Александр сумароков краткая биография. Краткая биография: Сумароков Александр Петрович. Насыщенная творческая жизнь Сумарокова

Александр Петрович Сумароков (1718 – 1777). Сын генерала и аристократ. В 14 лет поступил в Шляхетный кадетский корпус, открытый в 1732 году правительством Анны Иоанновны. В корпусе существенное место занимало искусство, в том числе литература. Сумароков – первый, кто взялся за литературное дело профессионально.

Жизнь Сумарокова была крайне печально. Это был нервный человек, остро реагировавший на окружающую дикость нравов; имел чрезвычайные понятия о служении Отечеству, чести, культуре, добродетели. Он был создателем нового типа драматургии, первым режиссером, директором театра.

Первые стихотворения Сумарокова – оды 1739 года в брошюре под заглавием: «Ее императорскому величеству, всемилостивейшей государыне Анне Ивановне, самодержице всероссийской поздравительные оды в первый день нового 1740 года от кадетского корпуса, сочиненные чрез Александра Сумарокова.

На него оказало влияние творчество Тредиаковского, а затем Ломоносова, с которым он был дружен. В конце 40х – нач. 50х – расхождение с Ломоносовым.

Сумароков считал, что его поэтическая деятельность является служением обществу, формой участия в политической жизни страны. По политическим взглядам он дворянин-помещик. Считал крепостное право необходимым, считал, что государство зиждется на двух сословиях – крестьянстве и дворянстве. Тем не менее дворянин, по его мнению, не имеет право считать крестьян своей собственностью, обращаться с ними, как с рабами. Он должен быть судьей и начальником своих вассалов и имеет право получать от них прокормление. Сумароков полагал, что царь должен подчиняться законам чести, воплощенным в государственных законах.

С января 1759 года Сумароков начал издание собственного журнала «Трудолюбивая пчела». Выходил ежемесячно, печатался в АН. Издавался в основном одним лицом. В глазах правительства такой орган независимого дворянского общественного мнения был нежелательным, журнал пришлось закрыть.

Будучи одним из друзей Никиты Панина, после переворота, в результате которого у власти оказалась Екатерина Вторая, Сумароков был близок ко дворцу, получал поддержку как писатель. Однако к концу 60х годов оказался в опале, т.к. Екатерина начала расправу со всяческим вольномыслием. Сумароков постепенно наживал себе врагов. Была в жизни Сумарокова и несчастная любовь. Он полюбил простую девушку – свою крепостную, женился на ней. Родственники первой жены Сумарокова начали против него процесс, требуя лишить прав его детей от второго брака. Хоть дело и завершилось в пользу Сумарокова, оно нанесло ущерб его здоровью, он начал пить; обнищал так, что когда умер, денег не было даже на похороны. Гроб писателя несли на руках до кладбища актеры Московского театра. Кроме них провожать его пришло два человека.

Как поэт и теоретик Сумароков завершил построение стиля классицизма в России. Основа конкретной поэтики Сумарокова – требование простоты, естественности, ясности поэтического языка. Поэзия должна избегать фантастического и туманно-эмоционального. Проповедует простоту в стихе и прозе.

Сумароков много полемизирует с Ломоносовым, не соглашается с его грамматикой, словоупотреблением. Иногда обращается непосредственно к разбору произведений Ломоносова. Сумароков рассматривал изменение значения слова как нарушение правильности грамматического характера.

В 1747 году Сумароков издал свою первую трагедию – «Хорев», в следующем году – «Гамлет». «Хорев» был поставлен в кадетском корпусе в 49 году. Создалось нечто вроде кадетской труппы, которая играла при дворе. Душой ее был Сумароков. Позже он был директором театра, организованного Ф. Волковым. (см. билет про трагедию)

Сумароков писал трагедии и комедии. Он был ярким комедиографом, но вскоре в этом его превзошли Фонвизин, Княжнин, Капнист. Как автор трагедий он превзойден не был. Всего Сумароков написал 12 комедий: «Тресотиниус», «Пустая ссора» и «Чудовищи», написанные в 1750 году. Затем через 14 лет – «Приданое обманом», «Опекун», «Лихоимец», «Три брата совместники», «Ядовитый», «Нарцисс». Затем три комедии 1772 – «Рогоносец по воображению», «Мать совместница дочери», «Вздорщица». Комедии Сумарокова имеют минимальное касательство к традициям французского классицизма. Все его комедии написаны прозой, ни одна не имеет полноценного объема и правильного расположения композиции классической трагедии Запада в пяти действиях. Восемь комедий имеют одно действие, четыре – по три. Это маленькие пьески, почти интермедии. Сумароков весьма условно выдерживает и три единства. Единства действия нет никакого. В первых комедиях есть рудимент сюжета в виде влюбленной пары, в конце сочетающейся браком. Состав комических персонажей в них определен составом устойчивых масок итальянской народной комедии. Их оживляет язык Сумарокова – живой, острый, развязный в своей неприкрашенности.

Шесть комедий 1764 – 1768 годов заметно отличались от первых трех. Сумароков переходит к типу комедии характеров. В каждой пьесе в центре внимания – один образ, а все остальное нужно либо для его оттенения, либо для создания фикции сюжета. Несомненным шедевром всего комедийного творчества Сумарокова является его комедия «Рогоносец по воображению». (Вообще, я думаю, про комедию шибко подробно не надо, потому что проходили в основном трагедию, так что, думаю, хватит.)

Поэтическое творчество Сумарокова поражает своим разнообразием, богатством жанров, форм. Считая себя создателем русской литературы, Сумароков стремился показать своим современникам и оставить потомкам образцы всех видов литературы. Он писал исключительно много и, по-видимому, быстро. Сумароков писал песни, элегии, эклоги, идиллии, притчи (басни), сатиры, эпистолы, сонеты, стансы, эпиграммы, мадригалы, оды торжественные, философские и т.д. Он также переложил Псалтырь.

Всего Сумароковым написано 374 притчи. Именно он открыл жанр басни для русской литературы. Он многое позаимствовал у Лафонтена. Притчи Сумарокова часто злободневны, направлены на осмеяние конкретных неустройств русской общественной жизни его времени. Иногда они были очень малы по объему. Важнейшая тема басен – русское дворянство. Язык басен живой, яркий, пересыпанный поговорками, разговорными оборотами.. В середине 18 века определилось главное направление в развитии басни. 1-я модель: басня пишется средним стилем, александрийским стихом. Нравоучительный рассказ.2-я модель(модель Сумарокова): предлагает разностопный стих, элементы низкого стиля – басенный рассказ. В сатирических произведениях Сумарокова чувствуется желчность, самомнение, скандальный темперамент.

В Лирике Сумароков стремится дать обобщенный анализ человека вообще. Любовная лика дает изображение любви в «чистом виде». В песнях и элегиях Сумароков говорит только о любви счастливой или несчастной. Другие чувства и настроения не допускаются. Мы не найдем также черт индивидуальной характеристики любящих и любимых. В лирических стихах нет фактов, событий подлинной жизни. Сумароков писал песни от лица мужчины и женщины. Текст состоит из повторяющихся формул, лишенных специфики выражения характера. Сумароков создал язык любви как высокого чувства. Сумароков не печатал своих песен. В ряде песен и в идиллиях появляются пасторальные мотивы. Элегии и эклоги написаны шестистопным ямбом, песни дают всевозможные ритмические комбинации.

1747 г. «Эпистола о языке», «Эпистола о стихотворстве». В «Эпистоле о языке» даны общие принципы усвоения античности. В «Эпистоле о стихотворстве» - своя теория, образцовые писатели, жанры. (сначала общие характеристики, затем главные образцы, затем характеристики отдельных жанров.)

Трагедия Сумарокова.

