Внешний вид евгения онегина. Образ евгения онегина. Характеристика личностных качеств Евгения Онегина

Роман Пушкина «Евгений Онегин» (см. его полный текст и краткое содержание по главам) имеет большое значение не только в истории русского романа, но и как произведение, имеющее автобиографическое значение. Образ героя сложился в воображении автора тогда, когда к байронизму он относился уже вполне отрицательно. Но в памяти Пушкина еще были свежи воспоминания о своем недавнем увлечении английским поэтом . И вот, по его признанию, он пишет «сатирическое произведение», в котором имеет целью высмеять «москвичей в гарольдовых плащах» т. е. современных ему юношей, корчивших из себя разочарованных байронических героев. Сам Пушкин грешил этим еще недавно, и не скрыл этой слабости в своем романе.

Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.

Это было «модно», это было признаком «хорошего тона»...

Но не это заполняло его светской жизни. Ловля женских сердец, вот чем особенно прилежно занялся Евгений. И здесь ждал его успех. Пушкин помогает нам понять, откуда Онегин получил свои знания:

Любви нас не природа учит...
Мы алчем жизнь узнать заране
И узнаем ее в романе...
Онегин это испытал.

И Пушкин указывает, какой романический герой был образцом Онегина: это ричардсоновский Ловелас, «победитель женских сердец». Цель его жизни «покорять женские сердца». Для этого Онегин выработал особую тактику, изучил психологию женского сердца: легкие победы ему неинтересны; он любил «трудную борьбу»; это для него своеобразный «спорт»...

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!

Хандра Онегина

Жизнь Онегина катилась, безоблачная и спокойная, среда всевозможных удовольствий театры, балы, обеды в модном ресторане, заботы о наружности и костюме заполонили его пустое и пошлое существование. Судьба наделила Онегина «умом» и «сердцем», не дав ему ни образования, ни воспитания, не указав исхода его душевным силам. От такого несоответствия богатства сил со скудостью содержания души в нем произошел разлад, и немудрено, что он, скоро утомился и заскучал:

Рано чувства в нем остыли,
Ему наскучил света шум,
Красавицы недолго были
Предмет его привычных дум.
Измены утомить успели,
Друзья и дружба надоели
И, хоть он был повеса пылкий,
Но разлюбил он, наконец,
И брань, и саблю, и свинец.

И вот, им овладел «английский сплин», или русская хандра, да к тому же и мода в высшем свете переменилась, и «слава Ловеласа обветшала». Тогда он подражание Ловеласу сменил на подражание Чайльд-Гарольду, стал «корчить чудака».

Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Как Child-Harold, угрюмый, томный
В гостиных появлялся он;
Ни сплетни света, ни бостон,
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.

Сердце было пусто, ум был празден. Онегин попытался, было, заняться литературой, но труд упорный был ему тошен, и он бросил перо. Онегин взялся за книгу, но и «читать» он не был приучен, к тому же тогда, когда он изверился в жизни, не мог он поверить книге.

Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а всё без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет;
На всех различные вериги;
И устарела старина,
И старым бредит новизна.
Как женщин, он оставил книги,
И полку, с пыльной их семьей,
Задернул траурной тафтой.

Свою «хандру» и «апатию», результат утомления и пустоты душевной, Онегин счел «разочарованностью» и охотно прикрылся, модным тогда плащом Чайльд-Гарольда. Недаром из всех книг он читал только творения Байрона:

Да с ним еще два-три романа,
В которых отразился век,
И современный человек
Изображен довольно верно,
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно;
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

Онегин был ярким представителем того «полуобразования», которое было так характерно для тогдашнего русского общества. Ум не позволил Онегину на всю жизнь слиться с этим обществом, но искать целей бытия вне этого общества он не умел. И, в результате, в его лице получился в русской литературе первый образчик «лишнего человека».

Книга была отброшена, и Евгений остался беспомощным в жизни, «без руля» и «без ветрил», с «резким, охлажденным умом», странным мечтателем без цели жизни, угрюмым с жалобами на злобу слепой фортуны, с презрением к людям, с язвительными речами.

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызет.

Он чуть было, не отправился путешествовать, но известие о смертельной болезни деревенского дяди вызвало его в деревню.

Вдруг получил он в самом деле
От управителя доклад,
Что дядя при смерти в постеле
И с ним проститься был бы рад.
Прочтя печальное посланье,
Евгений тотчас на свиданье
Стремглав по почте поскакал
И уж заранее зевал...

