Игорь федорович стравинский и его многогранная музыка. Игорь федорович стравинский Новый творческий этап

Facebook

Twitter

VK

Odnoklassniki

Telegram

Музыка

Балеты Великого Игоря

5 (17 по новому стилю) июня 2017 года исполняется 135 лет со дня рождения русского композитора, дирижера и пианиста Игоря Стравинского. К юбилею «Великого Игоря» Э-Вести предлагает вспомнить наследие композитора в жанре балета.

Игорь Стравинский имел особое тяготение к музыкальному театру, в частности, к балету. При этом как истинный новатор он не следовал магистральной линии развития жанра, а обогащал его извне и делал полем для собственных творческих экспериментов. Композитор создал 12 хореографических сочинений, ряд которых назвать просто балетом сложно. Например, русские потешные сцены в «Петрушке», балет с пением в «Пульчинелле» или «Байке про лису, петуха, кота да барана», хореографические сцены «Весны священной» и «Свадебки». В большинстве случаев Стравинский не ограничивал себя жанром балета, а лишь использовал его как один из элементов музыкального языка при создании оригинальных произведений.

Русские балеты

Первые балеты были созданы Стравинским для труппы С. Дягилева и предназначались для Парижских сезонов. Это «Жар-птица» (1910), созданная по уже готовому либретто и синтезировавшая все русское и самобытное для представления России в Париже; сцены русской ярмарки «Петрушки» (1911) с главными героями-куклами и «Весна священная» (1913), созданная по либретто и с декорациями и костюмами Н. Рериха и хореографией В. Нижинского.

Отрывок из фильма-балета «Петрушка», в главной партии Р. Нуриев:

Премьера «Весны священной», ярко новаторской по языку и хореографии, была освистана публикой. Рерих вспоминал:

«Я помню, как во время первого представления публика свистела и кричала так, что ничего нельзя было услышать».

Сцена из «Весны священной» на открытии новой сцены Мариинского театра:

Завершением русского периода стала «Свадебка» (1923), также представленная в «Русских балетах Дягилева». Хореографические сцены с пением и музыкой сопровождались ансамблем 4 роялей и ударных инструментов, а основой сочинения стали подлинные народные песни русской свадьбы из сборника П. Киреевского. Интересно заметить, что в России «Свадебка» была впервые поставлена только в 1995 году.

Исполнение «Свадебки» в Мариинском театре:

Новый творческий этап

В «Русских сезонах» Дягилева прозвучал также балет с пением «Пульчинелла» (1920). Парижской публике были представлены 3 спектакля на основе итальянской музыки XVIII века, созданные О. Респиги и В. Томазини. Для Стравинского Дягилев собственноручно снимал копии с неоконченных рукописей итальянского композитора Дж. Перголези, которые были оркестрованы и дополнены композитором. «Пульчинелла» стала поворотом композитора к неоклассицизму, резкой сменой стиля, которая вызывала в музыкальных кругах некоторое недоумение. Стравинский писал об этом:

«Меня бранили за сочинение «простой» музыки и обвиняли в отречении от моего «истинно русского наследия».

Вдохновение музыкальным наследием прошлого нашло отражение и в следующем балете «Аполлон Мусагет», поставленном также труппой Дягилева в 1928 году.

К 35-летию смерти П. Чайковского – одного из любимых композиторов Стравинского – создается балет «Поцелуй феи» (1928), в котором использованы основные мелодические обороты Петра Ильича и отрывки из некоторых его сочинений. В предисловии к балету Стравинский написал:

«Балет имеет аллегорический смысл - ведь муза Чайковского сродни этой фее. Подобно фее, муза отметила Чайковского своим поцелуем, печать которого лежит на всех творениях великого художника».

Отрывок из балета «Поцелуй феи»:

Каждое обращение Стравинского к балету представляет оригинальный и самобытный взгляд подлинного новатора, для которого жанр – это не границы, а возможности. Взгляд композитора на мир танца открыл в этом жанре новую страницу – страницу современного балета.

Источники: Савенко И. Мир Стравинского. М.,2001.

Стравинский И. Хроника моей жизни. М., 2005.

