Новые музыкальные жанры эпохи романтизма. Романтизм в музыке. Жанры в музыке романтизма

В конце XVIII - начале XIX века появилось такое художественное направление, как романтизм. В эту эпоху люди мечтали об идеальном мире и "спасались бегством" в фантазии. Наиболее яркое и образное воплощение этот стиль нашел в музыке. Среди представителей романтизма известны такие композиторы 19 века, как Карл Вебер,

Роберт Шуман, Франц Шуберт, Ференц Лист и Рихард Вагнер.

Ференц Лист

Будущий родился в семье виолончелиста. Отец учил его музыке с ранних лет. Ребенком он пел в хоре и обучался игре на органе. Когда Францу исполнилось 12 лет, его семья переехала в Париж, чтобы мальчик смог обучаться музыке. В консерваторию его не приняли, однако, уже с 14 лет он сочиняет этюды. Такие 19 века, как Берлиоз, Паганини, оказали на него большое влияние.

Паганини стал настоящим кумиром Листа, и он решил оттачивать собственное мастерство игры на пианино. Концертная деятельность 1839-1847 годов сопровождалась блистательным триумфом. В эти годы Ференц создал знаменитый сборник пьес «Годы странствий». Виртуоз игры на пианино и любимец публики стал настоящим воплощением эпохи.

Ференц Лист сочинял музыку, написал несколько книг, преподавал, вел открытые уроки. К нему съезжались композиторы 19 века со всей Европы. Можно сказать, что практически всю свою жизнь он занимался музыкой, поскольку творил в течение 60 лет. И поныне его музыкальный талант и мастерство являются образцом для подражания современных пианистов.

Рихард Вагнер

Гениальный создавал музыку, которая никого не могла оставить равнодушным. У нее были как поклонники, так и яростные противники. Вагнер с детства был увлечен театром, а в 15 лет задумал создать трагедию с музыкой. В 16 лет он привез в Париж свои сочинения.

В течение 3 лет он тщетно пытался поставить оперу, но никто не хотел иметь дело с неизвестным музыкантом. Такие популярные композиторы 19 века, как Ференц Лист и Берлиоз, с которыми он познакомился в Париже, не приносят ему везения. Он пребывает в нищете, и никто не хочет поддерживать его музыкальные идеи.

Потерпев неудачу во Франции, композитор возвращается в Дрезден, где начинает работать дирижером в придворном театре. В 1848 году он эмигрировал в Швейцарию, так как после участия в восстании был объявлен преступником. Вагнер осознавал несовершенство буржуазного общества и зависимое положение художника.

В 1859 году он воспевает в опере «Тристан и Изольда» любовь. В произведении «Парсифаль» утопически представлено всеобщее братство. Зло повергнуто, и побеждают справедливость и мудрость. Все великие композиторы 19 века испытали влияние музыки Вагнера и извлекли уроки из его творчества.

В XIX веке сформировалась национальная композиторская и исполнительская школа в России. В русской музыке есть два периода: ранний романтизма и классический. К первому относятся такие русские композиторы 19 века, как А. Варламов, А. Верстовский, А. Гурилев.

Михаил Глинка

Михаил Глинка основал композиторскую школу в нашей стране. Русский дух присутствует во всех его Такие знаменитые оперы, как «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя» пронизаны патриотизмом. Глинка обобщил характерные черты в народном музыкальном творчестве, использовал старинные напевы и ритмы народной музыки. Композитор был также новатором и в музыкальной драматургии. Его творчество - это подъем национальной культуры.

Русские композиторы подарили миру множество гениальных произведений, которые и в наши дни покоряют сердца людей. Среди гениальных русских композиторов XIX века увековечены такие имена, как М. Балакирев, А. Глазунов, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский.

Классическая музыка ярко и чувственно отображает внутренний мир человека. На смену строгому рационализму пришла романтика XIX века.

Идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII -1-й половины XIX вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки феодального общества, прежнего, казавшегося незыблемым миропорядка, романтизм (и как особый вид мировоззрения, и как художественное направление) стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры.

Разочарование в идеалах Просвещения, в результатах Великой французской революции, отрицание утилитаризма современной действительности, принципов буржуазного практицизма, жертвой которых становилась человеческая индивидуальность, пессимистический взгляд на перспективы общественного развития, умонастроения "мировой скорби" сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, духовной целостности личности, с тяготением к "бесконечному", с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов. Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство двоемирия, горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности, возведённую в литературе и искусстве в принцип "романтической иронии".

