусом возвращались из Египта. По пути встретив маленького Иоанна Крестителя.

Это первая картина в истории живописи, когда люди изображены не перед пейзажем, а внутри него. Герои сидят у воды. Позади скалы. Настолько старые, что больше похожи на сталактиты.

«Мадонну в скалах» заказали монахи братства Святого Франциска для одной из миланских церквей. Но заказчики были не довольны. Леонардо затянул со сроками. Еще им не понравилось отсутствие нимбов. Смутил их и жест ангела. Почему это его указательный палец направлен на Иоанна Крестителя? Ведь младенец Иисус главнее.

Леонардо продал картину на стороне. Монахи рассердились и подали в суд. Художника обязали написать новую картину для монахов. Только с нимбами и без указывающего жеста ангела.

По официальной версии так появилась вторая “Мадонна в скалах”. Почти идентичная первой. Но есть в ней кое-что странное.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1508 г. Национальная галерея Лондона.

Леонардо тщательно изучал растения. Даже сделал ряд открытий в сфере ботаники. Именно он понял, что древесный сок играет ту же роль, что и кровь в жилах человека. Еще догадался определять возраст деревьев по кольцам.

Поэтому не удивительно, что на Луврской картине растительность реалистична. Именно такие растения произрастают во влажном затемнённом месте. А вот на второй картине флора выдуманная.

Как Леонардо, столь правдивый в изображении природы, вдруг решил пофантазировать? В отдельно взятой картине? Немыслимо.

Думаю, Леонардо было не интересно писать вторую картину. И он поручил сделать копию своему ученику. Который явно в ботанике не разбирался.

2. Дама с горностаем. 1489-1490 гг.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489-1490 гг. Музей Черторыйских, Краков. Wikimedia.commons.org

Перед нами юная Чечилия Галлерани. Она была любовницей правителя Милана, Людовико Сфорца. При дворе которого служил и Леонардо.

Улыбчивая, добродушная и умная девушка. Она была интересной собеседницей. Часто и подолгу они с Леонардо беседовали.

Портрет очень необычный. Современники Леонардо писали людей в профиль. Здесь же Чечилия стоит в три четверти. Развернув голову в противоположную сторону. Как будто она оглянулась на чьи-то слова. Такой разворот делает линию плеч и шею особенно красивыми.

Увы, мы видим портрет в изменённом виде. Кто-то из владельцев портрета затемнил фон. У Леонардо он был светлее. С окном за левым плечом девушки. Два нижних пальца ее руки также переписаны. Поэтому они выгнуты неестественно.

Стоит рассказать и о горностае. Такой зверёк кажется нам диковинкой. Современному человеку было бы привычнее увидеть в руках девушки пушистую кошку.

Но для 15 века именно горностай был обычным зверьком. Их держали для ловли мышей. А кошки как раз были экзотичны.

3. Тайная вечеря. 1495-1598 гг.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Фреску “Тайная вечеря” заказал тот же Людовико Сфорца по просьбе своей жены Беатриче д’Эсте. Увы, она умерла совсем молодой при родах. Так и не увидев роспись завершённой.

Герцог был вне себя от горя. Осознав, насколько дорога ему была жизнерадостная и красивая супруга. Тем больше он был благодарен Леонардо за проделанную работу.

Он щедро расплатился с художником. Вручив ему 2000 дукатов (на наши деньги это около 800 тыс. долларов), а также передав ему во владение большой участок земли.

Когда фреску смогли увидеть жители Милана, изумлению не было предела. Апостолы отличались не только внешне, но и своими эмоциями и жестами. Каждый из них реагировал по-своему на слова Христа “Один из вас предаст меня”. Ещё никогда индивидуальность персонажей не была так ярко выражена, как у Леонардо.

Есть у росписи ещё одна удивительная деталь. Реставраторы установили, что тени Леонардо написал не серым или чёрным цветом, а синим! Это было немыслимо вплоть до середины XIX века. Когда цветными тени стали писать .

Леонардо да Винчи. Фрагмент “Тайной вечери”. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

На репродукции это не так отчётливо видно, однако состав краски говорит сам за себя (синие кристаллы ацетата меди).

О других необычных деталях росписи читайте в статье

4. Мона Лиза. 1503-1519 г.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. . Wikimedia.commons.org

На портрете мы видим Лизу Герардини, жену флорентийского торговца шёлком. Эта версия официальная, но сомнительная.