балет , классическая музыка

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники

Родился 5 июня 1882 г. в Ораниенбауме, близ Петербурга, в семье известного оперного певца Мариинского театра Федора Стравинского. Мать, Анна Кирилловна, была музыкально одаренной женщиной - пела и играла на рояле, являлась постоянным аккомпаниатором мужа. В их доме бывали дирижер Э. Направник, балетмейстер М. Петипа, Ф. Достоевский, Н. Римский-Корсаков, артисты Мариинского театра.
Учась в гимназии, Стравинский занимался игрой на фортепиано, любил музыку, но не собирался полностью посвятить себя ей.
После окончания гимназии, в 1900 г. Стравинский стал студентом юридического факультета Петербургского университета. Музыка все еще находилась где-то в стороне. То, что он сочинял, оставалось «вещью в себе», не вступая ни в какие контакты с внешним миром. В университете Стравинский близко сошелся с В.Н. Римским-Корсаковым, сыном композитора. Вскоре представилась возможность показаться знаменитому музыканту: летом 1902 г. обе семьи отдыхали по соседству близ Гейдельберга, и Стравинский показал ему свои первые сочинения. Римский-Корсаков отсоветовал Стравинскому поступать в консерваторию, но предложил продолжить подготовительные занятия с его бывшим учеником В. Калафати (стандартные упражнения по контрапункту, инвенции и фуге, гармонизация хоралов), а также два раза в неделю приходить на уроки к нему лично. Вдохновленный, Стравинский начинает неистово работать и вскоре очень сближается с учителем, став своим человеком в его доме. Молодой композитор находился под сильнейшим воздействием великого педагога (свою Первую симфонию он посвятил «дорогому учителю»), к которому относился с сыновней любовью. Смерть Римского-Корсакова (1908) потрясла его. Памяти учителя Стравинский написал «Траурную песню» для оркестра.
В 1906 г. Стравинский женился на своей двоюродной сестре, Екатерине Гавриловне Носенко, - девушке редкой душевной красоты, серьезно занимавшейся музыкой, живописью, литературой.
Событием, определившим «крутой поворот» в жизни Стравинского, казалась встреча с С. Дягилевым, возглавлявшим объединение и организовавшим Русские сезоны в Париже, благодаря которым европейская публика смогла познакомиться с искусством Ф. Шаляпина, .
К очередному сезону Дягилев заказал А. Лядову музыку к балету «Жар-птица», но работа не была выполнена из-за плохого самочувствия композитора, и представление оказалось под угрозой срыва. Тогда Дягилев, слышавший произведения Стравинского («Фантастическое скерцо», «Фейерверк») и уверовавший в молодого и энергичного музыканта, предложил ему взяться за эту работу.
25 июня 1910 г. - точная дата начала мировой славы Стравинского, ибо в этот день состоялась премьера «Жар-птицы» на сцене парижской «Гранд-опера». Замысел балета, как известно, не принадлежал Игорю Федоровичу. Перед ним было готовое либретто, составленное , А. Ремизовым, . Однако сюжет не сковывал его творческой фантазии. Определяющим для композитора стало «мирискусническое» отношение к фольклору как самоценному художественному миру.
Год, отделяющий «Петрушку» (1911) от «Жар-птицы», - значительное расстояние для быстро созревающего феноменального дарования Стравинского. Если «Жар-птица» еще несет отзвуки прошлого, то «Петрушка» уже смотрит в будущее. Здесь все ново: и улично-балаганный «низовой» фольклор, и новые приемы оркестровки, и свободное многоголосие, в основе которого - сочетание не только мелодических линий, но целых пластов. А главное - магия условного театрального действа, допускающая соединение разных жанровых и смысловых элементов: романтической истории и фольклорного направления, русского народного театра «Петрушка» и персонажей итальянской «комедии масок». Мир людей и мир кукол сосуществуют у Стравинского в едином пространстве театра представления. Установка на лицедейство и игру воплощает эстетическое кредо композитора, а театр впервые заявлен здесь как важнейшая тема творчества в целом.
В 1913 г. в Париже разразился «грандиозный театральный скандал», поводом для которого послужил новый балет Стравинского «Весна священная», имевший подзаголовок «Картины языческой Руси». Композитор воскрешал в музыке первозданную суровость обычаев древнего племени, возглавляемого Старейшим-Мудрейшим, возрождал обряды весенних гаданий, заклинаний сил природы, представлял величание Избранной. Завершался балет ее Великой священной пляской - жертвоприношением. Музыка его, насыщенная диссонансами, политональными наслоениями, импульсивными ритмами, сплетающимися мелодическими потоками, создавала впечатление первобытной стихийности и обрядовой истовости мира предков, в котором человек и природа неразделимы. Сам композитор, подчеркивая это, говорил: «Мой новый балет «Весна священная» не имеет сюжета. Это религиозная церемония Древней Руси - Руси языческой». Все премьеры ранних балетов Стравинского, состоявшиеся в антрепризе Дягилева, имели значение сенсации, утверждая мировую славу молодого новатора.
Накануне первой мировой войны Стравинский уезжает за границу; с 1913 г. он попеременно живет то во Франции, то в Швейцарии. Театр стал воплощением его художественных устремлений; для театра написаны оперы «Соловей» и «Мавра», музыкально-сценические произведения «История солдата», «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана», «Свадебка». Музыкальные замыслы этих сочинений во многом вновь исходили из фольклорной поэтики. Именно Стравинскому удалось наметить одну из магистральных линий развития музыкального театра XX века, синтезирующего разные виды искусства. Жест, воспринимаемый композитором как первоязык культуры, а также другие ее праэлементы - слово и музыка - составили основу уникальных в жанровом отношении сочинений: «Истории солдата» - «сказки, читаемой, играемой и танцуемой», «Байки» - «веселого представления с пением и музыкой», «Свадебки» - «русских хореографических сцен с пением и музыкой». Новаторство этих произведений во многом обусловлено и особыми принципами претворения фольклорной поэтики, характерными для стиля и творчества художников , в тесном содружестве с которыми Стравинский находился в эти годы. В литературе о Стравинском принята классификация его творческих периодов: ранний («русский», заканчивающийся «Свадебкой», то есть 1923 г.), центральный («неоклассицистский», охватывающий тридцатилетие до 1953 г.) и поздний (связанный с обращением к додекафонии - новой технике композиции с двенадцатью функционально равнозначными тонами). Такое деление творческого пути композитора весьма условно, так как дает представление только об эволюции «почерка» Стравинского.
В 20-30-е гг.Стравинский становится лидером неоклассицизма - направления в искусстве XX века, утверждавшего порядок и гармоничность старого искусства в противовес хаосу и гипертрофии эмоций бурно развивавшегося экспрессионизма. Французские композиторы возрождали традиции Люлли, Куперена, Рамо; итальянские - Тартини, Вивальди, Скарлатти; немецкие - Шютца, Баха, Генделя, Моцарта. Стравинский занял в этом процессе особое положение: отличительной чертой его неоклассицизма стал универсализм - всеохватностъ ассимилируемых барочно-классицистских традиций. С одинаковым успехом он претворял стилевые особенности Люлли (балет «Аполлон Мусагет»), Вивальди (Скрипичный концерт), Чайковского («Поцелуй феи»), Перголези (балет «Пульчинелла»), Баха (Концерт для фортепиано и духовых).
Традиции и новаторство в его творчестве соединяются в неделимую целостность, а стилистика старинной музыки всякий раз по-новому интерпретируется в зависимости от авторской концепции. Произведение Софокла «Царь Эдип» явилось основой для создания (1927) оперы-оратории торжественного монументального плана, возрождающей традиции античной трагедии. Композитор вместе с либреттистом Ж. Кокто разработал сценический «облик» спектакля, предпослав ему схему декораций (с видом на Акрополь) и подробное разъяснение сценического плана (действующие лица поднимаются из люков или пребывают неподвижно в специальных нишах, освещаемые в нужный момент лучами света и напоминающие, по замыслу автора, «ожившие статуи»). Во всем подчеркивается сдержанность эмоций, статичность (отсюда перевод текста на «мертвый» язык - латынь - и огромная роль статуарных хоровых номеров), но эта статика особая - микеланджеловской силы нагнетающихся событий. В музыкальной характеристике персонажей оперы Стравинский соединяет архаику, традиции оперного искусства XVII-XVIII веков с современными звучаниями, определяющими весь облик сочинения.
Среди творений Стравинского предвоенного десятилетия - мимодрама «Персефона», Концерт для камерного оркестра, «Симфония псалмов», балет «Игра в карты» - последнее произведение, написанное им в Европе. В 1939 г. Стравинский перебрался в США. Великий музыкант покидал Старый Свет, пережив много горя, похоронив старшую дочь (Людмила умерла в 1938 г.), мать и жену (Екатерина Гавриловна умерла в марте 1939 года, а в июне этого же года в возрасте восьмидесяти пяти лет скончалась Анна Кирилловна). Тяжкие переживания отразились на его здоровье, начался легочный процесс, вынудивший его провести пять месяцев в санатории.
Непосредственным поводом для поездки в Америку было приглашение Гарвардского университета прочитать цикл лекций по музыкальной эстетике. Результатом этого лекционного курса явилась книга под названием «Музыкальная поэтика». В действительности же переезд в США вызвала более веская причина - началась вторая мировая война, и в Европе оставаться было небезопасно. Стравинский поселился в Голливуде, где приобрел виллу, почти до самой смерти являвшуюся местом его постоянного пребывания. Под влиянием американского «художественного климата» появляются произведения с явными следами воздействия джазовой культуры: «Танго» в двух версиях - для одного и для двух роялей, «Скерцо а lа Russe» для симфоджаза, «Эбони-концерт», музыка к бродвейскому ревю «Семь изящных искусств». Но в эти же годы Стравинский пишет балет «Орфей», оперу «Похождения повесы», Симфонию в трех частях, вновь поражающие публику неожиданными «стилевыми переключениями».
Начиная с Септета (1954), композитор начинает использовать в сочинениях додекафонную технику, хотя достаточно свободно, с явной тональной централизацией.
В последние годы Стравинский пишет много духовной музыки и часто обращается к ветхо- и новозаветным текстам: «Священное песнопение» (1956), «Плач пророка Иеремии» (1958), кантата «Проповедь, притча и молитва» (1961), мистерия «Потоп» (1962), священная баллада «Авраам и Исаак» (1963) и др. Но и реальная жизнь не исчезает из поля зрения художника: в 1964 г. он создает суровую, полную сочувствия «Элегию» для голоса и трех кларнетов памяти трагически погибшего президента Джона Кеннеди; пишет ряд сочинений памяти уходящих друзей.
В 1962 г. после почти пятидесятилетнего перерыва композитор посетил Россию, дал несколько авторских концертов в Москве и Ленинграде, встречался с творческой интеллигенцией.
Умер Стравинский в Нью-Йорке 6 апреля 1971 г.