Своего рода самозащитой от нарастающего нивелирования личности стал присущий романтизму глубочайший интерес к человеческой личности, понимаемой романтиками как единство индивидуальной внешней характерности и неповторимого внутреннего содержания. Проникая в глубины духовной жизни человека, литература и искусство романтизма одновременно переносили это острое ощущение характерного, самобытного, неповторимого на судьбы наций и народов, на саму историческую действительность. Громадные социальные сдвиги, совершившиеся на глазах романтиков, сделали наглядно-зримым поступательный ход истории. В своих лучших произведениях романтизм поднимается до создания символических и одновременно жизненных, связанных с современной историей образов. Но и образы прошлого, почерпнутые из мифологии, древней и средневековой истории, воплощались многими романтиками как отражение реальных конфликтов. Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определённостью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагичное и комичное, обыденное и необычное.

Романтизм захватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику, филологию и другие гуманитарные науки, пластические искусства. Но вместе с тем он не был уже тем универсальным стилем, каким был классицизм. В отличие от последнего романтизм почти не имел государственных форм своего выражения (поэтому он не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковую архитектуру, на зодчество малых форм и на направление так называемой псевдоготики). Будучи не столько стилем, сколько общественным художественным движением, романтизм открывал дорогу дальнейшему развитию искусства в XIX в., проходившему не в форме всеобъемлющих стилей, а в виде отдельных течений и направлений. Также впервые в романтизме не был полностью переосмыслен язык художественных форм: в известной мере сохранились стилевые основы классицизма, существенно видоизменённые и переосмысленные в отдельных странах (например, во Франции). При этом в рамках единого стилевого направления получила большую свободу развития индивидуальная манера художника.

Романтизм никогда не был ясно очерченной программой или стилем; это широкий круг идейно-эстетических тенденций, в котором историческая ситуация, страна, интересы художника создавали те или иные акценты.

Музыкальный романтизм, ощутимо проявивший себя в 20-х гг. XIX в., был явлением исторически новым, но обнаруживал связи с классикой. Музыка овладевала новыми средствами, позволявшими выразить как силу, так и тонкость эмоциональной жизни человека, лиризм. Эти устремления роднили многих музыкантов второй половины XVIII в. литературным движением «Бури и натиска».

Музыкальный романтизм исторически был подготовлен предшествовавшим ему литературным романтизмом. В Германии - у «иенских» и «гейдельбергских» романтиков, в Англии – у поэтов «озерной» школы. Далее музыкальный романтизм испытал значительное влияние таких писателей как Гейне, Байрон, Ламартин, Гюго, Мицкевич.

К важнейшим сферам творчества музыкального романтизма относятся:

    лирика – имеет первостепенное значение. В иерархии искусств музыке отводилось самое почетное место, так как в музыке царит чувство и поэтому в ней находит свою высшую цель творчество художника-романтика. Следовательно, музыка – это и есть лирика, она позволяет человеку слиться с «душой мира», музыка – антипод прозаической реальности, она – голос сердца.

    фантастика – выступает как свобода воображения, вольная игра мысли и чувства, свобода познания, устремление в мир странного, чудесного, неизведанного.

    народное и национально-самобытное – стремление воссоздать в окружающей реальности подлинность, первичность, цельность; интерес к истории, фольклору, культ природы (первозданность). Природа – прибежище от бед цивилизации, она утешает мятущегося человека. Характерен большой вклад в собирание фольклора, а также общее стремление к верной передаче народно-национального художественного стиля («локального колорита») – это общая черта музыкального романтизма разных стран и школ.

    характерное – странное, эксцентричное, карикатурное. Обозначить его – прорваться сквозь нивелирующую серую пелену ординарного восприятия и прикоснуться к пестрой бурлящей жизни.

Романтизм усматривает во всех видах искусства единый смысл и цель – слияние с таинственной сущностью жизни, новое значение приобретает идея синтеза искусств.

«Эстетика одного искусства – есть эстетика другого», - говорил Р. Шуман. Соединение различных материалов увеличивает впечатляющую силу художественного целого. В глубоком и органичном слиянии с живописью, поэзией и театром для искусства открылись новые возможности. В области инструментальной музыки большое значение приобрел принцип программности, т.е. включение в композиторский замысел и процесс восприятия музыки литературных и других ассоциаций.

