Какие известные правила этикета стали традициями. Традиции этикета в мировой культуре. Правила поведения за столом

Этикет по своей сущности выполняет нациообразующую функцию. Ибо народом мы называем не просто совместно живущее население, но прежде всего этническую общность, сплоченную традициями, обычаями, ритуалами. Человек в Древней Руси мог выжить только в условиях семьи, коллектива. Это связано как с особенностями климата (сильные морозы, продолжительные дожди, засуха, бедные почвы), так и с геополитической обстановкой (постоянные набеги на Русь с юга и запада).

Повседневный труд и защита достояний, созданных трудом, - все это было главной задачей для соплеменников. Древний русич должен был быть крепким и выносливым. Дети - будущие кормильцы и защитники - не только овладевали необходимыми навыками и знаниями, но и становились продолжателями обычаев и традиций племени. Самыми любимыми развлечениями мужчин и мальчиков были те, что давали возможность показать силу и удаль: борьба, кулачные бои, бег наперегонки. Девочек учили прядильному мастерству. Юношей с двенадцати лет отдавали в военную слободу. Там опытные воины формировали необходимые навыки для защиты своего племени от вражеских набегов .

Древнерусские племена состояли из родов - совокупность родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых одним родовым старшиною. Родовые старшины имели большую власть каждый в своем роде; а сойдясь вместе на совет (вече), они решали дела за все свое племя . Отсюда и незыблемость правила подчинения младших воле старших, почтение, послушание и покорность по отношению к отцу с матерью. Без родительского благословения немыслимо было ни одно сколько- нибудь важное событие в жизни человека: выбор невесты, свадьба, уход из отчего дома...

Наиболее полно эталоны и нормы поведения сформулировал «Домострой », свод житейских правил и наставлений XVI столетия. «Слово “домострой” включает два славянских слова: “дому строитель”. Само сочетание “домострой” появилось в русском языке в XV веке как перевод греческого слова «экономика» (дом-экос, закон-номос). “Дом” - не просто жилище, но и все, что с ним связано - семья, взаимоотношения, хозяйство. В мировоззрении русского народа “дом” является источником внутренней гармонии, от которой зависит тепло домашнего очага, лад с родными и близкими, покой и уверенность в себе», - пишут авторы учебного пособия с говорящим названием «Культура дома» .

Обеспечивая преемственность и целостность семейного коллектива, где младшие (жена, дети, домочадцы) безусловно подчинены старшему (отцу), «Домострой» снижал возможность зарождения семейных конфликтов. Каждый знал свои права и обязанности, и если субординация нарушалась, остальные члены семейства одергивали нарушителя. Согласно «Домострою», похвала должна произноситься прилюдно, а наказание - осуществляться наедине. «Наказание» - это наставление, наказ, а не обязательно битье палкой или розгами. Последнее средство также предлагается в «Домострое», но как крайняя мера .

На Руси всегда большое внимание уделялось порядку в доме. «У хозяйственной жены всегда дом и прибран и чист, во дворе и перед воротами на улице слуги всегда подметают мусор и выгребают грязь, а зимою и снег разгребают. А щепки и опилки и прочий хлам надо прибирать, чтобы всегда все было в порядке и чисто. В конюшне же и в хлеву и в остальных всех службах устроено все как следует, припрятано и подчищено и подметено - в добрый дом такой, хорошо обряженный, точно в рай войти», - читаем в «Домострое». Если в Европе в это время, как мы уже говорили, «орошают занавеси, мочатся в камины, на стены, с балконов», то на Руси нормой является соблюдение правил личной гигиены. «К числу народных обычаев, существующих даже в царских и боярских домах, принадлежали: мытье в бане накануне свадьбы и после нее, также подстилка ржаных снопов вместо постели и усаживание молодых на меха. Мытье в бане выражало чистоту брачного ложа и вообще чистоплотность, спанье на снопах - прибыток в доме, а на мехах сидение - богатство» .

В нашей истории есть примеры, когда традиции менялись радикально. Вспоминаются великие реформы Петра I, начавшиеся сломки прежних культурных принципов, служивших основой древнерусского этикета. Вернувшись из-за границы в 1698 г., царь-преобразо- ватель собственноручно стал обрезать бороды своим боярам. Как известно, на Руси окладистая борода считалась символом принадлежности к мужскому полу. В 1700 г. появился указ, запрещающий носить длиннополое платье. Вместо традиционного костюма горожанам предписывалось обзавестись венгерскими или немецкими кафтанами. Указом 1702 г. вводился новый порядок бракосочетания: смотрины были заменены обручением, которому предшествовала личная встреча жениха и невесты. Брак по принуждению родителей был также запрещен царским указом .