Сумароков, автор первых русских трагедий, воспользовался примером французских трагиков 17-18 веков. Ряд характерных признаков их системы – александрийский стих (шестистопный ямб с цезурой на 3-ей стопе), 5 актов, отсутствие внесюжетных вставок и отступлений, отсутствие комических элементов, «высокий слог» и т.д. Сумароков перенес в свои трагедии. Однако нельзя сказать, что Сумароков заимствовал трагедию у французов, т. к. там она постоянно развивалась, и, заимствуя, он должен бы был перенести на русскую почву окончательный вариант, т.е. вариант Вольтера. Сумароков построил свою трагедию на принципах крайней экономии средств, упрощенности, сдержанности, естественности. Простота драматического сюжета его пьес не позволяет говорить об интриге, т.к. нет узла событий, все действие стремится ограничиться одной перипетией. Исходная ситуация тянется через всю трагедию и в конце снимается. Роли Сумарокова также обычно неподвижны. Трагедия заполняется в значительной мере раскрытием основной ситуации в ее значимости для каждой пары героев в отдельности. Диалоги, в особенности центральных героев (влюбленных) получают лирическую окраску. Нет повествовательных вставок. Центральное место драмы – третий акт, отмечается по преимуществу внесюжетным приемом: герои извлекают из ножен мечи или кинжалы. (т.к. нет сюжетной кульминации). Действие большинства трагедий Сумарокова отнесено к древней Руси; здесь Сумароков нарушает обычай изображать в трагедии далекие эпохи и далекие страны. В отличие от французской трагедии, у Сумарокова почти нет наперсников, их роль чрезвычайно мала. Он либо превращается в вестника, либо напротив, становится отдельным героем. Отход от системы наперсничества обусловил развитие и обилие монологов, поскольку монолог может заменить ложный диалог с наперсником. Монолог используется для сообщения зрителю о мыслях, чувствах и намерениях героев. Стремление к сокращению общего числа персонажей. Таким образом, Сумароков создал весьма единую композиционную систему трагедии, в которой все элементы слиты и обусловлены принципом простоты и экономии.

Сумароков полагал, что «трагедия делается для того… чтобы вложить в смотрителей любовь к добродетели, а крайнюю ненависть к порокам.».Сумароковские пьесы стремятся возбудить в зрителе восторг перед добродетелью, подействовать на его эмоциональную восприимчивость. Она хотела исправлять души зрителей, а не умы, не государственный аппарат. Отсюда преобладание счастливых развязок. (Трагически для героев заканчиваются только «Хорев» и «Синав и Трувор».) Наличие отчетливой морально-оценочной характеристики. Перед нами или мудрые добродетельные герои (Семира, Димиза, Трувор) или же черные злодеи (Димитрий Самозванец, Клавдий в «Гамлете»), злодеи гибнут, добродетельные герои выходят из бедствий победителями.

Конфликт понимается как конфликт между жизнью человека и тем, как он должен жить. («Димитрий Самозванец») – не конфликт между чувством и долгом. Трагедия человека, живущего не так, как он должен жить. Столкновение человека с судьбой. В эти моменты прояаляется масштаб личности героя. В трагедиях не важно место действия. Герои лишены характерных черт. Классицизмом негативно воспринималось все конкретное – воспринималось как искажение человеческой натуры. Экзистенциальное изображение жизни. Трагический герой должен быть несчастным. Куприянова пишет, что «герой классической трагедии не должен быть ни хорошим, ни плохим. Он должен быть несчастным». Трагедия возвышает зрителей и читателей (катарсис… бла-бла-бла ).

Трагедия Сумарокова породила традицию. Его продолжатели – Херасков, Майков, Княжнин – тем не менее вносили в трагедию новые черты.

СУМАРОКОВ Александр Петрович родился в старинной дворянской семье - пи­сатель.

Его отец, Петр Панкратьевич, был военным петровского времени и дослужил­ся до чина полковника. В 1737 Петр Панк­ратьевич перешел на гражданскую служ­бу с рангом статского советника, в 1760 получил чин тайного советника, а при отставке в 1762 - действительного тай­ного советника.

Александр Петрович получил хорошее домашнее образование под руководством отца («должен я за первые основания в русском языке отцу моему») и ино­странных гувернеров, среди которых на­зывается имя И. А. Зейкана, обучавше­го в это же время будущего Петра II.

30 мая 1732 Сумароков был принят в только что учрежденный Сухопутный шляхет­ский кадетский корпус («рыцарскую ака­демию», как его еще тогда называли) - первое светское учебное заведение повы­шенного типа, готовившее своих питом­цев к «должностям офицеров и чиновни­ков». Преподавание в корпусе носило до­вольно поверхностный характер: кадетов обучали, прежде всего, хорошим мане­рам, танцам и фехтованию, но интерес к поэзии и театру, широко распростра­нившийся среди воспитанников «рыцар­ской академии», оказался полезным для будущего поэта. Кадеты участвовали в придворных празднествах (выступали в балетных дивертисментах, драматических спектаклях), подносили императрице поздравительные оды своего сочинения (вначале без имени авторов - от всей «Шляхетской академии наук юношества», а затем к ним стали добавляться стихи за подписью Михаила Собакина).

В 1740 состоялся первый литературный опыт в печати, известны две поздравительные оды Анне Иоанновне «в первый день нового года 1740, от кадетского корпуса сочиненные чрез Александра Сумарокова.

В апреле 1740 Александр Петрович был выпущен из Шля­хетского корпуса и назначен на должность адъютанта к вице-канцлеру гр. М. Г. Го­ловкину, а вскоре после ареста последне­го стал адъютантом гр. А. Г. Разумов­ского - фаворита новой императрицы Елизаветы Петровны. Должность генерал-адъютанта майор­ского ранга открыло ему доступ во дворец.

В 1756 уже в чине бригадира, был на­значен директором только что открыв­шегося постоянного Российского театра. На плечи Сумарокова легли почти все заботы о те­атре: он был режиссером и преподавателем актерского мастерства, подбирал репер­туар, занимался хозяйственными вопро­сами, составлял даже афиши и газетные объявления. В течение пяти лет неустан­но трудился он в театре, но в результате ряда осложнений и неоднократных столк­новений с К. Сиверсом, ведавшим при­дворной конторой, в подчинении, у которого оказался театр с 1759, вынужден был уйти в отставку в 1761.

С 1761 писатель больше нигде не служил, всецело отдав себя литературной деятельности.

В 1769 переехал в Москву, где, за редкими выездами в Петербург, прожил до конца своих дней.

Общественно-политические взгляды Александра Петровича носили явно выраженный дворянский ха­рактер: он был сторонником монархии и сохранения крепостного права в Рос­сии. Но требования, которые он предъ­являл и к монархам, и к дворянам, были очень высокими. Монарх должен быть про­свещенным, для него превыше всего «бла­го» его подданных, он неукоснительно должен соблюдать законы и не подда­ваться своим страстям; дворянство тоже должно оправдывать свои привилегии ревностным служением обществу («не в титле - в действии быть должно дворя­нином»), образованностью («а если не ясней ум барский мужикова, || так я раз­личая не вижу никакого»), гуманным отношением к крепостным («Ах! Должно ли людьми скотине обладать? || Не жалко ль? Может бык людей быку продать?»). Но, так как со временем царствующая импе­ратрица и окружающее писателя дворян­ство все меньше соответствовали создан­ному Сумароковым идеалу, его творчество приняло более резкую сатирико-обличительную направленность. Будучи по своим философско-эстетическим взглядам в основном рационалистом, он был не чужд и сенсуа­лизму. Категорически заявив, что «ум завсегда гнушается мечты», Сумароков в то же время мог сказать:

«Трудится тот вотще,

Кто разумом своим лишь разум зара­жает:

Не стихотворец тог еще,

Кто только мысль изображает,

Холодную имея кровь;

Но стихотворец тот, кто сердце заражает

И чувство изображает,

Горячую имея кровь» («Недостаток изоб­ражения» ).

