Азанбек Джанаев. Иллюстрации к нартскому эпосу, Измаил-Бею и Чингиз-Хану. Эпические произведения народов евразии Вяйнямёйнен оберегает сампо от

Эпические произведения народов Евразии

Эпические произведения древности

МЕЖДУРЕЧЬЕ

«Эпос о Гильгамеше»

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
«Илиада»

« Одиссея»

« Илиада» - древнейший памятник древнегреческой литературы. В «Илиаде» описаны события Троянской войны. В ней, согласно Гомеру, приняли участие самые выдающиеся герои Греции - Ахилл, Аякс, Одиссей, Гектор и др., которым помогали бессмертные боги – Афина, Аполлон, Арес, Афродита, Посейдон.

Ахилл-копьеносец. Рисунок на краснофигурной вазе.

Середина V века до н.э.

Из собрания Музеев Ватикана.

ДРЕВНИЙ РИМ

«Энеида »

ИНДИЯ

«Рамаяна »

Древнеиндийский эпос, повествующий о великом герое Раме и его борьбе со злым демоном царем Раваной.

«Битва Рамы и Ханумана с Раваной».

Индия. 1820 г.

Из собрания Британского музея.

Эпические произведения Средневековья

ФРАНЦИЯ

« Песнь о Роланде »

«Песнь о походе против Альбигойцев »

Роланд – французский маркграф, герой одного из самых известных произведений мировой литературы, поэмы старофранцузского героического цикла, посвященного королю Карлу Великому.

«Роланд приносит обет верности

Карлу Великому». Средневековый манускрипт.

Франция. Около 1400 г.


ИСПАНИЯ

«Поэма о моем Сиде »

Памятник испанской литературы, героический эпос, созданный на рубеже 12-13 вв. Главный герой поэмы - доблестный Сид, борец против мавров , защитник своего народа. Главная цель жизни Сида - освобождение родной земли. Историческим прототипом Сида послужил кастильский военачальник, дворянин.

Знамя Баэза. Испания, XIII в.

Знамя, принесшее победу испанскому оружию, почитается как реликвия.

Вышивка изображает раннего испанского святого - вестготского епископа Исидора Севильского, более прославившегося ученостью, чем военной доблестью.


ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Былины

«Слово о полку Игореве»

Былины – русские народные эпические песни о подвигах богатырей.

Кадр из полнометражного

мультфильма студии « Мельница»

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»


АНГЛИЯ

«Беовульф »

«Похищение быка из Куалнге»

«Беовульф» - эпическая поэма англосаксов. Ее действие происходит в Скандинавии еще до переселения англов в Британию. Поэма рассказывает о победе военачальника Беовульфа над чудовищем Гренделем и опустошавшим страну драконом.

«Поединок Беовульфа с драконом».

Иллюстрация к книге Х.-Э. Маршалла

«Истории о Беовульфе».

Нью-Йорк, 1908 г.

ГЕРМАНИЯ

«Песнь о Нибелунгах »

«Кудруна »

«Песнь о нибелунгах» - созданная неизвестным автором в конце 12 – начале 13 века средневековая германская эпическая поэма. Сказание о Нибелунгах, составляющее сюжет поэмы, сложилось в эпоху переселения народов. Основой для сказания стала древнегерманская героическая сага (миф) о Зигфриде - победители дракона и освободителе вещей девы Брунгильды, его борьбе со злом и трагической гибели, а также историческая сага о гибели бургундского королевского дома в 437 г. в битве с гуннами Аттилы.

«Борьба Зигфрида с драконом».

Резьба по дереву на портале норвежской церкви. Конец XII в.

СКАНДИНАВИЯ

«Старшая Эдда »

«Калевала »

Калевала – название страны, в которой живут и действуют герои карело-финского народного эпоса.

«День народного эпоса Калевалы»- национальный праздник, отмечается 28 февраля. В этот день в Финляндии и Карелии каждый годпроходит «Калевальский карнавал».

Галлен-Каллела А. «Вяйнямёйнен обороняет Сампо от ведьмы Лоухи». 1896 г.

Из собрания Художественного музея г. Турку.