Романтизм особенно широко представлен в музыке Германии и Австрии (Ф.Шуберт, Э.Т.А.Гофман, К.М.Вебер, Л.Шпор), далее – Лейпцигская школа (Ф.Мендельсон-Бартольди и Р.Шуман). Во второй половине XIX в. – Р.Вагнер, И.Брамс, А.Брукнер, Х.Вольф. Во Франции – Г.Берлиоз; в Италии – Дж.Россини, Дж.Верди. Общеевропейское значение имеют – Ф.Шопен, Ф.Лист, Дж.Мейербер, Н.Паганини.

Роль миниатюры и крупной одночастной формы; новая трактовка циклов. Обогащение выразительных средств в области мелодики, гармонии, ритмики, фактуры, инструментовки; обновление и развитие классических закономерностей формы, разработка новых композиционных принципов.

В начале ХХ века поздний романтизм обнаруживает гипертрофию субъективного начала. Романтические тенденции проявились также и в творчестве композиторов ХХ в. (Д.Шостакович, С.Прокофьев, П.Хиндемит, Б.Бриттен, Б.Барток и др.).

I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

- (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия

Содержание 1 Исторические аспекты 2 Литература 2.1 Зарождение 2.2 Реализм … Википедия

В основе этого термина лежит греч. ή μουσική (подразумев. τέχνη искусство), т. е. искусство муз (первично богинь пения и пляски). Позже он получил у греков более широкое значение, в смысле гармонического развития духа вообще, а у нас опять… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

Корни Н. м. уходят в глубокую древность. Данные археологич. исследований свидетельствуют о существовании у др. герм. племён различного рода дух. инструментов (луров), изготовление к рых относится к бронзовому веку. Лит. и историч.… … Музыкальная энциклопедия

Особенности формирования муз. культуры США, начавшегося в кон. 17 в., во многом определялись колониальным типом развития страны. Перенесённые на амер. почву муз. традиции Европы, Африки, позднее Азии усваивались и, взаимодействуя,… … Музыкальная энциклопедия

Истоки Р. м. восходят к творчеству вост. слав. племён, населявших территорию Др. Руси до возникновения в 9 в. первого рус. гос ва. О древнейших видах вост. слав. музыки можно судить гипотетически по отд. историч. свидетельствам,… … Музыкальная энциклопедия

Истоки Ф. м. восходят к фольклору кельтских, галльских и франкских племён, обитавших в древние времена на территории нынешней Франции. Нар. песенное иск во, а также галло римская культура стали фундаментом развития Ф. м. Древние лит. и… … Музыкальная энциклопедия

Презентация «Музыкальное искусство эпохи романтизма» продолжает тему Эта запись на блоге познакомила с основными чертами стиля. Презентация, посвящённая музыке романтизма, не только богата иллюстративным материалом, но содержит также аудио- и видео- примеры. К сожалению, услышать музыку, пройдя по ссылкам, можно только в программе PowerPoint.

Музыкальное искусство эпохи романтизма

Ни одна эпоха до XIX века не подарила миру столько талантливых композиторов и исполнителей и столько выдающихся музыкальных шедевров как эпоха романтизма. В отличие от классицизма, в основе мировоззрения которого лежит культ разума, главное в искусстве романтизма – чувство.

«В теснейшем и существеннейшем своём значении романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. Сфера его, как мы сказали, – вся внутренняя задушевная жизнь человека, та таинственная жизнь души и сердца, откуда подымаются все неопределённые стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею». В.Г. Белинский

В музыке, как ни в одном другом виде искусства, возможно выразить самые разнообразные чувства и эмоции. Поэтому именно музыка стала главным искусством в эпоху романтизма. Кстати, термин «романтизм» по отношению к музыке впервые употребил выдающийся писатель, художник, композитор Эрнест Теодор Амадей Гофман , жизнь и судьба которого может служить ярчайшим примером судьбы романтического героя.

Музыкальные инструменты эпохи романтизма

Благодаря богатству звуковой палитры, разнообразию тембровой окраски, одним из любимейших музыкальных инструментов романтиков стало фортепьяно. В эпоху романтизма фортепьяно обогатилось новыми возможностями. Среди музыкантов-романтиков много таких как Лист, Шопен, поражающих любителей музыки виртуозным исполнением своих (и не только своих) фортепьянных произведений.