В 1717 г. увидело свет «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением Его императорского Величества Государя Петра Великого блаженная и вечнодостойная памяти». Его можно назвать первым сводом правил светского этикета в России в его европейском понимании. Благопристойное поведение - ключевое понятие этого сборника: соответствие индивидуальных манер общепринятым нормам приличия, ведь благопристойный - это «не оскорбляющий чувства стыдливости» (В.И. Даль). Напомнив читателям о необходимости почтения к родителям (этот постулат древнерусской морали остается незыблемым и в XVIII веке), «Юности честное зерцало...» на первое место ставит такую добродетель, как благочестие. Благочестие - это не только соблюдение религиозных обрядов, но в первую очередь - воспитанность. Она проявляется в общественной жизни в виде таких положительных качеств личности молодого дворянина, как почтительность и вежливость: «Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и делах: на руку не дерзок и не драчлив...» . Этот памятник эпохи реформ Петра Великого построен на социальной антитезе: передовой человек эпохи Просвещения и невежественные, праздные люди прошлого. Здесь четко разграничиваются внешний лоск, элегантность манер светского образа жизни, когда «младый отрок бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник», и тунеядство бездельников, которые «живут лениво, не бодро, а разум их заимится и иступится...», т.е. придет в негодность. Если первые, овладев нормам приличий и этикета, становятся галантными кавалерами, то вторые подобны животным - не стригут ногтей, «жрут как свиньи», невоздержанны в еде и питье.

В светском лексиконе людей XVIII в. часто встречается слово «куртаг» - заимствованное из французского языка. Куртаг - выход при царском дворе, приемный день в императорской резиденции. Фамусов в комедии А. Грибоедова говорит об одном из вельмож эпохи Екатерины И:

На куртаге ему случилось обступиться:

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб.

Елизавета Петровна, предшественница Екатерины Великой на престоле, устраивала частые куртаги по самым разным поводам и без повода. Екатерина Алексеевна, тогда еще жена наследника - будущего Петра III, вспоминала: «В 1744 году в Москве императрице вздумалось приказать, чтобы на придворные маскарады все мужчины являлись в женских нарядах и все женщины в мужских, и при этом без масок на лицах. Это были превращенные куртаги: мужчины в огромных юбках на китовых усах, одетые и причесанные точно так, как одевались дамы на куртагах; а дамы в мужских придворных костюмах. Такие метаморфозы вовсе не нравились мужчинам, большая часть их являлась на маскарад в самом дурном расположении духа, потому что они не могли не чувствовать, как они безобразны в дамском наряде. С другой стороны, дамы казались жалкими мальчиками; кто был постарше, того безобразили толстые короткие ноги; и из всех них мужской костюм шел только к одной императрице. При своем высоком росте и некоторой дюжести она была чудно хороша в мужском наряде. Ни у одного мужчины я никогда в жизни не видела такой прекрасной ноги; нижняя часть ноги была удивительно стройна. Ее Величество отлично танцевала и во всяком наряде, мужском и женском, умела придавать всем своим движениям какую-то особенную прелесть. На нее нельзя было довольно налюбоваться, и бывало с сожалением перестаешь смотреть на нее, потому что ничего лучшего больше не увидишь» .

Правила светского этикета в его европейском понимании постепенно приживаются в России. Ассамблеи, т.е. балы, увеселительные вечера, входят в плоть и кровь дворянского общества. Вся русская классическая литература наполнена описаниями светских развлечений - балов и вечеров: комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова, роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова и его драма «Маскарад», эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого и др. Везде светская жизнь предстает как пустое времяпрепровождения, бессмысленное занятие. На балах и вечерах звучат заученные, ничего не значащие фразы, церемонность и ритуализированность поведения гостей превращает их в манекены. Вспомним описание светского вечера из романа Л. Толстого: «Гостиная Анны Павловны Шерер начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили <...> Все гости совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тетушки <...> Все подходившие, из приличия не выказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки, чтобы уж весь вечер ни разу не подойти к ней». Появляется Пьер Безухов: «Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне». Один из присутствующих вельмож произносит слова, «не изменяя голоса и тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка» и т.д. Превратившись в застывший ритуал, светский этикет становится формой узаконенного лицемерия.

Светское воспитание - овладение умениями, отвечающими вкусам высшего общества. Например, обучение танцам. Вспомним строки из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина:

Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно...

Обучение танцам начиналось рано - с пяти-шести лет. Сам Пушкин учился им уже в 1808 г. (родился будущий великий поэт в 1799 г.). Длительные тренировки придавали молодому человеку не только ловкость во время танцев, но и уверенность в движениях, свободу и непринужденность в постановке фигуры, что определенным образом влияло и на психологический строй человека: в условном мире светского общения он чувствовал себя уверенно и свободно, как опытный актер на сцене . Отметим в связи с этим попытку введения в 80-х годах XX в. в советских школах такого предмета, как «Ритмика». Обучение в младших классах (6-8 лет) движению под музыку, к сожалению, продолжилось недолго и было свернуто в годы «перестройки». В настоящее время педагогами отмечается необходимость введения в сетку школьных часов «коррекционной ритмики». С ее помощью можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.

Итак, бал XIX столетия начинался польским полонезом. Вторым бальным танцем был вальс. Мазурка составляла центр бала и была его кульминацией. Легкость, изысканность, грациозность - все это характеризовало французскую манеру исполнения мазурки .

Соблюдение норм этикета было обязательным для всех, кто был вхож в высшее общество, в том числе и для императора. За свое пренебрежение к обычаям и ритуалам россиян поплатился короной и жизнью царь Петр III (1761-1762). Рожденный в Голштинии (Германия), он прожил в России 18 лет, но так и не принял русских традиций. Для Петра III, урожденного Карла-Петра-Ульриха, такие культурные ценности, как православная вера, церковные обряды и ритуалы, мало что значили. Историк В.О. Ключевский писал: Петр «в придворной церкви во время богослужения принимал послов, ходя взад и вперед, точно у себя в кабинете, громко разговаривал, высовывал язык священнослужителям, раз на Троицын день, когда все опустились на колени, с громким смехом вышел из церкви» . Правил своей империей Петр III только 186 дней. В июне 1762 г. он был свергнут с престола, а затем убит.

Традиции этикета носят характер неписаных правил. Они впитываются нами из окружающего мира: общение с родными, близкими, в школе, на улице. Когда показывают советскую кинохронику или художественные фильмы о советском прошлом (например, «Два товарища» (режиссер - В. Пендраковский), «Исчезнувшая империя» (режиссер - К. Шахназаров)), бросается в глаза то, как одеты учащиеся школ, техникумом, вузов. Ношение школьной формы тогда было обязательным. В средних специальных и высших учебных заведениях был более демократичный стиль одежды. Однако кадры беспристрастно фиксируют строгость, официальность в выборе молодежью костюма для учебы. Заглянув в современную учебную аудиторию, мы увидим абсолютную разношерстность в одежде: короткие юбки, длинные ногти, «готический» стиль вперемешку с «косухами» и серьгами в ушах юношей... Нужен ли дресс-код (предписанный стиль одежды) для современного студента? Полагаем, что да. Ведь внешнее отражает внутреннее содержание. Учебное заведение - это не дискотека, не кафе-бар. Приоритетом здесь является получение знаний, а не свободное времяпрепровождение. К тому же студенты - будущие специалисты. Им придется соблюдать дресс- код, принятый в данной фирме.

Этика студента не заканчивается сферой одежды. Высшее образование обязывает быть серьезным и аккуратным: не размахивать руками, не шуметь в коридорах и аудиториях, быть вежливым с преподавателями и товарищами по группе. Во время лекции не перебивать профессора, а задавать вопросы после ее завершения или вежливо поинтересоваться на перемене, есть ли у лектора время для уточнения отдельных аспектов учебного материала. Этический аспект присутствует также в процессе подготовки и выступления на семинаре, в ходе обсуждения курсовой или дипломной работы. Запрещается выдавать чужие мысли за свои. Поэтому необходимо ссылаться на первоисточник (учебник, учебное пособие, монографию, научную статью, интернет-сайт и др.). В противном случае это будет называться плагиатом - присвоением чужого авторства. Необходимо с уважением относиться к иной, отличающейся от вашей, точке зрения. В ходе научного обсуждения проблемы необходимо назвать имена и фамилии тех ученых, что ранее исследовали данный вопрос. Каждый ваш тезис должен быть подкреплен аргументами, ссылкой на авторитетное мнение. Делая выводы, не забудьте подвести итоги сказанному ранее, постарайтесь обозначить перспективы дальнейшего исследования. Не забудьте начать свое выступление с приветствия «Уважаемые коллеги!» и закончить его фразой «Благодарю за внимание. Есть ли ко мне вопросы?».

Следовать правилам - это не значит ущемлять свою индивидуальность. Наоборот, человек прилично одетый, улыбающийся, отзывчивый в глубине души чувствует себя спокойнее, увереннее. Речь идет о самодостаточности личности! «Школы стерв», ошибочное понимание агрессии и хамства как независимости и превосходства, прожигание жизни являются тупиковыми формами, не имеющими под собой никакой мировоззренческой платформы. Простота в общении, помощь нуждающемуся и обездоленному во всех культурах всегда приветствовались и ставились в пример. В общем, как в «Домострое»: «Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай как братьев, немощных и скорбных любовно утешь, а младших как чад возлюби - ни одному созданию Божию не будь лиходеем» .

Отрадно, что, несмотря на катаклизмы XX в., русский народ сохранил добро и незлопамятность (подчеркнем это слово!) в своем сердце. По этому поводу вспоминается драматическая история из книги «Враг народа» Д. Рогозина, содействовавшего освобождению из чеченского плена пожилого русского строителя. «Его украли, держали в сыром подвале жилого дома ровно четырнадцать месяцев. Выжить ему удалось лишь за счет смекалки и удивительной воли <...> Своих извергов старик не проклинал, вспоминал лишь, как все семейство преспокойно ужинало за столом, установленным над входом в его подвал. Все - от мала до велика - знали, что в зиндане заживо гниет пожилой заложник, и считали это делом обычным. Старик взахлеб рассказывал мне все новые подробности своих злоключений, как будто куда-то спешил, а я все удивлялся, откуда в нем такая тяга к жизни, такая уникальная способность в нечеловеческой неволе сохранить достоинство и человеческий облик» . В истории государства Российского немало примеров, когда наши предки помогали больным и раненым иноземным солдатам, а не издевались над ними. Например, окруженным в январе 1943 г. под Сталинградом немцам была гарантирована жизнь. Стараниями советских командиров были организованы приемные пункты и лагеря для военнопленных. Наши врачи, санитары, медсестры лечили обмороженных и оголодавших немецких солдат, боролись с инфекционными заболеваниями. Для сравнения вспомним знаменитую директиву Гитлера немецкой армии, окружившей Ленинград в 1942 г.: не принимать капитуляцию города, так как проблемы выживания населения и его снабжения продовольствием не могут и не должны решаться немецкой стороной. Его ближайший сподвижник нацист Геринг говорил: «В этом году в России умрет от голода от 20 до 30 миллионов человек. Пожалуй, хорошо, что так случится, ибо некоторые народы должны быть истреблены»

3. В Казахстане есть забавный обычай – подавать чашки с чаем, наполненные лишь наполовину. Удивляться не стоит (и просить долить еще немного тоже не стоит)… Полная чашка означает, что хозяин хочет, чтобы вы поскорее ушли домой.

4. Удивительно, но факт: в Нигерии маленьким детям не жарят яичницу, так как считается, что, если кормить их яйцами, они начнут воровать.

5. А На Ямайке малышам не дают курятину, пока дети не научатся говорить. Считается, что из-за мяса кур ребенок может так и не заговорить.

7. Еще в Японии между перекусами палочки должны лежать вместе прямо перед вами параллельно краю стола. И ни в коем случае не стоит втыкать палочки прямо в миску с рисом, иначе вы рискуете попасть в очень неловкую ситуацию… Дело в том, что во время похорон в Японии миску риса умершего помещают перед его гробом, втыкая палочки прямо в рис. Теперь понимаете, да?

8. В Китае не принято резать длинную лапшу во время еды. Лапша у китайцев – образ долголетия, поэтому, разрезая ее, вы укорачиваете себе жизнь.

9. В Китае никогда не указывайте во время еды палочками на кого-либо – вас сочтут грубияном.

10. В Южной Индии во время еды не стоит касаться тарелки левой рукой. Все потому, что левая рука ассоциируется здесь (если выражаться деликатно) с разными функциями нашего организма и считается грязной. Даже передавая документы, не стоит задействовать левую руку.

11. Нас с детства учили доедать до конца, а вот на Филиппинах, в Северной Африке и в некоторых регионах Китая чистая тарелка может обидеть хозяина! Только когда гость оставляет немного еды на тарелке, хозяин понимает, что тот наелся.

Мир — это необычное и удивительное место, которое можно изучать бесконечно. В разных странах культура может быть совершенно разной, так что то, что считается приемлемым в одном месте, в другом будет недопустимо. Если вы интересуетесь особенностями этикета в разных странах, вам стоит познакомиться с этим списком. В него вошли наиболее интересные правила поведения со всех уголков нашей планеты. Зная их, вы сможете избежать неловкостей в путешествии.

Афганистан: целуйте хлеб, упавший на пол

В Афганистане очень уважительно относятся к хлебу. Если он падает на пол, его следует немедленно поднять и поцеловать.

Канада: немного опаздывайте

В Канаде не стоит приходить пораньше. Напротив, небольшое опоздание вполне допустимо. К нему относятся куда лучше, чем к прибытию намного раньше, чем нужно.

Чили: никогда не ешьте руками

В Чили не принято брать руками даже мелкие закуски. Чилийцы всегда пользуются исключительно приборами, другое поведение считается крайне невежливым.

Китай: создавайте беспорядок и не бойтесь отрыжки

В Китае хозяин понимает, что вам понравился прием пищи, если вы создали на столе беспорядок. Когда на тарелке остается кусочек еды, это хороший знак, что вы наелись и остались довольны приемом пищи. Невежливо только оставлять в тарелке рис. Отрыжка — еще один способ показать, что вам понравилась еда, это не считается невежливым.

Египет: не наполняйте свой собственный стакан повторно

В Египте принято ждать, пока кто-то другой наполнит вам стакан. Вы должны доливать напиток своему соседу по застолью, если это необходимо. Считается, что необходимость наступает тогда, когда стакан полон меньше чем наполовину. Если ваш сосед забывает наполнить ваш стакан, напомните ему об этом, добавив напитка в его стакан. Самому себе наливать категорически запрещено.

Великобритания: передавайте портвейн налево

В Англии портвейн принято передавать за столом соседу слева, пока бутылка не обойдет весь стол по кругу. Некоторые считают, у этой традиции корни с флота, но точного объяснения нет. Если вам не передали бутылку, спрашивать об этом невежливо, вместо этого нужно узнать у соседа по столу, знаком ли он с епископом из Норвича. Если он говорит, что нет, нужно ответить, что тот — хороший человек, но вечно забывает передать портвейн.

Эфиопия: ешьте правой рукой с одной тарелки

Жители Эфиопии считают, что есть приборами — это расточительно, как и использовать более одной тарелки на всю группу. Принято есть с одного блюда, используя правую руку. В некоторых регионах страны используется традиция под названием «гурша», когда люди кормят друг друга.

Франция: пользуйтесь хлебом как прибором

Французы никогда не едят хлеб как закуску. Они дополняют им прием пищи и используют кусок хлеба как прибор, чтобы собирать еду с тарелки и отправлять в рот. Хлеб даже принято класть прямо на стол, как вилку или нож.

Грузия: скажите тост и выпейте все содержимое стакана

В Грузии могут часами обмениваться тостами. Все за столом по кругу говорят тосты, после чего принято опустошать весь стакан одним глотком. Когда все сказали по тосту, круг может повториться снова. За вечер выпивают десять-пятнадцать маленьких стаканов алкоголя, как правило, грузины пьют вино или водку. Говорить тосты, выпивая пиво, считается дурной приметой.

Считается, что австрийцы праздновали поражение Венгрии в 1848 году, чокаясь бокалами с пивом, поэтому некоторые венгры все еще это помнят. Не чокайтесь пивными бокалами! В остальных случаях обязательно смотрите на того, кто сказал тост.

Италия: не сыпьте пармезан на пиццу

Если на вашей пицце нет пармезана, не просите его туда добавить. В Италии это считается кулинарным преступлением.

Племя инуитов: испускание газов

Возможно, вы и не планируете посещать эти племена, но интересно знать, что в их культуре принято испускать газы в знак одобрения после хорошего приема пищи.

Япония: хлебайте суп, чтобы отблагодарить повара

В Японии принято громко хлебать суп или лапшу. Считается, что это способ показать свою благодарность повару.

Корея: примите первый напиток

В Корее нужно соглашаться, когда вам предлагают напиток в первый раз, но не разливать первым себе. Сначала налейте остальным, а потом наполняйте свой стакан.

Мексика: ешьте тако руками

Использование вилки и ножа для тако в Мексике считается глупым снобизмом. Эту еду вежливо есть руками.

Ближний Восток: пользуйтесь только правой рукой

В ближневосточных странах есть руками вполне нормально, важно только использовать исключительно правую. Левая не должна использоваться для еды.

Португалия: не солите

В Португалии повар будет оскорблен, если увидит, как вы добавляете в приготовленное им блюдо соль или перец.

Россия: пейте водку без добавок и не отказывайтесь

Предложение выпивки считается знаком доверия, поэтому отказываться невежливо. Кроме того, смешивать водку с соком или льдом считается не лучшей идеей.

Южная Америка: уважайте богиню природы

В некоторых регионах Перу или Аргентины принято почитать богиню природы, выливая несколько капель напитка на землю.

Таиланд: не ешьте рис вилкой

В Таиланде вилками еду только накладывают на ложку. Блюда из риса есть вилкой не принято.

Танзания: спрячьте подошвы

В Танзании едят, сидя на полу. Главное — не показывать стопы, это невежливо.

Сегодня уже нельзя встретить человека, который при первом знакомстве упадет на одно колено или отвесит поклон до земли. Женщины больше не делают реверансов, мужчины редко целуют руку дамам, никто не разучивает партии вальса или элементы мазурки. С каким удивлением посмотрели бы на нас предки! Ведь для них такой светский этикет был делом обычным и даже обязательным, определял наличие воспитания, хороших манер и культуры. Как и почему со временем менялись нормы и правила поведения в высшем обществе, расскажет эта статья.

Что обозначает понятие «светский этикет»?

Это определение вбирает в себя совокупность хороших манер и регламентирует линии общественно одобряемого поведения. Знание норм современного этикета может помочь человеку расположить к себе окружение, произвести впечатление, закрепить за собой репутацию эрудированного интеллигента и внимательной персоны. Однако добиться подобного мнения о себе - это настоящая наука. С ней имели дело все поколения, жившие ранее, поэтому некоторая совокупность советов к сегодняшнему дню всё-таки выработалась, несмотря на периодические изменения привычек, вкусов, мировоззренческих взглядов. Вне зависимости от времени и эпохи, социальные ожидания по отношению к индивиду оставались в общем и целом неизменны - они всегда включали наличие вежливости, чувство такта и обходительности, умение вести себя за столом, в гостях, в публичном месте, способность начать и поддержать разговор.

Возникновение этикета

Традиционно ассоциируется в сознании большей части населения с Францией, Англией и рядом других европейских стран, например, Германией. Однако родиной зарождения светскости их назвать никак нельзя! Здесь долгое время царило повсеместное невежество, грубость, необразованность, уважение силы и власти. Светский этикет обязан своим происхождением Италии, которая одна, благодаря собственному экономическому могуществу, выделялась, особенно в Раннем Средневековье, на фоне остальных государств. Так, до середины XVI века Англия оставалась варварской страной с кровожадными законами из-за неустанного вовлечения в новые войны. В это время самостоятельные итальянские города-коммуны богатели, занимались развитием искусства и, конечно, в попытках украсить и облагородить собственную жизнь, постепенно вводили в обиход нормы этикета. Германия этого периода, подобно Англии, была вовлечена в не менее кровавую войну, в связи с чем дворянство долгое время оставалось некультурным. Франция аналогичным образом признавала только силу власти, войны и боя.

Это - начало зарождения этикета, более приближенного своими канонами к современности. Конечно, не стоит думать, будто бы до Средневековья никакие нормы этикета в мире не существовали. Они оформились практически сразу после того, как появился человек, а значит, в большей или меньшей степени, сопутствовали людям уже с далекой древности. Ведь поклонение стихиям и локальным богам тоже можно считать определенными правилами поведения. Древняя Греция, например, также внесла определенный вклад в развитие светских норм: к заслугам греков относится создание застольного и делового этикета.

История дальнейшего развития этикета

Светский этикет в своем становлении прошел длинный путь. Постепенно, когда военные действия в Европе начали приобретать более целенаправленный и обдуманный характер, появилось понятие куртуазности. Оно регламентировало правила поведения рыцарей, которые стали выступать одними из главных представителей образованного общества со своей собственной, самобытной, высокой светской культурой. Согласно кодексу чести, рыцарь должен был выбрать для себя Прекрасную Даму сердца, сражаться и побеждать ради неё, уметь слагать стихи и песни в честь возлюбленной, не надеяться на ответ с её стороны и хорошо играть в шахматы. Конечно, предусматривали правила и наличие таких характерных для рыцаря доблестей и навыков, как умение отлично владеть оружием, ездить верхом, способность проявлять смелость, решимость и бесстрашие в нужный момент.

Этикет того времени подарил такие знакомые человечеству сегодня традиции, как пожатие руки при встрече или снятие головного убора. И то, и другое во времена рыцарства подтверждало отсутствие желания убить собеседника и использовалось для выражения добрых намерений и хорошего расположения. Конечно, сегодня человек, машинально пожимающий руку товарищу, может даже и не знать о том, как, оказывается, важен был данный жест в мире средневековой Европы!

Следующий этап, которым характеризуется история этикета, - это период Ренессанса (Возрождения). Достижения технического прогресса, науки и искусства привели к усилению контактов между странами, вследствие чего нормы этикета сделали огромный шаг вперёд, стали тождественны образованности и элегантности человека. Все большее распространение получали такие правила, как мытье рук перед едой, использование столовых приборов и умение в них разбираться, соблюдение выдержанного стиля в одежде, отсутствие излишней напыщенности и щегольства.

В дальнейшем понятие этикета непрерывно изменялось, наполняясь если не новым, то качественно иным содержанием от эпохи к эпохе. Отбиралось только всё самое лучшее и необходимое, то, что действительно могло проявить человека как самостоятельную единицу и охарактеризовать его в аспекте знания правил культуры. Сегодня этот процесс все ещё не завершён - основы этикеты не статичны, они находятся в непрерывном изменении и развитии. С появлением новых сфер появляются и новые правила поведения.

А что было с этикетом в России?

Первоначальное бытование светского этикета на территории современной России может быть сравнимо с ситуацией, имеющей место быть в начинающих своё становление государствах средневековой Европы. Четко сформулированных норм и правил как таковых не было вплоть до конца XVII - начала XVIII века, то есть до тех пор, пока на престол не взошёл просветитель и реформатор Пётр I. До него универсальной настольной книгой любого русского человека был «Домострой», в котором были прописаны фундаментальные основы семейной жизни и ведения хозяйства, согласно которым мужчина был безраздельным главой в доме, мог поколотить жену, а также самостоятельно устанавливал, по каким обычаям и традициям они будут жить. Петр усмотрел в этом пережиток прошлого, неподходящий для прогрессивного государства, а потому позаимствовал у европейцев множество книг, обучающих светскому этикету.

Современные и те, что знакомы человеку из истории

Сегодня человечеству, помимо куртуазного, ушедшего в прошлое, этикета, знакомы также следующие его типы:

  • Придворный - культура и этикет, которые были необходимы к соблюдению при дворе монархов. Это - строго регламентируемые и обязательные для исполнения нормы. За их несоблюдение (например, несовершение поклона перед королевской фигурой) вполне можно было отправиться на плаху. Этот вид этикета применяется и сегодня в государствах с монархической формой правления.
  • Дипломатический - это правила светского этикета, которые регулируют поведение дипломатов и процесс их взаимодействия друг с другом во время встречи, на переговорах, на приеме и т. д. Данный вид этикета также сложился давно, но сохраняет свое существование и до сегодняшнего дня.
  • Воинский этикет - регулируется наличием определенного устава и выработанных в течение времени традиций, которые определяют поведения всех членов, задействованных внутри военной системы. Сюда относятся манеры и нормы поведения как в служебных, так и во внеслужебных сферах деятельности, в межличностных контактах, при совершении приветствий и обращений, которые имеют ритуальную направленность и в других сферах жизни не употребляются.
  • Профессиональный - вид этикета, который приобрел наибольшее развитие в течение XX и XXI веков за счет активного увеличения числа профессий, связанных с началом эпохи научно-технического прогресса. Самые разные слои населения со всех континентов начали всё более активно вовлекаться в профессиональную деятельность, что в результате привело к существенному расширению функционала этикета данного типа.
  • С профессиональным соседствует и который регламентирует нормы общения официальных лиц друг с другом при исполнении своих прямых должностных обязанностей.
  • Общегражданский (также называемый поведенческим или непосредственно светским) - представляет собой наиболее широкое понятие этикета, т. к. объединяет в себе общий свод норм, правил, условностей и традиций, к использованию которых люди прибегают при общении друг с другом. Общегражданский этикет, таким образом, является самым универсальным из всех остальных видов.
  • Речевой - это вид этикета, который устанавливает речевые культурные нормы, предполагающие знание стилистических и грамматических основ языка, а также умение просто, ясно и доходчиво излагать свои мысли и доносить их до окружающих. Данный тип является обязательной составляющей, входящей во все вышеперечисленные виды этикета, так как именно умения грамотно писать и хорошо говорить являются базовыми основами любого этикета вообще.

Теперь пришло время рассмотреть разницу между понятиями «этика и этикет». Их легко можно спутать, в то время как каждое из них обладает определённым, отличным от другого слова, значением.

Этика и этикет: различия и сходства

Если то, что представляет собой этикет, уже выяснено выше, пришло время определить, что же несёт в себе термин «этика». Это понятие представляет собой исследование нравственности и морали с точки зрения философии, то есть к правилам общественного поведения имеет, как видно, весьма далекое отношение. Отличия этих понятий могут быть наглядно продемонстрированы на конкретных примерах, например:

  • "Любовь к Господу и ближнему" - это предложение, раскрывающее принцип этики.
  • "Не убий, не укради, не пожелай" - это фраза, которая определяет уже принцип этикета (с точки зрения христианской морали).

И та и другая категории призваны наставить человека на истинный путь, научить его совершать хорошие поступки, привить светлый, добрый взгляд на мир. В этом заключается основное сходство терминов «этика» и «этикет». Первый определяет то, что должно быть достигнуто, а второй - то, посредством чего и как это можно осуществить.

Светский этикет сегодня: как себя вести?

Теперь пришло время более подробно разобраться в том, что подразумевает под собой этикет, то есть перейти уже непосредственно к практическому руководству к действию.

Современный светский этикет предусматривает:

  • Формы приветствия и обращения к другому;
  • Правила поведения во время принятия пищи;
  • Нормы поведения в определённых кругах общества;
  • которые также представляют собой отдельное искусство со своими тонкостями и нюансами (светская беседа);
  • Учтивость в обращении к женщинам;
  • Уважение и почтительность к старшим по возрасту и положению.

Как же добиться того, чтобы оставить о себе исключительно положительное впечатление в обществе, зарекомендовать себя как образованного и культурного человека?

Инструменты этикета

Правила светского поведения, которые складываются из единства эстетической (внешней) и морально-этической (внутренней) составляющих, предлагают каждому человеку арсенал определённых вспомогательных инструментов для достижения поставленной цели - добиться признания в обществе. Сюда относятся:


Занимаясь воспитанием, взращиванием в себе этих качеств, можно быть уверенным: рано или поздно признание в обществе всё же придёт.

Можно ли этикету научиться?

Конечно! В настоящее время каждому желающему подтянуть собственные навыки в умении обходиться с окружающими людьми может быть предложен на выбор любой мастер-класс по светскому этикету. Знатоки обучают своих подопечных умению правильно вести себя за столом, разбираться в многообразии столовых приборов, грамотно проводить дискуссии на глубокие, философские темы с оппонентом так, чтобы никого не оскорбить, организовывать и проводить приёмы, выходить в публичные места и многое другое. Разумеется, неотъемлемой частью курса является раздел «светская беседа», который поможет неуверенным в собственных силах людям начать говорить красиво, изысканно и без ненужных излишеств.

Подведение итогов

Итак, теперь становится понятно, что в светском этикете нет ничего страшного. Основы этикета, по сути, в той или иной степени знает каждый человек, нужно только решить для себя - требуется ли большее развитие уже существующих навыков или того, что есть, вполне достаточно. После этого необходимо или как следует взять себя в руки и постигнуть азы светскости не выходя из дома, или записаться на специальный курс, которые сегодня представлены в огромном множестве. Главное - это мотивация, а там и до высшего света недалеко!

Слово «Этикет» известно в каждой стране. Но везде есть свои обычаи и особенности, которые формировались в течении многих столетий. И в каждой страны они приобрели свои характерные нюансы, свойственные культуре, традициям общения и многим другим очертаниям.

Помните! Главное правило в другой стране- это вести себя там, как гость, уважать хозяев, быть вежливым и деликатным на приеме, а так же достойно представить свою родину.

Англия

Страна, удивляющая неукоснительным соблюдением традиций и правил. Да и ведь не спроста именно здесь зародилось понятие «Настоящий джентльмен».

Правила поведения за столом очень важны для англичан, поэтому перед походом в гости их нужно тщательно изучить.

К соседям за столом не принято обращаться, пока вас не представят друг другу.

Шептаться за столом невежливо, разговор должен быть общим дл всех. Так же нельзя класть руки на стол, их принято держать на коленях.
Ножи и вилки с тарелки не убирают, так как для них нет специальных подставок.

Не перекладывайте обеденные приборы из руки в руку. Англичанам это не нравится. Помните, вилка в левой, нож в правой в руке. А концы приборов направлены в тарелку.

Обязательно соблюдение дресс- кода. На обеде- это смокинг, а на официальном приеме- фрак.

Приглашение на чашку чая в Англии отклонять не принято, хозяева могут воспринять это как личное оскорбление. После чаепития им отправляют небольшую записку с приятными словами благодарности.

Германия

Пунктуальность, дисциплинированность, педантичность и бережливость- эти качества хорошо характеризуют немцев. Они четко следуют инструкциям и правилам, так же это касается и правил этикета за столом.

При разговоре принято называть титул человека.

Если прием проходит, например, в ресторане, то всем присутствующим, даже незнакомцам, нужно пожелать приятного аппетита.

Руки принято держать над столом, даже если не едите.

Скрещенные на тарелке приборы обозначают, что трапеза еще не закончена. А нож и вилка справа от тарелки сигнализируют о том, то посуду можно убрать.

В Германии не принято начинать есть или пить, пока не все получили свои блюда.

Официантом в ресторане обязательно положено оставлять чаевые, чаще всего 10% от всего счета.

Так как немцы разграничивают деловую и семейную жизнь, то получив приглашение в гости, обозначает, что вы вошли в круг доверия.

Опоздать в гости неприлично. Для немцев очень важно уважительное отношение к их времени и распорядку дня.

В гости неприлично приходить с пустыми руками. Можно преподнеси сладости или цветы. А вот при выборе алкоголя нужно быть аккуратным. Бутылка вина может быть расценена, как намек на маленький винный погреб хозяев.

Все приемы пищи проходят строго по расписанным часам. В зависимости от того в какое время вы приглашены, такое будет и угощение. Принесенные подарки, как правило, открываются сразу.

За стол первый садится старший по возрасту человек. А начинает трапезу хозяин дома.

Франция

Французы славятся своими утонченными манерами, элегантностью и изысканностью. Это ж касается и правил этикета. Получить приглашение в гости от француза, это проявление большого почтения и уважения. Они пригашают в свой дом только близких людей.

Одно из самых важных правил- запрет на обсуждение денежных вопросов. Это считается грубостью. Принято говорить на отвлеченные темы.

Так же на обед не принято опаздывать, максимально можно задержаться на 15 минут.

Рассаживанием гостей занимаются они сами, как правило, дам садят между двумя мужчинами. А они согласно этикету ухаживают за ней целый вечер.

Кстати, уличную обувь не снимают. Забота о чистоте полов, проблема хозяйки дома.

Во Франции руки принято держать над столом. В их понимании человек, который прячет руки, что-то скрывает.

Перед трапезой французы предлагают бокал шампанского или вина, как апперитив.

Французская кухня является предметом их национальной гордости, поэтому любую похвалу блюд они воспринимают на ура.

Во Франции принято полностью доедать блюдо. А вот, если захотите подсолить или приправить еду, это может быть воспринято, как оскорбление.

На столе находится много столовых приборов, а так как блюда подаются по очереди, то трапезу нужно начинать, взяв дальние приборы от тарелки. Ближние остаются для последующих блюд.

Так же и с фужерами, под каждое блюдо подают определенный алкогольный напиток.

Интересно! Хлеб во Франции нужно разрывать на мелкие кусочки и есть, ни в коем случае не кусать большим ломтем.

После основных блюд к столу подают сыр. По правилам французского этикета его нужно положить на тарелку, а только потом на тост.

Десерт во Франции подается без чая и кофе.

В самом конце трапезы предлагают крепкие алкогольные напитки, это говорит о том, что пора и честь знать и собираться домой.

Япония

При знакомстве у японцев принято обмениваться визитными карточками. Изучив визитку, японец определит ваш статус по отношению к собственному и выберет линию поведения.

При входе в дом принято снимать обувь, а вместо рукопожатия низко кланяться. Опоздать на прием к японцам нельзя, это крайнее не уважение.

Перед началом трапезы подают горячее влажное полотенце- осибори. Им протирают руки и лицо.
Прежде, чем приступать к еде, нужно обязательно сказать «Итадакимас», это слово обозначает «приятного аппетита».

Важно! В Японии нельзя сидеть положив ногу на ногу, это обозначает, что вас не интересует мысли и разговоры собеседника.

Передавать еду палочками нельзя, так же как и втыкать их вертикально в еду, эти жесты напоминают похоронную процессию в Японии.

С палочками нужно обращаться аккуратно, не махать ими, не показывать ими на людей. Для японцев то, как вы обращаетесь с палочками, является показателем культуры.

Удивительно, но громкое чавканье в Японии, отнюдь не признак плохих манер, так они выражают свой восторг и уважение к повару. Поэтому не удивляйтесь, когда услышите звучное чавканье, чем оно громче, тем лучше блюдо.

Кстати, суп можно пить прямо из тарелки, не используя столовую ложку.

Аккуратнее с алкогольными напитками, пустые стопки сразу же наполняют, поэтому до дна лучше не пить.

По окончании трапезы нужно поблагодарить хозяев дома или повара ресторана. Молча выйти из-за стола считается правилом дурного тона.

Официантам в Японии давать на чай не принято.

И напоследок

Этикет в Греции позволяет хозяину застолья испачкать скатерть, чтобы гости могли чувствовать себя весело и непринужденно.

В восточных странах нельзя есть левой рукой, она считается нечистой. Ужин обычно проходит на пышных подушках на полу, блюда выставляются прямо перед гостями. Если не подали столовых приборов, значит еду нужно съесть руками. А так же нельзя скрещивать ноги, показывая подошвы ботинок, это считается оскорбительным.

В Португалии нельзя просить солонку. Их повара считают, что они готовят идеально, что-то солить или перчить уже не нужно. Такое желание клиента очень их обидит.

В Эфиопии едят из одной тарелки. А еда из тарелки в другую перекладывается с помощью рук. Пачкать ради этой цели столовый прибор считается расточительством.

В США при просьбе подать соли, нужно вместе с ней передать человеку и перец, хоть он его и не просил.

В Швейцарии за столом не чокаются. Они просто поднимают бокалы вверх, не соединяя их друг с другом.

Обед в Испании не требует пунктуальности. К тому же, гости не будут ждать пока хозяйка разложит блюдо тарелкам, они сами возьмут нужный кусочек. А если еда не понравится, то скажут об этом прямо.

Обед в Италии может длиться до 5 часов. Итальянцы очень любят долгие посиделки. А знаменитые спагетти у них принято есть вилкой, тертый сыр обязательно подается отдельно.

В Китае самой известной церемонией является чаепитие. Она проводится в отдельном помещении, все рассаживаются вокруг маленького столика и пьют чай из специальных чашечек. Чай заваривают по старинным рецептам. Во время церемонии ведется светская беседа.

В Грузии не принято медленно пить вино, только залпом и до дна.

В Таиланде вилка идет, как вспомогательный элемент. Она используется только, чтобы положить еду на ложку.