А завтра была война проблемы. Васильев завтра была война анализ произведения. За что боролись герои повести Завтра была война. Несколько интересных сочинений

Тип урока : урок-память «За себя и за того парня»

Такими были наши дали...

Цели урока : Знать содержание повести Б. Васильева «Завтра была война», проблемы, поставленные автором в произведении, знать историческую эпоху, изображенную на страницах повести.

Уметь самостоятельно ставить цели, задачи на различных этапах работы, обобщать, анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, уметь раскрыть истоки их мужества, героизма.

Развитие ассоциативного мышления, творческого воображения, чувства музыки, цветового восприятия. Приобщение к радости творчества, законам открытия нового, к самостоятельной творческой деятельностию.

Воспитывать личность духовно-нравственную, социально-значимую, воспитывать чувство любви к Родине.

Оформление: текст произведения, презентация, кадры из фильма «Завтра была война», музыкальное оформление.

Эпиграф:

Что проще может быть:

Не лгать.

Не трусить,

Верным быть народу.

Любить родную землю – мать,

Чтоб за нее в огонь и в воду,

А если –

То и жизнь отдать.

Такими были наши дали…

А. Твардовский

Ход урока:

Он : Я ухожу, чтоб возвратиться…

Смотри, уже пылает небо.

Я ухожу, чтоб возвратиться…

Над нашим счастьем поднят меч.

Она : Я верю, встреча повторится.

С тобою буду, где б ты ни был...

Я верю, встреча повторится

Как тысячи счастливых встреч!

Учитель: Ребята, о какой встрече идёт речь в прочитанных строчках.

Да, у нас сегодня удивительная встреча с прекрасным произведением, повестью Б.Л.Васильева «Завтра была война», встреча с героями этого произведениями.

Пишем тему урока. Просмотр эпизода фильма - эпилог.

Учитель: Ребята, что бы вам хотелось узнать о ваших ровесниках предвоенного времени

Перед нами стоит вопрос, в чём истоки мужества этих ребят, героев повести Б.Васильева «Завтра была война».

1). Истоки мужества. Как вы понимаете это выражение ? (версии детей).

Обратимся к толковому словарю

2-й слайд «Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.

Источник – начало, первоисточник»

2). Подберите однокоренные слова к данному слову, ассоциативные слова (героизм, отвага, подвиг)

Наша задача, цель урока:

Проанализировать содержание повести,

на основе анализа множества тем данного произведения попробовать определить проблемы, которые поднимаются автором и разрешаются в повести. Для этого нам придётся дать оценку эпохе, изображенной в произведении, нарисовать портрет довоенного времени; пройтись по страницам повести и вспомнить наиболее яркие эпизоды, важные для раскрытия идеи текста. Ребята, расскажите о своих первых впечатленях по повести. Что вас заинтересовало, на что вы обратили внимание.

Название необычное.

Слово учителя : а что вы знаете об авторе произведения?

Поколение, к которому принадлежал Б.Л. Васильев, родившийся в 1924 году, сразу за школьным порогом ждала война. Борис Васильев, как и миллионы его сверстников, прежде чем стать кем – то, стал солдатом. Он ушел на фронт сразу после выпускного бала, прожив свои произведения в окопах, выстрадав под минометным огнем противника, теряя родных и близких. Жизни вчерашних школьников только начинались, обещали ярко развернуться и были жестоко оборваны.

Эта боль потерь не давала будущему писателю спокойно жить после войны. Одно за другим выходят из-под пера такие произведения, как «А зори здесь тихие..», «В списках не значился», «Встречный бой».

Сообщение о Б. Васильеве.

«Тема войны всегда будет болью отзываться в людской памяти, ибо нет на Руси семьи, не пострадавшей в годы Великой Отечественной войны. Борис Львович Васильев так сказал о повести «Завтра была война»: Я написал три книги о войне и хотел в них показать как бы три её лика. В повести «А зори здесь тихие» рассказать о войне как о жестоком испытании…

В романе «В списках не значился» хотелось сказать о том, что если человек с высокой нравственностью, если он живет и действует по совести, то в тяжелый для Родины час он станет героем, даже сражаясь в одиночку.

А повесть «Встречный бой» - протест против бессмысленных потерь на войне…

Когда эти три вещи были написаны, меня стал мучить вопрос: а кто же они были - те, кто вынес эту войну на своих плечах? Откуда они взялись, эти мальчишки и девчонки, максималисты, ушедшие на фронт со школьной парты? Как выросли такими? Так появился роман о предвоенной школе «Завтра была война». Роман был напечатан в 1987 году в журнале «Юность» В ответ на это произведение редакция получила тысячи писем. Писали чаще молодые, но много писем пришло и от людей немолодых, помнивших довоенную школу, чьи судьбы были схожи с судьбами героев Бориса Васильева. По роману поставлены спектакли, снят фильм.

Поэт Андрей Дементьев писал: «Я видел спектакль по повести в Театре имени Вл. Маяковского. В тот вечер в зале были почти одни школьники. Многие плакали. Я подумал: мир спасут слёзы - чистые, искренние слёзы юности».

Слово учителя: Повесть «Завтра была война» – яркое, уникальное явление не только в творчестве Б. Васильева, но и во всей русской литературе.

Давайте осмыслим название «Завтра была война».

1). Какое время предполагает слово завтра? (будущее)

2). А глагол какого времени стоит рядом? (прошедшего)

В названии парадокс. А что такое парадокс?

5-й слайд «Парадокс – 1. Это мнение, противоречащее здравому смыслу. 2.Странное мнение, не совпадающее с общепринятым.

3). Чем вызвано парадоксальное название? (Особенностями композиции)

4). Что такое композиция? (построение произведения)

Давайте посмотрим, как построено это произведение

6-й слайд.

Пролог 9 глав Эпилог

от 1-го лица от 3-го ли от 1-го

после войны воспоминания о былом судьбы

главных

Место действия - г. Воронеж

Какие части произведения называются эпилогом, прологом? (пролог – вводная часть, эпилог – заключительная).

Давайте вспомним, как называется такой вид композиции? (композиция с обрамлением)

6). О чем узнаем в прологе? (Знакомимся с действующими лицами)

Чтение учеником отрывка из эпилога со слов: «Наша компания …»

Учитель:

Свой первый бой герои книги выдержали еще до войны.

Что же за испытание, в ходе которого они сделали свой нравственный выбор, выпало на долю горестно знаменитого 9 «Б»в далеком 40-м.? Что же это за эпоха?

Назовите, пожалуйста, приметы времени...