Оркестр эпохи романтизма обогатился новыми инструментами. Состав оркестра увеличился в несколько раз по сравнению с оркестром эпохи классицизма. Для того, чтобы создать фантастическую, волшебную атмосферу, композиторы использовали возможности таких инструментов, как арфа, стеклянная гармоника, челеста, глокеншпиль.

На скриншоте слайда из моей презентации видно, что к каждому изображению музыкального инструмента я добавила пример его звучания. Загрузив презентацию на свой компьютер и открыв её в программе PowerPoint, мой любознательный читатель, вы сможете насладиться звучанием этих удивительных инструментов.

«Обновлённые инструменты несказанно расширили рамки оркестровой выразительности, позволили обогатить колористическую палитру оркестра и ансамбля неведомыми ранее тембрами, техническим блеском и мощной роскошью звучности. А в сольных пьесах, концертах, фантазиях они могли поражать слушателей небывалой, подчас акробатической виртуозностью и утрированной чувственностью, придавая исполнителям-концертантам черты демонические и властные». В.В. Березин

Жанры в музыке романтизма

Наряду с популярными жанрами, существовавшими в предшествующую эпоху, в романтической музыке появляются новые, такие как ноктюрн, прелюдия (ставшая вполне самостоятельным произведением (вспомним восхитительные прелюдии Фредерика Шопена ), баллада, экспромт, музыкальная миниатюра, песня (Франц Шуберт сочинил их около шестисот), симфоническая поэма . В этих произведениях композитор-романтик мог выразить тончайшие оттенки душевных переживаний. Именно романтики, стремясь к конкретности музыкальных идей, пришли к созданию программных сочинений. Эти творения часто вдохновлялись произведениями литературы, живописи, скульптуры. Ярчайшим примером таких творений являются сочинения Ференца Листа , вдохновлённые образами, Данте, Микеланджело, Петрарки, Гёте.

Композиторы-романтики

Рамки «жанра» не позволяют поместить в данной записи рассказ о творчестве композиторов-романтиков. Задача моя состояла в том, чтобы дать общее представление о музыке романтизма и, если повезёт, вызвать интерес к теме и желание продолжить самостоятельное изучение музыкального искусства эпохи романтизма.

Обнаружила среди материалов Arzamas Academy то, что может быть интересно любознательному моему читателю о музыке романтизма . Рекомендую настоятельно почитать, послушать, поразмышлять!

Как всегда, предлагаю список литературы . Хочу пояснить, что список составляю, используя собственную библиотеку. Если вам покажется он не полным, дополните его сами.

  • Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Часть третья. Музыка, театр, кино.– М.: Аванта+, 2001.
  • Энциклопедический словарь юного музыканта. ‒ М.: «Педагогика», 1985.
  • Музыкальный энциклопедический словарь. ‒ М.: «Советская энциклопедия», 1990.
  • Великович Э.И. Музыкальные путешествия в историях и картинках. ‒ СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2009.
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  • Залесская М.К. Рихард Вагнер. Запрещённый композитор. ‒ М.: Вече, 2014.
  • Коллинз Ст. Классическая музыка от и до. ‒ М.: ФАИР_ПРЕСС, 2000.
  • Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Борисова Е.А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка, театр. ‒ СПб.: Питер, 2007.
  • Роллан Р. Жизни великих людей. ‒ М.: Известия, 1992.
  • Сто великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин. ‒ М.: Вече, 1999.
  • Тибальди-Кьеза М. Паганини. ‒ М.: Мол. Гвардия, 1981

Удачи!

XIX век - век расцвета музыкальной культуры Западной Европы. Возникают новые способы музыкального выражения, обнаруживая глубокую индивидуальность потенциала композиторов. Суть романтизма наилучшим образом проявляется в музыке. Произведения композиторов-романтиков, передавая богатство мира душевных переживаний человека, оттенки его персонального чувствования, составляют основу современного концертного репертуара.

Романтизм - не просто лирика, это господство чувств, страстей, душевных стихий, которые познаются лишь в уголках собственной души. Подлинный художник выявляет их с помощью гениальной интуиции. В XIX веке музыка раскрывается не в статике, а в динамике, не в отвлеченных понятиях и рациональных конструкциях, а в эмоциональном опыте человеческой жизни. Эмоции эти не типизируются, не обобщаются, а субъективируются в каждый миг музыкального воспроизведения.