Как и большинство поэтов XVIII в., Александр Петрович начал свой творческий путь с любовной лирики. Любов­ные стихотворения (песни, эклоги, идиллии, элегии), которые он писал в те­чение всей своей литературной деятель­ности, были еще достаточно условны, но в лучших из них поэту удалось выразить искренние душевные переживания, непосредственность чувств

«О существа со­став без образа смешенный» ,

«Тщетно я скрываю сердца скорби люты» ,

«Не плачь гак много, дорогая» и другие.

В неко­торых своих песнях использовал эле­менты народной поэтики

«В роще дев­ки гуляли» ,

«О, ты крепкой, крепкой Бендерград» ,

«Где ни гуляю, где ни хо­жу» и других.

Любовные произведения писателя завоевали большую популярность среди светского общества, вызвав немало под­ражателей, проникли они и в демократи­ческую среду (в рукописные песенники). Разнообразные со стороны строфики, бо­гатые в ритмическом отношении, простые по форме, песни его выгодно отличались от предшествующей любовной лирики и сыграли положительную роль в разви­тии русской поэзии. Наибольшую славу среди своих совре­менников Сумароков завоевал как драматург, и в первую очередь как автор трагедий. Им было написано девять трагедий:

«Хорев» (1747),

«Гамлет» (1748),

«Синав и Трувор» (1750),

«Аристона» (1750),

«Семира» (1751),

«Демиза» (1758, позже переделан­ная в «Ярополка и Демизу»),

«Вышеслав» (1768),

«Димитрий Самозванец» (1771),

«Мстислав» (1774).

Трагедии Сумарокова выдер­жаны в строгих правилах поэтики класси­цизма, которые для русской литературы были сформулированы им же самим в «епистоле» о стихотворстве (в брошюре «Две епистолы». В первой предлагается о рус­ском языке, а во второй - о стихотвор­стве», Спб., 1748).

В трагедиях писателя соблю­дены единства действия, места и времени; резко проведено разделение персонажей на положительных и отрицательных; ха­рактеры статичны, и каждый из них яв­лялся носителем какой-либо одной «стра­сти»; стройная пятиактная композиция и небольшое число действующих лиц по­могали сюжету развиваться экономно и в направлении раскрытия основной идеи. Стремлению автора донести свои мысли до зрителя служил относительно простой и ясный язык; «александрийский» стих (шестистопный ямб с парной риф­мовкой), которым написаны все трагедии, порой приобретал афористическое зву­чание.

В трагедиях выводились лица из аристократической среды; сюжеты для большинства из них драматург брал из отечественной истории. Хотя историзм трагедий писателя был весьма условен и ограни­чивался в основном использованием исто­рических имен, все же историко-национальная тематика явилась отличительной чертой русского классицизма: западно­европейская классицистическая трагедия строилась преимущественно на материале античной истории. Основной конфликт в трагедиях Сумарокова А.П. обычно заключался в борьбе «разума» со «страстью», общест­венного долга с личными чувствами, и по­беждало в этой борьбе общественное на­чало. Подобная коллизия и ее разрешение были призваны воспитывать гражданские чувства у дворянского зрителя, внушить ему мысль о том, что государственные интересы должны быть превыше всего. К тому же общественное звучание сумароковских трагедий усугублялось еще тем, что они все больше стали получать политическую направленность, в них все резче подвергались обличению тиранст­вующие самодержцы («Вельможа ли, иль вождь, победоносец, царь || Без добро­детели презрительная тварь»), а в «Ди­митрии Самозванце» драматург потребо­вал свергнуть с престола царя-тирана: он «Москвы, России враг и подданных му­читель». При этом характерно, что низ­вергнуть властителя-злодея должен был «народ», впервые появившийся здесь на русской сцене. Перенеся действие траге­дии в сравнительно недалекое прошлое Русского государства, автор наполнил «Димитрия Самозванца» жгучими вопро­сами его современности - о характере политической власти в стране. Конечно, Сумароков не мог открыто объявить правление Екатерины II деспотическим, но многими злободневными и достаточно прозрачными намеками вполне определенно выразил свое отрицательное отношение к екатери­нинскому режиму. Однако ярко выра­женная тираноборческая направленность этой трагедии не должна восприниматься как осуждение С. самого монархического принципа правления: даже в самых па­тетических местах «Димитрия Самозван­ца» речь шла о замене царя-тирана «доб­родетельным» монархом. Но объективное воздействие трагедии могло оказаться значительно шире субъективного, классово-ограниченного замысла драматурга. Поэтому нет ничего удивительного в той интерпретации, которая была дана ее переводу на французский язык, изданно­му в Париже в 1800 («сюжет ее, почти революционный, очевидно, находится в прямом противоречии с нравами и поли­тической системой этой страны...»). «Ди­митрий Самозванец» положил начало рус­ской политической трагедии.

К заслугам Сумарокова - трагедиографа следует отнести также создание им целой галереи разнообраз­ных, привлекательных женских образов. Нежные и кроткие, мужественные и во левые, они отличались высокими нрав­ственными принципами.

Кроме трагедий, Александром Петровичем в разное время было написано 12 комедий, драма «Пустын­ник» (1757), оперы «Цефал и Прокрис» (1755) и «Альцеста» (1758).

Его комедии пользовались меньшим успехом, чем тра­гедии, так как затрагивали менее сущест­венные стороны общественной жизни и служили добавлением к основной части спектакля. Все же в про­цессе становления русской национальной драматургии его комедии заняли опреде­ленное место. Как и трагедия, комедия, по Сумарокова, преследовала воспитательные це­ли, сатирически осмеивала личные и об­щественные недостатки. Ее пер­сонажами чаще всего были лица, взятые из окружающей среды («подлинники»). Отсюда памфлетный характер большин­ства сумароковских комедий:

«Тресотиниус» ,

«Третейный суд» ,

«Ссора у мужа с женой»

«Опекун» ,

«Лихо­имец» и другие. На связь своих комедий с живой действительностью указывал сам драматург: «Мне прозаические комедии сочиняти... видя ежедневные в невежах глупости и заблуждения, очень легко». В комедийном творчестве Сумароков осмеивались невежественные дворяне, галломанствующие щеголи и щеголихи, взяточники-чиновники, скупцы, сутяжники, педанты- «латынщики». Это уже был мир обыден­ного, рядового человека, резко отличный от мира героев трагедии.

К числу лучших достижений в творчес­ком наследии Сумарокова А.П. следует отнести и его басни («притчи»). Он создал 378 басен, большинство из которых было издано при его жизни (2 части «притч» напечатаны в 1762, 3 часть - в 1769). Наполненные злободневным сатирическим содержанием, написанные простым (с включением «низ­ких» слов), живым языком, близким к разговорному, басни Сумарокова заслужили высокую оценку его совре­менников: «Притчи его почитаются сокро­вищем российского Парнасса; и в сем роде стихотворения далеко превосходит он Федра и де ла Фонтена, славнейших в сем роде» (Н. И. Новиков). Прит­чи Сумарокова во многом облегчили путь Крыло­ва -баснописца.

Из других его произведений следует отметить сатиру «О благородстве» и «Хор ко превратному свету» .

«Хор ко превратному свету» - пожалуй, самое резкое сатирическое произведение Сумарокова. В нем писатель осудил многие стороны социальной действительности.

Писатель-просветитель, поэт-сатирик, всю жизнь боровшийся с общественным злом и людской несправедливостью, пользовавшийся заслуженным ува­жением и Н. И. Новикова, и А. Н. Радищева , Сумароков в истории русской литературы XVIII в. занимает видное место. Позже многие русские писатели отказывали писателю в литературном таланте, но все же прав был В. Г. Белинский , заявивший, что «Сумароков имел у своих современников огромный успех, а без дарования, воля ваша, нельзя иметь никакого успеха ни в какое время».