ЛАТВИЯ

«Лачплесис»

ЭСТОНИЯ

«Калевипоэг»

АРМЕНИЯ

«Давид Сасунский»

Средневековый эпос (8-10 века), рассказывающий о борьбе богатырей из Сасуна (область в исторической Армении, сей час – на территории Турции) против арабских захватчиков. Впервые эпос был записан в1873 г.известным исследователем Гарегином Срвантдзтянцемиз уст простого армянского крестьянина по имени Крпо.

Кочар Е.С. Памятник Давиду Сасунскому в Ереване. 1959 г.


АЗЕРБАЙДЖАН

«Кёр-оглы»

КИРГИЗИЯ

«Манас»

Герой эпоса – богатырь, объединивший киргизов. Эпос «Манас» внесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый длинный эпос в мире.

Садыков Т. Монумент герою эпоса «Манас» в Бишкеке. 1981 г.

Эпос народов России

БАШКИРЫ

«Гэсэриада»

НАРОДЫ АЛТАЯ

«Урал-батыр»

НАРОДЫ КАВКАЗА

Нартский эпос

Основу эпоса составляют сказания о подвигах богатырей («нартов»). Варианты Нартского эпоса встречаются у абхазов, адыгов, балкарцев ингушей, карачаевцев, осетин, чеченцев и других народов Кавказа.

Туганов М.С. (1881-1952).

Иллюстрация к нартскому эпосу.

«Волшебная свирель Ацамаза».


ТАТАРЫ

«Идигей»

«Алпамыш»

Эпос «Идигей» основан на реальных исторических событиях, происходивших во время распада Золотой Орды. Его герои – реальные исторические персонажи, например, темник Золотой Орды Едигей, ставшим основателем династии, правившей Ногайской Ордой. Его прямыми потомками по мужской линии были князья Юсуповы и Урусовы.

Фамильный герб рода Юсуповых. Во второй части

герба в золотом поле татарин держит в правой руке молоток.
Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] Эсалнек Асия Яновна

Героический эпос

Героический эпос

В этом параграфе говорится о разных формах героического эпоса .

Исторически первым типом повествовательных жанров был героический эпос, который сам по себе неоднороден» ибо включает произведения, сходные по проблемной ориентации, но разные по возрасту и типу персонажей. Наиболее ранней формой героического эпоса можно считать мифологический эпос, главным героем которого оказывается так называемый первопредок, культурный герой, выполняющий функции устроителя мира: он добывает огонь, изобретает ремесла, защищает род от демонических сил, борется с чудовищами, устанавливает обряды и обычаи. Ближе всего к подобному типу героев персонаж греческой мифологии Прометей.

Другой вариант героического эпоса отличается тем, что герой сочетает в себе черты культурного героя-первопредка и храброго воина, рыцаря, богатыря, воюющего за территорию и независимость племени, народа или государства. К числу таких героев относят, например, персонажей карело-финского эпоса, известного под названием «Калевала», или киргизского эпоса, именуемого «Манасом».

К наиболее зрелым формам героического эпоса принадлежат греческая «Илиада», испанская «Песнь о Сиде», французская «Песнь о Роланде», сербские юнацкие песни, русские былины. Они изображают героев в борьбе за общенародные интересы, большей частью в сражениях с иноземными завоевателями. Конечно, такие герои предельно идеализированы и представляют не реальных исторических лиц, а ушедший в прошлое утопический мир, в котором как бы сливались настроения певца и его слушателей, а все повествование получало эмоционально-возвышенную окраску.

Произведения героического эпоса в разных его вариациях встречаются практически у всех народов на ранних этапах развития словесного творчества, но хронологически в разное время. Так, «Илиада» Гомера датируется VIII веком до нашей эры, русские былины – XI–XV веками христианской эпохи. При этом у разных народов такие произведения имеют разные названия: былины, думы, эпопеи, песни о деяниях, саги, руны, олонхо и т. д.