Музыкальный театр

  • «Жар-птица », балет в двух сценах (1909―1910), либретто М. Фокина. Первое исполнение ― 25 июня 1910, Париж , Гранд-опера , под управлением Габриэля Пьерне .
  • «Петрушка », русские потешные сцены в четырёх картинах (1910―1911, редакция 1948), либретто А. Бенуа. Первое исполнение ― 13 июня 1911, Париж, театр Шатле , под управлением Пьера Монтё .
  • «Весна священная », сцены языческой Руси в двух картинах (1911―1913, редакция 1943), либретто Н. Рериха. Первое исполнение ― 29 мая 1913, Париж, театр Елисейских полей, под управлением Пьера Монтё
  • «Соловей», опера в трёх действиях (1908―1914), либретто автора и С. Митусова по одноимённой сказке Андерсена. Первое исполнение ― 26 мая 1914, Париж, Гранд-опера, под управлением Пьера Монтё.
    • Второе и третье действие оперы аранжированы в 1917 как отдельная симфоническая поэма «Песня соловья» (первое исполнение ― 6 декабря 1919, Женева, под управлением Эрнеста Ансерме), впоследствии поставленная как балет (первая постановка ― 2 февраля 1920, Париж, Гранд-опера, под управлением Эрнеста Ансерме)
  • «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» (1915―1916), либретто автора по русским сказкам из сборника А. Н. Афанасьева. Первое исполнение ― 18 мая 1922, Париж, Гранд-опера.
  • «Свадебка», русские хореографические сцены для солистов, хора, четырёх фортепиано и ударных (1921―1923), либретто автора по русским народным песням из сборника П. В. Киреевского. Первое исполнение ― 13 июня 1923, Париж, под управлением Эрнеста Ансерме.
  • «История солдата» («Сказка о беглом солдате и чёрте, играемая, читаемая и танцуемая») для трёх чтецов, танцовщицы и инструментального ансамбля (1918), либретто Ш. Рамюза по русской народной сказке. Первое исполнение ― 28 сентября 1918, Лозанна, под управлением Эрнеста Ансерме.
  • «Пульчинелла», балет с пением в одном действии по музыке Галло, Перголези и других композиторов (1919―1920), либретто Л. Мясина. Первое исполнение ― 15 мая 1920, Париж, Гранд-опера, под управлением Эрнеста Ансерме.
  • «Мавра », комическая опера в одном действии (1921―1922), либретто Б. Кохно по поэме А. С. Пушкина «Домик в Коломне ». Первое исполнение ― 3 июня 1922, Париж, Гранд-опера, под управлением Гжегожа Фительберга.
  • «Царь Эдип», опера-оратория для чтеца, голосов, мужского хора и оркестра (1926―1927), либретто Ж. Кокто по трагедии Софокла. Первое исполнение в концерте ― 30 мая 1927, Париж, под управлением автора; первая постановка ― 23 февраля 1928, Венская государственная опера.
  • «Аполлон Мусагет», балет в двух сценах (1927―1928). Первое исполнение ― 27 апреля 1928, Вашингтон, Библиотека Конгресса, под управлением Ханса Киндлера
  • «Поцелуй феи», балет в четырёх сценах по музыке Чайковского (1928), либретто автора на основе сказок Андерсена. Первое исполнение ― 27 ноября 1928, Париж, Гранд-опера, под управлением автора
  • «Персефона», мелодрама в трёх сценах для чтеца, тенора, хора и оркестра (1933―1934), либретто А. Жида. Первое исполнение ― 30 апреля 1934, Париж, Гранд-опера, под управлением автора.
  • «Игра в карты», балет «в трёх сдачах» (1936―1937), либретто автора. Первое исполнение ― 27 апреля 1937, Нью-Йорк, Метрополитен-опера, хореография Джорджа Баланчина, под управлением автора.
  • «Сцены из балета», (1944)
  • «Орфей», балет в трёх сценах (1947). Первое исполнение ― 28 апреля 1948, Нью-Йорк, Городской центр музыки и драмы, под управлением автора.
  • «Похождения повесы », опера в трёх действиях с эпилогом (1947―1951), либретто Честера Коллмена и Уистена Одена по картинам Уильяма Хогарта . Первое исполнение ― 11 сентября 1951, Венеция, театр Ла Фениче, под управлением автора.
  • «Агон», балет (1953―1957). Первое исполнение ― 17 июня 1957, Лос-Анджелес, под управлением Р. Крафта. Первая постановка ― 1 декабря 1957, Нью-Йорк, Городской центр музыки и драмы, под управлением Р. Ирвинга
  • «Потоп (опера)», библейская опера для солистов, актёров, чтеца и оркестра (1961―1962). Первое исполнение ― 14 июня 1962 на телеканале CBS, под управлением автора и Р. Крафта. Первая сценическая постановка ― 30 апреля 1963, Гамбургская государственная опера, под управлением Крафта.