  1. В ассоциативных словах передайте атмосферу времени, изображенного на страницах повести.

Вывод, к которому приходят дети : время, изображенное на страницах произведения, противоречивое, сложное, поэтому на героях лежит нравственный груз преодоления всего, что мешает проявлению истинно человеческих чувств. Любимая страна, самая лучшая в мире, любимые одноклассники, друзья, рядом несправедливость,сталинские репрессии, аресты верных делу революции людей, преданных партии и народу (отец Вики), подлость (классный руководитель Валентина Андроновна-Валендра, полное непонимание ребят, их интересов, клевета, предательство).

40-е годы – это годы великих строек. Люди живут мечтою о прекрасном будущем, но врывается сюда страшное настоящее. В это время происходило утверждение коммунистической идеологии. Об этом говорят цитаты из текста:

Готовьтесь к борьбе»..

-« И надо учиться любить и учиться ненавидеть. И это самые главные предметы в жизни…»

-«..враги используют сейчас любые средства, чтобы растлить нашу молодежь, чтобы оторвать ее от партии, чтобы вбить клин между отцами и детьми»

-«Честь- дворянское понятие. Мы ее не признаем.»

-«Человека вообще нет. Нет! Есть гражданин,обязанный верить. Верить!»

Вопросы классу:

1. Каково материальное положение населения в стране?

Пирожные «они привыкли есть только по великим праздникам..»

Сахара нет, будут давать по 2 кг»

2. Что нового вы узнали о школе того времени?

- «..спортзал- редчайшая вещь по тем временам».

Система оценок: «очень плохо», «посредственно», «отлично»

Запрет на Есенина

Чтение учителем отрывка из поэмы А.А. Ахматовой «Это было, когда улыбался только мертвый..на фоне тихо звучащей записи танго «Утомленное солнце.

«Черные маруси» - это машины, которые увозили арестованных отцов и матерей по доносам недоброжелателей, как врагов народа. Семья репрессированного автоматически выключалась из жизни общества, и ее члены должны были сделать выбор: либо отречься от него, либо пережить свой круг ада страданий и унижений. Так в одну темную осеннюю ночь увезли отца Вики Люберецкой, героя гражданской войны, директора авиазавода.

Ребята составим кластер по тематике, идейному содержанию и проблематике повести.

Повесть является доказательством общности, духовного родства бойцов революции, гражданской войны, т. е. отцов и будущих солдат Великой Отечественной. Если отец Зины Коваленко вышел из гражданской весь в шрамах, то мать Искры без них, но со шрамами на душе. (Зачитать отрывок из повести.) Послевоенное существование таких пламенных революционеров – это горькая разочарованность от крушения идеалов, за которые было пролито столько крови. Но для Искры они были идеалом. Да, у них, у отцов, учились подростки любви к родине, патриотизму. Об этом свидетельствует эпиграф:

Мне стал понятен смысл отцовских вех.

Отцы мои! Я следовал за вами,

С раскрытым сердцем, с лучшими словами, Глаза мои не обожгло словами,

Глаза мои обращены на всех.

***Родители – второстепенные персонажи повести. Они, воспитывая детей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание действительности. И даже мать Искры, привыкшая командовать дочерью, как подчиненным, встретив отпор Искры, смиряется, поняв, что это должно произойти. Взросление идет своим особым путем.

Учитель: Давайте вспомним, какова система воспитания директора школы Николая Григорьевича Ромахина. (Версии детей). Видеоролик №1

(Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.)

Для ровесника той поры характерны мечтательность и действенность, полет фантазии и практицизм, любовь к добру и беспощадность, широта души и трезвый расчет, страстная любовь к радостям земным и самоограничение.

Вика (Люберецкая)

Красивая, уверенная

Читала, любила, не предала

Предана идеологии

Смерть.

1). Какой же выбор был у Вики? (отречься от отца и жить дальше)

2). Что выбрала Вика? (смерть)

Учитель: Это был страшный выбор. Жизнь закончилась,не успев начаться. Но не менее трудным был выбор у ее одноклассников: остаться с Викой до конца или отречься от неё.

Одноклассница Вики Искра Полякова тоже сделала свой выбор. Зачитать разговор с матерью.; сцена на кладбище

1). Почему нам важно отношение именно Искры Поляковой? Что это за человек?

Синквейн (Искра Полякова) Максималистка

2 Целеустремленная, справедливая

3. Пророчила.Организовывала. Сражалась

4. Была совестью класса

5.Подпольщица

Искра Полякова- одна из главных героинь произведения.Она объявила себя «Пифией», щедрой пророчицей: каждого ожидала куча детей и вагон счастья. В классе не только любили ее, но и слушали. Слушали все, но зато не прощали ничего. Искра всегда об этом помнила и немного гордилась, хотя оставаться совестью класса было порой нелегко. Характеристику Искре дает директор школы: «Хороший человек

Вика Люберецкая назвала Искру максималисткой, так как до общения с семьей Люберецких девочка знала все ответы на вопросы. Сомнений для нее не существовало, так как её мать – товарищ Полякова, убежденная коммунистка- считала все сомнения душевной слабостью. Трагедия Вики заставила Искру задуматься, разум и душа вступили в конфликт. Искра очень искренняя девочка, и Вика оценила это. Именно ей было адресовано прощальное письмо, где Вика объяснила причину своего поступка. Сила характера Искры проявляется в сцене похорон. Искра усердно занималась, читала стихи и неформулярные романы, играла в баскетбол, ходила в кино, регулярно выпускала стенгазету, поскольку была ее главным редактором.

Артем (Шефер)

Ловкий, увертливый

Дрался, влюбился, сражался

Умел постоять за себя, ничего не боялся,

Герой

    Чтение прощального письма с фронта

    Завет потомкам учащихся 9 «Б» класса

Рефлексия:

Судьба 9 «Б» класса подтвердила правильность выбранной ими жизненной позиции, в живых осталось девятнадцать человек, остальные погибли в войну, погибли, как герои.

Итак. Ребята, книга прочитана, наш разговор подошел к концу.

Я хочу еще раз напомнить разговор героев повести. Зиночка Коваленко говорит: «Искусство должно будить чувство.» Отец Вики добавляет: «Оно должно тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть.А растревоженный человек пытлив и любознателен.»

И очень хочется, чтобы вы, ребята, читали больше, интересовались поэзией, чтобы, читая, вы становились великодушнее, добрее.

Работаем по принципу тройного дневника: что знаем- что узнали, прочитав повесть, - что хотим узнать.