До нас дошло одно любопытное описание этого портрета. Оставлено оно учеником Леонардо, Франческо Мельци. И под это описание луврская дама совсем не подходит. Об этом я подробно писала в статье .

Сейчас рассматривается ещё одна версия о личности женщины. Это может быть портрет любовницы Джулиано Медичи из Флоренции. Она родила ему сына. И вскоре после родов умерла.

Джулиано заказал Леонардо портрет специально для мальчика. В образе идеальной матери-Мадонны. Леонардо писал портрет со слов заказчика. Примешав к ним черты своего ученика Салаи.

Поэтому Флорентийская дама так похожа на “Иоанна Крестителя” (смотрите следующую картину). Для которого позировал все тот же Салаи.

В этом портрете метод сфумато раскрыт максимально. Еле уловимая дымка, создающая эффект растушеванных линий, делает Мону Лизу почти живой. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Она вздохнёт. Грудь преподнимется.

Портрет так и не был отдан заказчику. Так как в 1516 году Джулиано умер. Леонардо увёз его во Францию, куда его пригласил король Франциск I. Он до последнего дня продолжал работать над ним. Почему же так долго?

Леонардо совсем по-другому воспринимал время. Он первым начал утверждать, что Земля гораздо старше, чем принято думать. Он не верил, что ракушки в горы занёс библейский потоп. Осознав, что на месте гор было когда-то море.

Поэтому для него было обычным делом писать картину десятки лет. Что такое 15-20 лет по сравнению с возрастом Земли!

5. Иоанн Креститель. 1514-1516 гг.

Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж. wga.hu

“Иоанн Креститель” вызывал недоумение у современников Леонардо. Глухой тёмный фон. Тогда как даже сам Леонардо любил располагать фигуры на фоне природы.

Из мрака выступает фигура святого. А святым его назвать сложно. Все привыкли к пожилому Иоанну. А тут миловидный юноша многозначно наклонил голову. Нежное прикосновение руки к груди. Ухоженные локоны волос.

В последнюю очередь думается о святости, когда смотришь на этого женоподобного мужчину в шкуре леопарда.

Вам не кажется, что эта картина как будто вовсе не принадлежит ? Это скорее 17 век. Манерность героя. Театральные жесты. Контраст света и тени. Все это родом из Эпохи Барокко.

Леонардо заглянул в будущее? Предсказав стиль и манеру живописи следующего столетия.

Кем был Леонардо? Большинство знает его, как художника. Но этим призванием его гениальность не ограничивается.

Ведь он первым объяснил, почему небо синее. Верил в единство всего живого в мире. Предвосхитив теоретиков квантовой физики с их “эффектом бабочки”. Он осознал такое явление, как турбулентность. За 400 лет до его официального открытия.

Жаль, что человечество не смогло воспользоваться в полной мере его гениальностью.

Интересно, Леонардо – исключение, равных которому больше не появится на Земле? Или это сверхчеловек будущего, который случайно родился раньше времени?

Ещё об одном шедевре Леонардо, который хранится в , читайте в статье

Вконтакте

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) – это ученый, инженер мыслитель. Но многим он известен как художник, автор таких полотен как «Мона Лиза», «Иоанн Креститель» и «Тайная вечеря». Сохранилось тринадцать работ художника, его авторству приписывают еще восемь, несколько работ утрачены. Безусловно, его вклад в искусство значим: он первый размыл контуры рисунка, показал, каким может быть рассеянный свет и дымка. Искусство итальянского Возрождения получило толчок в своем развитии и плеяду гениальных художников, среди которых Микеланджело и Рафаэль.

Леонардо прожил долгую жизнь при дворе и имел влиятельных покровителей. Однако сам себя он назвал ученым. Хотя на протяжении жизни его представляли по-разному, даже музыкантом. После смерти он оставил двум своим ученикам картины и рукописи.

Семьи у него никогда не было, а истории сохранила лишь незначительные акты о его романах. Причем скандальных: со своими учениками и иногда – натурщицами. В общем, вокруг его имени всегда было много тайн и слухов. И даже через пятьсот лет спустя человечество продолжает разгадывать тайные знаки, которые провидец скрыл не только в своих картинах, но и манускриптах, посвященных научным и исследовательским трудам.

Первенец

Он родился по большой любви и незаконной связи в 1452 году близ Флоренции. Его отец Пьеро был из знатного рода, а мать Катерина – крестьянкой. В то время подобный мезальянс существовать не мог. Отец вскоре нашел себе ровню. Детей у пары не было, поэтому в возрасте трех лет Леонардо забрал отец, решив, что сможет дать ребенку хорошее воспитание и образование.

Через десять лет мачеха умерла, а еще через год 14-летний Леонардо покинул отчий дом, чтобы изучать науки и работать подмастерьем у Андреа дель Верроккьо. У него была известная мастерская во Флоренции, где он выполнял заказы по скульптуре и редко по живописи для дома правящего клана Медичи.

Историки не исключают, что для бронзовой скульптуры Давид ему позировал его ученик Леонардо: кудряшки, высоко поднятая голова и взгляд победителя. Анатомию, моделирование человеческого тела было интересно Леонардо с тех самых пор и до кона жизни. Позже он посвятит этому направлению не одну свою работу, создав самый известный рисунок «Витрувианский человек» для иллюстрации книги ученого-энциклопедиста Витрувия. Идеальные пропорции – вот что искал Леонардо, заразившись идеей своего гениального учителя. Его скульптуры и сейчас составляют «золотой фонд» эпохи Возрождения.

В самостоятельную жизнь учеников выпускали через шесть лет. Пока он учился, его отец нашел новую мачеху своему первенцу. Всего у Пьеро было четыре брака и дюжина детей, из которых только его незаконнорожденный сын стал одним из величайших умов. Пьеро умер в возрасте 77 лет, когда его сын уже перешагнул полувековой рубеж, и им уже была создана «Мона Лиза».

О судьбе матери он ничего не знал долгих сорок лет, но многие исследователи жизни Леонардо да Винчи склонны утверждать, что ее образ он пытался воплотить не раз на своих полотнах. То, что она была красавицей, брошенной любимым и отданной замуж за нелюбимого – об этом сведения есть. Есть также данные о том, что она старалась видеться с сыном, приходила и подолгу смотрела, как он гуляет. Леонардо узнал, что Катерина его мать, будучи взрослым.

В возрасте 20 лет он получил квалификацию мастера. К этому времени он успел поработать над «Благовещением» с другими учениками и выполнить поручение учителя написать ангела для масштабного полотна «Крещение Христа», ставшей ступенькой в большое искусство. Такая помощь была обычной практикой. Талантливый ученик выполнил заказ, однако учитель был шокирован до такой степени, что признал превосходство Леонардо и забросил кисть в дальний угол до конца своих дней.

Универсальный человек

Леонардо мог часами писать, не отрываясь на еду, отдых или другие дела. Так вспоминал о мастере его ученик, который будет сопровождать его до конца. Франческо Мельци станет и его наследником. Они познакомятся, когда ему будет 15, а Леонардо 26 лет. В это время он открыл собственную мастерскую и вскоре получил большой заказ от монахов. Картина «Поклонение волхвов» так и осталась не дописанной, но в ней автор, якобы, изобразил сам себя. Справа, в углу, повернув голову, стоит кудрявый юноша. Он смотрит не в центр, где восседает Мария с малышом, и куда обращены взоры всех изображенных людей, словно единственный видит что-то вдалеке. Он начал ее писать в 1481 году, но вскоре отбыл в Милан и уже к ней не возвратился.

В Ватикане еще одна работа этого года - также не оконченная: «Святой Иероним», которую постигла печальная судьба. После смерти живописца, ее разрезали пополам, а нижнюю часть использовали как столешницу. Обнаружил ее в лавке один из кардиналов совершенно случайно через 150 лет, а папа римский ее выкупил за 2,5 млн франков.

Отвлек от этих работ Леонардо еще один заказ: сам Лоренцо Медичи, глава Флорентийской республики, знаток искусства и меценат, попросил его съездить в Милан якобы с миротворческой миссией. В те времена регионы Италии конфликтовали, виной тому была неспокойная Венеция.