Оркестровые произведения

  • Симфония Es-dur, op. 1 (1905―1907). Первое исполнение: вторая и третья части ― 14 (27) апреля 1907, Петербург, под управлением Гуго Варлиха, полностью ― 22 января (4 февраля), там же, под управлением Ф. Блуменфельда.
  • Фантастическое скерцо, ор. 3 (1907―1908). Первое исполнение ― 24 января (6 февраля) 1909, Петербург, под управлением А. И. Зилоти .
  • «Фейерверк», ор. 4. Первое исполнение ― 9 (22) января 1910, Петербург, под управлением Зилоти.
  • «Погребальная песнь», op. 5 (партитура не опубликована и утеряна). Первое исполнение ― 17 (30) января 1909, Петербург, под управлением Блуменфельда
  • Сюита из балета «Жар-птица» (1910). Первое исполнение ― 23 октября (5 ноября) 1910, Петербург, под управлением Зилоти.
    • Редакция 1920 года: первое исполнение ― 12 апреля 1919, Женева, под управлением Э. Ансерме
    • Редакция 1945 года: первое исполнение ― 24 октября 1945, Нью-Йорк, под управлением Яши Горенштейна
  • Сюита № 2 для камерного оркестра (оркестровка ранних фортепианных сочинений; 1915―1921). Первое исполнение ― 25 ноября 1925, Франкфурт, под управлением Германа Шерхена.
  • Сюита из балета «Пульчинелла» для камерного оркестра (1922). Первое исполнение ― 22 декабря 1922, Бостон, под управлением Пьера Монтё
  • Концерт для фортепиано, духового оркестра, литавр и контрабасов (1923―1924). Первое исполнение ― 22 мая 1924, Париж, автор и оркестр под управлением С. Кусевицкого.
  • Сюита № 1 (оркестровка ранних фортепианных сочинений; 1925). Первое исполнение ― 2 марта 1926, Харлем, под управлением автора
  • Четыре этюда (1928―1929). Первое исполнение ― 7 ноября 1930, Берлин, под управлением Э. Ансерме
  • Каприччио для фортепиано с оркестром (1928―1929). Первое исполнение ― 6 декабря 1929, Париж, автор и оркестр под управлением Э. Ансерме.
  • Концерт для скрипки с оркестром D-dur (1931). Первое исполнение ― 23 октября 1931, Берлин, Самуил Душкин и оркестр под управлением автора.
  • Дивертисмент (из балета «Поцелуй феи»; 1934). Первое исполнение ― 4 ноября 1934, Париж, под управлением автора.
  • «Дамбартон Окс», концерт для камерного оркестра (1937―1938). Первое исполнение ― 8 мая 1938, Вашингтон, под управлением Н. Буланже.
  • Симфония в До (in C) (1938―1940). Первое исполнение ― 7 ноября 1940, Чикаго, под управлением автора.
  • «Концертные танцы» для камерного оркестра (1940―1942). Первое исполнение ― 8 февраля 1942, Лос-Анджелес, под управлением автора.
  • «Цирковая полька для молодого слона» (1942). Первое исполнение ― 13 января 1944, под управлением автора.
  • «Четыре норвежских настроения» (1942). Первое исполнение ― 13 января 1944, под управлением автора.
  • Ода (1943). Первое исполнение ― 8 октября 1943, Бостон, под управлением С. Кусевицкого.
  • Симфония в трёх частях (англ. Symphony in Three Movements ; часто встречается вариант названия «Симфония в трёх движениях»; 1942―1945). Первое исполнение ― 24 января 1946, Нью-Йорк, под управлением автора.
  • Скерцо в русском стиле (1945). Первое исполнение ― 24 марта 1946, Сан-Франциско, под управлением автора.
  • Концерт в тональности Ре (in D) для струнных (1946). Первое исполнение ― 27 января 1947, Базель, под управлением Пауля Захера
  • «Движения» для фортепиано с оркестром (1958―1959). Первое исполнение ― 10 января 1960, Нью-Йорк, М. Вебер и оркестр под управлением автора
  • «Монумент Джезуальдо ди Веноза к 400-летию» (Monumentum pro Gesualdo di Venosa ad CD Annum ), свободная обработка мадригалов Джезуальдо (1960). Первое исполнение ― 27 сентября 1960, Венеция, под управлением автора.
  • Вариации памяти Олдоса Хаксли (1963―1964). Первое исполнение ― 17 апреля 1965, Чикаго, под управлением Крафта