В деревне Онегин сначала интересовался новизной жизни, необычными для него красотами тихой природы. Он заинтересовался, было, участью своих крепостных, и облегчил их существование , «ярем барщины старинной» заменив «легким оброком», но вскоре он и здесь заскучал и повел уединенную жизнь, отдалив от себя мизантропией своих соседей. Наивные деревенские жители в оценке героя не были так снисходительны, как петербургский «свет» они признали Онегина и вольнодумцем («фармазон», т. е. франк-масон), и «неучем».

О дальнейшей судьбе Онегина читайте в статьях

Поэма «Евгений Онегин» - это настоящая энциклопедия жизни русского человека 19 столетия. Роман в стихах создавался на протяжении 1823-1831 годов. В нем явно прослеживаются стилистические черты реализма. Весьма лаконично и точно изображены разные слои населения России того временного отрезка. Начальные главы были написаны юным поэтом, а в заключительных чувствуется, что автор - человек с огромным жизненным опытом. В этом романе прослеживается взросление А. С. Пушкина как творца.

История создания

Над своим детищем великий поэт трудился более семи лет. Роман «Евгений Онегин» автор считал великолепным творением. Наряду с «Борисом Годуновым» он называл его подвигом. В увлекательном произведении раскрывается драматическая судьба дворянской интеллигенции. Все это происходит на фоне картин русской жизни.

Работа над сочинением началась в мае 1823 года в Кишиневе. В это время поэт был в ссылке. Пушкин решил писать реалистический роман в стихах, отказавшись от романтизма как ведущего творческого принципа.

Но все же первым страницам еще присущи романтические черты. Первоначальная идея предполагала наличие девяти глав. Однако в связи с политическими моментами пришлось изъять одну главу - «Путешествие Онегина». Отдельные ее фрагменты присутствуют в приложении. Исследователи творчества Александра Сергеевича указывают, что в этой главе описывается, как Евгений Онегин становится наблюдателем неподалеку от Одесской пристани. После чего шли достаточно резкие суждения и замечания. Боясь вероятных преследований со стороны властей, Пушкин уничтожил данный фрагмент.

Время действия романа

Поэма «Евгений Онегин» охватывает многочисленные события (с 1819 по 1825 гг.). Во-первых, это было время правления Александра Первого. Во-вторых, то были годы развития русского общества. В-третьих, период от до восстания декабристов.

Время действия и создания романа практически совпадают. Ведь в целом в нем отразились важные события первой четверти 19 века.

Подобно поэме лорда Байрона под названием «Дон Жуан» создал свой роман А. С. Пушкин. «Евгений Онегин», стихи которого словно собираются в пестрые главы, по праву считается лучшим литературным творением 19 столетия.

Роман не зря называют энциклопедией своего времени. Из текста можно узнать о вкусах и об их предпочтениях в одежде, о моде, а также о ценностях. В «Евгении Онегине» описана буквально вся русская жизнь.

Издания

Поэма публиковалась постепенно, отдельными выпусками, каждый из которых включал одну главу. Наиболее яркие отрывки издавались в альманахах и журналах. Каждую главу ждали с огромным нетерпением, это воспринималось как большое событие в русской литературе. Самая первая глава вышла в свет в 1825 году. Полное издание в одном томе читатели могли приобрести с 1833 г. Незадолго до гибели Пушкина (в январе 1837 г.) типография И. Глазунова выпустила роман в мини-формате.

Планировалось продать 5000 экземпляров в течение года (по пять рублей за одну книгу). Однако после гибели поэта весь тираж был раскуплен за неделю.

В 1988 году вышел тираж в 15000 экземпляров (издательство «Книга»).

Сюжет

Поэма открывается сетованиями молодого дворянина по поводу болезни родного дяди. Уже здесь проявляется характер Евгения Онегина. Ему приходится приехать в Петербург, чтобы проститься с больным. В первой главе рассказывается о происхождении, семье и жизни главного героя до получения печального известия.

Светские развлечения и любовные интриги наполняли жизнь молодого человека в Петербурге. Но все это ему надоедает. Когда Евгений приезжает к дяде в деревню, то узнает, что родственник уже умер. Молодой человек становится его единственным наследником.