Из сказанного следует, что об шее типологическое качество, дающее основание причислять произведения к жанру героического эпоса, заключается, во-первых, в подчеркивании силы, отваги, смелости героя, во-вторых, в акцентировании цели и смысла его действий, их направленности на общее благо, будь то устроение мира или борьба с врагами. Такие устремления немецкий философ начала XIX века Г.В.Ф. Гегель назвал субстанциональными, то есть общезначимыми, а тот период, когда стали появляться подобного типа герои и воспевающие их произведения, «героическим состоянием мира». Объективные предпосылки для возникновения жанров героического типа могли сложиться и позже, особенно в связи с осмыслением национально-освободительных войн, в частности борьбы с фашизмом в 40-е годы XX века. Отражение этих процессов легко найти в произведениях разных писателей, посвященных Второй мировой войне.

Из книги Мир короля Артура автора Сапковский Анджей

А. АНГЛО-НОРМАННСКИЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ЭПОС (1137 -1205)Артуровская легенда в издании Джефри Монмаутского неожиданно приобрела политическое звучание. Повесть о «могучем короле Англии, Уэльса, Ирландии, Нормандии и Бретани», о короле, который «завоевал Галлию, Аквитанию, Рим и

Из книги Книга для таких, как я автора Фрай Макс

Из книги Поэтика мифа автора Мелетинский Елеазар Моисеевич

ЭПОС САГА О ХРОАЛЬДЕ КОЖАНОМ РЕМНЕ(Исландская сага)На этом заканчивается рассказ о Хроальде и людях из Моржовой Бухты.СТРАНСТВИЯ МАК-ЛОТА(Ирландская сага)А люди Мак-Лота, которым не терпелось вернуться на Блаженный Остров, в ту же ночь вернулись на корабль и подняли

Из книги Мировая художественная культура. XX век. Литература автора Олесина Е

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

Североамериканский эпос Создатель «округа Йокнапатофа» (У. Фолкнер) В литературном сознании США еще в конце XIX в. возникла идея создания «великого американского романа», отразившего бы феномен американской жизни, особенности американского «универсума». Эта идея

Из книги Сочинения русского периода. Проза. Литературная критика. Том 3 автора Гомолицкий Лев Николаевич

§ 3. Эпос В эпическом роде литературы (др. - гр. epos - слово, речь) организующим началом произведения является повествование о персонажах (действующих лицах), их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это - цепь словесных сообщений

Из книги Canto XXXVI автора Паунд Эзра

Героический пафос 1 По дороге к друзьям на именины от знакомых, где он только что шутил и смеялся, юноша на станции метро ожидал поезда. Сторонясь от толпы, как это и естественно для человека, которому спешить особенно некуда, прохаживался по самому краю площадки, в мягкой

Из книги Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] автора Эсалнек Асия Яновна

Илья Кукулин Подрывной эпос: Эзра Паунд и Михаил Еремин ЭЗРА ПАУНД - один из значительных поэтов XX века. Однако радикальная поэтика Паунда, с одной стороны, и его длившееся несколько лет сотрудничество с режимом Муссолини, с другой, максимально затрудняют возможность

Из книги Немецкоязычная литература: учебное пособие автора Глазкова Татьяна Юрьевна

Романный эпос В этом параграфе читатель узнает, что стало предпосылкой развития романных жанров, познакомится с основными типами романа в европейской литературе и получит представление о романной структуре, какой она сложилась в XIX веке.Начиная с XI–XII веков в

Из книги История русской литературной критики [Советская и постсоветская эпохи] автора Липовецкий Марк Наумович

Героический эпос эпохи зрелого Средневековья Окончательно сложившаяся в эпоху расцвета Средневековья «Песнь о Нибелунгах» была записана неизвестным автором в начале XIII в. на средневерхненемецком языке. До нас она дошла в нескольких рукописях. Песнь состоит из двух

Из книги Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1 автора Коллектив авторов

5. Жанровая теория Бахтина: Эпос и роман от 1920-х к 1930-м годам Тексты Бахтина о романе, написанные им в 1930-х - самом начале 1940-х годов, представляют сложности двух типов. Первая - текстологическая. Все материалы (за исключением книги о Рабле: она остается важным источником

Из книги Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1 автора Коллектив авторов

Песнь о Роланде Французский эпос. Перевод Ф. де ла Барта «Песнь о Роланде» – одно из древнейших произведений французского героического эпоса. Поскольку события в этой эпопее основаны на легендах, а не на реальных фактах, я сначала расскажу тебе о том, что произошло на