Хоровые произведения

  • Кантата на 60-летие Римского-Корсакова для хора и фортепиано (1904), утеряна
  • «Звездоликий», кантата на стихи К. Бальмонта для голосов и оркестра (1911―1912). Первое исполнение ― 19 апреля 1939, Брюссель, под управлением Ф. Андре
  • «Подблюдные» , четыре русские крестьянские песни для женского хора (1914―1917, редакция 1954 в сопровождении четырех валторн):
    • «У Спаса в Чигисах»
    • «Овсень»
    • «Щука»
    • «Пузище»
  • «Отче наш» для хора без сопровождения (1926), редакция 1949 как «Pater noster» с латинским текстом
  • «Симфония псалмов» для хора и оркестра (1930). Первое исполнение ― 13 декабря 1930, Брюссель, под управлением Э. Ансерме
  • «Символ веры» для хора без сопровождения (1932), редакция 1949 как «Credo» с латинским текстом
  • «Богородице дево радуйся» для хора без сопровождения (1932), редакция 1949 как «Ave Maria» с латинским текстом
  • «Вавилон», кантата для чтеца, мужского хора и оркестра (1944)
  • Месса для хора и ансамбля духовых (1944―1948)
  • Кантата для голосов, женского хора и инструментального ансамбля на тексты неизвестных средневековых английских поэтов (1952).
  • Священное песнопение во имя святого Марка (Canticum Sacrum ad honorem Sancti Marci Nominis ) для тенора и баритона соло, хора и оркестра на латинский текст из Ветхого и Нового Завета
  • «Плач пророка Иеремии» для солистов, хора и оркестра (1957―1958)
  • «Проповедь, притча и молитва», кантата для альта и тенора соло, чтеца, хора и оркестра
  • Гимн «The dove descending breaks the air» на текст Т. С. Элиота для хора без сопровождения (1962)
  • «Интроит памяти Т. С. Элиота» для мужского хора и камерного ансамбля (1965)
  • «Заупокойные песнопения » для солистов, хора и камерного оркестра (1965―1966)

Вокальные произведения

  • «Туча», романс на стихи Пушкина для голоса и фортепиано (1902)
  • «Как грибы на войну сбирались» для баса и фортепиано (1904)
  • «Кондуктор и тарантул» для голоса и фортепиано (1906, утеряна)
  • «Фавн и пастушка», три песни для меццо-сопрано и оркестра, ор. 2 (1906)
  • Три песенки «Из воспоминания юношеских годов» для голоса и фортепиано (1906)
  • Два романса для меццо-сопрано и фортепиано, ор. 6 (1908?)
  • Пастораль (без слов) для сопрано и фортепиано (1907)
  • Два стихотворения Поля Верлена для баритона и фортепиано (1910)
  • Два стихотворения Бальмонта для сопрано или тенора и фортепиано (1911)
  • Три стихотворения из японской лирики для сопрано и фортепиано (1912―1913)
  • «Прибаутки» для мужского голоса и фортепиано
  • «Кошачьи колыбельные» для контральто и трёх кларнетов (1915)
  • «Детские песенки» (Три истории для детей) для голоса и фортепиано (1916―1917)
  • Колыбельная для голоса и фортепиано (1917)
  • Четыре русские песни для голоса и фортепиано (1918―1919)
  • «Маленький гармонический Рамюзаний», посвящение Ш. Рамюзу (1937)
  • Посвящение Наде Буланже для двух теноров (1947)
  • Три песни из Шекспира для меццо-сопрано, флейты, кларнета и альта (1953)
  • Четыре песни для голоса, флейты, арфы и гитары (1953―1954)
  • «Памяти Дилана Томаса» для тенора, струнного квартета и четырёх тромбонов (1954)
  • «Авраам и Исаак», баллада для баритона и оркестра (1962―1963)
  • «Элегия для Дж. Ф. К.» для баритона или меццо-сопрано и трёх кларнетов (1964)
  • «Сова и кошечка» для голоса и фортепиано (1966)

Камерные произведения

  • Три пьесы для струнного квартета (1914)
  • Марш для двенадцати инструментов (1915, не опубликован)
  • Рэгтайм (1917―1918). Первое исполнение ― 27 апреля 1920, Лондон, под управлением Артура Блисса.
  • Три пьесы для кларнета соло (1918)
  • Сюита из «Истории солдата» для скрипки, кларнета и фортепиано (1918―1919)
  • Концертино для струнного квартета (1920)
  • «Симфонии духовых инструментов» (Симфония для духовых) (1920, редакция 1947). Первое исполнение ― 10 июня 1921, Лондон, под управлением Кусевицкого
  • Октет для духовых (1924)
  • Переложения для скрипки и фортепиано из опер и балетов, в т. ч. «Итальянская сюита» из балета «Пульчинелла» (1920―30-е)
  • Прелюдия для джаз-ансамбля (1936―1937, редакция 1953). Первое исполнение ― 18 октября 1953, Лос-Анджелес, под управлением Крафта
  • Элегия для альта (1944)
  • Эбони-концерт (англ. Ebony Concerto ; встречаются варианты названия «Эбеновый концерт» или «Чёрный концерт») для кларнета и джаз-банды (1945). Первое исполнение ― 25 марта 1946, Нью-Йорк, Вуди Герман и ансамбль под управлением Уолтера Хендла .
  • Концертино для камерного ансамбля (1952). Первое исполнение ― 11 ноября 1952, Лос-Анджелес, под управлением автора.
  • Септет для струнных, духовых и фортепиано (1952―1953)
  • Танго для девятнадцати инструментов (1953). Первое исполнение ― 19 октября 1953, Лос-Анджелес, под управлением Крафта
  • «Эпитафия» для флейты, кларнета и арфы (1959)
  • Двойной канон для струнного квартета (1959)
  • Колыбельная для двух блокфлейт (1960)
  • Восемь инструментальных миниатюр для пятнадцати инструментов (1962). Первое исполнение ― 29 апреля 1962, Торонто, под управлением автора.
  • Фанфары для двух труб (1964)