Личная жизнь писателя сложилась неудачно. С первой женой Иоганной Христиановной (камер-юнгферой тогда еще великой княгини Екатерины Алексеевны) он разошелся, последующий брак с крепост­ной девушкой Верой Прохоровной при­вел к скандалу и окончательному раз­рыву с дворянской родней. Незадолго до своей смерти писатель женился третий раз и тоже на крепостной девице Екатерине Гавриловне.

Последние годы жизни Александр Петрович провел в нищете, дом и все его имущество были проданы в погашение долгов.

Умер - , Москве.

Александр Петрович Сумароков - один из самых ярких представителей русской литературы 18 в. Ему удалось теоретически обосновать классицизм, как литературное направление, характерное для России того периода. Литературная деятельность Сумарокова дает основание считать писателя одновременно и продолжателем дела Ломоносова, и его антагонистом. Отношения этих двух талантливых и неординарных личностей, начавшиеся с искреннего восхищения Сумарокова, который в 1748 г. посвятил старшему коллеге строки: «Он наших стран Мальгерб; он Пиндару подобен», перешли в дружеские отношения, а затем в открытую личную и литературно-теоретическую вражду.

Будучи выдающимся драматургом, поэтом и одним из наиболее плодовитых писателей своего времени, самозабвенно преданным литературному делу, А. П. Сумароков творил преимущественно для дворянского сословия, тогда как классицизм Ломоносова носил общенациональный и общегосударственный характер. Как впоследствии писал Белинский, «Сумароков был не в меру превознесен своими современниками и не в меру унижаем нашим временем». Вместе с тем, при всех своих недостатках литературное творчество Сумарокова стало одной из важных вех в истории русской литературы и культуры 18 в.

Биография Александра Петровича Сумарокова богата событиями, взлетами и падениями. Родился будущий писатель в 1717 г. в обедневшей аристократической семье. В детстве мальчик получил традиционное для своего сословия домашнее образование, а когда ему исполнилось 14 лет, был от отдан родителями в Сухопутный шляхетный корпус, где могли обучаться только дети дворян, которых готовили к руководящей деятельности в военной, гражданской и придворной сферах. В корпусе, где преподавались история, языки, география, юридические науки, фехтование и танцы, юный Сумароков получил великолепное по тем временам классическое образование. Там же ему привили любовь к театру и литературе. Со временем Шляхетный корпус стал очагом прогрессивной дворянской культуры. Здесь много времени уделялось литературе и искусству; группой учащихся, под руководством офицеров, в 1759 г. стал издаваться журнал «Праздное время, в пользу употребленное», где Сумароков печатался уже после окончания корпуса в 1940 г. Именно в Корпусе состоялась премьера написанной им первой русской трагедии, с которой началось создание русского драматического репертуара. Еще во время учебы в корпусе были напечатаны две его оды в честь празднования нового, 1740 года.

После окончания Шляхетного корпуса Сумароков служил в военно-походной канцелярии, однако все свободное время посвящал литературной деятельности, к которой относился как к профессиональному делу. Что было довольно необычным для того времени.

Воспитанный в Корпусе в духе высоких представлений о достоинстве, чести и добродетели дворянина, о необходимости самоотверженного служения Отечеству, он мечтал посредством литературы донести эти идеалы до дворянского общества в целом. Писатель обращался к властям от лица прогрессивной части дворянской общественности. Со временем Сумароков становится главным идеологом дворянства как сословия, но не консервативного, а нового дворянства, являющегося порождением петровских реформ.
Дворянство, по мнению Сумарокова, должно служить общественному прогрессу. И писатель с рвением берется защищать интересы дворян. Считая существующий крепостнический строй вполне естественным и узаконенным явлением, он при этом осуждал излишнюю жестокость помещиков-крепостников и протестовал против превращения крепостного права в рабство и считал всех людей равными по рождению. Как написал Сумароков в замечаниях к «Наказу» Екатерины II, «продавать людей, как скотину, не должно". Но в тоже время его перу принадлежат строки: «свобода крестьянская не только обществу вредна, но и пагубна, а почему пагубна, того и толковать не надлежит». Сумароков считал, что дворяне являются «первыми членами общества» и «сынами отечества» благодаря воспитанию и образованию, а потому имеют право владеть и управлять крестьянами, которых он называл «рабами отечества».

Будучи убежденным монархистом и ярым сторонником просвещенного абсолютизма, писатель резко критиковал монархов, которые, забывают, что власть над подданными предполагает и выполнение определенных по отношению к ним обязанностей. «...рождены мы для вас. А вы для нас рождены»- писал он в одной из своих од. Об этом Сумароков также не уставал напоминать в своих трагедиях. Такая критика, подчас ставила его в оппозицию к правительству.

Внешне вполне благополучная, полная признания и успеха жизнь Сумарокова, тем не менее, была трудной и полной горестей. Писателя угнетало, что среди представителей своего класса он не находил людей, близких к тому идеалу, который он сам создал. Разочаровываясь все больше и больше, он яростно обличает непросвещенных, деспотичных и жестоких дворян, высмеивает их поведение и боярскую спесь в баснях и сатирах, обличает взяточников, критикует фаворитизм при дворе. Обозленное дворянство начало травлю писателя. Крайне раздражительный и самолюбивый Сумароков, уже привыкший к признанию своего литературного таланта со стороны коллег-литераторов и не умевший сдерживать свои эмоции, часто выходил из себя. Временами дело доходило и до истерик, которые сделали его притчей во языцех. Честный и прямой Сумароков никому не спускал дерзости. Он говорил нелицеприятные вещи в адрес высокопоставленных государственных чиновников, неистово защищал свое авторское право от посягательств, вслух проклинал самоуправство властей и их взяточничество, дикость российского общества, а в ответ дворянское «общество» мстило писателю, преднамеренно выводя его из себя и откровенно издеваясь над ним.

Огромна роль Сумарокова для становления и развития российского театра, как явления. Он был одним из основателей и первым директором первого постоянно действующего русского театра. Приказ о создании театра и о назначении Сумарокова был подписан Елизаветой I в 1756 г. Для него театральная деятельность была возможностью осуществлять свое, как он считал, главное предназначение - воспитание дворянства.

Существование театра было бы невозможным без драматургических работ Сумарокова, составивших его репертуар. К моменту открытия театра им уже были написаны пять трагедий и три комедии. Современники высоко ценили драматурга и считали его «основателем российского театра».

Параллельно с театральной деятельностью писатель много и плодотворно работал на литературном поприще. В период с 1755-1758 гг. он активно сотрудничает с академическим журналом «Ежемесячные сочинения», а в 1759 г. начинает издавать собственный сатирико-нравоучительный журнал «Трудолюбивая пчела», который стал первым в России частным журналом.

Работа на посту директора продолжалась около пяти лет в течение которых ему пришлось столкнуться со множеством технических и финансовых проблем, которые он по большей части из-за своей не уживчивости и резкости был не в состоянии решить. В этот период ему неоднократно пришлось обращаться с просьбами к всесильному фавориту Елизаветы Петровны - графу Шувалову и вступать в конфликты с ним и другими вельможами. В конце концов, он был вынужден уйти из своего детища - театра, которому посвятил много сил и времени.

Последние годы жизни Сумарокова были особенно тяжелы для писателя. Он покидает Санкт-Петербург и переезжает в Москву, где продолжает много писать. Либеральные декларации Екатерины II, которая на тот момент была женой наследника престола, привели его в ряды антиелизаветинской дворянской оппозиции.