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

Героический характер в литературе Способность человека совершить подвиг, преодолеть препятствия, кажущиеся непреодолимыми, всегда привлекала людей. Самые первые литературные персонажи были героями – Гильгамеш, Ахилл, Роланд, Илья Муромец… Именно герой способен

Из книги автора

Цветаева М. И Эпос и лирика современной России Владимир Маяковский и Борис Пастернак Если я, говоря о современной поэзии России, ставлю эти два имени рядом, то потому, что они рядом стоят. Можно, говоря о современной поэзии России, назвать одно из них, каждое из них без

Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 8»

г. Саранска РМ


  • «Эпос» - (от греч.) слово, повествование, одно из трех родов литературы, повествующих о различных событиях прошлого.
  • Героический эпос народов мира является порой важнейшим и единственным свидетельством прошлых эпох.
  • Он восходит к древнейшим мифам и отражает представления человека о природе и мире. Первоначально он сформировался в устной форме, потом, обрастая новыми сюжетами и образами, закрепился в письменной форме.


  • Эпос формировался разными путями. Лиро-эпические, а на их основе и эпические песни, подобно драме и лирике, возникали из ритуальных представлений (На первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга).
  • Становление прозаических жанров эпоса, в частности сказки, связано с индивидуально рассказывавшимися мифами (фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований - мифов).
  • На раннее эпическое творчество и дальнейшее становление форм художественного повествования воздействовали также устные, а потом и фиксируемые письменно исторические предания.

  • Героический эпос - это результат коллективного народного творчества.
  • Но это вовсе не умаляет роли отдельных сказителей. Знаменитые «Иллиада» и «Одиссея», как известно, были записаны единственным автором Гомером.






  • «Великое сказание о потомках Бхараты» или «Сказание о великой битве бхаратов».
  • Махабхарата – героическая поэма, состоящая из 18 книг, или парв. В виде приложения она имеет еще 19-ю книгу – Хариваншу, т. е. «Родословную Хари». В нынешней своей редакции Махабхарата содержит свыше ста тысяч шлок, или двустиший.





«Песнь о Нибелунгах» - средневековая германская эпическая поэма, написанная неизвестным автором в конце 12 - начале 13 века. Принадлежит к числу наиболее известных эпических произведений человечества. Содержание её сводится к 39 частям (песням), которые называются «авентюрами».


Ссора королей

Состязания при дворе Брунгильды

Эпопея отражает прежде всего рыцарское мировоззрение эпохи Штауфенов ( Штауфены (или Гогенштауфены) – императорская династия, правившая Германией и Италией в XII – первой половине XIII в. Штауфены, в особенности Фридрих I Барбаросса (1152–1190), пытались осуществить широкую внешнюю экспансию, которая в конечном итоге ускорила ослабление центральной власти и способствовала усилению князей. Вместе с тем эпоха Штауфенов характеризовалась значительным, но недолгим культурным подъёмом. ).


Смерть Зикфрида

Зикфрид


Похороны

Зикфрида

Кримхильда показывает Хагену

голову Гунтера

Хален бросает золото в Рейн


  • Калевала – карело – финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун (песен). В основу легли карельские народные эпические песни. Обработка «Калевалы» принадлежит Элиасу Лённроту (1802-1884), который связал отдельные народные эпические песни, произведя определённый отбор вариантов этих песен и сгладив некоторые неровности.
  • Название «Калевала», данное поэме Лённротом, - это эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои.

Вяйнямёйнен играет на кантеле


Вяйнямёйнен оберегает сампо от

Ведьмы Лоухи.

Вяйнямёйнен



  • ЭПОС давал законченную и всеобъемлющую картину мира, объяснял его происхождение и дальнейшие судьбы, включая и самое отдаленное будущее, учил отличать добро от зла, наставлял в том, как жить и как умирать.
  • Эпос вмещал в себя древнюю мудрость, знание его считалось необходимым для каждого члена общества.

  • Эпосы так же разнообразны, как судьбы стран и народов, как национальные характеры, как язык.
  • В каждой стране существуют свои герои народного эпоса. В Англии воспевался непобедимый разбойник Робин Гуд - защитник обездоленных; в Азии Гэсэр - великий лучник: эвенкийских героических сказаниях - храбрый Содани-богатырь ; в бурятском героическом эпосе - Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон .

  • Героический эпос дошёл до нас как в виде обширных эпопей, книжных («Илиада», «Одиссея», «Махабхарата», «Рамаяна», «Беовульф» ) или устных Джангар», «Алпамыш», «Манас »), так и в виде коротких «эпических песен» (русские былины , южнославянские песни, стихотворения Эдды Старшей ),

1.Эпос часто включает в себя сюжет сотворения мира, как боги создают гармонию мира из первоначального хаоса.

2.Сюжет чудесного рождения героя и его первых юношеских подвигов .

3.Сюжет сватовства героя и его испытаний перед свадьбой .

4. Описание битвы , в которой герой показывает чудеса отваги, находчивости и мужества.

5. Прославление верности в дружбе, великодушия и чести .

6.Герои не только защищают Родину, но и высоко ценят собственную свободу и независимость .


  • представлен героико-мифологическими и героико-эпическими произведениями о возникновении мира (неба, земли, человека, богов) и о зарождении этнической государственности (песни и сказания о царе Тюште).
  • По характеру героический Эпос небогатырский.
  • Составная часть героической поэзии - сказание о богатыре Сабане, выступающий как архаичный герой; легенда о чудесном Гурьяне, трагическом предводителе Эрзи и Мокши.

Cлайд 1

Cлайд 2

Былины. Впервые термин былины был введён в 1839 году Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа». Народное же название этих произведений «старина, старинушка, старина». «Я улёгся на мешке около тощего костра … и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов…, но такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и весёлый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что – то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления…» - вспоминает собиратель фольклора П. Н. Рыбников.

Cлайд 3

Былины: вымысел или история с элементами фантастики? Большинство известных нам былин создавалось в 9 – 12 веках. Однако, можно заметить в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох (16 и даже 19 веков). Почему так происходило? «Далеко не все события и герои, воспетые в былинах, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, иногда прежним героям приписывались подвиги, совершаемые позднее. Так в течение столетий складывался особый мир былин, который объединил в себе людей из разных столетий и эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Руси с 10 до 16 веков».

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Киевский цикл былин. Особенности: Действие происходит в Киеве или около него. В центре повествования стоит князь Владимир. Основная тема: защита Русской земли от кочевников. Герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Вольга и Микула Селянинович.

Cлайд 7

Cлайд 8

Илья Муромец. Главнейший герой русских былин, только сюжет о его битве с Соловьем-Разбойником имеет более ста вариантов. До 30 лет Илья сидел сиднем, не владея руками и ногами, затем получил чудесное исцеление и богатырскую силу от калик перехожих (странствующих паломников). Его личность символизирует переход от «старших» богатырей к «младшим»: он был знаком со Святогором и тот, согласно некоторым вариантам, перед смертью передал ему часть своей великой силы (по другим Илья отказался от нее). В былинах Илья Муромец предстает перед нами как «старый казак», обладающий недюжинной силой, могучий и мудрый.

Cлайд 9

Cлайд 10

Добрыня Никитич. Наиболее популярный после Ильи Муромца герой русского эпоса. Самый «интеллигентный» из былинных богатырей; в нем воплощены те качества, которые народ в совокупности обозначал словом «вежество»: образованность, прекрасное воспитание, знание норм этикета, умение играть на гуслях, ум (Добрыня великолепно играет в шахматы). Все это делает его особенно пригодным для дипломатических поручений: в былинах он часто представляет интересы князя Владимира в заграничных землях. Кроме перечисленных качеств он, как и все богатыри, храбр и отважен. Уже с детства (с 12 или 15 лет) Добрыня прекрасно владеет оружием.

Cлайд 11

Cлайд 12

Алёша Попович. Младший из знаменитой троицы былинных богатырей, сын ростовского попа Левонтия (редко – Федора). Известен как молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, так и вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.