Произведения для фортепиано

  • Тарантелла (1898, неопубликована)
  • Скерцо (1902)
  • Соната f-moll (1902)
  • Этюды, ор. 7 (1908)
  • «Вальс цветов» в четыре руки (1914)
  • Три лёгких пьесы в четыре руки (1914―1915)
  • Пять лёгких пьес в четыре руки (1917)
  • «Детский вальс» (1916?)
  • Рэгтайм (1918)
  • Piano-Rag-Music (1919)
  • Концертино в четыре руки (1920)
  • «Пять пальцев» (1921)* Три фрагмента из балета «Петрушка» (1921)
  • Соната (1924)
  • Серенада (1925)
  • Концерт для двух фортепиано (1932―1935)
  • Танго (1940)
  • Соната для двух фортепиано (1943―1944)

Ссылки

  • Список сочинений Стравинского в хронологическом порядке

Игорь Стравинский

Не перевелись на Руси богатыри интеллектуального труда! Ну, по крайней мере, есть кем гордиться с разбросом в несколько десятков лет. Таков был Игорь Федорович Стравинский, один из наиболее значимых деятелей в мире музыки двадцатого века.

Родился Игорь Федорович в Ораниенбауме (ныне – город Ломоносов), что в Петербуржской губернии Российской Империи, 5 июня (по ст.ст.) 1882 года. Его отец был российским певцом польского происхождения, а по некоторым исследовательским данным, род Стравинских происходит с Украины. Ну что ж, если учесть, что львиная доля Украины ранее принадлежала Речи Посполитой, то это вполне может быть правдой. Другой вопрос в том, как же достоверно проследить то, что уже покрыто пылью многих десятилетий и пеплом Революции?

Родители Стравинского. Одесса, 1874 год

Когда Игорю Федоровичу исполнилось девять лет, он начал брать уроки игры на фортепиано, но в восемнадцать поневоле поступил на юридический факультет – родители настояли.

Единственная композиторская школа, которую удалось пройти Стравинскому, это частные уроки , который проводил их два раза в неделю. Чтобы не терять зря времени, Римский-Корсаков предложил Игорю дополнительно брать уроки у Калафати Василия Павловича. Уроки не прошли даром, так как по их завершении Стравинский овладел профессией композитора в совершенстве.

Именно под руководством Римского-Корсакова Стравинский написал свои первые произведения. Это были скерцо и соната для фортепиано, а также сюита для голоса с оркестром, которая известна под названием «Фавн и пастушка». Прошло немного времени, и Дягилев предложил ему создать балет для постановки в «Русских сезонах», что должны были проходить в Париже.

После этого Игорь Стравинский продолжил работать с труппой Дягилева, и в течение трех лет сотрудничества написал для него три балета. Так появились произведения Стравинского, которые принесли ему известность во всем мире. Это были «Жар-птица» 1910, «Петрушка» 1911 и «Весна священная» 1913 года. После оглушительно успешной парижской премьеры «Жар-птицы», состоявшейся 25 июня 1910, Стравинский в одночасье стал известен как чрезвычайно одаренный композитор нового поколения. Эта работа показала, насколько полно он усвоил яркий романтизм и оркестровую палитру своего учителя. Кроме того, после “Жар-птицы” Стравинский познакомился со многими известными парижскими знаменитостями, в частности, сблизился с , с которым они были дружны в течение девяти лет, до самой смерти француза.

На видео – балет “Петрушка” 1997 года (в роли Петрушки – А. Лиепа):

Все это время Стравинский живет не то в России, не то во Франции – так часто он ездил в Париж, предпочитая на родине проводить лишь лето.


Супруга Игоря Стравинского Екатерина Носенко была из родной Волыни

Перед самым началом Первой мировой войны он поехал в Швейцарию за часами, да так там и остался. Началась война, за ней последовала революция в России, оборвавшая всякую надежду на возвращение в отечество. Поэтому ближайшие четыре года Игорь Стравинский проводит в Швейцарии, куда раньше выезжал с семьей – женой Екатериной Носенко и двумя детьми – лишь на зиму.

К 1914 году Стравинский исследует более сдержанные и строгие, хотя и не менее трепетные, ​​ритмические виды музыкальной композиции. В его музыкальных произведениях последующих лет преобладают наборы из коротких инструментальных и вокальных отрывков, основанных на разнообразных русских народных текстах и идиомах, а также на рэгтайм (жанр американской музыки, популярной в 1900-1918 гг.) и других стилистических моделях Западной или популярной танцевальной музыки.

Молодой Игорь Стравинский

Именно в Швейцарии он пишет оперу «Соловей» и «Историю солдата». В то же время он знакомится с , чья манера написания музыки приводит Стравинского в восторг. Так что тот факт, что Сати оставил заметный след в творчестве Стравинского, был вполне естественным.

Неоклассический период

Когда война закончилась, Стравинский решает переехать из Швейцарии. Но не в Россию – там в это время было совсем уж неспокойно, и многие оттуда попросту в панике уезжали, – а во Францию. Там же он пишет балет «Пульчинелла», который заказал ему Дягилев.

Следующие двадцать лет, до 1939-го года, Стравинский проживет во Франции, где напишет «Мавра», «Свадебку» и «Царя Эдипа».

Примерно в начале двадцатых годов Стравинский впервые предстал перед публикой как пианист. В качестве материала он взял свои собственные произведения, написанные для фортепиано с оркестром. Дирижером же он стал выступать намного раньше, еще с 1915-го года.