После переворота 1762 г., в результате которого Екатерина II взошла на престол, писатель переживает глубокое разочарование, связанное с крушением своих политических надежд. Став в оппозицию теперь уже к Екатерине, он создает трагедии «Димитрий Самозванец» и «Мстислав» на политическую злобы дня. В «Димитрие Самозванеце» резко разоблачается монарх-деспот и звучат призывы к его низвержению. Дворянство с недовольством воспринимает такую политическую направленность творчества писателя, однако он продолжает иметь успех в литературных кругах, но это не может утешить самолюбие Сумарокова. Своей резкостью и непримиримостью он восстанавливает против себя молодую императрицу.

Чашу терпения консервативно настроенных дворянских кругов и двора переполняет весть о том, что, будучи аристократом по происхождению и идеологом дворянства, Сумароков вступил в брак с одной из своих крепостных. Против писателя начинается громкий судебный процесс инициатором которого являлась семья его первой жены, требующая лишения имущественных прав его детей от второго брака. И хотя процесс противной стороной был проигран, это явилось причиной полного разорения Сумарокова. Запутавшийся в финансовых проблемах писатель вынужден был униженно просить богача Демидова не выгонять его с семьей из дому за неуплаченные долги. К этому добавляется и травля со стороны высокопоставленных вельмож. В частности, генерал-губернатор Москвы Салтыков становится организатором провала трагедии Сумарокова «Синав и Трувор». Доведенный до нищеты, осмеянный и всеми покинутый - писатель начинает пить и опускается.

Когда в октябре 1777 г, не выдержав навалившихся на него бедствий Сумароков скончался, у его семьи не оказалось средств для похорон. Известного писателя, драматурга и общественного деятеля на Донском кладбище похоронили за свой счет актеры, созданного им московского театра.

Анализируя жизнь и творчество Сумарокова, можно увидеть, что основная причина его неудач была в идеалистических представлениях о жизни и отсутствии практичности. Он был первым дворянином, который сделал литературу основным делом жизни и профессией. Однако на тот период литературная деятельность не могла обеспечить финансовое благополучие, и это стало причиной материальных проблем Сумарокова. Как писал писатель, обращаясь с прошением к Екатерине II: «Всему сему главная причина любление мое к стихотворству, ибо я... не столько о чинах и об имении рачил, как о своей музе».

Сам Сумароков, сильно преувеличивая свою роль в становлении российской поэзии, считал себя ее родоначальником и заявлял, что, когда он начал писать стихи, ему не у кого было учиться, и до всего он вынужден был доходить сам. Конечно, эти утверждения весьма далеки от истины, но умалять заслуги Сумарокова в деле становления и развития русской поэзии также нельзя. Если Василий Кириллович Тредиаковский разработал правила силлабо-тонического стихосложения применительно к русскому языку, а Ломоносов стал автором масштабных, то Сумароков создал образцы почти всех видов русского тонического стиха. Во всех своих ипостасях, как драматург, как поэт, как теоретик, как критик, он стремился служить обществу, и считал, что литературная деятельность - это одна из форм активного участия в общественной жизни своей страны. Он был истинным патриотом и дворянским просветителем, творения которого высоко ценились передовыми людьми того времени, в частности, Радищевым и Новиковым.

Большой заслугой А. П. Сумарокова является также утверждение классицизма в России. Он выступил и как один из первых теоретиков русского классицизма, и как писатель, создавший образцы практически всех жанров, предусмотренных данным литературным направлением.

Свое литературное творчество Сумароков начал с написания од, еще в 1740 г, в которых он подражал уже достаточно известному на тот момент Тредиаковскому. Познакомившись с одами Ломоносова, Сумароков был от них в восторге и долгое время творил под их влиянием. Однако не жанр оды прославил Сумарокова. Ему было сложно снискать славу поэта-лирика и одного величайших русских драматургов.

Важным событием для литературной общественности стали опубликованные Сумароковым в 1748 г. две стихотворные эпистолы, в которых автор заявил о себе как о теоретике классицизма. В первой из них, озаглавленной «О русском языке», он пишет о необходимости избегать вводить в русский литературный язык иностранные слова. При этом писатель приветствует употребление в литературе неустаревших церковнославянских слов. В этом он Сумароков сближается с Ломоносовым.

Во втором произведении - «Эпистоле о стихотворстве», выражаются взгляды, противоположные суждениям об этом вопросе Ломоносова, который ставил превыше всех литературных жанров оду, тогда как Сумароков утверждает равноправие всех жанров и не отдает предпочтения ни одному из них. "Все хвально: драма ли, эклога или ода - Слагай, к чему тебя влечет твоя природа" - пишет поэт.

Через много лет обе эти эпистолы были объединены в одну и переработаны. Получившееся в итоге произведение «Наставление хотящим быти писателями" было издано в 1774 г.

После опубликования эпистолы на Сумарокова обрушились обвинения в плагиате. В частности, Тредиаковский упрекал писателя в заимствовании идей, выраженных в «Искусстве поэзии» Буало. Сумароков и не отрицал своей зависимости от теории французского поэта, однако указывал, что как сам Буало почерпнул многое, но не все у Горация, так и он "...не все взял из Боало...».

Драматургическая деятельность Сумарокова. К 40-м годам 18 в. относится и начало деятельности Сумарокова, как драматурга, считавшего именно театр наиболее действенным средством воспитания дворянства. В своих трагедиях он поднимает важные общественно значимые проблемы. Современники, назвавшие Сумарокова «северным Расином», очень высоко оценили этот вид его творчества и признали его, основоположником драматургии русского классицизма.

Именно трагедии Сумарокова могут дать самое полное представление о его политических взглядах. В них он выражает свои стремления к созданию такого общества, в котором каждый из его членов знал и выполнял бы свои обязанности. Писатель горел желанием вернуть «золотые веки», считая, при этом, что процветание общества возможно и при существующем общественном укладе, если устранить некоторые беззакония и неустройства.

С помощью своих трагедий Сумароков пытался показать, каким в его понимании должен быть по-настоящему просвещенный монарх. Трагедии должны были также воспитывать «первых сынов отечества» - дворянство, пробуждая в них патриотизм и чувство гражданского долга. Он без устали убеждал монархов в том, что не только подданные рождены, чтобы служить монарху, но и монарх должен радеть о пользе своих подданных.

Первая драматическая работа Сумарокова - трагедия «Хорев» была опубликована в 1747 г. Действие трагедии происходит в Древней Руси, и хотя имена действующих лиц взяты из исторических источников, никакие реальные события в ней не присутствуют. Однако и в дальнейшем он старался в своих трагедиях выбирать псевдоисторические сюжеты о прошлом Отечества, с ярко выраженной патриотической окраской, считая такие сюжеты более действенными в деле воспитания добродетельных дворян. Именно патриотичность русского классицизма стала его отличительной особенностью от западноевропейского, который основывался преимущественно на античных сюжетах.

Трагедии Сумарокова, действительно, имели неоценимое воспитательное значение. Многие дворяне, не очень любившие чтение, но старавшиеся не отставать от времени и регулярно посещать театральные спектакли, именно со сцены получали уроки нравственности и патриотизма, внимали высоким словам о благородстве и долге, и, возможно, впервые получали пищу для размышлений о несправедливости существующей тирании. Один из виднейших просветителей 18 в. Н. И. Новиков, писал о Сумарокове, что хотя тот был первым, кто стал писать трагедии на русском языке по всем правилам театрального искусства, но настолько преуспел в этом, что его можно было поставить в один ряд с Расином.

Интересно, что сам драматург был крайне недоволен зрителями, которые вместо того, чтобы внимать грызли орехи и секли провинившихся слуг.
Рассчитанные на воспитание и образование одного только дворянского сословия, драматические произведения Сумарокова имели более широкий общественный резонанс. По свидетельству современников одно из лучших произведений драматурга - пьеса «Димитрий Самозванец», пользовалась большой популярностью среди широких народных масс даже в 1820 гг.