В глубокую депрессию впадает Евгений Онегин (анализ его образа находится в отдельном разделе). Он начинает дружить с соседом Ленским, являющимся полной противоположностью Онегина. Владимир - пылкий и страстный поэт-романтик, который влюблен в Ольгу Ларину. Евгений весьма удивлен выбору друга, намекая, что выбрал бы Татьяну. Последняя влюбляется в Онегина и пишет ему откровенное письмо с признаниями в любви. Однако холодный дворянин отвергает ее.

Онегин оказывается на обеде у Лариных. От скуки он начинает ухаживать за Ольгой, заставляя друга ревновать. Ленский вызывает его на поединок. Дуэль заканчивается смертью Владимира, а Евгений уезжает из деревни.

Очередная встреча с полюбившей его Татьяной случается спустя три года. Теперь она важная светская дама, жена генерала. Онегин влюбляется в нее, но попытки добиться расположения девушки заканчиваются провалом. Теперь она отказывает ему, хоть и не скрывает, что любит до сих пор. Но верность и семья для нее превыше чувств.

На этом повествование прерывается. Характеристика романа «Евгений Онегин» продолжается описанием основных персонажей.

Действующие лица

  • Онегин.
  • Татьяна Ларина.
  • Владимир Ленский.
  • Ольга Ларина.
  • Няня Татьяны.
  • Зарецкий (секундант).
  • Муж Татьяны Лариной, имя которого не указывается.
  • Автор (сам Пушкин).

Упоминаются Дмитрий и Прасковья Ларины (отец и мать), дядя Евгения, московская кузина Лариных и др.

«Евгений Онегин». Анализ письма Татьяны

Юная провинциальная девушка в письме к Онегину признается во вспыхнувших в ней чувствах. В 19 веке не принято было барышням первыми объясняться в любви. Однако Татьяна осознанно переступает через нравственные запреты. От этого страдает ее гордость, она терзает себя сомнениями, ее одолевают противоречивые чувства. Несмотря на все это, девушка действует решительно. В письме проявляется ее тонкая и романтичная натура. Совсем не удивительно, что Татьяна испытывает столь пылкие чувства. Девушка с детства любила французские романы. Она всегда мечтала найти своего героя, чтобы можно было выплеснуть эмоции. Выбор на Онегина пал не случайно. Он показался ей особенным, совсем не похожим на других жителей деревни. Он был для нее таинственным и загадочным. Именно о таком герое грезила Татьяна. Она считала, что Евгений непременно ее поймет и полюбит. Она очень переживает за написанные строки и стыдится их. Внезапно вошедшая няня замечает румянец на лице девушки, но считает это признаком здоровья. Татьяна отдает письмо и в страхе ожидает результата.

Характеристика главного героя

Образ Евгения Онегина весьма сложный и противоречивый. Это молодой помещик, который в детстве не получил должного внимания и правильного воспитания. Вырос он без матери, лишенный необходимой ласки и тепла. Отцу же до сына не было никакого дела. Он поручил его гувернерам. Поэтому Онегин стал эгоистичной личностью. Его волновали только собственные желания, а страдания других людей были абсолютно неинтересны. Образ Евгения Онегина поражает своим хладнокровием. Он может задеть за живое практически любого человека. Евгений способен сильно обидеть, не заметив при этом, что совершил плохой поступок. К сожалению, все хорошее и красивое, что было спрятано глубоко в его душе, так и осталось неразвитым. Вся жизнь Евгения - это сплошная лень и скука. Насыщенный однообразными удовольствиями, он не видит в жизни ничего радостного.

Невыдуманный герой

Образ Евгения Онегина не придуман. Это типичный молодой человек того времени. Такие юноши отличаются от представителей правящего класса. Они благороднее, добросовестнее и умнее. Такие собой, общественным устройством и личным окружением. У Онегина высокие взгляды и требования к жизни. Познакомившись с Ленским, который окончил лучший университет в Германии, он может спорить с ним на любую тему. Дружбу с Владимиром он очень ценит. В отношении к Татьяне и к Ленскому раскрывается такая его черта, как доброжелательность.

К концу романа образ Евгения Онегина трансформируется. Мы уже видим искреннее влюбленного человека. Он другой. Но его любовь запоздала. Татьяна хоть и испытывает чувства, предать своего мужа не готова. Теперь Евгений понимает, как был глуп раньше. Он жалеет, что упустил такую девушку и возможное счастье. Но осознание приходит слишком поздно, уже ничего не изменить.

Поэма Александра Сергеевича Пушкина - это одно из лучших творений 19 века. Поэт трудился над своим детищем на протяжении семи лет. Произведение можно назвать социально-психологическим романом в стихотворной форме. Написано оно простым и легким языком. Автор много внимания уделяет изображению характеров и душевных переживаний своих персонажей: Онегина, Ленского, Татьяны, Ольги, матери девочек, няни и других.