Cлайд 13

Cлайд 14

Вольга Святославович (Волх Всеславьевич). Имя героя, Волх, указывает на то, что родился великий кудесник, волхв. Он рождением связан с природой, как с природой и борьбой с ней была связана вся жизнь первобытного человека. Предки русских, раньше чем стать земледельцами, зависели от охоты, которая когда-то была основной формой добычи средств существования. Когда Волх рождается, звери, рыбы и птицы в страхе прячутся: родился великий охотник. Волх умеет обращаться в животных: рыб он ловит в образе щуки, птиц - обернувшись соколом, лесных зверей - серым волком. Он чародей и оборотень. Волх умеет обращаться в животных: рыб он ловит в образе щуки, птиц - обернувшись соколом, лесных зверей - серым волком. Он чародей и оборотень. Он воюет так же, как охотится: путем волшебного умения, «хитрости-мудрости».

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Микула Селянинович. Пахарь, обладающий недюжинной силой. Вольга Всеславьевич встретил его, когда в сопровождении дружины ехал за данью в города Гурчевец, Крестьяновец и Ореховец. Орест Миллер видел в Микуле древнее божество земледелия; таким образом, встреча его с Вольгой – это встреча бога-охотника с богом-пахарем. Огромная сила, способность с легкостью поднять тягу земную (что оказалось не под силу могучему Святогору), сближают его с так называемыми «старшими» богатырями – наиболее древними персонажами русского эпоса.

МБОУ «СОШ №1 (с углубленным изучением отдельных предметов)

«Художественные традиции народов мира»

Выполнила: Филиппова Е.Ю.

учитель истории


Тема урока:

«Героический эпос народов мира. Понятие о героическом эпосе»


Понятие о героическом эпосе

«Эпос» - (от греч.) слово, повествование, одно из трех родов литературы, повествующих о различных событиях прошлого.

Героический эпос народов мира является порой важнейшим и единственным свидетельством прошлых эпох. Он восходит к древнейшим мифам и отражает представления человека о природе и мире.

Первоначально он сформировался в устной форме, потом, обрастая новыми сюжетами и образами, закрепился в письменной форме.

Героический эпос – это результат коллективного народного творчества. Но это вовсе не уменьшает роли отдельных сказителей. Знаменитые «Илиада» и «Одиссея», как известно, были записаны единственным автором – Гомером.


«Сказание о Гильгамеше» шумерский эпос 1800г.до н.э.

«Эпос о Гильгамеше» изложен на 12

глиняных табличках.

По мере развития сюжета эпоса образ Гильгамеша меняется. Сказочный герой-богатырь, похваляющийся своей силой, превращается в человека, познавшего трагическую краткость жизни. Могучий дух Гильгамеша восстает против признания неизбежности смерти; лишь в конце своих странствий герой начинает понимать, что бессмертие может принести ему вечная слава его имени.


ГИЛЬГАМЕ́Ш (шумер. Бильгамес - возможна интерпретация этого имени как «предок-герой»), полулегендарный правитель Урука, герой эпической традиции Шумера и Аккада.

Гильгамеш со львом из дворца

Саргона II в Дур-Шаррукине

8 век до н. э.


«Махабхарата» индийский эпос середина I тыс. н.э.

«Великое сказание о потомках Бхараты» или «Сказание о великой битве бхаратов». Махабхарата – героическая поэма, состоящая из 18 книг, или парв. В виде приложения она имеет еще 19-ю книгу – Хариваншу, т. е. «Родословную Хари». В нынешней своей редакции Махабхарата содержит свыше ста тысяч шлок, или двустиший, и по объему в восемь раз превосходит «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, взятых вместе.

Индийская литературная традиция считает Махабхарату единым произведением, а авторство ее приписывает легендарному мудрецу Кришне- Двайпаяне Вьясе.


Краткое содержание

Основное сказание эпопеи посвящено истории непримиримой вражды между кауравами и пандавами – сыновьями двух братьев Дхритараштры и Панду. В эту вражду и вызванную ею борьбу, согласно сказанию, постепенно вовлекаются многочисленные народы и племена Индии, северной и южной. Она оканчивается страшной, кровопролитной битвой, в которой гибнут почти все участники обеих сторон. Одержавшие победу столь дорогою ценой объединяют страну под своей властью. Таким образом, главной идеей основного сказания является единство Индии.