Комедии Сумарокова

В жанре комедии, биография Сумарокова достаточна насыщена. С ее помощью, автор умело выражал свои мысли.

Комедия «Эпистол о стихотворстве» определена драматургом в общественно - воспитательную, где человеческие пороки выставлены в смешном виде, где их обличение, должно способствовать и их высвобождению. Формулируя, таким образом, теорию этого жанра Сумароков отмечал, что для комедии очень важно, быть отличительной от трагедии и от фарсовых игрищ:

«Для знающих людей ты игрищ не пиши: Смешить без разума - дар подлыя души».

Сумев отличить комедию от игрищ толпы, Сумароков в своих произведениях обращается к практике народного театра. Сами комедии не велики по объему и написаны прозой. В них не присутствует фабульная основа. Особенно это относится к первым комедиям Сумарокова, которым свойствен фарсовый комизм. Все персонажи подмечены им из русской жизни.

Подражая французским комедиям Мольера, Сумароков далеко отстоял от комедий западного классицизма, которая обычно всегда была в стихах и состояла из пяти актов. По стандартам, она должна была содержать композиционную строгость, законченность, с обязательным соблюдением персонализации. Что касается Сумарокова, то его подражание итальянским интермедиям и французской комедии сказалось в большей степени, только в использовании условных имен персонажей: Дорант и Эраст, Дюлиж и Изабелла.

Им написаны двенадцать комедий. Они возможно и обладали рядом достоинств, но что касается художественной ценности и идейной все, же уступали трагедиям драматурга.

Одними из первых комедий были: «Тресотиниус», «Пустая ссора» и «Чудовищи», написанные в 1750 году. В 60-х годах появляется следующая группа комедий: «Ядовитый» и «Приданое обманом», «Нарцисс» и «Опекун», «Лихоимец» и «Три брата совместники». В 1772 году вышли очередные три комедии: «Вздорщица», «Рогоносец по воображению» и «Мать совместница дочери». Комедии Сумарокова служили для него, в большей степени, как средство полемики, именно поэтому большинство из них отмечены памфлетным характером.

Над своими комедиями он не работал подолгу. Это было его отличительной чертой от написания трагедий. Каждый действующий персонаж, его первых комедий, при появлении на сцене демонстрировал публике свои пороки, а сцены имели между собой механическую связь. В небольших комедиях участвовало множество действующих лиц, до 10 персонажей в каждом. Портретное сходство персонажей давало возможность современникам узнавать тех, кто служили прообразами того или иного героя. Бытовые подробности и негативные явления жизни того времени, придавали его комедиям связь с очевидной реальностью, независимо от условности изображения.

Самой сильной стороной комедий драматурга являлся их язык. Он был ярким и выразительным, часто окрашенным чертами живого говора. Это выявляло желание писателя, продемонстрировать индивидуальность речи каждого из персонажей, особенно характерную для комедий Сумарокова, написанных позже.

Часто, направленный против недругов, на поприще литературной деятельности, спорный характер первых комедий Сумаркова, легко отслеживается в комедии-памфлете «Тресотиниус». Главным действующим лицом в ней, выступает ученый-педант, в котором был изображен Тредиаковский. Образы, созданные в первых комедиях, были далеки от стандартных обобщений и носили приблизительный характер. Независимо от того, что условное изображение персонажей характерно и для второй группы комедий, их все же отличает большая глубина и ограничения в изображении. В них, весь акцент направлен на главного персонажа, все остальные герои присутствуют только лишь для раскрытия основ характера, главного. К примеру, «Опекун» - одна из комедий, где дворянин Чужехват - ростовщик и большой жулик. «Ядовитый» - несет в себе клеветника Герострата, а «Нарцисс» - комедия, про самовлюбленного щегола.

Второстепенные действующие лица - персонажи, несущие положительные характеристики и выступающие только резонаторами. Комичные образы отрицательных героев, получались у Сумаркова намного удачнее положительных. В их характерах подчеркивались сатирические и бытовые моменты, хоть еще, далеко отстоящие от истинной реальности социально-обобщенного типа.

Пожалуй, комедия «Опекун», является одной из самых лучших комедий того периода. В центре внимания, нам представляется образ дворянина - ханжи и жадины Чужехвата, обдирающего сирот, попавших под его опеку. Подлинной личностью Чужехвата явился родственник самого Сумарокова. Знаменательно, что он же снова был изображен центральным образом в других комедиях. В «Опекуне» Сумароков не демонстрирует носителя одного единственного порока, а создает сложный характер. Пред нами предстает не только скупец, который не знает совести и жалости, мы видим ханжу, невежду и развратника.

Некоторое сходство с Тартюфом, Мольера, рисует обобщенный и достаточно условный образ сатирического жанра, приуроченный порочному русскому дворянину. Дополняет раскрытие характера, речевая характеристика и бытовые мелочи. Речь Чужехвата пестрит пословицами и поговорками: «что взято, то свято», «брань на вороту не висит». В его ханжеском раскаянии, при обращении к Богу, речь наполнена церковными славянизмами: «Вем господи, яко плут и бездушник есмь и не имею ни к тебе, ни ко ближнему ни малейшей любви; одна уповая на твое человеколюбие, вопию к тебе: памяни мя, господи, во царствии твоем».

Удивительным образом, даже положительным героям, в комедиях Сумарокова, не дано жизненности. Они, в большинстве своем, выступают в роли резонаторов. Одним таким резонатором, является Валерий, в комедии «Опекун». Нарицательные имена отрицательных героев: Чужехват, Кащей, Герострат, соответствовали нравоучительным целям, характерным для классицизма.

Период 60-х и 70-х годов, характерен ростом оппозиционных настроений к просвещенному абсолютизму, среди разночинной интеллигенции и передового дворянства. Это было тем периодом, когда русская просветительная мысль обращалась к крестьянскому вопросу. В различных литературных жанрах достаточно пристально, социально обдуманно, стал разрешаться момент взаимоотношений между помещиками и крестьянами. Быт, окружающий человека, стремление к сложному раскрытию психологии характеров персонажей, в сложившихся определенных социальных условиях, характерен для самых лучших произведений драматургии второй половины века.

Первая бытовая комедия была написана Фонвизиным между 1766-1769 гг. Она имела содержание, наполненное смыслом жизни русского дворянства из провинции, и называлась - «Бригадир». Ее влияние, определенным образом, отразилось и на поздних комедиях Сумарокова. Следом за «Бригадиром» Фонвизина вышла в свет лучшая комедия в творчестве Сумарокова. Эта пьеса назвалась «Рогоносец по воображению». Она, в свою очередь, опередила появление пьесы «Недоросль» Фонвизина. Центром внимания писателя - драматурга был быт провинциальных не очень богатых помещиков Викула и Хавроньи - ограничены интересами. Они невежды, которым характерна недалекость. Однако, персонажи комедии Сумаркова, лишены стабильности в отношении к жизни. Высмеивается ограниченность и глупость этих людей, говорящих только лишь «о севе, о жнитве, о умолоте, о курах», Сумароков изображает и ряд черт, вызывающих сочувствие к персонажам, трогая зрителей их взаимной привязанностью. В данном случае, эти персонажи Сурмакова предваряют «Старосветских помещиков» Гоголя. А комедия «Рогоносец по воображению» - вершина творчества Сумарокова в этом жанре.

Поэзия Сумарокова

Творчество Сумарокова проявилось своим многообразием и в богатстве поэтического жанра. Стремясь дать эталон для всех видов поэзии, писатель сумел предусмотреть в своей работе теорию классицизма. Он создавал оды и элегии, песни и эклоги, идиллии и мадригалы, а также множество эпиграмм и притч. Основополагающими направлениями в его поэзии, являлись лирическое и сатирическое. Еще, в первые десять лет своей творческой деятельности, он начал создавать любовные песни, пользовавшиеся большим успехом у современников.