Что знаем (тема)

Что узнали (идея)

Что хотим узнать (проблема)

Тема школы

Школа воспитывает детей, учит быть настоящими людьми, учит дружить, преодолевать трудности...

Проблема нравственного выбора

Тема отцов и детей

Для детей их родители - идеал, они гордятся ими, они не предадут их никогда...

Проблема понимания между отцами и детьми, проблема нравственного выбора

Тема истины

Тема комсомола

Тема дружбы

Тема любви

Тема взросления

Тема репрессий

Тема литературы

Сложны жизненные экзамены на человечность и нравственное мужество, которые пришлось выдержать девятиклассникам. Расскажите о них.

а)История с арестом отца Вики Люберецкой и самоубийством Вики
отношение к этим событиям одноклассников, классного руководителя,
директора школы, матери Вики; похороны Вики (прочитать о них).

б)Почему мать Искры запрещает ей участвовать в митинге на похоронах. (Годы культа личности Сталина. Люди гибли без суда и след­ствия...)

в)История с увольнением директора школы. Почему учащиеся при-
шли к Николаю Григорьевичу, чтобы сказать, что они верят ему?

г)Кто научил ребят вере в людей, умению жить честно, приходить
на помощь людям? (Перед их взором пример родителей, Николая Григорьевича, отца Вики Люберецкой, матери Искры...). Рассказ о матери Искры Поляковой.

д)Могли ли в будущем ребята поступать и жить по-другому?

е)Как вы считаете, почему Б. Васильев не рассказывает читателям том, как воевали его герои?

(В этом не было необходимости. Логика их характера, нрав­ственные принципы показали, что они уже выдержали провер­ку на человека. И на войне проявят себя достойно.)

Итак, ребята, какая проблема основная в повести. Проблема нравственного выбора, проблема воспитания патриотизма, мужества...

Вывод - каждому человеку хоть раз в жизни приходится делать свой нравственный выбор. В наше неспокойное время, когда понятие чести считается устаревшим, когда часто поступают в угоду собственному благополучию и спокойствию, книга Бориса Васильева служит неким нравственным ориентиром для всех нас.

Повесть «Завтра была война» Васильева была написана в 1972 году, но увидела свет лишь в 80-х годах, в период ослабления цензуры. В основе сюжета – воспоминания автора о своей ранней юности, которая пришлась на непростое время. Главными героями книги Васильева стали обычные школьники, ученики девятого класса.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Завтра была война» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Искра Полякова – активистка, староста класса, порядочная, ответственная, решительная девушка.

Вика Люберецкая – дочь главного инженера авиазавода, умная и тонкая девушка, рано ощутившая себя взрослой.

Валентина Андроновна (Валендра) – классная руководительница 9 «Б», жесткая, принципиальная женщина.

Николай Григорьевич Ромахин – директор, справедливый, честный, порядочный человек, прекрасный педагог.

Другие персонажи

Товарищ Полякова – мать Искры, в прошлом комиссар, бескомпромиссная женщина, фанатично преданная идеям революции.

Зиночка Коваленко – беззаботная, легкомысленная, но добрая и отзывчивая девушка, лучшая подруга Искры.

Саша Стамескин – бывший двоечник и хулиган, перевоспитанный Искрой.

Валька Александров (Эдисон) – страстный изобретатель, с живым, беспокойным умом.

Артем Шефер – волевой, решительный, работящий парень с устоявшимися жизненными ценностями.

Пашка Остапчук – порядочный парень, серьезно увлеченный спортом.

Леночка Бокова – тихая, робкая девушка, мечтавшая стать актрисой.

Жорка Ландыс – филателист, общительный и добрый малый.

Пролог

Глава первая

В гости к Зиночке приходит Искра, и сообщает, что Сашка Стамескин вынужден уйти из школы. « Теперь за ученье надо платить », а Сашу растит одна мать, и денег катастрофически не хватает.

Искра воспитана суровой матерью, комиссаром, и для нее « слабость пуще предательства ». Девушку слушают все друзья, и она считается «совестью класса». Искра от всей души хочет помочь способному однокласснику, которого она в свое время взяла под шефство. Зина предлагает устроить Сашку на авиационный завод, где он сможет учиться в вечерней школе.

Подруги решают обратиться за помощью к Вике Люберецкой – круглой отличнице, дочери главного инженера авиационного завода. С ее подачи Стамескина берут на работу.

Глава вторая

Артем Шефер в силу своего природного косноязычия люто ненавидит « все предметы, где надо много говорить ». Это прекрасный спортсмен, легкоатлет, старательный ученик, который не смог стать отличником из-за проблем с речью. Этот недостаток проявляется еще больше в присутствии Зиночки, в которую тайно влюблен Артем.

Парень усердно работает все лето, чтобы с размахом отметить свое шестнадцатилетие. День рожденье удается на славу: ребята играют в шарады, танцуют, читают стихи. Напоследок Вика дает Искре почтить « сборник стихов упадочнического поэта Сергея Есенина », чье творчество так понравилось девушке.

Глава третья

Школа, в которой учатся друзья – новая, многоэтажная. Некоторое время ею руководила Валентина Андроновна или Валендра, как ее прозвали старшеклассники – женщина самых строгих правил. Новый директор Николай Григорьевич Ромахин сразу же меняет ранее установленные правила и даже распоряжается повесить зеркала « во всех девчоночьих уборных ».

Добрый, справедливый и невероятно интересный, он быстро заслуживает всеобщее обожание, в то время как ставшую классной руководительницей 9 «Б»Валендру « не просто не любили, а презирали столь дружно и глубоко, что не затрачивались уже ни на какие иные эмоции ».

Зиночка случайно рассказывает Валендре о чтении стихов крамольного Есенина. Искра спешит к Люберецким, чтобы предупредить о возможных неприятностях.

Глава четвертая

Зиночка, постоянно живущая « в сладком состоянии легкой влюбленности », решает выбрать себе нового возлюбленного их трех возможных кандидатов. Она пишет три одинаковых любовных письма, но не решается отправить их. Одно из писем находит Валендра, и передает его директору, который попросту сжигает чужое любовное послание.

Тем временем дружба между Искрой и Сашкой перерастает в нечто большое, и Искра чувствует, что « наступило время личной жизни ».

Глава пятая

Зиночка идет на свидание с самым красивым мальчиком в школе – Юрой из 10 «А». После просмотра кино они собираются немного посидеть где-то, и Зиночка вспоминает укромную лавочку, скрытую в кустах возле дома Люберецких.

Молодые люди замечают, как « к подъезду бесшумно подкатила большая черная машина », а спустя время вышел отец Вики в сопровождении трех мужчин.

Зиночка изо всех сил спешит к Искре, чтобы рассказать о том, « что арестовали папу Вики Люберецкой ». Об этом узнает мать девочки, и сразу же пишет письмо в ЦК с защитой в адрес главного инженера.

Глава шестая

Зиночка и Искра договариваются, что никто в школе не узнает об аресте Люберецкого – это « никого не касается ». Однако уже на первом уроке все знают о случившемся. Зина признается, что это сделал Юра, и ребята решают отомстить ему.

Артем вызывает десятиклассника в школьную котельную, и между ребятами завязывается драка. После ее окончания друзья отправляются к Вике, чтобы поддержать ее в трудную минуту.

От Сашки Искра узнает, что Люберецкий – враг народа, который « за миллион чертежи нашего самолета фашистам продал ».

Спустя три дня в кабинет директора вызывают Артема и Искру. Валендра обвиняет парня в том, что его драка с Юрой была « политической », а от Искры требует провести « экстренное комсомольское собрание » с целью исключения Вики Люберецкой из комсомола.

Глава седьмая

Вика предлагает ребятам отдохнуть на природе, чтобы попрощаться с осенью. Она привозит друзей в Сосновку, к себе на дачу. Но дом опечатан, и ребята разводят костер возле речки.

Вика, зная, что Жорка Ландыс давно в нее влюблен, разрешает поцеловать себя. Друзья прекрасно проводят время – пекут картошку, дурачатся, поют песни, прыгают через костер.

На следующий день созывается комсомольское собрание, на котором Люберецкая должна публично отречься от отца, однако она не приходит. Валендра посылает за ней Зиночку. Девушка вскоре прибегает и сообщает, что Вика « в морге ».

Глава восьмая

Расследование смерти Вики длилось всего сутки – перед тем, как выпить все снотворное, что было в доме, девушка оставила записку « В смерти моей прошу никого не винить. Я поступаю сознательно и добровольно ».

Все это время Искра живет, « не замечая ни времени, ни окружающих ». Мать Искры осуждает Вику, покончившую с собой из-за слабоволия, и запрещает Искре « устраивать панихиду » на ее похоронах.

Родители Артема и Зины решают все вопросы касательно похорон, однако серьезной проблемой становится отсутствие машины. Тогда директор под свою ответственность закрывает на день школу, собирает старшеклассников и несет гроб Вики Люберецкой « через город до окраинного кладбища ».

Николай Григорьевич призывает учеников запомнить на всю жизнь, что убивает не только пуля, но также « дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость ». Несмотря на запрет матери, Искра читает у могилы подруги « последние есенинские строчки », а Жорка сажает куст шиповника, под которым он целовал Вику.

Глава девятая

Искра получает от Вики посылку, в которой были сборники Есенина и Грина, а также письмо. Из письма Искра узнает, что подруга была вынуждена уйти из жизни, поскольку считала, что « нельзя предавать отцов ».

Постепенно восстанавливается привычный ход жизни, но неожиданно все узнают, что домой приехал Люберецкий, которого оправдали. Ребята решают отправиться к нему всем классом, чтобы рассказать о последних днях жизни Вики. Им удается разговорить застывшего в своем горе Леонида Сергеевича, и тот лишь вздыхает: « Какой тяжелый год ». Зиночка предполагает, что во всех несчастьях виноват високосный год, но « следующим был тысяча девятьсот сорок первый »…

Эпилог

Автор рассказывает о судьбах своих друзей по прошествии сорока лет. Валька Александров, которому пророчили судьбу великого изобретателя, работал обычным часовщиком. У Пашки Остапчука война отняла ногу, спорт и Лену, к которой он не осмелился « вернуться инвалидом ». Сашка Стамескин выбился «в люди», став директором крупнейшего авиазавода.

Жора Ландыс был летчиком-истребителем, героем, но с войны не вернулся. Артем Шефер « сам себя взорвал вместе с мостом ». Искру и ее мать, как самых рьяных активисток подполья, повесили гестаповцы.

Заключение

Это история о сложном этапе взросления, становления личности молодых людей, чье беззаботное детство навсегда оказалось в прошлом. История о любви, дружбе, предательстве и разочаровании.

Краткий пересказ «Завтра была война» Бориса Васильева будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 252.

Завтра была война... А что было послезавтра?
(О повести Б. Васильева)

Замечательная повесть Бориса Васильева "Завтра была война" опубликована в 1984 году в журнале "Юность", № 6, то есть ещё до начала перестройки. Тогда же некоторые особо смелые учителя литературы рисковали обсуждать её на уроках, правда, на уроках по внеклассному чтению.

Эта повесть - не только художественное произведение, но и картина предвоенной Советской России, описанная словами свидетеля того времени. Автобиографичные штрихи придаёт ей мемуарный характер. Перед нами советская страна 1940 года. Но страна - это не фрагмент суши, это люди, населяющие её. И вот как раз портреты этих людей видим мы в повести.

Персонажи повести - советские школьники. Мы, наше поколение 60-х - 70-х годов, тоже был советскими школьниками, но уже совсем иными. Главные герои произведения Васильева - это поколение наших родителей, а для нынешних школьников - это поколение их бабушек и дедушек. И книга показывает нам, какими те люди были на самом деле. А они были иными, совсем не такими, как мы. И для них тогда всё было предельно просто.

За их "великую истину" было пролито много крови и им в ней нельзя было сомневаться. Но в чём заключалась эта "великая истина" - знать не полагалось.

Им надо было "любить всех людей" и "ненавидеть врагов" этих самых "всех людей". И над парадоксальностью этих слов директора школы никто из них не задумывался.

И они не сомневаются в этой никому не ведомой истине и свято уповают на неё. Их жизнь была чиста и открыта. Читая книгу, завидуешь их младенческой вере в непонятно что и ужасаешься диктату, окружавшему этих чистых и светлых душой детей, подростков, юношей и девушек. Каждый из них в любой момент может оказаться "врагом народа", и школьникам нельзя ни в стенгазете написать, ни даже просто открыто сказать во всеуслышание то, что они думают, то, что считают правильным. Прекрасные люди и страшный мир. Но их завтрашний мир - ещё страшнее, ибо "Завтра была война".

Повесть охватывает поколение выпуска первого военного года, но главными её персонажами являются женские: это две девушки и обе трагически погибают в юности: одна - жертва репрессий, другая - фашистской оккупации. Рассказчик, от лица которого ведётся повествование, появляется только в начале повести, чтобы рассказать про свой класс, да в конце, чтобы доложить о результатах. Роль его настолько незаметна, что при экранизации повести рассказчиком сделали не ученика, а директора школы.