В 1926 году Стравинский пережил религиозный кризис, после чего обратился к православию. Эти духовные искания отразились в таких произведениях, как “Царь Эдип” (1927) и Симфония псалмов (1930). Религиозное чувство проявляется также в балетах Аполлон Мусагет (1928) и в Персефона (1934). Русский элемент в музыке Стравинского иногда вновь появлялся в этот период: балет “Поцелуй феи” (1928) был поставлен на музыку Петра Ильича Чайковского, а Симфония псалмов имела нечто от древней строгости Русских Православных песнопений, несмотря на ее латинский текст.

В начале тридцатых годов, после написания под заказ мелодрамы «Персефона», Игорь Стравинский окончательно принимает французское гражданство. В 1934-м году, он, помимо всего прочего, пишет автобиографическую книгу.

В то же время Стравинский активно гастролировал по США, куда впервые он приезжал с гастролями еще в 1925 году. Его творческие связи в этой стране с годами укреплялись, и он даже был приглашен прочитать курс лекций в Гарвардском университете, на что ответил согласием.

Но вот началась Вторая мировая война, и во Франции становится совсем уж небезопасно. Кроме того, Стравинский переживает ряд тяжелых личных потерь: в 1938 году – смерть старшей дочери, умершей от туберкулеза, а в 1939 – кончину своей матери, а затем и любимой жены. Все это вместе взятое, а также некоторые другие факторы приводят к тому, что Игорь Федорович, желая сменить окружающую его обстановку, переезжает в США. До этого, в начале 1940 года, он женится повторно на Вере де Боссе – балерине труппы Дягилева и одной из первых русских киноактрис, с которой был знаком многие годы. В Америке он живет сначала в Сан-Франциско, а затем в Голливуде (Калифорния). В 1945-м году он становится уже американским гражданином и продолжает творить, как ни в чем не бывало. Его произведение 1951-го года, «Похождения повесы», стало апофеозом неоклассического периода.

Правда, со своей страстью к аранжировкам он едва не пострадал. В 1944-м году он несколько приукрасил исполнение американского гимна, за что получил предупреждение от полиции. Дело в том, что существовала ответственность за искажение национального гимна. Правда, это событие породило миф о том, что его не предупредили, а арестовали. Но это всего лишь миф.

Серийная техника

Дважды посетив Европу в течение 1951-1952 годов, Стравинский осваивает додекафонную технику – двенадцатитоновый прием, разработанный Арнольдом Шенбергом. Вскоре Стравинский переходит на сочинение серийных произведений. К ним относятся балет «Агон», кантата «Трени», опера-балет «Потоп», «Три песни из Уильяма Шекспира», Траурная музыка памяти Дилана Томаса и др. Но считается, что самым высшим творческим достижением Стравинского стали не обычные серийные произведения, а «Заупокойные песнопения». Лично сам он всегда относился к реквиемам с особым трепетом.

И все это время он активно ездил и по США, и по Европе, выступая с концертами как в качестве дирижера, так и в качестве пианиста. Свое последнее полностью законченное произведение он написал в 1968-м году.


Стравинский всю свою творческую жизнь трепетно хранил традиции русской музыки

В 1971-м году он умер и был похоронен в Италии, недалеко от могилы своей жены Веры. А рядом находится могила Сергея Дягилева.

Несмотря на то, что почти всю свою творческую жизнь Игорь Федорович Стравинский прожил за рубежом, он трепетно хранил традиции русской музыки, и даже несмотря на то, что он прославился благодаря синтезу и многогранной интерпретации произведений самых разных стилистик, его музыка все равно сохраняла исконно русский почерк.

Иногда его еще сравнивают с Пикассо. Конечно, речь идет не о фантастичности неправильных образов, а о влиянии на мировое искусство.

Сочинения:

Оперы: Соловей (1914, Париж), Мавра (по поэме «Домик в Коломне» Пушкина, 1922, там же), Царь Эдип (опера-оратория, 1927, там же; 2-я редакция 1948), Похождения повесы (1951, Венеция).

Балеты: Жар-птица (1910, Париж; 2-я редакция 1945), Петрушка (1911, там же; 2-я редакция 1946), Весна священная (1913, там же; 2-я редакция 1943), Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана, представление с пением и музыкой (1916; постановка 1922, Париж), История солдата (балет-пантомима, 1918, Лозанна), Пульчинелла (с пением, 1920, Париж), Свадебка (хореографические сцены с пением и музыкой, 1923, там же), Аполлон Мусагет (1928, Вашингтон; 2-я редакция 1947), Поцелуй феи (1928, Париж; 2-я редакция 1950), Игра в карты (1937, Нью-Йорк), Орфей (1948, там же), Агон (1957, там же);

Оперы

«Соловей», лирическая сказка, либретто С. Митусова по X. К. Андер­сену (1908-1914) *

* На материале музыки второго и третьего действий оперы создана симфоническая поэма «Песнь соловья» (1917).

«Мавра», комическая опера, либретто Б. Кохно по повести А. Пуш­кина «Домик в Коломне» (1922)
«Царь Эдип», опера-оратория по Софоклу, либретто Ж. Кокто (1927)
«Похождения повесы», либретто У. Одена и Ч. Колмена по гравюрам У. Хогарта (1951)

Балеты (всего 10)

«Жар-птица», сказка-балет, либретто М. Фокина (1910) *

* Существуют также две сюиты из балета (1918, 1945) и обработки отдельных номеров для различных инструментов.

«Петрушка», потешные сцены, либретто И. Стравинского и А. Бенуа (1911, 2-я ред. 1946)
«Весна священная», картины языческой Руси, либретто И. Стравин­ского и Н. Рериха (1913, 2-я ред. 1943)
«Пульчинелла», балет с пением (1919) *

* На основе музыки балета создана сюита (1922), а также многочислен­ные обработки для различных инструментов.