Зная любовь герцога Лодовика Моро к музыке, Леонардо сделал ему в качестве подарка лиру, нижнюю деку которой украшал серебряный щит в форме головы лошади. Он и сам исполнил на ней кантату, это был любимый инструмент Леонардо, на котором он виртуозно играл. Художественное дополнение было не только украшением, оно еще усиливало звук. Кантата, исполненная флорентийцем, превозносила герцога и династию Сфорца, а больше всего регента Моро. Кроме того, положила начало дружбы между знатью и Леонардо. Известно, что он написал портреты обеих фавориток герцога: Чечилия изображена на картине «Дама с горностаем» (это животное есть на гербе Сфорца), а Лукреция позировала ему для портрета «Прекрасной Ферроньеры». Кстати, первый портрет хранится в Польше – единственный из четырех женских портретов, написанных да Винчи.

Тогда же начата работа над заказом герцога по созданию памятника Сфорца на коне. Первоначальный глиняный вариант был поврежден, когда французы захватили Милан, и правителям пришлось его покинуть. Так что до бронзового исполнения так дело и дошло.

Миланский период для 30-летнего Леонардо был плодотворным. Он был очень хорош собой, остроумен, интересен, поэтому не удивительно, что историки приписывают ему роман с одной из любовниц герцога. Платонический он был или вполне реальный - это еще одна тайна великого да Винчи, о личной жизни которого практически не сохранилось документальных данных. Некоторые его считали гомосексуалистом, но многие – девственником.

В ту первую поездку в Милан Леонардо привез с собой не только лиру, но и письмо с предложением услуг по военной части. Он пишет, что владеет несколькими уникальными рецептами против врагов. Например, знает, как потопить корабль и построить спингарды - орудия для разрушения стен. Инженерный талант пришелся по вкусу и Моро зачислил его в штат герцогских инженеров. Леонардо рьяно взялся за дело: он принялся укреплять и украшать фасад замка, проектировать ходы и дверь, которая закрывается с помощью противовеса.

Сохранились чертежи, где архитектурная и инженерная мысль Леонарда говорит о прекрасном знании фортификации, его передовых идеях в области оборонного дела.

Помимо этих забот, он был привлечен к строительству Миланского собора, вокруг которого шли противостояния немецких и итальянских мастеров. Наброски того времени показывают, каким упорством работал да Винчи над решением задачи размещения куполов. Он даже успел получить гонорар за проект, но продолжил многовековое строительство готического Дуомо другой флорентийский архитектор.

Тем не менее среди рисунков, оставленных Леонардо, есть несколько, посвященных архитектуре церквей и соборов, эскизы укреплений фундаментов и устойчивости декоративных элементов. А по просьбе герцога он начал писать «Трактат о живописи», чтобы подвести черту под их спором – что важнее из всех искусств.

Но этот труд стал гораздо шире, хотя как другие его проекты. Всего им написано тринадцать произведений об искусстве. К нему он относился с точным научным подходом: те же наблюдения, исследования, опыты. Он многое читал, изучал, чтобы привнести новое в технику живописи.

Он пишет «Мадонну в гроте» и «Портрет музыканта», приступает к работе над фреской «Тайная вечеря». Эта масштабная работа будет с ним почти три года. Он закончит ее к 46-ти годам. Всего при дворе миланского герцога он проведет семнадцать лет, изредка покидая его по делам в другие города.

Параллельно он ведет инженерную деятельность. В его рукописях появляются исследования, рисунки и чертежи, посвященные авиации. Он изобретал механизм, напоминающий вертолет и прообраз будущего современного парашюта.

Во Флоренции он не был долгое время. Он вернулся домой вслед за своей славой. Но здесь все изменилось, ушел Лоренцо Медичи, новые правители были далеки от искусства, больших заказов он не получал.

Единственным значимым предложением от представителей церкви стала картина «Святая Анна с Мадонной и младенцем», над которой он будет трудиться 10 лет. Он также предлагал властям проект канала Флоренция-Пиза, но правители этих городов все время враждовали, и инженерный талант Леонардо оказался не у дел.

Зато в Романье, регионе Италии, где новый правитель – молодой герцог Чезаре Борджиа пытался объединить мелкие феодальные земли в одно государство, его знания наук пригодилось. Он с удовольствием откликнулся на приглашение герцога. Задача соединить городок Чезену каналом с Адриатическим портом. Однако жизнь там была очень беспокойной из-за военных конфликтов и покушений на герцога. Леонардо оставил проект и отбыл в Константинополь строить мост.