Перед этими юношами и девушками преклоняешься, но их и жалеешь одновременно. Преклоняешься потому, что мы, школьники 70-80 годов уже не имели их чистоты и веры. Мы - их дети, дети развитого социализма. "Великая истина" для нас была уже пустым символом, и мы цинично знали, что в этом символе ничего нет. И мы прекрасно знали, что говорить и писать, что ты думаешь - нельзя и в тайне мечтали не дожить до коммунизма. Но это уже - другая повесть.

Вернёмся к поколению, которое ушло на войну со школьной скамьи, к тому поколению, о котором написал своё замечательное произведение Борис Васильев. В повести есть эпилог, и это маленькое, на пару страниц книжного текста, заключение ошеломляет своего читателя.

Давайте начнём с того, что подсчитаем возраст персонажей и уточним года. Это не сложно сделать.

Школьники, которые в 1940 году учились в девятом классе, должны быть примерно 1924 года рождения. События, описываемые в эпилоге, происходят, по словам автора, через сорок лет, когда бывшим ученикам 9 "б" примерно по 56 лет (1940 год + 40 лет = 1980 год).

В эпилоге речь вновь ведёт наш рассказчик, который показывался читателю лишь в самом начале повести. Он едет в поезде на встречу одноклассников и с беспокойством ожидает этого свидания с юностью. Во время бессонной ночи в вагоне он вспоминает другую встречу одноклассников, которая произошла после окончания войны, в 1951 году. Он вспоминает, что его одноклассник Пашка Остапчук, потеряв на фронте ногу, постеснялся вернуться к своей прежней возлюбленной - Леночке Боковой, мечтавшей о сцене. Леночка, назло Пашке, вышла в сорок шестом замуж, то есть ей тогда 22 года, а через пять лет овдовела - это 1951 год, то есть ей и остальным по 27 лет. "Как раз в тот год, - продолжает рассказчик, - мы приехали на открытие мемориальной доски в школе..."

Кульминация этого эпизода-воспоминания - момент, когда директор, Николай Григорьевич Ромахин, "...зачитывал имена погибших перед замершим строем выживших..." Эпизод этот заставляет дрогнуть сердцем читателей, как и участников событий: "Мы без всякой команды стали на колени. Весь зал - бывшие ученики, сегодняшние школьники и учителя, инвалиды, вдовы, сироты, одинокие - все как один" , - пишет Васильев. Но то, что написано дальше поражает ещё сильнее и чувствительнее.

"...Его било и трясло, и не знаю, что случилось бы тогда с нашим Ромахиным, если бы не Зина. И, постарев, она не повзрослела: шагнула вдруг к нему, взяв за руки своих взрослых сыновей:

А это - мои ребята, Николай Григорьевич. Старший - Артем, а младший-Жорка. Правда, похожи на тех, на наших?

Бывший директор обнял ее парней, склоняя к себе их головы, и прошептал:

Как две капли воды…"

Умилительная сцена. Но это воспоминания событий 1951 года! Зиночке в этот момент, если она 1924 года рождения, двадцать семь лет. Становится страшно, что двадцатисемилетнюю девушку автор называет постаревшей. Что же должно было с ней произойти, когда в 27 лет она уже обратилась к старости? Писатель, правда, и детей её почему-то называет взрослыми, в то время как старшему из них в 1951 году физически не может быть более одиннадцати лет.

"Через полгода, в начале пятьдесят второго, Николай Григорьевич умер" - пишет Васильев. То есть директор умер, когда бывшим ученикам 9 "б" было по 28 лет.

Итак, одноклассники встречаются первый раз в 1952 году. Им примерно по 28 лет. Это даже не взрослость, это - поздняя юность. Они ещё юны, хотя и взрослы одновременно. И что же мы видим? Самые честные и принципиальные - погибли: Артём, Ландыс, Искра. А оставшиеся - Валька Александров, по прозвищу Эдиссон, ремонтирует часы, одноногий Пашка Остапчук женился на санитарке, что ухаживала за ним в госпитале. Зиночка - постарела в 27 лет, Леночка Бокова как-то неудачно вышла замуж... За всей нарисованной Васильевым печальнейшей картиной видятся преждевременные старики, пенсионеры, которые доживают - в будке ли ремонтера часов или где-то там, непонятно где в своей норке, чтоб было ни видно и ни слышно. Кем вы стали, когда закончилась война? Никем!

Выходит, что война была хотя и страшным временем, но она была звёздным часом этих юношей и девушек. Они рисковали, жертвовали, не отступали, погибали... Но вот война кончилась, и все они остались не у дел. Кто они? Доживающие неудачники, ожидающие пенсии?

Слово "доживающие" в отношении персонажей повести, употребляет и сам автор. Он пишет, про дальнейшие встречи выпускников, на которые исправно ходил Валентин Александров (Эдиссон): он "...гонял чаи с доживающими свой невеселый век мамами и стареющими одноклассницами, смотрел бесконечные альбомы, слушал рассказы и всем чинил часы."

"Доживающими" тут названы мамы, но и стареющие одноклассницы рядом с ними, разделяют их участь, т.е. доживают вместе с мамами.

В не менее страшном, чем война 1940 году, комсорг 9 "б" класса Искра Полякова говорит трусоватому Стамескину поразительные по своей прямоте и честности слова: "Как удобно, когда все вокруг старики! Все будут держаться за свои больные печенки, все будут стремиться лишь бы дожить, а о том, чтобы просто жить, никому в голову не придет. Не-ет, все тихонечко доживать будут, аккуратненько доживать, послушно: как бы чего не вышло. Так это все - не для нас! Мы - самая молодая страна в мире, и не смей становиться стариком никогда!"

Какие яркие, смелые слова! Пусть они немного максималистичны, но они полностью отражают мировоззрение и самой Искры и большинства её товарищей. Это была их позиция в жизни. Но почему же они изменили ей, когда война закончилась? Получается так, что эти честные и принципиальные девятиклассники, ушедшие на войну со школьной скамьи, теперь, после войны, как раз не живут, а именно доживают - незаметненько, тихонечко, держась за свою покалеченную ногу и обгорелые в танке уши. Да, у Павла Остапчука осталась только одна нога после ранения на фронте. Но отсутствие ноги не помешало мексиканскому генералу Хосе Санта Анне 10 раз избираться на пост президента и главнокомандующего, воевать с США; отсутствие глаза не помешало Кутузову победить Наполеона. Да, это очень плохо иметь какое-то ранение или физический ущерб, но это не повод, начиная с 28 лет уже "доживать" незаметненько ожидая пенсии.

Получается, те слова, что Искра говорила в юности - напрасны? И не Стамескину их нужно было говорить, а, напротив, всем остальным одноклассникам.

Желая показать Стамескина с отрицательной стороны, автор говорит о нём, что он после войны стал "директор, лауреат, депутат и пр." В общем, он - карьерист. Но получается так, что как раз он-то и живёт, а не отсиживается в будочке для ремонта. Именно он что-то делает, единственный из всех. Именно он делает эту жизнь, какая была тогда, а все остальные - отсиживаются. Пусть Стамескин делает её плохо, потому как автор его изначально показал, как человека трусоватого, беспринципного, приспособленца. Но Стамескин хотя бы что-то делает! И делает, как может. А другие - честные и принципиальные - самоустранились, отошли в стороночку, чтоб тихонечко там дождаться старости, начиная со своих двадцати восьми лет.

Кто ж виноват? Стамескин? Виноват в том, что не отсиживается в будочке и потому в глазах остальных, и своих одноклассников, и автора повести и её читателей, стал карьеристом? Ему тоже следовало отсиживаться в конурке "Изготовление ключей на заказ" или "Ремонт обуви" или какой-нибудь другой, и тогда справедливость бы восторжествовала? Нет, освобождение Стамескиным поста директора или депутата вряд ли подвигло бы остальных одноклассников на то, чтобы резко поменять свою жизнь. Все равно они бы продолжали отсиживаться.

Нет, беда не в том, что Стамескины становятся директорами и лауреатами, а в том, что остальные - прямые, честные и справедливые - норовят отсидеться. Можно сказать, что их сломало государство: коммунисты-тоталитаристы раздавили, распластали, показали, что герои нужны только в красивых фильмах, а в жизни нужны приспособленцы-Стамескины, но ведь жизнь не останавливалась даже в советское время, всё равно находились люди, которые создавали что-то новое и в науке и в искусстве и на производстве, но не отсиживались.

Этот странный эпилог повести действуют на читателя едва ли не сильнее, чем вся повесть. Это слишком мало - быть принципиальным в шестнадцать лет. Впереди ещё вся жизнь и хочется напоследок повторить слова Искры: "Не смей доживать!"

Повесть Бориса Васильева “Завтра была война” посвящена последнему предвоенному году в России. Точнее, последнему предвоенному учебному 1940 году, поскольку главные герои повести – школьники, ученики девятого класса в маленьком городке.

Шестнадцатилетние в 1940

Году – это то самое поколение, которое родилось сразу после революции и гражданской войны. Все их отцы и матери так или иначе участвовали в этих события.

Следовательно, эти дети выросли с двойственным чувством: с одной стороны, им жаль, что гражданская закончилась до них, что они не успели принять в ней участие, а с другой – они искренне верят, что на них возложена не менее важная миссия, они должны сохранить социалистический строй, должны совершить что-то достойное.

Это поколение, живущее с мечтой о личном подвиге, который должен принести пользу родине. Все мальчишки этого класса хотели стать командирами Красной Армии,

Чтобы не отставать от своих отцов.

Главная же героиня повести, комсомолка-активистка Искра Полякова, яростно отрицает для себя личную жизнь и личное счастье, мечтая о гордом духе слова “комиссар”.

Другие девочки класса не разделяют ее активной позиции, хотя также верят в коммунизм. Но мечты у них другие: и веселая хохотушка Зиночка Коваленко, и рассудительная Лена Бокова, и мечтательная Вика Люберецкая – для всех них важнее их собственное счастье, важнее любить и быть любимыми.

Однако ни одна из этих мечт не может полноценно реализоваться в Советском союзе 1940 года, где свирепствуют репрессии и контроль над обществом, где скоро начнется война.

Кульминация этой повести – момент ареста отца Вики Люберецкой, крупного авиаконструктора. Вику после этого объявляют “дочерью врага народа”, в школе начинается травля девушки. Не желая предавать своего отца и отрекаться от него, как того требовала комсомольская организация, Вика кончает жизнь самоубийством.

Не она одна стремится защитить справедливость. После известия об аресте отца Вики ее одноклассники, вопреки запретам школы, отправляются поддержать девушку, т. к. считают, что она-то точно ни в чем не виновата.

Артем Шефер дерется на “дуэли” с десятиклассником, разболтавшим эту новость по школе. После гибели Вики директор школы Николай Григорьевич специально отправляет ее одноклассников на похороны, где больше никого нет.

Особенно интересен в той повести характер главной героини, Искры Поляковой. Если вначале она была классической комсомольской активисткой, свято верящей в правое дело партии, то после событий, связанных с Викой, она постепенно меняет свою позицию: начинает верить, что и партия, и школа, и комсомол иногда могут быть не правы.

В эпилоге повести показано, что всем ребятам действительно удалось воплотить свою юношескую мечту о подвиге. Воплотили они ее на фронтах Великой Отечественной войны, и трагически – почти все ученики бывшего 9 “Б” погибли. Повествование же во вступлении и эпилоге ведется от лица якобы их одноклассника – самого Бориса Васильева.

Сочинения по темам:

  1. Повесть "Завтра была война" написал Борис Васильев. Вначале произведения автор вспоминает свой класс. Об одноклассниках напоминает фотография, где ребята сфотографированы...
  2. Одна из самых поэтичных повестей, вошедших в сборник “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”, “Метель” была написана Пушкиным в 1830 году....
  3. Повесть И. С. Тургенева. имеющая знаковое название – “Первая любовь”, является одним из самых необычных по сюжету и замыслу лиро-эпических...
  4. Одним из первых к теме “маленького человека” обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести “Станционный смотритель”. Читатели с особым интересом и...
  5. Ранний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с пейзажной лирикой. Именно благодаря стихам, в которых воспевается красота русской природы, этот...
  6. 14 сентября 1830 года Александр Сергеевич закончил одну из повестей в цикле “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” под названием “Станционный...
  7. Повесть “Ася” была написана И. С. Тургеневым в 1857 году. К этому произведению может быть применена харак­теристика Тургенева как художника,...

Как воспитывалась слепая вера в коммунизм (по повести Бориса Васильева "Завтра была война")

Б. Васильев родился в 1924 году. Советский и российский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1975). По его произведениям сняты такие известные фильмы, как "Офицеры" (1971), "А зори здесь тихие" (1972, 2005), "Не стреляйте белых лебедей" (1980), "Аты-баты, шли солдаты" (1976), "Вы чьё, старичьё?" (1988), и другие.

Повесть Бориса Васильева "Завтра была война" впервые вышла в журнале "Юность", 1984 г., № 6. В повести автор пишет о своих сверстниках. Он сам закончил 9-й класс накануне войны, поэтому хорошо знал и жизнь, и проблемы своего времени, которые и отразил в книге.

Именно с детей и подростков начиналось формирование так называемого "советского человека" - такого человека, который должен слепо верить в коммунизм и не жалеть ни себя, ни тем более других, ради этой веры. Картина жизни советского человека настолько неприглядна, что без слепой веры поверить в её правильность и справедливость невозможно.

Во многих советских фильмах можно проследить некий душевный "надрыв". Такое состояние было свойственно многим советским людям. Например, советский сериал "Вечный зов", по произведению Анатолия Иванова, наполнен бесконечными страданиями главных героев. Или другой сериал "Тени исчезают в полдень", в котором герои с детства до старости сражаются с классовыми врагами. Вся жизнь советского человека - это перманентная борьба: с врагами явными, с врагами скрытыми, с обстоятельствами, с разрухой, с голодом, и пр. Даже если в какие-то минуты наступает просветление, и вроде как становится немного лучше - это явление временное, потому что в следующий момент снова придётся бороться, во всём себе отказывая, не на жизнь, а на смерть, ради некоего "светлого будущего", которое неизвестно, кто и когда дождётся. Кто довёл страну до разрухи? Царь-батюшка? Попы и монахи? Буржуи? Да нет, разрушали "старый мир" как раз большевики, и следовательно, именно они - виновники разрухи и всего того, с чем не жалея жизни боролся советский человек в этих произведениях.

"Старый мир", который так старательно разрушали большевики, совершенно не заслуживал того, чтобы его рушить. В целом, борьба, которая привела к 1917 году, была борьбой за власть. Кучка людей, которые несмотря на численное меньшинство, стали гордо величать себя "большевиками", никогда бы не выиграла, если бы общее падение нравов в России не подготовило почву для их победы. А дальше им нужно было свою победу удержать. И для того, чтобы закрепиться, понадобилось насадить в людях веру в коммунизм - гораздо более слепую, чем вера в Бога. Проще подобная вера прививается молодому поколению, с детства. И вот примеры этой слепой веры можно найти в произведении Васильева "Завтра была война".

Искра спрашивает у матери, существуют ли абсолютные истины. Мать требует конкретизировать вопрос, потому что в подобном контексте на него сложно ответить.

"- Значит, человек живет во имя истины?

Мы - да. Мы, советский народ, открыли непреложную истину, которой учит нас партия. За нее пролито столько крови и принято столько мук, что спорить с нею, а тем более сомневаться - значит предавать тех, кто погиб и… и еще погибнет. Эта истина - наша сила и наша гордость. Искра. Я правильно поняла твой вопрос?"

Примечательно, что мать Искры просила её конкретизировать вопрос. Но сама дала не конкретный ответ, а напротив, абсолютно абстрактный. И как раз такой абстрактный ответ подразумевает необходимость именно слепой веры - в коммунистические идеалы. Существует некая истина, которую сама "товарищ Полякова" определить не может. И доказательства этой некой истины, которая так и не называется конкретно, искать по мнению Поляковой-старшей не следует.

"- Надо учить самой истине, а не способам ее доказательства. Это казуистика. Человек, преданный нашей истине, будет, если понадобится, защищать ее с оружием в руках. Вот чему надо учить".

Получается слепая вера, в некую "истину", которую открыли большевики. Всю нелепость такого заявления иллюстрирует своим ответом Зиночка, обладающая простым и незатейливым умом:

"- Кто объявляет, что истина - это и есть истина? Ну, кто? Кто?

Старшие, - сказала Зиночка. - А старшим - их начальники..."

Зиночка, несмотря на некоторую легкомысленность, как раз и являет собой настоящий продукт той идеологии, которую так старательно вселяют в мозги своих граждан большевики. Для Зиночки всё ясно. И для многих ей подобных, скорее всего, тоже. Эту веру в то, что большевики знают некую "истину", которая просто существует и не требует доказательств, прививают детям. И никто не отвечает на прямой вопрос, что же это за "истина". Такая позиция закономерна потому, что если на место абстрактной "истины", в которую требуется безоговорочно верить, поставить нечто конкретное, то у мыслящего человека может возникнуть желание подумать: а действительно ли "истина", которую ему предлагают - является истиной? Люберецкий, отец Вики, задумывается - и это кончается его арестом и разрушением его семьи.

Вероятно, эта истина гласит, что коммунистическая партия всегда права. Это яркий пример того, что коммунизм должен приниматься слепо, на веру, любые доказательства запрещены, а потому объявлено, что они не требуются. Либо ты принимаешь коммунистические истины бездоказательно, либо ты - классовый враг, независимо от того, женщина ты или мужчина. Кстати, у словосочетания "классовый враг" нет женского рода.

Когда Искра говорит о презумпции невиновности, о том, что каждый человек не виновен до тех пор, пока его вина не будет доказана, мать Искры горячо возражает этому и говорит по сути, что доказательства запрещены и что от всех требуется только слепая и безоговорочная вера. Именно поэтому понятие "презумпции невиновности" - есть нечто, против чего восстаёт правоверная коммунистка. Ведь "презумпция невиновности" предполагает, что надо доказывать вину. А коммунистам надо, чтобы они сказали: "это враг!" - и им поверили на слово, не требуя никаких доказательств.

Эта вера прививается в школе, потому что дети более податливы.

Вот речь истинного, убеждённого коммуниста, директора школы, который говорит про мальчика, который ударил девочку:

"Я не знаю, кто стоит перед вами. Может, это будущий преступник, а может, отец семейства и примерный человек. Но знаю одно: сейчас перед вами стоит не мужчина. Парни и девчата, запомните это и будьте с ним поосторожнее. С ним нельзя дружить, потому что он предаст, его нельзя любить, потому что он подлец, ему нельзя верить, потому что он изменит. И так будет, пока он не докажет нам, что понял, какую совершил мерзость, пока не станет настоящим мужчиной".