Роман «Евгений Онегин» – это великое творение гениального Пушкина. В бессмертном произведении отражена со всей силой авторского реализма русская жизнь первых десятилетий XIX века. Поэт описывает все стороны русской действительности, все слои нации, показывает типичных представителей дворянского общества той эпохи. Таким типичным образом в романе является главный герой – Евгений Онегин, в котором ярко видны черты «страдающего эгоиста», «лишнего человека».

Онегин – дитя светского общества, он получил типичные для молодого дворянина воспитание и образование. Главный герой романа владеет в совершенстве французским языком, хорошо танцует и изящно кланяется, чего вполне достаточно в высшем свете. Онегина считают умным и милым человеком. Пушкин иронично замечает:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Евгений ведет жизнь баловня судьбы, сибарита. Он проводит время на бесконечных балах, вечерах, посещает рестораны, театры. Молодой дворянин прекрасно овладел «наукой страсти нежной», но автор замечает, что любовные интриги занимали «тоскующую лень» Онегина. Однообразие и пестрота жизни светского общества постепенно надоедают главному герою. Он разочаровывается в пустоте и бесцельности такого существования:

Но рано чувства в нем остыли,

Ему наскучил света шум…

Онегин отличается от других представителей светского Петербурга. Он умен и талантлив, способен правильно оценивать жизнь и людей, которые его окружают. Недаром Пушкин с большой симпатией говорит о своем герое. Евгений – это «добрый… приятель» автора. Что же так мило Пушкину в натуре главного героя? Поэт пишет:

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Именно эти качества не позволяют Онегину и дальше вести праздную жизнь. Однако трагедия героя в том, что он хорошо понимает неправильность такой жизни, но не знает, как надо жить. Евгений пытается изменить вялый ход времени, он пробует заняться полезной деятельностью, чтобы как-то расшевелить себя. Главный герой начинает читать книги, занимается писательским трудом, но это ни к чему хорошему не приводит. Пушкин открывает нам истину:

… но труд упорный Ему был тошен…

Жизнь в высшем свете уничтожает в человеке привычку к труду, желание действовать. Так происходит и с Онегиным. Его душа просто увяла под влиянием света. Евгений откровенно скучает в любом обществе. Он все делает «скуки ради», «чтоб только время проводить». Именно этим объясняются дружба Онегина с Ленским, проведение реформ в имении главного героя. Евгений больше всего ценит свой покой, поэтому не хочет ответить взаимностью Татьяне Лариной, когда девушка сама признается герою в любви. Онегин видит, что Татьяна – это самобытная и глубокая натура, но эгоист в Евгении сильнее, чем «добрый приятель» Пушкина. Онегин наносит душевную рану «милой Тане», он вызывает ревность наивного и пылкого Ленского, а причиной всему служит «тоскующая лень» главного героя. Он эгоист, но эгоист страдающий. Поступки и поведение Онегина приносят несчастье не только окружающим, но и ему самому. Он слишком долго жил в высшем свете и впитал в себя все пороки того общества, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов». Евгений пытался уйти, порвать со светским Петербургом, но этого ему осуществить не удалось. Дитя света, он не может возвыситься над окружающим героя убогим поместным дворянством и предпочитает стреляться с Ленским, чтобы не стать объектом насмешек. Понимая что ему нужно помириться с Владимиром, Евгений тем не менее делает роковой для юного поэта выстрел. После убийства Ленского Евгений страдает, но боязнь сплетен и клеветы оказалась сильнее ощущения собственной неправоты. Онегин испугался мнения тех людей, которых сам же презирал, над кем смеялся в разговорах с Ленским. Эгоизм лежит и а основе отношения Евгения к Татьяне Лариной. Герой пушкинского романа не пожелал ответить на чувства наивной девушки, даже понимая, что она достойна любви. Онегин не захотел менять свои привычки:

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас.

Однако Евгений страстно влюбляется в Татьяну, когда та становится знатной дамой, представительницей столичного общества, и Ларина хорошо понимает, что является причиной чувства Онегина к ней. Это любовь эгоиста, воспитанного в светском Петербурге и отлично знающего «науку страсти нежной».