Область любовной лирики дала ему возможность несомненных открытий, обращаясь к человеку и его природным слабостям. Невзирая на условное изображение героев, в своих песнях писатель пытается раскрыть внутренний, глубинный мир и искренность чувств героев. Его лирика задушевна и простота. Она наполнена непосредственностью, с присущей ей ясностью выражения. Лирика Сумарокова, появившаяся после лирики петровского времени, в области содержания и в технике стихах, сделала огромный шаг вперед.

Он любил использовать прием антитез, чтобы по максимуму раскрыть глубину психологического состояния своих лирических героев, позволяя войти в жизнь и судьбу человеческих сердец романтизму и душевным качествам. Признавая полноценность прав любовной тематики, где чувства побеждаются рассудком, сам Сумароков очень далек от нравоучительных позиций.

«Любовь - источник и основание всякого дыхания: а вдобавок сему источник и основание поэзии»,- напишет автор в своем предисловии к «Эклогам».

Песня, «Тщетно я скрываю..., представляется одной из лучших по своей глубинной сути и искренности чувств, дополняя тонкий психологизм. Этим стихотворением автору удалось передать борьбу страстей и рассудка, тонкие переживания человеческой души и сердца.

Песни: «В роще, девки гуляли», «Прости, моя любезная, мой свет, прости» и «Отчего трепещет сердце, отчего пылает кровь», написаны им в народном духе. Помимо них создаются и военные песни, и сатирические песенки-куплеты. Пишет Сумароков и на военную тематику «О, ты, крепкий, крепкий Бендер град». В своих песнях он применяет разные стихотворные размеры, повторяя в ритмике ряда песен народный стиль.

Сумароков, писавший оды и псалмы, стал образцом разнообразных жанров поэзии. Развитие последующего стихотворства, было, определенным образом, обусловлено влиянием его поэзии. В области лирической поэзии его учениками стали Н. Львов и Нелединский-Мелецкий и др.

Однако читающая публика намного большее предпочтение отдавала поэзии Сумарокова, состоящей из сатирической тематики, а также его эпиграммам, притчам, и сатирам. «Притчи его почитаются сокровищем российского Парнаса, В сем роде стихотворения далеко превосходит он Федра и де ла Фонтена» - писал Н. И. Новиков.

Совершенно справедливо, исследователи указывают на открытие Сумароковым жанра басни, специально для русской литературы, придав ей тот вид, в котором она жила и живет с тех пор. Им написаны 374 притчи - вольным разностопным ямбом, впоследствии, ставшим классическим размером басни в России. Его басни - как живые сатирические рассказы, в которых подвергались осмеянию и осуждению неустройства нашей русской жизни, и их персонажи - конкретные носители пороков, в том числе и политические.

Сумароковым был, затронут каждый слой русского общества. Осуждаемые автором цари - это его львы, о которых он свободно рассуждает в «Болване» и «Пире у льва». Практически все его сатирические произведения направлены против взяточников и вельмож, подьячих и бюрократов. Неумолимому осуждению, в его баснях, подвергаются российские дворяне и невежественные, жестокие помещики-крепостники в «Высокомерной мухе» и «Сатире и гнусных людях», а также всевозможные чиновники.

Ненависть писателя к подьячим, так была описана Белинским: «Каков бы ни был талант Сумарокова, но его сатирические нападки на «крапивное семя» наверняка по праву будут почетно упоминаться от историка русской литературы».

Жесткая сатира басен Сумарокова, вызывала необходимость обращения к очевидным жизненным историям, а притчи наполнены сценами, взятыми из самой жизни, сопровождаясь остроумными и меткими деталями быта. Непосредственно, в сатирическом жанре творчества драматурга была заложена тенденция реализма. Басни Сумарокова совершенно, разнообразны по своей тематике, но в каждой их низ осмеивается ханжество и скупость. То в лице купеческой вдовы из притчи «Безногий солдат», то в обычае кулачного боя в «Кулачном бою». Сумароков рисует смешную сценку в которой, жена-спорщица, донимает своей сварливостью мужа, оспаривая очевидное, в «Спорщице».

Большинство сюжетов для притч Сумарокова не новы по своей тематике. Подобные темы, прежде уже встречались у Эзопа, Лафонтена и Федра, но именно басни Сумарокова отличает и содержание, и стиль, и новый басенный размер. Они наполнены злободневностью, и обращают свое внимание к российской действительности, с отличительной резкостью в нападках и намерено простом и грубом слоге. Такой подход и предусмотрен басенным жанром «низкого духа». Подобная резкость в тоне и грубость слога, с нарисованными картинами, была вызвана желанием вскрыть пороки реальной действительности. Это отчетливо отличало манеру басен Сумарокова от западных сатириков.

Читая притчи драматурга, отчетливо чувствуется сочный и живой язык, приближенный к просторечному, пестрящий поговорками. Притчи, написанные с их помощью, легли в основу двух книг Сумарокова, которые так и назывались: «Притчи Александра Сумарокова» и издались в 1762 и в 1769 гг. Творчеству Сумарокова, в басенном искусстве, следовали его ученики и современники: М. Херасков, А. Ржевский, И. Богданович, и др.

Пафос обличения свойственен всем произведениям Сумарокова. Им наполнена и его сатира, написанная живой речью в стихах. В сатире писатель расширяет и продолжает линию Кантемира в «О благородстве» и по своей теме, и по направленности - поднимается на уровень сатиры «Филарет и Евгений». Произведения направлены на осмеяние дворянства, которое напоказ выставляет свое «благородство» и «дворянский титул». Написанная, вольным ямбом, как и притча, одна из лучших сатир Сумаркова «Наставление сыну». В ней он остро и колко изображает старого хитреца подьячего, который, будучи при смерти учит своего сына, как можно быть счастливым в жизни, следуя примеру отца - не идти прямым путем. Остальные сатирические произведения автора, написаны размером александрийского стиха.

Против, засоряющего прелесть русского языка галломанствующего дворянства, выступает Сумароков и в своей сатире «О французском языке». Особенно интересен его «Хор ко превратному свету», сатирическое произведение, написанное Сумароковым под заказ. Он создавался для маскарада «Торжествующая Минерва», устраиваемого в Москве. Маскарад был приурочен восшествию на престол Екатерины II, и состоялся в 1763 г. на Масленицу. Однако, такая сатирическая острота и злободневность «Хора», Сумарокова, была допущена только в сокращенном варианте. Рассказывая об идеальной заморской стране с ее порядками, достойными похвалы, автор повествует о беспорядках, и неустройствах, которые очевидно и болезненно царят в его стране.

«Хор» - близок своим стихотворным складом к русской народной песне. Это произведение, заслуженно занимает почетное место в сатирическом и обличительном стилевом направлении русской литературы XVIII века. Всегда считавший крепостное право, необходимой мерой, Сумароков выступал против чрезмерной жестокости помещиков, которые злоупотребляют своей властью над крестьянами. Острота сатиры в «Хоре» хорошо ощущалась современниками. Впервые, «Хор» был напечатан целиком только в 1787 году, Н. И. Новиковым, в собрании сочинений Сумарокова, после его кончины. Спустя несколько десятилетий, в 40-х годах XIX в сатирические произведения Сумарокова стали печататься в сокращенном виде.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Сумарокова Александра Петровича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Ярчайшим представителем классицистической явился Александр Сумароков (1717 – 1777). Однако уже в его творчестве намечаются отличия от высокого «штиля», который декларировал . В «высокую трагедию» он вводил элементы среднего и даже низкого стиля. Причина такого творческого подхода заключалась в том, что драматург стремился придать жизненность своим творениям, вступая в конфликт с предшествующей литературной традицией.