Это хорошо сказано! В это хочется верить, более того, это весьма полезно подрастающему поколению. Но что происходит дальше? А дальше директор начинает объяснять, что такое настоящий мужчина:

"А чтоб ему было понятно, что такое настоящий мужчина, я ему напомню. Настоящий мужчина тот, кто любит только двух женщин. Да, двух, что за смешки! Свою мать и мать своих детей. Настоящий мужчина тот, кто любит ту страну, в которой он родился. Настоящий мужчина тот, кто отдаст другу последнюю пайку хлеба, даже если ему самому суждено умереть от голода. Настоящий мужчина тот, кто любит и уважает всех людей и ненавидит врагов этих людей. И надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни!"

Эти слова составлены из красивых лозунгов, и идеологии, построенной на лжи, с помощью которой как раз и насаждается слепая вера. Самое неприятное сочетание: "правда, приправленная ложью".

Директор школы произносит слова: "Настоящий мужчина должен любить только двух женщин: свою мать и мать своих детей". Разве можно с этим согласиться? Если бы директор сказал: "Должен любить только одну женщину: свою жену", всё было бы понятно - речь идёт о плотской любви. Это означало бы, что мужчина должен быть верен своей жене, иными словами, речь шла бы об интимных отношениях, браке. Но он говорит и о матери, следовательно, понятие "любви" заключает в себе более широкий смысл. Но тогда почему мужчина должен любить всего двух женщин? Чисто по-человечески, он должен любить всех женщин. Как быть с дочерьми, сестрами, тетями, родственницами, просто знакомыми? Он должен их ненавидеть или быть к ним равнодушен?

В библии говорится: "Возлюби ближнего своего..." Но в словах директора мы видим слишком узкий, конкретный смысл. Мужчина должен любить двух женщин, а с остальными он может делать все, что ему прикажет партия и правительство, потому что других он любить не обязан, а значит, по приказу должен ненавидеть, пытать, расстреливать (как классовых врагов). На этом примере мы видим воспитание советского школьника сталинской эпохи, которому лишний раз подчёркивается, что он ни в коем случае не должен "любить ближнего своего". А вдруг ближний окажется классовым врагом, или ненадёжным с точки зрения компартии человеком? И для женщин тут тоже не делается исключений. А если и можно сделать исключение, то только для двух - не больше. Можно даже объяснить, почему речь идёт именно о матери и жене.

Заставить человека ненавидеть свою мать очень сложно. Так же, как жену - женщину, к которой у него есть не только душевное, но и плотское влечение, в которой он нуждается, как мужчина. Поэтому и допускается любовь к этим двум категориям женщин. Тем более, что никто не станет спорить с заявлением, что нужно любить мать, или жену. "Только двух женщин" - подчёркивает директор. "Только"! А если мужчина любит ещё и сестру или дочь - значит, он уже не "настоящий мужчина"? По речи директора выходит, что так. Правда, возникает другой вопрос: а почему тогда считается, что мальчик поступил плохо, ударив девочку? Она-то ему не мать и не жена, и её он любить не обязан. Кто знает, может быть он "прозрел" в ней будущего "врага народа". Но задаться такими вопросами школьники вряд ли смогут. Им проще поверить директору на слово, потому что он - авторитет.

Но это не всё. Как быть со следующей фразой: "Настоящий мужчина тот, кто любит и уважает всех людей и ненавидит врагов этих людей"? Первое утверждение противоречит второму. Всех людей - значит, уже не "только" двух женщин. "Ненавидит врагов" - а кто эти враги, если любить надо всех? Или в понятие "всех людей" входят только мать, жена и другие мужчины? Но тогда в категорию "врагов этих людей" попадают все прочие женщины: сёстры, знакомые, родственницы, сослуживицы и пр.

Если искать ответ на вопрос, кого же "всех" обязан любить мужчина, можно прийти к выводу, что наверное, под "людьми" имеются в виду только те, кто верен советской идеологии. Остальные, наверное, и составляют тех самых "врагов этих людей", которых и людьми-то директор школы признавать не желает.

Нелогичность фраз директора подразумевает, что дети должны просто ему поверить. Некритично поверить, потому что критики его слова не выдерживают.

Вера в коммунизм подразумевает, что человек должен во всём следовать заветам коммунистической партии, если требуется - давить и душить классовых врагов, кем бы они ни являлись: родными, близкими, знакомыми, незнакомыми. И уж если кого-то любить - то это родную партию и идеи коммунизма. Вера в коммунизм подразумевает, что для того, чтобы разбить классовых врагов, можно лжесвидетельствовать. Иначе как объяснить множество репрессированных по чьему-то доносу, часто не соответствующему истине? Чужое имущество - для коммунистов вообще не существует. Продразвёрстчики шли раскулачивать и отбирали всё, что было, не оставляя ни грамма и ни крошки. И никого при этом не мучила совесть, что он отбирает добро своего ближнего.

Всегда и во все времена находились люди, которые убивали, грабили, лжесвидетельствовали и пр. Но это не было нормой, это не было правильным. Убивая, человек понимал, что совершает грех, преступление. Вор, отбирая чужое, понимал, что он - вор. Во все времена осуждалось и убийство, и воровство. А если кому-то нужно было оправдать убийство и воровство, он ставили себя в некую "исключительную" позицию, пользуясь верой как самым удобным средством. Например, католическая инквизиция в средневековье придумала "охоту на ведьм", которую им якобы "заповедал" Сам Бог, а коммунисты придумали охоту на "врагов народа", которую якобы надо вести для "светлого будущего". И инквизицию, и коммунистов объединяет то, что убийство и воровство они сделали нормой, более того, вменили в обязанность своим согражданам. Если ты видишь кого-то, кто отступает от догматов коммунистов, то он - враг! И ты обязан донести на него, по приказу убить его, отобрать его имущество. Наверное, коммунистам не следовало так критиковать средневековую инквизицию. Они (коммунисты) действовали исходя из тех же принципов, что и "отцы-инквизиторы", только в более широких масштабах.

Коммунизм - это вера. Слепая вера, которая не терпит критики. И в произведении Б. Васильева хорошо обозначено, как эта вера насаждалась поколению советских людей, и как страдали те, кто делал попытки спорить со слепой верой и искать доказательства, подвергаясь арестам и теряя своих близких. Васильев в своей повести рисует тот же душевный надрыв, что и другие произведения. Надрыва, в котором жил советский человек. Он вынужден был не только постоянно преодолевать бытовые сложности, но ещё и жить в постоянном страхе перед тем, что приедет ночью чёрная машина и увезёт кого-то из твоих близких, а ты обязан будешь верить в то, что они - "враги народа" и всенародно отречься от них. Даже если твои собственные глаза, твои чувства твердят тебе о том, что всё это - ложь.

Цитаты по: Васильев Б. Завтра была война