Образ Онегина открывает галерею «лишних людей» в русской литературе XIX века. Без него был бы невозможен Печорин, справедливо названный «младшим братом» пушкинского героя, черты Евгения есть в Обломове, Рудине. Евгений Онегин – это типичный герой эпохи двадцатых годов, «страдающий эгоист», которого таким сделано общество.

Нет похожих записей.

Меню статьи:

Евгений Онегин из одноименного романа А.С. Пушкина является уникальным персонажем, в котором в равной доле сошлись положительные и отрицательные качества характера. Именно поэтому его образ, несмотря на весь драматизм и негативное влияние на судьбы и жизни других персонажей, привлекательный.

Возраст и семейное положение Онегина

Евгений Онегин – молодой дворянин потомственного происхождения. Другими словами, его дворянский титул перешел к нему от предков, а не был заслужен самим Онегиным. Родился Евгений в Петербурге, там же он провел большую часть своей жизни. Родители Онегина к моменту повествования уже умерли, точная дата смерти родителей неизвестна, единственно, что можно сказать: на момент смерти родителей Онегин не был маленьким ребенком – в романе есть упоминания о том, что родители принимали участие в процессе его воспитания и образования.

Других детей у его родителей не было. Двоюродных братьев и сестер у Онегина также нет – его ближайшие родственники бездетны. Онегин был «наследник всех своих родных».

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете познакомиться с А. С. Пушкина в таблице.

После смерти отца Евгений стал наследником не только дворянского титула, но и многочисленных долгов. Положить конец долгам помог случай – его дядя был тяжело болен, и по всем прогнозам вскоре должен был умереть. Так как наследников у дяди не было, то владельцем дядиного имения должен был стать ближайший родственник. В данном случае им был Онегин.

Евгений приезжает к умирающему дяде, но руководит Онегиным не чувство привязанности к дяде или любовь к родственнику – в случае с Онегиным это был тактический ход.

Евгений только создавал видимость горечи утраты, на самом деле он равнодушен к персоне дяди, а ухаживания за умирающим нагоняют на молодого человека тоску и уныние.

После смерти дяди Евгений отдает кредиторам поместье отца и таким образом избавляется от долгов. Таким образом, у молодого 26-летнего холостого дворянина появляется возможность начать жизнь с нового листа.

Образование Евгения Онегина и род деятельности

Евгений Онегин, как и все дворяне, был образованным человеком. Однако его базовые знания желают быть лучше – учитель Онегина мосье Л′Аббе не был строгим учителем, он часто делал Евгению поблажки и старался не усложнять жизнь Онегина науками, поэтому качество знаний Евгения при его природном потенциале могло быть лучше. О том, получал ли образование Онегин в учебных заведениях, не известно ничего. Несмотря на такое явное пренебрежение науками Онегин, как и все дворяне, хорошо знал французский (Он по-французски совершенно / Мог изъясняться и писал), немного знал латынь (Он знал довольно по-латыни, / Чтоб эпиграфы разбирать). Он очень не любил историю: «Он рыться не имел охоты / В хронологической пыли / Бытописания земли».

Пушкин в романе говорит о том, что Евгений жил беззаботно и не испытывал никаких трудностей жизни. Цели в жизни у него также не было – Онегин жил одним днем, предаваясь развлечениям. Евгений не состоял на военной или же гражданской службе. Это происходило вполне вероятно из-за его прихоти, а не из-за невозможности приступить к службе.

Евгений Онегин ведет активную светскую жизнь – он завсегдатай балов и званых обедов.

Привязанность к модным тенденциям в одежде

Евгений Онегин – настоящий денди. «Острижен по последней моде».

Его костюм всегда соответствует последним модным тенденциям. Евгений много времени проводит за гигиеническими процедурами, долго одевается, рассматривая свой наряд со всех сторон: «Он три часа по крайней мере / Пред зеркалами проводил».

Для него непозволительно, чтобы в его внешности было что-то не идеальное. Онегин не выглядит нелепо в своем костюме, ему комфортно в такой одежде. Его пластика движений удачно подчеркивается с помощью тех или иных элементов одежды.

Онегин и общество

Выход в общество для Онегина стал повседневным развлечением – поэтому в скором времени все типы поведения аристократов ему стали хорошо известны, а некогда увлекавшие его выходы в свет стали утомлять и наводить скуку.

Евгений редко чем может увлечься – ему все надоело: и театр, и балы, и званые обеды – все нагоняет скуку на молодого франта. Именно поэтому Евгений старается отстраниться от любого общения – он слишком устал от общества и предпочитает уединение». Ему наскучил света шум…. и в деревне скука та же.

В целом же Евгений не любил ни общество, ни людей. Единственный человек, которому он завидовал и уважал, был Владимир Ленский:
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал, -
/ Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

Досуг Онегина

Так как Евгений Онегин не состоит на службе и фактически ничем не занят, то в его арсенале оказывается много свободного времени. Однако, несмотря на все сопутствующие факторы, он долго мается, не зная чем себя занять. У Онегина ничего не вызывает интерес – ни наука, ни путешествия.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в повести А. С. Пушкина “Пиковая дама”.

Время от времени Онегин коротает время за чтением книг. В основном это произведения на экономическую тематику, например, работы Адама Смитта, но и это не длилось долго «как женщин, он оставил книги». Сам же Евгений любит философствовать, хотя глубокими знаниями не обладает ни в одной отрасли науки или культуры.

Евгений Онегин и женщины

Онегин был заметной личностью в глазах аристократов. Его молодость, естественная красота и хорошие манеры позволили ему стать фаворитом в женском обществе. В начале такое внимание к своей персоне льстило Онегину, но в скором времени это Евгению надоело.


Онегин замечает, что в основном все женщины непостоянны – они легко переменяют свое решение и это откладывает негативный отпечаток на взаимоотношения с женщинами.

Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели

После приезда в деревню Онегин знакомится с молодым помещиком – романтиком-поэтом Владимиром Ленским. Именно благодаря Ленскому Евгений попадает в дом Лариных.

Ольга, младшая сестра, была невестой Ленского, а вот у старшей, Татьяны, жениха не было. Несмотря на то, Татьяна заметно отличается от других представительниц женского пола, ее персона не вызывает у Онегина интерес. Однако такая же тенденция не срабатывает в случае с Татьяной – девушка влюбляется в молодого человека и решается первой признаться в своих чувствах. Однако, Онегин не испытывает влюбленности по отношению к девушке, он пытается дать ей советы и ведет себя с ней грубо, чем приносит ей значительные душевные муки и разочарование.

Евгений Онегин и Ленский

После переезда в деревню Евгений избавляется от многочисленных долгов, но убежать от общества и скуки ему так и не удалось. Как и в любой другой деревне, находящейся на отдаленном расстоянии от больших городов, приезд любого нового человека вызывает ажиотаж. Поэтому надежды Онегина на уединенную жизнь никоим образом не могли быть оправданы. Усиливал эту печальную тенденцию еще и тот факт, что Евгений был молод, состоятелен и холост, а значит, он был потенциальным женихом.

Интерес к персоне Онегина возникал не только у молоденьких незамужних девушек и их родителей. В лице Онегина Владимир Ленский предполагал найти себе друга. Евгений был совсем не похож по своему темпераменту и характеру на Владимира. Такое разногласие во взглядах и личностных качествах привлекало молодого поэта. Со временем, Онегин стал другом Ленского, несмотря на то, что дружба, как и любовь, ему уже порядком надоела и разочаровала: «друзья и дружба надоели».


Нельзя сказать, что Онегина и Ленского связывает истинное понятие дружбы, по крайней мере, со стороны Евгения. Он поддерживает свое общение с молодым поэтом исключительно из-за скуки и отсутствия другой компании.

Во время празднования именин Татьяны Лариной, куда его привел Ленский против желания, Онегин порядком скучает, его злит поведение Татьяны. Вскоре, Евгений решает отомстить Владимиру за то, что привел его сюда силком – он танцует с Ольгой – невестой Ленского, чем вызывает приступ ревности у своего друга. На этом инцидент не был исчерпан – за приступом ревности последовала дуэль. Евгений прекрасно понимает, что был неправ, но объясниться с другом не решается – Евгений намеренно пренебрегает некоторыми правилами дуэли (опаздывает, берет в секунданты слугу), надеясь, что из-за этого Ленский отложит дуэль, но это не происходит. Как видим, Онегин не безнадежный человек, но он не в силах признать публично свою ошибку, что приводит к трагедии – Ленский получил смертельное ранение и умер на месте:

Убит!.. Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет…

Характеристика личностных качеств Евгения Онегина

С младенческих лет Евгений Онегин не был обделен вниманием. Он вырос в достатке и вседозволенности, поэтому в взрослом возрасте он был эгоистичным и разбалованным человеком.

У Онегина есть огромный потенциал для развития своей личности – у него незаурядный ум, он сообразительный и внимательный, но всем этим пренебрегает. Он не желает заниматься чем-либо полезным, что принесло бы ему положительные плоды в будущем – ему нравится плыть по течению.

Онегин умеет производить впечатление на людей – он умеет рассуждать на любую тему, невзирая на поверхностность своих знаний. Онегин – не эмоциональный и неромантичный человек. У него «резкий охлажденный ум».

Онегин «Всегда нахмурен, молчалив, / Сердит и холодно-ревнив!». Он окружающим кажется странным и чудаковатым и это еще больше притягивает к нему людей.

Таким образом, Евгений Онегин – необычный персонаж – у него есть все возможности изменить свою жизнь и привнести много положительного в жизнь своих родных, но он пренебрегает этим ввиду своей несдержанности и неумения заставить себя делать нужные, но неинтересные вещи. Его жизнь похожа на бесконечный праздник, но, как и любое другое занятие, постоянные развлечения наскучили Онегину и стали причиной его хандры.

Произведение Пушкина «Евгений Онегин» названо именем главного героя, молодого петербуржского аристократа. Считается, что именно Онегин явился родоначальником образа «лишнего человека» в русской литературе. Именно с этим образом в романе связан комплекс нравственно-философских проблем.

Онегин это человек, принадлежащий к высшему свету Петербурга. Как полагается детям из благородных семей, его воспитывали французские гувернеры. Пушкин показывает, что его герой не получил глубокого образования. Он – поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть на приеме или на званом обеде. Поэтому «не мог он ямба от хорея отличить», зато «читал Адама Смита и был глубокий эконом».

Единственное, что интересовало Онегина и в чем он добился совершенства – это «наука страсти нежной». Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, тешилось лишь одно самолюбие. Очень скоро Онегин устал от пустоты дней, проведенных в бессмысленных заботах, и ему стало скучно. Он пресытился такой искусственной жизнью, ему захотелось чего-то другого. Попытка забыться в деревне не увенчалась успехом.

Онегин обладал большим потенциалом. Автор характеризует его как человека большого ума, трезвого и расчетливого, способного на многое. Герой откровенно скучает среди своих недалеких деревенских соседей, всеми способами избегает их общества. Но он способен понять и оценить душу другого человека. Так случилось с при его встрече Ленским, так случилось и при его встрече с Татьяной.

Мы видим, что Онегин способен на благородные поступки. Он не воспользовался любовью Татьяны. Герой был уверен, что никто уже не сможет взволновать его надолго, поэтому он не отвечает героине взаимностью.

Полноте раскрытия образа главного героя способствует появление в романе образа Ленского. Юный поэт влюблен в сестру Татьяны, Ольгу. Противопоставляя Онегина и Ленского, автор показывает глубину натуры Евгения Онегина. Во время ссоры со своим соседом герой обнажает трагическую противоречивость своего внутреннего мира. С одной стороны, он понимает, что дуэль с другом – непростительная глупость. Но, с другой стороны, Евгений считает для себя унизительным отказ от этой роковой дуэли. И здесь он проявляет себя как раб общественного мнения, дитя высшего света.

В итоге Онегин убивает Ленского. Это оказывается огромным потрясением для героя, после которого начались его сильные внутренние изменения. После убийства Ленского Евгений бежит из деревни. Мы узнаем, что некоторое время он странствовал, отошел от высшего общества, сильно переменился. Все наносное ушло, осталась лишь глубокая, неоднозначная личность. Евгений вновь встречается с Татьяной. Теперь она замужняя женщина, светская львица. Увидев такие перемены, герой теперь сам влюбляется в Татьяну. Именно в этот момент мы понимаем, что Онегин способен любить и страдать. Но Татьяна отказывает ему, она не может предать своего мужа.


Таким образом, изначально Онегин – глубокая и интересная личность. Но высшее общество «сослужило ему плохую службу». Лишь отойдя от своего окружения, герой вновь «возвращается к себе» и открывает в себе возможность глубоко чувствовать и искренне любить.

17.Образ Татьяны в романе Пушкина «Евгений Онегин» Одним из крупнейших произведений Александра Сергеевича Пушкина является роман в стихах “Евгений Онегин”. Его созданию поэт посвятил около девяти лет. Он нарисовал необыкновенно живые и запоминающиеся образы Онегина, Татьяны, Ольги, Ленского, принесшие славу автору и сделавшие роман бессмертным. Русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Лучшие поэты и писатели пытались постичь и изобразить женщину не только как объект обожания, любви, но прежде всего как личность.
Первым это сделал А. С. Пушкин. Белинский считал создание образа Татьяны Лариной, истиной русской женщины, подвигом поэта. Автор наделяет свою героиню простым именем: “Ее сестра звалась Татьяна” и объясняет это так: “Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например, Агафон, Филат, Федора, Фекла и прочие, употребляются у нас только между простолюдинами”. А поясняет это в романе следующими строчками:

Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? оно приятно, звучно:
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей!
Впервые мы встречаем Татьяну в поместье ее родителей. Об отце героини Пушкин с иронией говорит: “Был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”, а мать показывает всю в заботах о хозяйстве. Жизнь семейства протекала мирно и спокойно. Нередко “и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем” к Лариным приезжали соседи. В такой атмосфере и воспитывалась Татьяна. Она “верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям”, ее “тревожили приметы”,
„.страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей...
Татьяна - простая провинциальная девушка, она не красавица, но задумчивость и мечтательность выделяют ее среди других людей (“она любила на балконе предупреждать зари восход”), в обществе которых она чувствует себя одиноко, так как они не способны понять ее.

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием, не интересовалась модой:
Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.

Единственным развлечением, приносившим удовольствие этой девушке, было чтение книг:

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Татьяна живет страницами прочитанных ею книг, представляет себя на месте их героинь. И эта романтика книжных рассказов служит причиной создания идеала ее избранника.
Что же, по мнению Пушкина, прекрасно в этой героине? Это прежде всего высота ее нравственности, ее душевная простота в сочетании с глубиной внутреннего мира, естественность, отсутствие всякой фальши в поведении. Автор подчеркивает, что эта девушка лишена кокетства и притворства - качеств, которые не нравились ему в женщинах. Перед нами личность, образ не менее значительный, чем Онегин.
Она от природы одарена “воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным”. Татьяна тонко чувствует красоту природы:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму..
В. Г. Белинский говорил: “Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви”. И он был прав в своем утверждении: Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь
И дождалась... Открылись очи,
Она сказала: это он!

И понятно, почему героиня Пушкина влюбляется в Онегина. Она из тех “девушек”, для которых любовь может быть или великим счастьем, или большим несчастьем. В Онегине девушка сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родственную душу. В сердечном порыве она решается написать своему возлюбленному письмо-откровение, признание в любви:

Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.

Но Онегин не смог оценить всю глубину чувств страстной натуры Татьяны. Это приводит девушку в душевное смятение. И даже после посещения ею деревенского дома Онегина и чтения его любимых книг, где “Онегина душа себя невольно выражала”, когда она поняла, кого судьба ей послала, она продолжает любить этого человека.
В первых главах перед читателем возникает образ наивной девушки, искренней в своем стремлении к счастью. Но вот прошло два года. Татьяна - княгиня, жена всеми уважаемого генерала. Изменилась ли она?
И да, и нет. Конечно, она “в роль свою вошла”, но не потеряла главного - простоты, естественности, человеческого достоинства:

Ома была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей”.
Все тихо, просто было в ней…

Очень важна эта строка - “без подражательных затей”. Татьяне незачем кому-то подражать, она сама по себе личность, и в этом сила ее обаяния, вот почему “и нос и плечи подымал вошедший с нею генерал”. Он по праву гордился своей женой.
Татьяна равнодушна к светской жизни. Она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе. Как Онегину немила его “постылая свобода”, так и Татьяна тяготится мишурой “постылой жизни”.
Пожалуй, самое главное в характере и поведении Татьяны - это чувство долга, ответственность перед людьми. Эти чувства берут верх над любовью. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который “в сраженьях изувечен”, гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью.
Татьяна остается верна своему долгу и при встрече с Онегиным она говорит:

Я вас люблю, (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась, но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер.
Татьяна является для поэта идеалом женщины, и он этого не скрывает: “Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою...” В последней строфе романа читаем строки: “А та, с которой образован Татьяны милый идеал... О много, много рок отъял”. А. С. Пушкин восхищается своей героиней.
С кого же написан “Татьяны милый идеал?” До сих пор идут споры об этом. Одни литературоведы утверждают, что это Мария Раевская, вышедшая замуж за Волконского и разделившая его судьбу в Сибири. Другие утверждают, что это жена декабриста Фонвизина. Ясно лишь одно: образ Татьяны Лариной стоит в ряду наиболее ярких женских образов русской литературы.