Цель творчества и идеи пьес Сумарокова

Принадлежащий к древнему дворянскому роду и воспитанный на идеалах благородства и чести, он считал, что все дворяне должны соответствовать этой высокой планке. Обучение в Шляхетском корпусе, дружба и общение с другими молодыми дворянами-идеалистами только укрепило эту его мысль. Но действительность не соответствовала мечтам. Драматург повсеместно встречал в высшем свете леность, трусость, был окружен интригами и лестью. Это очень злило его. Необузданный характер молодого таланта часто приводил сочинителя к конфликтам с дворянским обществом. Например, Александр мог запросто швырнуть тяжелым стаканом в помещика, который с упоением рассказывал о том, как он наказывает своих крепостных. Но будущему гению многое сходило с рук, поскольку он снискал славу придворного поэта и пользовался покровительством монархов.

А.П.Сумароков, худ. Ф.Рокотов

Целью своего творчества – и драматургии, и поэзии – Сумароков считал воспитание у дворян благородных черт характера. Он рисковал даже поучать монарших особ, поскольку они не соответствовали нарисованному им идеалу. Постепенно менторство автора стало вызывать раздражение у двора. Если в начале своей карьеры драматург обладал особой неприкосновенностью, то под конец жизни драматург лишился покровительства даже Екатерины II, так и не простившей ему злобных эпиграмм и посланий. Умер Александр Петрович в одиночестве и нищете на 61-ом году жизни.

Его драматургия носила откровенно дидактический характер. Но это не значит, что она была неинтересна или неоригинальна. Пьесы Сумарокова написаны блестящим языком. Драматург снискал у современников славу

«северного Расина», «наперсника Буало», «российского Мольера».

Конечно, в этих пьесах наблюдается некоторая подражательность западным классицистам, но избежать этого было практически невозможно. Хотя русская драматургия 18 века была глубоко оригинальной, она не могла не использовать лучшие западные образцы для создание русских драматических произведений

Трагедии Сумарокова

Перу Александра Петровича принадлежит 9 трагедий. Литературоведы разделяют их на две группы.

В первую входят трагедии, написанные в 1740-1750 года.

Это «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), «Аристона» (1750), «Семира» (1751), «Димиза» (1758).

Вторая группа трагедий была написана после 10-летнего перерыва:

«Ярополк и Димиза» (1768) (переработанная «Димиза» 1958 г.) «Вышеслав» (1768), «Димитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774).

От трагедии к трагедии тираноборческий пафос произведений автора увеличивается. Герои трагедий в соответствии с эстетикой четко делятся на положительных и отрицательных. В трагедиях практически минимум действий. Основную часть времени занимают монологи главных героев, зачастую обращенные к зрителю, а не к происходящему на сцене. В монологах автор со свойственной ему прямотой излагает свои нравоучительные мысли и принципы морали. За счет этого трагедии проигрывают в динамике, но суть пьесы оказывается заключенной не в действиях, а в речах героев.

Первая пьеса «Хорев» была написана и поставлена драматургом еще в годы обучения в Шляхетском корпусе. Она быстро снискала признание и популярность. Ее любила смотреть сама императрица Елизавета Петровна. Действие пьесы перенесено в эпоху Киевской Руси. Но «историчность» пьесы весьма условна, это всего лишь ширма для высказывания вполне современных для эпохи драматурга мыслей. Именно в этой пьесе автор утверждает, что не народ создан для монарха, а монарх существует для народа.

В трагедии воплощен характерный для Сумарокова конфликт между личным и общественным, между желанием и долгом. Главный герой пьесы – киевский царь Кий – сам повинен в трагической развязке конфликта. Желая проверить верность своего подданного Хорева, он поручает ему выступить против отца его возлюбленной Осмельды – Завлоха, некогда изгнанного из Киева. Финал трагедии мог бы быть и счастливым (как в вольном переводе «Гамлета» с измененной концовкой), но придворные козни губят возлюбленных. По мысли Александр Петровича, виной этому – деспотизм и спесь царя.

Наибольшее воплощение тираноборческая мысль получила в его последней трагедии – «Димитрий Самозванец». В пьесе содержатся прямые призывы к свержению царской власти, изложенные устами второстепенных персонажей: Шуйского, Пармена, Ксении, Георгия. Насколько сильный резонанс вызвала публикация и постановка трагедии, можно судить по реакции Екатерины II, прочитавшей сочинение и сказавшей, что это «на редкость вредная книжонка». В то же время эта трагедия шла в театрах вплоть до 20-х годов XIX века.

Комедии Сумарокова

Комедии автора, несмотря на то, что по своим художественным особенностям они слабее «высоких трагедий», имеют большое значение становлении и развитии русской драматургии. Как и трагедии, его комедийные пьесы написаны с «воспитательными», просветительскими целями, отличаются обличительным пафосом. Комедии, в отличие от трагедий, написаны прозой и не очень велики по объему (1-2, реже 3 акта). Они зачастую лишены четкой фабулы, происходящее в них похоже на фарс. Действующими лицами комедий драматурга являются люди, замеченные им в обычной жизни: попы, судьи, крестьяне, солдаты и т.д.

Самой сильной стороной комедий являлся их пестрый и глубоко оригинальный язык. Несмотря на то, что автор тратил на создание комедий гораздо меньше времени, чем на трагедии, ему удалось передать колорит современной ему народной жизни. Из 12 комедий, им написанных, наибольшую известность получила комедия под названием. «Рогоносец по воображению», в которой драматург высмеивал дремучесть и деспотизм помещиков.

О значении деятельности драматурга в создании и становлении русского театра —

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Сумароков Александр Петрович

Сумароков Александр Петрович (1717 — 1777), поэт, драматург. Родился 14 ноября (25 н. с.) в Москве в старинной дворянской семье. До пятнадцати лет обучался и воспитывался дома.

В 1732 — 40 учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи, подражая Тредиаковскому. Служил адъютантом у графа Г. Головкина и графа А. Разумовского и продолжал писать, в это время испытывая сильное влияние од Ломоносова.

Через некоторое время находит собственный жанр — любовные песни, которые получили признание публики и расходились в списках. Он разрабатывает поэтические приемы изображения душевной жизни и психологических конфликтов, позднее примененные им в трагедиях.

Лирика Сумарокова была неодобрительно встречена Ломоносовым, сторонником гражданственной тематики. Полемика между Ломоносовым и Сумароковым по вопросам поэтического стиля представляла важный этап в развитии русского классицизма.

От любовных песен Сумароков переходит к стихотворным трагедиям — «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750). В этих произведениях впервые в истории русского театра были использованы достижения французской и немецкой просветительской драматургии. Сумароков соединил в них личные, любовные темы с общественной и философской проблематикой. Появление трагедий послужило стимулом для создания Российского театра, директором которого стал Сумароков (1756 — 61).

В 1759 издавал первый русский литературный журнал «Трудолюбивая пчела», выступавший на стороне придворной группы, которая ориентировалась на будущую императрицу Екатерину II.

В начале царствования Екатерины II литературная слава Сумарокова достигает зенита. Молодые сатирики, группировавшиеся вокруг Н. Новикова и Фонвизина, поддерживают Сумарокова, который пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными.

В 1770, после переезда в Москву, Сумароков вступает в конфликт с московским главнокомандующим П. Салтыковым. Императрица приняла сторону Салтыкова, на что Сумароков ответил издевательским письмом. Все это ухудшило его общественно-литературное положение.

В 1770-е он создал лучшие свои комедии («Рогоносец по воображению», «Вздорщица», 1772) и трагедии «Дмитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774). Участвовал как постановщик в работе театра при Московском университете, издал сборники «Сатиры» (1774), «Элегии» (1774).

Последние годы жизни отмечены материальными лишениями, утратой популярности, что привело к пристрастию к спиртным напиткам. Это и явилось причиной смерти Сумарокова 1 октября (12 н. с.) 1777 в Москве.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.