«Аполлон Мусагет» (1928)
«Поцелуй феи», балет-аллегория, либретто И. Стравинского по сказ­ке Х. К. Андерсена «Снежная королева» (1928)
«Игра в карты», либретто И. Стравинского в сотрудничестве с М. Малаевым (1936)
«Балетные сцены» (1938)
«Орфей», либретто И. Стравинского (1947)
«Агон» (1957)

Музыкально-театральныe произведения смешанных жанров

«Байка про лису, петуха, кота да барана», веселое представление с пением и музыкой (по русским народным сказкам) (1916)
«Сказка о беглом солдате и черте, читаемая, играемая и танцуемая», на основе русских народных сказок из собрания А. Афанасьева (1918) *

* На основе музыки «Сказки» создана сюита для полного состава ин­струментов, занятых в партитуре, а также сюита для кларнета, скрипки и фортепиано (1920).

«Свадебка», русские хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания П. Киреевского (1923)
«Персефона», мелодрама, текст А. Жида (1934)
«Потоп», музыкальное представление для чтецов, солистов, хора, оркестра и танцоров; текст составлен P. Крафтом на основе Вет­хого завета, Йоркского и Честерского собрания мистерий XV в. и анонимной средневековой поэмы (1961)

Произведения для оркестра

Симфония Es-dur (1907)
Симфония in С (1940)
Симфония в трех движениях (1945)
Фантастическое скерцо (1908)
«Фейерверк», фантазия (1908)

Концерты. Произведения для солирующих инструментов с оркестром

Концерт для фортепиано, духовых инструментов, контрабасов и ударных (1924)
Каприччио для фортепиано с оркестром (1929)
Концерт для скрипки с оркестром (1931)
Концерт для двух фортепиано (соло) (1935)
«Дамбартон окс», концерт in Es для камерного оркестра (1938)
Ebony concerto (1945)
Концерт для струнного оркестра in D (1946)
Движения для фортепиано с оркестром (1959)

Вокально-симфонические произведения

«Звездоликий» («Радение белых голубей»), кантата для мужского хора и оркестра на слова К. Бальмонта (1912)
Симфония псалмов для хора и оркестра на тексты из Ветхого заве­та (1930)
«Вавилон», кантата для мужского хора и оркестра с чтецом на анг­лийский текст из I Книги Моисеевой (1944)
Месса для смешанного хора и двойного квинтета духовых инстру­ментов (1948)
Кантата для сопрано, тенора, женского хора и инструментально­го ансамбля на анонимные тексты из английской поэзии XV- XVI вв. (1952)
Canticum sacrum ad honorem Sancti Marci Nominis (Священное песно­пение во имя святого Марка) для тенора и баритона соло, хора и оркестра на латинский текст из Нового и Ветхого завета (1956)
Threni, жалобы пророка Иеремии для солистов, хора и оркестра на латинский текст из Ветхого завета (1958)
Requiem canticles (Заупокойные песнопения) для контральто и бари­тона соло, хора и камерного оркестра на текст из римско-католи­ческой заупокойной мессы и погребальной службы (1966)

Произведения для голоса в сопровождении фортепиано, инструментального ансамбля, оркестра, а также хора

«Фавн и пастушка», сюита для голоса и оркестра на слова А. Пуш­кина (1906)
Две песни для голоса и фортепиано на слова С. Городецкого (1908)
Два романса для голоса и фортепиано на слова П. Верлена (1910)
Три стихотворения из японской лирики для голоса и инструменталь­ного ансамбля (1913)
«Прибаутки», шуточные песенки для голоса и восьми инструментов на тексты из собрания сказок А. Афанасьева (1914)
Кошачьи колыбельные песни, вокальная сюита для голоса и трех кларнетов на русские народные тексты (1916)
Подблюдные, четыре русские крестьянские песни для женского во­кального ансамбля без сопровождения на народные тексты (1917)
«Отче наш» для смешанного хора на церковно-славянский текст пра­вославной молитвы (1926)
Три песни из Вильяма Шекспира для меццо-сопрано, флейты, клар­нетов и альта (1953)
«Памяти Дилана Томаса», траурные каноны и песнь для тенора, струнного квартета и четырех тромбонов на слова Д. Томаса (1954)
«Авраам и Исаак», священная баллада для высокого баритона и камерного оркестра; текст на иврите из Ветхого завета (1963)
«Совенок и кошечка» на слова Э. Лира (1966)

Инструментальные ансамбли (кроме фортепианных)

Три пьесы для струнного квартета (1914)
Регтайм для одиннадцати инструментов (1918; есть транскрипция для фортепиано)
Симфонии духовых инструментов памяти Клода Ашиля Дебюсси (1920)
Октет для духовых инструментов (1923)
Септет (1953)

Фортепианные произведения

Четыре этюда (1908)
Три легкие пьесы в три руки (1915)
Пять легких пьес в четыре руки (1916)
Регтайм (транскрипция пьесы для одиннадцати инструментов, 1918)
Piano Rag Music (1919)
«Пять пальцев», восемь очень легких пьес на пяти нотах (1921)
Три фрагмента из балета «Петрушка» (1921)
Соната (1924)
Серенада in A (1925)
Соната для двух фортепиано (1944)

Редакции, обработки, инструментовки

сочинений Мусоргского, Чайковского, Шопена, Грига, Сибелиуса, Джезуальдо ди Веноза, Баха, Вольфа и др.

Литературные произведения *

«Хроника моей жизни» (1935)
«Музыкальная поэтика» (1942) *

Диалоги с P. Крафтом (шесть книг, 1959-1969)

Асафьев Б. Книга о Стравинском. Л., 1977.
Вершинина И. Ранние балеты Стравинского. М., 1967.
Друскин М. Игорь Стравинский. М., 1982.
Задерацкий В. Полифоническое мышление И.Стравинского. М., 1980.
Смирнов В. Творческое формирование И.Ф.Стравинского. Л., 1970.
Стравинский И. Хроника моей жизни. Л., 1963.
Стравинский И. Диалоги. Л., 1971.
И. Ф. Стравинский: Статьи и материалы. М., 1973.
И. Ф. Стравинский: Статьи, воспоминания. М., 1985.
И. Ф. Стравинский - публицист и собеседник. М., 1988.
Ярустовский Б. Игорь Стравинский. М., 1982.