Для романтиков «мыслить звуками» - выше, чем «мыслить понятиями», и «музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются» (Г.Гейне) [цит. по 7].

Музыканты подчеркивают связь с родиной, черпают вдохновение в народных пластах музыкальной культуры. Так формируются национальные музыкальные школы, обнаруживая государственную принадлежность каждого композитора-романтика и своеобразие его стиля: инструментальные и вокальные сочинения Франца Шуберта наполнены австрийскими мелодиями и бытовыми танцами; все сочинения Фридерика Шопена пронизаны интонациями его родины - Польши; творчество Рихарда Вагнера основано на немецкой мифологии и философии; Эдвард Григ черпал вдохновение в норвежских образах, танцах и песнях; Иоганнес Брамс опирался на традиции немецких полифонистов и создал «Немецкий реквием»; Бедржих Сметана и Антонин Дворжак - на славянский мелос, Исаак Альбенис - на испанский. .

При всём богатстве и неповторимости индивидуальных и национальных стилей и направлений, романтическое музыкальное искусство внутри себя содержало достаточно чёткую эстетическую, стилевую и образную систему:

повышенная эмоциональная выразительность (первенство чувства над разумом - аксиома теории романтизма)

интерес к глубине и многообразию душевных переживаний в форме «лирической исповеди», раскрывающей внутренний мир героя

использование фантастического вымысла, как бы возвышающего художника над неприглядной действительностью

тяготение к детализации, конкретности подчеркиванием характерных подробностей образа

проявилась тенденция к монотематизму, к непрерывности развития, вариационное трансформирование тем

обогащение ладогармонической красочности: альтерированные гармонии, тональные сопоставления, аккордика побочных ступеней

обновление интонаций за счет обращения к национальному фольклору

усиление роли принципа программности вследствие новизны и сложности романтических образов

романтическая мелодика, свободно развертываемая, более неопределенна, с интонациями незавершенности

Композиторы-романтики чувствовали разлад с действительностью, стремились «укрыться» от враждебного им мира в вымысле или прекрасной мечте. В музыке начинают фиксироваться тонкие душевные колебания, страстные поры, изменчивость настроений - отражение реальных треволнений и жизненных судеб музыкантов, сложившихся порой трагически .

Близкой композиторам стала инструментальная миниатюра, создаются ее новые фортепианные жанры: экспромт, этюд, ноктюрн, прелюдия, циклы программных пьес, листок из альбома, музыкальные моменты, баллада, множество танцевальных жанров, ранее не фигурировавших в профессиональной музыке. Формируются новые музыкальные жанры, опирающиеся на теснейшую связь музыки и литературы. В сферу музыкального творчества проникают литературные приёмы изложения, сюжетность.

Следствием синтезирования музыки и поэзии явилась такая специфическая черта музыкального романтизма как программность. Она нашла отражение в литературных программах музыкальных произведений - подзаголовках, а также в создании самими композиторами литературных сценариев произведений. Тем самым нередко музыкальные творения романтиков имели двойственную сущность - собственно музыкальную и вербальную, два плана функционирования произведения. Подобные литературные программы были нередко необходимы и для пояснения столь необычных романтических музыкальных образов.

Интонационной основой музыки романтиков становятся глубоко лирические песенные интонации, обусловливающие специфику вокальной лирики, и проникающие и в симфоническую, и в фортепианную музыку. В связи с этим формируются так называемый песенный симфонизм Шуберта; новый фортепианный жанр в творчестве Ф.Мендельсона-Бартольди - песня без слов. .

Песенность, вокальность романтической музыки была связана и с глубоким интересом романтиков к исторической легендарно-сказочной тематике и к фольклору, но в идеализированно-патриархальном преломлении. Это можно расценивать и как попытку обрести жизненный идеал в прошлом, не найдя его в настоящем. Фольклор в романтической музыке нередко обретал и поэтизированный облик. .

Романтическое музыкальное искусство - явление масштабное, сложное и противоречивое. Оно объединило в себе и реакционные, и прогрессивные, сближающиеся с реализмом направления, множество различных по своим эстетическим, стилистическим, жанровым и интонационным установкам национальных школ и индивидуальных стилей.