Средневековый эпос

«Песнь о Нибелунгах» - средневековая германская эпическая поэма, написанная неизвестным автором в конце 12 - начале 13 века. Принадлежит к числу наиболее известных эпических произведений человечества. Содержание её сводится к 39 частям (песням), которые называются «авентюрами».

В песне рассказывается о женитьбе драконоборца Зикфрида на бургундской принцессе Кримхильде, его смерти из-за конфликта Кримхильды с Брунгильдой, женой её брата - Гунтера, а затем о мести Кримхильды за смерть мужа.

Есть основания полагать, что сочинена эпопея около 1200 г., что место её возникновения следует искать на Дунае, в районе между Пассау и Веной.

В науке высказывались различные предположения относительно личности автора. Одни учёные считали его шпильманом, бродячим певцом, другие склонялись к мысли, что он – духовное лицо (может быть, на службе епископа Пассауского), третьи – что он был образованным рыцарем невысокого рода.

В «Песни о нибелунгах» объединены два поначалу самостоятельных сюжета: сказание о смерти Зигфрида и сказание о конце бургундского дома. Они образуют как бы две части эпопеи. Обе эти части не вполне согласованы, и между ними можно заметить известные противоречия. Так, в первой части бургунды получают в целом негативную оценку и выглядят довольно мрачно в сравнении с умерщвляемым ими светлым героем Зигфридом, услугами и помощью которого они столь широко пользовались, тогда как во второй части они фигурируют в качестве доблестных витязей, мужественно встречающих свою трагическую судьбу. Имя «нибелунги» в первой и во второй частях эпопеи употребляется различно: в первой- это сказочные существа, северные хранители клада и богатыри на службе Зигфрида, во второй – бургунды .


Ссора королей

Состязания при дворе Брунгильды

Эпопея отражает прежде всего рыцарское мировоззрение эпохи Штауфенов ( Штауфены (или Гогенштауфены) – императорская династия, правившая Германией и Италией в XII – первой половине XIII в. Штауфены, в особенности Фридрих I Барбаросса (1152–1190), пытались осуществить широкую внешнюю экспансию, которая в конечном итоге ускорила ослабление центральной власти и способствовала усилению князей. Вместе с тем эпоха Штауфенов характеризовалась значительным, но недолгим культурным подъёмом ).


Смерть Зикфрида

Зикфрид


Похороны Зикфрида

Хален бросает золото в Рейн

Кримхильда показывает Хелену

голову Гунтера


Эпос в произведениях искусства разных жанров

Музыка:

  • А. Бородин. Богатырская симфония;
  • Н. Римский-Корсаков. Оперы «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Псковитянка»;
  • М. Мусоргский. «Картинки с выставки», пьеса «Богатырские ворота», опера «Хованщина»;

Живопись:

  • В. Васнецов. «Богатыри».

Калевала

  • Калевала – карело – финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун (песен). В основу легли карельские народные эпические песни. Обработка «Калевалы» принадлежит Элиасу Лённроту (1802-1884), который связал отдельные народные эпические песни, произведя определённый отбор вариантов этих песен и сгладив некоторые неровности.
  • Название «Калевала», данное поэме Лённротом, - это эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои. Суффикс lla означает место жительства, так что Kalevalla - это место жительства Калева, мифологического родоначальника богатырей Вяйнямёйнена, Ильмаринена, Лемминкяйнена, называемых иногда его сынами.
  • В Калевале нет основного сюжета, который связывал бы между собою все песни.


Вяйнямёйнен оберегает сампо от

Ведьмы Лоухи.

Вяйнямёйнен







Несмотря на то, что героический эпос народов слагался в разной исторической обстановке, он имеет много общих черт и сходных признаков. Прежде всего это касается повторяемости тем и сюжетов, а также общности характеристик главных героев. Например:

1.Эпос часто включает в себя сюжет сотворения мира , как боги создают гармонию мира из первоначального хаоса.

2.Сюжет чудесного рождения героя и его первых юношеских подвигов .

3.Сюжет сватовства героя и его испытаний перед свадьбой .

4. Описание битвы , в которой герой показывает чудеса отваги, находчивости и мужества.

5. Прославление верности в дружбе, великодушия и чести .

6.Герои не только защищают Родину, но и высоко ценят собственную свободу и независимость .


  • Домашнее задание: