Цифры в романе достоевского преступление и наказание. Числа в романе преступление и наказание. Тайна Алены Ивановны и процентов

Ф.М. Достоевский - это не просто классик
русской литературы. Это гений, сумевший
понять загадочный русский характер и раскрыть
многие проблемы русского общества, которые
актуальны и в наши дни. Его роман
«Преступление и наказание» открывает череду
эпохальных романов, сделавших писателя
поистине мировым классиком. В нем подробно
исследован человеческий индивидуализм,
граничащий с абсолютным эгоизмом, который
приводит к отрицанию всех ценностей жизни.
Помимо точного психологического анализа
отдельного человека, в произведении дается
подробное описание жизни беднейших слоев
общества, что делает этот роман практически
энциклопедией жизни в Санкт-Петербурге того
времени. Каждый роман Ф.М.Достоевского -
это неповторимый мир, который буквально
захватывает читателя. В этом мире важна
каждая мелочь и каждой детали придается
особое значение. «Преступление и наказание»
не является исключением и содержит множество
символов. Особенное значение в этом романе
писатель отдает числам.

Число три.

Число три.
Издавна числовыми значениями человек
пытался передать различную информацию
и описать отдельные нравственные понятия.
Числа «три» и «тридцать три» особенно
важны для христианской культуры. Символ
Бога - Святая Троица, тридцать три года -
возраст Иисуса Христа, воскресение через
три дня. Поэтому именно с этими числами
Ф.М.Достоевский олицетворяет
божественную сущность. Вот некоторые
примеры, в которых это число встречается в
тексте:
Раскольников совершает преступление на 3ий день повествования в романе;
Раскольников звонит в дверь старухи 3 раза
перед совершением преступления;
Раскольников ударяет старуху 3 раза;
Раскольников признается Соне в
преступлении на 3-ий день знакомства с
ней;
Раскольников встречается со следователем 3
раза до того, как явиться с повинной;
У Катерины Ивановны Мармеладовой есть
трое маленьких детей;
Около трех лет Раскольников не видится со
своей матерью и сестрой до их приезда в
Петербург;
Марфа Петровна Свидригайлова завещает
Дуне 3 тысячи рублей;
Свидригайлов дает Соне 3 тысячи рублей в
виде благотворительности;
Соня зарабатывает тридцать целковых в
первый день своей "непристойной работы«
(целковый - монета достоинством в один
рубль);
В семье Раскольниковых был третий ребенок
(брат Родиона и Дуни), который умер в
младенчестве;
В каморке Раскольникова стоит три стула;
У Сони в комнате три окна;
Колечко, которое закладывает Раскольников у
старухи, украшено «тремя какими-то
красными камушками»;
Кроме того, в романе часто встречается такое
выражение, как "в трех шагах", содержащее в
себе число "три":
"в трех шагах от стола"
"в трех шагах от него"
"в трех шагах и нельзя не убить"
"стоит перед ним в трех шагах"

Мы считаем, что введение в произведение данного числа, также как и
других, было неслучайным и имеет несколько значений: во-первых, это
символ несчастья(3 раза Раскольников ударил старуху по голове;После
убийства Раскольников спустился по 3 лестницам;Предположительно
трех человек убил Раскольников;3 раза Свидригайлов бил жену
кнутом;От смерти Мармеладова до смерти Катерины Ивановны прошло 3
дня;В 3 часа ночи Свидригайлов видит свой третий сон.), во-вторых, это
символ обновления и надежды(3 тысячи Марфа Петровна оставила
Дуне;3 копейки Раскольников дал Настасье за письмо матери;3 тысячи
Свидригайлов перед смертью даёт Соне; Признался в конторе на третьем
этаже в третьей комнате.)1, в-третьих, упоминания в тексте этого числа
связаны с предательством.

Число одиннадцать.

Еще одно евангельское число -
одиннадцать - так же
присутствует в романе
неоднократно. Именно в
одиннадцать часов Раскольников
ушел от умершего Мармеладова.
В это же время он встречается с
Соней и Порфирием Петровичем.
Чтобы понять смысл этого числа в
романе, необходимо обратиться к
евангельской притче. Хозяин
дома вышел нанимать работников
в третьем часу, затем в шестом, в
девятом и в одиннадцатом. В
конце хозяин расплатился со
всеми работниками поровну,
начав с последнего, который
пришел в одиннадцатом часу.
Число
одиннадцать.
В этом высшая божественная
справедливость. Поэтому, писатель
считает, что Раскольникову, как
пришедшему последним в
одиннадцатом часу, еще не поздно
покаяться и стать первым.

Число семь.

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто
повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей
и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов
вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова.
Теологи называют число 7 истинно святым числом, так
как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего
божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 –
числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является
символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая”
Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера,
Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как
тот хочет разорвать этот союз.
Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова
стать человеком, герой должен снова пройти через это
истинно святое число. В эпилоге романа возникает число
7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число.
Раскольников приговорен к девяти годам заключения,
последняя встреча с героями состоится в эпилоге, до конца
каторжной жизни осталось семь лет, но они, пишет автор,
пройдут как семь дней.
Свидригайлов прожил в Марфой Петровной всего 7 лет. В
своём сне Раскольников представлет себя 7летним
мальчиком.
- «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе
раздался чей-то крик:» Семой час давно!» ; старуха берет 7
процентов в месяц; Свидригайлов должен был 70 тысяч
перед женитьбой на Марфе Петровне; 7 детей было у
Капернаумовых; в 7 часов перед покаянием Раскольников
пришел проститься с матерью.

Вывод:

В заключение можно сказать, что все произведения
Ф.М.Достоевского настолько глубоки по смыслу, что
понять все тонкости каждого просто невозможно.
Каждый роман буквально нашпигован глобальными
проблемами, которые актуальны в любое время. И
конечно же, главной темой для писателя всегда
остается личность самого человека, его душа,
которая, по искреннему убеждению классика, всегда
была ближе к Богу, чем казалось на первый взгляд. Я
думаю, что роман «Преступление и наказание» -
гениальный путеводитель, позволяющий нам
приблизиться к загадке человеческой души, понять
самих себя и окружающих людей.

Презентацию подготовили:

Гришина Екатерина;
Аветисян Нелли.
Спасибо за внимание!

достоевский цифровая символика роман

Ничто не нравится, кроме красоты, в красоте - ничто, кроме форм, в формах - ничто, кроме пропорций, в пропорциях - ничто кроме числа.

В. Августин

В толковом словаре С.И Ожегова сказано, что слово символ имеет два значения:

  • - во-первых, это «предмет или действие, служащее условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого».
  • - во-вторых, «краткое изложение основных догматов христианской религии».

Число - это тоже символ, выражающий нечто целое, законченное, символизирующее упорядоченность, целостность и неделимость, как гармония цвета, музыки и слова.

Цифровая символика Достоевского занимает в его творчестве особое место. Раскрывая значение и магию числа, я попыталась раскрыть магию слова, которое сама по себе, есть тайна.

Фёдор Михайлович Достоевский серьёзно занимался математикой в Петербургском военно-инженерном училище, которое он закончил в 1843 году. Несмотря на то, что он не был профессионалом и смотрел на происходящее в математике (с математикой) со стороны, он представлял себе её язык и метод и мог почувствовать те парадоксы, которые уже вторглись в науку и на которые многие профессиональные математики ещё не обращали должного внимания.

«Мне лично,- заявил Эйнштейн,- ощущение высшего счастья дают произведения искусства, в них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области….

Но если Вы спросите, кто вызывает сейчас во мне наибольший интерес, то я отвечу: Достоевский!»

Эти слова Эйнштейна, сказанные им в беседе с немецким публицистом начала XX века А. Мошковским, вот уже более полувека будоражат умы и учёных и художников.

Сотни статей комментируют слова великого физика, выдвигаются различные гипотезы и толкования, проводятся параллели между мечтой Ф.М. Достоевского о социальной и моральной гармонии и поисками универсальной гармонии мироздания, которой Эйнштейн посвятил свою жизнь.

Мировая гармония, красота - подобна гармонии чисел. Достоевский говорил, что именно доброта и красота спасут мир. Познание прекрасного идет через подъём по воображаемой лестнице вверх или вниз. Количество ступеней может быть разным, в зависимости от тяжести подъёма.

Причём, по лестнице можно не только подниматься, но и спускаться.

Исследователи обратили внимание, что в области словесной символики у Достоевского в романе «Преступление и наказание» одно слово-образ занимает особое место. Это, именно, слово лестница. В повествовании, исключая заключительную часть. Раскольников взбирается и спускается по лестнице, по крайней мере, 48 раз.

Он должен подниматься и спускаться из своей чердачной комнаты на улицу. Он взбирается по лестнице, чтобы попасть в комнату Мармеладова; он должен подняться на несколько этажей до квартиры старой процентщицы; и до полицейской конторы; и до комнаты Сони. Важным фактором является, однако, то, что моменты напряжений или колебаний характерным образом происходят на лестницах.

Отправляясь, для осуществления задуманного плана, ему приходится «сходить вниз свои тринадцать ступеней, осторожно, неслышно, «как кошка».

13 - традиционно несчастливое число. Это число, превышающее на единицу полный комплект, дюжину, чревато взрывом, неведомым переходом к новому качеству и поэтому опасно. Усугубляется это нисхождение вниз ещё сравнением, как кошка.

На пороге, в проходной комнате, выходящей прямо на лестницу, живёт и семья Мармеладова (здесь, на пороге, когда Раскольников привёл пьяного Мармеладова, он впервые встречается с членами этой семьи).

У порога убитой им старухи он переживает страшные минуты, когда по другую сторону двери, на площадке лестницы стоят Кох и Пестряков. Сюда он опять приходит и сам звонит в звонок, чтобы снова пережить эти мгновения.

На пороге, в коридоре, у фонаря, происходит сцена полупризнания Разумихину, без слов, одними взглядами. На пороге, у дверей в соседнюю комнату, происходят его беседы с Соней (а по другую сторону дверей их подслушивает Свидригайлов).

Порог, прихожая, коридор, площадка, лестница, ступени её, открытые на лестницу двери, ворота, дворы, а вне этого - город: площади, улицы, фасады, кабаки, мосты, канавки. Вот пространство этого романа. И среди всего этого - адреса и числа, числа…

Видя в числах сущность явлений, начало начал, пифагорейцы считали, что реальные тела состоят из «единиц бытия» - «математических атомов», различные комбинации которых и представляют конкретные объекты.

Даже вселенная мыслилась ими как совокупность чисел. Сами же числа пифагорейцы представляли наглядно и материально: единица трактовалась как абсолютная и неделимая единичность, т.е. точка, «геометрический атом» или первооснова всех чисел; два - как уход в неопределённую даль, т.е. прямая линия, простирающаяся в одном измерении; три - треугольник, образующий плоскость двух измерений, и возврат к определённости; четыре - пирамида, дающая представление о пространстве трёх измерений.

Вообще, числа 1, 2, 3, 4 играли у пифагорейцев особую роль и образовывали тетрактис, или четвёрку. По преданию, клятва пифагорейцев гласила: «Клянусь именем Тетрактис, ниспосланной нашим душам. В ней источник и корни вечно цветущей природы». Особая роль тетрактиса, видимо, была навеяна законами музыкальных созвучий, после чего все объекты природы виделись пифагорейцам, состоящим из четвёрок: четвёрка геометрических элементов - точка, линия, поверхность, тело; четвёрка физических элементов - земля, вода, огонь, воздух. Сумма же чисел, образующих тетрактис, равная десяти (10 = 1+2+3+4), считалась священным числом, и олицетворяло всю вселенную.

Так родился знаменитый пифагорейский тезис: « Все вещи суть числа». Интерес к числу часто носил у пифагорейцев религиозно-мистический характер. Некоторые отголоски пифагорейской числовой мистики мы встречаем и в наши дни: например, обычай дарить нечётное число цветов (чётное число считалось несчастливым).

Л. Даунер обратил внимание на часто повторяющееся в романе число «четыре». Лестница ведёт к буквально повторяющемуся уровню высоты - к четвёртому этажу.

Квартира жертвы находится на четвёртом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строится четырёхэтажный дом; убогая комната Мармеладова находится на четвёртом этаже; полицейская контора находится на четвёртом этаже и Раскольников направляется к четвёртой комнате. После преступления Раскольников четыре дня находится в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону, Лазарь был мёртв четыре дня. История эта помещена в 4-м Евангелии (Евангелие от Иоанна). Раскольников переживает четыре основных бреда. Таким образом, мы имеем восемь (дважды четыре) появлений числа «четыре», все связанные с преступлением Раскольникова, его виной и признанием.

8 - двойная четвёрка. Единство сил и средств; число друидизма, смягчающее через единство противоположных качеств дурное влияние четвёрки на судьбу человека.

Число четыре имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года. Четыре направления, четыре стадии в эмбрионом развитии, четыре элемента.

К этому надо добавить, что символика чисел в произведениях Достоевского, в частности в «Преступлении и наказании», восходит к фольклорной и библейской символике: четыре стороны света - слова Сони: «стань на перекрёсток. Поклонись, поцелуй сначала землю … поклонись всему свету на все четыре стороны»; четыре Евангелия. В Откровении Иоанна Богослова - четыре животных (гл. 4); 4 ангела, 4 угла, 4 ветра (гл. 7); 4 имени сатаны (гл. 12)

Приведя многочисленные примеры «поразительно устойчивого образа» четырёхэтажных домов и четвёртого этажа в «Преступлении и наказании», В.Н. Топоров делает вывод: «Эта четырёхчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырёхчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны), связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. У Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую суть его.

Фольклорно-евангельское число «три» (в фольклоре - три дороги, на картине Верещагина «Витязь на распутье» богатырь изображен около камня, выбирая себе путь, он думает по какой дороге отправится, три встречи, три сына, три препятствия, в Евангелии - три отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом три раза. Три года искал плодов на смоковнице хозяин) играет значительную роль в романе «Преступление и наказание».

Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию, Соня вынесла Мармеладову на похмелье последние тридцать копеек. И он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч Серебреников, как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за тридцать Серебреников. Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, три раза ударил её топором. Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем обобщают философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт», в трёх шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснётся; «три раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову; у Сони три дороги; у Сони «большая комната с тремя окнами» и т.д.

В Евангелии, подаренном Достоевскому в Тобольске жёнами декабристов перед отправкой петрашевцев на каторгу, отдельные пометки свидетельствуют о том, что писатель выделял и евангельские числа.

Число 7 является наиболее устойчивым и, видимо, символическим числом в «Преступлении и наказании». Сам роман состоит из семи частей - 6 частей и эпилог - первые две части состоят из семи глав каждая. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Он узнает, что именно в 7 часов старуха останется дома одна. «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: - Семой час давно!»

И цифра 7 здесь, конечно, не случайна. Согласно учению пифагорейцев число 7 является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 «истинно святым числом, так как число 7 - это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа мирового порядка; следовательно, само число 7 является символом «союза» Бога с Человеком, символом общения между Богом и его творением. В Библии говорится о том, что в седьмой день Бог почил. « И совершил Бог к седьмому дню дела свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

«И всякого скота чистого … по семи мужского пола и женского» должен взять Ной в ковчег (Первая книга Моисеева. Бытие, гл. 7). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7 (Бытие. Гл.41). Каждый 7-й день и каждый 7-ой год святы.

Можно предположить, что «посылая» своего героя на убийство именно в 7часов, Достоевский тем самым заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз», Бога с Человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать Человеком, Раскольников должен пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось ещё семь лет; а до тех пор, сколько нестерпимой муки и сколько бесконечного счастья!...

Вспомним мифологию: семь и русский фольклор: семь дней недели, семь основных цветов, семь тонов музыкальной шкалы, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр. Необходимо вспомнить основательный совет в народной мудрости - семь раз проверять перед тем, как хочешь сделать что-то важное.

Неоднократное указание в романе на одиннадцать часов связано непосредственно тоже с евангельским текстом. « Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу»,- отмечает Достоевский время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова. А вот время прихода к Соне:

« Я поздно… Одиннадцать часов есть? - спросил он, всё ещё не подымая на неё глаз. - Есть, - пробормотала Соня. - Ах да, есть! - заторопилась она вдруг, как будто в этом был для неё исход, - сейчас у хозяев пробил, … и я сама слышала. Есть».

После посещения Сони, «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в отделение пристава следственных дел и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу».

Число 11 здесь неслучайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу.

И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым.

Анализируя творчество Достоевского, Карен Степанян писал: «На самом деле Достоевский очень оптимистический и внушающий бодрость духа писатель, ибо в его произведениях всегда виден свет и пути выхода из самых сложных ситуаций». И я с этим полностью согласна.

«Преступление и наказание» - роман о человеческой душе, умеющей любить и ненавидеть, отличающей правду света от искушений ада или не имеющей подобного «таланта», а значит, «должной умереть», уничтоженной своими же страстями, а не адскими «играми» дьявола. Умение выйти из этой битвы победителем, быть свергнутым и суметь вознестись на пьедестал и представил Ф. М. Достоевский в романе с помощью магии чисел.

Список используемой литературы:

  • 1. Ю. А. Селезнёв « В мире Достоевского».
  • 2. С. В. Белов « Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»».
  • 3. А. В. Волошин «Математика и искусство».
  • 4. Е. И. Парнов «Трон Люцифера»
  • 5. В. А. Котельников «Цель и надежда: пророческое искусство Достоевского».
  • 6. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

Числовая символика «Преступления и наказания» как ключ к пониманию идейной проблематики романа Ф.М. Достоевского.

К роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Достоевского можно по праву назвать психологом души . Л.Н.Толстой отмечал,что гениальность Достоевского неоспорима, он чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Писателя не поняли при жизни, мучившие его проблемы оказались недоступными для понимания современниками, а его пророчества казались плодом воображения. Достоевский «ведет» нас к познанию жизни особым, выстраданным путем и учит нас, читателей, искать искру добра в каждом человеке . Вопросы, которые волновали писателя вековечные, старые, как мир, и новые, как завтрашний день. В произведении автор пытался решить такие сложные нравственные проблемы:защиты обездоленных, проявления милосердия и гуманизма, любви к людям,веры и безверия, нравственного выбора и самосовершенствования. Все эти вопросы не могут оставить нас равнодушными.

Достоевского принято считать писателем - гуманистом. . В центре романа стоит необыкновенная, загадочная личность- Родион Романович Раскольников. Он чем-то похож на Е. Базарова-студент, мечтающий об образовании, определенном деле, полезности обществу. Раскольников умеет чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое. . Писателя интересовало, как такой гуманный, сострадающий человек решается на убийство,почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь, откуда берется воля, как работает их мозг, сердце, совершая преступление. Кто эти люди, берущие на себя так много жизнь человека, во имя чего совершаются такие злодеяния? Достоевский проникает в душу преступника и за идеей заблуждения доброго сердца, убийства ради любви к людям, открывает самую страшную и чудовищную идею - "идею Наполеона", разделяющую человечество на две неравные части: большинство - "тварь дрожащая" и меньшинство - "властелины", призванные от рождения управлять большинством, стоящие вне закона и имеющие право .

Композиция романа построена на развенчании этой идеи. Достоевский рассказывает нам, читателям, в чем же ошибочность теории Раскольникова. В романе Раскольников искал логическим путем доказательств нравственного закона и не понимал, что нравственный закон не требует доказательств, не должен, не может быть доказан, ибо он получает свою верховную санкцию не извне, а из самого себя. Почему личность всякого человека представляет собой святыню? Никакого логического основания для этого привести нельзя - таков закон человеческой совести, нравственный закон. Писатель подводит нас к мысли, что совесть, натура оказались сильнее теории, несмотря на ее логическую неуязвимость. Для того,чтобы показать всю чудовищность этой теории писатель создал новую геометрию искусства, дополнив эвклидовский трехмерный мир "четвертым измерением" - духовностью. Здесь все в стиле Достоевского: и портрет, и пейзаж, место и время действия - подчиняется законам "четвертого измерения" .

В.Белов в комментариях к роману отмечал: « У каждого героя "Преступления и наказания" свой сугубо индивидуальный язык, но все они говорят на "одном" языке - на языке "четвертого измерения" писателя. В мире Достоевского время, как и пространство, является функцией человеческого сознания, оно одухотворено и может, в зависимости от духовного состояния героев, то бесконечно растягиваться, то сжиматься, то почти исчезать.» . Недаром в одной из черновых тетрадей к "Преступлению и наказанию" Достоевский записывает: «Что такое время? Время не существует; время есть цифры, время есть отношение бытия к небытию.»Поэтому очень важна даже такая, на первый взгляд, незначительная деталь, как повторяющиеся в "Преступлении и наказании" числа, которые имеют важное значение для раскрытия идейной проблематики романа .

В основу нашей исследовательской работы вошло, прежде всего, внимательное прочтение литературного произведения и текста Евангелие, к которому неоднократно обращается Ф.М.Достоевский в своем произведении. И, конечно же, мы в своей работе обращалась и к критической литературе, что помогло нам сделать важнейшие выводы по заявленной теме.

Символика – важное средство для раскрытия позиции автора. Использование символики чисел является одним из самых сложных и одновременно одним из самых изысканных, неординарных художественных приемов. Порой то, что напрямую не говорит Достоевский, дополняют числа, раскрывающие характеристику того или иного героя. . Именно они зачастую позволяют читателю погрузиться в атмосферу, царящую в произведении, приблизиться к пониманию авторского замысла. .

Целью работы является: рассмотреть числовую символика «Преступление и наказание» как ключ к пониманию идейной проблематики романа Федора Михайловича Достоевского.

Для реализации данной цели мы поставили следующие задачи:

1.Исследовать и выявить значение чисел « 3;4;7;11;30» в раскрытии идейной проблематики романа.

2. Классифицировать цифровые символы на основе анализа текста романа.

3.Сопоставить персонажи и события романа «Преступление и наказание» с текстом Евангелие.

4.Через символику цифр показать всю сложность и глубину романа.

В Романе число-символ - главный шифр романа. Известно, что христианские мотивы для творчества Достоевского являются традиционными, поэтому можно проследить связь чисел «4, 3, 7, 11, 30» с евангельскими текстами и соотнести их с текстом романа . Прокомментируем их. Наиболее часто в «Преступлении и наказании» повторяется число «7».Попытаемся разобраться, какие события делают его особенно значимым и символичным? Нам известно, что цифра «7» часто встречается и в быту,и в природе,и мифологии: есть семь дней недели, семь основных цветов, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр.

Обратим внимание, что роман состоит из 6 глав и эпилога: в первой и во второй частях -по 7 глав. «Двойник Раскольникова», Свидригайлов, тоже прожил с Марфой Петровной семь лет, но для него они были не как семь дней счастья, а как семь лет каторги. Любопытно, что об этих семи годах Свидригайлов настойчиво упоминает в романе: "...во все наши семь лет...", "Семь лет из деревни не выезжал".

Все роковые события в жизни Р происходят в семь часов:Он узнал вдруг, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной её сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь вечера, останется дома одна.».«Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: -Седьмой час давно.» “Посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, потому что это совершается против Бога. Для главного героя - это «роковое число.» “В эпилоге вновь появляется число «7» для того, чтобы на каторге Родиону раскаяться, изжить в себе прежнего преступника и снова стать человеком Раскольников читает Евангелие, и Достоевский при этом напоминает: "Эта книга... была та самая, из которой она <Соня> читала ему о воскресении Лазаря" и в конце романа число «7» уже не как символ гибели, а спасительное число. Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья! <...> Семь лет, только семь лет! В начале своего счастья, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней".

Анализируя «Преступление и наказание»,мы обратили внимание на то, как число «4» помогает раскрыть внутренний мир героев, их отношение к окружающей действительности. У Раскольникова есть четыре основных сна и после преступления Раскольников четыре дня находится в бредовом состоянии. Также лестница и число «4» между собой связаны, так как лестница ведёт к определённому повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому. Квартира жертвы находится на четвертом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строится четырехэтажный дом; убогая комната Мармеладова находится на 4-м этаже; полицейская контора находится на 4-м этаже этого здания.

В.Н.Топоров делает вывод: "Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырехчленной горизонтальной структуре, связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. И у Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую суть его.

Обратим внимание на то, что чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, то есть через четыре дня после его нравственной смерти. Ю. И. Селезнев отмечает: "Многозначительна и такая деталь: Соня ведь еще не знает, что Раскольников - убийца, она только чувствует, что он "вне жизни". Читая ему о воскрешении Лазаря: "Сестра умершего Марфа говорит ему: "Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе". Она энергично ударила на слово «четыре» .Если мы вспомним, что между каморкой-гробом Раскольникова и его "гробовой" идеей прямая связь, если к тому же припомнить, что и сам Раскольников "смердит четыре дня" - со дня преступления, то существование слова и создаваемого им образа одновременно в двух стилевых планах -текущего и вечного - становится явным"

Таким образом, число "4" связано с преступлением Раскольникова, его виной и признанием.

Также мы выявили круг ассоциаций, связанных с числом «3».Это число можно считать и фольклорным, и евангельским одновременно. С ним связаны многие важные события: в 30-летнем возрасте Иисус начал свое служение на земле; согласно Евангелию, плата, за которую Иуда Искариот предал своего учителя Иисуса Христа–тридцать сребренников. « Тридцать сребренников» означает плату за предательство.

Числа «3,30» играют значительную роль в романе «Преступление и наказание»:Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за 30 тысяч, а он предал ее; она оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию; в девять часов вечера выложила Соня 30 целковых перед Катериной Ивановной; вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой. Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, три раза ударил её топором и.т.д. .

Мы считаем, что введение в произведение данного числа, также как и других, было неслучайным и имеет несколько значений: во-первых, это символ несчастья, во-вторых, это символ обновления и надежды, в-третьих, упоминания в тексте этого числа связаны с предательством.

Символическую значимость в произведении имеет число «11», и оно непосредственно связано с евангельским текстом-притчей о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.» Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней, Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, и стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым .

Таким образом, число же «11» – это число высшей справедливости, с которым связаны все благородные поступки и раскаяния.

Подводя итог своей работы, хочется сказать, что значительное место в художественном мире Достоевского занимают символические образы. Можно отметить, что Достоевский Ф.М., обращаясь к символике чисел, воздействует на сознательный и подсознательный уровень восприятия текста. Анализируя произведение, можно убедиться, что числа несут в себе огромную символическую нагрузку. Поэтому мы проследили наполняемость чисел, установили связь чисел с проблематикой, героями произведения., определили символику и функции чисел в романе. Убедились, что Достоевский, действительно, является величайшим знатоком человеческой души, изображает героев в их сложном духовном развитии. Основная идея романа Достоевского -это протест против всякого рода античеловеческих теорий. Писатель заставляет задуматься нас.читателей, о том, какие страшные последствия может иметь « идея вседозволенности»,когда ради великой цели можно преступить нравственные законы, и учит « осторожному обращению»с общественными теориями,которые способны воспламеняться в душах людей, порабощая их сознание и волю. превращая их в бездушных исполнителей.

Основополагающей в «Преступлении и наказании» является мысль о трагических последствиях нарушения нравственного закона как для отдельной личности, так и для всего человечества в целом. Символика распределена между двумя полюсами смысловой оппозиции: идеи нравственного нигилизма и идеи морального обновления людей. В образе Раскольникова Достоевский казнит отрицание святости человеческой личности и всем содержанием романа показывает, что любая человеческая личность священна и неприкосновенна и что в этом отношении все люди равны. Поэтому поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории и приобщению его к миру людей. Чингиз Айтматов писал: «И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами...раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия,тревожный набат Достоевского гудит неумолчно,взывая к человечности,гуманизму.»

Список литературы.

1.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.-4-е изд.-М.:Сов.Россия,1979.-4-5 с.

2.Белов С. В. Не убий. //Байкал.- 1981.- № 1.- 127 - 130с.

3.Белов.С.В.РоманДостоевского«Преступлениеинаказание».Комментарий:кн.дляучителя.М.:Просвещение,1985.-238с. 4.Белов С.В. Неслучайные слова и детали в «Преступлении и наказании»// Русская речь.- 1975.-№1.-40с.

5.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. -Свердловск,1972.-424с.

6. Карасёв Л.В. О символах Достоевского. // Вопросы философии.- 1994.- №10.- 90-111с.

7.Карякин.Ю.Н. Сомообман Раскольникова. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».-М.:Худ.лит.,1976.-158с.

8..Селезнев Ю. И. В мире Достоевского. -М.:Просвещение, 1980.-376 с.

9.Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику.-В кн.:Архаический ритуал в фольклорных и литературных памятниках. -М.,1988.-54с.

10.Топоров В. Н. Поэтика Достоевского и архаичные схемы мифологического

мышления ("Преступление и наказание"). - В кн.: Проблемы поэтики и истории литературы. -Саранск, 1973.-91 с.

11.Чичерин А. В. Преступление и наказание // Рус. яз. в сов. ш коле.- 1929.-№ 6 .- 72 -87с.

«Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» - первый в ряду пяти крупных романов Ф. М. Достоевского. Писателю с необычайной художественной силой удалось обнажить в данном произведении опасность для человечества индивидуалистического сознания, стремящегося самоутвердиться слишком дорогой ценой-за счет жизни других людей. Огромная трагическая мощь романа, глубина психологического анализа, точное воспроизведение социальных условий жизни столичной бедноты, его сочувствие «униженным и оскорбленным» сделали «Преступление и наказание» одной из вершин реалистического романа XIX века.

и вдумчивому читателю и поэтому многого не договаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру. Роман «Преступление и наказание» пронизан символами от заглавия до эпилога. «... Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине», - говорил Д. Мережковский.

«три» и «тридцать три» несут особую смысловую нагрузку в произведении. Еще во времена античной мифологии числа рассматривались как специальная кодовая система, служившая для передачи нравственных понятий. Именно ими символически представлена транскрипция мудрости и истины. Является несомненным тот факт, признанный всеми религиями мира, что, например, треугольник представляет собой не что иное, как взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

Христианские знаки - символы трехзначия - Святая Троица, воскрешение Христа через три дня после смерти, сдвоенная цифра три, определяющая возраст Иисуса Христа. Как мы видим, с этим числом писатель связывает божественное, идеальное начало сущности мироздания. Раскольников до убийства провел три ужасных дня, трижды посетил старуху-процентщицу, на шее у нее были медный образок и два православных крестика..

Марфа Петровна оставила Лупе три тысячи рублей, Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой.

экземпляр Евангелия. Это Евангелие Достоевский хранил до конца своей жизни. Отдельные пометки в нем свидетельствуют о том, что он особо выделял евангельские числа.

Число три в христианской религии трактовалось по-разному. Мы уже говорили о его божественной. сути. Близко соотносится с этим основным значением и другая его семантика. В частности, употребление этого числа для обозначения грядущей беды, своеобразного предупреждения (три раза оставлял заклад Раскольников у старухи), проекция образа Троицы как символа надежды и, наконец, значение неотвратимою наказания, искупления вины (тридцать серебренников).

Также непосредственно с евангельским текстом связано неоднократное указание в романе на число одиннадцать. «Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу», - отмечает Достоевский время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова. Писатель хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Притча гласит о том, что выходит он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым.

«семь» является наиболее устойчивым, часто повторяющимся и, видимо, особо символическим числом в «Преступлении и наказании». Сам роман представляет собой 7 частей (6 частей и эпилог), первые две части состоят из 7 глав каждая, роковое для Раскольникова время - семь часов вечера. «... Он вдруг внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера...»; «Только он достал свой заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: «Седьмой час давно!» Согласно учению пифагорейцев, число «семь» является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют эту цифру «истинно святым числом», так как оно представляет собой соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа «четыре», числа мирового порядка. Так, число 7 является символом «союза» Бога с человеком, общения между Творцом и его творением.

Приведя многочисленные примеры «поразительно устойчивого образа» четырехэтажных домов и четвертого этажа в «Преступлении и наказании», В. Н. Топоров делает вывод: «Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам грусти, ужаса, насилия, нищеты и, тем самым, противопоставлена четырехчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны), связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. И у Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую его суть. Для приближения к ней, проникновения в нее необходима полнота жизни».

Думаю, сложно не согласиться с тем, что творческий дар Достоевского настолько велик и своеобразен, что полностью охватить все нюансы и подробности его произведений просто невозможно. Его произведения насыщены глубинными проблемами, стоящими перед человечеством не первое столетие. Но для Достоевского всегда на первом месте стоял вопрос познания великой тайны - тайны души человека. Я считаю, что «Преступление и наказание» - это очередная попытка писателя приоткрыть завесу, закрывающую от нас эту тайну.

Раскольников на Сенной площади. Иллюстрация Дементия Шмаринова. Из фондов Музея-квартиры Ф. М. Достоевского Фотохроника ТАСС

Роман начинается следующей фразой:

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…»

Достоевский начал работу над романом в 1865 году. В сентябре он сообщил подробности замысла Михаилу Каткову, редактору «Русского вестника», где планировалось опубликовать текст. Среди прочего он упомянул, что в романе «действие современное, в нынешнем году». 1865-й запомнился жителям Пе-тербурга аномальной жарой. По данным городских измерительных станций, 9 июля температура достигла максимума — 24,8 градуса по шкале Реомюра (31 градус по Цельсию); уже больше недели в городе не было дождя.

В первой части романа, рассказывая о своей жизни Раскольникову, Мармеладов сообщает, что принес домой жалованье шесть дней назад. Чиновники получали плату традиционно первого числа каждого месяца. Следовательно, разговор героев приходится на 7 июля. Убийство происходит через день после этого — 9 июля, то есть в самый жаркий день того лета. Соотнести дальнейшие собы-тия романа и реальную хронологию не составляет труда:

— 10 июля Раскольников приходит по вызову в полицейскую контору. Вечером у него начинается бред, в котором герой проводит четыре дня, о чем по про-буждении ему сообщают собравшиеся в квартире друзья и родственники, то есть с 11 по 14 июля.

— 15 июля Раскольников приходит к Соне и просит почитать ему Евангелие, про воскрешение Лазаря.

— 16 июля умирает Катерина Ивановна, после чего Раскольников теряет счет времени на два-три дня: «…точно туман упал вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжелое уединение».

— 19 июля герой выходит из этого состояния: в этот день проходят похороны Катерины Ивановны (согласно действовавшим тогда законам хоронить усопшего можно было только спустя трое суток после смерти). Тогда же происходит последний разговор героя с Порфирием Петровичем.

— В ночь на 20 июля стреляется Свидригайлов, а вечером того же дня Рас-кольников приходит на Сенную площадь, где целует землю, а потом отправ-ляется в полицейскую контору и сознается в убийстве.

В первый раз 20 июля мы видим Раскольникова у дома, где остановились его мать и сестра. Герой пришел прощаться:

«Костюм его был ужасен: всё грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от устало-сти, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою».

Судя по всему, Раскольников попал под дождь, и неспроста: 20 июля по ста-рому стилю — Ильин день. Считается, что в этот день Илья-пророк проезжает по небу на колеснице, грохочет гром, сверкают молнии: так святой поражает бесов и преступивших закон Божий людей. Дождь в этот день очищает от зла.

Получается, что точная датировка событий «Преступления и наказания» помогает раскрыть глубинный смысл как минимум одной детали — дождя в день, когда Раскольников сдался полиции.

2. Тайна «первого раза» Сони Мармеладовой

Соня Мармеладова. Иллюстрация Дементия Шмаринова.
1935-1936 годы
De Agostini Picture Library / Getty Images

Рассказывая о жизни своего семейства, Мармеладов особенное внимание уделяет тому вечеру, когда Соня впервые выходит на панель:

«…Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила».

Целковый — это один серебряный рубль, а 30 рублей по меркам 1865 года — сумма колоссальная. Мать Раскольникова получала пенсию по смерти мужа 120 рублей в год. На 9 рублей 50 копеек Разумихин купил поношенной одежды: фуражку, брюки, сапоги, рубашки и белье. А сотрудницы «Малин-ника», самого известного публичного дома в Петербурге того времени, полу-чали по 30-50 копеек за ночь. Могли ли молодой девушке в первый раз столько заплатить?

Скорее всего, нет. Скорее всего, дело в том, что Достоевскому была важна тут библейская символика: 30 серебряных рублей — это 30 сребреников, за кото-рые Соня продает и предает саму себя. Число 30 еще несколько раз встречается в романе в «предательских» контекстах. Последние 30 копеек забирает у Со-не-чки «на похмелье» Мармеладов. За «30 тысяч сребреников» выкупила Свидри-гайлова из долговой тюрьмы его будущая жена Марфа Петровна, а потом не раз попрекала его этой суммой. Такую же сумму Свидригайлов предлагает Дуне Раскольниковой, чтобы она бежала с ним.

3. Тайна франта с папиросой

В блужданиях по Петербургу накануне убийства Раскольников замечает на бульваре пьяную девушку и мужчину средних лет, который ее преследует. Раскольников считает, что «франт» хочет ею воспользоваться, подбегает к городовому и призывает его как-то вмешаться в ситуацию:

«Вон он теперь отошел маленько, стоит, будто папироску сверты-вает… Как бы нам ему не дать? Как бы нам ее домой отправить, — подумайте-ка!»

Городовой отреагировал на уговор Раскольникова. Почему? Он проникся сочув-ствием к девушке, или его смутило что-то в поведении франта? Вспомним, что происходило в Петербурге в описываемое время. Из-за аномальной жары и участившихся пожаров Сенат выпустил постановление, запрещающее курить на улицах города. 3 июля был опубликован документ, в котором, впрочем, содержались достаточно общие фразы. Но полицейские стали присматриваться к каждому курильщику, а жители города не рисковали закуривать в обществен-ных местах.

Чтобы решение Сената вступило в реальную силу и были утверждены штраф-ные меры, соответствующее распоряжение должен был выпустить глава сто-личной полиции — обер-полицмейстер. Это произошло 30 июля. В новом доку-менте присутствовали уточнения, что курить нельзя возле складов с легко-воспламеняющимися веществами, около Зимнего дворца и близ всех городских церквей, а в остальных местах — можно. В описываемые дни (7-20 июля 1865 года) герои об этих послаблениях еще не знают, но к потенци-альным нарушителям уже присматриваются.

4. Тайна канавы

Канал Грибоедова. 1969 год РИА «Новости»

После убийства старухи-процентщицы Раскольников размышляет, как изба-виться от украденных вещей:

«Куда же идти? Это было уже давно решено: „Бросить всё в канаву, и концы в воду, и дело с концом“».

Всё та же канава встречается Раскольникову по дороге к дому Алены Ивановны, а потом на пути в полицейскую часть, куда он идет сознаваться в преступ-ле-нии. Получается, канава — одна из главных локаций романа наряду с ули-цами и площадями. Это слово упоминается в романе более 20 раз — и всегда в важ-ном контексте. На канаву выходит дом процентщицы, она же видна из дома Сони Мармеладовой. По набережной канавы бежит сумас-шедшая Катерина Ивановна, в ней на глазах у Раскольникова топится мещанка Афросиньюшка.

Что же это за канава? Все, кто хоть раз бывал на обзорной экскурсии по Петер-бургу, знают, что в городе есть несколько небольших каналов, которые назы-ваются канавками, но вот именно канава в городе была одна. Так петер-буржцы называли Екатерининский канал (сейчас канал Грибоедова). В первые деся-тилетия XVIII века на его месте текла маловодная речка Кривуша, или Глухая речка. Ее решили облагородить и включить в систему городских каналов — начались работы по расширению и углублению. Но даже после облагора-жи-вающих процедур канал какое-то время продолжал использоваться для слива сточных вод, фактически выполняя функцию канавы. С одной стороны, ис-пользуя в большинстве случаев именно это название Екатери-нинского канала, Достоевский передает отношение к нему местных жителей. С другой — слово «канава» как нельзя лучше подходит для описания особой атмосферы петер-бургских трущоб.

5. Тайна географии Петербурга


«План столичного города С. Петербурга, вновь снятый в 1858 году и гравированный при Военно-топографическом депо в 1860 году. Исправлен по 1865 год» (фрагмент). 1865 год На плане указаны границы полицейских частей, участков и околотков. etomesto.ru

На следующий день после убийства старухи-процентщицы Раскольников идет в полицейскую контору, куда его вызвали после жалобы хозяйки, которой он должен за квартиру. Там он встречает поручика Илью Петровича Пороха и письмоводителя Заметова. Эти сотрудники полицейского участка еще появятся на страницах романа. Заметова Раскольников увидит в трактире: письмоводитель еще скажет «в нашей-то части старуху-то убили». Пороха в конце романа герой снова встретит в полицейской конторе, когда придет с повинной:

«Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил: „Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил“. Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбе-жались. Раскольников повторил свое показание».

Кажется, что во встречах Раскольникова со служителями закона нет ничего странного. Однако в реальной жизни они не могли произойти, и вот почему. Как мы помним, Раскольников живет и не платит за квартиру в Казанской полицейской части, а убивает Алену Ивановну — в Спасской. Значит, он дол-жен был оказаться в разных конторах и общаться с разными полицейскими Всего в Петербурге было 12 полицейских частей, каждая из них делилась на несколько районов со своими полицейскими конторами. Они занимались расследованием разного рода нарушений и преступлений на подве-домственной им территории. .

Откуда мы об этом знаем? В начале романа Раскольников дважды проходит по маршруту от своего дома к месту, где живет старуха-процентщица. Достоев-ский в деталях описывает его маршрут, упоминая, что герой переходит канаву (как мы выяснили выше, Екатерининский канал), которая разделяла две поли-цейские части.

Почему Достоевский проигнорировал административное деление города? С одной стороны, ради художественных целей: для концентрации напряжения ему нужно было сократить количество действующих лиц. Раскольников дол-жен был чувствовать себя загнанным в угол: испугаться вызова в поли-цейскую контору сразу после преступления, а потом еще и отбиваться от подозрений Заметова. С другой стороны, Достоевскому было важно поселить своих героев по разные стороны канавы и создать маршрут, по которому Раскольников пере-ходил символическую водную границу.

Помимо этого, у такого распоряжения географией романа есть и другой смысл. В середине 1860-х Достоевский сам жил недалеко от предполагаемого дома Раскольникова в Столярном переулке в Казанской части. В начале 1865 года он познакомился с издателем Федором Стелловским, с которым позже заключил кабальный для себя контракт на издание собрания сочинений Писатель должен был предоставить ему но-вый, ранее нигде не публиковавшийся роман. Это произведение должно было стать визит-ной карточкой нового собрания сочинений и привлечь покупателей. Без нового романа контракт не считался бы выполненным, и До-стоевский на девять лет потерял бы право печатать свои произведения. Эта возмож-ность всецело перешла бы к Стелловскому. . Жил издатель напротив Юсуповского сада — недалеко от предполагаемого дома старухи-процентщицы на Средней Подьяческой улице. Через эти места Раскольников возвращается к себе после убийства. Этим же путем летом 1865 года писатель ходил от издателя и мог осознанно вписать его в роман под влиянием собственного отрицательного опыта.

6. Тайна Алены Ивановны и процентов

Раскольников и Алена Ивановна. Иллюстрация к роману РИА «Новости»

Процентщица Алена Ивановна объясняет Раскольникову свою финансовую политику:

«Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с».

Много это или мало? Гривной, или гривенником, называли 10 копеек. То есть навар старухи с каждой выплаты составляет 10 %. Если бы Достоевский описы-вал не лето 1865 года, а чуть более раннее время, то герой мог бы пожаловаться на процентщицу в полицию. Ростовщичество практиковалось в царской России долгие годы. Власти периодически выпускали официальные документы, кото-рые регламентировали и ограничивали деятельность тех, кто давал взаймы под проценты. В частности, важным вопросом был размер этих процентов. В 1830-е годы было введено ограничение для частных лиц — не более 6 % в ме-сяц. За нарушения этих правил выносились устные преду-преждения. После повторной жалобы следовал штраф или арест. В 1864 году был выпущен новый законодательный акт, разрешивший брать с закладчиков до 10 % в месяц. Этого требовало развитие экономики, рост потребностей населения и сокращение их доходов. Поэтому Алена Ивановна в каком-то смысле знак времени. Ста-рушка становится выразителем новой эко-номической реальности и этим вызы-вает у своих клиентов негодование.

7. Тайна белой горячки и ипохондрии

Практически первое, что мы узнаем о герое, — это его плохое состояние:

«…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию».

Медицина в XIX веке, как и сейчас, понимала под ипохондрией чрезмерное внимание к своему здоровью и постоянные опасения за свою жизнь. Даже из этой короткой цитаты понятно, что это классическое определение вряд ли применимо к Раскольникову. А вот как Достоевский описывает собственную ипохондрию в письме к своему знакомому Тотлебену: «…был слишком раздра-жителен… со способностью искажать самые обыкновенные факты и придавать им другой вид и размеры». Получается, Раскольников страдает вовсе не меди-цинской, а «достоевской» ипохондрией.

Это, впрочем, не единственная загадочная болезнь героя. После убийства Рас-кольников видит кошмарные сны, и хозяйская служанка Настасья подозревает, что в нем «кровь кричит»: «Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться…» В XIX веке болезни с такими загадочными симптомами лечили кровопусканием — буквальным прокалыванием вен и сли-вом «лишней» крови. Однако Достоевскому важно не столько то, что кровь запекаться начала, а то, что она «кричит». Это отсылка к Библии, например к обращению Бога к Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне». Крик или вопль о преступлении, поднимающийся к небе-сам, — достаточно популяр-ный ветхозаветный образ. Он используется приме-нительно к страшным зло-деяниям, которые впоследствии обязательно будут наказаны.

По словам нескольких персонажей, Раскольников страдает белой горячкой. Вот что говорит его мать, ссылаясь на хозяйскую служанку Настасью:

«Говорит она нам вдруг, что ты лежишь в белой горячке и только что убежал тихонько от доктора, в бреду, на улицу и что тебя побежали отыскивать».

В XIX веке понятие «белая горячка» было довольно широким, в том числе так называли внезапные и краткосрочные помешательства, не обязательно выз-ванные пьянством. Это отражено как в энциклопедических словарях того вре-мени, так и в словаре Даля. Так же понимали значение белой горячки и рецен-зенты «Преступления и наказания». Критики изданий «Русский инвалид» и «Гласный суд» обижались на то, что писатель изобразил пред-ставителя моло-дого поколения так, будто у него «все признаки белой горячки; ему только все кажется; действует он совершенно случайно, в бреду». Но ни разу не упрекнули Достоевского в том, что он сделал Раскольникова пьяницей.

Источники

  • Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. Книга для учителя.
  • Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. Т. 7.
  • Тихомиров Б. Н. «Лазарь! Гряди вон». Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении. Книга-комментарий.