Он писал властям Турции, предлагая свои разнообразные услуги, и вот получил приглашение. Турецкая история также оказалась короткой: он оставил свои расчеты и поехал во Флоренцию, где все же решили прокладывать канал. Гидравлическое сооружение от Флоренции до Пизы детально расписан в «Атлантическом кодексе». Он со знанием дела подходит к мелочам, расчетам, изучает строение земли и думает об укреплении.

Но и живопись не бросает. В этот раз ужасы войны он отразил в полотне «Битва при Ангиари». Фреска не сохранилась.

К этому периоду относится создание самой загадочной его работы: портрета Моны Лизы. До сих пор остается неизвестным, кто эта женщина и в чем ее тайна. С этой работой он едет во Флоренцию, и только через некоторое время пишет фон картины. Никогда художник с ней не расставался, и существует множество версий такой заботы, в общем-то не свойственной Леонардо.

Следующие семь лет, с лета 1506 года он проведет в Милане по приглашению французского наместника. Город находится под его управлением, некогда могущественный клан Сфорца был частично уничтожен, кто-то выжил, спасаясь бегством. В этот период умирает его отец, дела призывают отправиться во Флоренцию, где его ждут несколько неприятных месяцев. Похороны омрачены склоками в семье, из-за отсутствия завещания. Раздел имущества произошел негласно между сводными братьями и сестрами, не учитывающими в этом деле Леонардо. Старший сын, да еще и незаконнорожденный не входил в их планы. Вскоре умер и дядя Франческо, оставив и завещание, и долю наследства для племянника. Братья пошли на крайние меры, пытаясь подделать документ. Так что без суда не обошлось. Кстати, процесс он выиграл, и биться было за что: в собственности отца было несколько земельных участков, капитал и недвижимость.

Но на братьев обиду долго не стал таить: перед смертью, он оставил им свои сбережения. Деньги он не считал чем-то ценным, в отличие от картин и рукописей – это безусловное богатство, и оно семье не досталось.

В 1509 году он приступил к строительству шлюза, который бы защитил Милан от паводков. Но его не завершили, сославшись на отсутствие финансирования.

Многие полезные инженерные так и остались лишь на бумаге, впрочем, как и десяток не воплощенных в мрамор и бронзу скульптур. В виде эскизов остался последний крупный проект скульптуры, над которой работал Леонардо в 60-летнем возрасте: статуя маршала Тривульцио на коне. На этот раз помешали обстоятельства: Милан захватили французы, которые удерживали власть в городе больше года. Возвращение Сфорцев не сулило да Винчи ничего хорошего, он попал в опалу, как человек, состоявший у французов на службе. Поэтому он был рад приглашению в Рим, где к власти пришел новый папа из рода Медичей, всегда благоволивших к гению. Но и там ему ставили палки в колеса. Леонардо оставил запись, как ему не давали вести анатомические исследования, которыми он увлечен последние несколько лет. В его адрес потоком шли доносы на то, то он работает с трупами, видели в этом не здоровый интерес. Между тем, он оставил после себя исследования, детально изучив строение всех мышц человеческого тела, что было востребовано не только скульпторами, но и медиками.

В Лувре находится и последняя художественная работа мастера - «Иоанн Креститель», написанная им в Риме. Он наделся получить работу для росписи Сикстинской капеллы, но ее отдали более молодым коллегам. В спину пожилому творцу уже дышали Микеладжело, Рафаэль и многие другие талантливые художники.

Последний приют

Когда король Франции предложил заманчивые условия для деятельности и жизни, то Леонардо сразу же согласился. В 63 года здоровье пошаливало, а на родине никто не ждал. Со своим учеником, с которым он не расставался почти 30 лет, он отправился в свое последнее путешествие.

Приняли его с почестями, дали титул «первого живописца и архитектора» при короле. Предоставили хоромы в замке, доход в размере семисот золотых экю в год. Из окна спальни он видел удивительный замок покровителя и сделал рисунок. Туристы его могут видеть среди некоторых вещей, обстановки, в которой умирал творец.

У него плохо двигалась рука, последний год он практически не вставал с кровати. Он умер на 68-м году жизни в спокойной обстановке, в заботе и внимании учеников.

Его наследник Франческо Мельци всю свою жизнь хранил картины и гору рукописей на самые разные темы, из которых сохранилась только треть.